Реферат по предмету "Государство и право"


Защита прав ребенка в международном праве

Глава 1 Формированиесистемы международно-правовой защиты прав ребенка
§ 1 Историявозникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка
Международная защита правчеловека является одной из важнейших отраслей современного международногоправа. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человекауходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида,присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции,в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшемобеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года,Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года,Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результатедостижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категориипоявилась в XIII веке в Европе. Онабыла сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, ДжонЛокк, Эдмонд Бурк, в XIIIже веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.[1]
Вопрос о необходимостирегулирования прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли ипоследствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущийинтерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки.В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитетзанимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношениибеспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1924 году попредложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций былапринята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовымдокументом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшаяцели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогласплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главнымобразом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмовреализации норм. Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно поотдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод отом, что в то время «международная защита прав ребенка как системамеждународно-правовых норм еще не сформировалась»[2].
Как составная частьзащиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась толькопосле Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним изосновополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам исвободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен впреамбуле Устава этой организации.
10 декабря 1948 годагенеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав и свободчеловека и гражданина, в преамбуле к которой говорится, что признаниечеловеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы,справедливости и всеобщего мира. 
В ходе дальнейшегоразвития прав человека произошло выделение в данной отрасли права отдельныхинститутов, одним из которых в современном международном праве являетсяинститут международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становлениеданного аспекта прав человека в качестве самостоятельного правового институтаимеет достаточно длинную историю. Ребенок не рассматривался как представительотдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смыслеребенок не существовал вовсе, а в отдельных государствах, где взаконодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственностьсвоего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. Вдальнейшем, уже в XIII веке, в эпохуПросвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа. Вначале XX века в ряде западныхстран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенокперестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства,а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни. Данное восприятиеребенка как категории макросоциальной нашло свое отражение и в уже упомянутойЖеневской Декларации 1924 года. Уже Всеобщая декларация прав человека недифференцирует права в зависимости от возраста человека: « Все люди рождаютсясвободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).[3]
Выделениюмеждународно-правовой защиты прав ребенка способствовало дальнейшеепровозглашение Декларации прав ребенка 1959 года, принятая ГенеральнойАссамблеей ООН. Декларация стала специальным документом, впервые полностьюпосвященным правам детей. Ее преамбула гласит, что «ребенок, ввиду егофизической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе,включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларацииговорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни былопризнакам; о праве ребенка на нормальное развитие; о праве на получениеобразования. Согласно Декларации ребенок должен быть защищен от жестокости иэксплуатации; ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище,развлечения и медицинское обслуживание. Один из принципов Декларацииустанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях,неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Последнийпринцип посвящен вопросам воспитания ребенка. Таким образом, Декларация правребенка 1959 года сформулировала принципы, на которых должна базироватьсягосударственная политика по обеспечению прав ребенка.        
Но несмотря напродуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защитыправ ребенка, к концу 70-ч гг. стало очевидным, что существующие нормы поправам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечатьспециальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации прав ребенкабыли выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав детей и методов ихзащиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себевесь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите правребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября1989 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 44/25. Конвенция явиласьплодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции былпредставлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработкедокумента принимали участие не только представители государств имежправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а такженеправительственные организации, но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 годаГенеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию № 44/25, приняв тем самымКонвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января1990 года (ее подписала 61 страна), что явилось своего рода рекордом
Нельзя не отметить, чтоКонвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договоромпо правам человека, который ратифицируют все страны мира.
Принятие Конвенциистало значительным событием в области защиты прав детей: ребенок впервыерассматриваются не только как объект, требующий специальной защиты, но и каксубъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.  
Конвенция, состоящая из54 статей, охватывает как гражданско-политические, так исоциально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижениясовершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотренболее ранний возраст достижения совершеннолетия. С принятием Конвенции былвведен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие ( ст.6), на сохранениеиндивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды ( ст.12), нанеучастие в военных действиях ( ст.38), на физическое и психологическоевосстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации(ст.39). В Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации:государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации краспространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном икультурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различныхнациональных и международных источников. Государства-участники обязуются«широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так идетей».
Идеи Конвенциинепосредственно касаются общечеловеческих проблем. Ее называют «Великой хартиейвольностей для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».
Предполагается, чтостандартами, установленными Конвенцией, станут пользоваться все те, ктозаинтересован в решении проблем, связанных со здоровьем, развитием и защитойдетей. Конвенция, в качестве всеми признанного и авторитетного документа, будетвыступать в защиту детей во всем мире. Для России как международный договор, ккоторому она присоединилась, этот документ, согласно ч. 4 ст. 15 Конституциироссийской Федерации имеет приоритетное значение.[4]

§ 2Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
Наиболеераспространённым и значимым на сегодняшний день источником международного праваявляются многосторонние международные договоры. Среди них будет целесообразновыделить в первую очередь универсальные международные договоры, то естьдоговоры с неограниченным количеством участников. Важную роль в международно-правовойзащите прав ребенка имеют акты общего характера, предоставляющие защиту правчеловека в целом. Несмотря на то что подобные международныемеждународно-правовые соглашения практически не предоставляют особую защитуребенку как представителю отдельной социальной группы, все же их положенияимеют значение и для защиты прав ребенка. Среди них можно выделитьМеждународные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных правах,а также о гражданских и политических правах. [5]      
Таким образом,Международный пакт об экономических, социальных и культурных правахпредусматривает, что семье, которая рассматривается как естественная и основнаяячейка общества, должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана ипомощь, особенно при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота онесамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10). [6]В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах указываетсяна то, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Пакт об экономических,социальных и культурных правах также провозглашает, что особые меры охраны ипомощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы тони было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иномупризнаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальнойэксплуатации ( п. 3 ст. 10).[7]
Более конкретныеположения, непосредственно касающиеся прав и интересов детей, были записаны вПакте о гражданских и политических правах. Устанавливалось, что «каждый ребенокбез всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии,национального или социального происхождения, имущественного положения илирождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положениикак малолетнего, со стороны его семьи, общества, государства; каждый ребенокдолжен быть зарегистрирован немедленно после рождения и должен иметь имя;каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".[8]
Несмотря наабстрактность и декларативный характер отдельных положений обоих Пактов,следует признать значимость данных документов с точки зрения обеспеченияинтересов документа. Признание ребенка субъектом, обладающим правами и правомна защиту со стороны семьи, общества и государства, подтверждает и признаниеинтересов ребенка.
К международно-правовымактам универсального характера, гарантирующим защиту прав человека в общем, иребенка в частности, относятся и все другие международно-правовые договоры оправах человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных илиуничижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, международнаяконвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года, а такжеКонвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, вособенности в той части, где речь идет о равных правах на получениеобразования, в том числе дошкольного и общего школьного образования.
Наряду с универсальнымимеждународными договорами следует отметить значение международных договороврегионального характера, гарантирующих защиту прав человека в целом. Среди нихможно выделить договоры, заключенные в рамках Организации по безопасности исотрудничеству в Европе, Совета Европы, Европейского Союза.
«Огромное значение длязащиты прав человека имеет подписанная в рамках Совета Европы в 1950 годуЕвропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также обеЕвропейские социальные хартии – 1961 года и Пересмотренная европейскаясоциальная хартия 1996 года. В рамках ОБСЕ необходимо упомянуть оЗаключительном акте СБСЕ 1975 года, закрепляющем существование самостоятельногопринципа международного права – принципа уважения прав человека, а такжеитоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 года, который уделил особоевнимание решению проблем воссоединения несовершеннолетних детей с ихродственниками, упрощая для них процедуры пересечения государственных границ,наложив при этом на государства – участников организации обязательствоследовать при рассмотрении ходатайств о поездках за границу принципунедискриминации, в том числе по признаку возраста».[9]Говоря о договорах Европейского союза, следует отметить подписаниеАмстердамского договора 1997 года, одной из основных целей которого былоназвано сосредоточение усилий Евросоюза на проблемах занятости и прав человека.При этом в данном договоре речь идет, в частности, о средствах борьбы сдискриминацией по возрастному признаку. Среди договоров, предоставляющих защитуправ человека в общем смысле, в рамках СНГ следует отметить Конвенцию о правахи основных свободах человека 1995 года, закрепившую, наряду с основными правамичеловека и гражданскими правами, право на охрану здоровья, социальноеобеспечение со стороны государства и др.
Следующую ступень вклассификации источников международного права, регулирующих институт защитыправ ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственноеотношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и региональногохарактера.
Центральное местоздесь, безусловно, занимает Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года. ДаннаяКонвенция является наиболее распространённым и широко признанныммеждународно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали иприсоединились к ней 192 государства. Пятьдесят четыре стать Конвенциизакрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурныеправа, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии сост. 1 Конвенции является « каждое человеческое существо до достижения18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он недостигает совершеннолетия раннее». Конвенция 1989 года объединила разнообразныеправа ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновьподтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще врамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторыеправа человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантииих защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы,касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, както: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита отнасилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взысканииалиментов.[10]
Среди международныхдоговоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка,особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках ОрганизацииАфриканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка,вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права исвободы ребенка, подразделяя их на общие и специальные, то есть такие права,которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейшихдостижений в рамках данного документа является безоговорочное определениеребенка как человека в возрасте до 18 лет.
Следующим пластом вклассификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являютсямеждународно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.Среди них существуют как документы, гарантирующие права ребенка как частичеловечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку,так и документы, имеющие непосредственное отношение к правам ребенка. В связи стем, что все они предоставляют гарантии защиты специальных прав ребенка, то ихне принято делить по данному признаку. Именно поэтому целесообразным будетобъединить данные источники в одну категорию классификации лишь по признакухарактеристики прав, которые они гарантируют.
К международно-правовымисточникам универсального характера, предоставляющим особую защиту правребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколык ним 1977 года.
Особое вниманиенепосредственной защите уделяет IVЖеневская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года,содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сферебольшое значение имеет также.
Второй дополнительныйпротокол 1977 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтовнемеждународного характера, так как в последнее время количество такихконфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количествомжертв среди гражданского населения, в особенности среди детей.[11]
«Среди иных актов,предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусебеженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев,который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего онастала носить универсальный характер».[12]
К этой же группеисточников относится Международная конвенция о защите прав всехтрудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опираетсяна выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующейчасти населения.
Международно-правовымактом, принятым на уровне международной организации, значение которого такженевозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленныхмерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязываетгосударства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобыобеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция такжезапрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых онапроизводится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственностидетей, однако оставляет государствам возможность самим определить, послеконсультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать подтакой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет.Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должныраспространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призывлиц, не достигших 18 лет.[13]    
Отдельную категорию вклассификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к разрядуактов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящиерекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение дляинститута международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого»права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включаярезолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН,доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.
Наиболее известной иобсуждаемой является Резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена кдесятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления всилу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативныхпротоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегосяучастия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детскойпроституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений,предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутымсоответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил покав силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многиемеждународные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своейдеятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них впринимаемых внутри организаций актах.[14]
В отношении защиты правребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые Комитетом ООН поправам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общегопорядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектамзащиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретнымправам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работыКомитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005)«Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны ихпроисхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенкав раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кромезамечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая докладыгосударств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями иРекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств наулучшение положения детей в стране.[15]
«Исходя из того, что мырассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институтмеждународно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить такжеотраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К нимотносятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принципнеделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеютотражение в приведенных примерах источников анализируемогомеждународно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдатьвсе общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека вотношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни былодискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских,политических, экономических и социальных прав».[16]
Подводя итог следуетпривести еще раз классификацию источников, регламентирующихмеждународно-правовой институт прав ребенка:
1)        Принципуважения прав человека в международном праве.
2)        Универсальныеи региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту правчеловека в общем смысле.
3)        Универсальныеи региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту правребенка.
4)        Международно-правовыеакты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.
5)        Актырекомендательного характера.
6)        Отраслевыепринципы международно-правовой защиты прав человека.
Соответственно изпредложенной классификации можно сделать вывод о том, что международно-правоваязащита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институтмеждународного права.

Глава 2. Система имеханизмы международного права по защите прав ребенка
§1. Конвенция ООН «Оправах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
20 ноября 1989 годаГенеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка –универсальный договор, в котором закреплены международные стандарты правребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права.
В 1970 году впервыеобсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООНконвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу были далеконеоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правахчеловека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамкахООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельнымправам ребенка.
Таким образом появиласьострая необходимость в принятии особого международного договора, посвященногоправам ребенка.
Во-первых, не всегосударства являлись участниками Международных пактов и других документов.
Во-вторых, не все правав том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы кребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могутпринадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и бытьизбранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбораместа жительства и т.д), другие – лицу, достигшему определенного возраста (права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мненияи т.д.)[17] В ст. 3обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное длямужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными,культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент наинтересах взрослого населения без учета интересов детей.
В-третьих, положениямеждународных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота изащита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься в отношениивсех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах); « Каждый ребенок должен быть зарегистрированнемедленно после его рождения и должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международногопакта о гражданских и политических правах).
В-четвертых,существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, посколькуМеждународные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. Тоесть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но емунеобходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи.Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел,но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихсяего собственной жизни.
Из этого следует, что содной стороны, ребенок в сути человек и ему непосредственно должны принадлежатьправа, а с другой стороны – он нуждается в поддержке родителей и лиц, ихзаменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимым и неможет обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось созданиекомплексного юридически обязательного международного документа, посвященногоправам ребенка.[18]
На 34 сессии Комиссиипо правам человека ООН польская делегация представила проект резолюции, котораясодержала текст Конвенции о правах ребенка, основанный на положениях Декларациипо правам ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, после чего в него быливключены две дополнительные статьи. В таком виде его приняла Комиссия по правамчеловека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь обратился к государствам –членам ООН, специализированным учреждениям, региональным правительственным инеправительственным организациям с просьбой изложить свое мнение, замечания,предложения относительно проекта. Правительства некоторых стран сочлинеприемлемым «язык» проекта. Например, правительство Дании обосновало своевозражение отсутствием в проекте точности и определенности, которые требуютсяпри формулировании положений юридически обязательного документа. Другие, вбольшинстве своем правительства западных государств, видели недостатки,во-первых, в том, что в проекте закреплены преимущественно экономические исоциальные права и мало внимания уделено гражданским и политическим правам;во-вторых, в отсутствии механизма имплементации.
Поскольку проект вызвалряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создаларабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.        
Важно отметить рядфакторов, повлиявших на закрепление в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Преждевсего, в отличие от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международныхпактов по правам человека 1966 года, Конвенция не основывалась на глубоких«философско-гуманитарных традициях»[19]. Навремя ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка,которые возникли во второй половине ХХ века – протекционизм и либерализм.[20]
Протекционизм (патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайнейбеспомощности, либерализм же, наоборот, — как период самостоятельности ребенка.Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимостьпервого от последнего как на физическом ( средства к существованию, защита отнасилия), так и на психическом уровне ( процесс принятия решений,взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм делает основнойакцент на том, что и тот и другой по сути человек. Протекционизм настаивает наорганической связи ребенка с семьей, либерализм предоставляет ребенку право выборасемейного окружения.
В результате создателиКонвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, быливынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка – либеральныйпатернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собойсочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотряна представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.       
Либеральный патернализмрассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильнойзависимости ( период младенчества) к самостоятельности ( период взросления).Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрестинезависимость в мыслях и поступках. Таким образом власть родителей и лиц,осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, т.е. направлена наразвитие у него самосознания и способности к самоопределению. В основелиберального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми.Благодаря идеям этой концепции, воплотившимся в Конвенции, ребенок признаетсяполноправным членом общества.[21] Былположен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенокпринадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же времяв ней отражена специфика ребенка как такового.
«Другим факторомпослужило то, что в рабочую группу входили представители различных министерстви ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. Всоставе делегатов не наблюдалось постоянства: один и тот же представительобычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельстваспособствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующихкомплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированныхна индивидуальных правах человека.
Также нельзя неотметить активное участие в работе группы таких неправительственныхорганизаций, как «Международная защита детей» и особенно adhoc группа НПО по созданию Конвенции оправах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследованиясвоих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процессобсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году числоработающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.»[22]
Анализируя деятельностьрабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процесседостижения консенсуса.[23]
Фактически без споровбыли приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33),сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми(ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка нанеприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых(ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления ипренебрежения ( ст.19).
Некоторые противоречиявозникли, когда несколько делегатов предприняли последнюю попытку изменитьсодержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить защиту прав нерожденного ребенка. Противэтого положения выступило преобладающее число представителей. Оппозициявключению в Конвенцию прав внутриутробного плода была настолько сильна, что п.9 преамбулы, содержащий ссылку на Декларацию прав ребенка, котораяустанавливает, что ребенок должен иметь « правовую защиту как до, так и послерождения», был принят, но только с содержащимся в докладе рабочей группыположением, согласно которому эти слова не влияют на толкование Конвенции.        
Статьи о свободевероисповедания ( ст.14), передаче на воспитание и усыновление ( ст.20 и 21),участии детей в вооруженных конфликтах ( ст.38) были приняты только последостаточно напряженного обсуждения.
К сожалению, несколькопредложений в силу различных причин не были включены в Конвенцию. Одно из нихкасалось ограничений на проведение медицинских опытов над детьми. Вопрекиобщему признанию необходимости данного положения оно было отклонено из-заотсутствия консенсуса относительно его содержания. Другое предложение,затрагивающее права так называемых незаконных детей, вообще осталось безвнимания большинства делегатов. Противоречия, как правило, возникали из-заразличий в правовых и культурных традициях государств, участвовавших в созданииКонвенции. Трудно шло обсуждение вопросов о свободе вероисповедания и праве наусыновление, которые противоречат законам исламских государств.[24]При определении минимального возраста, по достижении которого ребенок можетучаствовать в вооружённых конфликтах, тоже сыграли роль национальное право,этические ценности и этнические обычаи.
Несмотря на всетрудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группапризнала ребенка субъектом права.
При разработкеКонвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка»(1959 г.) – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно черезэтот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможностивозникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами иобязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция нетолько утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принципсоблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либодискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенказависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23,особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно иливременно лишенными семьи.
К основным принципамКонвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамкахКонвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, чтогосударства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределахсвоей юрисдикции (ст. 2 Конвенции), их обязательства ограничены реальнымивозможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласност.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка,государства должны также принимать во внимание права и обязанности родителейребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка.[25]
Текст Конвенции состоитиз трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и соотношение сдругими международными документами в области прав человека; основная часть,посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процессимплементации (ст.42-54). Статьи основной части ( за исключением 1,4 и 41)содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международныхдокументах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические. [26]
На 2010 год 193 страныстали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединенияк ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССРратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. Послератификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территориистатус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участникахкомитет в составе десяти экспертов.
Международное сообществовысоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашеговремени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 годапредложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей.Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, так как онаутверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость егодискриминации.
Конвенция – правовойдокумент высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенкаполноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такогоотношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя правадетей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических,социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормыответственности государства, создает специальный механизм контроля – КомитетООН по правам ребенка – и наделяет его высокими полномочиями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.