Реферат по предмету "Финансы"


Пенсионная реформа в Украине

--PAGE_BREAK-- SHAPE  \* MERGEFORMAT
Схема функционирования предполагает следующий порядок:
-  Рада фонда составляет с администратором пенсионного фонда договор;
-  Рада фонда согласовывает договор об управлении активами пенсионного фонда с компанией по управлению активами (КУА);
-  Рада фонда согласовывает с хранителем договор об обслуживании пенсионного фонда хранителем;
-   администратор от имени пенсионного фонда подписывает с вкладчиками пенсий контракты, предоставляет информацию о состоянии индивидуальных пенсионных счетов;
-   КУА дает хранителю распоряжение о внесении активов пенсионного фонда в инвестиции;
-  хранитель предоставляет КУА информацию об осуществлении операций по инвестированию;
-  администратор дает распоряжения хранителю в отношении перерасчетов денег для оплаты услуг, которые предоставляются пенсионному фонду, пенсионных выплат и т.д.;
-   администратор предоставляет информацию о сумме пенсионных взносов, суммы выплат, которые будут осуществлены за счет пенсионных активов;
-  КУА предоставляет отчетность об управлении активами пенсионного фонда раде пенсионного фонда;
-  администратор предоставляет отчетность по негосударственному пенсионному обеспечению.
Все перечисленные направления реформирования пенсионной системы направлены на обеспечение надежной защиты пенсионных сбережений и прав застрахованных лиц в системе обязательного и добровольного пенсионного страхования.
2 Проблемы и перспективы пенсионной реформы
Пенсионная реформа продвигается медленно. Прогнозируемы преобразования действующей системы пенсионного обеспечения в новую, современную страховую трехуровневую пенсионную систему, которая гарантировала бы гражданам Украины пенсии, адекватные их труду, обеспечивала сбалансированность экономических и социальных интересов в государстве, существенно повысила уровень доходов лиц пенсионного возраста, усилила стимулы к труду и росту заработной платы, не дали положительных результатов, а выполнение мер, предусмотренных правительственной Стратегией развития пенсионной системы, принятой в декабре 2005 г., фактически прекратилось.    
Неоднократное повышение минимального размера пенсий до размера прожиточного минимума без определенных источников финансирования, не сбалансированное с ростом средней заработной платы и финансовыми возможностями Пенсионного фонда Украины, привело к финансовому кризису пенсионной системы. Дефицит денежных средств Пенсионного фонда в 2005 г. был покрыт государственным бюджетом (суммарная часть денежных средств  государственного бюджета в 2005 г. составляла 23 млрд. грн., или 35,1% бюджета Пенсионного фонда). В 2006 г. на подобные цели израсходовано около 17,8 млрд. грн., из которых 7,3 млрд. грн. поступило за год из государственного бюджета на покрытие дефицита денежных средств для выплаты пенсий. Главный фактор роста расходов Пенсионного фонда и государственного бюджета – демографический кризис, вследствие которого украинцы стали одной из самых старых наций мира. Доля лиц в возрасте свыше 60 лет за пять последних лет увеличилась с 20,4% до 20,9%. Начина с 2001 г. количество людей пенсионного возраста и возраста свыше 60 лет начало превышать количество детей. 
На поступления в Пенсионный фонд Украины также влияет высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население (13,2 млн. пенсионеров на 15,6 млн. плательщиков налогов) – один из самых высоких в Европе, а также наличие у значительной части застрахованных лиц льгот по уплате взносов (упрощенное налогообложение) и низкая заработная плата, которая у ¼ работающих ниже прожиточного минимума. Эти факторы усиливают несбалансированность солидарной системы, сдерживают внедрение накопительной системы пенсионного страхования и отрицательно влияют на развитие негосударственного пенсионного обеспечения.
Пенсионные выплаты составляют около 15% ВВП, на них направляются 19% расходов государственного бюджета. По действующему законодательству в Украине сохраняется самый низкий среди других стран мира пенсионный возраст для мужчин и женщин, установлено большое количество льготных пенсий. Привязка пенсий  к минимальной заработной плате и прожиточному минимуму привели к уравниловке минимальной и средней пенсии, что в значительной степени влияет на трудовую мотивацию работающих и вызывает недовольство среди пенсионеров.
Существует ряд проблем в области солидарной системы пенсионного обеспечения. Вследствие несовершенной работы центральных и местных органов исполнительной власти не улучшается дисциплина по уплате страховых пенсионных взносов, медленно осуществляется детенизация занятости и доходов, что является значительным резервом для финансовой стабилизации пенсионной системы и системы социального страхования в целом. Как следствие, в настоящее время взносы в Пенсионный фонд уплачивают лишь 75% общей численности занятого населения, а из базы начисления укрывается около трети фонда оплаты труда. Остро стоит вопрос о фактическом участии в пенсионном страховании физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности. Эта категория населения в будущем может не получить права на трудовую пенсию, поскольку она уклоняется от обязанности содержать нынешнее поколение пенсионеров, не придерживается принципа, на котором основывается солидарная система. Низкий размер взносов этой категории приводит к общему занижению заработанных пенсий и является одним из факторов их уравниловки.
Задолженность по уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование предприятий, учреждений и организация на 1 января 2007 г. составляет свыше 1,1 млрд. грн. На рисунке 2.1 график отражает зарплату, из которой уплачиваются пенсионные взносы, и реальная зарплата.
      
В солидарной системе реформирование свелось к введению новой формулы расчета пенсии, которая фактически не срабатывает, поскольку размер минимальной пенсии выше заработной. Пенсионная система и в дальнейшем остается в системе ручного управления, страховые начала подменяются повышением пенсий по категориальным признакам, что приводит к усилению зависимости пенсионной системы от государственного бюджета.
Приведение с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. – на 34%, с 2004 г. – в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% — меньше прожиточного минимума.
Кроме уравниловки пенсий допущено еще одно нарушение принципа социальной справедливости в отечественной пенсионной системе – неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации. Основной фактор дифференциации пенсии в настоящее время – законы, по которым они назначаются (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Распределение пенсионеров по законам, на основании которых назначена пенсия, и размер пенсии (по данным Пенсионного фонда по состоянию на 1 января 2006 г.)
Законы
Лиц
Размер пенсии (грн. в месяц)
Всего пенсионеров
13449493
406,82
из них по законам:
О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании
12702906
397,29
О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел
83089
602,32
О статусе и защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы
67394
912,69
О государственной службе
71839
943,33
О прокуратуре
4397
1743,87
О статусе народного депутата Украины
636
14708,33
Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины
609
1315,6
О статусе судей
9
1655,56
О судебной экспертизе
207
845,41
О научной и научно-технической деятельности
79111
989,86
О государственной поддержке СМИ и защите журналистов
3042
803,48
Таможенный кодекс Украины
19
610,53
О службе в органах местного самоуправления
5600
711,2
О НБУ
325
1186,77
О дипломатической службе
1
1000
Пенсионеры, получающие пенсии от силовых министерств 
610284
1262
В программе социально-экономического развития Украины задекларированы намерения ввести второй уровень всеобщей обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования и установить ориентировочные сроки ее введения с 1 января 2009 г. Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлен ряд условий, от выполнения которых зависит принятие Закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд. Указанные условия можно подразделить на две группы:
1  Экономические условия для создания Накопительного фонда:
-  обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе на уровне не ниже прожиточного минимума;
-  рост ВВП ежегодно должен составлять не менее 2%, такая тенденция должна сохраняться в последующие два года;
-  бюджет Пенсионного фонда должен быть бездефицитным.
2  Технические условия:
-  создание автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования;
-  разработаны новые формы предоставления отчетности;
-  создание и передача в эксплуатацию программного обеспечения приема отчетности;
-  разработана модель информационного взаимодействия Пенсионного фонда Украины как администратора Накопительного фонда со вторыми субъектами системы: органами государственного надзора и регулирования, хранителем и компаниями по управлению активами.  
Хотя эксперимент по созданию автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования почти завершен (проводился согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. №909), работы по подготовке к внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования продолжается. Впереди – отборка механизмов работы с реальными деньгами, расширение функциональности системы в связи с включением в нее новых элементов, внедрение отчетности в систему персонифицированного учета сведений и т.д.  
В свзяи с этим продолжается подготовка принятию законопроектов «О внедрении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования» и «О проведении эксперимента по организационно-техническому обеспечению введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования».
Научные исследования и актуарные расчеты, осуществленные сотрудниками Института демографии и социальных исследований НАН Украины, предупреждают, что время, необходимое для создания системы всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, с момента принятия Закона о Накопительном фонде и до начало его деятельности, должно составлять по меньшей мере 1,5 года. Предполагается установить страховые взносы в размере 2% с последующим ежегодным повышением на 1% до 7%. Финансовый рынок будет иметь достаточно времени, чтобы подготовиться к размещению пенсионных средств. Банковская система как основной игрок на финансовом рынке сможет при введении накопительной пенсионной системы использовать дополнительный инвестиционный ресурс. По прогнозам  в 2009 г он будет составлять 2,8 млрд. грн., а в 2014 – 23 млрд. грн. Задержка с принятием Закона о Накопительном фонде автоматически отодвигает на более поздние сроки осуществление мер, направленных на поддержку экономики за счет страховых пенсионных взносов, и влияет на сроки введения накопительной системы.
Кроме того, современная демографическая ситуация требует скорейшего внедрения второго уровня пенсионной системы, поскольку солидарная система эффективна лишь при условии расширенного воспроизводства поколений. В условиях депопуляции, которая будет оставаться основной тенденцией демографического развития Украины в ближайшие 50 лет, солидарная система будет финансово неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. По прогнозам до 2055 г. численность населения Украины уменьшится, по оптимистическому варианту, на треть, а по пессимистическому – вдвое. Численность  населения будет сокращаться, несмотря на рост рождаемости и продолжительности жизни, причем в структуре населения будет уменьшаться именно доля лиц трудоспособного возраста. Как следствие, нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится с современных 394‰ до 872‰ в 2055 г. Даже постепенное повышение пенсионного возраста женщин позволит сдерживать рост этой нагрузки лишь до 2015 г., а в дальнейшем она будет продолжать увеличиваться.
В Украине негосударственные пенсионные фонды уже созданы. Однако они еще не получили надлежащего развития, несовершенным остается нормативно-правовое регулирование условий участия в негосударственном пенсионном обеспечении страховых организаций и банков.   
Количество негосударственных пенсионных фондов в Украине по состоянию на начало 2008 г. почти достигло отметки 100 фондов. Активы негосударственных пенсионных фондов по результатам работы в 2007 г. выросли более чем вдвое и достигли приблизительно 300 млн. грн.
Распределение негосударственных пенсионных фондов по видам отражено на рисунке 2.2.
 
           
   
Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве – 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. – 10, Донецкая обл. – 5; Харьков – 4; Львов – 4; Ивано-Франковск – 4; Симферополь – 1; Сумы – 1; Черкассы – 1; Херсон – 1; Запорожье – 1.
Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.
На конец III квартала 2007 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков – вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г.
Название
Единица измерения
На конец 2007 г.
Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений
шт.
97
Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию
шт.
40
Общее количество участников НПФ
тыс. лиц
278,7
Общее количество вкладчиков НПФ
шт.
42315
Пенсионные взносы
млн. грн.
237,2
Чистая стоимость пенсионных активов НПФ
млн. грн.
278,5
Инвестиционный доход НПФ
млн. грн.
68,1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Орендні відносини
Реферат Анализ сотового рынка в Москве
Реферат Сущность и роль кредита. Кредитные операции банков
Реферат Правові основи делегування повноважень в правоохоронних органах
Реферат Англия эпохи Реставрации
Реферат План развития ОАО Кукморский Маслодельно-Молочный комбинат пгт Кукмор Республики Татарстан
Реферат История архивоведения в России
Реферат Оживление человека
Реферат Оборотные средства предприятия и пути повышения эффективности их использования
Реферат Соціологія як наука. Військова соціологія в системі соціологічного знання
Реферат Фінансові потоки у неприбуткових організаціях
Реферат 2 Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы
Реферат Отчет по практике в ОАО Мой банк. Новосибирск
Реферат Музей изящных искусств
Реферат Відомчий контроль за законністю та обґрунтованістю проведення слідчих дій