Первый Профессиональный Университет
Профессиональный Институт Управления
РЕФЕРАТ
Краткосрочная финансовая политика
Реферат подготовила
Привалова С.В.
Группа
УМШЗ-11/9-ДСБ1-2-Б
Москва 2010
Содержание
1. Краткосрочная финансовая политика предприятия
2. «Цели — стратегии»
3. Бизнес-планирование
4. Поток платежей
5. Денежные расчеты: виды, организация
6. Денежные потоки
Заключение
Список используемой литературы
1. Краткосрочная финансовая политика предприятия
Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.
Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.
Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.
2. «Цели — стратегии»
Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.
В свою очередь стратегии предприятия не существуют в пустоте, а всегда служат достижению конкретных целей.
Цель предприятия — такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.
Стратегия предприятия — комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.
Цели и стратегии рассматриваются консультантом в комплексе, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности — мебельные плиты для изготовления корпусной мебели — может сформулировать стратегическую цель как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включения в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона, и т.п., а также стимулирование сбыта через личные продажи — использование коммивояжеров. Если потенциал предприятия не позволяет создание необходимых товарных запасов и организацию агентской сети, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.
Теоретически, каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии — к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.
На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» комплекса «цели-стратегии». Обычными целями являются получение «хорошей» прибыли и «развитие» предприятия, стратегиями — сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.
3. Бизнес-планирование
Любая фирма. которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес — планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос — стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.
Бизнес — план включает в себя:
1. Краткая характеристика предприятия
а) Характеристика продукта;
б) Характеристика рынков;
в) Характеристика конкурентов.
2. Организационный план
В содержание этого раздела рассматриваются вопросы организации и управления производством.
3. План производства
В этот раздел включаются основные показатели производства продукции.
4. Расчет точки безубыточности
Точкой безубыточности называется объем производства продукции, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.
5. Риски предприятия
Предпринимательская деятельность напрямую связана с различными рисками. Существуют две группы факторов — внешние и внутренние, которые влияют на конечный результат и всегда существует опасность, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
4. Поток платежей
Очень часто в контрактах финансового характера предусматриваются не отдельные разовые платежи, а серию платежей, распределенных во времени. Примерами могут быть регулярные выплаты с целью погашения долгосрочного кредита вместе с начисленными на него процентами, периодические взносы на расчетный счет, на котором формируется некоторый фонд различного назначения (инвестиционный, пенсионный, страховой, резервный, накопительный и т.д.), дивиденды, выплачиваемые по ценным бумагам, выплаты пенсий из пенсионного фонда и пр. Ряд последовательных выплат и поступлений называют потоком платежей. Выплаты представляются отрицательными величинами, а поступления — положительными. Обобщающими характеристиками потока платежей являются наращенная сумма и современная величина. Каждая из этих характеристик является числом. Наращенная сумма потока платежей это сумма всех платежей с начисленными на них процентами к концу срока ренты. Под современной величиной потока платежей понимают сумму всех финансовых операций, дисконтированных (приведенных) на некоторый момент времени, совпадающий с началом потока платежей или предшествующий ему. Конкретный смысл этих обобщающих характеристик определяется природой потока платежей, причиной, его порождающей.
5. Денежные расчеты: виды, организация
Все операции, совершаемые предприятием со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками и др., прямо или косвенно выражаются в терминах денежных средств. В текущей деятельности исключительно важную роль играют расчетные операции, сопровождающие движение ресурсных потоков, выполнение работ, оказание услуг. В частности, приобретение сырья и материалов означает, с одной стороны, увеличение материальных активов фирмы, а, с другой стороны, отток денежных средств. Ровно обратное имеет место при продаже фирмой своей продукции.
В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им денежные потоки чаще всего не совпадают во времени.
Как известно, существуют различные способы расчета за продаваемую продукцию: предоплата, продажа за наличный расчет, продажа с отсрочкой платежа, продажа в рассрочку (или коммерческий кредит), продажа со скидкой и др.
а) Предоплата (предварительная оплата товара) — это полная или частичная оплата товара покупателем до его передачи продавцом в срок, установленный договором. Оплата товара покупателем должна быть произведена непосредственно до или после получения им товара, т.е. моменты передачи товара и его оплаты должны быть максимально приближены друг к другу. Предоплата как форма расчетов может предусматриваться договором купли-продажи, а ее особенность заключается в том, что она не предполагает обязательности максимального приближения срока оплаты к сроку передачи товара продавцом. Если продавец, получивший сумму предоплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе по своему усмотрению требовать либо передачи оплаченного товара; либо возврата суммы предоплаты. На сумму предоплаты покупателю уплачиваются проценты, причем момент, с которого они начисляются, может быть определен по-разному. По общему правилу проценты начисляются со дня, когда по договору купли-продажи передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему суммы предоплаты. договором может быть предусмотрена обязанность продавца начислять проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.
В отдельных ситуациях, связанных с куплей-продажей товаров, система расчетов может предусматривать аванс или задаток.
б) Аванс — это сумма, уплачиваемая в счет денежного обязательства вперед и не носящая обеспечительного характера, присущего задатку. Аванс не является обязательным, но может предусматриваться договором. Несмотря на то, что аванс широко применяется на практике и упоминается в ряде нормативных документов, действующее законодательство не дает строгого его определения. В известном смысле аванс является синонимом предоплаты; именно последнее понятие в российском законодательстве прописано более определенно.
в) Задаток — это денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке всегда оформляется в письменном виде, а передаваемая денежная сумма именуется в нем задатком. В противном случае речь идет об авансе, который выполняет лишь платежную функцию и не носит обеспечительного характера, присущего задатку.
Иными словами, при некоторых обстоятельствах (в частности, в спорных ситуациях, когда заказчик полагает, что договор, по которому выдан задаток, не исполнен или исполнен ненадлежащим образом или получен не тот результат, на который он рассчитывал, и т.п.) задаток в полной сумме может быть удержан, т.е. не возвращен заказчику, тогда как аванс в этом случае подлежит возврату хотя бы частично.
г) В отличие от залога, предметом задатка всегда является денежная сумма.
Оплата за наличный расчет означает обмен продаваемой продукции (товара) на деньги. Это один из наиболее выгодных для продавца вариантов расчетов — поступившие в кассу деньги могут быть немедленно использованы в финансово-хозяйственной деятельности. В массовых операциях в бизнес — среде подобная форма оплаты занимает незначительное место ввиду множества присущих ей недостатков.
д) Продажа с отсрочкой платежа, или продажа в кредит — это реализация товара с условием оплаты его через определенное время, предусмотренное в договоре купли-продажи. Если покупатель, получивший товар, не исполняет в срок обязанность по его оплате, продавец вправе потребовать оплаты или возврата товара. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, преданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара. Продажа в кредит наиболее невыгодна для продавца, однако именно эта форма расчетов наиболее распространена в системе бизнес — отношений. В этом случае производится отгрузка продукции, рассчитывается финансовый результат (заметим, что право собственности в этом случае уже переходит покупателю), но денег не поступает, а в системе счетов бухгалтерского учета продавца формируется дебиторская задолженность.
е) Продажа в рассрочку — это продажа товара в кредит с условием оплаты его серией платежей в соответствии с графиком, предусмотренным договором купли-продажи. Согласно ГК РФ договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей. Если покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма полученных платежей превышает половину цены товара.--PAGE_BREAK--
ж) Продажа со скидками означает, что покупатель может получить скидку с отпускной цены в одной из двух типовых ситуаций. Первая ситуация означает предоставление скидки за «быструю оплату, т.е. в случае, когда оплата купленной продукции произведена в оговоренный в договоре купли-продажи достаточно короткий промежуток времени с момента получения покупки. Вторая ситуация означает предоставление скидки за объемность приобретаемой партии, т.е. скидка предоставляется в случае, когда покупатель приобретает партию продукции, превышающую оговоренный минимум.
Очевидно, что движение, величина и распределение во времени денежных потоков в каждом из описанных вариантов продажи продукции различны.
з) В соответствии с ГК РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных расчетах право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.
В настоящее время осуществление расчетов наличными средствами существенно ограничено. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников.
Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, по общему правилу осуществляются в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе между юридическими лицами, могут осуществляться наличными.
С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчета наличными по одному платежу. Налично-денежный оборот регламентирован Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России.
Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предприятия. Сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи наличных в учреждение банка устанавливаются индивидуально по каждому предприятию.
Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации или Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчета.
Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в ГК РФ, а техника их проведения устанавливается инструктивными документами Банка России. В частности, в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации сформулированы основные принципы организации этой формы расчетов:
документальность — расчетный документ должен быть оформлен на бумажном носителе или, в установленных случаях, в электронном виде;
срочность — в соответствии со ст.80 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней — в пределах Российской Федерации;
обеспеченность платежа — платежи со счета должны осуществляться в пределах имеющихся на нем сумм. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований; списание денежных средств осуществляется в очередности, определенной законом;
свобода выбора форм безналичных расчетов — действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо;
расчеты платежными требованиями;
унификация платежных документов — законодательно установлено, что расчетные документы должны оформляться на бланках единообразной формы в бумажном или электронном виде и содержать оговоренный перечень обязательных реквизитов.
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом и соответствующими банковскими правилами.
Расчеты платежными поручениями.
Платежным поручением является оформленное расчетным документом распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. В современной хозяйственной практике это основная форма расчетов.
В день принятия банком от клиента платежного поручения у банка возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета, иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, при соблюдении клиентом следующих условий:
правильное указание реквизитов плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств;
наличие на его счете денежных средств в сумме, достаточной для исполнения принятого документа.
При соблюдении клиентом условий кредитная организация или ее филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета. Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи). Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.
6. Денежные потоки
Денежный поток — это движение денежных средств в реальном времени, по сути, денежный поток это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени, как за этот промежуток берется финансовый год. В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота. Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании. Когда денежный поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств предприятие может ощутить даже в том случае, если формально оно остается прибыльным (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.
Заключение
При осуществлении нашей страной трудной, во многом противоречивой, но исторически необходимой реформы в социальной, политической и экономической жизни возникает масса сложных проблем. Одна из них — как предвидеть сложности и возможности и как выбрать хозяйственную политику и стратегию?
Какие из конкретных „ходов“ используются большинством успешных компаний?
Во-первых, это ориентация на долгосрочные отношения с клиентом. Мы часто слышим эту фразу, но не всегда представляем, как должен вести себя сотрудник компании, чтобы подчеркивать приоритетность интересов клиентов. Чаще всего дать почувствовать важность для Вашей компании клиента можно, предоставив ему дополнительную консультацию или информацию по Вашим услугам.
Во-вторых, наиболее успешные компании планируют немалые бюджеты на тренинги сотрудников, взаимодействующих с клиентами. В центре внимания тренеров — способность сотрудников говорить понятно, не используя профессиональный жаргон, и умение выявлять потребности клиента.
Третьим важным правилом формирования лояльной клиентской базы является выбор, сортировка и прекращение отношений с клиентами, не соответствующих характеристикам целевой группы. Для рекламного агентства, например, исключительно важна история отношений клиента с компаниями аналогичного профиля. Если компания-заказчик часто меняла партнеров среди рекламных агентств, то прогноз по работе с этим клиентом отрицательный.
Четвертым пунктом приведу формулу, обеспечивающую возникновение доверия к Вашей компании со стороны клиента (автор формулы — Гарри Беквит):
Последовательность/ предсказуемость Выполнение сроков + Неразглашение информации о клиенте.
Стратегии разрабатываются всегда исходя из реально существующей ситуации, но призваны направлять действия предприятия в долгосрочном плане, когда исходные положения, принятые при разработке, могут уже не соответствовать реалиям рынка. При серьезном расхождении стратегических установок с современными рыночными требованиями стратегии необходимо пересматривать, а это означает, что часть ресурсов была потрачена нерационально.
Существенные для стратегий изменения могут происходить в макросреде (изменение общего уровня технологий, политической обстановки, экологических требований, культуры) или в рыночных условиях (изменение платежеспособности рынка, поведения конкурентов, потребностей покупателей). Такие изменения не подконтрольны предприятию, но часто могут быть спрогнозированы на этапе разработки стратегий.
Стратегия предприятия, сформулированная и доведенная до каждого работника, способна сконцентрировать все усилия в нужном русле. В то же время четкая, ясная и понятная для персонала стратегия, скорее всего, будет вскоре ясна и понятна конкуренту, который разработает эффективные меры противодействия (по крайней мере, так часто происходит на российском рынке). Стратегия захвата доли рынка за счет определенного конкурента вынудит конкурента отреагировать, как только он разберется в ситуации. Стратегия роста предприятия за счет покупки нескольких производств, будучи обнародованной, может поднять цены на эти производства. В то же время стратегии, сформулированные руководителем „для личного пользования“, без доведения до персонала — »вещь в себе", неспособная выполнить полезные функции.
Принятие любой стратегии требует ее непременного внедрения на все уровни иерархии с соответствующей корректировкой формулировок и конкретизацией целей.
Список используемой литературы
Печалова М.Ю. Менеджмент в России и за рубежом №1/2001 Риски.
Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М., 2001.
Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Под ред. И.И. Елисеевой: Финансы и статистика, 1996.
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. Справочник.
Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. — М.: Изд-во «Перспектива», 1995.
Web-русурсы: www.cfin.ru Ссылки (links):
www.dis.ru/manag/yas.yuna.ru/?1879053312@0814816512#156