Реферат по предмету "Финансы"


Налоговая система Нидерландов

Министерство общего образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультетРефератНалоговая система НидерландовВыполнила: студентка экон. ф-та,                               4курса, гр 404, ОДО
                                                                                                    Дудник А.В.Краснодар 2002
Нидерланды — унитарное государство, состоящее из 12 провинций. Роль властей различногоуровня в налоговом регулировании вполне отвечает классическому принципу. Нацентральном уровне (Парламент и правительство страны) принимаются общие иотраслевые налоговые законы, осуществляется общее регулирование налоговойсистемы. Здесь вырабатываются принципы и ориентиры налоговой политики наближайшую и достаточно отдаленную перспективу, общие для всех правила игры.
Провинциальныевласти — промежуточное звено государственной системы, их задача регулированиесоциально-экономического развития отдельных регионов, а, следовательно,формирование и реализация налоговой политики на уровне провинций. Дляпровинциального уровня характерна такая интересная форма общественногосамоуправления, как временные региональные целевые советы. Эти органы создаютсяна определенный срок для решения какой-либо важной местной проблемы. В составтаких советов, как правило, входят представители местных властей,государственных служб, предприниматели и общественные активисты. Решениясоветов носят прежде всего рекомендательный характер, но так как они являютсявыражением консенсуса всех заинтересованных сторон, власти относятся к ним спристальным вниманием и, как правило, принимают за основу своих собственныхрешений.
И, наконец,местные власти непосредственным образом «доводят» фискальную политикудо конкретных индивидуумов. Для них характерна работа в рамках уже созданнойвластями более высокого уровня системы налогового регулирования, но они такжемогут корректировать ее, пользуясь, например, своим правом устанавливать ставкиместных налогов. Хочется особо отметить, что принцип разделения компетенциивластей и государственных служб закреплен законодательно и соблюдаетсянеукоснительно.
Четкость ипростота структуры законодательной налоговой базы Нидерландов не означает,однако, простоты расчетов по конкретным налогам. Некоторые налоговые законыГолландии в этом аспекте чрезвычайно усложнены, запутаны, а порой предполагаютвозможность различного толкования. Даже специалисты испытывают трудности вопределении значения налоговых норм, «букв закона» для конкретныхналоговых ситуаций. Существование в законодательстве положений, имеющихмножественное толкование, приводит к необходимости заключения «налоговыхсделок», которым предшествует длительный переговорный процесс междуналогоплательщиками и налоговыми служащими.
Структураналоговой службы Нидерландов имеет функционально-иерархический принциппостроения. Служба входит в состав министерства финансов страны и представленав нем двумя департаментами: собственно департаментом налогов и департаментомналогового развития.
Департаментналогового развития является аналитическим подразделением. В его задачи входитсбор, анализ текущей информации в области налогообложения; прогнозирование,включая оценки по налоговым поступлениям на перспективу; и самое главное — разработкаконцепции налогообложения.
Департаментналогов непосредственно реализует фискальную функцию. В его компетенцию входитсбор налогов и контроль за соблюдением налогового законодательства. Департаментвключает в себя четыре основных подразделения, курирующие: а) налогообложениефизических лиц; б) налогообложение средних и малых компаний; в) налогообложениебольших компаний; г) таможни. Каждое подразделение осуществляет возложенные нанего функции через местные налоговые офисы. Так, налогообложением средних ималых компаний занимаются 40 местных налоговых офисов: 20 в южной и 20 всеверной части страны; налогообложением крупных компаний — 11 местных налоговыхофисов; таможенный контроль осуществляется 15-тью офисами.
В налоговойслужбе Нидерландов занято порядка 30 тысяч сотрудников (отметим, что населениестраны в целом составляет 14,5 миллионов человек).
Налоговыйофис г. Винтерсвяйк — один из 20 офисов на Севере страны. Общее количествослужащих здесь 250 человек. Штат включает в себя администрацию и 8 налоговыхподразделений (бригад), ориентированных на различные сферы деловой активности;вспомогательный персонал. Каждая бригада состоит из 20 человек, 15 из которых — сотрудники широкой специализации (бухгалтеры, аудиторы, юристы); 5- высококвалифицированныепрофессионалы. Отметим, что основным связующим звеном всех подразделенийналоговой службы Голландии является контракт. Контракты устанавливают цели,права и обязанности сторон, в них закреплены все детали взаимоотношений междузвеньями налоговой службы.
Налоговыйофис г. Винтеревяйк работает с 30 тысячами налогоплательщиков, именуемых тамклиентами. За последние годы здесь произошли изменения, если хотите, самогозначения службы. Стержень перемен состоит в том, что налогоплательщикпревратился в клиента а, налоговая служба в налоговый сервис. Что же этоозначает на деле?
Прежде всего,изменился принцип построения службы. Несколько лет назад налоговые офисы былиориентированы не на группу (категорию) налогоплательщиков, а на группу(категорию) налогов, то есть занимались сбором какого-либо налога или группыналогов. Таким образом, предприниматели (менеджеры) компаний должны были иметьдело по поводу своих налогов с несколькими налоговыми офисами, расположенными,как сказано в разных местах. При нынешней системе каждая компания всоответствии со своими размерами закреплена за одним налоговым офисом иобслуживается в течение ряда лет, как правило, постоянными налоговымислужащими.
Налоговыйофис (сервис) стал более открытым для сотрудничества, значительно улучшилсяуровень обслуживания налогоплательщиков (клиентов), включая широкий спектрконсультаций по вопросам налогообложения. Так, например, в налоговом офисеможно получить исчерпывающую информацию по налоговому законодательству и всенеобходимые разъяснения о порядке уплаты налогов и существующих льготах.Единственный вопрос, на который вам не дадут ответ: как платить меньше? В этомслучае всегда открыты двери частных консультационных фирм и бухгалтеров. Дляналоговых офисов нормой в последнее время организовывать и проводить открытыесеминары по проблемам налогообложения с участием бизнесменов, частныхбухгалтеров, аудиторов, юристов. Подобные мероприятия своей целью прежде всегоинформационное и логическое обеспечение налогоплательщиков. Словом, делаетсядостаточно много для того, чтобы формировать отношения между налоговымичиновниками и налогоплательщиками из плоскости конфронтации в плоскостькорректного бизнеса партнерства. Кроме того акцент делается на ускорениеналогов настолько, насколько это возможно Суть этой концепции сводится к тому,чтобы собирать налоги не за «последнее десятилетие», а за результаты.Несмотря на попытки создания климата доверительности и сотрудничества междуосновным участниками налогового процесса, трудности в этой области имеются ивесьма значительные. По оценке специалистов налоговой службы Голландии,примерно у 70% налогоплательщиков так или иначе проблемы с налоговой службой.Главным образом, это связано с «желанием» платить меньше, что напрактике часто выливается в попытки любой ценой (не всегда законной)ускользнуть из-под наг пресса.
В связи сэтим все клиенты налоговой службы разделены на группы, что соответственнопредполагает различные процедуры контроля: — мягкий контроль (выборочныенерегулярные проверки); — гибкий контроль (частые достаточно глубокиепроверки); — постоянный контроль.
Другойдостаточно серьезной проблемой я уже упомянутая нами многовариантностьтолкования законодательства. Попытки упрощения дательной базы, более ясного ичеткого форму отдельных налоговых положений наталкивались на сопротивлениедостаточно сильных лоббистских фракций в парламенте, отстаивающих интересы вличных социальных групп, и не были до сего момента успешными. В мутной водице,как известно ловится «рыбка», особенно когда в работу задействованзначительный потенциал частного консалтингового бизнеса. Подобные «серыепятна» в на законодательстве являются предпосылкой дл говорного процесса изаключения, так называемых, налоговых сделок. Следует отметить, что г сделка вэтом контексте не носит какого-либо криминального оттенка. Это вполне легальнаяпроцедура, имеющая четкие правовые границы, в основе
Которойзаложено соглашение между сторонами налогового процесса. Налоговая службавынуждена идти на подобные компромиссы в случаях, когда нет достаточнойуверенности, что дело может быть выиграно в суде или же судебные издержки могутперекрыть саму сумму причитающегося налога. Процедура переговоров и заключенияналоговой сделки четко установлена законодательством и внутренними правиламиналоговой службы. Право заключения подобных сделок предоставлено лишь отдельнымсотрудникам — руководителям налоговых бригад, а в особых случаях, когда речьидет о больших суммах налога, данное право относится исключительно ккомпетенции начальников налоговых офисов.
Основнымиопределяющими критериями для налоговых чиновников при заключении налоговойсделки являются: — сумма налога, вызывающая разногласия; — категория правовогослучая (прецедента), к которому можно отнести данную проблему; — квалификациясотрудников, занимающихся данной проблемой; — категория клиента (его репутациякак налогоплателыцика). Следует отметить, что в налоговой службе Нидерландовразработаны и действуют достаточно эффективные механизмы внутреннего контроля,предупреждающие и выявляющие факты возможных злоупотреблений. За последние 3года во всей службе было выявлено всего три случая серьезных нарушений.Заметим, что общее число служащих составляет около тридцати тысяч человек.Система внутреннего контроля включает в себя следующие основные мероприятия: — четко сформулированные внутренние процедуры; — эффектная обработка и надежноехранение информации; — превентивные меры контроля; — последующий контроль; — выборочный контроль; — ротация служащих, работающих с определенными сегментамибизнеса (средний срок работы налогового служащего с определенной группойналогоплателыциков составляет 3-5 лег); — мероприятия по повышениюобразовательного и профессионального уровня служащих. Очень важным в данномконтексте являются и этические нормы. Необходимо также отметить, что налоговаяслужба Нидерландов абсолютно некоммерческая структура. Более того, еесотрудникам как государственным служащим нельзя параллельно работать в частныхорганизациях консалтингового, аудиторского профи- ля, а на все остальные видыдополнительной деятельности (например, преподавание) необходимо специальноеразрешение. Определенная часть этих ограничений относится и к близкимродственникам coтрудников. Одним из главных принципов работы служб являетсядоверие. Человек, потерявший доверие, в. может работать в качестве налоговогослужащего. Остановимся на таком важном аспекте, как формирование кадровогосостава налоговой службы Голландии. Здесь прежде всего следует остановиться напреимуществах и недостатках работы на государственной службе, как таковой. Кнедостаткам (с допустимой условностью) относится величина заработной платы. Всреднем государственные служащие в Голландии получают на 20% меньше своихколлег в частном секторе. Эта разница, как правило, больше руководителей именеджеров среднего и высшее уровней и меньше у персонала среднего и начальнойуровней. Так, например, средняя заработная плат; министра в Голландиисоставляет порядка 17009 гульденов в год, в то время как менеджер стабильнойкомпании может получать 400000 — 500000 гульденов. Но этот недостаток можетоборачиваться и преимуществом, ибо заработная плата государственные служащихстабильна и не зависит от таких внешних обстоятельств, как рыночнаяконъюнктура. Кроме того, государство постоянно контролирует уровень заработнойплаты служащих, корректирует его, чтобы избежать оттока квалифицированныхспециалистов в частный сектор. Среди преимуществ государственной службы можноотметить и несколько большую реальную социальную защищенность работников. Государственногослужащего, как правило, сложнее уволить, чем работника частной компании. Им вменьшей степени угрожает опасность потери работы вследствие сокращения, крометого,  такие ситуации более предсказуемы. Для государственных служащихсуществуют такие же, а порой и более привлекательные возможностиобразовательного и профессионального роста, продвижения по службе. Условиятруда государственных служащих нисколько не уступают условиям на частныхпредприятиях и часто даже превосходят их. Рабочий день для них, как правило,нормируемый.
И наконец,сам статус государственного служащего в обществе, обеспечивающий емустабильность и уважение. В Голландии быть министерским чиновником, налоговыминспектором, полицейским или же водителем муниципального автобуса, инымисловами, состоять на государственной службе — значит чувствовать себя увереннов жизни. Кроме того, профессионал, имеющий неплохой послужной список, всегдаимеет неплохие шансы найти достойную работу и в частном секторе.
Национальнымисимволами Нидерландов наряду с ветряными мельницами и превосходным сыромявляются также, по мнению местных жителей, и чрезвычайно высокие налоги.
Данныесвидетельствуют о преобладающей роли прямых налогов, в первую очередь — подоходных налогов и физических лиц, в общей сумме налоговых поступленийстраны. Действительно, если сравнить ставки корпорационных налогов и подоходныхналогов с граждан, действующих в странах-членах Европейского Союза, тоГолландия оказывается абсолютным лидером по номинальному размеру последних.
Как видим,ставки и в этом случае достаточно высоки, но следует учитывать, его ониотражают только подоходный налог как таковой, но обязательные выплаты, которые«облегчают' доходы до нетто-доходов, т.е. включают в себя платежи насоциальное, медицинское и пенсионное страхование. Действительно, если мыпосмотрим новые поступления в разрезе «чистых налогов» сов на соцстрах, тоГолландия оказывается среди лидеров по доли налоговых поступлений в  другихэкономически развитых стран именно благодаря исключительно высокому уровню по(48,2%) при достаточно низком уровне (27,7%).
Экономическуюсистему Нидерландов справедливо будет охарактеризовать как социальноориентированную рыночную экономику. Это означает, что государство берет на себяряд таких функций, в иных моделях реализуются частным секторам прежде всегофункции социальных гарантий, охранение, образование, пенсионное обслуживание,пособия по безработице, а также поддержание и развитие инфраструктурныхотраслей, таких как, порт и связь. Иными словами, государство как главныйфинансист этих программ обеспечивая равные для всех возможностей потреблениесоциально значимых благ. Высокий уровень налогов в стране означает тяжелыеусловия для экономической эффективности. Напротив, приведенные выше данные наприбыль корпораций, показывают, что эти условия достаточно благоприятны.Существование целого ряда льгот для иностранных инвесторов делают Нидерландыодной из „налоговых гаваней“, привлекательной для международногокапитала.
Дляпредставления более полной картины налоговой системы Нидерландов остановимсявкратце на системе местного налогообложения на примере г. Алтэна. Алтэн — небольшой, типичный для Голландии город с населением 18100 человек. Городскоеуправление осуществляется: — бургомистром (городской голова), который формальноназначается королевой, а фактически правительством. Бургомистр имеет решающийголос по основным вопросам городской жизни; — местным советом, избираемымпрямым голосованием на 4 года. Местный совет собирается один раз в месяц,выполняет роль местной законодательной власти (например, им устанавливаютсяставки местных налогов и утверждается городской бюджет); — исполнительнымсоветом, формируемым из числа депутатов, работающих на постоянной основе.Основными задачами этого органа является работа с населением и контроль задеятельностью местной администрации: — городской администрацией, состоящей изслужащих, работающих на постоянной основе. Администрация подобна местномуправительству, она занимается реализацией решений местного совета и ведет всютекущую управленческую работу. В системе местных налогов основное местовынимает налог на имущество физических лиц, его доля в доходах городскогобюджета составляет 10%. Объектом обложения является стоимость принадлежащегогорожанам имущества (здания, сооружения, земля, за исключением земельныхнаделов фермеров). Оценка стоимости имущества осуществляется независимымиэкспертными организациями. Субъектом
(плательщиком)налога является как собственник, так и пользователь (арендатор) имущества. Внастоящее время ставки налога определяются местным советом самостоятельно,тогда как два года назад они регулировались центральным правительством. В 1993г. в Алтэне ставки налога на имущество составили: для собственников — 4,83гульд., для пользователей — 3,87 гульд. с каждых 3000 гульд. стоимостиимущества. Если собственник одновременно являлся и пользователем имущества, тоон платит налог по обеим ставкам.
В 1993 г.ставки налога на уборку улиц составляли 150 гульд. с одинокого горожанина и 223гульд. с семьи. С ростом издержек на уборку улиц, естествен- но, растет и этотналог, так на 1994 г. ставка предполагается уже — 230 гульд. с семьи.
Тариф платыза воду в 1993 г. составлял 1,06 гульд. за м(3). Оценка на 1994 г. — 1,25гульд. за м(3).
Владельцысобак должны уплачивать налог в размере 58 гульд. за одного животного и 116гульд. за последующих.
Тариф налогана туристов может быть включен в стоимость билетов на посещение музеев, парков,и т.п., а также в стоимость проживания в гостиницах, кэмпингах. Плательщикаминалога в данном случае выступают владельцы этих предприятий, которые, в своюочередь, взыскивают его с клиентов. Ставка налога в Алтане составляет 0,64гульд. с человека в сутки.
На занятияопределенным видом деятельности, некоторые виды строительства требуетсяразрешение(лицензия) городской администрации. Данные лицензии могут бытьплатными, и их стоимость исчисляется на основе затрат городской администрациипроведение необходимых изысканий (исследований). Доход г. Алтана от проведенияеженедельных рыночных торгов составляет 30000 — 40000 гульд. в год главнымобразом за счет выдачи лицензий на право торговли.
В структуредоходной части бюджета г. Алтэна основную долю составляют прямые целевыефинансовые субсидии из центрального бюджета. Так, на выплату пособий побезработице Алтэн получат 90% необходимых средств; расходы на образование на100% финансируются за счет государственного бюджета. Финансовыми субсидиямицентрального правительства на 30% обеспечиваются и другие социальные программ
Доля местныхналогов в доходах бюджета незначительна, наиболее существенный их них — налогна имущество — составляет лишь 10% всех доходов.
В расходнойчасти бюджета наибольший объем приходится на финансирование городской системобразования и здравоохранения, социальные выплаты, поддержание и развитиеобъектов городской инфраструктуры и расходы на оплату труда городски служащим.
Согласноголландскому законодательству местные органы власти не имеют правоинвестировать имеющиеся у них в распоряжении свободные средств в коммерческиепроекты.
Налоговаясистема Нидерландов представляет собой лишь одну из возможных моделейналогового регулирования в рыночной экономике, отражая, естественно характернуюименно для Голландии экономическую и социальную специфику. Помимо некоторыхчисто технических аспектов этой модели значительный интерес для нас можетпредставлять и сама концепция, на которой она построена. Суть этой концепциизаключается в том, что платить налоги должно быть выгодно. Налогоплателыщикидолжны знать, на что расходуются их деньги.
Законы имеханизмы уплаты налогов должны бьть ясными как для налогоплательщиков, так идля налоговых служащих; их надо постоянно совершенствовать для упрощения иудешевления налогового процесса.
Чтобы отбитьу желающих охоту „играть не по правилам“, необходимо сделатьдостаточно действенными санкции за нарушение законов и просрочку уплатыналогов. И, наконец, „дух сотрудничества“ должен определять работуналоговой службы: налогоплательщики должны видеть в налоговых служащих не противников,а партнеров в налоговом процессе.

Список литературы.
 
1)    Бродский Г.М. Право и экономиканалогообложения, СПб.: Изд-во С.-Петирбур. Университета, 2000 г.
2)   Р. А. Гладких / «Налоговая системаНидерландов»/ Финансы, 1995, №5, с.33-37
3)   Налоги и налоговое право:/ Практикум.Брызгин, Берник, — М.: Аналитика –ПРЕСС, 1998 г.
4)   Сомоев Р.Г. Общая теория налогов иналогообложения. Учебное пособие – М.: Изд-во ПРИОР, 2000 г.
5)   Черник Д. Г. Налоги: Учебное пособиедля студентов, — М,: Финансы и статистика, 1996 г
6)   Юткина Т.Ф. Налоги и налоговоепланирование. Учебник для вузов, обучающихся по экономич. спец. – М.: ИНФРА –М,1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.