Реферат по предмету "Менеджмент"


Виды и организация мониторинга

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Сферы применениямониторинга      
2. Виды мониторинга
2.1 Виды мониторинга поцелям
2.2 Виды мониторинга пооснованиям экспертизы
3. Организациямониторинга       
3.1 Принципы
3.2 Факторы и условия        
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение должного качества производственного процесса достигается благодаряобъективной информации о функционировании и развитии всех элементовпроизводственной системы, получаемой в мониторинговом режиме.
В разных видах человеческой деятельности издавна применяетсянаблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном,целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающейдействительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средойбыли даны еще в первом веке нашей эры. Тридцать семь томов «Естественнойистории» Гая Секунда Плиния (старшего) содержат сведения по астрономии,физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории.Они стали наиболее полной энциклопедией вплоть до эпохи средневековья. Многопозднее, в XX веке, в науке возник термин мониторинг для обозначения повторныхцеленаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающейсреды в пространстве и времени.
Это понятие не имеет точного, однозначного толкования,поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. «Мониторинг»- это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременнойи качественной информацией. В данной публикации мониторинг рассматривается как системасбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательнойсистеме или отдельных ее элементах, ориентированная на информационноеобеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любоймомент времени и может обеспечить прогноз его развития.
1.Сферы применения мониторинга
Выделяют несколько оснований для классификации системмониторинга:
1.   По областямприменения (в экологии ибиологии, медицине, экономике и бизнесе, в промышленности и образовании).
2.   По средствампроведения (бываетмониторинг педагогический, психологический, социологический, медицинский,демографический).
3.   По способам сбораинформации:
o  первая группа включает те его виды, при которыхвозможно непосредственное описание объектов без каких-либо измерений;
o  вторая группа — виды, требующие непосредственногофизического измерения параметров объектов;
o  третья группа — виды мониторинга, в ходе которогоизмерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошоразработанных и общепринятых критериев или индикаторов;
o  четвертая группа включает виды, при которых измерениепроводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования,использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.
Другими источниками для классификаций могут стать данные опотенциальных пользователях, способах распространения информации, времени реализации,широте охвата.
2.Виды мониторинга 2.1 Виды мониторинга по целям
Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространениеинформации и не предусматривает специально организованного обследования наэтапе сбора информации.
Базовыйвыявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфереуправления.
Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей,типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот видмониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:
·      проблемныйфункционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера,посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временнымирамками;
·      проблемныйразвития завершается после решения задачи, хотя количество параллельносуществующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность — динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должнырешаться в узких временных рамках.
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствийи вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот видмониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когдазадачей становится построение систем оценок для определения динамики, качествавлияния внешних или внутренних факторов.
2.2 Видымониторинга по основаниям экспертизы
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того илииного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательныхсистем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичногообследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании.Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок инедоразумений.
3.Организация мониторинга 3.1 Принципы
К мониторингу должны предъявляться определенные требования,которые можно сформулировать в виде принципов.
Первый- объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные,получаемые в ходе информационного обмена между учебными элементами,непосредственно участвующими в производственном процессе и органами управленияим. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легкопроверены. Информация, предоставляемая в обратном направлении, также должнабыть конкретной и полезной.
Второй- сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживаниерезультатов функционирования системы предполагает не только констатацию еесостояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможностьсравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, наоснове одинаковых эмпирических показателей.
Третий- адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешнихусловий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценкувлияния различных внешних факторов на осуществление производственного процесса.Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенныхисследований.
Четвертый — прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющихпрогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достиженияпоставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
Можно добавить пятый принцип — целевого назначения, которыйпредполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначеннойцели осуществляемой деятельности. 3.2 Факторы иусловия
При проведении измерений в системах результаты частооказываются смещенными, искаженными, неверно или неточно отражающими реальное состояниедел. Ниже приведен перечень факторов, знание которых необходимо при организациимониторинга и анализе его результатов.
Они могут быть условно разбиты на четыре группы (по Г.П.Щедровицкому):
·          контролируемыепри проведении измерения;
·          контролируемыепри определенных условиях;
·          неконтролируемые,но учитываемые;
·          неконтролируемыеи неучитываемые.
1. Качество инструментария — контролируемый при проведенииэксперимента фактор. Общеметодологическими требованиями к инструменту остаютсявалидность, надежность, удобство использования, соответствие целямобследования, корректность статистических процедур, стандартизированность,апробированность и др.
2. Профессионализм и подготовленность специалистов. Этофактор, контролируемый при проведении обследования. Процесс измеренияразбивается, как правило, на несколько этапов: создание инструментария,проведение измерения, интерпретация результатов, подготовка рекомендаций,которые могут быть реализованы разными специалистами.
3. Изменение экспертов в процессе измерения. Данный факторотносится к контролируемым при определенных условиях. Причина этих изменений — научение, появление опыта, согласование позиций, когда мнение одного болееавторитетного эксперта начинает смещать оценки других.
4. Статистическая регрессия: вариант искажения результатов впроцессе проведения обследования подробно описан Кэмпбеллом.
5. Цикличность. Социальные процессы носят ярко выраженныйцикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитыватьи эти факторы.
6. Отбор испытуемых. Варианты отбора и формированиеэкспериментальных групп — несомненно, один из центральных факторов, контроль закоторым позволяет не только выровнять оценки, но и решить проблему распространениярезультатов обследования на более широкую популяцию.
7. Значимость индикатора и его смещение. В том случае, еслисуществует индикатор, значимый для испытуемых (и он им известен), указанный индикаториспытывает неосознанное или осознаваемое воздействие со стороны испытуемых иначинает смещаться.
8. Нарушение в информационных потоках. Проводя измерения всоциальных системах, мы априори предполагаем, что объект измерения обладает какойто значимой информацией, специальное знакомство с которой при измерении непредполагается. Но может быть так, что часть этой информации отсутствует иливладение ею недостаточно.
9. Различные мотивации участников в естественных условиях.При изучении социальных систем достаточно привлекательной выглядит возможностьполучения информации в естественных условиях. Однако часто оказывается, чтоодни и те же действия, реализуемые в ситуациях управления, осуществляются снеодинаковыми целями.
10. Эффект повторного измерения. Если какое-либо задание ужевыполнялось, это скажется при его повторении. Вопрос том, при каких условиях мыможем считать такие влияния достаточно малыми с точки зрения их воздействия наконечный результат измерения.
11. Изменения группы под влиянием отношений окружающих,вызванных экспериментальным воздействием. Попадая в те или иные экспериментальныеусловия, люди начинают оценивать свое положение относительно тех, кто в такиеусловия не попал. Если эти оценки активно поддерживаются окружением иреферентными окружающими, то у представителей этой группы начинаетвырабатываться иная система оценивания.
12. Групповая фальсификация результатов. Методологииклассического эксперимента знает ситуацию, когда респонденты договариваются,какие оценки будут давать. Эта достаточно редкая ситуация возникает, когда нетнепосредственного личного взаимодействия между «объектом» измерения итем, кто его проводит.
13. Изменение группы в процессе проведения эксперимента. Этиизменения могут носить как случайный, так и систематический характер. Они могутбыть естественными и спровоцированными.
14. Естественное развитие. В процессе эксперимента происходитестественное развитие как всей группы, так и ее отдельных членов. Причем чемменьше дети, тем динамика их развития больше.
15. Разные события для разных групп. Экспериментальные илисравнительные группы, отобранные для измерения, проживают собственную жизнь,наполненную событиями, определяющими процесс групповой динамики, и протекающуювне временной и территориальной зон эксперимента. Существует опасность, чторазличные воздействия в межэксперментальный период вызовут различные смещенияоценок.
16. Различия во внутренней жизни групп. Кроме внешнихсобытий, которые могут оказать существенное влияние на результаты, существует иобъективные закономерности жизни группы, связанные с ее морфологией и определяющиекачественные изменения, различные в каждом конкретном случае.
17. Различия в скорости протекания внутригрупповых процессов.Экспериментальное или управленческое воздействия на ту или иную группу могутдать одинаковый эффект. В одних группах он может проявиться быстро, и,соответственно, его можно зафиксировать. Другие группы преодолевают достаточнодлительный период адаптации, прежде чем появится эффект, на которыйрассчитывали инициаторы воздействия. Существует реальная опасностьзафиксировать отсутствие эффекта, хотя он еще просто не проявился.
18. Условия, вызывающие реакцию на эксперимент. Реальныеизменения, наблюдаемые в условиях и вне эксперимента, могут оказатьсянеэквивалентными.
19. Интерференция воздействий возникает, когда один и тот жеиспытуемый подвергается различным воздействиям, разнесенным по времени.
20. Синергизм. В случае совместного проявления некоторыхвоздействий, одно из которых может носить естественный, а другоеэкспериментальный (отслеживаемый) характер, эффект может значительно превзойтипредполагаемые и вероятные эффекты каждого из них. При этом существует опасностьвосприятия эксперимента как неудавшегося, поиск ошибок или третьеговоздействия.
21. Компенсаторность. Один эффект может компенсироватьдругой: два или несколько воздействий, проявляясь одновременно, могутскомпенсировать эффект, который вызывается иными событиями. Примером повышениесубъективных оценок уровня удовлетворенности заработной платой при наличиидополнительных возможностей для творчества.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. МонографияА.Н. Майорова «Мониторинг в образовании» (СПб., 2002) (Разделы I, II,III, IV, V, VII);
2. М.И.Иродова, Т.А. Степановой, О.Ф. Рожковой, В.В. Юдина «Использование системымониторинга для управления НПО в условиях рынка» (Ярославль, 2004 г.)(Разделы V, VI);


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.