Реферат по предмету "Финансы"


Международное налоговое планирование проблемы двойного налогообложения

--PAGE_BREAK--Первые налоговые соглашения были заключены почти 150 лет назад. Это были соглашения Бельгии с Францией (1843г.) и Голландией (1845г.); они касались в основном вопросов административной помощи и обмена налоговой информацией. Из действующих в настоящее время налоговых соглашений самым старым является соглашение между Австрией и Италией от 31 октября 1925г.
С 20-х годов началось широкое развитие международного сотрудничества по вопросам устранения двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов. Первым международным форумом, на котором были поставлены на обсуждение эти вопросы, явилась международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г. В следующем году в соответствии с принятыми на этой конференции рекомендациями Финансовый комитет Лиги Наций поручил группе из четырех экономистов из Италии, Нидерландов, Великобритании и США подготовить исследование экономических аспектов международного двойного налогообложения. В 1922г. в рамках Финансового комитета с целью разработки «административных и практических аспектов проблемы международного двойного налогообложения и уклонения от налогов» создается рабочая группа, состоящая из семи высокопоставленных налоговых чиновников из Бельгии, Великобритании, Франции, Нидерландов и Швейцарии. В 1925г. в эту группу были включены также представители Германии, Аргентины, Польши, Японии и Венесуэлы, а в 1927г. в нее вошел и представитель США.
Рабочая группа в период своих сессий (период 1923 – 1927 г.г.) подготовила типовые проекты следующих налоговых конвенций: Конвенции об устранении двойного налогообложения в сфере прямых налогов (на доходы и имущество), Конвенции об устранении двойного обложения налогами наследства, Конвенции об оказании административной помощи по налоговым вопросам и Конвенции об оказании правовой помощи при взимании налогов. Все эти проекты вместе с приложенными к ним комментариями были разосланы для изучения правительствам стран как членов Лиги Наций, так и не входивших в нее. Одновременно страны приглашались принять участие в обсуждении этих проектов в рамках специального совещания правительственных экспертов. Это совещание состоялось в Женеве в октябре 1928г., и в нем приняли участие представители 27 стран.
Совещание одобрило представленные проекты типовых конвенций и приняло также решение создать постоянный Налоговый комитет Лиги Наций.
Этот комитет был создан уже в следующем 1929 году. Комитету предписывалось уделить особое внимание разработке принципов налогового распределения прибылей компаний и предприятий, оперирующих более чем в одной стране. С этой целью комитет подготовил проект конвенции о распределении доходов между государствами в целях налогообложения. Вначале проект был обсужден на специальных заседаниях, организованных американской секцией Международной торговой палаты в Нью-Йорке и Вашингтоне, а затем – на пленарной сессии Налогового комитета, состоявшейся в июне 1933 года. На следующей сессии комитета, состоявшейся в июне 1935 года, этот проект с некоторыми изменениями был утвержден в качестве Типовой конвенции 1935 года.
В 1940 году Налоговый комитет на своем заседании в Нидерландах подвел итоги деятельности по разработке рекомендаций относительно налоговых соглашений и внес ряд дополнений в типовые конвенции 1928 и 1935 годов. Дальнейшая работа комитета была в значительной степени парализована начавшейся второй мировой войной. Тем не менее в 1940 и 1943 годах в Мехико удалось провести две налоговые конференции, в которых участвовали страны Латинской Америки и США. На последней из них были утверждены новые типовые конвенции: о предотвращении двойного налогообложения доходов, о предотвращении двойного обложения налогами наследств и об установлении административной взаимопомощи в исчислении и взимании прямых налогов.
В марте 1946 года в Лондоне была созвана десятая сессия Налогового комитета Лиги Наций, в ходе которой были вновь обсуждены и дополнены «мексиканские» модели типовых конвенций. Основные изменения касались вопросов налогообложения процентов, дивидендов, роялти, аннуитетов и пенсий. Комитет указал, что эти изменения связаны с более широким географическим представительством на лондонской сессии по сравнению с конференциями в Мехико, которые отражали, в основном, позицию латиноамериканских стран по этим вопросам.
Преемственность ООН в разработке налоговых проблем от Налогового комитета Лиги Наций была подтверждена в резолюции ЭКОСОС 2 (III) от 1 октября 1946 года, согласно которой была создана Налоговая комиссия с целью оказания помощи ЭКОСОС «в сфере изучения государственных финансов и, особенно, их юридических, административных и технических аспектов». После того как в обстановке усиления «холодной войны» работа Налоговой комиссии и ее подкомитета по международным налоговым отношениям в 1954 году была приостановлена, центром международного сотрудничества по налоговым вопросам стала Организация европейского экономического сотрудничества – ОЕЭС (с сентября 1961 года — ОЭСР). В марте 1956 года был создан Налоговый комитет ОЕЭС, который с 1958 года занялся подготовкой новой типовой конвенции об устранении двойного налогообложения доходов и капитала для стран-членов этой организации.
С 1958 по 1961 год Налоговый комитет провел большую работу, в результате которой в 1963 году вместе с заключительным докладом был опубликован в качестве рекомендуемой модели текст типовой конвенции об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (далее – Типовая конвенция ОЭСР 1963 года). Эта Типовая конвенция получила широкое признание как важная рекомендация в сфере урегулирования международных налоговых отношений, и практически все соглашения, заключенные до конца 1977 года, основывались на ней (всего около 500 соглашений). Кроме того, этим же комитетом в 1966 году была подготовлена Типовая конвенция ОЭСР об устранении двойного налогообложения наследств.
В 1967 году Налоговым комитетом (переименованным в 1971 году в Комитет по налоговым вопросам ОЭСР) была начата работа по пересмотру Типовой конвенции 1963 года. Необходимость такой переработки была вызвана серьезными «изменениями в налоговой системе и расширением международных налоговых отношений, а также развитием новых секторов деловой деятельности и усложнением организационных форм, применяемых компаниями в их международной деятельности». В результате этой работы в 1977 году была опубликована новая Типовая конвенция ОЭСР об устранении двойного налогообложения доходов и капитала. Совет рекомендовал изучить возможность заключения между странами-членами ОЭСР многосторонней конвенции, основанной на опубликованной Типовой конвенции 1977 года. Правда, в дальнейшем это предложение было снято из-за слишком большого расхождения между интересами стран, входящих в ОЭСР. Сейчас эта организация рекомендует решать налоговые вопросы путем заключения двусторонних налоговых соглашений.
С середины 60-х годов с появлением большого числа новых освободившихся государств вопросам международных налоговых соглашений стало уделяться все большее внимание на глобальном уровне – в ООН и ее функциональных организациях. Объяснялось это тем, что типовые конвенции, ранее разработанные различными организациями, учитывали лишь интересы развитых капиталистических государств и ориентировались на отношения между ними. Это было признано и Налоговым комитетом ОЭСР, который в 1965 году указал, что «традиционные налоговые конвенции не предназначались для развивающихся стран». Развивающимся странам оказывается чрезвычайно трудно защищать свои интересы в рамках рекомендуемых типовых конвенций.
Учитывая это обстоятельство, в 1968 году Генеральным секретарем ООН в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1273 (XLIII) от 4 августа 1967 года была образована группа экспертов с заданием подготовить рекомендации о заключении налоговых соглашений между развитыми и развивающимися странами. В декабре 1979 года на восьмой пленарной сессии группы экспертов была принята Типовая конвенция, являющаяся официальным рекомендательным документом ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами. Текст этой конвенции и рекомендации и комментарии экспертов были распространены между членами ООН в 1980 году. Кроме того, в настоящее время в ООН интенсивное изучение налоговых вопросов ведется также в Комиссии по транснациональным корпорациям и в других подразделениях ООН.
Еще ранее ряд типовых конвенций был разработан на уровне региональных организаций. Наиболее известные из них это: проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции в 1964 году), Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций 1964 года, Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами-членами Андской группы (Ассоциация свободной торговли латиноамериканских стран, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Венесуэла и Эквадор), типовой проект аналогичного соглашения для отношений стран, входящих в Андский пакт, с другими прочими странами 1971 года.
Определенные успехи были достигнуты и в сфере заключения многосторонних налоговых соглашений. В мае 1964 года страны Бенилюкса заключили между собой многостороннее соглашение об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах. Аналогичное соглашение, известное как Нордическая конвенция, было заключено в 1972 году (с изменениями в 1976 году) между Данией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Исландией. К многосторонним налоговым соглашениям можно также отнести, с некоторыми оговорками, налоговое соглашение 1971 года между ФРГ, с одной стороны, и странами, входящими в Восточно-африканское сообщество, — с другой, а также Ломейские конвенции, которыми регулируются некоторые налоговые вопросы взаимоотношений между ЕС и развивающимися странами.
Однако по вопросу об устранении двойного налогообложения первые многосторонние соглашения были заключены между странами – членами СЭВ: в 1977 году – в отношении физических лиц, а в 1978 году – в отношении юридических лиц .
Таким образом, к настоящему времени насчитывается уже большое количество самых разнообразных по форме и содержанию налоговых соглашений и конвенций.
Все имеющиеся соглашения, которыми в той или иной форме регулируются налоговые вопросы, можно подразделить на две большие группы. Первая – это собственно налоговые соглашения, вторая – прочие международные соглашения и договоры, в которых наряду с другими решаются и налоговые вопросы.
Налоговые соглашения первой группы включают различные виды соглашений. Среди них можно выделить: а) соглашения об оказании административной помощи; б) ограниченные налоговые соглашения; в) общие налоговые соглашения; г) соглашения о налогах на наследство; и д) соглашения о налогах по социальному страхованию.
Наиболее распространенным в прошлом видом были соглашения о режиме налогообложения жителей в приграничных районах (к примеру соглашение между Францией и Люксембургом 1906 года). Широко распространены также ограниченные налоговые соглашения: об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок; о налоговом режиме отдельных компаний; об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам, лицензионных платежей и других.
В настоящее время все эти соглашения вытесняются сравнительно новой формой соглашений, которая стала часто применяться лишь после первой мировой войны, в связи с широким распространением и ростом подоходных налогов – это общие налоговые соглашения или конвенции. Такие соглашения, как правило, охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов, и заменяют ранее заключенные ограниченные соглашения в этой сфере.
Самостоятельными и весьма распространенным видом налоговых соглашений являются соглашения об устранении двойного налогообложения наследств. Они явились первой формой соглашения в области прямого налогообложения, так как налоги с наследств, как известно, появились раньше подоходных налогов.
Наконец, самый последний вид соглашений по времени возникновения – это соглашения, распространяющиеся на налоги и взносы, взимаемые по системе социального страхования. Значительное увеличение платежей, взимаемых с населения по государственному социальному страхованию, и необходимость устранения двойного взимания таких платежей с некоторых категорий граждан вынудили обратить особое внимание на эту проблему. США, Франция, ФРГ и другие страны уже имеют несколько соглашений в этой сфере.
Существует и иная, более современная и лаконичная классификация соглашений в области налогообложения, которые мы отнесли в первую группу .
Все эти договоры можно разделить на три самостоятельные подгруппы: 1) общие налоговые соглашения или конвенции; 2) ограниченные налоговые соглашения и 3) соглашения об оказании административной помощи.
Первые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по поводу прямых и косвенных налогов. В настоящее время Россия имеет более 40 соглашений об устранении двойного налогообложения.
Ограниченные налоговые соглашения посвящены либо отдельным налогам (пример – Нота посольства Швейцарии в МИД СССР о взаимном освобождении от налогов предприятий воздушного и морского транспорта от 18 января 1968 года, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской республики о международном автомобильном сообщении от 29 октября 1969 года).
И, наконец, соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Заключается обычно между налоговыми органами стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля. В 1994 году подобные соглашения Россия заключила с Узбекистаном, Арменией и Грузией.
Что касается второй группы, то в нее входят различные соглашения, в которых наряду с другими, основными вопросами затрагиваются и вопросы налогового характера. Во-первых, это весьма распространенные соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами. В этих соглашениях, как правило, присутствует положение о налоговой недискриминации, то есть о предоставлении гражданам и организациям другой страны такого же налогового режима и «обращения», как к местным «национальным» гражданам и организациям.
Во-вторых, это соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, в которых, как правило, оговариваются взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских представительств и их сотрудников, проживающих в другой стране. Перечень таких льгот содержится в многосторонних Венских конвенциях 1961 года о дипломатических и консульских представительствах, участниками которых является большинство стран.
В-третьих, это торговые договоры и соглашения, предусматривающие применение режима максимального благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера. Кроме того, существуют чисто таможенные соглашения, в том числе – многосторонние. Наиболее известный пример — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое по своему существу является многосторонним соглашением по косвенному налогообложению. Имеются и другие виды соглашений в сфере косвенного налогообложения. К ним, например, можно отнести директивы ЕЭС о «гармонизации» налогообложения в странах-членах ЕЭС, о введении единого НДС и др.
Наконец, в четвертых, это специфический тип международного договора, определяющего принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования. Таковы соглашения США с ООН о размещении ее штаб-квартиры в Нью-Йорке, соглашение Франции с ЮНЕСКО и другими специальными подразделениями ООН, соглашение Бельгии с НАТО. В них наряду с прочими нормами и правилами размещения и функционирования этих организаций на территории принимающей страны содержатся положения о налоговых льготах в отношении данных организаций и их сотрудников, а также представителей других государств, участвующих или прикомандированных к ним.
Урегулирование налоговых отношений между различными странами осуществляется в основном путем заключения двусторонних соглашений. В настоящее время насчитываются сотни таких соглашений. Например, Великобритания имеет примерно 90 таких соглашений, Франция и ФРГ – примерно по 70.
Перечень иностранных государств, в отношениях России с которыми действуют соглашения об избежании двойного налогообложения

2004-03-10


Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, информирует об иностранных государствах, в отношениях с которыми Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 г. действуют соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Перечень иностранных государств, в отношениях Российской Федерации с которыми действуют соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения, наименование международного договора об избежании двойного налогообложения и дата подписания.

Австралия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 07.09.2000

Австрия

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000

Азербайджан

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 03.07.1997

Албания

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албании об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 11.04.1995

Армения

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996

Белоруссия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995

Бельгия

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.1995

Болгария

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.1993

Великобритания

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994

Венгрия

Конвенция между Российской Федерацией и Венгерской Республикой об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 01.04.1994

Вьетнам

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1993

Германия

Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996

Дания

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.02.1996

Египет

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 23.09.1997

Израиль

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.1994

Индия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.03.1997

Индонезия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 12.03.1999

Иран

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 06.03.1998

Ирландия

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29.04.1994

Исландия

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 26.11.1999

Испания

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16.12.1998

Италия

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996

Казахстан

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996

Канада

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995

Катар

Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Государства Катар об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 20.04.1998

Кипр    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепции Эмиля Дюркгейма
Реферат Сергей Павлович Залыгин
Реферат Аудио материалы
Реферат Економічна оцінка активу балансу підприємства
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО Арпак
Реферат Poem My Walk Essay Research Paper As
Реферат Топологічна оцінка ймовірності утворення власних точкових дефектів в кристалах А VI В VI зі структурою NaCI
Реферат Фотоэлектромагнитный эффект и его применение в устройствах функциональной электроники
Реферат Модель личности журналиста характерные черты и особенности
Реферат Валютное регулирование и валютный контроль
Реферат Основные законы правильного мышления
Реферат - в понимании классической ортодоксальной школы состояла из так называемых земель, возникших, как считают, на базе территорий древних племён или союзов племён
Реферат Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками
Реферат Закономірності формування перехідної економічної системи та її особливості в Україні
Реферат Культура стародавнего Египта (укр)