--PAGE_BREAK--
2. Анализ финансов государства Российской Федерации в условиях рыночных отношений
2.1. Обзор денежного рынка Российской Федерации
Анализ денежного рынка Российской Федерации по состоянию на 1.10.2006 года.
Рассмотрение и обоснование обзора денежного рынка по состоянию на 1 октября 2006 года.
Таблица 2.1. Денежный обзор, млн. рублей
Итак, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в октябре 2005 года составили 4406404,7 млн. рублей, а в октябре 2006 года произошло увеличение – 6268837,0 млн. рублей.
Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций — сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций с нерезидентами в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации и драгоценных металлах.
Далее, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что внутренний кредит в октябре 2005 года составил 4035245,4 млн. рублей, а в октябре 2006 года он составил 4944106,6, т. е. произошло увеличение.
Внутренний кредит — вся совокупность требований банковской системы к государственным нефинансовым организациям, частному сектору, включая население, финансовым (кроме кредитных) организациям и чистого кредита органам государственного управления в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте и драгоценных металлах [10].
Исследуя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые кредиты органам государственного управления в октябре 2005 года составили отрицательное число -1229427,4 млн. рублей, а в октябре 2006 года также отрицательное число, но уже произошло увеличение -2816571,3 млн. рублей.
Чистые кредиты органам государственного управления — требования со стороны банковской системы к Минфину России, финансовым органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за вычетом депозитов и других вложений указанных организаций в банковскую систему Российской Федерации [9].
Анализ статьи «Денежная масса» в таблице 2.1., можно сказать, что в октябре 2005 года денежная масса составила 6458384,8 млн. рублей, а в октябре 2006 года 8897205,2 млн. рублей.
Денежная масса (по методологии денежного обзора) — совокупность агрегатов «Деньги» и «Квазиденьги».
Рассмотрение статьи «Деньги» из таблицы 2.1., можно сказать, что октябре 2005 года деньги составили 3371916,5 млн. рублей, а в октябре 2006 года они составили 4856098,0 млн. рублей, т. е. произошло увеличение.
Деньги — все денежные средства в экономике страны, которые могут быть немедленно использованы как средство платежа. Данный агрегат формируется как совокупность агрегатов «Деньги вне банков» и «Депозиты до востребования» в банковской системе.
Исследование статьи «Квазиденьги» из таблицы 2.1., можно сказать, что в октябре 2005 года квазиденьги составили 3086468,3 млн. рублей, а в октябре 2006 года они составили 4041107,3 млн. рублей, т. е. произошло увеличение.
Квазиденьги — депозиты банковской системы, которые непосредственно не используются как средство платежа и менее ликвидные, чем «Деньги». Данный показатель рассчитывается как сумма агрегатов «срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте» по органам денежно-кредитного регулирования и кредитным организациям [10].
2.2АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таблица 2.2. Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей
Исследование и сравнение денежной массы (национальное определение) по состоянию на октябрь 2005-2006 годов.
В таблице 2.2. «Денежная масса (национальное определение)» представлена информация об объеме, структуре и динамике денежного агрегата M2 — одного из важнейших денежных агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций.
Денежная масса определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и физическими лицами — резидентами Российской Федерации. Источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса кредитных организаций Российской Федерации и сводного бухгалтерского баланса Банка России (в расчет включаются обязательства кредитных организаций и Банка России перед хозяйствующими субъектами) [21].
В составе денежной массы выделено два компонента. Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0)— наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монету в обращении. Безналичные средствавключают остатки средств нефинансовых организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в действующих кредитных организациях в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Безналичные средства, учитываемые на аналогичных счетах в кредитных организациях с отозванными лицензиями, не входят в состав денежного агрегата M2. Денежная масса (М2)— рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В показатель денежной массы в национальном определении в отличие от аналогичного показателя, исчисленного по методологии составления денежного обзора, не включаются депозиты в иностранной валюте [10].
Далее, анализ динамики процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года – октябре 2006 года
Рис. 2.1. Динамика процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года – октябре 2006 года
Итак, анализируя рисунок 2.1. можно сказать, что средневзвешенная ставка по прямому РЕПО по состоянию на 2005 год составила 6% годовых и в 2006 году осталась неизменной. Ставка МИАКР по однодневным рублевым межбанковским кредитам в 2005 году составила 6,9% годовых, а в 2006 году -10% годовых, произошло увеличение. Ставка по кредитам «овернайт» в 2005 году составила 12% годовых, а в 206 году –11%, т. е. произошло уменьшение ставки. Средневзвешенная ставка по депозитам Банка России в 2005 году составила 1% годовых, а в 2006 году – 2,2 %, произошло увеличение ставки. Доходность по ГКО-ОФЗ (до 90 дн.) в 2005 году составила 5% годовых, а в 206 году – 4%, т. е. произошло уменьшение ставки.
Исследование и сравнение структуры денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года
Рис. 2.2. Структура денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года
Итак, рассматривая рисунок 2.2. можно сказать, что наибольшую долю занимают наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций — 76,61%, а самую наименьшую долю в структуре занимают средства резервирования по валютным операциям, внесенные Банком России – 0,01 %.
3. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТ РФ
3.1 СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Финансовые отношения — отношения по образованию, распределению и перераспределению денежных средств.
Из признаков финансов следует, что финансовые отношения имеют распределительный характер, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование [19]. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
1. Финансы предприятий, организаций, учреждений.
Выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для: выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой; финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих [18].
Денежные отношения, составляющие основу финансов предприятий, организаций, учреждений, можно классифицировать по следующим видам:
a). В отраслях материального производства
— связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного значения — уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие – потребительских;
— возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен. Здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).
б). В отраслях нематериального производства
— отрасль или само учреждение (организация) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.;
— между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования, в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения;
— между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.;
— денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непосредственной сферы [3].
Финансы предприятий, организаций, учреждений как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.
В состав финансов предприятий, организаций, учреждений входят:
a). Финансы коммерческих предприятий — все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях социально-рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета [19].
Коммерческий расчет — метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли достаточного для продолжения хозяйствования уровня доходности.
Специфика коммерческого расчета:
— субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;
— предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;
— субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств.- в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством [21].
б). Финансы некоммерческих учреждений. Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.
Источники финансовых ресурсов:
— бюджетные средства;
— внебюджетные государственные фонды;
— средства населения;
— денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами.
— выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;
— выручка от сдачи имущества в аренду;
— доходы от подготовки кадров (переподготовка, повышение квалификации, и др.)
в). Финансы общественных организаций включают в себя:
— финансы общественных, в том числе профорганизаций;
— финансы политических и общественных движений;
— финансы специальных целевых фондов;
— финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение — добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.
Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:
— денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.;
— денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечислиться в фонды общественных организаций;
— денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;
— денежные отношения между вышестоящими и нижестоящими структурами общественных организаций;
— денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно-хозяйственными структурами;
Финансово-хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:
— самоокупаемость;
— сметное финансирование [19].
2). Финансы страхования.
Страхование — совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев [23].
Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
— социальное страхование (все методы);
— личное страхование;
— имущественное страхование;
— страхование ответственности.
— страхование предпринимательских рисков [9].
3). Государственные финансы.
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления [5].
Государственные финансы включают в себя:
1. Бюджет — экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.
2. Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов [4].
Источники формирования:
— специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;
— субсидии из бюджета;
— дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;
— добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и современное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений [6].
3. Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов [21].
3.2 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
3 апреля 2006 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об итогах исполнения федерального бюджета в 2005 году и задачах органов финансовой системы на 2006 год».
Новая идеология бюджетного планирования и достигнутая динамика развития экономики страны ставят новые задачи перед всем финансово-экономическим блоком и, прежде всего, перед Министерством финансов РФ. В условиях высоких доходов и профицита бюджета особенно актуальна задача контроля за использованием государственных средств. Сегодня этот контроль по разным линиям осуществляется Федеральным казначейством, Росфинмониторингом и Росфиннадзором, т.е. практически в руках Минфина России сосредоточены все основные нити управления бюджетными ресурсами. Однако нельзя сказать, что все здесь обстоит благополучно. Имеет место накопление не использованных в течение года остатков бюджетных средств, неравномерное их расходование ведомствами. Бюджетные средства, которые в конце года вбрасываются в экономику, серьезно затрудняют системную работу по сдерживанию инфляции. Таким образом, эффективность использования государственных ассигнований в течение года еще далека от идеальной, что подрывает идею среднесрочного планирования и в известной мере ее девальвирует, снижает эффект общих усилий Правительства по обеспечению макроэкономической стабильности и сдерживанию роста цен. Поэтому необходимо исключить влияние на рост цен низкой бюджетной дисциплины, а по сути — финансовой беспечности, в отдельных случаях даже, безответственности ведомств. Это прямая обязанность Министерства финансов РФ и находящихся в его ведение органов управления [10].
продолжение
--PAGE_BREAK--