Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.Особенности преодоления финансового
кризиса в социальной сфере
Существуют различия в характере переходов России и Запада к преодолению кризиса социальных систем.
Сложность и масштабы решения задач переходного периода в России сопряжены с немалыми издержками и потерями для народа. В отличие от других бывших социалистических стран социальная цена радикальных экономических преобразований оказалась чрезмерно высока. В результате период ожидания населением положительных социальных результатов экономических реформ слишком затянулся, надежды на улучшение благосостояния оказались не реализованными. Этот этап сопровождается значительным ростом дифференциации доходов и имущества населения, поляризацией общества на фоне растущей криминализации экономики и социальной жизни, а также неравномерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.[4],340.
Бремя кризиса и экономических реформ легло в основном на обедневшие слои населения. За годы реформ практически произошло исчезновение среднего слоя российского общества как основы его экономической и социально-политической стабильности. В результате значительно сузилась социальная база экономических реформ.
В бывших социалистических странах развитие социально-экономических реформ происходило по благоприятному сценарию. Период спада производства был кратковременным и социальные издержки перехода к рынку оказались невелики. Это позволило безболезненно выйти из кризиса и вступить в стадию экономического роста, что облегчило решение задач повышения благосостояния населения и развития социальной сферы в странах Восточной Европы. Благодаря этому переход к рынку получил широкую социальную поддержку населения.
Развитие реформ в России привело к тому, что системный кризис приобрел хронический характер и возникла ситуация «порочного круга», когда экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социальной сферы. А это в свою очередь провоцирует дальнейшее ухудшение экономического положения в стране.
При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна.
Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновременного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсутствии достаточных финансовых ресурсов и возможности в кратчайшие сроки обеспечить существенный рост производства.[4],344.
Основой реформ в социальной сфере является разработка социального кодекса РФ и на его основе — принятия пакета необходимыx правовых актов социального законодательства.
1. Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо:
1) четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, соответственно законодательное закрепление за соответствующими уровнями бюджетов достаточных источников доходов;
2) увеличение объема полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами; передача центром регионам и на места решения социальных вопросов должна проходить с соответствующим перемещением центра тяжести в финансово-налоговой сфере;
3) повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава структуры прожиточного минимума в целом и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсии, стипендии и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;
4) для повышения эффективности использования ограниченных ресурсов бюджета, направляемых на финансирование социальных расходов, и во избежание распыления средств необходимо уточнить перечень расходных статей бюджета, относящихся к социальному блоку, объединив их в специальный раздел бюджетной классификации, дав экономическое обоснование размеров отдельных расходов, а также приоритетов в структурном распределении этих расходов.
Для решения задач социальной политики необходима мобилизация государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, коренного улучшения механизма учета страхователей, системы сбора страховых взносов, развитие принципов частичной самоокупаемости и самофинансирования, развитие системы добровольного или накопительного страхования.[4],345.
2. Важную роль играет создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма, реализация которого должна осуществляться по следуюшим направлениям:
1) четкое разграничение полномочий и предметов ведения РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в социальной сфере;
2) отнесение к функциям РФ утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предоставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ;
3) отнесение к функциям субъектов РФ разработки программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению с минимумом социальных гарантий, предусмотренных федеральным уровнем;
4) обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности;
5) установление пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума.
В последние годы социальная роль государства оказалась сильно ослабленной: из поля зрения и контроля выпали важнейшие социальные процессы. В результате системный кризис сильнее всего ударил по социальной сфере. Здесь возникли острейшие ситуации, угрожающие национальной безопасности страны: поляризация и деградация социальной структуры, обеднение населения, падение и без того недопустимо низкой цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни, превращение российского общества в общество противостояния.
3. Долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального обшества.
Реализация социальной политики в этом направлении должна основываться на ряде основополагающих принципов:
1) стимулировании государством роста капиталовложений в социальную сферу, налаживании контроля за состоянием научно-технического и образовательного потенциалов;
2) формировании государством реального единого социального пространства для реализации основных социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;
3) совмещении социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;
4) сочетании двух методов решения социальных задач: адаптационного — для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, и защитного — для нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства.
К числу адаптационных методов следует отнести активную политику содействия занятости в масштабах, достаточных для воспроизводства населения, социальное партнерство между трудом и капиталом в регулировании заработной платы и распределении доходов, оптимизацию налогообложения и системы социального страхования.
4. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение цены труда и реальной заработной платы, увеличение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда занижена в России не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и по сравнению с фактической производительностью труда.[4],346.
В условиях рыночного хозяйства цена труда устанавливается в процессе открытой конкуренции между работодателями и продавцами рабочей силы. В современной России свободная конкуренция на рынке труда сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда. Среди них: совершенно недостаточная мобильность рабочей силы; значительная и все возрастающая в условиях всестороннего кризиса безработица, как открытая и формально зафиксированная, так и скрытая; структурная перестройка народного хозяйства, ставящая те или иные профессиональные группы работников в сложное положение из-за необходимости переквалификации. Все это искажает направленность конкуренции и ее результаты.
Повышение минимальных размеров заработной платы до величины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социально-экономической задачей российской экономики.
Низкая оплата ограничивает спрос, тормозит технологическое обновление производства и рост производительности труда, что в свою очередь не дает возможности для повышения его оплаты.
5.Одним из наиболее важных и актуальных аспектов социальной роли государства является снижение уровня бедности. Основные ее источники — низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде кризисных отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях; наличие массы людей, оставшихся в зоне риска: беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источник дохода и место жительства, социальные слои и т.п. Методы борьбы с бедностью:
. введение в генеральное соглашение и другие виды коллективных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связи с ростом цен;
• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;
• привлечение к общественным работам;
• увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки на общество;
• введение индексации пособий по безработице ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально-незащищенных семьях;
• сохранение пособий на детей с применением дифференцированного подхода, преимущественное увеличение их для социально благополучных, усиление контроля за обязательностью выплаты детских пособий, государственное регулирование цен на детские товары и др.;
• ориентация фондов обязательного социального страхования на наименее обеспеченные слои населения.[4],347.
В самое ближайшее время должно быть завершено создание системы адресной социальной политики.
6. К числу важнейших задач регулирования социальных процессов относятся предотвращение разрушения социальной сферы, сохранение доступности социальных услуг, усиление вложеений государства в человеческий капитал.
Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и обеспечение их финансирования;
• нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами;
• реryлирование межбюджетных отношений путем выравнивания минимальной обеспеченности по регионам;
• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций,
• система мер экстренного характера, позволяющая ослабить социальную напряженность.
Следует также выделить систему ограничений на коммерциализацию образования и здравоохранения. Степень их коммерциализации требует тесной увязки с политикой доходов, с координацией государственных и негосударственных форм и методов социальной защиты населения.
2. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.
Социальная политика — это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и др.
Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.[11],650.
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется и сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могyт либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает болёе ширoкие возможности для реализации социальной политики.
Социальная политика ориентирована на определенные ценнoсти и базируется на разных мировоззренческих установках партий и общественных групп относительно пyтей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.
Социальная политика отражает циклический характер социального развития и его диалектику.
Выражением циклического развития индустриальной цивилизации является чередование усиления роли рыночных регуляторов социально-экономической жизни — тенденции к повышению эконoмической эффективности как самоцели, и повышения значимости государственных реryляторов социальнo-экономических процессов тенденции к социальной справедливости, социальному равенству.
Как известно из теории длины волн циклического развития чередование экономического и социального начал происходит так, что каждое из них поочередно играет преобладающую роль в соответствии с потребностями исторического развития.
Существуют три составляющие социальной политики: социальное обеспечение, социальное страхование и социальное вспомоществование (благотворительность).
Рассмотрим содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.
На первом
этапе происходит выделение из всего населения целевых групп — лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.
На втором этапе выбираются методы, обеспечивающие целенаправленную помощь. Для этого осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.
На третьем этапе проводится оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп,- обследуются семейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной формах. В целях определения объектов социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления — минимальная потребительская корзина, которая включает набор необходимых товаров и услуг: Этот набор расширяется в зависимости от определенных, условий. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления малообеспеченных людей.
На четвертом
этапе осуществляется выбор формы социальной защиты (пособий, дотаций, льгот) — денежной или натуральной.
На рубеже ХХI века в социальной политике центр тяжести перемещается с благотворительности на социальное обеспечение и сoциальное страхование. Это связано с, немалыми ресурсами, с увеличением объема финансовых средств государственного бюджета, однако дает ощутимый социальный эффект.[11],658.
Ориентация на получение всеми членами общества равных благ и требования социальной справедливости повлекли за собой такое увеличение доли государственного бюджета, направляемой на социальные нужды, что эта доля стала предельной с точки зрения налогoвого бремени. Кроме того, усилился процесс бюрократизации системы социальной защиты, увеличились издержки по организации работы государственной службы в социальной сфере.
Развитая система государственных гарантий породила такие негативные социальные явления, как хроническое иждивенчество значительной части населения.
Социальное обеспечение как направление социальной политики долгое время было преобладающим по сравнению с социальным страхованием и вспомоществованием.
Социальное развитие в ХХI веке будет определяться концепцией ориентации экономики на интересы человека, на более эффективное удовлетворение его потребностей, на рассмотрение вопросов социального развития с позиции уважения человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости.
Вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономические организации, развития страны. Темпы научно-технического прогресса, уровень культуры и производительности труда — это производные от качеств человека (человеческого капитала).
Сложность и масштабы решения задач переходного периодаРоссии сопряжены с немалыми издержками и потерями. Этот этап сопровождается значительным ростом дифференциации доходов и имущества населения, поляризацией общества на фоне растущей криминализации экономики и социальной жизни, а также неравномерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.
Реформы в России привели к тому, что кризис приобрел хронический характер и возник порочный круг экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социальной сферы, а это, в свою очередь, провоцирует дальнейшее ухудшение экономического положения в стране.
При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна.[11],660.
Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновременного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсутствии достаточных финансовых ресурсов и возможности в кратчайшие сроки обеспечить существенный рост производства.
Правовой основой реформ в социальной сфере является разработка социального кодекса Российской Федерации и принятия на его основе пакета необходимых нормативных правовых актов.
Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюджетного федерализма, в частности обеспечить:
• четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, закрепление за соответствующими уровнями бюджетов собственных источников доходов;
• расширение полномочий в решении социальны задач региoнальных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами;
• повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава и структуры прожиточного минимума в целом и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;
• отнесение к функциям Российской Федерации утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предoставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ;
• отнесение к функциям субъектов РФ разработки программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению с минимумом социальных гарантий, Предусмотренных федеральным уровнем;
• обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату
пособий по малообеспеченности;
• установление пособий по безработице на уровне региональнoго прожиточного минимума;
Бюджета, направляемый на финансирование социальных расходов, и во избежание распредиления средств — уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальномy блоку путем их объединения в специальный раздел экономической классификации с экономическим обоснованием размеров отдельных расходов, а также приоритетов в их распределении.[11],665.
Ключевое значение для социальной сферы имеет государствен
ное финансирование
. Его дальнейшее расширение связано со следующими мерами:
• установлением целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;
• обеспечением перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;
созданием правовых и организационных условий для эффективной реализации многоканального механизма финансирования — как за счет бюджетов разныx уровней, гак и за счет средств, поступающих от юридических и физических лиц;
• контролем за целевым расходованием средств из внебюджетыx фондов;
• введением максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетныx средств для этих целей.
Для решения социальных задач необходима мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, коренного улучшения механизма учета страхователей, совершенствования систем сбора страховых взнoсов и добровольного (накопительного) страхования, развития принципов частичной самоокупаемости и самофинансирования.
В последние годы социальная роль государства оказалась ослабленной: из-под контроля вышли важнейшие социальные процессы.
Поэтому долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по кри
териям постиндустриального общества Реализация социальной политики согласно, данному критерию должна основываться на ряде оснoвополагающих принципов
• стимулирование государством роста капиталовложений в сoциальную сферу, налаживание контроля за состоянием научно-технического и образовательного потенциала;
• формирование государством единого социалыного пространства для реализации основных социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;
• совмещение социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;
• сочетание двух методов решения социальных задач: адаптационного — для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, и защитного — для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существoвание без помощи государства.
К числу адаптационных методов относятся: активная политика содействия занятости в масштабах, достаточных для воспроизводства населения; социальное партнерство между работодателями и наемными работниками в регулировании оплаты труда и распределении доходов; оптимизация налогообложения и системы социального страхования.[11],669.
Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение цены труда и реальной заработной платы, увеличение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда занижена в Россия не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и с точки зрения фактической производительности труда.
В условиях рыночной экономики цена труда устанавливается в процессе открытой конкуренции между работодателями и продавцами рабочей силы. В России в настоящее время свободная конкуренция на рынке труда сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда. Среди них: недостаточная мобильность рабочей силы; растущая безработица как открытая, так и скрытая; структурная перестройка отраслей экономики, требующая переквалификации работников.
Повышение минимальных размеров заработной платы до величины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социальнo-экономической задачей российской экономики.
Низкая оплата ограничивает платежеспособный спрос, тормoзит технологическое обновление производства и рост производительности труда, что, в свою очередь, не дает возможности повышать его оплату.
Одним из наиболее важных аспектов государственного регyлирования социальной сферы является снижение уровня бедности. Основные причины бедности: низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде других отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях. Кроме того, часть населения относится к категориям риска: беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источник дохода и местожительство, маргинальные слои и т.п.
3.2.Методы борьбы с бедностью
• введение в генеральное соглашение и другие виды коллективных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связи с ростом цен;
• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;
• привлечение неимущих к общественным работам;
• увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки;
• введение индексации пособий по безработице, которые ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
• сохранение пособий на детей с применением дифференцированного подхода, преимущественное увеличение их для социально неблагополучных детей, усиление контроля за обязательностью выплаты детских пособий, государствённое регулирование цен на детские товары и др.[11],670.
В ближайшее время должно быть завершено создание в Российской Федерации системы адресной социальной помощи.
Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов й активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, сoциальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем:
• создать гибкую систему смягчения негативных социальных последствий банкротства ;
• отладить механизм многоканальной системы адаптационного обучения и рынка образовательных услуг;
• наладить партнерские отношения на предприятиях и в регионах; усовершенствовать систему страхования рисков на рынке труда.
Государственная политика занятости населения направлена па создание условий для возможно более полного использования потеЕпц3ала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, что будет противодействовать обеднению населения и массовой безработице.
Большое значение имеет применение механизма, обеспечивающего: согласование рынка образовательных услуг и р
ынка востребован
ных профессий; выявление реальной потребности работодателей в рабочей силе определенного профессионального профиля, проведение мониторинга структуры спроса на рабочую силу; налаживание новой системы взаимоотношений между различными службами, занимающимися проблемами труда; трансформацию системы подготовки кадров. В связи с этим особое значение приобретает регулирование государством соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за гoсударством сохраняется функция установления минимума прав и социальных гарантий для работников; который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственнoго управления, объединениями предпринимателей и представительными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах определяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотнoшения размеров оплаты труда различных категорий персонала.
К числу важнейших задач регулирования социальных процессов относятся предотвращение разрушения социальной сферы, сoхранение доступности социальных услуг.
Основными инструментами государственного регулирования разви
тия социальной сферы являются:
• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и их всесторонняя финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;
• нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами;
выравнивание минимальной обеспеченности по субъектам РФ;
• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций;
• система экстренных мер, финансируемая прежде всего за счет резервных фондов, позволяющая ослабить социальную напряженность, периодически возникающую из-за негативных процессов в образовании; охране здоровья, экологий.
Помимо перечисленных инструментов государственного регyлирования следует выделить систему ограничений на коммерциализацию образования и здравоохранения, что требует тесной увязки с политикой доходов, координацией государственных и негосyдарственных форм и методов социальной защиты населения.[11],671.
Особую роль играет дальнейшее развитие экономических механизмов реализации социальной политики, в частности, стимулирование развития отраслей при помощи льгот, налогов и кредита, системы страхования, включая социальное, применение штрафных санкций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий.
3.СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
3.1 Основа социального партнерства
В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленнoсти предпринимательства и социальной ответственности предприятии. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства, когда предпринимательство не ограничивается экономической целью — извлечением прибыли, а осуществляется с учетом социальных факторов: воздействия производственной сферы на работников, градообразующей роли предприятии и роли общества в целом.
Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Данная концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.
Социальнo-экономическое развитие предприятий в нашей стране характеризовалось, во-первых, преимущественно отраслевой направленностью государственной промышленной политики, во-вторых, особенностями управления, когда большое значение наряду с экoномическими имели социальные факторы развития производства, в-третьих, ориентацией на коллективную психологию, в-четвертых, традициями патернализма в сфере общественных отношений.
Многие российские предприниматели ХIХ — начала ХХ веков были наделены обостренным чувством социальной ответственности перед рабочими и служащими своих предприятии, а также перед местным сообществом. При промышленных предприятиях создавались жилые комплёксы, бани, столовые, клубные и богадельные учреждения. Предприниматели участвовали в благотворительных акциях.[1],679.
В советский период сохранилась преемственность в управлении производством: предприятие функционировало как целостный социально-экономический организм. Тотальное огосударствление эконoмики усилило патернализм на всех уровнях управления, особенно на уровне предприятии. Важная роль в установлении и соблюдении сoциальных гарантий отводилась администрации и профсоюзам (вопросы занятости, производственного обучения.
В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью — извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятии и социальную роль общества в целом.
Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.
Система социального партнерства базируется на комплексном региональном подходе к решению социальных проблем предприятии. В его основе — механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В рамках региональных программ социального партнерства получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соответствующих соглашений. Это способствует налаживанию взаимоотношений сторон при формировании и реализации социально-экономической политики предприятии и регионов. Особое место в этой системе отводится урегулированию коллективных трудовых споров.
Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений в предприятиях всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высоко производительному труду, формальный подход к заключаемым коллективным договорам.
Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.
3.2. Механизм реализации социального партнерства
включает в себя правовую базу и гарантии со стороны работодателей, а также процедуры взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и муниципального управления и пути достижения консенсуса в рамках примирительных мероприятий.
Процедуры взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и муниципального управления Примирительные мероприятия
Совершенно очевидно, что без законодательно оформленных прав и обязанностей работодателей функционирование системы социального обеспечения работников не может иметь гарантий их безусловного финансирования на приоритетной основе.[10],603
В мировой практике хорошо себя зарекомендовали объединения (ассоциации) работодателей, создаваемые как по отраслевому, так и по территориальному принципам. Эти объединения выступают стороной в заключаемых с законодательными и представительными органами власти соглашениями, предусматривающими широкий спектр направлений социально-трудовогорегyлирования. В рамках этих соглашений разрабатываются социальные программы предприятии, что обеспечивает их некоторую унификацию с позиций принципиальных подходов к решению конкретных социальных проблем работников.
3.3.
Разработка социальных программ предприятий в рамках соци
ального партнерства включает: права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта работников, содержанию социальной инфраструктуры предприятии;
• обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы;
• систему стимулирующих выплат, включая премии, поощрительные и компенсионные выплаты;
• взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий в рамках одного муниципального образования;
• солидарную ответственность работодателя и органов местного самоуправления в комплексном решении вопросов развития социальной инфраструктуры без ущерба не только для работников предприятия, но и в целом для населения района, города и т.п.
Для социально-экономического развития предприятии в нашей стране были характерны преимущественно отраслевая направленность государственной промышленной политики, особенности управления, отражающие высокую значимость не только экономических, но и социальных факторов развития производства и учитывающие коллективную психологию, а также сильные традиции патернализма в сфере обществ создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, бань, столовых, клубных и богадельных учреждений а также благотворительных акциях. В советский период сохранилась преемственность в управлении производством в части функционирования предприятия как целостного социально- экономического организма. Тотальное огосударствление всех сторон общества усилило патернализм на всех уровнях управления, что в большей мере относилось к уровню предприятий. Важная роль отводилась предприятию в соблюдении социальных гарантий в области занятости
• производственного обучения работников, совмещения работы
• учебы, условий и охраны труда работников (особенно женщин)
В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление дополнительных социальных льгот к льготам, финансируемым за счет средств государственного бюджета, т.е. установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, снижение планки пенсионного возраста, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсация транспортных расходов. Широко стали практиковаться социальная поддержка и помощь в финансировании ЖСК, создании МЖК, приобретении садовых участков, улучшении бытовых условий жизни.[1],605.
В середине 80-х годов ресурсы предприятии, направляемые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на общественные фонды потребления. Считалось закономерным, что общественные фонды потребления, в том числе децентрализованные его части в виде средств предприятии на социальное развитие трудового коллектива, должны расти быстрее, чем фонд оплаты по труду и национальный доход. Ставка на опережающий рост общественных фондов потребления объяснялась необходимостью частичной компенсации низкого уровня заработной платы работников и подконтрольностью централизованногогосударственного распределения потребительских благ, а, также широкими возможностями для номенклатуры с помощью различныx пособий и льгот реализовать принцип фаворитизма.
Серьезный недостаток сложившейся практики распределения материальных благ через общегосударственные фонды потребления состоял в сильном государственном патернализме, который порождал тенденции к уравнительности, социальному иждивенчеству и ограничению мобильности и инициативности работников. Однако общественные фонды потребления при всех их социальных издержках заложили экономический фундамент социальных гарантий, широкой доступности важнейших социально значимых благ: дошкольное воспитание и образование, здравоохранение, культура, организованный отдых населения и особенно детей. Коллективные, совместные формы организации предоставления этих благ и услуг по сравнению с частной организацией оказываются более эффективными с точки зрения использования национального дохода, когда превалирует объективный принцип экономии от масштаба.
Таким образом, реформируемая российская экономика требует адекватного решения проблем социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех уровнях государственного и муниципального управления в их тесном контакте с объединениями работодателей. Первоочередная задача — разработка законодательства о социальном партнерстве на федеральном уровне. Перед предприятиями стоит задача определения общей стратегии и тактики выработки и реализации социальных программ, имеющих вполне конкретные и стабильные источники финансирования, предусмотренные в финансовых планах и закладываемые в инвестиционные проекты и программы развития и совершенствования производства.
4.Международные финансы – теоретические аспекты
Международное сотрудничество охватывает все стороны жизни общества, в том числе экономическую, социальную и финансовую. Оно основано на международном разделении труда, перемещении всех видов ресурсов, в том числе природных, производственных, непроизводственных, трудовых, капиталов между государствами. Благодаря международному сотрудничеству развиваются на взаимовыгодной основе интеграционные процессы, приводящие к формированию мирового рынка капитала.
Интеграция мировой экономики происходит всеускоряющимися темпами. Национальные границы даже самых крупных стран больше не изолируют бизнес, не ограждают инвесторов от иностранной конкуренции, но и не препятствуют новым возможностям.
Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой – явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики¹. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т.е. финансовых ресурсов 185 стран с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех 65 млн. фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 6 млрд. чел.
Однако чаще используется менее широкое толкование мировых финансовых ресурсов как ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, т.е. в отношениях между резидентами и нерезидентами.
В современном экономическом мире ни одна компания, ни один инвестор не может себе позволить игнорировать основные концепции международных финансов. На конкурентное положение отдельных субъектов бизнеса, независимо от того, занимаются ли они международными сделками или нет, могут повлиять и изменения обменных курсов, и различные темпы инфляции, и разница в процентных ставках.
Для компаний, которые работают на международном рынке, принятие соответствующих решений в этой сфере затрудняется еще и национальными отличиями в банковских правилах и торговых нормативных актах, способах регулирования рынка и степенью политической стабильности в стране их деятельности.
По мере глобализации мировых финансов граница между широким и узким определениями все более размывается. Далее под международными финансами будут подразумеваться мировые финансы в их узком определении.
/>
¹ Совокупность концепций, категорий и методов формализации платежных балансов, текущих курсов обмена валют, неуравновешенных платежных балансов и техники их выравнивания в условиях различных международных денежных систем получила название финансовой теории мировой экономики (см. Мировая экономика/ под ред. Николаевой, с.7)
Международные финансы – это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образованиях, обслуживающий реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов. Международные финансы связаны с реальным денежным оборотом, участниками которого являются юридические и физические лица, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, неформальные объединения (клубы), совершающие операции с валютными ценностями и принимающие решения по важнейшим вопросам координации и управления мировыми финансовыми потоками.
Международные финансы выполняют следующие функции:
Опосредование международной торговли и обмена товарами, работами, услугами и капиталами;
Обеспечение экономической интеграции национальных экономик государств в единую международную систему;
Адаптация национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации;
Координация проведения национальной финансовой политики государств.
Мировые финансовые потоки являются следствием воздействия таких факторов, как:
Состояние мировой торговли;
Экономическое и финансовое состояние государств;
Структурная перестройка экономики под влиянием мировой конкуренции;
Создание и функционирование транснациональных корпораций;
Различие в темпах инфляции;
Рост платежного дисбаланса отдельных стран;
Превышение объема вывоза капитала по сравнению с вывозом товаров и услуг;
Другие факторы.
Потребность в международных финансах связана с развитием мировой торговли и финансово-кредитных отношений между резидентами и нерезидентами, государствами, международными финансовыми и кредитными организациями. Международные расчеты обеспечивают денежный оборот по экспортно-импортным операциям и обслуживают движение товаров, продукции, работ, услуг и капталов. Объемы и масштабы международных расчетов определяются объемами и масштабами мировой торговли, перемещений капитала.
В международных финансах все государства делятся на две группы: кредиторы идолжники. Это деление обусловлено состоянием платежного баланса и соотношением общего объема экспорта и импорта. Нетто-кредиторами являются крупные экспортеры топливно-энергетических и других природных ресурсов, капиталов и др.
Огромное воздействие на общемировые процессы оказывают организации, созданные в разные годы по эгидой ООН. Сферы их деятельности весьма разнообразны. Перечислим основные международные организации.
Специальные общественные организации:
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
Международная организация труда (МОТ);
Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО);
Всемирная организация здоровья (ВОЗ);
ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО);
ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
Организации относящиеся к специальным фондам:
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Помимо организаций, осуществляющих отраслевую координацию в различных сферах мировой экономики работают многочисленные организации, обслуживающие международные финансы, эти организации создают условия для рециклирования международных финансовых потоков.
Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, а также финансовых фирм и финансов домохозяйства заключается в том, что они представлены множеством субъектов, т.е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР). Общая структура мировых финансовых ресурсов представлена на рис. 1.
Как следует из схемы, не все элементы финансовых ресурсов мира обращаются на МФР. Так, финансовая помощь предоставляется хотя и с учетом положения ее реципиентов на нем, однако не по законам спроса и предложения, а при соблюдении реципиентами определенных экономических условий. Что касается золотовалютных резервов (ЗВР), то они лишь в отдельных случаях обращались на МФР, когда того требовало особо сложное финансовое положение их владельцев. Однако в последнее время центральные банки ряда стран приступили к сбросу части своих золотых активов, поскольку ключевая роль в стабилизации национальных валют все больше переходит к иным финансовым инструментам. Частичные продажи (от 1/3 до 2/3 золотого запаса) осуществили Нидерланды, Бельгия, Австралия, Канада, Австрия. Все свои 125 тонн золота продала Аргентина.
Анализ рисунка 1 показывает, что в составе международных финансов можно выделить публичные и частичные финансы. Субъектами первых являются лица признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации.
Мировые финансы
/>
/>/>/>
Финансовая помощь
Мировой финансовый рынок (мировые рынки капитала)
Золотовалютные резервы
(ЗВР)
/>/>
/>/>/>/>/>/>/>
Межгосударственные кредиты и гранты
Валютный спот-рынок
Рынок страховых услуг
Частные ЗВР
/>
Официальные ЗВР
Рынок деривативов
Кредитный рынок
Кредиты и гранты международных организаций
/>/>
Рынок долговых и долевых ценных бумаг
Рынок банковских кредитов
Рис. 1
М/>ировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зрения его функции и сроков обращения финансовых активов. Функционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов, страховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг – перестрахование, на кредитном рынке – сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.
По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты МФР: валютный (краткосрочный) рынок и рынок капитала (долгосрочный). Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только с целью получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные активы часто называются «горячими деньгами».
Границы между различными сегментами МФР размыты, и вполне возможно перемещение части финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах, как это было летом 1997 года в Юго-Восточной Азии, провоцируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.
Многообразие типов, форм и видов участников МФР требует развернутой их классификации, так как для каждого из его сегментов характерны одни и те же участники. Выделяют следующие признаки классификации:
Характер участия субъектов в операциях;
Цели и мотивы такого участия;
Типы элементов и их характеристики;
Страны проживания субъектов;
Типы инвесторов и должников.
С точки зрения характера учения в операциях участники рынка делятся на прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных). К прямым участникам относятся те, кто заключает сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, т.е. косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок.
По мотивам и целям участия на рынке различают хеджеров, спекулянтов, трейдеров и арбитражеров.
Хеджеры проводят так называемы операции хеджирования, предназначенных для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска. Для этих целей они используют инструменты рынка деривативов для страхования риска трансферта, присущего финансовым инструментам, для страхования своих активов или конкретных сделок на краткосрочном рынке (т.е. рынке «спот», где сделки завершаются в течении двух банковских дней).
Спекулянты заключают сделки исключительно с целью заработать на благоприятном движении курсов, и поэтому у них нет намерения страховать свои операции.
Деятельность трейдеров связана с использованием колебаний курса по одному или нескольким контрактам и, по сути, противоположна действиям хеджеров.
Арбитражеры осуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды. Арбитражеры рискуют меньше спекулянтов.
По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следующая градация участников МФР:
Международные и межнациональные агентства;
Национальные правительства и суверенные заемщики;
Провинциальные и региональные правительства (местная администрация);
Муниципальные правительства (муниципалитеты);
Квазиправительственные эмитенты;
Корпорации, банки и другие организации.
К числу международных агентств относятся Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др. среди элементов субнационального уровня выделяются правительства германских земель, провинций Канады, штатов Австралии, городов Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга др.
В зависимости от стран происхождения участники МФР подразделяются на развитые, развивающиеся страны, международные институты (не имеющие конкретной национальной принадлежности) и оффшорные центры (зоны).
К последним относятся территории, где действуют налоговые валютные и др. льготы для тех нерезидентов, которые базируют свои счеты и фирмы на этих территориях, но осуществляют финансовые операции исключительно с другими странами. Это преимущественно островные государства; некоторые из них уже превратились в региональные и мировые финансовые центры (Кипр, Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.); страны, расположенные рядом с мировыми финансовыми центрами (Лихтенштейн, Ирландия, Нормандские острова), или некоторые территории стран-участников МФР (например, отдельные штаты США и кантоны Швейцарии). По оценкам, в оффшорных центрах размещено финансовых ресурсов на сумму около 5 трлн. долл. США, в том числе, предположительно 100 млрд. долл. российского происхождения.
Среди участников МФР по типу инвесторов выделяют две основные их группы – частные и институциональные. Частные инвесторы – это физические лица (иногда их именуют конечными или розничными инвесторами). Как правило, они стремятся к диверсификации своих сбережений или увеличению процентного дохода путем приобретения различных финансовых активов. Институциональные инвесторы – это профессиональные участники финансовых рынков (или финансовые посредники принципалов).
В положении последних на МФР наблюдаются две тенденции. С одной стороны, МФР все больше институционализируется в связи с увеличением количества и улучшением ликвидности обращающихся на нем финансовых инструментов, значительным ростом его объема и числа участников, а с другой – наблюдается феномен «дезинтермедиации», т.е. вымывание посредников, их исключение из сделок между покупателями и продавцами. Дезинтермедиация (disintermediation), являющееся следствием развития финансовых технологий и дерегулирования, позволяет конечным покупателям и продавцам (принципалам) снизить расходы, отказавшись от платежей комиссий и других сборов. Одним из примеров освобождения от посредников служит секьюритизация долга, когда различные банковские активы трансформируются в ликвидные ценные бумаги, служащие для финансирования новых активных операций.
К институциональным инвесторам, оперирующим на МФР, относятся: банки (центральные, инвестиционные, коммерческие), государственные учреждения, международные финансовые институты, пенсионные фонды, страховые фонды и компании (в том числе оффшорные), взаимные (паевые) инвестиционные фонды (ПИФИ), менеджеры вкладов (управляющие инвестициями), транснациональные корпорации.
На страховые компании приходится 35% всех институциональных инвестиций, на инвестиционные компании – 23, на пенсионные фонды – 25 и на остальных инвесторов – 17%.
В роли менеджеров вкладов (т.е. управляющих инвестициями) часто выступают банковские трастовые департаменты. По большей части их клиентами выступают частные инвесторы.
Важнейшей частью МФР является мировой валютный рынок (МВР), представляющий собой совокупность денежных требований и обязательств нерезидентов друг к другу. МВО сложился в связи с возникновением и развитием мировой валютной системы (МВС) – исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений.
МВС включает в себя следующие основные элементы:
Мировой денежный товар международные ликвидные активы;
Валютный курс;
Валютные рынки;
Международные валютно-финансовые организации;
Межгосударственные договоренности.
Под мировым денежным товаром понимается принимаемый каждой страной эквивалент выведенного из него богатства и обслуживающий ее международные отношения.
Первым международным денежным товаром выступало золото; затем – национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве используются композиционные или фидуциарные (основные на доверии к эмитенту) деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы: специальные права заимствования (SDR), ЭКЮ и заменяющие их евро.
Валютный курс определяется как стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютные курсы подразделяются на два основных вид – фиксированные и плавающие. В основе фиксированного курса лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения валюты и могут значительно колебаться по величине.
Привязанность курса национальной валюты означает его фиксированность по отношению к одной добровольно выбранной базовой валюте (доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку и др.) и его автоматические изменения в тех же пропорциях, что и курс базовой валюты. Привязанность курса национальной валюты к стандартной или индивидуальной валютной корзине означает, что он колеблется вместе с искусственно сконструированными валютными комбинациями. При плавающих курсах они определяются на основе соотношения объемов рыночного спроса и предложения на данную валюту. При свободном плавании воздействие иных факторов не предполагается. Валютный (форексный) рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников как на стороне спроса, так и на стороне предложения весьма велико, любая информация передается в системе практически мгновенно и доступна всем рыночным агентам, девиативная роль центральных банков мала и не постоянна.
При управляемом или «грязном», плавании кроме спроса и предложения на величину валютного курса значительное влияние оказывают центральные банки стран, а также разнообразные временные рыночные искажения. Смешанное плавание означает, во-первых, установления двух режимов валютных курсов: внутреннего – для операций внутри одной страны или группы стран и внешнего – для операции с другими странами. Во-вторых, смешанное плавание может означать привязку курсов своих валют к ценам какого-либо товара, например нефти, как это сделано в странах ОПЕК. И в-третьих, смешанное плавание означает ведение системы целевых зон, или валютных коридоров, как это было в России в середине 90-х годов.
Мировой валютный (форексный) рынок включает отдельные рынки, локализованные в различных регионах мира, в центрах международной торговли и валютно-финансовых операций. В 1998г. в мире функционировало 43 крупных валютных рынка. Среди них особое место занимали рынки расположенные в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Сянгане (Гонконге), Сингапуре, Цюрихе, Париже, Франкфурте-на-Майне. Ежедневный объем валютных операций на этом рынке оценивался в 1986г. в 250 млрд. долл.; в 1991г. – 1000 млрд. долл.; в 1998г. – 1971 млрд. долл.
Появившись в XIXв., мировая валютная система прошла несколько этапов эволюции, краткая характеристика представлена в табл.1.
Анализ табл.1 показывает, что в XIX-XXвв. МВС эволюционировала от золотомонетного стандарта, где различные и жестко установленные весовые количества золота служили денежными единицами различных стран, до современных фидуциарных бумажных денег, курсы которых определяются валютными рынками, а эмиссия – центральными банками соответствующих валютных систем.
Табл. 1 Эволюция мировой валютной системы
Критерий
Парижская валютная система
Генуэзская валютная система
Бреттон-Вудская валютная система
Ямайская валютная система
Европейская валютная ситема
1. База определения курса валют
Золотомонетный стандарт
Золотодевизный стандрат
Золотодевизный стандрат
Свободно определяемая (стандарт SDR)
Стандарт ЭКЮ (1979-1998гг.); евро (с 1999г.)
2. Использо-вание золота
Золотые паритеты. Золото как резервно-платежное средство
Официальная демонетизация золота
Объединение 20% официальных золото-долларовых резервов. Использование золота для частичного обеспечения эмиссии ЭКЮ, переоценка золотых резервов по рыночной цене
Прямая конвертируемость валют в золото
Конвертируемость валют в золото через обмен на USD, FRF или GBR
Конвертируемость доллара США в золото по официальной цене
3. Режим валютного курса
Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек
Свободно колеблющиеся курсы без золотых точек (с 30-х гг.)
Фиксированные паритеты и курсы (± 0,75% ±1%)
Свободный выбор режима валютного курса (без привязки к золоту)
Совместно плавающий валютный курс в пределах ± 2,25±15% с августа 1993г. («европейская валютная змея»), с 1999г. только для четырех стран, не присоединив-шихся к зоне евро
4. Институ-
циональная структура
Конференция
Конференция, совещания
МВФ – орган межгосударствен-
ного валютного регулирования
МВФ; совещания в «верхах»
Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-1993гг.); Европейский валютный институт (1994-1998гг.); Европейский центральный банк (с 1999г)
Многообразие мирохозяйственных отношений стран находит отражение в балансовом представлении ее международных операций. Различают платежный и расчетный балансы страны.
Расчетный баланс – это соотношение требований и обязательств данной страны к другим государствам на определенную дату. Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной другим государством, и поступлений, полученных ей от других стран за определенный период времени, чаще за квартал или год.
Сальдо платежного баланса активно, если валютные поступления превышают платежи, и пассивна, если платежи превышают поступления. В основу его составления положены рекомендации МВФ на основе принятого ООН документа «Руководства по платежному балансу», что придает универсальный характер применяемым показателям и позволяет проводить межстрановые сопоставления. Согласно этим рекомендациям поступления валюты в страну отражаются по кредиту платежного баланса.
Валюта поступает в страну от экспортируемых товаров и услуг, от притока капитала из-за границы в виде иностранных займов и инвестиций. Платежи в валюте иностранным субъектам отражаются по дебету платежного баланса. К ним относятся расходы по импорту товаров и услуг, а также вложение денежных средств данного государства в экономику других стран.
Платежный баланс в целом всегда сводится с формальным равновесием, хотя из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок и других причин неизбежны различные искажения. Этим обусловлено введение в платежный баланс специального раздела «Ошибки и пропуски».