--PAGE_BREAK--
Основная часть
1 Денежное обращение.
1.1 Понятие денежной системы
Денежная система — такая форма организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Основными элементами денежной системы являются:
национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
масштаб цен — весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной единицы;
система эмиссии денег — законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
законодательно установленные формы денег — специфическая система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;
валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с валютами других стран;
институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе.
В современном мире существуют различные системы денежного обращения, каждая из которых законодательно закреплена государством и отражает исторические традиции страны. Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения: систему обращения металлических денег, когда в обращении были полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обменивались на денежный металл; систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения.
Первой системой в современном мире уже не пользуются, а вторая действует во всех странах мира с теми или иными особенностями.
Денежная массапредставляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке. В РФ используются денежные агрегаты, принятые в мировой практике: М0; М1; М2, которые имеют, однако, свою специфику:
М0= Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассе юридических лиц;
М1= М0 + Средства юридических лиц на расчётных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках;
М2= М1 + Срочные вклады населения в коммерческих банках + Срочные вклады юридических лиц в коммерческих банках;
М3= М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающих займов и др.
Российские денежные агрегаты аналогичны агрегатам стран с развитой рыночной экономикой по степени убывания ликвидности при переходе от одного агрегата к другому.
Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платёжных средств – М1, для измерения денег как средства накопления – М2.
Денежнаябаза – это сумма наличных денег (М0) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами, поскольку эта категория может прямо контролироваться ЦБ, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от политики ЦБ, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не доверяют.
Для расчёта пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор (множитель создания денег), величина которого определяется как отношение М2 к денежной базе.
Формулу множителя создания денег можно вывести следующим образом:
mc– множитель создания денег;
ДБ – денежная база;
М2 = ВН (внебанковская наличность) + БВ (банковские вклады);
ДБ = ВН (внебанковская наличность) + ОР (обязательные резервы).
Если разделить М2 на ДБ, а затем все члены формулы на БВ, то получим:
— отношение внебанковской наличности к общей сумме банковских вкладов;
— отношение всех обязательных резервов коммерческих банков к общей сумме банковских вкладов.
Размеры М2 зависят от двух основных отношений:
— отношения обязательных резервов коммерческих банков к общей сумме банковских депозитов. Например, чем ниже норма обязательных резервов, тем выше множитель создания денег и М2, и наоборот;
— отношения внебанковской наличности к общей сумме банковских депозитов. Например, рост отношения внебанковской наличности к общей сумме банковских депозитов приводит к снижению множителя создания денег и тем самым к сокращению предложения денег банками.
Первое из двух отношений непосредственно регулируется ЦБ.
Второе зависит от склонности экономических субъектов использовать деньги в сфере внебанковской деятельности, на что может воздействовать ЦБ посредством соответствующих изменений процентных ставок.
Требуемое количество денег в обращениикак средства обращения и платежа определяется по формуле:
M– масса денег;
V– скорость обращения;
P– индекс роста цен;
Q– физический объём произведённых товаров и услуг (ВВП).
Скорость обращения денеграссчитывается как:
1. скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов:
О =
2. оборачиваемость денег в платёжном обороте:
— сумма денег на банковских счетах;
СДМ – среднегодовая величина денежной массы в обращении.
продолжение
--PAGE_BREAK--
1.2 Денежное обращение.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения.
Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение соединяет в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:
отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;
способность обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;
характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;
хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.
Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 774 расчетных кассовых центра[1]и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание (на 6 июня 2008года), 1129 кредитных организаций (на 1 мая 2008года), 3492 филиалов этих организаций(на 1 мая 2008г)[2], а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Кассовое обслуживание – одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.
Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе – лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег и обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.
Из процесса денежного обращения возможно вычленение понятия денежного оборота. Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением.
Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств.
Налично–денежный оборот – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).
Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т.д.
Общая сумма наличных денег в обращении по состоянию на 1 января 2010 составил 4 629 700, млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2009 года на 251 600,00 млн. рублей (на 5,7 %)[3].
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами. В настоящее время порядок осуществления налично-денежного оборота на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России 5 января 1998 г.
В целях организации наличного денежного оборота на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:
1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
3. определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
4. разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий и организаций в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.
Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, так как у них имеются операционные кассы. С 1 июня 2000 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан.
В 2002 году в целом по Российской Федерации наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, под воздействием, главным образом, роста номинальных денежных доходов населения и потребительских цен увеличился за год на 32,5%, что на 5,9 процентного пункта ниже роста в 2001 году. Среднедневной оборот наличных денег составил 32,2 млрд. рублей и возрос на 8 млрд. рублей. За счет собственных кассовых ресурсов учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 96,1% потребности клиентов в наличных деньгах. В целом по Российской Федерации за 2002 год выпущено в обращение наличных денег на 8,3% больше, чем за 2001 год. Рост выпуска наличных денег в обращение обусловлен увеличением на 29,4% выплат на заработную плату в связи с ростом минимального размера оплаты труда, индексацией пенсий, ростом выдач наличных денег со счетов по вкладам граждан. (Приложение 1)
Безналичный оборот — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 %, а в экономически развитых странах – 90%. Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
Выбор тех или иных безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения(77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей): с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в Центральном банке Российской Федерации, имеющих нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски.
Между налично-денежным и безналичным оборотом существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. В 2009 году темпы роста объемов наличного денежного оборота (132,5%) были выше темпов роста объемов безналичных платежей (122%).
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.
Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.
С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.
Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций — средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:
КД=,
Где КД — количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;
СЦ — сумма цен реализуемых товаров и услуг;
К — сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил
П — сумма платежей по долговым обязательствам
ВП — сумма взаимно погашающихся платежей;
0 — среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.
При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.
Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.
Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.
Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.
В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:
Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:
M=,
а цена товара
P=.
Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.
В России главная причина увеличения денежной массы — огромный дефицит федерального бюджета, который на 2000 г. предусмотрен в размере 57,87 млрд руб., или 1,08% к ВВП, В течение первой половины 90-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращении, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства.
Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator— умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.
Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
— определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение;
— разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.
В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при повышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
— необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
— обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
— поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
— сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
— операции на открытом рынке;
— учетная политика;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулирую рост или сокращение кредитных вложений.
Конечно, Банк России не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.
Обязательные резервывыполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.
Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путём скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.
Учётная политика Центрального банкасостоит в учёте и переучёте коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдаёт кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учётную ставку. Как правило, учётная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучёта векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объём выдаваемых ссуд.
Валютное регулированиесвязано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.
Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Основные направления единой денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
2 Денежное обращение в России на современном этапе.
2.1 Характеристика денежного обращения в 2009 году.
Состояние денежной сферы за III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%).(Примечание 1 и Примечание 2).
Денежный агрегат М0 за июль—сентябрь 2009 г. сократился на 1% (за III квартал 2008 г. — увеличился на 4,8%). В целом за 9 месяцев 2009 г. объем наличных денег в обращении уменьшился на 8,1% (за аналогичный период 2008 г. — вырос на 5,5%). За период с 1.10.2008 по 1.10.2009 денежный агрегат М0 сократился на 10,7% (на 1.10.2008 годовой темп его прироста составил 21,2%).
В январе—сентябре 2009 г. в условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на изменение денежного агрегата М0 оказал спрос населения на наличную иностранную валюту. В феврале—июне на фоне стабилизации и постепенного укрепления рубля к доллару США и евро произошло резкое сокращение объемов продажи банками наличной иностранной валюты населению при росте объемов ее покупки по сравнению с январем. В III квартале 2009 г. нетто-продажи составили 6,4 млрд. долл. США (в аналогичный период 2008 г. — 6,8 млрд. долл. США). В целом в январе—сентябре 2009 г. нетто-продажи банками наличной иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам были равны 14,8 млрд. долл. США, что меньше, чем в аналогичный период 2008 г. (18,1 млрд. долл. США).
Безналичная составляющая денежной массы М2 за III квартал 2009 г. увеличилась на 5,5% (за аналогичный период 2008 г. — сократилась на 0,5%), а за 9 месяцев ее рост составил 4,8% (за 9 месяцев 2008 г. — 9,4%). В целом за январь—сентябрь 2009 г. средства юридических лиц на рублевых счетах выросли на 1,1%, средства физических лиц — на 9,3% (за 9 месяцев 2008 г. темп их прироста составлял 6,5 и 12,6% соответственно). При этом во II и III кварталах 2009 г. отмечался рост депозитов предприятий на 8,1 и 7,3%, а депозитов населения — на 10,2 и 3,5%, тогда как в I квартале отмечалось их сокращение в абсолютном выражении.
На фоне снижения темпов экономического роста депозиты “до востребования” (формируемые главным образом за счет средств на расчетных и текущих счетах нефинансовых организаций) за 9 месяцев 2009 г. уменьшились на 0,3% (за аналогичный период 2008 г. — на 1,7%). При этом во II и III кварталах темпы прироста составили 11,3 и 3,7% соответственно, в то время как в январе—марте трансакционные депозиты сократились на 13,7%. В целом за период с 1.10.2008 по 1.10.2009 объем депозитов “до востребования” уменьшился на 7,6% (на 1.10.2008 годовой темп их прироста составлял 8,6%).
Объем срочных рублевых депозитов за 9 месяцев 2009 г. увеличился на 8,2% (за аналогичный период 2008 г. — на 18,4%), при этом срочные вклады нефинансовых организаций возросли на 2,4%, а населения — на 12,1%. Аналогично внутригодовой динамике депозитов “до востребования” в январе—марте 2009 г. произошло абсолютное сокращение общего объема срочных депозитов (на 5,7%). Во II и III кварталах срочные депозиты увеличились на 7,7 и 6,5% соответственно. В значительной степени это было обусловлено более стабильной курсовой динамикой и сохранением достаточно высокого уровня процентных ставок по депозитам. Годовой темп прироста срочных депозитов на 1.10.2009 составил 0,2% (на 1.10.2008 — 42,4%).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.10.2009 уменьшилась относительно 1.01.2009 на 2,6 процентного пункта (до 25,5%), удельный вес депозитов “до востребования” снизился на 0,4 процентного пункта (до 28,5%), а доля срочных депозитов возросла на 3 процентных пункта (до 46%). (Примечание 3) Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь—сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5%.
Депозиты населения в иностранной валюте за январь—сентябрь 2009 г. увеличились в долларовом эквиваленте на 22,1%, а нефинансовых организаций — на 9,6% (за аналогичный период 2008 г. — на 21,4 и 24,1% соответственно).
Широкая денежная масса1 (включающая депозиты в иностранной валюте) за июль—сентябрь 70,8654 унции. возросла на 2,7% (за аналогичный период 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. она увеличилась на 4,5% (за январь—сентябрь 2008 г. — на 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 составил 9,1% (на соответствующую дату предыдущего года — 26,5%).
Во II и III кварталах 2009 г. основным источником роста широкой денежной массы было увеличение внутренних требований. За июль—сентябрь 2009 г. они возросли на 5,8%, а чистые иностранные активы банковской системы — на 1,4% (за июль—сентябрь 2008 г. — сократились на 1,7% и выросли на 9% соответственно). При этом наиболее существенный вклад в прирост внутренних требований внесло увеличение чистого кредита к органам государственного управления. В целом за 9 месяцев 2009 г. чистые иностранные активы возросли на 8,3%, а внутренние требования — на 10,1% (за аналогичный период предыдущего года — 23,9 и 3,5% соответственно).
В III квартале 2009 г. уровень кредитной активности оставался достаточно низким. Из всех компонентов кредитных агрегатов лишь задолженность по рублевым кредитам нефинансовым организациям увеличилась в абсолютном выражении по итогам квартала. Это может быть признаком определенной стабилизации ситуации на кредитных рынках, однако не является свидетельством кардинального изменения негативной тенденции. Задолженность по кредитам нефинансовым организациям в иностранной валюте, а также все виды задолженности по кредитам физическим лицам продолжали сокращаться в абсолютном выражении.(Примечание 4)
В результате на 1.10.2009 годовой темп прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 5,7% (годом ранее — 44,1%). Задолженность по кредитам физическим лицам на 1.10.2009 сократилась в абсолютном выражении по сравнению с аналогичным показателем на соответствующую дату предыдущего года на 9,9% (годом ранее этот показатель возрос на 50,7%). Годовой темп прироста общего объема задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению на 1.10.2009 составил 1,8% (на 1.10.2008 аналогичный показатель был равен 45,7%). При этом в сентябре впервые в 2009 г. сократились как просроченная задолженность нефинансовых организаций в абсолютном выражении, так и ее доля в общем объеме задолженности.
Денежная база в широком определении за III квартал 2009 г. сократилась на 3,3% (за аналогичный период 2008 г. — на 1,9%), а за 9 месяцев 2009 г. — на 13,9% (за 9 месяцев 2008 г. — на 3,5%). В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег возросла с 78,4% на 1.01.2009 до 80,5% на 1.10.2009, доля средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличилась на соответствующие даты с 0,5 до 3,2%, на депозитных счетах — с 2,5 до 4,5%, в облигациях Банка России — с 0,2 до 0,4%. Удельный вес средств кредитных организаций на корреспондентских счетах снизился с 18,4% на 1.01.2009 до 11,4% на 1.10.2009.
продолжение
--PAGE_BREAK--