Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и образование в эпоху Екатерины II

Содержание
Введение
Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII века
Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II
Глава 3. Смольный институт
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
ЕкатеринаII — неординарная фигура в истории России и прежде всего в историиполитико-правовой мысли, государственного управления и просвещения. Ейпринадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенногоабсолютизма». [1]
Периодзарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академикБ. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ейбыли на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «учениякнижного».[2]Правда, некоторые факты подтверждают мнение этого ученого. Так, по мнениюархеолога С.А. Высоцкого, обнаружившего на стене Софийского собора в Киеве,можно обнаружить славянскую азбуку из 27 букв, происхождение которой датируетсяIX веком.[3]
Дляструктуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткиесоциальные барьеры между классами, сословиями и группами. Образовательнаяполитика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретацииобщественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия.Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII векаориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии,Германии), их философию, педагогику и культуру.
Сфераобразования была приватизирована государством, властью, объявлена сферойгосударственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в нейдопустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование быловозведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурнойжизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданноготипа личности, преобразующего общество. Государственная педагогикаориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и еголичностным качествам.
Сословность,разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влиялана само понимание культуры и образования в России. Дворянство — привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русскойбоярской знатью – «столбовыми дворянами», — стали вливаться наиболее удачливыепредставители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги,а порой просто купив дворянский титул.
Цель курсовойработы – рассмотреть изучить основные черты культуры и образованияекатерининской эпохи. В процессе написания работы ставлю перед собой следующиезадачи:
1. Охарактеризовать развитие культуры второй половины XVIII века.
2. Выявить основные черты образования эпохи Екатерины II.
3. Рассмотреть одно из нововведений того времени – Смольный Институт.

Глава 1. Развитиерусской культуры во второй половине XVIIIвеке
XVIII век – время большихперемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадиюсвоего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность,происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именносветское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесснакопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку;складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляетсянациональная русская литература, увеличивается число печатных изданий;создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементыгражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. [4]
Важнымявляется то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещенияглубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философскоетечение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых былоусовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеаловпросветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну наразумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что иходинаково восприняли представители консервативной мысли ( А. П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной ( Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной ( А.Н. Радищев).
Особенностьюрусского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Этатенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова –крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец»,«Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикальногопросветительства ( «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Литературавторой половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низовгородского населения и в крестьянской среде были распространены устныесочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в составрукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийсясреди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляетсямножество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу,волокиту в правительственных инстанциях.
Печатнаялитература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизмвоплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кромемножества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий.[5] Он признан создателем репертуарарусского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал кконсервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия идомостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования.Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как итрагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправлениенравов и устранение человеческих пороков.
Другимнаправлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в которомоставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».[6]
КомедииФонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюденоединство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако вних выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либодобродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённыекрепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизинавыходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают порокикрепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.
Третьенаправление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализмапоказывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. Впсихологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь,семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяютсяна лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельскойжизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают емууважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления былКарамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». Воснову повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между беднойкрестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношениязаканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.
Русскаяживопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи.Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцовмировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленнымизаказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков.Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялисьпреимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческимидетьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.
Средипортретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сынаПавла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевныепереживания человека, — для него главным было отражение душевного состояния.
КистиЛевицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро. Художник сумел создатьобраз мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он жевыполнил серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородныхдевиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании сеё психологическим образом.
Вершинапортретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Начинал онцерковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 годуукрашал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованнойпутешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловойи др.
Со второйполовины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейшиххудожественных коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. –год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандскойшкол. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений.[7]
Значительныхуспехов достигла ещё одна отрасль изобразительного искусства – появляютсямастера резца, первые отечественные скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф.И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И.Козловский, родоначальник русского классицизма.
Шубин былвыдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второйполовины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова,Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых,Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленниковБарышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить ипередать в мраморе характерные черты модели.
Еслипортреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремилсядостичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образасредствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В.Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии сканонами классицизма он героизирован и идеализирован.
Изиностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике»образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России,передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни являетсяодним из символов города.
Основнаячерта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройкузаменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году«Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность нетолько на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов.Примером новой планировки может служить Тверь.
Вархитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью,приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота,чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементовглавному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиесямастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.
Наиболеезнаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашковдом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холмесказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается внаходящийся рядом кремлёвский ансамбль.
Казаковсоздавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек дляобщественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, зданиеГолицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колоннымзалом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. СооружалКазаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.
Старовработал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невскойлавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главнымсооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величиюРоссии и её победам в русско-турецкой войне.
Успехи вкультуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Онапревратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированиюрусской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитиерусской культуры XVIII века создало предпосылки для её выходана передовые позиции в мировом культурном процессе.[8]
Глава 2. Основныечерты образования в эпоху Екатерины II
В. О.Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашейистории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людскоговека, не кончаются с жизнью своих творцов».[9]Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать внаучной и литературной жизни Запада.[10]Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.
Внимательноизучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы иважнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона,«Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи дляшколы: не только учить, но и воспитывать.[11] За основубыл взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил изуважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носитхарактер насилия или принуждения.
Происходилоглавным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесениесоциального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран вучебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащилот немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы иметоды преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целыепедагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкойпедагогии»[12].
Классическоеобразование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новымявлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в егосодержание обязательно вводились «мертвые языки» — латинский и греческий, иматематика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что впринципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется болееважным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классическогообразования в России было важным этапом в процессе изменения представлений обидеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII векаучебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи,предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку кжизни более или менее свободного человека, который должен был иметь правовыбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественнойобразовательной практики, получивший свое развитие в период царствованияЕкатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся вРоссии видение человека и его воспитания в целом.
Широкуюизвестность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым –«Проект регламента московских гимназий».[13]Основной идеей «Проекта ...» стало разделение гимназии на два отделения: длядетей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытогоучебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все вниманиеконцентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста кпродолжению образования.
Идеясоздания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась вразделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей»,военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и«училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция кразвитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для Россиипосле петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания всоответствии с их социальным предназначением и положением.
В части школьногообразования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования.Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ — малые, средние иглавные.
На самомделе в низших училищах — школах, организованных светской властью и церковью приприходах, на практике предусматривалось реализовывать прежнийпатриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети воприходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое толькоучение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе,добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержатьсяследующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданскойпечати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерниемолитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованиемдесятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие вдолжности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственнымуказаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властейи в должности к самому себе и ближнему».[14]
Тем неменее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитиироссийского образования. За 1782 — 1800 гг. разные виды школ окончили около 180тыс. детей, в том числе 7% девочек.
К началуXIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720учителями.
Новыегосударственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институтыблагородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов кпедагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников ипроцесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родителикадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновейдля обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, чтопередают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и нестанут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.[15]
Новым дляРоссии в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянскоесословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеалблагородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили кконцу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.
Всесодержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано навоспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начаткиматематики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой,рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» былипризваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругунеобходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования небыла подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.
Вдействительности реформы привели к крупному положительному результату: быласоздана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего ивысшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей,- все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешнойреформы начала следующего столетия.
В целомвесь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязыванияверховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальнымипопытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостногокрестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концовсконцентрировалась на двух состояниях — дворянстве и разночинцах и практическине касалась других податных сословий.
Дажевходившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещенияцерковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, нефинансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желанияпомещиков и сельских общин.

Глава 3. Смольныйинститут
смольный институтобразование екатерина
На левомберегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоитустремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбльотносящихся к нему зданий. В Петербурге существовало предание о том, чтоимператрица Елизавета Петровна (1709—1762) хотела тихо закончить жизнь вмонастыре и повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить наместе загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь.[16] В 1748 году состоялась его закладка.Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершение постройки по плануархитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь так никогда и неиспользовался. После смерти Елизаветы Петровны распоряжаться судьбой Смольногомонастыря уже стала Екатерина II. В то время в России не было ни одной школы,где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей,как правило, не учили совсем. И Екатерина II в 1764 году решила открыть вСмольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц»,чтобы, как говорилось в указе, "… дать государству образованных женщин,хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Позже оно сталоназываться «Смольный институт благородных девиц».
Екатеринадала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ееобо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако русскую императрицуполностью не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И.И. Бецкогопоявился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому еще небыло нигде.[17]
Смольныйинститут стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей.Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки.Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого,который вел речь о воспитании «новой породы» людей. В егопредставлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностьюизолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения ивоспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.
Распорядокдня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков.Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек сприставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, котораяследила за поведением девочек на уроках.
Самыемаленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого иливишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился накофейный, за что девочек стали называть «кофейницами».[18]
Девочек«среднего возраста» называли по цвету их форменного платья«голубыми», а девочек «старшего возраста» —«белыми», хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белымибыли их бальные платья.
Кромебальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, какчтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен ещеитальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие,домоводство, закон Божий, риторика.
30 апреля1776 года был первый выпуск пятидесяти одной смолянки. Они держали экзаменыперед советом воспитательного общества не только по всем предметам, положеннымв уставе, но еще по геометрии и мифологии, не входившим в программу.По-видимому, все знания оказались у воспитанниц, ибо совет нашел, что«множественное число достойно награждения», но в виду недостаточного числанаград он присудил «как с общим согласием иные же и посредством жребия».. Достойными наград оказались: шифров ибольших золотых медалей — девицы Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина,Борщева, Еропкина, фон Вельстейн и Нелидова. Они же удостоились назначенияих фрейлинами к государыне. Следующие четыре получили тоже золотые медали;двенадцать — медали серебряные; двенадцать — похвалу и толькопятнадцать не получили ничего. Кроме того, из процентов с капитала в сто тысяч,подаренного императрицею на вечные времена Смольному для выдачи пособийотличнейшим и беднейшим, шесть тысяч были распределены между ними. Выходившиеиз училища мещанские девицы были награждены подарками и деньгами. [19]
Петровнестроились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, дляэтого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако длявоспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. Вначале 19 века было принято решение построить для Смольного института новоеспециальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги.[20] Прекрасный мастер классическойархитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданиемРастрелли — Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть встороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительноездание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.
Смольныйинститут имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридорарасполагались учебные помещения, а на втором этаже — жилые комнаты. Настоящимукрашением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренгине только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумалпланировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большуюплощадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.
Смольныйинститут благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний ЕкатериныII: он просуществовал до 1917 года. Само же здание же Смольного вошло в историюРоссии как один из символов революционных потрясений начала 20 века.

Заключение
 
Даваяоценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века,несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личностичеловека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именнов ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военныхдеятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней.
Видныйекатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к Екатерине Великой, говорил:«Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Поего мнению, Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великийпринужден был учреждать насильственно».[21]
Явные искрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняяраздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотябы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны — «Тартюф в юбке икороне», с другой – мудрая матушка — государыня «Капитанской дочки». Но тем неменее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя таксчастливо, как в годы царствования Екатерины».[22]
Но именно векатерининскую эпоху видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумеци демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребляеттермин «педагогика» и предпринимает попытку обоснования цели воспитания. Раздел«О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшуюпопулярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностьюпосвящен этой проблеме.[23]
Вроссийской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашлиотражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русскихмыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытныепредставления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания иобразования во второй и в последней третях XVIII века.
В развитииобразования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли вэтот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русскогообщества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовкидетей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе,отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений.Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословнуюдискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традициячеткого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские»и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью,что явно отразилось на типологии школ.

Списокиспользованной литературы
 
1. Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004.
2. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русскаяпедагогия (XIX век). — М., 1909..
3. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящеговремени. Изд. «Экзамен». М., 2005.
4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.
5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М.:Знание, 1997.
6. Каус Г. М. Захаров И. В. Екатерина Великая: Биография. М., 2002.
7. Ключевский В. О. Соч. в 9 томах. М., 1989. Том 5.
8. Костёр. № 4. 1996.
9. Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России».1899 г.
10. Новый мир. — 1949. — № 3.
11. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России сдревнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004.
12. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.
13. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетногосухопутного кадетского корпуса. — СПб., 1766.
14. Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. — СПб.,1830.
15. Советская археология. — 1970. — № 4.
16. Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III — М.: Русская литература,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин"
Реферат Типичные нарушения внутренней валидности вывода.
Реферат Очерк о происхождении и развитии всеобщего стоимостного эквивалента
Реферат "Институции Гая". Кодекс Наполеона
Реферат Приход фашистов к власти в Германии
Реферат Д. В. Григорович. Антон-Горемыка
Реферат Система учета затрат и калькулирования "директ-костинг"
Реферат I прикладные аспекты иностранных языков
Реферат Hermes Essay Research Paper Hermes
Реферат Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
Реферат Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 2
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Этнология США и Канады» Цели и задачи дисциплины
Реферат Ожоги - Хирургия
Реферат Совершенствование доходов и расходов Национального банка Украины план
Реферат Право постоянного пользования земельным участком