Содержание
1. Денежная система Российской Федерации
Денежная система представляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющая систему движения и использования особого информационного объекта – денег, с помощью которых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом, экономическими субъектами и физическими лицами.
В Российской Федерации допускаются к функционированию две денежные системы – национальная и нерезидентная (валютная).
В национальной денежной системе используется единственный вид денежной информации – национальные деньги.
В валютной денежной системе могут использоваться несколько видов денежной информации – нерезидентных денег (валют).
Национальная денежная система является замкнутой внутри территории страны и не имеет выхода за ее пределы.
Данное положение может быть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами об использовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россией и этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннем денежном обороте этих стран.
Валютная денежная система является разомкнутой и имеет связь с денежными системами других стран.
Принципы функционирование обеих денежных систем по основным техническим, технологическим и правовым характеристикам одинаковы.
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 27 июня 2002 года, определившим правовые ее основы.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.
Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
2. Социально-экономическая сущность федерального бюджета и его роль в решении общегосударственных задач
Федеральный бюджет — часть государственного бюджета государства с федеральной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство. Сущность федерального бюджета заключается в: перераспределении средств; регулировании экономики; обеспечения финансовой дееспособности государства.
Бюджетная система, в состав которой входит федеральный бюджет, выглядит следующим образом:
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет РФ
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
(территориальные бюджеты
)
Бюджеты субъектов РФ (региональ-ные бюджеты)
Террито-риальные
целевые
бюджетные фонды
Бюджеты муниципа-льных
образований
(местные бюджеты)
Федераль-ный
бюджет
Федераль-ные целевые бюджетные фонды
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Бюджеты
районов
Бюджеты
городов
/>/>/>/>
Бюджеты
районные
Бюджеты
городские
Бюджеты
внутригородских районов
Бюджеты
поселковые
Бюджеты
сельские
/>/>/>/>/>/>/>/>
Рисунок 1 — Бюджетная система РФ
Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:
налоги и другие обязательные платежи;
прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и т. д.
3. Сущность, принципы, функции кредита. Необходимость кредита
Кредит как экономическая категория происходит от латинского слова creditum — «ссуда, долг» — и в то же время от сгеdо — «доверяю, верю предоставление денег или товаров в долг», как правило, с уплатой процентов.
Кредит — экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщикам по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.
С экономической точки зрения, кредит — это экономическая категория, выражающая определенные экономические отношения между экономическими субъектами. Это стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Кредит — это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости.
Существует и иная точка зрения на определение кредита как экономической категории: кредит — это движение ссудного капитала. Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый в ссуду собственником на условиях возвратности за плату в виде процентов. Это особая историческая форма капитала. Качественное его отличие от денежного в том, что ссудный капитал — это одна из форм самовозрастающей стоимости, в то время как деньги сами по себе прироста не дают.
Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. Один из партнеров (ссудодатель, кредитор) готов предоставить другому (ссудополучателю, заемщику) деньги (имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента.
Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов или денежного капитала, высвобождающегося в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала.
Возникновение временно свободных средств является объективной необходимостью. Но празднолежащие временно свободные средства вступают в противоречие с необходимостью эффективного использования средств в рыночной экономике. Это противоречие разрешается посредством кредита, т.е. временно высвобождающийся денежный капитал передается в ссуду. Возможность разрешения данного противоречия связана с тем, что на другом полюсе возникает потребность в средствах труда и достаточно крупных единовременных вложениях. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других ощущается их недостаток.
Для того чтобы возможность кредита стала реальностью, необходимы определенные условия:
— участники кредитной сделки должны выступать как субъекты, материально гарантирующие выполнения обязательств, вытекающих из их экономических связей;
— кредит становится необходимым и возможным, если происходит совпадение интересов кредитора и заемщика. Таким образом, необходимость кредита вызывается:
— необходимостью преодоления противоречий между постоянным образованием резервов у отдельных хозяйствующих субъектов и эффективным использованием их для нужд воспроизводства;
— в условиях макроэкономики — необходимостью обеспечения непрерывности кругооборота капитала в условиях функционирования отраслей с различной длительностью кругооборота;
— необходимостью создания средств обращения и развития платежей, основанных на кредитном характере эмитирования знаков и безналичных средств (какие деньги в кармане);
— необходимостью управления фирмами на коммерческой основе, в процессе деятельности которых возникает или временная потребность в дополнительных ресурсах, или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы. Кредит позволяет гибко регулировать эти колебания и обеспечивать нормальную работу хозяйствующих субъектов.
Кредит — предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах:
1. Срочность. Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется.
2. Принцип возвратности. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. В отечественной практике кредитования в условиях централизованной плановой экономики существовало неофициальное понятие «безвозвратная ссуда». Эта форма кредитования имела достаточно широкое распространение, особенно в аграрном секторе, и выражалась в предоставлении государственными кредитными учреждениями ссуд, возврат которых изначально не планировался из-за кризисного финансового состояния заемщика. По своей экономической сущности безвозвратные ссуды являлись скорее дополнительной формой бюджетных субсидий, осуществляемых через посредничество государственного банка, что традиционно осложняло кредитное планирование и вело к постоянной фальсификации расходной части бюджета. В условиях рыночной экономики понятие безвозвратной ссуды столь же недопустимо, как, например, понятие «планово-убыточное частное предприятие».
3. Платность — цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором.
4. Целевой характер — предполагает будущую прибыль. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.
5. Материальная обеспеченность (т.е. залог имущества).
Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях.
Таким образом, необходимость кредита вызывается:
— необходимостью преодоления противоречий между постоянным образованием резервов у отдельных хозяйствующих субъектов и эффективным использованием их для нужд воспроизводства;
— в условиях макроэкономики — необходимостью обеспечения непрерывности кругооборота капитала в условиях функционирования отраслей с различной длительностью кругооборота;
— необходимостью создания средств обращения и развития платежей, основанных на кредитном характере эмитирования знаков и безналичных средств (какие деньги в кармане);
— необходимостью управления фирмами на коммерческой основе, в процессе деятельности которых возникает или временная потребность в дополнительных ресурсах, или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы. Кредит позволяет гибко регулировать эти колебания и обеспечивать нормальную работу хозяйствующих субъектов.
Практическая часть
3. На депозитный вклад в размере 100000 руб. сроком на 3 года банк начисляет 8% годовых. Какая сумма будет на счете к концу срока, если начисление процентов будет проводиться по схеме сложных процентов:
а) ежегодно,
б) каждые полгода,
в) раз в квартал,
г) ежемесячно.
Какая схема начисления процентов предпочтительнее для вкладчика, для коммерческого банка?
Решение:
а) FV=PV * (1+i)n,
FV = 100000*(1+0,08)3=125971,2 руб.;
б) FV = 100000*(1+0,08)6=158687,43 руб.;
в) FV = 100000*(1+0,08)12=251817 руб.;
г) FV = 100000*(1+0,08)36=1596817,2 руб.
Для вкладчика будет наиболее выгоден вариант «г», так как за вклад в размере 100000 руб. он получит большую сумму.
Для коммерческого банка будет наиболее выгоден вариант «а», так как за вклад в размере 100000 руб. ему придется выплатить наименьшую сумму.
4. Определить подлежащую возврату сумму коммерческому банку, используя следующие данные: Ссуда в размере 1200 тыс. руб., предоставлена под 9,5% годовых. Период кредитования составляет 8 дней, долг гасится единовременным платежом.
Произвести: а) точный расчет; б) применить практику обыкновенного процента.
Какой доход коммерческого банка от данной сделки?
Решение:
А) точный расчет:
t=8,T=365.
FV=PV * (1+t/(T*i))=1200000* (1+8/(365*0,095) = 1476856,5 руб.
Доход банка = 1476856,5-1200000=276856,5 руб.
б) обыкновенный расчет:
t=8, T=360.
FV=PV * (1+t/(T*i))=1200000* (1+8/(360*0,095) = 1480701,8 руб.
Доход банка = 1480701,8-1200000=280701,8 руб.
5. Вексель обязательством 700 тыс. руб. и сроком погашения 15 марта учитывается коммерческим банком 3 марта, при этом размер дисконта в пользу банка составил 8 тыс. руб. Определить размер учетной ставки.
Решение:
Учетная ставка d равна:
d = (B*DISC)/(N*t),
временная база B=360 дней,
t=12 дней,
Цена обязательства P= 700000 руб.
Номинал N = DISC+P = 8000+700000=708000 руб.,
Отсюда, учетная ставка:
d = (360*8000)/(708000*12) = 0,34
Ответ: учетная ставка равна 34 %.
Список использованных источников и литературы
Абалкин Л.И., Аболихина Д.Н. Банковская система России. — М.: Дека, 1999.
Грачева Е. В. Финансовое право. – М., 2002.
Каценелленбаум З.С. Деньги и банковское дело России. — М.: Лада, 1999.
Ковалева А. М. Финансы. — М., 2001.
Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития // Финансы. – 2003. — № 7. – С. 7-10.
Лебедев В. А. Финансовое право. – М., 2002.
Пашкус А. С. Деньги и банки. СПб., 2001.
Сабитова Н.М. Теоретические основы бюджетного устройства РФ // Финансы. – 2002 — № 6. – с. 12.