/> Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы иденьги — это одно и то же, то зачем существуют два разных термина для одной итой же категории? Что же такое финансы? Рассмотрим этот вопрос через призмуистории развития данной категории. Термин finansia возникв XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежныйплатеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и сталупотребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений междунаселением и государством по поводу образования государственных фондов денежныхсредств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношениямежду двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основойсуществования и функционирования финансов (где нет денег, не может бытьфинансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этихотношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, впроцессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств— бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовыйхарактер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло бытьобеспечено без придания налогам, сборам и другим платежамгосударственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовойнормотворческой деятельности государства, создания соответствующегофискального аппарата.
Таковы основные признакифинансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупностиденежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами,между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государствомрозничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулируетденежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертойявляется равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях),объединенных данными отношениями.
Таким образом, финансы —это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовоеотношение. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определениефинансов.
Финансы — это совокупностьденежных отношений, организованных госу- дарством, в процессе которыхосуществляется формирование и использование общегосударственных фондовденежных средств для осуществления экономических, социальных и политическихзадач. Каковы предпосылкивозникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежныеотношения, государственное устройство. Почему только в средние века возниклиданное явление и термин, отражающий его.
Первая предпосылка. Именно вЦентральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранилисьмонархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самоеглавное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возникобщегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государстване мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка.Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е.возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом,структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группырасходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий.Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели,управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направлениевозникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, частьсредств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на этицели выделялось в бюджете Англии —1,05%, Франции — 2,01, Пруссии — 3,9, России— 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, чтопрактически до сих пор неизменной (II—13%) остается доля расходов на управлениев бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги вденежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходыгосударства формировались главным образом за счет натуральных податей итрудовых повинностей.
Таким образом, только наданном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможнымраспределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительныеотношения — часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучивыражением этой объективно существующей сферы экономических отношений,являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическоеобщественное назначение — формирование и использование денежных фондовгосударства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем иисторическая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е.изменяются во времени.
Можно выделить два основныхэтапа развития финансов. Первый этап — неразвитая форма финансов. Онахарактеризуется непроизводительным характером финансов, т.е. основная массаденежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически неоказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периодабыла узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена —бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они былисвязаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежныхотношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственныхфондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений поповоду их формирования и использования.
В настоящее времяповсеместно, независимо от политического и экономического устройства того илииного государства, финансы вступили в новую стадию своего развития. Этообусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия наэкономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансыстановятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношенияобщественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силыи производственных отношений.
В зависимости от конкретныхэкономических и политических условий, природы и роли государства финансы,обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различноесодержание. Так, например, до недавнего времени в мире существовали двеполитические и экономические системы. Все финансовые отношениякапиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночныхэкономических отношений, а социалистических стран — на воспроизводствоавторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.
Рассмотрим подробнее этапыразвития финансов в СССР и России. Выше было отмечено, что финансовые отношенияорганизует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или иномэтапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистическихфинансов началось только после окончания гражданской войны. Экономическиеусловия в данный период были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадокхозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, новсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так,удельный вес частного сектора в 1923/24 г. в розничном товарообороте достигал57,7%. Этот период характеризовался неупорядоченным снабжением, стихийнымиценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствиемусловий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в этовремя были, с одной стороны, оживление экономики, восстановлениепромышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, а сдругой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политическиеусловия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсовв руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованноститоваропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношенийдолжна была соответствовать этим требованиям. В связи с этим государствосоздает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно,три группы денежных отношений, связанных с их формованием и использованием.Основным общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главнымиисточниками поступлений — налоги. Налоговая система данного периодахарактеризовать особой множественностью налогов. К первой группе налоговследует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента сгородских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственныйналог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль)государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет.Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, созданияфонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всегонаправлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялисьзначительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стоялачрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходилмощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря напреимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — необеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условияхозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определентолько по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет моглипоступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечитьрегулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объектналогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имелпостоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственнойи торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор сосделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.
Особое место в налоговойсистеме занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговыепредприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двухсамостоятельных платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взималсяпри выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности.Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертойданного налога была многократность обложения, т. е. один и тот же товароблагался на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений вбюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения исельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий,организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.
Вторую группу налоговсоставляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась системадоходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата заземельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т. д.
Вся налоговая система быланаправлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества всельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговыеставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялисьпониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий иорганизаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежейустанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и приисчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходномналоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространяласьна всех плательщиков. Но уже 1926г. ставки дифференцировали по группам ïëàòèëüùèêîâ.Максимальная ставка для капиталистических элементов áûëàïîâûøåíà äî 67.5,а с 1927 г. — до 81%. Кроме того в 1931г. введен специальный сбор на нуждыкультурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативныхкустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; длячастников эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не только доходчастника, но и значительная часть его капитала. Вторым по значениюобщегосударственным фондом денежных средств был фонд государственногоимущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счетобязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованиюподлежало имущество пред-риятий и организаций всех форм собственности, так какдаже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средствана возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производстваявлялось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежалоимущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственнымфондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающийсохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносовпредприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная системафинансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Ужек 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим,здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителямисельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговляпочти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительскойкооперации. Основным производственным звеном стали предприятия действующие наначалах хозяйственного расчета в условиях централизованного плановогоуправления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятийпланировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства ужедругие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базесоциалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов иотсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткойцентрализации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления.Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения системы финансовыхотношений. А так как основной группой финансовых отношений выступают денежныеотношения между юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменениякоснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г.обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методикиих расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборотаобъединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г.,не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в ценевысокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал вгосударственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярнуюи устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве длябесперебойного финансирования плановых мероприятий.
Доля налога с оборота в общемобъеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4в 1980 г. — 31,1%.
Вторым по величине источникомдоходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. —12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот,претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговойреформы 1930/31 г. подоходный налог с государственных предприятий и некоторыедругие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе былпринят следующий порядок распределения прибыли. В первую очередь отчисленияшли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих,фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальныевложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановыепотребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам,устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами).Свободный остаток прибыли перечислялся в соотвåòñòâóþùèéбюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такогораспределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялосьна капитальные вложения, 8%—на прирост норматива собственных оборотных средств,5% — в поощрительные фонды и 3% —на другие цели. В бюджет приносилось 72%прибыли.
В сельском хозяйствесохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовалина необщественный сектор сельскохозяйственного производства. Данная организацияфинансов позволила государству даже в условиях Отечественной войны 1941—1945гг. Выполнить поставленные задачи и к 1960-м годам страна по уровню развитияпромышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира.Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленныхпредприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81—87 в1925—1927 г. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей вмашиностроении, химической промышленности вдвое увеличилось количество отраслейв легкой и пищевой промышленности.
Масштабы производстваобусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как сталоневозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но,передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должнобыло обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимостьформирования фондов денежных средств не только на уровне государства, но и науровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали кжизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения междупредприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевыхфондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыликак основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г.утвердила новую систему распределения и использования прибыли, в основу которойположены следующие принципы:
повышение заинтересованностиработников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размерыматериального поощрения работников были поставлены в зависимость от ростареализации, прибыли и уровня рентабельности;
создание на предприятияхболее широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и частиамортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования,совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширениюпроизводства;
введение платности запользование производственными фондами, предоставляемыми государствомпредприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использованиифондов;
повышение материальнойответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранностьсобственных оборотных средств.
Финансовые отношения поповоду распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов,методик расчета налогооблагаемых баз, очередности отчислений, льгот и санкций.В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основныепроизводственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банкупроцентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд летнормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основныхпроизводственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, суммаплаты за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатовдеятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственныхфондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать всеимеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередныхотчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась восновном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Суммаотчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целымрядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла напокрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений ипогашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытковЖКХ и др.
Так как затраты второго(использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего (финансирование капитальныхвложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита,выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование приростасобственных оборотных средств и т. д.) уровней планировать и утверждалисьминистерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой иутверждали прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условиявозникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Таблица 1.1
Распределение пребылипромышленных предприятий* (%)Распределение прибыли 1970 1975 1980 1981 1982 1983 Получено прибыли — всего 100 100 100 100 100 100 из нее: внесено в бюджет 62 58 60 59 59 60 в том числе: плата за производственные фонды 17 22 24 24 25 24 фиксированные (рентные) пла- тежи 5 4 1 1 6 7 взносы свободного остатка прибыли 35 30 33 32 27 28 отчисления от прибыли 4 1 1 2 1 1 оставлено в распоряжении предприятия 38 42 40 41 41 40
Из таблицы видно, чторазмер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годыэкономической реформы, значительно превышал размер платы за фонды, хотя всистеме налогообложения ей выделяется особая роль.
Анализ данных финансовыхотношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускалоиз своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. Всамый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983т., провозгласив политику децентрализации системы управления экономикой. Витоге произошло несовпадение организованных государством конкретных группфинансовых отношений с задачами производства — в среднем 60%. Жесткоецентрализованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижалозаинтересованность в повышении эффективности производства, что не только непривело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлениюубыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение,государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторымсовершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виденалоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного методараспределения прибыли, первой и второй модели хозяйственного расчета. Однакоэти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методыразвития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться взначительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производстводополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезноснизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности.Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающееогромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв междуобщественными потребностями и достигнутым уровнем производства, междуплатежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г.государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признатьсерьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных,отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошласмена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизациюи рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целоми финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствлениеи появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На местегосударственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, арендныепредприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д.,институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды.
Рыночная экономикапривела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новыххозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группыфинансовых отношений, взаимосвязи между ними усло-жнются. Во-вторых, финансыстановятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некуюобособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальнаяоснова финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью.
Лит-ра:
1.”Финансы” Учебное пособие(под ред. Проф. А.М. Ковалевой) М.:1997