--PAGE_BREAK--· Деятельность валютных рынков
· Ускорение или задержка международных расчётов
· Валютная спекуляция
· Валютная политика
· Политическая обстановка в стране
· Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках
Перечисленные факторы определяют спрос и предложение валюты. Например, чем выше темп инфляции в стране по сравнению с другими государствами, тем ниже курс её валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение их покупательной способности и тенденцию к падению их валютного курса. При активном платёжном балансе страны растёт спрос на её валюту со стороны иностранных должников, и курс её может повысится. Если в данной стране более высокие процентные ставки, чем в других странах, это может содействовать притоку иностранных капиталов и повышению спроса на валюту данной страны и её курса. Так, в первой половине 80-х гг. политика повышенных процентных ставок в США стимулировала (наряду с другими факторами) приток инвестиций в размере более 500 млрд. долл. из Западной Европы и Японии. В итоге курс доллара повысился, а курс валют стран-инвесторов под влиянием этого фактора снизился.
Различают два режима валютного курса: - Фиксированные валютные курсы (колеблющиеся в установленных узких пределах) - Плавающие валютные курсы При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» («валютная корзина» – метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору («корзине») других валют. Обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения).
При фиксированном курсе центральный банк нередко устанавливает различные курсы по отдельным операциям – режим множественности валютных курсов. Например, такой режим действовал в России с ноября 1989 г. по июль 1992 г. Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.
Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.
К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:
– режим «скользящей фиксации» – центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;
– режим «валютного коридора» – центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;
– режим «совместного», или «коллективного плавания», валют – курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют не входящих в группировку.
До начала первой мировой войны курсы валют колебались в пределах золотых точек +/-1% валютного паритета, определявшегося на основе золотого содержания валют. В дальнейшем вплоть до середины 70-х гг. валютные курсы были преимущественно фиксированными. Золотой паритет, основанный на золотом содержании денежных единиц, был отменен (на Западе – с середины 70-х гг., в России – с 1992 г.) и курсы валют стали в основном плавающими. С середины 70-х годов паритеты валют могут устанавливаться в СДР. Специальные права заимствования – искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Основой определения курса этой валюты происходит путём соизмерения средневзвешенного курса одной денежной единицы с определенным набором других валют. Валютная корзина СДР состоит из свободно используемых валют. Например, современная валютная корзина СДР состоит из четырёх ведущих валют, причём на 2006–2010 годы были установлены удельные веса доллара – 44%, евро 34%, иены – 11%, фунта стерлингов – 11%. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.
slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses1/ses-1627.htmВ Российской Федерации со второй половины 1995 г. и до кризиса 17 августа 1998 г. колебание валютного курса было ограничено рамками валютного коридора. В данный момент курс российского рубля – плавающий, но центральный банк и правительство устанавливает ориентиры на год величины курса рубля, и стремиться поддерживать его стабильность с помощью различных инструментов. У Центрального Банка России в кризисных условиях есть также право ограничивать относительную разницу между ценой покупки и продажи валют – 15%.
Для определения валютного курса используются разные методы котировки валют. В настоящее время используют два основных метода котировки валют: · Прямая котировка – единица иностранной валюты выражается в определённом количестве единиц национальной валюты (прямую котировку применяют в большинстве стран, в том числе и в России)
· Обратная (косвенная) котировка – единица национальной валюты приравнивается к определённому количеству единиц иностранной валюты (обратную котировку применяют Великобритания и некоторые другие страны).
Все страны мира осуществляют котировку своих валют по отношению к доллару, т. к. доллар является базовой валютой котировки. Зная курсы двух валют по отношению к доллару, можно определить их соотношение друг с другом. Такое соотношение, полученное путём деления курсов двух валют к доллару, называется кросс-курсом.
5) Регулирование международной валютной ликвидности.
Международная валютная ликвидность – это способность стран или регионов своевременно отвечать по своим обязательствам. Международная валютная ликвидность включает в себя четыре компонента:
— Официальные золотые резервы
— Официальные валютные резервы стран
— Резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получать безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от её квоты в МВФ)
— Счета в СДР и евро
Валютные резервы являющиеся собственностью страны образуют абсолютную ликвидность. Валютные средства и золото, полученные страной в кредит образуют условную ликвидность (кредиты МВФ). Международная валютная ликвидность выполняет следующие функции: 1) образование ликвидных активов; 2) источник для выплаты внешнего долга; 3) средство для проведения валютных интервенций (вмешательство государства в операции на валютном рынке посредством купли-продажи иностранной валюты или золота с целью понижения (повышения) курса национальной или иностранной валюты); 4) средство выравнивания платёжного баланса (Платежный баланс – это статистический отчет, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени). Показателем международной валютной ликвидности страны является отношение золотовалютных резервов страны к её внешнему долгу, отношение золотовалютных резервов страны к сумме годового товарного импорта и др. 6,7) Унификация правил использования кредитных средств обращения и унификация основных форм международных расчётов. Для упорядочивания международной торговли и инвестиций между странами и достижения единообразия в толковании порядка осуществления международных платежей, было достигнуто ряд международных договорённостей. Одной из них является Женевская конференция 1930–1931 гг., в результате, которой были разработаны «Унифицированные правила по документарному аккредитиву», «Унифицированные правила по документарному инкассо», «Единообразный закон о чеках», «Единообразный вексельный закон», «Закон о банковских гарантиях» и др. 8) Режим национального валютного рынка и рынка золота, режим мировых валютных рынков и рынков золота. Деньги возникли в качестве посредника в обмене товара, эквивалента и с течением сами превратились в товар. Денежная единица одной страны стала обмениваться на валюту другой страны. Валютный рынок можно рассматривать с двух точек зрения – функциональной и институциональной: С функциональной точки зрения – это совокупность национальных и региональных валютных рынков, образующих мировой, на которых осуществляются конверсионные (операции, связанные с конверсией ценных бумаг, заменой одних ценных бумаг на другие) и депозитно-кредитные операции. С институциональной точки зрения валютный рынок опосредует валютные отношения между участниками валютного рынка. Участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, компании осуществляющие зарубежные вложения, правительственные организации, экспортёры и импортёры, финансовые институты, брокерские конторы и частные инвесторы. Основная часть валютных операций приходится на крупные транснациональные банки такие, как Дойче банк, Барклайз банк, Union Bank of Switzerland, Bank of NewYork, City Bank и др. В банках находятся валютные счета других участников рынка. Банки осуществляют конверсионные и депозитно-кредные операции по поручению своих клиентов и проводят их от своего имени и за свой счёт. Валютный рынок в конечном итоге и представляет собой рынок межбанковских сделок. 9) Национальные органы и международные органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения страны. На уровне национальных валютных систем валютные отношения обслуживают и регулируют такие национальные органы как парламенты, центральные банки, казначейства, министерства финансов, таможенные органы и уполномоченные банки. В некоторых странах есть государственные органы деятельность которых направлена главным образом на обслуживание валютных отношений, так в Италии это валютное бюро. Основными целями деятельности национальных органов регулирующих валютные отношения являются: 1) поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста; 2) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами; 3) обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами; 4) создание условий для сбалансированности платежного баланса; 5) формирование золотовалютных резервов страны. Первостепенная цель этих органов (для стран с переходной экономикой и развивающимися рынками, включая и Россию) при осуществлении валютного регулирования, заключена в финансовой и экономической стабилизации. Основным органом, осуществляющим международное регулирование валютных отношений, является МВФ. Основными целями деятельности МВФ являются: 1) стимулировать международное сотрудничество в валютной сфере путем создания организации, функционирующей на постоянной основе и обеспечивающей механизм консультаций и взаимодействия для решения международных валютных проблем 2) Содействовать расширению и сбалансированному росту мировой торговли и тем самым вносить вклад в достижение и поддержание высокого уровня занятости и реальных доходов, а также в развитие производственных ресурсов государств-членов, что является приоритетными задачами их экономической политики 3) Стимулировать валютную стабильность, обеспечивать должное функционирование механизма валютного регулирования в отношениях между государствами-членами и избегать конкурирующего обесценения валют по отношению друг к другу 4) Содействовать установлению системы многосторонних платежей по текущим сделкам между государствами-членами и отмене валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли 5) Оказывать доверие государствам-членам путем предоставления им во временное пользование и под соответствующие гарантии средств из общих ресурсов Фонда, чтобы тем самым стимулировать их усилия по устранению диспропорций в их платежных балансах без обращения к мерам, которые имеют отрицательные последствия на национальном или международном уровне 6) В соответствии с условиями, указанными в предыдущих статьях, сокращать продолжительность взаимных международных расчетов между государствами-членами, а также сокращать продолжительность и уменьшать степень диспропорции международных платежных балансов государств-членов 2. Понятие и виды валютных ограничений
Валютные ограничения представляют собой систему нормативных правил, устанавливаемых в законодательном и административном порядке и направленных на ограничение операций с иностранной и национальной валютами, золотом и другими валютными ценностями.
Введение валютных ограничений связано с истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платёжных балансов и является одним из характерных проявлений валютной политики. Валютные ограничения – это форма прямого вмешательства государства в валютную сферу.
Для валютных ограничений характерны следующие черты:
1) правительственный контроль над операциями с золотом и валютой;
2) осуществление этих операций через уполномоченные (девизные) банки;
3) ограничение переводов за границу;
4) запрещение или ограничение вывоза, а иногда и ввоза капитала;
5) блокирование валютной выручки.
6) Цели валютных ограничений:
– выравнивание платежного баланса;
– поддержание валютного курса;
– концентрация валютных ценностей в руках государства.
При введении валютных ограничений национальные экспортеры лишаются права свободно продавать вырученную иностранную валюту на рынке и обязаны сдавать ее казначейству или центральному банку в обмен на национальную валюту по официальному курсу. Иностранные граждане должны сдавать вырученную валюту в данной стране на блокированные счета. Также при установлении валютных ограничений экспортёры обязаны представлять валютным органам декларацию о проданных товарах, вводится ограничение по продаже и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а также по операциям, связанным с экспортом и привлечением капиталов.
Валютные ограничения – характеристики условий и пределов, осуществление операций, связанных с защитой национальной валюты и включают возможности распоряжения и использования валюты.
продолжение
--PAGE_BREAK--Классификация валютных ограничений
Валютные ограничения (признаки)
По направлению движения капитала
По области применения
По сферам приложения
– контроль за притоком капитала из страны
– операции резидентов
– текущие операции платёжного баланса (торговые и неторговые сделки)
– контроль за оттоком капитала из страны
– операции нерезидентов
– финансовые операции:
а) конвертируемость национальной валюты
(на использование выручки и приобретение иностранной валюты)
б) прямые и портфельные инвестиции на ввоз, вывоз капитала и репотриация прибыли
в) обращение наличной, национальной и иностранной валюты (ввоз, вывоз, перевод и пересылка)
г) получение кредита от нерезидентов и выдача кредитов нерезидентам
д) проведение операций с золотом и драгоценными металлами
В зависимости от валютно-экономического положения страны и ее валютной политики, особенно в условиях валютного кризиса, периодически вводятся те или иные формы валютных ограничений.
В целом валютные ограничения отрицательно влияют на развитие международной торговли, хотя они позволяют мобилизовать дополнительные валютные ресурсы в интересах господствующих монополий и их государства. Валютные ограничения используются не только империалистическими, но и развивающимися странами. Молодые государства вводят валютные ограничения для защиты национальной экономики от экспансии иностранного капитала.
3. Валютные ограничения по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала
Валютные операции (лат. operato – действие) представляют собой, действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.
В соответствии с действующим Законом (ч. 1 ст. 1 п. 9) к валютным операциям относятся:
· операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
· ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
· осуществление международных денежных переводов.
Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполномоченного банка.
Уполномоченный банк – это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право проведения операций с иностранной валютой. Юридические и физические лица, осуществляющие операции с иностранной валютой, и являются субъектами валютных операций на валютном рынке России подразделяются на резидентов и нерезидентов.
К резидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 6):
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
К нерезидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 7):
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6;[4]
Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно разделить на две группы, согласно ст. 8 Соглашения МВФ:
1. Текущие валютные операции
2. Валютные операции, связанные с движением капитала
К «текущим валютным операциям» относятся:
А) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
В) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
Г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
Текущие валютные операции осуществляются резидентами, как правило, без каких-либо ограничений.
Банк России регулирует текущие операции двумя способами:
1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.
2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сделкам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.
К «валютным операциям, связанным с движением капитала», относятся:
А) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участи в управлении предприятием;
Б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
Е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями
Другими словами, если валютная операция не может быть отнесена к текущей валютной операции, то для целей применения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» она будет рассматриваться как валютная операция, связанная с движением капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала, подлежат валютному контролю и валютному регулированию и осуществляются в соответствии с инструкциями, письмами и другими нормативными актами и оперативными документами Банка России. Этого требует валютная политика государства – система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.
Различают:
– долговременную валютную политику, которая нацелена на модификацию валютной системы, валютного рынка
– текущую валютную политику, которая нацелена на определение валютного курса, валютных операций, регулирование деятельности валютного рынка и рынка золота.
Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.
Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.
Валютные ограничения в РФ
В соответствии с предложениями Президента РФ ускорить процесс приобретения национальной валютой статуса свободно конвертируемой были внесены существенные изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[5] решениями Государственной Думы. В соответствии с внесёнными изменениями были отменены статьи, содержащие те или иные валютные ограничения, касающиеся проведения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории России и за её пределами. Отмена валютных ограничений означает, что валюта РФ в настоящее время формально соответствует всем требованиям МВФ, предъявленным к свободно конвертируемым валютам.
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». [6]
Внесённые изменения означают для резидентов РФ переход к уведомительному порядку открытия (закрытия) банковских счетов за пределами России, что соответствует практике, принятой в развитых странах. Действующее законодательство не содержит ограничений на осуществление нерезидентами валютных операций.
По мнению инициаторов либерализации валютного законодательства, снятие ограничений по финансовым операциям может привести к повышению инвестиционной привлекательности государства. Так Банк России снял последние ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций. Кроме того, отменена обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Снятие ограничений на движение капитала через границу, отмена требований о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций – все эти меры, по мнению экспертов, приведут к повышению инвестиционной привлекательности России.
Конечно, на сегодняшний день данные меры не смогут обеспечить полную конвертируемость рубля, так как для полной конвертируемости необходим ряд условий, например, таких, как осуществление нефтяных расчетов в рублях. Однако специалисты надеются, что при дальнейшем введении подобных мер российская валюта может занять такой статус.
Для инвестиционной привлекательности большое значение имеет возможность для инвестора не только вложить средства в экономику страны, но и возможность быстро отозвать эти средства. Поэтому снятие ограничений по движению капитала, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность России. Есть также мнение, что в сложившихся макроэкономических условиях валютная либерализация не окажет серьезного влияния на курс национальной валюты. На самом деле ее проведение лишь создает предпосылки для того, чтобы в течение ближайших 3–5 лет национальная валюта начала завоевывать позиции на международных финансовых рынках.
5. Понятие конвертируемости и её типы. «свободно используемая валюта» в уставе МВФ
Денежное устройство, основанное на полноценном золотом обращении внутри стран и в масштабах мира, содержало в себе механизм обратимости, не требовавший каких-либо особых средств и приемов обмена одних валют на другие. Свободная и неограниченная конвертируемость подразумевалась сама собой.
Положение кардинальным образом изменилось с началом демонетизации золота, прекращением свободного обмена банкнот на золото, введением денежных систем, основанных на бумажных и кредитных деньгах. Мировой опыт перехода к конвертируемости национальных валют достаточно разнообразный.
Он предполагает создание определенных экономических предпосылок:
– развитие экспортно-импортных операций;
– формирование официальных золотовалютных резервов;
– сдерживание инфляции;
– сокращение дефицита государственного бюджета;
– уменьшение платежного баланса;
– урегулирование внешней задолженности страны;
– нормализацию социально-политической обстановки в стране.
Постепенный переход к конвертируемости по мере создания необходимых предпосылок – предпочтительный вариант. Однако существует волюнтаристский (шоковый) вариант, который неизбежно сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, удорожанием импорта, усилением инфляции, увеличением валютных потерь при погашении внешнего долга.
Введение конвертируемости связано с проблемами выбора:
– степени конвертируемости;
– того, для кого она предназначена (резидентов или нерезидентов);
– типа операций;
– степени необходимости валютных ограничений.
Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.
Валютная конвертируемость – это валютно-финансовый режим, позволяющий во внешнеэкономических операциях более или менее свободно обменивать национальные денежные единицы на иностранные. В экономической литературе существуют различные определения валютной обратимости, но все они так или иначе сводятся к сочетанию свобод и ограничений участников валютных операций. Например, валюта считается полностью обратимой, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу – постоянному или изменяющемуся. Согласно другому определению, валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке. А иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их или свободно приобрести местные товары по преобладающим ценам в этой валюте.
продолжение
--PAGE_BREAK--