--PAGE_BREAK--Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, изложены научная новизна работы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики» изложены теоретические аспекты налогового компонента в инвестировании социальной сферы экономики, рассмотрена сущность налоговой политики в формировании и распределении налогового потенциала, дана оценка налоговому потенциалу как экономической категории, определены налоговые компоненты, влияющие на формирование инвестиционного потенциала и рост экономики региона.
Во второй главе «Оценка эффективности отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения в формировании налогового потенциала для инвестиций в социальную сферу экономики региона» рассмотрены методические подходы к оценке налогового потенциала и налогам, как инструментам для формирования инвестиций в социальную сферу экономики, с учетом имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, дана оценка налогу на указанное имущество, при формировании налогового потенциала региона.
В третьей главе «Формирование эффективной модели инвестиционного потенциала в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования» обоснованы дополнения групп Налогового паспорта, с учетом специфики региона и экономических показателей: бюджетно-налогового планирования, бюджетного выравнивания, налогового пространства и его мониторинга; предложены рекомендации по совершенствованию Концепции информатизации региона, позволяющие войти в единое информационное пространство по управлению бюджетно-налоговой сферой России, рассчитаны прогрессивные ставки налога на имущество, переходящего в порядке дарения, для построения модели прогнозирования потребности инвестиций в социальную сферу экономики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Инвестиционный спад в России за период экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на инвестирование социальной сферы экономики.
Будущие стабильность и рост российской экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики (рис.1).
Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.
В процессе формирования и реализации налоговой политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и налоговое бремя.
Исходя из качественного анализа, предлагается под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в правовом поле, через реализацию налоговой политики.
Рисунок 1 – Структура влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование инвестиций
Исследование показало, что в процессе формирования и реализации налоговой политики, налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2).
Налог на наследование и дарение имущества
Налог на имущество физических лиц
Налог на прибыль
Земельный налог
Налог на игорный бизнес
Транспортный налог
Рисунок 2 — Структура налогового инвестирования региона
Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки (табл.1).
Таблица 1 – Структура налогового потенциала региона за 2001 – 2005 гг.
Поступления налогов
Доля налогов в общем объеме поступлений
2001
2002
2003
2004
2005
%
%
%
%
%
В консолидированный бюджет
100
100
100
100
100
Налог на прибыль
21,6
31,9
25,1
23,7
24,9
НДФЛ
19,4
27,4
31,2
33,6
37,8
Налог на игорный бизнес
0,05
0,09
0,1
0,1
0,7
НДС
Акцизы
3,2
3,1
3,1
6,3
6,4
Налог с продаж
5,4
Налог на имущество физ. лиц
0,4
0,5
0,4
0,4
0,4
Налог на имущество юр. лиц
8,9
8,2
9,8
10,5
7,9
Налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения
0.03
0,04
0,04
0,05
0,06
Платежи за пользование природными ресурсами
3,0
2,9
4,5
7,1
5,7
Другие налоги и сборы
43,45
25,87
25,76
12,85
16,14
в том числе по основным отраслям:
100
100
100
100
100
промышленность
38,3
36,1
27,1
33,2
30,8
сельское хозяйство
4,9
9,5
11,9
2,3
2,8
транспорт
14,1
18,2
14,2
10,6
11,7
связь
3,6
5,2
3,1
8,8
7,7
строительство
7,9
4,2
4,7
3,2
3,1
торговля
14,0
15,2
8,0
10,2
7,3
материально-техническое снабжение
1,9
1,6
2,9
2,2
1,8
ЖКХ
3,4
2,0
3,6
1,5
1,9
финансы
1,4
3,4
4,0
1,5
2,4
другие отрасли экономики
10,5
4,6
20,5
26,5
30,5
По нашему мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике региона.
Наиболее приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в порядке наследования: Y = I+C+S,
Y=CI=(L+S)I => I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,
где, Y – жизненный уровень населения;
С – льготы, полученные от налога на наследование;
I – инвестиции;
S – сбережения;
F– размер исчисленного налога на имущество, переходящего в порядке наследования до 01.01.2006 года;
K – выбытие населения (в связи со смертью);
L – полученный доход физическим лицом;
L/S – налоговое бремя,
то есть, в условиях равновесия, инвестиции равны сбережениям физических лиц в пределах этих сумм. В данном уравнении социальная функция определяется показателем улучшения жизненного уровня населения и накоплением капитала, полученного физическим лицом в результате отмены налога на имущество, переходящего в порядке наследования (рис.3 ).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 3 – Эмпирическая кривая смещения инвестиций при выбытии части населения и росте сбережений у наследников
где, Iw = dk – промежуточное состояние (равновесия нет);
k1, k2 – выбытие населения (в связи со смертью);
k1 = S1: f(k1) – промежуточное состояние (равновесия нет);
к2=S2: f(k2) – новое состояние – состояние равновесия.
Запас сбережений населения будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет уровня, при котором инвестиции равны выбытию и носят название равновесный уровень, позволяющий формировать инвестиционный потенциал. При отмене налога на имущество, переходящего в порядке наследования, изменяется в сторону увеличения объем инвестиций физических лиц, увеличивающий запас сбережений: чем больше сбережения, тем выше социальный уровень жизни населения, а значит, они могут быть направлены в виде инвестиций в развитие экономики региона, что позволит увеличить дальнейшее развитие форм малого бизнеса и предпринимательской деятельности, снизить безработицу на 4%, повысить покупательскую способность населения, то есть улучшается уровень благосостояния региона.
Ввиду того, что наследование имущества касается абсолютно всех граждан, значит каждый может стать и наследодателем, и наследником, поэтому необходимо, чтобы налоговые инструменты были максимально детализированы. Налоги являются одним из основных компонентов, стимулирующих социальную сферу экономики, являются составной частью налоговой политики.
Проводимая налоговая реформа до 2006 года фактически не затрагивала социальную сферу экономики, а увеличение смертности населения в 1,7 раза за 2001 – 2005 годы привело к увеличению имущества, подлежащего переходу в категорию «наследство» и обложению налогом (табл. 2).
Таблица 2 – Показатели налога на наследование в регионе за 2001-2005 гг.
Наименование показателей
2001
2002
2003
2004
2005
Общее количество наследодателей (умерших): (чел).
16497
20501
22117
22699
27377
Количество наследников, которым исчислен налога с имущества, переходящего в порядке наследования (чел).
1388
1698
2373
3127
6854
Общая стоимость имущества, переходящего в порядке наследования (тыс. руб.).
16497
20501
22117
22699
27377
Стоимость имущества, не подлежащего налогообложению по льготам (тыс. руб.).
94536
90983
61752
305902
458206
Сумма исчисленного налога (тыс. руб.).
5636,8
4250,0
5211,6
5438,4
13473,4
Стоимость указанного имущества увеличилась до 1531,4 тыс. руб., но не был учтен тот факт, что наследодателем с имущества был уплачен налог (налог на имущество физических лиц), следовательно, полученный капитал при наследовании подлежал двойному налогообложению, а значит, нельзя считать налог с имущества, переходящего в порядке наследования, как инвестиции, вложенные в улучшение социальной сферы экономики. С отменой налога на имущество, переходящего в порядке наследования, на основании Федерального закона от 01.07.05 г. №78-ФЗ возросли определенные потери в налоговом потенциале региона, но возросло налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики путем полученного капитала (наследства) и сбережений населения.
Рассматривая различные позиции, обосновывающие аргументы по отмене налогообложения наследуемого имущества, нами определено, что данный налог усложнял налоговую систему, и его отмена сопоставима с затратами, которые государство несет по его администрированию.
По нашему мнению, налог на имущество, переходящего в порядке наследования, является аморальным и безнравственным, поскольку смерть человека – это не самый подходящий случай для взимания налога, и кроме того, многие люди за неимением возможности уплатить налог на наследство, вынуждены продавать наследуемое имущество и оплачивать налог. Основным аргументом отмены налога является его низкая эффективность, однако, практика налогообложения наследства в таких странах, как США, Испания, Швейцария и др. показывает, что эффективность этого платежа не ниже в сравнении с другими налогами.
Кроме того, другим направлением реформирования налоговой системы является отмена налога на имущество, переходящего в порядке дарения, (табл. 3).
Таблица 3 – Показатели поступлений налога на дарение в регионе за 2001-2005 гг.
продолжение
--PAGE_BREAK--