--PAGE_BREAK--Глава 1. Понятие, классификация и виды рисков
При осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступления планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.
Классификатор рисков денежных потерь можно осуществить по различным признакам.
В зависимости от вида хозяйственной деятельности – предпринимательский (производственный, коммерческий, финансовый) и потребительский.
По признаку проявления – спекулятивный, простой (чистый);
В зависимости от вида финансового посредничества – инвестиционный, страховой, банковский.
Производственный риск возникает в процессе производственной деятельности. Причинами производственного риска являются: снижение планируемого объема производства, рост материальных, трудовых затрат и др.
Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска – уменьшение планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др.
Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска – инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.
Финансовых менеджеров интересуют в первую очередь предпринимательские риски. Понятно, что производственное и финансовое предпринимательство – разные по своей сути понятия. Поэтому многое зависит от того, является ли или не является данное предприятие профессиональным участником финансового рынка.
Рассмотрим чистые (простые) и спекулятивные предпринимательские риски. Чистыми называют риски, которые определяют возможность получения убытка или «нулевого» результата; такой риск рассчитан только на проигрыш. Спекулятивные же риски выражают возможность получения как положительного, так и отрицательного результата.
Денежные расходы, убытки и потери чаще всего являются результатом финансового предпринимательства (предпринимательства на финансовом рынке). Следовательно, финансовое предпринимательство – это то же коммерческое предпринимательство, но товаром выступают денежные средства. Поэтому финансовые риски – это риски спекулятивные.
Для предприятий, основная деятельность которых не связана с финансовым риском, финансовый риск- это разновидность предпринимательского риска и означает угрозу денежных потерь вообще. Их финансовый риск по типу объекты подразделяется на имущественный риск и риск, связанный с обязательствами. Имущественный риск – это угроза потери любой части собственного имущества. Риск, связанный с обязательствами – это риск финансовых убытков, если действиями данной фирмы или ее отдельным служащим будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу.
Для предприятий – профессиональный участников кредитного рынка финансовый риск это одна из разновидностей соответственно банковских, страховых или инвестиционных рисков. Например, банковские риски представляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций. Они имеют достаточно сложную структуру и обычно делятся на внешние (страновой, валютный и т.д.) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски связанные со спецификой клиента и т.д.)
Предприятия кредитного рынка финансовый риск обязывает учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность клиента финансовой сделки, угроза невозврата кредита, общее ухудшение финансового положения клиента. Таким образом, под финансовым риском на рыке ссудных капиталов обычно подразумевается та разновидность их общих рисков, которая связана с угрозой невыполнения обязательств клиентами по причине их несостоятельности.
Рассмотрим подробную классификацию финансовых рисков предприятий, занимающихся производственной и торговой деятельностью. Принято различать следующие разновидности их финансового риска: кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной выгоды, инвестиционный риск, налоговой риск.
Кредитный риск – опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.
Процентный риск– опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита.
Валютные рискипредставляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении биржевых спекуляций и различных внешнеэкономических операций.
Риск упущенной выгоды– вероятность наступления косвенного ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.
Инвестиционный риск – это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Он присущ практически всем типам предприятий и неизбежен, поскольку инвестируя сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отказывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, знает заранее, что возможны два вида результатов: доход или убыток.
Налоговый риск включает следующие опасности: невозможность получения налогового кредита; изменение налогового законодательства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования отдельных льгот или применения конкретный санкций.
Глава 2. Политика управления финансовыми рисками.
2.1. Методы управления финансовым риском
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.
В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.
Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.
Кроме того, общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.
1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.
2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает определенный набор превентивных и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.
3. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля.
Для страхования характерны целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств. Страхование как метод управления риском означает два вида действий: 1) перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование); 2) обращение за помощью к страховой фирме.
Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой.
4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.
При выборе конкретного средства размещения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:
· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
· нельзя рисковать многим ради малого;
· следует предугадывать последствия риска.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.
2.2. Процесс управления риском.
Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.
1. Определение цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае внутренней среды. В качестве внешней среды предприятия рассматривают две группы факторов: прямого (поставщиков, покупателей, государство) и косвенного (состояние экономики, политические факторы, достижения НТР) воздействия. К положительным факторам внутренней среды относят: наличие специальной службы «экономической безопасности», системы «экономического предупреждения», которая предотвращает все непредусмотренные расходы.
2. Следующим шагом является выяснение риска при помощи сбора различной информации и использования официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п.
3. Анализ (оценка) риска. После того, как убыток уже имел место, следующим шагом будет определение его серьезности.
4. Выбор методов управления риском. В соответствии с результатами предыдущих исследований осуществляется выбор того или иного метода управления риском. Возможна также комбинация из нескольких методов.
5. Применение выбранного метода – принятие конкретных шагов по применению того или иного метода. Например, если избранным методом является страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового полиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависимости от их специализации в области страховых рисков, и далее выбирается наиболее оптимальная по времени и цене и обеспечению форма страхового полиса.
6. Следующий шаг в процессе управления финансовым риском – оценка результатов. Для этого необходима хорошо отлаженная система точной информации, дающая возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.
Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает в качестве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
При проведении анализа рисков прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть: хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.
Анализ рисков подразделяют на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализпредставляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача – определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает и т.д.
Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.
Проведя анализ риска, следует определить степень риска.
Риск может быть:
· допустимым – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
· критическим – возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;
· катастрофическим – возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.
Количественный анализ – это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.
Иногда качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи с этим следует уделить внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.
В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери – это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Отсюда анализ риска прежде всего связан с изучением потерь.
Говоря о том, что риск измеряется величиной возможных, вероятных потерь, следует учитывать случайный характер таких потерь. Вероятность наступления события может быть определена объективным методом и субъективным.
Объективным методом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие.
Субъективный метод базируется на использовании субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относится суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т.п.
Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь.
Построение кривой – чрезвычайно сложная задача, требующая от служащих, занимающихся вопросами финансового риска, достаточного опыта и знаний. Для построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска) применяются различные способы: статистический, анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий. Среди них следует особо выделить три: статистический способ, метод экспертных оценок, аналитический способ.
Суть статистического способа заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливаются величина и частотность получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.
Главные инструменты статистического метода расчета финансового риска: вариация, дисперсия и стандартное (среднеквадратическое) отклонение.
Вариация – изменение количественных показателей при переходе от одного варианта результата к другому.
Дисперсия – мера отклонения фактического знания от его среднего значения.
Таким образом, величина риска, или степень риска, может быть измерена двумя критериями: среднее ожидаемое значение, колеблемость (изменчивость) возможного результата.
Среднее ожидаемое значение – это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Оно является средневзвешенной всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты, или веса, соответствующего значения. Таким образом вычисляется тот результат, который предположительно ожидается.
Частота (вероятность) возникновения некоторого уровня потерь находится по формуле:
F=N1/N2;
где F– частота (вероятность) возникновения событий, уровня потерь;
N1– число случаев наступления конкретного уровня потерь;
N2– общее число случаев в статистической выборке.
Среднее ожидаемое значение находят по формуле:
k=Σui=1R*F,
где k- среднее ожидаемое значение события;
R– фактическое значение события;
F– частота (вероятность) возникновения событий, уровня потерь.
Таким образом, среднее ожидаемое значение события равно произведению суммы фактических значений (Ri) на соответствующие вероятности (Fi).
Дисперсия рассчитывается по формуле:
Дисперсия =Σni=1(R-k)2*F,
Таким образом, дисперсия рассчитывается как произведение суммы квадратов разниц между фактическим и средним ожидаемым значением события на соответствующие вероятности.
Анализ целесообразности затраториентирован на идентификацию потенциальных зон риска с учетом показателей финансовой устойчивости фирмы. В данном случае можно просто обойтись стандартными приемами финансового анализа результатов деятельности основного предприятия и деятельности его контрагентов (банка, инвестиционного фонда, инвестора, покупателя и т.п.)
Метод экспертных оценок обычно реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Он отличается от статистического лишь методом сбора информации для построения кривой риска.
Данный способ предполагает сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами вероятностей возникновения различных уровней потерь. Эти оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если количество показателей оценки невелико.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Аналитический способпостроения кривой риска наиболее сложен, поскольку лежащие в основе его элементы теории игр доступны только очень узким специалистам. Чаще используется подвид аналитического метода – анализ чувствительности модели.
Анализ чувствительности модели состоит из следующих шагов: выбор ключевого показателя, относительно которого и производится оценка чувствительности; выбор факторов; расчет значений ключевого показателя на различных этапах осуществления проекта. Сформированные таким путем последовательности затрат и поступлений финансовых ресурсов дают возможность определить потоки фондов денежных средств для каждого момента, т.е. определить показатели эффективности. Строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранных результирующих показателей от величины исходных параметров. Сопоставляя между собой полученные диаграммы, можно определить так называемые ключевые показатели, в наибольшей степени влияющие на оценку доходности проекта.
Анализ чувствительности имеет серьезные недостатки: он не является всеобъемлющим и не уточняет вероятность осуществления альтернативных проектов.
Метод аналогий при анализе риска нового проекта весьма полезен, так как в данном случае исследуются данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов финансового риска на другие аналогичные проекты других конкурирующих предприятий.
Индексация представляет собой способ сохранения реальной величины денежных ресурсов (капитала) и доходности в условиях инфляции. В основе ее лежит использование индексов.
2.3. Способы снижения финансового риска.
Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Назовем четыре универсальных способа снижения любого вида финансового риска:
1. распределение риска между участниками проекта;
2. самострахование (передача части риска всем соискателям прибыли от данного проекта);
3. страхование (заключение договора со специализированной страховой фирмой);
4. резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
В связи с этим финансовый менеджер должен уметь производить элементарные расчеты сумм страховки, страхового возмещения, тяжести ущерба для фирмы, занимающейся самострахованием и прибегающей к услугам посредников. Например, если применяется система пропорциональной ответственности, то величина страхового возмещения (Р) может быть найдена следующим образом:
Р=S*W/R,
Где S– страховая сумма по договору;
W– фактическая сумма ущерба;
R — стоимостная оценка объекта страхования.
Практически такие же расчеты производятся при страховании по системе первого риска.
Следует также сказать, что основным способом уменьшения риска в условиях рыночной экономики является диверсификация. Хотя не всякий риск можно уменьшить при помощи диверсификации. Поэтому в зависимости от степени диверсификации риски делятся на недиверсифицируемые (несистематические) и диверсифицируемые (систематические).
2.4 Способы снижения отдельных видов рисков.
Кредитный риск. Даже устойчивые предприятия могут столкнуться со временным снижением доходов из-за краткосрочного падения спроса на их товары и услуги и т.п. Поэтому без кредитования основной деятельности или капитальных вложений невозможно существование предприятий в рыночной экономике. Для предупреждения этого риска обычно используют следующие способы: регулярная оценка платежеспособности предприятия; уменьшение размеров получаемых кредитов; страхование кредитов и т.п.
Процентный риск. Методы снижения процентного риска, с одной стороны, подобны методам снижения кредитного риска, с другой стороны, подобны методам снижения риска финансовых инвестиций – свопам, фьючерсным контрактам, опционам и т.д.
Налоговый риск. Управление налоговым риском не представляет сложностей для планирования, прогнозирования и организации: следует использовать все способы законного уклонения от налогов, консультации аудиторов, организовать своевременную замену устаревшей законодательной информации и т.п.
Валютный риск. Для снижения валютного риска могут быть использованы такие приемы: получение кредитов в различных валютах, форвардные контракты, страхование валютного риска, ускорение оборота валюты, работа с несколькими видами валюта (диверсификация), и конечно, использование валютных опционов, фьючерсов, форвардных контрактов и т.п., включая хеджирование.
Инвестиционный риск. Под инвестициями принято понимать использование капитала в двух направлениях: реальные инвестиции – вложение средств в материальные активы; финансовые инвестиции.
Инвестиционный риск всегда сопутствует выбору вариантов, а выбор вариантов вложений всегда связан со значительной неопределенностью, т.е. возникает так называемый риск нежизнеспособности проекта. При этом следует максимально снизить влияние других видов рисков: кредитного, валютного и т.д. Для этого решения этой задачи следует количественно определить общую величину финансового риска на основе сравнения альтернативных вариантов. Считается, что оценка риска инвестиционных рисков вообще и финансовых инвестиций в частности является одной из самых типичных и самых разработанных с точки зрения применения стандартного математического и статистического инструментария. Поэтому нам следует привести эти расчеты более подробно на основе вышеизложенной теории.
Инвестиционный риск делят на две категории: систематический и несистематический.
Систематический риск связан с общей экономической и политической ситуацией в стране и даже мире, ростом цен на ресурсы, общерыночным падением цен на все финансовые активы.
К категории систематических относятся: риск изменения процентной ставки, риск падения общерыночных цен и риск инфляции.
К категории несистематических относят риск ликвидности, отраслевой и финансовый риск предприятия – объекта инвестиций.
Риск ликвидности связан с возможной задержкой в реализации вновь приобретенной ценной бумаги на рынке.
Финансовый риск предприятия-эмитента определяется, если осуществляются финансовые инвестиции путем приобретения чужих ценных бумаг. При этом финансовый риск определяют как угрозу получения убытков в связи с нерентабельностью или банкротством эмитента ценных бумаг. Финансовое положение предприятия-эмитента в существенной степени определяется соотношением собственных и заемных средств. Дело в том, что заемные средства – достаточно выгодный источник финансирования деятельности корпорации, поскольку сумма процентов, выплачиваемых за кредит, как правило (особенно в условиях стабильной экономики), меньше стоимости выпуска и размещения дополнительного тиража акций и облигаций. В то же время, чем больше доля заемных средств, тем выше риск акционеров данной корпорации остаться без дивидендов, поскольку значительная доля чистой прибыли уйдет на уплату банку процентов по долгу. При банкротстве предприятия вся сумма, полученная от реализации активов, пойдет на уплату долга и возмещать инвестированные средства акционерам будет нечем.
Риск финансовых инвестиций является разновидностью инвестиционных рисков. Под риском финансовых инвестиций понимают риск инвестирования денег в ценные бумаги, вероятность получения убытков или недополучения ожидаемого дохода от этих операций.
Осуществляя финансовые инвестиции, предприятия преследуют одну цель – получить доход, приумножить капитал или хотя бы сохранить его на прежнем уровне.
Объем убытка при прямых инвестициях, как правило, равен объему венчурного капитала. При портфельных инвестициях объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала. Соотношение максимально возможного объема убытка и объем собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, которая измеряется с помощью коэффициента риска:
Kr=Qm/P,
Где Kr– коэффициент риска,
Qm– максимально возможная сумма убытка,
P– объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств.
Систематический инвестиционный риск достаточно точно прогнозируется фундаментальными методами изучения рыночной конъюнктуры. Анализ конъюнктуры предполагает отслеживание как текущего состояния рынка, так и прогноз его развития. Наблюдение, оценка и выявление тенденций движения рынка объединены понятием «мониторинг».
Несистематический инвестиционный риск связан с финансовым положением конкретного эмитента ценных бумаг. Оценка его требует определенных усилий как со стороны посредников рынка финансовых активов, так и со стороны инвесторов. Ведь всегда существует вероятность того, что эмитент не сможет выкупить облигации, когда подойдет срок погашения займа, а акционерное общество обанкротится или не сможет заплатить дивиденды.
Если систематические риски изучаются специалистами, то степень несистематического риска может оценить практически каждый инвестор.
Полное исключение риска – явление крайне редкое в финансовой деятельности предприятий.
Для снижения риска финансового инвестирования предприятие обычно применяет такие способы, как диверсификация, приобретение дополнительной информации о точности выбора и результатах, лимитирование, страхование (хеджирование, арбитраж) и т.п.
2.5 Сущность и содержание риск-менеджмента.
В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.
Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом.
Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления в риск-менеджменте — это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание — это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.
Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:
функции объекта управления;
функции субъекта управления.
К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится организация:
разрешения риска;
рисковых вложений капитала;
работы по снижению величины риска;
процесса страхования рисков;
экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся:
· прогнозирование;
· организация;
· регулирование;
· координация;
· стимулирование;
· контроль.
Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование — это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике риска прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Организация в риск-менеджменте представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование в риск-менеджменте представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.
Координация в риск-менеджменте представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов.
Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в риск-менеджменте представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.
Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.
Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Как система управления, риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска — это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала — получение максимальной прибыли.
Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений калитка должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.
Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.
На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующей главе.
При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т.е. своих работников.
Экстраверсия — есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.
Интроверсия — это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
· проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
· разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;
· сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;
· определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;
· разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;
· осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;
· разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;
· выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
· ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.
Заключение
Проблема рисков уже достаточно давно обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Более того, некоторые крупные предприятия (в основном это крупные банковские или финансово-инвестиционные структуры) обзаводятся специальными подразделениями, состоящими из менеджеров по управлению рисками, или сотрудничают со сторонними консультантами или экспертами, которые разрабатывают программу действий фирм при столкновении с различными видами рисков.
Возникновение интереса к проявлению риска в деятельности предприятий в России связано с проведением экономической реформы. Хозяйственная среда все более приобретает рыночный характер, что вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций.
Экономические преобразования, происходящие в России, приводят к росту числа предпринимательских структур, созданию ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от статуса единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. До конца 80-х гг. российская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами развития. Первыми признаками появления кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере, результатом чего явилось снижение объемов произведенного национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нарастание кризиса экономики России является одной из причин усиления риска в хозяйственной деятельности, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий. Значительный рост числа подобных предприятий показывает, что без учета факторы риска в хозяйственной деятельности не обойтись, без этого сложно получить адекватные реальным условиям результаты деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.
Для многих руководителей начала 90-х стало открытием, что риски предприятия поддаются не только учету, но и управлению, что существует множество методик, позволяющих в той или иной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Конечно, сейчас уже нет необходимости доказывать, что успех любого предпринимателя, бизнесмена, менеджера в значительной степени зависит от его отношения риску, ведь на этапе принятия решений предприятие сталкивается с выбором приемлемого для него уровня риска и путей его снижения. При этом каждое предприятие имеет свои собственные предпочтения и подходы и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержено, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы избежания нежелательных последствий.
Расчетная часть (Вариант 3)
«Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования»
Вы являетесь финансовым менеджером АО «Интерсвязь», которое функционирует в сфере производства современных средств связи. Вам потребуется проанализировать финансовую отчетность данного АО и определить темп роста объемов производства, исходя из сложившихся на предприятии экономических тенденций. Согласно расчетам отдела перспективного развития АО «Интерсвязь» для поддержания конкурентоспособности целесообразно увеличить объем как минимум в 1,5 раза.
Ваша задача — определить финансовые возможности АО для наращивания объема производства и, соответственно, экономического потенциала за счет собственных финансовых возможностей и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; построить прогнозную финансовую отчетность при максимально возможном в данных условиях темпе роста объемов производства.
Для этого необходимо рассчитать прогнозные значения показателей финансовой отчетности, определить потребность в источниках финансирования с использованием соответствующей балансовой модели и выбрать варианты финансирования из возможных:
• краткосрочная банковская ссуда;
• долгосрочная банковская ссуда;
• увеличение уставного фонда за счет дополнительного выпуска акций.
Ставка процента за кредит составляет 10% по краткосрочным ссудам, 20% — по долгосрочным ссудам.
Условиями предоставления ссуды являются:
• кредитоспособность и финансовая устойчивость данного предприятия (необходимо дать заключение о возможности кредитования);• общий уровень финансовой зависимости не выше 50% источников средств;
• общая ликвидность предприятия (коэффициент покрытия не ниже 1,05).
На момент расчета в обращении находятся 10 тыс. шт. простых акций. Курсовая стоимость соответствует номинальной. Снижение уровня дивидендов на акцию нецелесообразно, так как это отрицательно скажется на уровне их ликвидности и инвестиционной привлекательности АО.
Предполагается, что предприятием задействованы все производственные мощности и структура активов оптимально соответствует объему производства.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
Сумеет ли предприятие при существующих ограничениях обеспечить необходимое финансирование для расширения производственно-коммерческой деятельности?
Какой темп экономического роста АО «Интерсвязь» возможен при заданных ограничениях?
Целесообразно ли такое расширение деятельности с точки зрения влияния на уровень самофинансирования предприятия в дальнейшем, его финансовой устойчивости и рентабельности?
Изменится ли темп экономического роста АО в дальнейшем?
Исходные данные для анализа и финансовых расчетов представлены в финансовой отчетности АО «Интерсвязь» за отчетный год (табл. 1 и табл. 2)
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1
Сведения по балансу АО «Интерсвязь» на 01.01.2004 г., руб.
АКТИВ
Начало периода
Конец периода
1
2
3
I.Внеоборотные активы
Нематериальные активы:
остаточная стоимость
20 883,00
21 070,00
первоначальная стоимость
22 102,00
22 374,00
износ
1219,00
1304,00
Незавершенное строительство
4009,00
1700,00
Основные средства:
остаточная стоимость
94 765,00
93 819,00
первоначальная стоимость
114 910,00
118 919,00
износ
20 145,00
25 100,00
Долгосрочная дебиторская задолженность
1821,00
1753,00
Прочие внеоборотные активы
0,00
0,00
Итого по разделу I
121 478,00
118 342,00
II. Оборотные активы
Запасы:
производственные запасы
15 037,00
7465,00
незавершенное производство
4218,00
5898,00
готовая продукция
6917,00
5112,00
Векселя полученные
270,00
0,00
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги:
чистая реализационная стоимость
42 282,00
37 465,00
первоначальная стоимость
45 802,00
40 312,00
Резерв сомнительных долгов
3520,00
2847,00
Дебиторская задолженность по выданным авансам
412,00
0,00
Прочая текущая дебиторская задолженность
25,00
9016,00
Денежные средства и их эквиваленты:
в национальной валюте
41 323,00
11 730,00
в иностранной валюте
6745,00
5218,00
Прочие оборотные активы
0,00
0,00
Итого по разделу II
117 229,00
81 904,00
III. Расходы будущих периодов
0,00
2264,00
Баланс
238 707,00
202 510,00
ПАССИВ
Начало периода
Конец периода
I.Собственный капитал
Уставный капитал
60 000,00
60 000,00
Дополнительный капитал
2628,00
2628,00
Прочий дополнительный капитал
28 754,00
31 899,00
Резервный капитал
15 000,00
15 000,00
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
10 223,00
14 879,00
Итого по разделу I
116 605,00
124 406,00
II. Долгосрочные обязательства
Долгосрочные кредиты банков
3200,00
0,00
Отсроченные налоговые обязательства
Прочие долгосрочные обязательства
0,00
0,00
Итого по разделу II
3200,00
0,00
III. Текущие обязательства
Займы и кредиты
0,00
0,00
Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги
73 898,00
30 857,00
Текущие обязательства по расчетам:
с бюджетом
17 276,00
24 053,00
по внебюджетным платежам
7986,00
719,00
по страхованию
6590,00
3506,00
по оплате труда
8942,00
6 120,00
с участниками
0,00
412,00
Прочие текущие обязательства
0,00
12 437,00
Итого по разделу III
114 692,00
78 104,00
IV. Доходы будущих периодов
4210,00
0,00
Баланс
238 707,00
202 510,00
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2
Выписка из отчета о прибылях и убытках АО «Интерсвязь» за 2003 т., руб.
Статьи отчета
Сумма
1
2
Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
67 224,00
Налог на добавленную стоимость
11 204,00
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
56 020,00
Себестоимость от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
26 413,00
Валовая прибыль
29 607,00
Прочие операционные доходы
1827,60
Административные расходы
9231,3
Расходы на сбыт
1250,7
Прочие операционные расходы
1345,60
Финансовые результаты от операционной деятельности
Прибыль
19 607,00
Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения
Прибыль
19 607,00
Налог на прибыль от обычной деятельности
6305,40
Финансовые результаты от обычной деятельности
Чистая прибыль
13 301,60
Элементы операционных расходов
Материальные затраты
6025,00
Расходы на оплату труда
7899,00
Отчисления на социальное страхование
3357,00
Амортизация
4955,00
Прочие операционные расходы
1000,00
Итого
23 236,00
Расчет показателей прибыльности акций
Среднегодовое количество простых акций
10 000
Скорректированное среднегодовое количество простых акций
10 000
Чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию
1,33016
Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию
1,33016
Дивиденды на одну простую акцию
0,8646
Указания к решению задачи «Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования»:
1. Ознакомиться с п. 2—7 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради.
2. Целесообразно составить уплотненный аналитический баланс и отчет о прибылях и убытках для агрегирования отдельных показателей.
3. Рассчитать аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО: долю реинвестированной прибыли в чистой, рентабельность собственного капитала, темп экономического роста при существующих пропорциях, который сравнивается с требуемым, и определить необходимость привлечения дополнительных ресурсов.
4. Составить предварительную прогнозную отчетность и определить необходимую сумму дополнительных финансовых ресурсов.
5. Определить возможные источники финансирования в соответствии с заданными ограничениями. Составить уточненную прогнозную отчетность; определить достаточность предлагаемого финансирования.
6. При построении прогнозной финансовой отчетности предусматривается выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс».
7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией.
При существующих пропорциях темп экономического роста за счет собственных источников средств составляет ...%.
Потребность во внешнем финансировании составляет, по предварительной оценке,… руб.
При существующих ограничениях эта потребность полностью не может быть удовлетворена, максимально возможный рост объема производства и сбыта составит...% с использованием всех возможных источников.
Темп экономического роста за счет собственных источников (самофинансирования) увеличится и составит...%. Рентабельность собственного капитала не изменится и составит ...%.
Таблица 3
Уплотненный аналитический баланс, т.руб.
Показатели
На начало года
На конец года
Изменение (+,-)
1
2
3
4
АКТИВ
Внеоборотные активы, в т.ч.
121 478.00
118 342.00
-3 136.00
нематериальные активы
44 204.00
44 748.00
544.00
незавершенное строительство
4009
1700
-2 309.00
основные средства
229 820.00
237 838.00
8 018.00
долгосрочная дебиторская
задолженность
1821
1753
-68.00
Оборотные активы, в т.ч.
117 229.00
81 904.00
-35 325.00
запасы
26 172.00
18 475.00
-7 697.00
дебиторская задолженность
88 521.00
86 793.00
-1 728.00
денежные средства
48 068.00
16 948.00
-31 120.00
прочие оборотные активы
3790
2847
-943.00
Расходы будущих периодов
2264
2 264.00
Баланс
238 707.00
202 510.00
0.00
ПАССИВ
Собственный капитал
116 605.00
124 406.00
-3 200.00
Долгосрочные обязательства
3200
-36 588.00
Текущие обязательства, в т.ч.
114 692.00
78 104.00
-43 041.00
кредиторская задолженность
73 898.00
30 857.00
6 453.00
обязательства по расчетам
40 794.00
47 247.00
12 437.00
прочие текущие обязательства
12437
-4 210.00
Доходы будущих периодов
4210
-36 197.00
Баланс
238 707.00
202 510.00
0.00
Таблица 4
Уплотненный отчет о прибылях и убытках
Показатели
Сумма
1
2
Доходы
69 051.60
Расходы
49 444.60
Прибыль
19 607.00
Налог на прибыль
6305.4
Чистая прибыль
13 301.60
Операционные расходы
23236
Скорректированное среднегодовое количество простых акций
10000
Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию
1.33016
Дивиденды на одну простую акцию
0.8646
Аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО
1) коэффициент капитализации прибыли рассчитывается по формуле:
Допустим, что в нашем случае чистая прибыль в размере 13301.60 руб. идет только на выплату дивидендов в размере 0.8646 * 10000 = 8646 руб. Тогда доля реинвестированной прибыли в чистой будет:
2) рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
В нашем случае получим:
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. По этому определению найдем объем производства за предыдущий год.
Итак В0= 270 + 42282 + 3520 + 412 + 25 + 41323 + 6745 = 94577 руб.
Очевидно, что объем производства упал на
Определим, какой темп экономического роста возможен при существующем положении на предприятии. Используем для этого модель устойчивого состояния при определении уровня достижимого роста:
,
где A/S– отношение общей величины активов к объему продаж;
NP/S– коэффициент прибыльности;
b– доля прибыли, не распределяемая по дивидендам;
Δ продолжение
--PAGE_BREAK--/Eq– коэффициент, определяющий соотношение заемных и собственных средств;
S– объем производства за предыдущий период;
ΔS– абсолютное изменение объема производства по сравнению с предыдущим периодом.
При заданных ограничениях АО «Интерсвязь» может достичь следующего темпа роста:
Это максимальный уровень роста производства. Больше АО «Интерсвязь» достичь без дополнительного финансирования не сможет.
Для поддержания конкурентоспособности АО «Интерсвязь» необходимо увеличение объема производства на 50%. Определим сумму привлекаемых средств для осуществления этого плана, используя модель достижимого роста при изменяющихся предположениях:
,
где Eq– первоначальный собственный капитал;
NewEq– объем привлеченных средств;
Div– абсолютная сумма годовых дивидендов;
S/A– отношение объема продаж к общей величине активов.
Задавая SGR = 0.5, получим:
Получили, что АО «Интерсвязь» необходимо привлечь 118763 руб. средств для увеличения объема производства на 50%. Используя внутренние источники дополнительного финансирования (нераспределенная прибыль и амортизация) в размере (1304 + 25100 + 14879) 41283 руб. АО «Интерсвязь» вынуждено привлечь из внешних источников финансирования (118763 — 41283) 77480 руб.
Чтобы обеспечить такую сумму эмиссией акций, необходимо выпустить 77480/1,33016 – 10000 = 48249 штук, что почти в 5 раз больше существующего количества акций. Данная операция нереальна. Поэтому рассмотрим возможность получения банковской ссуды.
Оценим кредитоспособность АО «Интерсвязь», вычислив необходимые показатели:
а) коэффициент абсолютной ликвидности:
(немного не дотягивает до нормы в 0.2 – 0.5)
б) коэффициент покрытия:
в) отношение заемных и собственных средств:
г) рентабельность активов:
Финансовую устойчивость оценим по следующим показателям:
а) коэффициент автономии:
б) коэффициент маневренности:
в) коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами:
г) коэффициент имущества производственного назначения:
По результатам анализа финансовой устойчивости и кредитоспособности АО «Интерсвязь» можно сделать вывод о том, что предприятие является ограниченно кредитоспособным, то есть банк при заключении с ним кредитного договора устанавливает контроль за деятельностью и возвратностью кредита. Поэтому АО «Интерсвязь» следует взять долгосрочную ссуду в размере 77480 руб.
Прогнозная отчетность
Таблица 5
Бюджет денежных средств
№
Показатели
квартал
Итого
I
II
III
IV
1
Денежные средства на
начало прогнозного периода
16948
102049
114670
127291
20000
2
Поступления от покупателей
25209
25209
25209
25209
100836
3
Итого денежных средств в
наличии
42157
127258
139879
152500
120836
Выплаты:
4
Основные производственные
материалы
2260
2260
2260
2260
9040
5
Оплата труда производственных
рабочих
2962
2962
2962
2962
11848
6
Отчисления на социальное
страхование
1259
1259
1259
1259
5036
7
Амортизация
1858
1858
1858
1858
7432
8
Прочие операционные расходы
375
375
375
375
1500
9
Налог на прибыль
5000
5000
10
Итого выплат
13714
8714
8714
8714
39856
11
Излишки (дефицит) денежных
средств
28443
118544
131165
143786
80980
Финансирование:
12
Кредитование
77480
13
Погашение долгов
3874
3874
3874
3874
15496
14
Проценты
3874
3874
3874
3874
15496
15
Итого финансирование
81354
3874
3874
3874
92976
16
Денежные средства на
конец прогнозного периода
102049
114670
127291
139912
17
Годовая ставка процента
за банковский кредит
20%
Таблица 6
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Статьи отчета
Сумма
1
2
Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
100836
Налог на добавленную стоимость
16806
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
84030
Себестоимость от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
39619.5
Валовая прибыль
44410.5
Прочие операционные доходы
2741.4
Административные расходы
13846.95
Расходы на сбыт
1876.05
Прочие операционные расходы
2018.4
Финансовые результаты от операционной деятельности
Прибыль
29410.5
Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения
Прибыль
29410.5
Налог на прибыль от обычной деятельности
9458.1
Финансовые результаты от обычной деятельности
Чистая прибыль
19952.4
Элементы операционных расходов
Материальные затраты
9037.5
Расходы на оплату труда
11848.5
Отчисления на социальное страхование
5035.5
Амортизация
7432.5
Прочие операционные расходы
1500
Итого
34854
Расчет показателей прибыльности акций
Среднегодовое количество простых акций
10 000
Скорректированное среднегодовое количество простых акций
10 000
Чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию
1,33016
Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию
1,33016
Дивиденды на одну простую акцию
0,8646
продолжение
--PAGE_BREAK--