--PAGE_BREAK--
Таблица 1.
Фактические платежи по государственному внешнему долгу с учетом процентов в 2008 году составили 6,8 млрд долларов США (в 2007 году — 8,9 млрд. долларов США). Коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, снизились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг — с 2,3% до 1,3%, к доходам консолидированного бюджета — с 1,7% до 1,1%.
Иностранные обязательства органов денежно-кредитного регулирования в 2008 году уменьшились на 4,8 млрд. долларов США (в 2007 году они приросли на 0,9 млрд. долларов США). Сказалось сокращение объема операций РЕПО Банка России с иностранными контрагентами (на 6,2 млрд. долларов США). Накопление обязательств в форме вывоза российских рублей составило в долларовом эквиваленте 1,4 млрд. долларов США.
Привлечение иностранного капитала банковским сектором уменьшилось в 8,7 раза — с 70,9 до 8,2 млрд. долларов США. Однако его динамика существенно различалась по формам ввоза. Приток прямых иностранных инвестиций возрос до 10,1 млрд.долларов США (годом ранее — 7,2 млрд. долларов США). В то же время объем привлеченных на международном рынке ссуд и займов снизился до 15,6 млрд. долларов США (39,4 млрд. долларов США). В результате активной реализации нерезидентами в IV квартале 2008 года ценных бумаг, эмитированных российскими кредитными организациями, итоговое сальдо операций купли-продажи на рынке сложилось отрицательным — в размере 4,3 млрд. долларов США. В наибольшей степени падение объема портфельных инвестиций в сектор было обусловлено сокращением иностранных вложений в акции российских банков (на 2,6 млрд. долларов США); снижение портфелей долговых ценных бумаг было не столь существенным (на 1,7 млрд. долларов США). По финансовым производным инструментам было выплачено 10,5 млрд. долларов США, в том числе 4,8 млрд. долларов США — в IV квартале.
В условиях мирового финансового кризиса значительно сократилось иностранное финансирование российских компаний. Прирост объема внешних обязательств прочих секторов уменьшился со 144,7 млрд. долларов США в 2007 году до 100,0 млрд. долларов США в 2008 году. Реализация нерезидентами финансовых инструментов отечественных корпораций обусловила сокращение иностранных портфельных инвестиций на 15,3 млрд. долларов США. Снижение произошло в основном за счет «выхода» нерезидентов из акций российских компаний (на 14,1 млрд. долларов США). В меньшей степени оно коснулось российских корпоративных облигаций. Привлечение ссуд и займов из-за рубежа упало до 53,6 млрд. долларов США (в 1,4 раза меньше, чем в 2007 году). За счет беспрецедентно высоких объемов приобретения иностранцами долей участия в российских компаниях в I-III кварталах итоговый показатель прямых иностранных инвестиций в 2008 году возрос по сравнению с предшествующим годом до 60,2 млрд. долларов США (47,9 млрд. долларов США в 2007 году).
Иностранные активы резидентов без учета резервных возросли в отчетном периоде на 234,5 млрд. долларов США (в 2007 году — на 112,9 млрд.долларов США).
Платежный баланс.
В 2008 году платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движения внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2006-2007 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов Российской Федерации.
Счет текущих операций
В 2008 году положительное сальдо счета текущих операций достигло 102,3 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 32,9%.
Внешнеторговый оборот возрос на 32,1% до рекордной величины: 763,5 млрд.
долларов США. В отличие от 2007 года наблюдалось увеличение профицита
торгового баланса (на 37,3%), до 179,7 млрд. долларов США.
Таблица 2.
1.2
Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.
Инвестиции (капитальные вложения) — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.
К первой группе относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и некоммерческих организациях, о банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.
Учитывая, что иностранные инвесторы играют важную роль в развитии инвестиционной деятельности, законодательство России регулирует участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими нормативными актами: Федеральным Законом от 25.02.99г. №39-ФЗ «Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Законом Российской Федерации от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным Законом от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями и договорами общего характера (например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В настоящее время, когда Россия заявляет о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и международно-правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры.
Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой, для которой является жесткое соблюдение законов, и их приоритетность. Кроме того важно исключить из практики издание актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Президент России Дмитрий Медведев на встрече 12 сентября 2009 года с членами международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил о том, что власть приложит все усилия для улучшения инвестиционного климата в стране. «Россия в силу своих географических особенностей, своей роли в мировом развитии труда, интеллектуального потенциала всегда будет инвестиционноемкой страной». В силу ряда традиций в России практически в течение всего ХХ века не было нормального института собственности. «Наша задача- создать его, дать ему полноценное регулирование и защиту. Это может быть краеугольный камень нормального инвестиционного и делового климата. Кроме того, глава государства добавил, из-за того, что наш рынок, растущий и развивающийся, он в этом смысле более рисковый, чем традиционные рынки. Надо спокойно смотреть на эту изменчивость – и то, и другое не страшно.
В организации взаимодействия иностранных инвесторов и российского Правительства важная роль отводится созданному в 1994 году Консультативному совету по иностранным инвестициям, который принимает активное участие в совершенствовании нормативно-правовых условий для предпринимательства в России. Рекомендации Консультативного совета нашли свое отражение в принятых поправках к Налоговому кодексу. Так с января 2006 года стало изменение порядка налоговых вычетов по НДС, ограничен перечень причин для приостановления операций по счетам налогоплательщиков, введена дифференциация налога на добычу углеводородного сырья. Приняты поправки в законы «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О недрах» и ряд других поправок. Иностранными инвесторами и российским Правительством ведется постоянная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в России.
1.3
Инвестиционный потенциал страны.
В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности Российской Федерации приняты две самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциалучитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.
Инвестиционный потенциал объединяет ресурсный, экономический, трудовой, финансовый и другие виды ресурсов, показатели которых отражают увеличение валового внутреннего продукта, в том числе на душу населения. Это влечет за собой возрастание материальных возможностей удовлетворения потребностей общества и граждан, а также обеспечения экономических интересов предпринимателей. Динамично развивающаяся экономика на основе инвестиций и эффективности обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Формирование инвестиционный потенциал в современных условиях отражает систему инвестиционных возможностей производственных предприятий, прежде всего, в промышленности и иные виды потенциала, включая предпринимательский ресурс (Таблица 3).
(
Таблица 3).
Схема формирования инвестиционного потенциала
Активным элементом инвестиционного потенциала является предпринимательский ресурс, формирующий инвестиционные продукты (товары) с использованием различных инструментов. Качественное наращивание ресурсов инвестиционного потенциала, их трансформация в инвестиционный товар повышает инвестиционную привлекательность экономики в целом, ее отраслей, предприятий и регионов.
Инвестиционная деятельность формирует не только результаты использования в инвестиционном процессе ресурсов, но и объединяет множество внешних факторов. Инвестиционный процесс должен носить системный характер (таблица 4).
Инвестиционные ресурсы, и источники:
-сырьевые ресурсы;
финансы;
-мат.-веществ. факторы производства;
-информация;
-технологическая база;
-ноу-хау;
-организация.
Результаты (положителные):
-увеличение стоимости
-инвестиционных ценностей;
-эффективность управления прибылью и затратами;
-рост занятости;
-социальные выгоды.
Результаты (отрицательные):
-снижение стоимости инвестиционных ценностей:
-(деформации) в управлении;
-финансовые потери;
-негативные социальные
последствия.
Стратегия
Коммуникации
Принятие решений
Управление
Риски
Таблица 4. Система факторов организации инвестиционного процесса
Для эффективной реализации инвестиционных проектов необходимо отработать механизм снижения рисков их реализации, в числе которых риск нежизнеспособности проекта, риски потери темпов из-за недостатков организации денежных потоков.
Производственная и предпринимательская стратегия предприятия позволяет выявить сегменты рынка и прогнозировать реальный потребительский спрос с учетом технико-технологических, региональных и отраслевых факторов, а также учитывать товарные, ценовые и сбытовые неожиданности. В этом аспекте возрастают государственные функции поддержки экономического и финансового потенциала и контроля за деятельностью субъектов рыночной инфраструктуры.
На основе концепции усиления народнохозяйственного подхода и эффективности деятельности предприятий, фирм и корпораций важен анализ рассматриваемых в правительственных, научных институтах программ развития страны на ближайшие годы и перспективу до 2015 г., а также обобщения опыта отдельных регионов.
Развитие предпринимательства связано с расширением фондового финансирования, формированием источников коллективного инвестирования объектов производственной сферы. Расширение же форм участия государства в развитии паевых фондов заключается в защите прав инвесторов, включая уголовный и гражданско-процессуальный кодексы.
Системный подход к обоснованию промышленной инвестиционной политики в увязке с задачами социально-экономического развития страны, ресурсным и интеллектуальным потенциалом способен определять стратегические инновационные и инвестиционные приоритеты развития отраслей промышленности. В этой связи структурная перестройка должна базироваться на прогнозах формирования региональных товарных рынков, рекомендациях отраслевого и федерального звеньев государственного регулирования промышленного производства, эффективной работе маркетинговых служб предприятий.
При этом важно на товарных рынках обеспечить государственную поддержку прогрессивных изменений в цепочках спроса на товары и услуги, и трансформировать эти приоритеты по ступеням и технологическим циклам производства, увязывая технологические процессы и организационные формы производства с рыночной конъюнктурой. Такой подход поможет ускорить структурную перестройку российской обрабатывающей промышленности и сформировать инвестиционные приоритеты.
Приоритетным направлением остается поддержание и технологическое совершенствование промышленного потенциала, прежде всего, «несущих» отраслей машиностроения, промышленности стройматериалов. Для этого необходимо создание благоприятных финансово-кредитных условий, механизмов ускоренной амортизации во всех отраслях обрабатывающей промышленности в целях массового технического перевооружения производства на принципиально новой технологической основе.
Роль государства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны должна заключаться в обеспечении благоприятных возможностей и условий для осуществления инвестиционной деятельности через инвестиционную политику. Инвестиционная политика, в свою очередь, является залогом успешной экономической деятельности государства в целом. К сожалению, реализуемая в настоящее время инвестиционная политика не всегда учитывает реалии, сложившиеся в отечественной экономике. Так, например, широко используемые инструменты монетарного регулирования позволяют создать лишь некоторые макроэкономические предпосылки для активизации инвестирования, но не позволяют преодолеть системные проблемы. Относительно позиции в инвестиционной сфере, которую должно занимать государство, очень хорошо высказался в ежегодном докладе Всемирного банка Дж. Вульферсон: «…развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государства устойчивое развитие — как экономическое, так и социальное – невозможно»[2].
Усиление роли государства в инвестиционной сфере предполагает поиск оптимального сочетания методов государственного и рыночного воздействия с учетом особенностей современного этапа экономического развития.
В российской экономике сложившаяся модель инвестирования является деформированной и неэффективной.
Поэтому первоочередной задачей государства в проведении инвестиционной политики должно быть создание базовых организационно-экономических предпосылок инвестиционной деятельности таких как:
— разработка и реализация правового механизма защиты частных инвестиций и обеспечение государственными гарантиями иностранных инвестиций;
— восстановление системы валютного регулирования и валютного контроля, с целью предотвращения вывоза капитала;
— создание национальной инвестиционной базы в виде системы государственных и частных корпораций и фондов для финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов (с подключением к этой задаче кредитно-финансовых учреждений);
— внедрение и использование передовых технологий и «ноу-хау» в первую очередь в базовых (приоритетных) отраслях промышленности;
— обеспечение необходимых мер, для защиты интересов отечественных промышленных предприятий, ориентированных на международные рынки;
— разработка и реализация механизма трансформации сбережений населения в инвестиции (например, с помощью паевых инвестиционных фондов, инвестфондов, и т.д.);
— разработка адекватной кредитно-денежной политики, предусматривающей эмиссию достаточного количества денежной массы (обеспечение достаточной монетизации экономики);
— разработка целенаправленной амортизационной политики, направленной на восстановление основного капитала;
— пересмотр принципов налогообложения, с целью его упрощения и стимулирования научно — инновационной деятельности;
— повышение совокупного спроса за счет увеличения средней заработной платы, а также сокращения разницы в доходах богатейшей и беднейшей части населения;
— восстановление государственного регулирования экономики на основе использования индикативного планирования и программирования.
Кроме того, необходима прямая государственная поддержка: 1) сельского хозяйства, как отрасли, эффективное функционирование которой снижает социальную напряженность в обществе за счет производства в достаточном количестве продуктов питания и снижения уровня цен на них; 2) строительства и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения; 3) государственных инвестиционных проектов; 4) научно-инновационного сектора.
2.
Реализация инвестиционного потенциала в современной
российской экономике
2.1
Внутренние источники инвестиций в России.
Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что в дальнейшем они также будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 тыс. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим какие же существуют внутренние источники инвестиций.
продолжение
--PAGE_BREAK--