--PAGE_BREAK--Механизм платности за использование биоресурсов
Рыбное хозяйство России представляет собой сложный взаимосвязанный многоотраслевой комплекс, включающий более 4 тыс. предприятий различных форм собственности и видов деятельности, и является одним из градообразующих секторов экономики во многих приморских регионах страны. Таким образом, с экономической точки зрения крайне важно установить в данной отрасли эффективный режим налогообложения.
При решении этого вопроса следует учитывать, что сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд характерных особенностей, связанных с сезонностью промысла во многих бассейнах, подвижностью водных биоресурсов в пространстве и во времени, трудностью достоверного прогнозирования запасов ВБР и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для дальнейшего воспроизводства. Эти особенности пока не нашли должного отражения в экономическом механизме платности за использование биоресурсов, что в определенной мере отрицательно повлияло на состояние отрасли в целом.
Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить несколько основных проблем, имеющих экономический характер и препятствующих эффективному развитию этой отрасли. К ним, в частности, относятся:
— отсутствие необходимых правовых документов по устойчивому и долгосрочному управлению ВБР. Например, в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. (одобрено Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р) прямо было отмечено, что за последние 10 лет так и не удалось создать нормативную правовую базу. А она необходима для эффективного функционирования рыбного хозяйства, не удалось обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами;
— резкое снижение запасов ВБР континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;
— неурегулированность экономических связей между регионами, отраслями и предприятиями;
— слабая изученность состояния ВБР в ряде районов внутренних морских вод, территориального моря и прибрежной части Российской Федерации;
— бессистемное наращивание мощностей добывающего флота, в том числе за счет аренды российскими рыбопромышленными предприятиями иностранных судов;
— наличие существенного дисбаланса между объемами допустимого улова ВБР в исключительной экономической зоне Российской Федерации по основным объектам промысла и между производственными мощностями для их изъятия;
— увеличение нагрузки на ВБР исключительной экономической зоны Российской Федерации в связи с сокращением отечественного промысла в экономических зонах других стран и открытых районах Мирового океана;
— несовершенство системы распределения квот добычи ВБР по объектам и районам промысла между субъектами рыбохозяйственной деятельности;
— неполное освоение некоторых видов ВБР, доступных для российского промысла, как в отечественной экономической зоне, так и в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;
— медленное развитие современной кредитно-финансовой, организационной и информационной структур поддержки конкурентоспособности отечественного производителя и продвижения рыбных товаров на внешнем и внутреннем рынках;
— недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых производственных, рыночных и финансовых структур;
— общий резкий спад инвестиционной активности в отрасли.
Приведенный выше перечень проблем показывает, что их решение может быть осуществлено путем осуществления комплекса экономических и иных мер.
Так как водные биоресурсы являются самовоспроизводящимися, поэтому экономическая оценка ВБР для определения уровня платежей за их изъятие не может базироваться на затратном методе по их воспроизводству.
Одной из основных причин, повлиявших на применение в рыбной отрасли совершенно разных экономических инструментов (от бесплатного распределения квот на вылов до введения аукционной системы продажи этих квот, а затем установление и налогового механизма за вылов ВБР), явилось отсутствие базового закона в области рыболовства и охраны водных биоресурсов. Проект этого закона дорабатывается в настоящее время. Поэтому и после введения налоговых платежей продолжают возникать вопросы: что же будет дальше? Ведь мало кто сомневается в том, что действующие сборы за возможность вылова являются далеко не лучшим и единственно верным экономическим инструментом, способным выправить финансовое состояние отрасли. Это, в свою очередь, не означает, что установленные НК РФ сборы следует отменить. Но, наверно, никто не будет заявлять, что в налоговом механизме сейчас все безупречно. В связи с этим рассмотрим вопрос: предусматривает ли действующая система платности за добычу ВБР учет рентных факторов?
Некоторые положения гл.25.1 НК РФ содержат определенную дифференциацию условий исчисления и взимания сбора по водным бассейнам (внутренним морским водам, другим морям, исключительной экономической зоне Российской Федерации, континентальному шельфу), а также по целям использования ВБР и категориям хозяйствующих субъектов в рыбной отрасли.
Так, установлены различные ставки сбора по одним и тем же видам ВБР в зависимости от рыбохозяйственного бассейна. За основу расчета этих ставок, как отмечалось в свое время Роскомрыболовством России, принимались потребности государства в средствах на финансирование выполнения работ, имеющих народно-хозяйственную значимость. Объемы этих потребностей корректировались с учетом объема предельно допустимого улова и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида ВБР, т.е. такая дифференциация ставок, по сути, не определялась на основе рентных отношений между государством и конкретным пользователем.
Кроме того, установлено всего лишь три укрупненных рыбохозяйственных бассейна: Дальневосточный, Северный, Азово-Черноморский. То есть, несмотря на то, что лов только в одном бассейне производится не менее чем в десяти водных объектах и в еще большем количестве зон (районов) лова, для расчета суммы платы применяются одни и те же ставки за соответствующий вид биоресурса. Например, Дальневосточный бассейн включает в себя:
— внутренние морские воды;
— территориальное море;
— исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане.
При определении размера платы за одни и те же виды ВБР во всех районах лова, относящихся к этому бассейну, будет применяться одинаковая ставка сбора. Например, за вылов сельди — 500 руб. за тонну, а за вылов трески — 3000 руб. за тонну без учета каких-либо природных и экономических факторов, характерных для разных районов (водных объектов), где осуществляется лов этих видов рыб.
Аналогичная ситуация по Северному и Азово-Черноморскому бассейнам.
Далее, гл.25.1 НК РФ предусмотрено понижение ставок сбора для отдельных градо- и поселкообразующих организаций по сравнению с другими пользователями ВБР. Но этот принцип установления льгот по сбору нельзя увязать с особенностями природных условий и экономической ценностью ресурсов по месту нахождения данных организаций. Значит, природная рента и здесь не учитывается.
Следует также отметить, что утвержденные гл.25.1 НК РФ ставки сбора применяются пользователями ВБР напрямую. А именно региональные органы власти не имеют возможности понизить или повысить их размер с учетом местных условий лова и последующего состояния биоресурсов (возможности их воспроизводства в районе лова).
Что же можно предложить взамен применяемого порядка дифференциации ставок в гл.25.1 НК РФ? Видимо, такую систему платежей (ставок платы), которая могла бы точнее учитывать различные условия, в которых ведут свою деятельность рыбопромысловые хозяйства, а также экономическую и природную ценность добываемых ресурсов. Целесообразно размер рассчитываемой платы увязать с факторами, влияющими на возможность фактической реализации разрешения на вылов. При этом должен учитываться и фактический объем добываемых ресурсов, а не только указанный в разрешении. Такая система при некотором усложнении (по сравнению с действующей) не стала бы вызывать у хозяйствующих субъектов столько недоуменных вопросов об объективности установления нынешних размеров ставок сбора и оправданности внесения платы до начала лова.
На первой стадии введения рентных платежей может быть осуществлено уточнение действующих ставок сбора, что позволяет решить этот вопрос в рамках налогового законодательства.
При определении размеров ставок сбора необходимо учесть следующие дополнительные факторы:
а) время вылова (сезон);
б) место лова;
в) объемы вылова (размеры квот);
г) виды судов, на которых производится вылов, и используемых орудий добычи ВБР (сети, тралы);
д) вид промысла (самостоятельно или на иных условиях).
Учитывая дисбаланс между производственными мощностями и возможностями сырьевой базы, целесообразно рассмотреть возможность о введении ограничений на количество используемых на промысле судов путем установления минимального объема вылова на одно среднестатистическое судно, обеспечивающего его рентабельную работу.
В случае принятия решения о введении нового механизма платы за использование ВБР порядок определения и введения соответствующих ставок платы может коренным образом измениться. И в этих условиях ставки могут уже определяться с учетом максимального учета всех рентных факторов. Для этого ставки целесообразно устанавливать не только на основании норм указанного выше Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», но и иных актов, т.е. осуществлять более гибкую корректировку ставок на уровне Правительства РФ и региональных органов государственной власти.
Основной задачей считается определение и установление таких конкретных размеров ставок платы, которые, не ущемляя интересов государства в части получения соответствующих доходов за добычу рыбных ресурсов, одновременно стимулировали бы рациональное использование и воспроизводство этих ресурсов, а также учитывали бы интересы рыболовецких организаций.
Следует отметить, что совершенствование механизма долгосрочного управления водными биологическими ресурсами позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота запасам ВБР в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. А расширение исследования этих ресурсов позволит включить в промысловый оборот малоизученные и недоиспользуемые их виды, освоить новые промысловые районы. Рыночные предпосылки для осуществления соответствующих мер обусловлены:
— достаточно высоким потенциальным спросом населения страны на рыбные товары и товары других отраслей народного хозяйства — на кормовую и техническую продукцию;
— близостью емких зарубежных рынков, для которых характерен устойчивый спрос на рыбные товары;
— положительными сдвигами в экономике страны и соответствующим ростом доходов населения и улучшением финансового состояния предприятий, определяющих увеличение платежеспособного спроса их на рыбные товары и услуги отрасли.
А экономические предпосылки развития рыбного хозяйства предполагают необходимость совершенствования налогового (в том числе через введение системы рентных платежей), таможенного и инвестиционного законодательства следующим образом: усилением инвестиционной активности предприятий (в том числе за счет расширения страховых и лизинговых отношений, привлечения иностранных инвестиций); развитием среднего и малого предпринимательства; совершенствованием организационной структуры управления рыбным хозяйством; участием в международном разделении труда и развитием внешнеэкономических связей в области рыболовства.
продолжение
--PAGE_BREAK--Дело о нарушении квот на вылов рыбы по Ямало-Ненецкому автономному округу
7 мая 2008 года управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) по Ямало-Ненецкому автономному округу признало Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа нарушившим ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и предписало устранить допущенные нарушения.
Основанием для возбуждения дела послужило обращение предпринимателей г. Салехард, в котором содержалась жалоба на малый размер квоты на вылов рыбы, установленный на 2008 год. Как указали в своем обращении предприниматели, размер установленных квот промышленного рыболовства для субъектов малого предпринимательства на вылов муксуна, щекура, сырка, пыжьяна настолько мал, что не позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 19 декабря 2007 года № 84, были распределены общие допустимые уловы водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 31 Закона о рыболовстве, дальнейшее распределение промышленных квот на добычу (вылов) рыбы в пресноводных водных объектах распределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 3.3.9. Положения о Департаменте биоресурсов ЯНАО, утвержденного постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2007 года, департамент распределяет квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для промышленных, спортивных и любительских целей между пользователями водными биоресурсами и квоту для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера с учетом представленных рекомендаций рыбохозяйственного Совета.
Распределение квот осуществляется на основании Положения о порядке распределения квоты для осуществления промышленного рыболовства водных биологических ресурсов между пользователями Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного приказом Департамента биоресурсов ЯНАО от 19 ноября 2007 года.
Как пояснили представители департамента, на основании Положения о распределении квот и рекомендаций рыбохозяйственного совета Ямало-Ненецкого автономного округа Департамент биоресурсов издал два приказа распределяющие общую квоту для осуществления промышленного рыболовства в 2008 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно приказ «О квотах на вылов водных биоресурсов» от 27 декабря 2007 года и приказ «О распределении квот на добычу (вылов) водных биоресурсов» от 4 февраля 2008 года.
Статья 19 Закона о рыболовстве устанавливает, что промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом указанный закон не делит их на основных и второстепенных.
Представители департамента пояснили, что деление пользователей на основных и второстепенных используется Департаментом биоресурсов ЯНАО только в целях статистического учета пользователей и результатов их деятельности и не является критерием при распределении квот на добычу биоресурсов.
Департамент не представил Комиссии УФАС России используемую им методику при расчете квоты для основных рыбодобывающих предприятий и второстепенных пользователей, отвечающую критериям распределения квоты.
Рассмотрев дело, Ямало-Ненецкое УФАС России предписало Департаменту отменить указанные приказы и осуществить действия по распределению между пользователями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2008 год для осуществления промышленного рыболовства в соответствии с основными критериями, указанными в Положении о порядке распределения квоты для осуществления промышленного рыболовства водных биологических ресурсов между пользователями Ямало-Ненецкого автономного округа.
Опыт применения платности за водные биологические ресурсы в других странах
Взимание платежей за природные ресурсы в той или иной форме применяется во всех странах мира. Платежи, взимаемые за эксплуатацию естественных ресурсов, являются не только инструментом национальной политики, но регламентируются и международным торговым правом. Категория «платность пользования водными биоресурсами» является активным элементом хозяйственного механизма многих зарубежных стран. При этом, под платностью подразумевается плата за нарушение правил рыболовства в виде штрафов, плата за лицензионный лов, платежи для иностранных пользователей за право лова биоресурсов национальной юрисдикции.
Проблема изъятия природной ренты государством решается не на стадии добычи, а при реализации продукции, что подтверждает анализ практики управления биоресурсами в Норвегии. Следует учитывать, что в Норвегии, как и в рыболовстве других стран Западной Европы, преобладает прибрежное рыболовство и настроенный на это механизм ценообразования. Добывающие суда сдают рыбу береговым предприятиям своей страны по минимальным ценам, обеспечивающим доходность на уровне около 40% от стоимости продукции, что позволяет производить оплату кредитов и обеспечивать некоторое развитие добывающих компаний. Минимальный уровень цен на продукцию добывающих предприятий нацелен на изъятие у рыбаков природной ренты. Государство же получает ее в свое распоряжение на следующих переделах: при переработке рыбы, продаже ее на экспорт, в розничной сети за счет налогов. Такой подход становится понятным если учесть, что по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) ежегодные затраты на производство рыбной продукции во всем мире на 30-40% превышают продажную стоимость этой рыбопродукции, т.е. добыча большинства биоресурсов (кроме небольшого числа видов, имеющих высокие цены как деликатесная продукция) является убыточным. Это подтверждается и анализом работы отечественного промыслового флота.
Практически все прибрежные государства взимают плату с иностранных судов, эксплуатирующих водные биоресурсы их исключительных экономических зон. Однако, в области взимания платежей за право промысла с отечественных добывающих организаций вопрос решается в максимально щадящем режиме. В большинстве стран такие платежи или не взимаются вовсе, или взимаются на уровне, не превышающем административных расходов, связанных с выдачей разрешений. Например, в Исландии, стране развитого рыболовства и эффективной рыболовной политики, платежи с отечественных рыбаков взимаются с 1990 г. с целью покрытия расходов на мониторинг, рыбоохрану, организацию работ по распределению индивидуальных квот. Величина этих платежей составляет 0,2% от стоимости выгруженной продукции. В США имеется законодательно оформленное ограничение по взиманию платежей. В соответствии с законом Магнусона-Стивенсона, регламентирующего вопросы рыболовства и поправок к нему, сбор не может превышать 3% от стоимости выгруженной продукции и предназначается для возмещения прямых фактических расходов по управлению и рыбоохране. В Канаде платежи с отечественных рыбаков составляют 2,5% от стоимости и собранной выгруженной рыбы. Цель таких ограничений очевидна – обеспечение конкурентоспособности отечественного промысла.
Основные недостатки правоприменительной практики, связанной с уплатой сборов за пользование объектами водных биоресурсов следующие:
1. Механизм взимания платежей является сложным и громоздким, а его администрирование дорогим, в частности по причинам множественности ставок, охватывающих около 90 видов биоресурсов, и огромного диапазона интервалов ставок от 2 копеек за 1 кг по основным видам (салака, шпрот, килька) Балтийского и Каспийского бассейнов, до 7 и 20 руб. за 1 кг на такие виды рыб как нерка и палтус и 100 руб. за 1 кг на краба камчатского. При этом ставки по большинству объектов промысла не оказывают существенного влияния на общую сумму платежей.
2. Не прописан порядок зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами водных биологических ресурсов, аналогичный для пользователей животного мира. Это приводит к существенным финансовым потерям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов в силу объективных природных факторов (метеоусловия, ледовая обстановка и др.), обусловливающих неполное освоение выделенных квот.
3. Отсутствуют четкие регламенты, определяющие взаимоотношения между юридическими лицами пользователями квот и конкретными судовладельцами при получении разрешений на промысел в случаях перераспределения квот, вызванных различными организационными причинами, что затрудняет полносистемный учет и взимание платежей за право пользования биоресурсами.
продолжение
--PAGE_BREAK--Практическая часть
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой формуле (по каждому виду рыбы и других морских обитателей):
Количество рыбы (морских обитателей), разрешенных к вылову (в тоннах) x Ставка сбора= Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
Пример 1
Организация получила лицензию на отлов в Азовском море камбалы-калкан и хамсы. Разрешение выдано на ловлю 20 000 тонн камбалы-калкан и 40 000 тонн хамсы. Ставка сбора по камбале-калкан установлена в размере 2000 руб. за тонну, по хамсе – 50 руб. за тонну. Определим общую сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Сумма сбора за отлов камбалы составляет:
2000 руб. x 20 000 т = 40 000 000 руб.
Сумма сбора за отлов хамсы составляет:
50 руб. x 40 000 т = 2 000 000 руб.
Общая сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, которую должна заплатить организация, равна:
40 000 000 руб. + 2 000 000 руб. = 42 000 000 руб.
По млекопитающим сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой формуле (по каждому виду):
Количество млекопитающих, разрешенных к вылову x Ставка сбора = Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
Пример 2
Организация получила лицензию на лов двух касаток. Согласно главе 25.1 Налогового кодекса, ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по касаткам равна 30 000 руб. за штуку.
В результате сумма сбора, который должна заплатить организация за получение лицензии на лов касаток, составляет:
30 000 руб. x 2 шт. = 60 000 руб.
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
А вот сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается постепенно. 10 процентов от исчисленной суммы сбора надо заплатить при получении лицензии. Как и в первом случае, конкретный срок уплаты этой части не установлен.
Оставшаяся часть сбора платится ежемесячно равными долями в течение срока действия лицензии. Причем заплатить сбор надо не позднее 20-го числа каждого месяца (пример 3).
Пример 3
Дополним условие примера 1. Предположим, что лицензия на отлов в Азовском море камбалы-калкан и хамсы выдана организации 28 января 2004 года. Лицензия выдана сроком на 6 месяцев и действует с 1 февраля по 31 июля 2004 года.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, которую организация заплатит при получении лицензии, и ежемесячные платежи посчитаны так.
При получении лицензии (28 января 2004 года) организация должна заплатить:
42 000 000 руб. x 10% = 4 200 000 руб.
В течение срока действия лицензии ежемесячно надо платить следующую сумму:
(42 000 000 руб. – 4 200 000 руб.): 6 = 6 300 000 руб.
Эту сумму компания должна перечислять в бюджет не позднее 20 февраля, 20 марта, 20 апреля, 20 мая, 20 июня и 20 июля 2004 года.
Порядок распределения технических квот на вылов водных биологических ресурсов
Определение величины технической квоты пользователя на вылов водных биологических ресурсов (далее именуется — техническая квота) производится на основе коэффициента, устанавливаемого для каждого типа судна исходя из его производственной мощности. Под технической квотой подразумевается часть промышленной квоты, устанавливаемая для пользователей водных биологических ресурсов в субъектах Российской Федерации. Коэффициент использования технической квоты за предыдущий год определяется по формуле:
объем фактического вылова
Ип= __________________________________________________
объем выделенной квоты
Если в предыдущем году техническая квота на вылов данного вида водных биологических ресурсов не выделялась пользователю, то коэффициент использования технической квоты равен среднему арифметическому коэффициентов использования технических квот пользователей на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла.
Коэффициент полноты уплаты пользователем налоговых и других обязательных платежей определяется по формуле:
сумма фактически внесенных платежей за последние 12 месяцев
сумма начисленных платежей за последние 12 месяцев
Коэффициент использования технической квоты и коэффициент полноты уплаты налоговых и других обязательных платежей не могут быть больше 1. Техническая квота пользователя на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла рассчитывается по формуле:
[(Мп х Вп)] х (Ип + Пп)
Кп=__________________________________ х Кр, где
[[(Мп х Вп)] х (Ип + Пп)
Кп — техническая квота пользователя;
Мп - коэффициент типа судна пользователя, используемого на промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла;
Вп — коэффициент возраста судна пользователя, используемого на промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла;
(Мп х Вп) – сумма произведений коэффициентов типов судов пользователя и соответствующих коэффициентов возраста судов пользователя, используемых на промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла;
Ип — коэффициент использования технической квоты пользователя на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла за предыдущий год;
Пп — коэффициент полноты уплаты пользователем налоговых и других обязательных платежей за 12 месяцев;
Кр — общая техническая квота региона на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла;
[(Мп х Вп)] х (Ип + Пп) – произведение суммы произведений коэффициентов типов судов пользователя и соответствующих коэффициентов возраста судов пользователя (используемых на промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла) и суммы коэффициента использования технической квоты пользователя на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла за предыдущий год и коэффициента полноты уплаты пользователем налоговых и других обязательных платежей за12 месяцев (коэффициент определения технической квоты пользователя на вылов данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла);
[(Мп х Вп)] х (Ип + Пп) — сумма коэффициентов определения технической квоты всех пользователей, участвующих в промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла.
Например, за базовый тип судна на промысле данного вида водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла принимается средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ) с условным коэффициентом 1.
Для других типов промысловых судов принимаются соответствующие коэффициенты исходя из отношения их производственных мощностей к производственной мощности базового судна, в том числе для малого рыболовного траулера кормового (МРТК) — 0,3, для среднего рыболовного траулера (СРТ) — 0,6, для среднего траулера рыболовного (СТР) - 0,8, для посольно-свежьевого траулера (ПСТ) — 1,2, для среднего траулера морозильного (СТМ)-1,5, для большого морозильного траулера (БМРТ) — 1,5.
продолжение
--PAGE_BREAK--Квота на вылов водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства
При расчёте запрашиваемой квоты исходят из показателей количества рабочих дней в году, анализа показателей предыдущего года работы по организации любительского и спортивного.
Пример:
Туристическая база осуществляет организацию любительского и спортивного рыболовства в течение 4 месяцев в году, соответственно,
4 месяца х 30 дней = 120 рабочих дней в сезоне
Количество мест размещения на базе – 20
Средняя загрузка базы в сезон составляет 75% (15 человек)
120 х 15 = 1800 человеко-дней
Норма вылова 5 кг в сутки
1800 х 5 = 9000 кг составляет объем квоты
Ответы на вопросы
Вопрос: Производится ли корректировка суммы подлежащего уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в случае внесения изменений в лицензии (разрешения) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в сторону уменьшения или увеличения соответствующих квот?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2006 г. N 03-07-03-04/22
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления и корректировки сумм сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при внесении изменений в выданные лицензии (разрешения) на добычу (вылов) водных биоресурсов и сообщает.
В соответствии со ст. 333.1, 333.4 и 333.5 гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связано с получением в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Порядок исчисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлен ст. 333.4 Кодекса, в соответствии с которой сумма данного сбора определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, установленного п. п. 4 - 7 ст.
333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.
Порядок уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлен ст. 333.5 Кодекса, согласно которой сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, исчисленная по конкретной лицензии (разрешению) на добычу (вылов) водных биоресурсов, уплачивается в виде разового взноса при получении лицензии (разрешения) и регулярных взносов — в течение всего срока ее действия.
Из изложенного следует, что исчисление суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащей уплате в бюджетную систему, осуществляется исходя из количества объектов водных биоресурсов, разрешенного к добыче (вылову), указанного в соответствующей лицензии (разрешении).
Корректировка суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащей уплате, в случае внесения изменений в лицензию (разрешение) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов указанной главой Кодекса не предусмотрена. Таким образом, пересчет суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при внесении изменений в лицензии (разрешения) на добычу (вылов) водных биоресурсов не производится.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.04.2006
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации о признании рыбохозяйственной организации российской организацией в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов письмом от 1 апреля 2008 г. N 03-06-06-03/1 сообщает.
Вопрос:Может ли рыбохозяйственная организация (ООО), 50% уставного капитала которой принадлежит российской организации, а оставшиеся 50% — иностранной организации, признаваться российской организацией в целях применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, установленной п. 7 ст. 333.3 НК РФ?
Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 333.3 гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации ставки сбора в размере 15% от общих размеров ставок применяются российскими рыбохозяйственными организациями при соблюдении ими условий, установленных указанной статьей Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса в целях Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах российской организацией признаются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации о признании индивидуального предпринимателя (плательщика сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов) рыбохозяйственной организацией в целях применения пониженной ставки указанного сбора письмом от 15 апреля 2008 г. N 03-06-06-03/2 сообщает.
Вопрос:Индивидуальный предприниматель осуществляет добычу (вылов) объектов водных биоресурсов и их первичную переработку. Доля доходов от реализации указанной продукции в общем доходе составляет не менее 70%. Вправе ли индивидуальный предприниматель применять пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биоресурсов, предусмотренную п. 7 ст. 333.3 НК РФ для рыбохозяйственных организаций?
Ответ: В соответствии со ст. 333.1 гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
На основании п. 7 ст. 333.3 Кодекса ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 15% от общих ставок сбора устанавливаются для организаций, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.
При этом согласно ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, учитывая, что для целей налогообложения понятия и термины должны применяться в том значении, в каком они используются в Кодексе и, принимая во внимание, что в п. 7 ст. 333.3 Кодекса отсутствует прямое указание на возможность применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов индивидуальными предпринимателями, последние не могут быть признаны рыбохозяйственными организациями.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
продолжение
--PAGE_BREAK--