Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»
Институт экономики и управления
кафедра налогов и налогообложения
ОТЧЕТ
о прохождений производственной практики
студентки — Чертыковой А.А.
курс — 5,
группа Н-51
Срок практики — 4 недели
с «20» июня 2011г.
по «16» июля 2011г.
Место практики — МИФНС №1 по Республике Хакасия
отчет сдан «9» сентября 2011г.
отчет защищен « » сентября 2011г
с оценкой______________________
Руководитель Гофф В.Н.
Абакан, 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Дневник прохождения практики;
Отзыв руководителя производственной практики о студенте;
Отчет №1
История развития налоговых органов России и республики Хакасия
Состав и структура УФНС России по Республике Хакасия, ее задачи и функции
Характеристика отдела камеральных проверок №1, его задачи и функции.
Приложения;
Отчет №2
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Взимание налогов — одно из основных условий существования государства, развитого общества по пути к экономическому и социальному процветанию.
На заре человеческой цивилизации появление налогов было связано с самыми первыми общественными потребностями. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Оно являлось неписаным законом и по сути было принудительной выплатой или сбором. Причем была определена и процентная ставка. В Пятикнижии Моисея сказано: « … и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Древний Рим знал уже не только прямые налоги, но и косвенные: налог с оборота, налог на освобождение рабов и др. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и имели роль дополнительного стимулятор развития хозяйства…
История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (912). Дань взималась либо повозом, когда ее привозили в Киев, либо полюдьем, когда княжеские дружины сами ездили за ней. Прообраз единой налоговой службы оформился в княжение Ивана III с появлением финансового управления казенного приказа.
Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы
царствования императора Петра 1…
18 декабря 1706 г. — «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…».
22 февраля 1711 г. — «Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии „для спросу“ и денежных сборах и дела финансового управления».
17 марта 1711 г. — «О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…» с предписанием «денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах».
Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра 1 налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов:.
7 ноября 1775 г. — «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел».
24 октября 1780 г. — «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов».
Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась.
В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений.
В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов.
В годы царствования императора Александра 1 был издан «Манифест об учреждении Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.»
В дальнейшем развитии налоговая система не претерпевала значительных изменений, до 1917г. В советские времена налогами занимались управления, отделы и инспекции государственных доходов в системе созданного союзного Министерства Финансов.
Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовал радикальных перемен не только в налоговом законодательстве, но и в реорганизации структуры налоговых органов. В1990 году были организованы государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, городам и районам в системе Минфина СССР. Этот год и стал годом рождения самостоятельной налоговой службы страны. Правда, страна тогда была еще союзным государством.
21ноября 1991 года Указом Президента России была создана самостоятельная служба Российской Федерации. У российских налоговиков появился еще один день рождения. В декабре 1998 года Госналогслужба Российской Федерации была реорганизована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом, функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в его сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ № 1024р от 30 июля 2004 г. Федеральной налоговой службе России были подчинены управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня преобразованного МНС России и территориальные органы упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
В соответствии с этой схемой строится и система налоговых органов.
Рис. 1.1.
Организационная структура ФНС России
На федеральном уровне функционирует Федеральная налоговая служба России (центральный аппарат, 8 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, ГНИВЦ и его подразделения). На уровне федеральных округов создано 7 межрегиональных инспекций ФНС России. На уровне субъектов федерации созданы Управления ФНС России (82 управления); на местном уровне — инспекции ФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. В состав Управлений ФНС России могут входить межрайонные инспекции.
В налоговых органах Республики Хакасия за эти годы также произошли значительные структурные изменения. В целях реализации соответствующего Указа Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации Управление МНС России по Республике Хакасия реорганизовано путем преобразования в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
До 31 декабря 2004 г. в республике действовали шесть налоговых инспекций, а с 01 января 2005 года их количество сократилось до трех в составе Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Хакасия в г. Абакане, Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Хакасия в г. Саяногорске, Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Хакасия в г. Черногорске.
СТРУКТУРА УФНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
На данный момент в состав Управления Федеральной Налоговой службы по республике Хакасия входят три межрайонные Инспекции, рассмотрим структуру Инспекции №1, находящуюся в городе Абакане.
Рис. 1.2.
Структура МИФНС №1 по Республике Хакасия
Общая численность работников Инспекции (без МОП) составляет 220 человек, по состоянию на 01.01.2010г.
Далее рассмотрим Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия
Общие положения
1. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее — Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
2. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Республике Хакасия.
3. Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
4. Управление является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
5. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.
6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия УФНС
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) Осуществляет контроль и надзор за:
1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3. выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;
4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
2) Выдает в установленном порядке лицензии на:
1. закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
2. хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
3. производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с производственной мощностью указанного производства в пересчете на абсолютный алкоголь менее 50 тысяч декалитров в год.
3) Осуществляет:
1. государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;
2. пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, — приборов учета объемов этой продукции.
4) Регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5) Ведет в установленном порядке:
1. учет всех налогоплательщиков на территории Республики Хакасия;
2. реестры разрешений на учреждение акцизных складов;
3. региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
6) Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7) Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
8) Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
9) Принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
10) Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.
11) Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности.
12) Осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и нижестоящих налоговых органов, и реализацию возложенных на них функций.
13) Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
14) Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
15) Организует профессиональную подготовку работников аппарата Управления и нижестоящих налоговых органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
16) Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.
17) Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в налоговых органах.
18) Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и нижестоящих налоговых органов.
19) Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.
3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к установленной сфере деятельности.
4. Осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов.
5. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
6. Отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.
Организация деятельности
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению Руководителя Федеральной налоговой службы.
Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Руководителем Федеральной налоговой службы по представлению Руководителя Управления.
Руководитель Управления:
1. организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Управления;
2. распределяет обязанности между своими заместителями;
3. представляет на утверждение в ФНС России структуру Управления и смету доходов и расходов на его содержание;
4. утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, положения о структурных подразделениях аппарата Управления, должностные инструкции его работников;
5. утверждает численность и фонд оплаты труда работников нижестоящих налоговых органов в пределах установленных ФНС России численности и фонда оплаты труда, а также сметы доходов и расходов на их содержание в пределах, предусмотренных ФНС России на соответствующий период ассигнований на содержание нижестоящих налоговых органов;
6. издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Управления, обязательные для исполнения всеми работниками Управления и нижестоящими налоговыми органами;
7. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников аппарата Управления и направляет в Федеральную налоговую службу предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей нижестоящих налоговых органов;
8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Управлении;
9. представляет в установленном порядке в ФНС России отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
10. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую Федеральной налоговой службой.
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Управление является юридическим лицом, имеет бланк и две печати с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, одна из которых (№ 2) используется для подразделения, ответственного за регистрацию юридических лиц, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место нахождения Управления: Республика Хакасия, г. Абакан, ул Крылова 86
ОТЧЕТ
студента-практиканта по производственной практике
Чертыковой А.А.
Студента(ки) ________ курса, института_____________________________________________
Специальности________________________________________________________________
База практики _________________________________________________________________
Проходил (а) в сроки с _________________________________________________________
Был (а) на установочной конференции ________ (да, нет)
Выданы ли Вам по практике:
А.) рабочая программа ______ (да, нет)
Б.) методические разработки, указания ______ (да, нет)
В.) дневник ________ (да, нет)
2. Ознакомлены ли Вы с перечнем профессиональных видов деятельности ______ (да, нет)
3. Выполнение программы практики. Что не удалось выполнить, причины:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что сделано сверх плана _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую конкретную помощь Вы получили от:
А.) руководителя практики по специальности _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б.) группового руководителя _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В.) руководителя базы практики _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие затруднения Вы испытали при выполнении программы практики _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дайте оценку уровня своей подготовки с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности (умения, навыки и др.)
А.) теоретической ________________________________________________________________
Б.) практической _________________________________________________________________
8. Сделайте общие выводы по практике. Ее значение в Вашем становлении как специалиста _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Ваши предложения по совершенствованию организации и проведению практики
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата _________ подпись ______________
Законодательство России определило главную задачу налоговых органов – контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Особенностью налоговых органов в их взаимоотношениях с бюджетом является то, что они имеют дело лишь с доходной частью, то есть его наполнением. Распределением и контролем за расходованием собранных денег занимаются законодательные и исполнительные органы власти, их финансовые и ревизионные службы. Значение налоговой системы невозможно преуменьшить. Ее работа по пополнению бюджета постоянно находится в центре внимания Президента Российской Федерации, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы. Бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений. На бюджетные средства содержатся армия, правительственные органы, здравоохранение, образование, культура, осуществляется выплата зарплаты работникам государственных организаций и учреждений, пенсий, стипендий и всевозможных социальных пособий.
Современное финансирование бюджетной сферы во многом зависит от профессиональной работы налоговых органов.