Реферат по предмету "Финансы"


О финансах

/>     Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы иденьги — это одно и то же, то  зачем существуют два разных термина для одной итой же категории? Что же такое финансы?    Рассмотрим этот вопрос через призмуистории развития данной категории. Термин finansia возникв XIII—XV вв. в  торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежныйплатеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и сталупотребляться как понятие,  связанное с системой денежных отношений междунаселением и государством по поводу образования государственных фондов денежныхсредств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношениямежду двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основойсуществования и функционирования финансов (где нет денег, не может бытьфинансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этихотношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, впроцессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств— бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовыйхарактер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло бытьобеспечено без придания налогам, сборам и другим платежамгосударственно-принудительного характера, что достигалось посредством пра­вовойнормотворческой деятельности государства, созда­ния соответствующегофискального аппарата.
Таковы основные признакифинансов. По ним безоши­бочно можно выделить финансы из всей совокупностиденежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами,между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования го­сударствомрозничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулируетденежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертойявляется равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях),объединенных данными от­ношениями.
Таким образом, финансы —это всегда денежные от­ношения, но не любое денежное отношение — всегда фина­нсовоеотношение. Исходя из вышесказанного можно сфор­мулировать общее определениефинансов.
Финансы — это совокупностьденежных отношений, организованных госу-          дарством, в процессе которыхосуще­ствляется формирование и использование общегосударст­венных фондовденежных средств для осуществления экономических, социальных и политическихзадач.                                                  Каковы предпосылкивозникновения финансов? Ведь че­ловечество задолго до этого имело деньги, товарно-денеж­ныеотношения, государственное устройство. Почему толь­ко в средние века возниклиданное явление и термин, отражающий его.
Первая предпосылка. Именно вЦентральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохрани­лисьмонархические режимы, но власть монархов была зна­чительно урезана и самоеглавное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возникобщегосудар­ственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государстване мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка.Формирование и использо­вание бюджета стало носить системный характер, т. е.воз­никли системы государственных доходов и расходов с определенным составом,структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группырас­ходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий.Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели,управление, эконо­мику, социальные нужды. В России последнее направлениевозникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархичес­кие режимы, частьсредств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на этицели выделялось в бюджете Англии —1,05%, Франции — 2,01, Пруссии — 3,9, России— 2,7% общего объема государственных рас­ходов. Интересен и тот факт, чтопрактически до сих пор неизменной (II—13%) остается доля расходов на управле­ниев бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги вденежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходыгосударства формировались главным образом за счет натуральных податей итрудовых повинностей.
Таким образом, только наданном этапе развития госу­дарственности и денежных отношений стало возможнымраспределение созданного продукта в стоимостном выра­жении. Распределительныеотношения — часть экономичес­ких отношений в обществе, и финансы, будучивыражением этой объективно существующей сферы экономических от­ношений,являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическоеобщественное назначе­ние — формирование и использование денежных фондовгосударства посредством особых форм движения стоимо­сти. Финансы вместе с тем иисторическая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е.изме­няются во времени.
Можно выделить два основныхэтапа развития финан­сов. Первый этап — неразвитая форма финансов. Онахарактеризуется непроизводительным характером финан­сов, т.е. основная массаденежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически неоказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой это­го периодабыла узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена —бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они былисвязаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежныхотношений, госу­дарственности возникала необходимость в новых общего­сударственныхфондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений поповоду их форм­ирования и использования.
В настоящее времяповсеместно, независимо от полити­ческого и экономического устройства того илииного госу­дарства, финансы вступили в новую стадию своего раз­вития. Этообусловлено многозвенностью финансовых си­стем, высокой степенью воздействия наэкономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансыстановятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношенияобщественного восп­роизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силыи производственных отношений.
В зависимости от конкретныхэкономических и полити­ческих условий, природы и роли государства финансы,обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различноесодержание. Так, например, до недавнего времени в мире существовали двеполитичес­кие и экономические системы. Все финансовые отношениякапиталистических стран были направлены на воспроиз­водство рыночныхэкономических отношений, а социали­стических стран — на воспроизводствоавторитарного ре­жима и соответственно централизованного управления эко­номикой.
Рассмотрим подробнее этапыразвития финансов в СССР и России. Выше было отмечено, что финансовые отношенияорганизует государство исходя из задач, сто­ящих перед ним на том или иномэтапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистическихфинансов началось то­лько после окончания гражданской войны. Экономическиеусловия в данный период были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадокхозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, новсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так,удельный вес частного сектора в 1923/24 г. в розничном товарообороте достигал57,7%. Этот период характеризовался неупорядоченным снабжением, стихий­нымиценами, непредсказуемыми результатами хозяй­ственной деятельности, отсутствиемусловий для планиро­вания таких показателей, как доход, прибыль, себестои­мость.
Основными задачами в этовремя были, с одной сторо­ны, оживление экономики, восстановлениепромышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, а сдругой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политическиеусловия диктовали необ­ходимость максимальной концентрации финансовых ресурсовв руках государства, а задачи подъема экономики тре­бовали заинтересованноститоваропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношенийдолжна была соответствовать этим требованиям. В связи с этим государствосоздает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно,три группы денежных отношений, связанных с их форм­ованием и использованием.Основным общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главнымиисточниками поступлений — налоги. Налоговая система данного периодахарактеризова­ть особой множественностью налогов. К первой группе налоговследует отнести прямые налоги. Это налог на  доход, промысловый налог, рента сгородских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сель­скохозяйственныйналог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль)государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет.Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, созданияфонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всегонаправлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялисьзначительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стоялачре­звычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходилмощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря напреимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — необеспечивал устойчивость доходной базы го­сударственного бюджета. Условияхозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определентолько по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет моглипоступать с такой же периодич­ностью.
     Чтобы обеспечитьрегулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объектналогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предпри­ятия имелпостоянный характер. И такими объектами ста­ли отдельные акты производственнойи торговой деятель­ности. Например, взимался государственный гербовый сбор сосделок, счетов, векселей, железнодорожных наклад­ных и т. д.
Особое место в налоговойсистеме занимал промыс­ловый налог, которым облагались промышленные и тор­говыепредприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двухсамостоятельных плате­жей — патентного и уравнительного сборов. Первый взи­малсяпри выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности.Уравнительным сбором облага­лись обороты предприятий. Характерной чертойданного налога была многократность обложения, т. е. один и тот же товароблагался на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений вбюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения исельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящи­еся предприятий,организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.
Вторую группу налоговсоставляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась системадоходов от госуда­рственного имущества. Сюда относились арендная плата заземельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т. д.
Вся налоговая система быланаправлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества всельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали диф­ференцированные налоговыеставки. Для укрепления пози­ций социалистического сектора применялисьпониженные ставки с доходов государственных и кооперативных пред­приятий иорганизаций, система льгот. Для частного сек­тора ставки платежейустанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и приисчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходномналоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространяласьна всех плательщиков. Но уже 1926г. ставки  дифференцировали по группам  ïëàòèëüùèêîâ.Максимальная ставка для капиталистических элементов áûëàïîâûøåíà äî 67.5,а с 1927 г. — до 81%. Кроме того в 1931г. введен специальный сбор на нуждыкультурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативныхкустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; длячастников эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не то­лько доходчастника, но и значительная часть его капитала.   Вторым по значениюобщегосударственным фондом денежных средств был фонд государственногоимущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счетобязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованиюподлежало имущество пред-риятий и организаций всех форм собственности, так какдаже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средствана возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производстваявлялось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежалоимущество, здоровье и жизнь граждан.
 Третьим общегосударственнымфондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающийсохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносовпредприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная системафинансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Ужек 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим,здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителямисельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговляпочти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительскойкооперации. Основным производственным звеном стали предприятия действующие наначалах хозяйственного расчета в условиях централизованного плановогоуправления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятийпланировались и носили директивный характер. На  этом этапе у государства ужедругие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базесоциалистичес­кой индустриализации. Но ограниченность финансовых ре­сурсов иотсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткойцентрализации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления.Новые условия и новые задачи требовали коренного изме­нения системы финансовыхотношений. А так как основной группой финансовых отношений выступают денежныеот­ношения между юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменениякоснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г.обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила ме­тодикиих расчета и порядок перечисления в бюджет. На­пример, налог с оборотаобъединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г.,не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фик­сировался в ценевысокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал вгосударственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регу­лярнуюи устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве длябесперебойного финансирования плановых мероприятий.
Доля налога с оборота в общемобъеме доходов госуда­рственного бюджета всегда была очень высока. Например, в1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4в 1980 г. — 31,1%.
Вторым по величине источникомдоходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. —12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот,претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговойреформы 1930/31 г. подо­ходный налог с государственных предприятий и некоторыедругие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе былпринят следующий порядок рас­пределения прибыли. В первую очередь отчисленияшли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих,фонд премирования рационализато­ров производства), на плановые капитальныевложения, прирост норматива собственных оборотных средств и дру­гие плановыепотребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам,устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркома­тами).Свободный остаток прибыли перечислялся в соотвåòñòâóþùèéбюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такогораспределения предпри­ятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялосьна капитальные вложения, 8%—на прирост норматива собственных оборотных средств,5% — в поощ­рительные фонды и 3% —на другие цели. В бюджет приносилось 72%прибыли.
   В сельском хозяйствесохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовалина необщественный сектор сельскохозяйственного производства. Данная организацияфинансов позволила государству  даже в условиях Отечественной войны 1941—1945гг. Выполнить поставленные задачи и к 1960-м годам страна по уровню развитияпромышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира.Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленныхпредприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81—87 в1925—1927 г. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей вмашиностроении, химической промышленности вдвое увеличилось количество отраслейв легкой и пищевой промышленности.
    Масштабы производстваобусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как сталоневозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но,передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должнобыло обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необ­ходимостьформирования фондов денежных средств не то­лько на уровне государства, но и науровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали кжизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения междупредприятием и государством  по поводу формирования и использования отраслевыхфон­дов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыликак основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г.утвердила новую систе­му распределения и использования прибыли, в основу ко­торойположены следующие принципы:
повышение заинтересованностиработников предприя­тий в общих результатах работы, в связи с чем размерыматериального поощрения работников были поставлены в зависимость от ростареализации, прибыли и уровня рен­табельности;
создание на предприятияхболее широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и частиамортизаци­онных отчислений мероприятий по обновлению оборудова­ния,совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширениюпроизводства;
введение платности запользование производственными фондами, предоставляемыми государствомпредприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем исполь­зованиифондов;
повышение материальнойответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранностьсобственных оборотных средств.
Финансовые отношения поповоду распределения при­были представляют сложную систему взаимоувязанных но­рмативов,методик расчета налогооблагаемых баз, очеред­ности отчислений, льгот и санкций.В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основ­ныепроизводственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банкупроцентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд летнор­мативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основныхпроизводственных фондов и нормируемых обо­ротных средств. Таким образом, суммаплаты за фонды представляла собой величину, зависящую не от резуль­татовдеятельности предприятия, а от фактического нали­чия у предприятия производственныхфондов. Такой поря­док заставлял предприятия либо эффективно использовать всеимеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередныхотчислений оставалась так назы­ваемая расчетная прибыль, которая направлялась воснов­ном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Суммаотчислений рассчитывалась по установлен­ным нормативам и была связана с целымрядом показа­телей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибы­ли шла напокрытие таких плановых затрат, как финан­сирование капиталовложений ипогашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытковЖКХ и др.
    Так как затраты второго(использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего (финансирование капитальныхвложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита,выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование приростасобственных оборотных средств и т. д.) уровней планирова­ть и утверждалисьминистерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой иутвержда­ли прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условиявозникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Таблица 1.1
Распределение пребылипромышленных предприятий* (%)Распределение прибыли 1970 1975 1980 1981 1982 1983 Получено прибыли — всего 100 100 100 100 100 100 из нее: внесено в бюджет 62 58 60 59 59 60 в том числе: плата за производственные фонды 17 22 24 24 25 24 фиксированные (рентные) пла- тежи 5 4 1 1 6 7 взносы свободного остатка прибыли 35 30 33 32 27 28 отчисления от прибыли 4 1 1 2 1 1 оставлено в распоряжении предприятия 38 42 40 41 41 40
Из таблицы видно, чторазмер свободного остатка при­были, перечисляемого в бюджет, в первые годыэкономи­ческой реформы, значительно превышал размер платы за фонды, хотя всистеме налогообложения ей выделяется особая роль.
Анализ данных финансовыхотношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускалоиз своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого на­стоятельно требовали. Всамый жесткий период государст­во забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983т., провозгласив политику децентрализации системы управле­ния экономикой. Витоге произошло несовпадение органи­зованных государством конкретных группфинансовых от­ношений с задачами производства — в среднем 60%. Жест­коецентрализованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижалозаинтересованность в повышении эффективности производства, что не только непривело к улучшению положения в экономике, но способ­ствовало появлениюубыточных предприятий и целых от­раслей.
Стремясь изменить положение,государство в 80-е го­ды осуществляет ряд мероприятий, связанных с неко­торымсовершенствованием методов распределения при­были, сохраняя в неизменном виденалоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного методараспределения прибыли, первой и второй модели хозяйственного расчета. Однакоэти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные ме­тодыразвития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться взначительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в произ­водстводополнительных трудовых и материальных ресур­сов. Как следствие, серьезноснизились темпы роста про­изводительности труда и другие показатели эффективно­сти.Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающееогромными ресурсами, натолк­нулось на их нехватку. Образовался разрыв междуобще­ственными потребностями и достигнутым уровнем произ­водства, междуплатежеспособным спросом и его матери­альным покрытием. Впервые в 1989 г.государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не при­знатьсерьезную деформацию всех звеньев финансов —        государственных,отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошласмена политических ори­ентиров, государство провозгласило курс на демократи­зациюи рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целоми финансов в ча­стности. Огромное значение в данном процессе имело раз­государствлениеи появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На местегосударственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, арендныепредприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д.,институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды.
    Рыночная экономикапривела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новыххозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группыфинансовых отношений, взаимосвязи между ними усло-жнются. Во-вторых, финансыстановятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некуюобособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальнаяоснова финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью.
Лит-ра:
1.”Финансы” Учебное пособие(под ред. Проф. А.М. Ковалевой) М.:1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.