--PAGE_BREAK--Функции налогов – это проявление сущности налогов в действии.
Выделяют 4 основные функции:
1.
Фискальная— заключается в том, что налоги являются важнейшимпоступлением денежных средств в государственный бюджет.
2.
Регулирующая– используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.
Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.
3.
Распределительная– с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.
4.
Контрольная– позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.
1.4. Принципы построения Российской налоговой системы.
Налоговая система– это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе РФ.
1. Налоги устанавливаются законом.
Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).
Кроме того, в НК определены все элементы налога.
2. Принцип всеобщности налогообложения.
Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
3. Принцип равного налогообложения.
Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
4. Принцип справедливости.
Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.
5.
Налоги должны быть экономически эффективны.
Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.
6. Однократность налогообложения.
Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.
7.
Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.
Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
8. Принцип удобного налогообложения.
Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известны заблаговременно.
9.Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Общепризнанные принципы
:однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
1.5. Субъект налогообложения (налогоплательщик).
Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Организации– юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Местом нахождения российской организации считается место ее государственной организации.
Обособленное подразделение организации– любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Физические лица– граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.
Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.
Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.
Нерезидент:
1) Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой.
2) Физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.
Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:
- у резидентовналогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;
- у нерезидентовналогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.
Индивидуальные предприниматели– физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
1.6. Объект налогообложения.
Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).
Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТНЕФТЬ»)
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
ОАО «Татнефть» — одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально-интегрированной Группы. В состав Группы входят нефтегазодобывающие, нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические производства, предприятия по реализации нефти, газа, нефтегазопродуктов и нефтехимии, а также блок сервисных структур. По объему подтвержденных запасов «Татнефть» занимает 21–ое место в мире.
Основная территория деятельности Компании — Российская Федерация. Добыча нефти осуществляется преимущественно на территории Республики Татарстан, где Компания владеет большей частью лицензий на разведку и добычу нефти. В рамках программы расширения ресурсной базы на территории Республики Компания осваивает месторождения высоковязкой нефти. В этом направлении ведутся опытно-промышленные работы с использованием передовых мировых технологий. Одновременно Компания реализует стратегию эффективного наращивания запасов расширения территории своего присутствия за пределами как Республики Татарстан, так и Российской Федерации.
Положительный тренд финансово-экономических и производственных показателей по ОАО «Татнефть», дочерним и зависимым обществам свидетельствует о непрерывном качественном росте Компании.
К производственным приоритетам Татнефти, наряду с первостепенной задачей укрепления ресурсной базы и повышения объемов добычи, относятся: развитие нефтегазоперерабатывающих мощностей, расширение рынков сбыта нефти, газа, нефтехимической продукции. В розничном бизнесе реализуется стратегия развития сети АЗС, в том числе в новых регионах. Корпоративное управление Компании основано на принципах передовой национальной и международной практики и направлено в целом на обеспечение максимально эффективных результатов по всем направлениям деятельности. В рамках стратегии развития в Компании проводится реструктуризация. В основном производстве качественно реорганизована система управления нефтяным сервисом. Сформирован институт управляющих компаний по сегментам деятельности, введены единые корпоративные стандарты, на стратегической основе определены приоритеты инвестиционной политики.
Компания последовательно придерживается политики социальной ответственности. Являясь крупным налогоплательщиком, «Татнефть» вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие государства. Одновременно Компания поддерживает национальные программы по здравоохранению, образованию, спорту, развитию малого и среднего бизнеса. Компания принимает все необходимые меры по соблюдению промышленной и экологической безопасности, а также повышению качества выпускаемой продукции.
«Татнефть» владеет уникальным комплексом нематериальных активов, основу которого составляют технологии и ноу-хау в области разработки месторождений и нефтегазодобычи.
Торговая марка «Татнефть» входит в список самых известных в мире отраслевых брендов. Эффективное управление корпоративным брендом поддерживается специальной целевой программой, утвержденной Советом директоров. Деятельность Компании ежегодно высоко оценивается на государственном и общественном уровнях престижными наградами и номинациями.
2.2. География деятельности
.
2.3. Основные показатели деятельности предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--I. ПОКАЗАТЕЛИ АКЦИОНЕРНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
М/НАРОДНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Капитализация на 31.12.2009 г.
299,8 млрд руб.
9,913 млрд долл. США
Стоимость обыкновенной акции 31.12.2009 г.
137,59 рублей
4,55 долл. США
Дивиденды по итогам работы Общества в 2008 году
10,3 млрд руб.
350,3 млн долл.
Планируемые дивиденды по итогам работы Общества в 2009 году
15,3 млрд руб.
505,9 млн долл. США
Количество акций всего
2 326 199 200
Из них:
Обыкновенных
2 178 690 700
Привилегированных
147 508 500
Количество депозитарных расписок, выпущенных на акции
ОАО «Татнефть» (1ДР:20 акций) на 31.12.2009 г.
108 661 376
II. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СТАТУСА КОМПАНИИ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
М/НАРОДНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Нефтегазодобывающий комплекс
Объем доказанных запасов нефти по состоянию на 1 января 2010 г.
(по оценке «Miller & Lents»)
862,2 млн т
6 141,45 млн барр.
Объем добычи нефти
25 850 млн. т
184,13 млн барр.
Среднесуточная добыча
70,8 тыс. т
504,31 тыс. барр.
Средний дебит нефти действующих добывающих скважин по ОАО «Татнефть»
4,0 т/сут.
28,49 барр./сут.
Средний дебит по нефти новых скважин по ОАО «Татнефть»
9,5 т/сут.
67,67 барр./сут.
Объем попутного нефтяного газа
756,4 млн куб. м
Производство ШФЛУ
287,4 тыс. т
Эксплутационный фонд добывающих скважин
21 885 скважин
Действующий фонд
19 822 скважины
Объем бурения для ОАО «Татнефть» всего
420,3 тыс. м
в том числе:
эксплутационное бурение
399,2 тыс. м
поисково-разведочное
21,05 тыс. м
Нефтехимический комплекс
Объем производства технического углерода
105,5 тыс. т
Инфраструктурный комплекс
Общая протяженность трубопроводов системы нефтесбора
18 652 км
Общая протяженность промысловых газопроводов
2014,7 км
Общая протяженность водоводов
18 725,7 км
Общая протяженность линий электропередач
15 996 км
Общее количество АЗС,
в т.ч.:
620 ед.
количество АЗС в России
484 ед.
количество АЗС в Украине
136 ед.
Использование имущественного комплекса
Зарегистрировано на праве собственности объектов недвижимости
5,7 млрд руб.
188 млн долл. США
Выручка от аренды имущества
2 852,6 млн руб.
94,3 млн долл. США
Показатели по персоналу
Среднесписочная численность работников по ОАО «Татнефть»
23 411 тыс. чел.
Количество работников по Группе «Татнефть»
более 71 тыс. чел.
продолжение
--PAGE_BREAK--III. ПОКАЗАТЕЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
М/НАРОДНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Поставки нефти и газопродуктов
Поставка нефти на экспорт (дальнее зарубежье)
15 893,8 тыс. т.
114,9 млн. барр.
Поставка нефти на экспорт (ближнее зарубежье)
1 404 тыс. т.
10,2 млн. барр.
Поставки на внутренний рынок
8 435,8 тыс. т.
61,0 млн барр.
Поставка газопродуктов
185,8 тыс. т
Реализация нефтегазопродуктов
Общий объем реализации нефтепродуктов на рынках России и Украины
(в т.ч. крупным оптом)
1,694 млн. т.
553,9 млн галл.
Объем реализации нефтепродуктов через розничную сеть АЗС «Татнефть»
1,536 млн.т.
510,3 млн галл.
Объем реализации газопродуктов через розничную сеть АГЗС «Татнефть»
99,5 тыс. т.
Реализация продукции нефтехимического комплекса
Отгрузка шин всего
11,3 млн. шт.
В том числе:
Экспорт
2,0 млн. шт
Внутренний рынок
9,3 млн. шт.
IV. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Выручка
Выручка от продажи по ОАО «Татнефть», всего
226 536,7 млн руб.
7135,2 млн долл.США
Выручка от продажи нефти
191 603,6 млн руб.
6034,9 млн долл.США
Выручка от продажи нефте- и газопродуктов (собственные)
8 263,7 млн руб.
260,3 млн долл. США
Выручка от нефте- и газопродуктов (покупные)
1 520,0 млн руб.
47,9 млн долл. США
Выручка от продажи прочей продукции
25 149,4 млн руб.
792,1 млн долл. США
Прибыль
Прибыль до налогообложения по ОАО «Татнефть»
67 864 млн руб.
2 244 млн долл. США
Чистая прибыль ОАО «Татнефть»
50 873 млн руб.
1 682 млн долл. США
Налоги и платежи в бюджет
Налоги и платежи в бюджет по ОАО «Татнефть» (без экспортной пошлины)
77 180,9 млн руб.
2552,2 млн долл.США
НДПИ
52 426,5 млн руб
1733,6 млн долл.США
Налог на прибыль
14 599 млн руб.
497 млн долл. США
Доля добавленной стоимости в общем объеме выпуска продукции
по ОАО «Татнефть»
69%
Данные бухгалтерского баланса на 31.12.2009
Основные средства и незавершенное строительство
67 756 млн руб.
2240,6 млн долл.США
Долгосрочные финансовые вложения
47 543 млн руб.
1572,2 млн долл.США
Оборотные активы
195 409 млн руб
6461,9 млн долл.США
Капитал и резервы
265 479 млн руб.
8 779 млн долл. США
Сумма обязательств
49 548 млн руб.
1 638 млн долл. США
продолжение
--PAGE_BREAK--