--PAGE_BREAK--Определение налоговой базы у российских организаций
При определении налоговой базы имущество, подлежащее амортизации, принимается по остаточной стоимости. Стоимость имущества, не подлежащего амортизации, определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета.
Согласно ПБУ 6/01 амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете.
В бухгалтерском учете амортизация объектов основных средств рассчитывается одним из следующих способов:
— линейным;
— способом уменьшаемого остатка;
— методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
— методом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Способ начисления амортизации выбирается каждой организацией самостоятельно и утверждается приказом об учетной политике. В течение всего срока полезного использования объектов, входящих в группу однородных объектов основных средств, следует применять один из способов начисления амортизации.
Заметим, что согласно п.18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. То есть при расчете налоговой базы по налогу на имущество стоимость указанных основных средств будет равна нулю.
Таким образом, положения учетной политики организации в целях бухгалтерского учета напрямую влияют на определение налоговой базы по налогу на имущество.
Определение налоговой базы у иностранных организаций
Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, включаются в облагаемую базу по их инвентаризационной стоимости по данным органов технической инвентаризации.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, так же как и российские организации, для определения налоговой базы рассчитывают среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим представительства должны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета, то есть по ПБУ 6/01.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации (БТИ), которые осуществляют учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов, сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ.
Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно п.2 ст.376 НК РФ «если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ».
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.
Порядок определения среднегодовой стоимости имущества
В статье 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определялась как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Определение налоговой базы в рамках договора простого товарищества
Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.
Налогообложение имущества, переданного в доверительное управление
Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.
Место учета имущества, переданного в доверительное управление, определяется так же, как и при договоре о совместной деятельности. То есть следует вначале определить, в расчете какой налоговой базы должно участвовать имущество, находящееся в доверительном управлении: по местонахождению самой организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, либо отдельного объекта недвижимости.
Если имущество, находящееся в доверительном управлении, входит в состав имущества организации, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению организации.
Если имущество, находящееся в доверительном управлении, входит в состав имущества обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению этого обособленного подразделения.
Если имущество, находящееся в доверительном управлении, является отдельным объектом недвижимости, то оно должно попадать в налоговую базу по местонахождению этого объекта недвижимости.
Налоговый период
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не определять отчетные периоды.
Как правило, в региональных законах отчетные периоды устанавливаются в аналогичном порядке. Так, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций» (последние изменения в него внес Закон г. Москвы от 31.03.2004 N 16) предусмотрено, что отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Если в региональном законе не установлены иные отчетные периоды, то в качестве них признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
г) ставка налога, установленная в НК и возможности ее корректировки субъектами федерации.
Налоговые ставки определяются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки в регионах Российской Федерации в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) по видам имущества (например, для организаций, оказывающих почтовые, образовательные услуги, некоммерческих, научных организаций, внебюджетных фондов и др.). Из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого устанавливается отдельная ставка.
Дифференцированные ставки могут также применяться конкретно в отношении любого имущества, признаваемого объектом налогообложения (например, для имущества, используемого для охраны природы, для гражданских воздушных судов, наземного транспорта, памятников истории и культуры и иных объектов основных средств, находящихся на балансе налогоплательщиков).
Налоговая ставка устанавливается 2,2 процента за исключением следующих случаев:
1)0,3 процента для имущества аэропортов;
2)0,1 процента в отношешении имущества аэродромов гражданской авиации;
3)0,15 процента в отношении имущества коммерческих организаций в центре спортивной подготовки, спортивных сборных команд РФ.
Заметим, что гл.30 НК РФ предоставила право регионам устанавливать разные ставки налога на имущество в зависимости от вида основных средств. Это значит, что, например, по зданиям может применяться одна ставка, а по оборудованию — другая и т.д. В этом случае среднегодовую стоимость придется рассчитывать отдельно по каждому виду имущества.
Пример. ООО «Гранит» расположено в регионе, где с 1 января 2004 г. введен налог на имущество. Законом этого субъекта Федерации для различных видов основных средств предусмотрены разные налоговые ставки. По зданиям ставка составляет 2 процента, по всем остальным основным средствам — 1,5 процента.
Таким образом, при исчислении налога на имущество бухгалтер ООО «Гранит» отдельно рассчитает среднегодовую стоимость зданий и среднегодовую стоимость остальных основных средств.
Если законом субъекта РФ не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период (п.п.4 и 6 ст.382 НК РФ).
д) льготы по налогу, их классификация и значение.
Существует два вида льгот по налогу на имущество организаций: федеральные, установленные ст.381 НК РФ, и региональные, которые определяют в местных законах региональные власти.
Первая категория льгот применяется на всей территории России, где введен налог на имущество, вторая — на территории соответствующего субъекта РФ. Федеральные налоговые льготы, в свою очередь, тоже можно разделить на два вида: первые предусматривают полное освобождение от уплаты налога, а вторые — только по отдельным видам имущества.
В настоящее время на федеральном уровне льготы по налогу на имущество организаций имеют социальный характер и предусмотрены, например, для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов и организаций, учредителями которых они являются.
У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество независимо от его функционального назначения или фактического использования.
Льготы по налогу, действующие неопределенное время.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2)религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) Общероссийские общественные организации инвалидов, а также организации и учреждения, созданные ими, а именно:
а) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для ведения их уставной деятельности.
б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среди членов которых не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей. Этой льготой данные организации могут пользоваться, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.
Льгота предоставляется в отношении имущества, используемого такой организацией для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг. Исключение составляют брокерские и иные посреднические услуги, на которые льгота не распространяется.
Льгота по налогу на имущество не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. N 90. Состав подакцизных товаров определяется в соответствии с требованиями ст.181 НК РФ, в которой перечислены подакцизные товары;
в) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Это освобождение распространяется на имущество, которое такие учреждения используют для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Под учреждением понимается организация, созданная собственником для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). Согласно ст.296 ГК РФ имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Статус таких учреждений определяется по учредительным документам (решению учредителя о создании организации, уставу, положению), в которых приводятся сведения о собственнике имущества данной организации, а также цели ее создания. Эти учреждения должны быть исключительно некоммерческими или направлены на решение социальных задач. Учреждения обязаны вести раздельный учет имущества, используемого для достижения перечисленных целей и для других видов деятельности.
4) От уплаты налога на имущество освобождены организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Данные организации освобождаются от налогообложения только по имуществу, которое используется ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. В отношении иного имущества налог уплачивается в общем порядке.
Льгота по налогу на имущество предоставляется указанным организациям при наличии у них соответствующей лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (последняя редакция — от 23 декабря 2003 г.) и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 500 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731).
5. Не облагаются налогом на имущество объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ст.4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия; регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;
местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Льгота по налогу предоставляется только в отношении памятников истории и культуры федерального значения.
Для получения льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия, обязана представить охранное обязательство, оформленное в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные требования, обеспечивающие сохранность такого объекта. Это установлено ст.29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такой объект также не подлежит обложению налогом на имущество организаций.
Обратите внимание: согласно п.3 ст.63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются до включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр.
То есть в отношении объектов культурного наследия, включенных в указанный реестр, охранные обязательства не оформляются. В этом случае подтвердить право на льготу можно по паспорту объекта культурного наследия, который выдается собственнику объекта и содержит необходимые сведения.
6. От налога на имущество освобождаются организации в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (последняя редакция — от 11 ноября 2003 г.; далее —
Закон N 170-ФЗ) к ядерным установкам относятся:
— сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
— сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
— сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
— другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности. Это следует из ст.ст.5 и 11 Закона N 170-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 238 утвержден Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
Согласно ст.34 Закона N 170-ФЗ организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей (научных исследований и изысканий), и пункты хранения, должна иметь разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии. Такие лицензии выдают органы государственного регулирования.
7. Не начисляется налог на имущество на стоимость ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.
8. Не облагаются налогом на имущество железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ).
9. Не облагаются налогом на имущество космические объекты (спутники связи и др.). Для применения этой льготы следует руководствоваться Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» (последняя редакция — от 5 марта 2004 г.) и ОКОФ.
Региональные налоговые льготы
Как уже отмечалось ранее, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. При этом льготы, предусмотренные ст.381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет. Действие указанных льгот будет ограничиваться пределами территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральным законодательством введены ограничения по сроку действия некоторых льгот. Между тем региональные власти могут на подведомственных территориях устанавливать действие тех же льгот без подобного ограничения. Например, субъекты РФ вправе предусмотреть налоговые льготы:
— для религиозных организаций — в отношении любого принадлежащего им имущества, в том числе используемого в хозяйственной деятельности;
— для региональных общественных организаций инвалидов или других организаций инвалидов — в отношении имущества, не указанного в ст.381 НК РФ;
продолжение
--PAGE_BREAK-- — для фармацевтических организаций по производству медицинских препаратов — в отношении имущества для производства не только ветеринарных препаратов;
— в отношении памятников истории и культуры регионального и (или) местного значения;
— в отношении любых объектов с ядерными установками;
— для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
ж) порядок и сроки уплаты сумм налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций.
Способы уплаты налога (авансовый (ежеквартальный) или единовременно по окончании налогового периода) устанавливаются региональными законами. Следовательно, если в законе субъекта РФ не будут установлены авансовые платежи, то на территории данного субъекта РФ они не уплачиваются.
Также законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период:
Сумма начисленного налога за год = Налоговая база х Налоговая ставка
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода:
Сумма налога за год (к уплате) = Сумма начисленного налога за год – Авансовые платежи
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период:
Авансовый платеж = Средняя стоимость имущества x Налоговая ставка: 4
Сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Напомним: если в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, они платят налог по своему местонахождению. В соответствии с п.1 ст.376 НК РФ в налоговую базу по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, включается имущество, которое учитывается на этом балансе.
Налог перечисляется также по местонахождению недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
Обратите внимание, что по большинству налогов принят следующий порядок исчисления подлежащей перечислению в бюджет суммы:
— налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года;
— сумма налога рассчитывается как произведение налогооблагаемой базы и ставки налога;
— сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, равна разнице между исчисленной суммой налога по итогам отчетного периода и суммой налога, исчисленной по итогам предыдущего отчетного периода.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, сумма авансового платежа определяется согласно п.5 ст.382 НК РФ как 1/4 произведения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода и ставки налога.
С 1 января 2008 г. в случае возникновения (прекращения) у данных организаций в течение календарного года права собственности на объект недвижимого имущества исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества должно производиться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
з) особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций.
Согласно действующему законодательству налог на имущество организаций уплачивается по местонахождению самой организации и по местонахождению тех обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс.
Кроме того, с 1 января 2004 г. этот налог нужно платить еще и по местонахождению недвижимого имущества, если оно расположено отдельно от организации. Это означает, что если организация имеет на балансе здание или сооружение, которое расположено на территории другого района, пусть даже в том же самом регионе, она должна платить налог на имущество в том месте, где находятся эти объекты.
Напомним, что согласно ранее действовавшему порядку налог на имущество рассчитывался следующим образом. Налог исчислялся в целом по организации (с учетом имущества филиалов) и отдельно с имущества структурных подразделений. Сумма налога, которую надо было заплатить по местонахождению организации, определялась как разница между суммой налога, исчисленной в целом по организации, и суммой налога, исчисленной по ее филиалам.
С 1 января 2004 г. налоговая база и налог рассчитываются раздельно со стоимости основных средств:
— организации (без учета филиалов, имеющих отдельный баланс, и основных средств, расположенных в других местах);
— филиалов, имеющих отдельный баланс;
— расположенных в других районах или регионах.
На основании ст.384 НК РФ при расчете суммы налога на имущество, которую организация должна уплатить по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, используется налоговая ставка, действующая на территории того субъекта Российской Федерации, где расположено это обособленное подразделение.
Налоговую базу по налогу на имущество и соответственно сумму налога (п.3 ст.382 НК РФ) каждая организация определяет отдельно в отношении:
— имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (п.1 ст.376 НК РФ).
Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс
Если организация имеет обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс, и у этого обособленного подразделения нет недвижимого имущества, которое подлежит налогообложению, то налоговая база рассчитывается в целом по организации и налог уплачивается в один бюджет — по местонахождению организации.
Уплата налога по местонахождению обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс
В законодательстве нет четких указаний о порядке уплаты авансовых платежей по местонахождению обособленных подразделений и объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации.
Так, в ст.384 НК РФ говорится о том, что по местонахождению обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, авансовые платежи уплачиваются в бюджет в сумме, определенной как произведение налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период.
Такой же порядок установлен и ст.385 НК РФ для исчисления платежей по объектам недвижимости, находящимся вне места расположения организации или обособленных подразделений.
При разработке данных статей НК РФ, по всей видимости, законодатель просто забыл указать, что в отчетном (не налоговом) периоде авансовый платеж составляет 1/4 от произведения ставки налога и стоимости имущества.
Уплата налога по местонахождению имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, которые находятся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст.385 НК РФ).
Для устранения двойного налогообложения организаций налогом на имущество глава 30 НК РФ дополнена ст. 386.1. Внесенные дополнения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении имущества, указанного в настоящем пункте.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
– заявление на зачет налога;
– документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
2 Порядок заполнения декларации по налогу на имущество организации
2.1 Форма декларации по налогу на имущество организации и общие требования к порядку её заполнения
Форма декларации и порядок её заполнения утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 27н.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее — Декларация) заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.
Декларация по налогу на имущество организаций состоит из:
титульного листа;
Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика» (далее — Раздел 1);
Раздела 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» (далее — Раздел 2);
Раздела 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство» (далее — Раздел 3);
Декларация представляется налогоплательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:
— по месту нахождения российской организации;
— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
— по месту нахождения недвижимого имущества;
— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.
Декларация представляется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в следующем составе:
титульного листа; Раздела 1; Раздела 2.
По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации, не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, Декларация представляется в следующем составе:
титульного листа; Раздела 1; Раздела 3.
Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по M12293 18 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО муниципального образования в соответствии с M12293 19 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее — код по M12293 20 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО). При этом в Декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по #M12293 21 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТОкоторых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, Декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении Декларации указывается код M12293 22 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления Декларации.
Декларация заполняется рукописным или машинописным способом, чернилами черного либо синего цвета. Возможна распечатка Декларации на принтере.
Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе представляется в налоговый орган законным либо уполномоченным представителем налогоплательщика в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса. Декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 «Российская газета», N 89, 22 мая 2002 г.;
Декларации налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, представляются в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В каждой строке по соответствующей графе Декларации указывается только один показатель.
В случае отсутствия данных для заполнения показателя Декларации в соответствующих ячейках по всей длине показателя ставится прочерк. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. В верхнем поле каждой страницы Декларации проставляется порядковый номер страницы.
Нумерация страниц Декларации ведется сплошным способом, начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов Декларации.
В верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) и код причины постановки на учет (далее — КПП) организации в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка.
Все значения стоимостных показателей Декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Текстовые показатели с ячейками заполняются слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели заполняются слева направо. В последних незаполненных ячейках ставится прочерк.
При заполнении показателя Декларации «код по ОКАТО» в последних незаполненных ячейках проставляются нули. Например, код по ОКАТО 12445698 заполняется следующим образом: 12445698000.
Дробные числовые показатели заполняются слева направо. В последних незаполненных ячейках целой части показателя и дробной части показателя ставится прочерк. Например: значение показателя 1234356/234, который должен заполняться по формату 10 ячеек для целой части показателя и 8 ячеек для дробной части показателя, должно выглядеть следующим образом: 1234356---/234-----.
При указании ИНН организации в зоне из двенадцати ячеек показатель заполняется слева направо, начиная с первой ячейки, в последних двух ячейках следует поставить прочерк. Например: ИНН 5024002119--.
2.2 Порядок заполнения декларации по налогу на имущество организации
Титульный лист (страница 000001) заполняется налогоплательщиком, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».
Для российской и иностранной организаций при заполнении указываются ИНН, а также КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация (за исключением крупнейших налогоплательщиков, которые указывают КПП в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Порядка), в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка.
1) для российской организации указывается:
ИНН и КПП по месту нахождения организации — согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 1998 г., регистрационный N 1664; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 1, 4 января 1999 г.; «Российская газета», N 5-6, 14 января 1999 г., N 11, 21 января 1999 г.) (далее — Приказ МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309), или согласно Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 24 марта 2004 г., регистрационный N 5685; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 12 апреля 2004 г.; «Российская газета», N 64, 30 марта 2004 г.) (далее — Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178), или согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденному Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2006 г., регистрационный N 8683; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 6, 5 февраля 2007 г.; «Российская газета», N 4, 12 января 2007 г.) (далее — Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@);
КПП по месту нахождения обособленного подразделения — согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-8, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или согласно Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации, по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
КПП по месту нахождения недвижимого имущества — на основании соответствующего Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации по форме N 12-1-9, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или Уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации N 1-3-Учет, утвержденного Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
2) для иностранной организации указывается:
ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, — на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, утвержденной Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2000 г., регистрационный N 2258; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 25, 19 июня 2000 г.) (далее — Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124), или Информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденной Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124;
ИНН и КПП по месту нахождения недвижимого имущества иностранной организации — на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе по форме N 2401ИМД или Информационного письма об учете в налоговом органе недвижимого имущества и транспортных средств по форме N 2202ИМ, утвержденных Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124;
3) для организаций — крупнейших налогоплательщиков, представляющих Декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков:
ИНН и КПП по месту нахождения организации — согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@, или согласно Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178;
КПП по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика — согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме продолжение
--PAGE_BREAK--