Реферат по предмету "История"


Либерализация ВЭД Исламской Республики Иран

--PAGE_BREAK--Италия. Товарооборот между этими странами в 2000/2001 году составил, по оценке, 2880 млн. долл. при иранском экспорте в Италию 2160 млн. долларов и импорте 720 млн. долларов. 88% иранского экспорта в Италию составляла сырая нефть (около 8,0 млн. тонн). Иран обеспечивает 11,6% потребностей Италии в сырой нефти и занимает третье место (после Ливии и России) среди поставщиков этого сырья в Италию. Оставшиеся 12% иранского экспорта составляли: кожсырье и саламбур, текстиль, металлы и продукция сельского хозяйства. В структуру иранского импорта из Италии входили: специальное производственное и энергетическое оборудование, базовые химические товары и машинное оборудование общего назначения.

В феврале 2000 г. в Риме состоялось 4-е заседание совместной межправительственной постоянной комиссии по экономическому сотрудничеству между Ираном и Италией. В протоколе МПК отмечалось, что Италия активизирует свое сотрудничество с Ираном в деле реализации его 3-го пятилетнего плана развития. Будут создаваться приоритеты для сотрудничества двух стран в промышленных отраслях, в частности, в производстве высокотехнологической продукции. Предусматривается повышение уровня сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса, страхования итальянского экспорта в Иран. Было принято решение создать 4 совместных рабочих группы по вопросам сотрудничества в сферах перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, текстильной и кожевенной промышленности, городском и дорожном строительстве, обработке строительного камня. Значительными для иранской экономики являются проекты ирано-итальянского сотрудничества в металлургии, нефтегазовой и нефтехимической отраслях страны. Компания «Даниэли», предоставившая Ирану кредит в размере 60 млн. долл., продолжает работы по расширению мощностей Исфаганского металлургического завода до 3,2 млн. тонн стали в год. Эта же компания ведет строительство сталелитейного завода в провинции Йезд. Итальянский консорциум в составе компаний «С.М.С. Демад», «Технит» и «Ираско» участвует в расширении производственных мощностей (до 4,2 млн. т. против нынешних 3,4 млн. т) на сталеплавильном комплексе Мобараке. Итальянская компания «Фата» подписала в феврале 2001 г. с инвестиционной компанией провинции Керман соглашение о совместном строительстве алюминиеплавильного завода «Хезар», который будет производить ежегодно 35 тыс. т. различных видов алюминиевого листа, фольги и комбинированных материалов с последующим увеличением объема производства до 60 тыс. т. в год. Итальянская энергетическая компания «Л. Ансалдо» получила эксклюзивные заказы на строительство 2-х энергоблоков в Бандар-Абасе и поставку энергетического оборудования на иранский рынок на ближайшие 10 лет. Развивается сотрудничество между Ираном и Италией в нефтегазовой и нефтехимичекой отраслях. Итальянская компания «ЭНИ» в лице своей дочерней компании «Аджип» участвует вместе с франко-бельгийской компанией «Тотальфина-Эльф» в разработке нефтегазового месторождения «Доруд». Сумма контракта 540 млн. долл., доля «Аджип» – 45%. В июле 2000 г. «ЭНИ–Аджип» подписала с иранской компанией «Петропарс» соглашение о совместной разработке 4-й и 5-й очередей газового месторождения «Южный Парс». Общий объем инвестиций по этому проекту оценивается в 3,8 млрд. долл., из которых 60% приходится на итальянскую компанию и 40% – на «Петропарс». В январе 2001 г. «Аджип» выиграла тендер на повышение производительности нефтяного месторождения «Дарховин» за счет закачки газа в нефтеносные слои. Вместе с целым рядом международных нефтяных компаний «Аджип» будет участвовать в крупнейшем нефтяном проекте Ирана по разработке нефтяного месторождения «Бангестан» в районе г. Ахваз в провинции Хузестан. В феврале 2001 г. компания «ЭНИ» присоединилась к международному консорциуму в составе «Тотальфина-Эльф» и «Боу Вэлли» (Канада), занятому в проекте разработки нефтяного месторождения «Балал». Объем инвестиций составляет около 300 млн. долл., доля «ЭНИ» в проекте – 38,25%. В январе 2001 г. итальянская компания «Эдисон Газ» подписала с Иранской национальной нефтяной компанией контракт на проведение исследовательских работ по разведке месторождения «Блок Монир» (провинция Фарс). Сумма контракта – 4 млн. долл. Одновременно другая итальянская компания «Текнимонт» подписала соглашение о строительстве в специальной энергетической зоне «Парс» (г. Асалуе) трех заводов по производству пропилена, полиэтилена низкого давления и этиленгликоля. Общий объем инвестиций составит 330 млн. долл. 85% инвестиций будет обеспечено итальянской стороной.

В феврале 2001 г. в Иран приезжала большая делегация (100 человек) итальянских промышленников, бизнесменов, банкиров, страховщиков и экономистов. Возглавлял делегацию министр промышленности, внешней торговли и туризма Э. Летта. Члены делегации вели переговоры в иранских министерствах промышленности, почтовой, телеграфной и телефонной связи, в министерстве экономики и финансов. Были достигнуты конкретные договоренности о сотрудничестве в областях связи, текстильной и кожевенной промышленности, развития среднего и малого предпринимательства, обсуждались вопросы, касающиеся расширения сотрудничества Ирана со странами ЕС. Иранцы приглашали итальянские компании к участию в совместных проектах в третьих странах, имея в виду страны Средней Азии и Закавказья.

Продолжали развиваться в 2000/2001 г. финансовые отношения между Ираном и Италией. По информации руководителя итальянской государственной страховой компании «САЧИ» Куарте, общая сумма страхового покрытия итальянского экспорта в Иран, обеспеченного этой компанией в 2000/2001 г., составила около 1,7 млрд. долл. США. Это на 24% выше объема страхования итальянского экспорта в Иран в предыдущем году. Руководители «САЧИ» говорят о возможности дальнейшего увеличения сумм страхового покрытия итальянского экспорта в Иран до 5 млрд. долл. США. Компания страхует конкретные сделки итальянских экспортеров и инвесторов, работающих с Ираном, а также кредитные линии, открываемые под поставку итальянских товаров в Иран. Кроме того, стараниями компании «САЧИ» Иран в апреле 2000 г. был перенесен с шестой строчки на пятую в таблице степеней риска по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

В декабре 2000 г. было подписано соглашение между итальянской кредитной компанией «Текско» и Фондом гарантирования иранского экспорта о предоставлении в перспективе Фонду кредита на сумму 100 млн. долл. США для финансового обеспечения импорта сырья и полуфабрикатов из Италии, которые будет использоваться в Иране для производства готовой продукции и её экспорта.

Товарооборот Ирана сФранцией в 2000/2001 г. составил, по оценке специалистов, 1895 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт во Францию 1265 млн. долл. и импорт – 630 млн. долл. Около 90% иранского экспорта во Францию составляет нефть, остальные 10% приходятся на товары традиционного иранского экспорта. Иран занимает 5-е место среди поставщиков сырой нефти во Францию.

Иранский импорт из Франции в 2000/2001 г. был представлен поставками промышленного оборудования, запчастей и узлов к автомобилям, которые производятся в Иране по французским лицензиям, а также продукцией сельскохозяйственного сектора. Продолжалась работа по соглашениям, подписанным в 1999 г. в отношении поставок в Иран аэробусов и магистральных тепловозов. Иран произвел несколько авансовых платежей по выполняющимся заказам.

Продолжало расширяться ирано-французское сотрудничество в автомобилестроении. В январе 2000 г. в Париже между французской «Пежо» и иранской компанией «Иран ходроу» было подписано соглашение об организации в Иране сборочного производства легковых автомобилей «Пежо-206ХR» с годовым объемом производства 120 тыс. штук. В феврале того же года иранская автомобилестроительная компания «Сайпа» договорилась с французской «Рено» о совместном производстве в Иране легковых автомобилей «Аксантия». Стоимость проекта около 150 млн. евро.

По условиям соглашения Иран будет иметь право экспортировать эти автомобили во Францию, страны Персидского залива и СНГ (в том числе в Россию и Украину). В июне 2000 г. французская группа «PSA» (Пежо-Ситроен) провела переговоры с иранскими автомобилестроительными компаниями, в ходе которых стороны договорились о расширении сотрудничества в области совместного производства узлов и деталей для легковых автомобилей. В октябре 2000 г. в иранских СМИ появилось сообщение о том, что иранская компания «Шахаб ходроу» в целях увеличения объема производства и повышения качества своих автобусов приняла решение продать 35% своих акций французской компании «Рено».

Кроме сферы автомобилестроения развивается сотрудничество между двумя странами в области нефтехимии, развития водного хозяйства, канализационных систем и экологии, расширяется инвестиционное сотрудничество в нефтегазовой отрасли.

Стороны договорились, что французская компания «Технип» будет участвовать в строительстве крупного комплекса по производству этилена в специальной энергетической зоне Асалуе. Стоимость проекта составляет 200 млн. евро. При содействии французских компаний осенью 2000 года было введено в строй предприятие по производству параксилена в специальной экономической зоне Бандар Имам Хомейни.

В нефтегазовой отрасли продолжается сотрудничество с французской компанией «Тотальфина-Эльф», которая занята в проектах разработки нефтяных месторождений «Сирри А и Е», «Балал», «Доруд», 2-й и 3-й стадий на газовом месторождении «Южный Парс» и подала заявки на участие в тендерах по ряду других перспективных нефтегазовых проектов. Другая компания «Газ-де-Франс» также готова участвовать в реализации иранских проектов.

В ноябре 2000 г. в Иране побывала представительная французская делегация (40 человек) во главе с президентом Объединения частных компаний Франции (МЕДЕФ) Ф. Париго. Стороны договорились об участии, в перспективе, совместными инвестициями в иранских проектах по совершенствованию инфраструктуры, очистке и утилизации отработанных промышленных и сточных вод, охраны окружающей среды и устранению загрязнений, развитию транспорта, нефтяной и нефтехимической промышленности.

Еще одним крупным партнером ИРИ из стран ЕС является Германия. Товарооборот с этой страной в 2000/2001 г. составил, по оценке, 1590 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт в Германию составил 500 млн. долларов, а импорт – 1090 млн. долл. Как видно из этих показателей, объем торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Германией в 2000 г. несколько сократился (258 млн. долл.). Представляется, что одной из причин снижения товарооборота является политическая, связанная с обвинениями ИРИ в нарушениях прав человека в этой стране. Даже визит президента Ирана С.М.Хатами в Германию (июль 2000 г.) не смог снять некоторую напряженность в политических отношениях между двумя странами и сохранить торгово-экономические отношения на уровне 1999 г.

Тем не менее, Германия оставалась в 2000/2001 г. для Ирана одним из основных поставщиков инвестиционного и разрозненного оборудования, металлопродукции, химических товаров и электроприборов, покупая, в свою очередь, в Иране сырую нефть, текстиль и традиционные иранские товары: ковры ручной работы, фисташки, икру, кишки. На долю сырой нефти в иранском экспорте в Германию в стоимостном выражении приходится около 30%.

В основном торгово-экономическое сотрудничество между Ираном и Германией ведется в области промышленности, развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Германские компании участвуют в реализации проектов нефтехимии, энергетики, газовой отрасли, аграрном секторе и в новых проектах в рамках 3-го пятилетнего плана экономического развития ИРИ.

В марте 2000 г. был введен в эксплуатацию завод по производству метанола на о. Харк, построенный при техническом содействии германских компаний, поставивших иранской стороне современное оборудование и передавших технологию. Германская компания «Тиссен Крупп» будет участвовать в строительстве крупнейшего нефтехимического предприятия по производству полиэтилена высокого давления в специальной экономической зоне Бандар Имам Хомейни.

Финансирование проекта стоимостью около 500 млн. долл. будет осуществляться с помощью кредитов «Дойче Банка». Германские компании участвуют в международном Германо-Японо-Южнокорейс-ком консорциуме, занятом в строительстве нефтехимического комплекса в г. Керманшах.

Германская компания «Линде» совместно с иранской компанией «Нарган», будет участвовать в строительстве завода по сепарации газа в районе газового месторождения «Южный Парс». Стоимость проекта 168 млн. долл. Финансирование и поставку оборудования берется обеспечивать компания «Линде». Компания «Линде» также намерена участвовать в строительстве крупнейшего в Иране предприятия по производству этилена. Стоимость проекта 333 млн. долл. США. Есть сообщения, что германские компании «МАН» и «ДИМАГ» заявили о своем участии в тендере по проекту строительства в Иране завода по производству турбокомпрессоров для перекачки газа по трубопроводам.

Налаживается сотрудничество между судо- и автомобилестроителями двух стран. Выше уже упоминалось соглашение с Германией о строительстве 6 судов-контейнеровозов, а также о закупке 20 локомотивов у компании «Сименс». К этому следует добавить еще сообщение о подписании контракта между иранской автомобилестроительной компанией «Мехвар ходроу» и германо-американской компанией «Даймлер-Крайслер». По этому контракту в Иран будут поставляться шасси для различного вида автотехники грузоподъемностью от 2 до 13 тонн.

В октябре 2000 г. в Иран приезжал министр экономики Германии В.Мюллер, которого сопровождали более 40 представителей деловых кругов. Члены делегации встречались с руководителями министерств экономики и финансов, нефти, энергетики. В ходе переговоров германские бизнесмены проявили интерес к инвестициям в различные проекты в Иране. В свою очередь, министр экономики и финансов ИРИ Х. Намази пригласил германские компании к активному участию в проектах 3-го пятилетнего плана развития и в программе приватизации ряда отраслей экономики страны.

Одновременно с визитом германской делегации в Иран страховая компания «Гермес», занимающаяся страхованием контрактов германских экспортеров, заявила о своей готовности страховать все контракты с Ираном, заключаемые в сфере энергетики и, таким образом, способствовать развитию экономического сотрудничества между Германией и Ираном.

Еще раньше, во время визита президента ИРИ С.М. Хатами в Германию (июль 2000 г.) канцлер ФРГ Шредер заявил, что германская страховая компания «Гермес» увеличит потолок страхового покрытия экспорта ФРГ в ИРИ с 200 млн. до 1 млрд. немецких марок (около 300 млн. евро). И далее, в случае более широкого участия немцев в иранских программах, этот потолок может быть поднят еще выше.

Крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 году была Южная Корея. Товарооборот с этой страной составил, по оценке, 3760 млн. долл. США, в том числе иранский экспорт достиг 2390 млн., а импорт 1380 млн. долл. Рост товарооборота между двумя странами, по сравнению с предшествующим 1999 годом (2318 млн. долл.) составил 162,2%, в том числе по иранскому экспорту – 159,3% и по импорту – 168,7%.

Стоимость ненефтяных товаров в иранском экспорте в Южную Корею в 2000 г., представленном нефтехимическими продуктами, металлами, минеральным сырьем, коврами и сельхозпродуктами, составила 231 млн. долларов (9,7%). Остальные 90,3% иранского экспорта приходятся на поставки сырой нефти. Объем этих поставок составлял, в среднем, 210 тыс. баррелей в сутки. В то же время Иран импортировал из Южной Кореи морские суда, промышленное и энергетическое оборудование, запасные части, химические товары и электронную аппаратуру.

Среди внешнеторговых партнеров Ирана в 2000/2001 году Южная Корея заняла первое место. Основными сферами внешнеэкономического сотрудничества между двумя странами являются энергетика, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, металлургия и нефтегазовая отрасль.

Южнокорейские фирмы сотрудничают с Ираном в сооружении 10 тепловых электростанций комбинированного цикла, гидроэлектростанций «Масджеде Солейман» и «Готванд». Корейская компания «Ханджунг» выполняет заказ Ирана на производство 10 тепловых генераторов.

В нефтехимической отрасли корейские компании участвуют в реализации трех проектов стоимостью соответственно 389 млн., 30 млн. и 32 млн. долл. США.

В области судостроения: корейские компании «Хюндаи» и «Дэу» выполняют заказы для Ирана по строительству 25 сухогрузных судов и нефтеналивных танкеров. Общая стоимость заказов 1,4 млрд. долл. США. 15 судов уже построены и сданы Ирану.

В автомобилестроении: сооружаются производственные линии для сборки легковых автомобилей на иранских заводах «Сайпа» и «Иран ходроу». Стоимость проектов соответственно 32 млн. и 60 млн. долл.

В области металлургии: южнокорейские компании «Самсунг» и «Посеко» сотрудничают с Исфаганским металлургическим комбинатом в сооружении доменной печи и коксовых батарей. Ведутся работы по расширению мощностей этого предприятия (с 2,2 до 3,6 млн. т. стали в год) и комплекс мероприятий по охране окружающей среды.

В нефтегазовой отрасли: компания «Самсунг» участвует в строительстве вспомогательных объектов на 1-й фазе газового месторождения «Южный Парс» (стоимость проекта 200 млн. долл.), компания «Хюндаи» участвует в подрядных работах на 2-й фазе «Южного Парса» (стоимость контракта 1 млрд. долл.), компания «Дайлим» занята в проекте строительства завода по переработке газа (стоимость проекта 287 млн. долл.).

На состоявшемся в октябре 2000 г. в Сеуле 8-м заседании межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству между Ираном и Южной Кореей, а также в ходе последующего обмена высокопоставленными экономическими и промышленными делегациями, стороны наметили пути дальнейшего развития и новые перспективы в сотрудничестве между двумя странами. Южнокорейская сторона заявляет о своей готовности активно участвовать в реализации проектов 3 пятилетнего плана развития ИРИ и, в первую очередь, в инвестировании проектов энергетики, нефтехимии, металлургии и производства узлов и деталей для автомобилей.

Другим крупнейшим торговым партнером Ирана в восточном регионе в 2000 г. была Япония. Товарооборот с ней составил, по оценке, 3062 млн. долларов США, в том числе иранский экспорт 2552 млн. долларов и импорт – 510 млн. долларов.

Основную долю иранских товаров, поставляемых в Японию, составляет сырая нефть (95%). В тоже время структуру иранского импорта из Японии содержит, в основном, промышленное оборудование, средства связи, аудио- и видеотехника, медицинское оборудование, технологии и техническое содействие.

Японские компании участвуют в реализации иранских проектов в сферах энергетики (ГЭС «Карун»), транспорта, нефтехимии (нефтехимические комплексы в портах Бандар Имам Хомейни и Асалуе) и других областях экономики. Кроме того, они проявляют интерес к проектам развития в специальных экономических зонах Ирана.

Япония согласилась страховать те экономические проекты Ирана, которые будут осуществляться совместно иранскими и японскими компаниями. В первую очередь, речь идет о проектах сельского хозяйства и защиты окружающей среды.

В феврале 2000 г. в Министерстве промышленности и внешней торговли Японии приняли решение возобновить страхование торговых среднесрочных сделок своих компаний с Ираном.

Согласно решению, будут страховаться контракты со сроком исполнения более одного года. Первым проектом, подпадающим под это решение, является оборудование системой связи 1200 км участка железной дороги Тегеран-Бандар Аббас. Стоимость проекта, в котором участвует японская фирма «Марубени», составляет 5 млн. долл.

Визит президента Ирана С.М. Хатами в Японию (ноябрь 2000 г.) открыл широкие перспективы для развития внешнеэкономических отношений между двумя странами. Если до этого визита торговые связи ограничивались традиционной куплей-продажей сырой нефти, то после состоявшихся переговоров, по мнению сторон, открываются новые горизонты сотрудничества с участием японских компаний в нефтегазовых проектах Ирана. Японцы будут принимать активное участие в освоении нефтегазового рынка ИРИ, включая проекты по разведке, добыче и производству углеводородов. Это подтверждает и решение японской стороны предоставить Ирану кредит на сумму 3 млрд. долл. для обеспечения проектов в нефтегазовой отрасли ИРИ. Японским компаниям будет предоставлен приоритет в проведении переговоров по участию в разработке иранского нефтяного месторождения «Азадеган», а также в других проектах, включая проекты по разработке газового месторождения «Южный Парс».

Стороны будут развивать сотрудничество и в других сферах. Японская компания «Мазда» намерена участвовать в производственных программах иранских автомобилестроительных компаний «Парс ходроу» и «Нисан» по производству двухкабинных легковых и полугрузовых автомобилей. Это сотрудничество не будет ограничиваться только сборкой автомобилей, но охватит и совместное производство узлов и деталей к ним. Достигнуты договоренности о дальнейшем расширении сотрудничества между частными и государственными секторами обеих стран.

Япония заявила о своей готовности возобновить прерванное ранее кредитование ряда иранских проектов. Было подписано соглашение между ЦБ Ирана и Кооперативным банком Японии о предоставлении Ирану страховых экспортных кредитов на общую сумму 600 млн. долл. по четырем нефтехимическим проектам, а также по проектам строительства сталелитейного комплекса «Ардакан» и систем связи для иранских железных дорог.

Еще одним крупным, заметно прогрессирующим торговым партнером Ирана на Востоке является Китай. Товарооборот с ним в 2000 году вырос на 25,7% и составил, по оценке, 1816 млн. долл. США. Рост товарооборота произошел, в основном, за счет иранского экспорта в Китай (+ 64%), который достиг в 2000 г. 1124 млн. долл. Импорт вырос на 4,4% и составил 692 долларов.

Иранский экспорт в Китай состоял, в основном, из поставок сырой нефти и нефтепродуктов, химической и нефтехимической продукции, пластмасс, руд цветных металлов (медь, хром и нерудные минералы) и ряда товаров традиционного иранского экспорта.

Иранский импорт из Китая был представлен, в основном, поставками метровагонов и электрооборудования для метро, судов для торгового флота, промышленного и электронного оборудования, ткацких станков, красителей, каменного угля и инженерно-технических услуг.

Китайские фирмы участвуют в реализации многочисленных проектов в Иране, крупнейшими из которых являются: Тегеранское метро, строительство цементных заводов, гидро- и теплоэлектростанций, комбината по производству ферросплавов в г. Бандар Аббас. Китайскими и иранскими специалистами ведется строительство медеплавильного завода в Хатунабаде (провинция Керман) и модернизация цинкового завода в Бафке (провинция Йезд).

Китай стоит в первых рядах стран, оказывающих Ирану большую финансовую поддержку, вложил уже более 1 млрд. долл. в различные иранские проекты и заявляет о своей готовности предоставить Ирану новые кредиты. В декабре 2000 г. экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк) подписал с Китайской корпорацией по экспорту-импорту оборудования соглашение об открытии кредитной линии в размере 133 млн. долл. для финансового обеспечения строительства в Иране ГЭС Азербайджан.

В марте 2000 г. консорциум в составе Китайской государственной национальной компании (КТНК) и китайской нефтяной компании «Синопек» с участием швейцарской посреднической компании «Витол» подписал с Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) контракт на строительство нефтепровода г. Нека (иранский порт на Каспии) – Тегеран и техническое переоборудование двух нефтеперерабатывающих заводов в Тегеране и Тебризе. Нефтепровод предназначается для транспортировки среднеазиатской сырой нефти и её переработки на названных НПЗ. Длина нефтепровода 336 км. Сумма контракта между консорциумом и ИННК составила 150 млн. долл. Работы по реализации проекта планировалось завершить в течение 24 месяцев с даты подписания контракта.

Китайская фирма «C.M.I.C.» занята поставками оборудования для доменных печей на металлургическом заводе в г. Мейбад (провинция Йезд) и на строящемся Западном металлургическом заводе в г. Асадабад (провинция Хамадан).

В июне 2000 г. состоялся визит президента ИРИ С.М. Хатами в Китай, во время которого помимо ирано-китайского политического заявления был подписан пакет документов о дальнейшем расширении сотрудничества в энергетике и различных отраслях промышленности. Был также подписан меморандум о сотрудничестве в нефтяной и газовой отраслях, в котором стороны предусматривают возможности сотрудничества в организации экспортных поставок в Китай иранского сжиженного природного газа, строительства в Китае для Ирана больших нефтяных танкеров, разведки и разработки иранских нефтяных месторождений. В документе намечается модернизация и реконструкция иранских НПЗ и нефтехимических комплексов, а также увеличение объемов экспорта в Китай иранской нефти. Кроме того, китайская сторона согласилась принять участие в строительстве и оборудовании 4-й линии Тегеранского метро, которое должно начаться в 2002 г. Китайская сторона инвестирует на этот проект 500 млн. долл. США.

Многие компании из других зарубежных стран также в последнее время проявляют интерес и активно включаются в реализацию различных иранских проектов. Причем, в ряде проектов могут участвовать компании из нескольких стран.

Например, по сообщению иранских СМИ, в инвестировании проектов по сооружению плотин «Дастур» и «Моласадр», а также оросительной системы в провинции Керман будут участвовать компании из нескольких европейских стран и Китая. В проекте строительства нефтехимического комплекса в г. Керманшах заняты компании из Южной Кореи, Японии и Германии. О своем желании участвовать в этом проекте заявили инвесторы из Италии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Сингапура, Филиппин, а также инвесторы иранского происхождения, проживающие за рубежом. В августе 2000 г. Министерство рудников и металлургии ИРИ подписало с Австро-Швейцарским консорциумом в составе швейцарской «АББ» и австрийской «ИВИКОМ» контракт на строительство в Иране двух заводов по производству феррохрома. На заводе будет смонтировано полностью автоматическое оборудование фирмы «Манесман-Дамаг». Два неназванных швейцарских инвестора участвуют в проекте разработки залежей хромита на месторождении Абаде в районе г. Сурмаг (провинция Фарс). Объем инвестиций швейцарской стороны – 47 млн. долл. США.

Ряд стран, заинтересованных в сотрудничестве с Ираном, открывают кредитные линии и повышают страховые суммы для поддержки своих экспортеров и инвесторов, работающих с иранскими партнерами. Помимо уже упоминавшихся страховых компаний «САЧИ» (Италия) и «Гермес» (ФРГ) с Ираном работает также Испанская компания по страхованию экспорта. В конце 2000 г. Британский государственный департамент кредитов заявил о возобновлении страхования торговых операций с Ираном. Одновременно было подписано соглашение между Иранским банком развития экспорта и Лондонским инвестиционным банком (HSBC) об открытии HSBCспециальной кредитной линии в размере 500 млн. долл. США для финансового обеспечения проектов в Иране. Страхование будет обеспечиваться из разных источников, в том числе такими страховыми компаниями, как «Гермес», «САЧИ», французская «Кофас» и Департаментом страхования экспортных кредитов Великобритании.

Большинство партнеров ИРИ из группы промышленных стран представляют для Ирана большой интерес как потенциальные инвесторы иранских проектов, в первую очередь в нефтегазовой, нефтехимической и энергетической отраслях.

Несмотря на продление действия экономических санкций против Ирана, многие крупные международные компании в 2000/2001 г. значительно активизировались в налаживании сотрудничества с Ираном, в первую очередь, в приоритетных нефтегазовой и нефтехимической отраслях.

К французской компании «Тотальфина-Эльф», малазийской «Петронас» и российскому «Газпрому», занятым в разработке 2-й и 3-й очередей газового месторождения «Южный Парс», англо-голландской «Роял Датч Шелл», итальянской «ЭНИ-Аджип» и другим добавились в 2000 г. такие фирмы, как китайские «Синопек» и Китайская государственная национальная компания, норвежские «Норск Гидро АСА» и «Статойл», британские «Интерпрайз Ойл» и «Бритиш Газ» и др.

В апреле 2000 г. между Иранской национальной нефтяной компанией и девятью иностранными компаниями было достигнуто соглашение об участии этих компаний в 25-ти летней программе по изучению месторождений и объемов запасов газа в Иране. В соглашении принимают участие английские компании «Лаемо», «Бритиш Петролеум» и «Бритиш Газ», англо-голландская «Шелл», французские «Газ-де-Франс» и «Тотальфина-Эльф», итальянская «ЭНИ-Аджип», малайзийская «Петронас» и австралийская «Би Эйч Пи».

Российские компании также находят пути для участия в иранских нефтегазовых проектах. Как уже отмечалось выше, ОАО «Газпром» участвует в составе международного консорциума в разработке газового месторождения «Южный Парс». В последнее время ОАО «Газпром» проявляет интерес к проекту строительства газопровода из Ирана в Индию. Российские компании «Зарубежнефть», «Стройтрансгаз», «Славнефть», «Роснефтегазстрой», АО «Нова» (г. Новокуйбышевск Самарской обл.) зарегистрировали свои представительства в Тегеране и подключаются к участию в иранских нефтегазовых проектах.

В ряду важнейших торгово-экономических партнеров Ирана Россия поднялась в 2000/2001 году на 10-е место (с 12-го в 1998–1999 и 1999/2000 гг.). Товарооборот между Ираном и Россией составил 680 млн. долларов США, в том числе иранский экспорт – 53 млн. долларов и импорт из России – 627 млн. долларов. Общий объем торгово-экономического сотрудничества двух стран (с учетом инвестиций «Газпрома» в сумме 215,3 млн. долл.) достиг 895 млн. долл.

Несмотря на значительное сокращение в предыдущие годы поставок спецтехники по линии «Росвооружения» (по секретному соглашению «Гор – Черномырдин»), а также на прекращение поставок комплектного оборудования по линии «Технопромэкспорта» в связи с завершением выполнения контрактов по строительству ТЭС, объем российского экспорта в ИРИ превысил уровень 1999 г. на 49%. Рост российского экспорта произошел, в основном, за счет увеличения объема поставок сырьевых товаров (металлов, древесины, бумаги, химтоваров), доля которых в общем объеме составила более 60%.

Объем поставок разрозненного оборудования, машин и транспортных средств также значительно увеличился в стоимостном, однако его процентная доля в экспорте практически не изменилась.

Российский импорт из Ирана, который оценивается в 53 млн. долл., составляют, большей частью, продовольственные товары: томат-паста, соки, консервы, сухофрукты, а также рудные концентраты, моющие средства, сантехника и др.

Наиболее важными событиями в российско-иранских отношениях в 2000/2001 году стали 3-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, подписание межправительственного соглашения по развитию транспортного коридора «Север-Юг», переговоры председателей Центральных банков двух стран и подписание межбанковских соглашений, а также принятие российской стороной политического решения о продолжении российско-иранского военно-технического сотрудничества. Хотя все эти события еще не в полной мере успели привести к прямому увеличению товарооборота между странами, несомненно, то, что в ближайшие годы они могут стать определяющими положительными факторами, влияющими на дальнейшее развитие внешнеэкономических связей двух стран.

3-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству после неоднократного переноса сроков проведения, состоялось в октябре 2000 г. в Москве и завершилось подписанием Протокола. Во время работы Комиссии, глава иранской части – министр нефти Б. Зангане провел встречи с руководством министерств и ведомств России и был принят Председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым. Результатом работы комиссии стало подробное рассмотрение состояния взаимных связей в различных отраслях и определение приоритетных направлений развития сотрудничества.

Одним из главных объектов российско-иранского сотрудничества является строительство атомной станции «Бушир-1», которое продолжается, несмотря на давление со стороны США. В последнее время ЗАО «Атомстройэкспорт» удалось несколько сократить отставание в сроках строительства (с 17 месяцев до 12). Сейчас на стройке работает около 3,5 тыс. человек, в том числе примерно 1.5 тыс. российских специалистов. (По состоянию на 31.12.2001 года было освоено около 57% валютной части контрактной стоимости строительства станции). Во время заседания МПК стороны договорились в течение 6-ти месяцев рассмотреть возможность выполнения проекта Бушир-2 или начала строительства новой АЭС, а также поручили Министерству РФ по атомной энергии и Организации по атомной энергии Ирана разработать долгосрочную программу сотрудничества двух стран в области мирного использования атома.

Хорошие традиции сохраняет российско-иранское сотрудничество по строительству теплоэлектростанций. В начале 2000 г. состоялось официальное открытие третьей очереди ТЭС «Рамин», построенной при участии «Технопромэкспорт». В настоящее время это российское объединение ведет переговоры об участии в реализации проектов 10-летней Программы развития энергетики Ирана, в том числе о строительстве ТЭС «Табас» и обустройстве угольного месторождения.

Наиболее перспективным направлением в ближайшие годы может стать сотрудничество в нефтегазовой отрасли. В 2000/2001 г. заметно увеличилась активность российских нефтегазовых компаний по проникновению на иранский рынок.

АО «Стройтрансгаз» подписало контракт на участие в сооружении газопровода Асалуйе-Канган длиной 72 км и в настоящее время ведет переговоры об участии в тендере по строительству газовой компрессорной станции и разводке трубопроводов на месторождении «Ага-Джари». Это же объединение и РВО «Зарубежнефть» приглашены к долевому участию в проектах по освоению 6-й, 7-й и 8-й фаз месторождения «Южный Парс». Кроме того, «Зарубежнефть» ведет переговоры об участии в разработке нефтяных месторождений «Муган-1» и «Муган-2» (провинция Ардебиль), а также обсуждает с «Иранской офшорной компанией» условия участия в субподрядных работах на нефтяном месторождении «Хангам», расположенном в Персидском заливе в 20-ти км от о. Кешм.

Российско-белорусская компания «Славнефть» в мае 2000 г. подписала контракт на исполнение пилотного проекта по гидроразрыву пластов на скважинах в районе г. Ахваз. В случае успешного выполнения контракта, компании «Славнефть» будет передано еще около 40 скважин для выполнения подобных работ.

Российское АО «Татнефть» сотрудничает с Иранской национальной буровой компанией в проведении ряда сейсморазведочных работ на месторождениях в районе г. Ахваз, а также ведет переговоры по месторождениям Муган-1 и Муган-2.

Компания «Лукойл» завершает переговоры по своему участию в обустройстве нефтяного месторождения «Хешт».

Деловые переговоры в Иране проводили также компании «Транс-нефть», «ТНК», «Сургутнефтегаз», «Транс Нафта» и др.

Основными факторами, сдерживающими развитие российско-иранского нефтегазового сотрудничества, являются наличие мощной конкуренции со стороны западных компаний, пользующихся широкой поддержкой своих правительств и госструктур (в том числе и организаций, обеспечивающих страховое покрытие рисков), а также ограниченные возможности российских компаний по финансовому обеспечению своего участия в проектах (прямые инвестиции, привлечение средств международных банковско-финансовых институтов).

Первой, и пока единственной, российской нефтегазовой компанией, участвующей в финансировании развития экономических проектов в Иране остается ОАО «Газпром». Общий объем инвестиций «Газпрома» за два последних года достигнет 325,3 млн. долл. Кроме того, как уже отмечалось, «Газпром» выразил желание участвовать в строительстве и финансировании газопровода между Ираном и Индией, Ираном и Арменией.

Важным шагом в развитии российско-иранского сотрудничества в области транспорта стало подписание 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге во время работы 2-й международной евроазиатской конференции по транспорту Межправительственного соглашения между Россией, Ираном и Индией по развитию транспортного коридора «Север-Юг». Потенциальными участниками этого соглашения являются также Казахстан, Туркмения, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Малайзия и Индонезия. По прогнозам Минтранса России, через коридор «Север-Юг» к 2010 г. может проходить ежегодно 80–100 тыс. контейнеров. Россия и Иран придают большое значение этому проекту, поскольку успешное развитие коридора позволит привлечь к нему значительные транзитные грузопотоки, что приведет к немалым экономическим выгодам, а также к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры обеих стран.

Логическим продолжением работы МПК стали переговоры в Москве Председателей Центральных банков двух стран, в ходе которых были достигнуты договоренности о развитии межбанковских связей, в том числе и об открытии в ближайшее время отделения иранского банка «Мелли» в Москве. Кроме того, «Внешторгбанк» и Центральный банк ИРИ подписали Меморандум, которым предусматривается подготовка указанными банками «Соглашения об организации расчетов по экспортно-импортным операциям между внешнеторговыми организациями двух стран».

Главным образом из-за дефицита финансирования, в 2001 г. снизилась активность сторон по обсуждению совместного проекта по строительству в Иране самолета ТУ-334. Однако использование в Иране на условиях лизинга российской авиатехники продолжается активно.

Одним из новых направлений сотрудничества могло бы стать производство в Иране российских маневровых тепловозов. В/О Станкоимпорт» подписало контракт на поставку 10 тепловозов в сборе и организацию производства в Иране 12 тепловозов. Однако иранская сторона задерживает открытие аккредитива и тем самым ставит под угрозу выполнение контракта.

В 2001 г. получили дальнейшее развитие российско-иранские контакты по линии малого и среднего предпринимательства. В январе в рамках ирано-российской торговой палаты состоялся семинар по вопросам активизации торговых связей представителей частного бизнеса двух стран. В работе семинара приняли участие представители около 300 иранских фирм.

В сентябре 2000 г. в Астрахани состоялось 5-е заседание Международного Совета «Деловой Каспий», в котором приняли участие торгово-промышленные палаты прикаспийских регионов России, Казахстана и Ирана, а также Ирано-российская торговая палата. Членами Совета «Деловой Каспий» от России являются торгово-промышленные палаты Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Самарской и Саратовской областей, а также Калмыкии и Дагестана.

В ноябре 2000 г. Иран посетила делегация «Фонда содействия развитию российско-иранского сотрудничества», в состав которой входили около 20 представителей деловых кругов России. Совместно с Ирано-российской торговой палатой был организован семинар, на котором прошел обмен мнениями о состоянии российско-иранских связей. Были проведены также многочисленные переговоры членов делегации с представителями иранского частного бизнеса.

Дальнейшее развитие получили межрегиональные связи двух стран. Наиболее активно развивались отношения Республики Коми с провинцией Мазандаран, Кировской области с Восточным Азербайджаном, г. Санкт-Петербург с провинцией Исфаган, Астраханской области с провинциями Гилян и Мазандаран. Прошел обмен делегациями указанных регионов, подписан ряд протоколов и соглашений о сотрудничестве. Состоялась выставка иранских товаров в г. Сыктывкар, а предприятия Кировской области приняли участие в международной выставке в г. Тебриз.

Продолжали налаживать взаимовыгодные связи с Ираном и другие российские регионы: Волгоградская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская области, Ставропольский край, а также республики Дагестан, Калмыкия, Татарстан. Изъявили также желание развивать межрегиональное сотрудничество Курская, Московская, Пензенская, Псковская области, Республика Мордовия.

В отношении новых возможностей расширения российского экспорта в Иран следует помнить, что в иранском импорте основные позиции занимает промышленное оборудование, и в первую очередь, для объектов энергетики, нефтегазовой и нефтехимической промышленности. С учетом того, что поставки такого оборудования, как правило, требуют и инженерно-технического обеспечения, эти отрасли Ирана представляются привлекательными для российских поставщиков соответствующего оборудования и услуг.

Однако, необходимо иметь в виду, что в последнее время практически все инвестиционные объекты в Иране предлагаются иностранным компаниям через тендеры и на таких условиях, как «бай-бэк», «файнанс» и «БОТ». То есть финансирование проекта возлагается на иностранного партнера. Все это необходимо знать российским экспортерам, предпринимателям и инвесторам. Без обеспечения источников финансирования со стороны российского предпринимателя, инвестора или экспортера, как и без государственной поддержки экспорта, успехи на иранском рынке товаров и услуг, а особенно на инвестиционном рынке становятся проблематичными.

В то же время, иранский товарный рынок является довольно емким. Помимо энергетического, нефтегазового и горно-металлургического промышленного оборудования Иран остро нуждается в транспортных средствах (суда, локомотивы, самолеты), ряде химических товаров, металлопрокате и продовольственных товарах (пищевые масла, пшеница, ячмень, сахар), различных сырьевых товарах и полуфабрикатах. Несмотря на то, что Иран – нефтепроизводящая страна, его нефтеперерабатывающие мощности не позволяют обеспечить себя полностью такими нефтепродуктами, как бензин и дизтопливо. Иран вынужден частично покрывать их дефицит за счет закупок в зарубежных странах.

Помимо товарного импорта и услуг иранское правительство большой интерес проявляет к закупке современных технологий по различным отраслям экономической деятельности.

Таким образом, Иран представляется для российских экспортеров достаточно перспективным рынком.

В 2001 г. Иран продолжал проводить политику, направленную на всестороннее развитие отношений с государствами     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.