--PAGE_BREAK--1.2. Элементы современной денежной системы, их характеристика
При нормативно-правовом подходе к денежной системы в ее составе можно выделить несколько отдельных элементов, каждый из которых законодательно зафиксирован.
Денежной системе любой страны присущи общие элементы. Среди элементов можно выделить следующие:
1. Наименование денежной единицы и се частей (рубль – копейка, доллар – цент).
2. Виды государственных денежных знаков и их номиналы (банкноты номиналом 1,5,10,20 тысяч рублей и т.д.).
3. Порядок наличной и безналичной эмиссии (безналичные деньги эмитируются Центробанком и системой коммерческих банков через совершение ими кредитных операций; наличные деньги (банкноты) — только Центробанком).
4. Структура денежной массы, находящейся в обороте;
5. Порядок обеспечения денежных знаков (характеристика видов и основных правил их обеспечения);
6. Валютный курс (соотношение между денежными единицами разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью).
7. Механизм государственного денежно-кредитного регулирования (представляет собой набор экономических инструментов денежно-кредитного регулирования). [11, с. 221]
Для современных денежных систем государств характерны следующие признаки: свободные функционирование денег, децентрализация денежного оборота между различными банками; ослабление связи с золотом в результате вытеснения его из внутреннего оборота и международных расчетов; господство неразменных на золото кредитных денег; тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежного оборотов при приоритете и растущей доле безналичного оборота; хроническая инфляция.
В этой связи в денежной системе Республики Беларусь можно выделить следующие элементы: наименование денежной единицы; масштаб цен; виды и купюрность денежных знаков, имеющих статус законного платежного средства; регламентация безналичных денежных расчетов; регламентация наличного денежного оборота; регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями; регламентация режима банковского процесса; государственные органы, которые осуществляют регулирование денежного оборота и контроль за соблюдением действующего законодательства.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежныйзнак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.В большинстве стран в настоящее время действует десятичная системаделения.
Масштаб цен – это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежныйтовар( металл) выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собойвесовое количество денежного металла, принятое в стране в качестведенежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабыцен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монетсовпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторыхденежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунтсеребра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепеннообособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет(т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежнейноминальной стоимости, которое предпринималось государством в условияхметаллического денежного обращения с целью получения дохода вгосударственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из болеедешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращениемразмена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свойэкономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотоесодержание денежных единиц были отменены.
В настоящее время масштаб ценскладывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаровпосредством цены.
В настоящее время ни в одной стране нет системыметаллического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажныеденьги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законнымиплатежными средствами в стране.
Банкноты (банковские билеты) – это видденежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращениецентральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитиемрыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты быливыпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкнотына основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служилиих обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечениепридавало «классическим» банкнотам высокую устойчивость и надежность.
Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк принаступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявленииих владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандартапроизводился свободный размен банкнот на драгоценный металл. Послемирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательнопрекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты неразмениваются на благородный металл.[15, с. 6]
Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые непосредственногосударственным казначейством – министерством финансов или специальнымгосударственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетногодефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие отбанковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золотоили серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскимибилетами и банкнотами практически стерлась.
Разменная монета – слитокметалла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монетычеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монетысоответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат вкачестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Наименования денежной единицы, как правило, связывается с историей страны. Когда молодые государства создают новые денежные системы, названия для своих денежных единиц (национальных валют) они ищут в своей истории или в истории коренной нации соответствующей страны.
Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска иобращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.Разные экономические и исторические предпосылки возникновения ииспользования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядоких эмиссии.
Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег изобращения) в государствах исторически осуществляли: центральный(эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковскихбилетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов.
Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.
В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.
Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь введены в обращение на территории республики с 25 мая 1992 года в соответствии с постановлением Национального банка от 29 апреля 1992 г. №1 «О выпуске в обращение расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь». Расчетные билеты рассматривались как дополнительное платежное средство наряду с основной денежной единицей – рублем. Постановлением предусматривалось, что расчетные билеты будут обращаться самостоятельно без сопровождения рубля и предназначаться для выплаты части денежных доходов населения, эквивалентной объему товаров и услуг, реализуемых по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь. Один расчетный билет приравнивался к десяти рублям. Эти и другие положения были также закреплены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1992 г., № 270 «Вопросы, связанные с выпуском в обращение расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь».
С 1 июля 1992 года в расчетах начали применяться безналичные белорусские рубли. Они означали денежные средства на корреспондентском счете Беларуси в Центральном банке России, вырученные субъектами хозяйствования Беларуси от продажи ими своих товаров и услуг в Россию и в пределах наличия которых можно было осуществлять платежи российским предприятиям за поставленные товары и оказанные услуги.
В связи с решением Центрального банка России о прекращении с 26 июля 1993 года обращения на территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Госбанка СССР и банкнот Банка России образца 1961-1992 годов постановлением Национального банка Республики Беларусь от 24 июля 1993 г. № 18 «Об изъятии из оборота денежных билетов Госбанка СССР и Российской Федерации образца 1961-1992 годов» указанные денежные билеты были изъяты из обращения и на территории Беларуси.
В налично-денежном обороте на территории Республики Беларусь остались в обращении банкноты Банка России образца 1993 года и металлическая монета СССР и Банка России образца 1961 года и последующих лет, а также расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь всех достоинств. Указанное решение Правления Национального банка было поддержано совместным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 1993 г. № 2491-XII/505 «Об изъятии из оборота государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961-1992 годов и их обмене на расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь». [3, с. 13]
Таким образом, с 26 июля 1993 года расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь стали фактически единственным законным платежным средством в наличном обращении на территории республики, хотя юридически это право было закреплено и за российским рублем образца 1993 года в соответствии со статьей 161 Закона «О Национальном банке Республики Беларусь».
Постановлением Национального банка от 18 мая 1994 г. № 5 «О платежном средстве Республики Беларусь» до фактического объединения денежных систем Беларуси и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признан белорусский рубль, а в наличном обороте — расчетный билет Национального банка, номинальное выражение которого равнялось 10 белорусским безналичным рублям. Все расчеты на территории Беларуси в соответствии с данным постановлением должны были проводиться в белорусских рублях.
Масштаб цен представляет собой величину денежной единицы данной страны. В эпоху, когда деньги должны были натурально-вещественные форму, в том числе золота и серебра, масштаб цен устанавливался путем определения весового содержания металла в денежной единице. Определенная таким образом величина денежной единицы была важным элементом системы ценообразования. Ведь покупательная способность таких денег не могла существенно отклоняться от стоимости их официального металлического содержания. Поэтому, изменяя величину последнего, государство могло изменять общий уровень цен.
В современных условиях, когда в обращении находятся на золото кредитные деньги, фиксация государством металлического содержания денежной единицы потеряла смысл и отменена во всех странах. А масштаб цен утратил форму весового содержания металла в денежной единице.
О наличии масштаба цен и сегодня свидетельствуют существенные различия в уровнях цен на одни и те же товары, выраженные в денежных единицах разных стран. Это является прямым свидетельством того, что цены определены в разных масштабах, то есть в денежных единицах разной величины. Более того, цены в одной и той же денежной единицы могут существенно различаться, если последняя обесценивается, то есть уменьшается ее величина как масштаб цен.
В большинстве случаев масштаб цен в современных условиях меняется стихийно, независимо от воли государства, под влиянием инфляционных процессов в экономике. То есть место и роль масштаба цен в процессе ценообразования существенно изменились. Уже не государство сознательно меняет масштаб цен с целью влияния на их уровень, а стихийные процессы в ценообразовании изменяют масштаб цен, новый уровень которого в дальнейшем влияет на ценообразование.
Поскольку инфляционные процессы стали хроническим явлением, возникла угроза постоянного уменьшения масштаба цен, что негативно влияет на функционирование денег как меры стоимости и системы цен. Поэтому в долгосрочном плане поддержания масштаба цен на определенном, относительно устойчивому уровне является важной задачей каждого государства.
Решению этой задачи способствуют прежде всего государственные меры антиинфляционной политики. Однако эти меры, подавляя инфляцию, могут только остановить дальнейшее сокращение масштаба цен, но не могут восстановить его предыдущего уровня. Цены теряют во времени, способность правильно выражать динамику экономических процессов.
Ослабить эти недостатки можно путем восстановления предыдущего масштаба цен, которое осуществляется путем деноминации, которая проводится как элемент денежной реформы. Следовательно, проблема масштаба цен сейчас стала частью более общей проблемы обеспечения устойчивости денег и решается одновременно с ней.
Согласно ст. 28 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальному банку Республики Беларусь принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.
Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.
Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.
Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.
Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.
Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь. Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.
Национальный банк осуществляет обмен образцами банкнот и монет (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств. Национальный банк без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами. Национальный банк создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом.
Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.
Памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования по стоимости, отличающейся от номинальной.
Национальный банк вправе осуществлять вывоз из Республики Беларусь памятных и слитковых (инвестиционных) монет без наличия разрешения, а их вывоз в целях реализации на международном рынке – без наличия лицензии на экспорт.
Права Национального банка в области денежного обращения определены ст. 30 Банковского кодекса Республики Беларусь. Так, Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает: порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение; правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Типы денежных систем
Типы денежных систем определяются прежде всего в зависимости от формы денежного материала – товарной, металлической, бумажной, электронной. Отсюда можно предложить следующую классификацию основных типов денежных систем:
-товарные;
-металлические;
-фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные).Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности. В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов.
Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства в качестве денег начинают выступать ракушки, перья птиц, какао-бобы и т.п. Первое крупное разделение общественного труда приводит к тому, что кочевые народы создают прообраз денежной системы на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, риса, мехов.Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.
После Второй мировой войны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттон-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах США или в золоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей, а его курс на долгое время был зафиксирован на уровне 35 долларов за 1 тройскую унцию золота (31,1 г).
В 1971 году США прекратили обмен долларов на золото, что означало конец Брсттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 года в Кингстоне (Ямайка) и вступившем в силу в апреле 1978 года. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда (МВФ) и его членов. Таким образом, Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота.
Тем не менее, и сегодня золото составляет значительную долю официальных государственных резервов. По данным МВФ, более половины из них сосредоточены в Европе.
Денежные системы в зависимости от степени вмешательства государства в экономические отношения могут быть рыночными и нерыночными.
2. ВИДЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ
2.1. Система обращения металлических денег
В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:
— система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все функции, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро);
— система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.
При металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.
Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.
Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III – II веках до нашей эры. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало некоторые проблемы при крупных платежах. К примеру, в 1748 году Императрица Елизавета Петровна наградила М.В. Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1800 кг.
Награду в виде мешков с монетами доставили на двух подводах с охраной. Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843-1582 годах, в Голландии – в 1847-1875 годах. В Китае существовал до 1935 года. Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение долгого периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.
Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль денег за двумя металлами – обычно за золотом и серебром. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.
Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов – золота и серебра.
Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием в платежи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением. В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1: 15,5 был введен в 1803 году.
Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической стоимости, другой выше, или, наоборот.
Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла, но в обращении продолжают находиться золотые и серебряные монеты, но не на равных условиях.
Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму. Золотой монометаллизм как наиболее совершенная металлическая денежная система вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии – в 1871 – 1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии – в 1873-1874 гг., в России – в 1897 г., в США – в 1900 г.
Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран. Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт. Для золотомонетного стандарта характерным является:
— обращение, как золотых монет, так и знаков золота;
— выполнение золотом всех функций денег;
— свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;
— свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости, и, наоборот.
Кроме того, эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом. Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обращение из состояния сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы. Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты.
Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце 19 — начале 20 столетий. С началом Первой мировой войны система золотомонетного стандарта была подорвана. Во всех воюющих странах, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов широко применялась бумажно-денежная эмиссия.
После окончания Первой мировой войны и международной интервенции в России в ходе экономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодсвизному стандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт. Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 фунтов стерлингов, во Франции – на сумму не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг. Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках.
Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 году. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933 г., во Франции — в 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.
Для золотодееизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагающих достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Система обращения бумажно-кредитных денег
С 30-х годов ХХ ст. во всех странах утвердилась система кредитных денег, не разменных на золото. Современные деньги по сути — это кредитные деньги, которые неразрывно связаны с хозяйственным оборотом и реально отражают его движение. То есть современные деньги в своей основной массе являются не только свидетельством стоимости титулом платежеспособности, но и реальным отражением движения товарно-материальных ценностей, движения капитала.
Характерными чертами современных денежных систем являются:
1) потеря связи с золотом вследствие вытеснения его из внутреннего и внешнего оборота;
2) выпуск денег в обращение не только для кредитования хозяйства, но и для кредитования государства;
3) широкое развитие безналичного оборота и сокращение наличного;
4) хроническая инфляция;
5) государственное регулирование денежного обращения;
6) отмена официального золотого содержания банкнот, их обеспечения и размена на золото;
7) развитие интеграционных процессов в сфере денежно-кредитных отношений.
Кредитный механизм эмиссии денег базируется на общих принципах, что создает предпосылки для обеспечения устойчивости денег путем формирования специального механизма регулирования предложения денег в соответствии с потребностями оборота в средствах обращения. Ныне во всем мире эмиссия денег монополизирована государством, которое берет на себя обязательство обеспечивать постоянство денежных знаков, что от ее имени эмитирует центральный эмиссионный банк той или иной страны.
При определенных условиях кредитная природа банковских билетов может приобретать формального характера. Расстройство экономической жизни общества влияет на характер функционирования кредитно-финансовых учреждений. Отмена золотого конверсии, а затем и отказ от поддержания рынка ценных бумаг неоднократно приводили к сближению кредитных и государственных бумажных денег. Сохраняя формальные признаки кредитных денег, банкноты без какого-либо обеспечения. Однако это происходило лишь в условиях полной дезорганизации экономики. Банковская система фактически расседалась, она теряла способность регулировать денежные потоки. Например, именно так произошло в период гиперинфляции 1918-1923 гг в Германии, когда рейхсмарки формально оставались банкнотами, но имперский банк-эмитент фактически перестал быть центральным банком и превратился в казначейские структуру правительства.
Выпуск банкнот в целях покрытия бюджетного дефицита изменяет характер их функционирования, приводит к непропорционального разбухания денежной массы в обороте, способствует возникновению и углублению инфляционной ситуации.
Вследствие значительного роста денежной массы в 1991-1993 гг денежная система Это был период полного расстройства экономики, денежной и банковской систем. Инфляция в 1993 г. превысила 10 тыс. процентов в год.
Как и в других странах бывшего СССР, денежно-кредитная система (далее – ДКС) Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной системы административно-командного типа. С точки зрения анализа институциональной динамики важно то, что она характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного денежного обращения. Вместе с тем ДКС СССР была весьма мощной. Коэффициент монетизации составлял величину более 70%, отношение суммы кредитов к уровню ВВП – примерно такую же. В начале 1990-х гг. положение резко изменилось.
2.3. Этапы формирования денежной системы Республики Беларусь
Рассмотрим этапы формирования денежно-кредитной системы нашей страны более подробно.
Начальный этап институциональной трансформации ДКС Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату начала институциональной трансформации ДКС страны определить невозможно. Коммерческие банки начали появляться в республике еще в период СССР (первым стал Минский инновационный банк, созданный в 1988 г.; позже преобразован в Приорбанк), а законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банковской деятельности в Республике Беларусь» были приняты в 1990 г.
В 1991 г. начался бум образования банков второго уровня. Только в этом году их было учреждено 14, в последующие годы создавалось по 5–10 новых банков (вплоть до 1995 г., когда их число достигло 49). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному (ставшему российским) рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. В марте 1992 г. в обращение введен белорусский рубль. Сначала он выступал в качестве суррогатного российского рубля и обращался параллельно с ним. Цель введения заключалась в недопущении кризиса наличности. Белорусский рубль был жестко зафиксирован к российскому рублю по курсу 1:10, но с августа 1994 г. был признан единственным законным платежным средством в республике.
Период с 1992 г. по 1994 г. является если не рекордным, то почти таковым в том отношении, что гиперинфляция обычно длится не более года. В Республике Беларусь она продолжалась значительно дольше (около 2 лет).
В конце 1994 г. Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 480% годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков, нефинансового сектора и позволило относительно быстро стабилизировать валютный курс. В течение 1995 г. значительно снизился коэффициент долларизации, а темпы инфляции сократились с более 20% в месяц до менее 5%. В целом за 1995 г. цены возросли примерно в 3,4 раза, что по сравнению с 1994 г., когда они возросли более чем в 20 раз, было неплохим результатом.
Следует отметить, что, несмотря на преобладание позитивных тенденций в денежно-кредитной системе, продолжалась накачка экономики рублевой ликвидностью. За 1995 г. агрегаты М1 и М2 увеличились в 3,9 раза. Это обусловило существенное давление на валютный рынок. Официальный валютный курс был зафиксирован на уровне 11,5 тыс. бел. руб. за 1 долл. США и практически не менялся в течение года. Примерно с сентября – октября рыночные котировки начали отрываться от официального курса. К концу года они достигли примерно 13 тыс. бел. руб. по отношению к доллару США.
Ситуация множественности валютных курсов, при которой по официальному курсу иностранную валюту могли покупать далеко не все экономические субъекты, означала формирование еще одного источника рентоориентированного поведения. В макроэкономическом смысле завышенный официальный валютный курс стал инструментом субсидирования критического импорта (к нему были отнесены энергоносители, многие виды продовольствия, медикаментов и др.), для закупки которого по данному курсу выделялась валюта.
Следующий этап – нарастание дисбалансов в денежной системе при положительных темпах роста экономики (1996–1999 гг.). Достигнутая стабилизация денежно-кредитной сферы продолжалась в 1996 г. Если рассматривать тот период, когда Беларусь начала проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, 1996 г. внешне был самым благополучным, не считая ситуацию на валютном рынке: для него характерны самые низкие показатели инфляции, девальвации, процентных ставок и другие. Тем не менее и в 1996 г., и в последующие годы продолжалась накачка экономики деньгами, осуществлялось льготное кредитование отдельных отраслей.
Очередной этап развития ДКС Республики Беларусь – дедолларизация (2000– 2006 гг.).Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования была повышена до 175% годовых, а в течение июня – сентября этого же года Национальный банк довел официальный курс белорусского рубля до рыночных котировок (на начало данного периода вторые превышали первые более чем в 3 раза). 14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно повлияло на ситуацию в денежно-кредитной сфере, особенно начиная с 2001 г. Началась дедолларизация экономики. [16, с. 22]
Если в начале 2001 г. сумма долларовых депозитов превышала величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то к концу 2006 г. сумма последних стала в 2 раза больше. Существенно возросла реальная величина и позитивно изменилась структура кредитных вложений банков в экономику. Вся их сумма возросла за 7 лет в реальном выражении в 3,2 раза (в номинальном – в 14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились в 4,6 раза (в 20,6 раза), кредиты в иностранной валюте – в 1,9 раза (в 8,6 раза). Соотношение суммы кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте изменилось с 82:100 на начало 2001 г. до 196:100 – на начало 2007 г. Уровень инфляции и процентных ставок последовательно приближался к нормальным, характерным для стабильной экономики. Прирост потребительских цен снизился с 61,1% за 2001 г. до 6,6% – в 2006 г.; ставка рефинансирования в среднегодовом выражении – с 60,15% годовых до 10,3% годовых соответственно. Возрос финансовый потенциал банковской системы. Отношение суммы активов банков к уровню ВВП увеличилось с 19,7% (в среднем за год) – в 2001 г. до 29,3% – в 2006 г. При практически неизменном количестве действующих банков существенно сократилось число мелких.
Однако весь указанный период действовали экстенсивные факторы нормализации. Положительная динамика параметров денежно-кредитной системы была связана во многом с тем, что банки и другие экономические субъекты постепенно начинали воспринимать белорусский рубль как нормальную валюту и избавлялись от рудиментов проинфляционного поведения. Возрастал финансовый потенциал банковской системы, банки переключались на кредитование экономики. Появились возможности проведения реального анализа платежеспособности заемщиков.
Национальный банк осуществил меры, направленные на развитие внутренней институциональной структуры банковской системы, обеспечивающей благоприятные условия для осуществления банковских операций.
С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках.
Таковы основные этапы денежно-кредитной системы Республики Беларусь. Денежно-кредитная система Республики Беларусь остается среднеразвитой. Причем перспективы ее дальнейшего развития сдерживаются не только неблагоприятными факторами, связанными с финансовым кризисом, но и более фундаментальными, отражающими характер институциональной структуры экономики.
Анализ ретроспективной динамики и оценка структуры ДКС Беларуси позволяют сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная система республики является частью общей институциональной структуры белорусской экономики, которая во многом носит этатистский характер. Это проявляется в том, что значительная доля заемных фондов распределяется на квазирыночных принципах. Достаточно эффективное распределение остальной части заемных фондов затрудняется в связи с тем, что, с одной стороны, потенциальным заемщикам трудно заранее убедить кредитора в достоверности своей платежеспособности и надежности, с другой – банки обладают ог раниченными возможностями для адекватного контроля и применения действенных санкций. Подобное положение обусловливается множеством причин как технического характера (неадекватность норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности в нефинансовом секторе), так и связанных с институциональными особенностями экономики. Речь идет, прежде всего, о недостаточной степени персонификации и защиты правомочий собственности, поэтому доступ к заемным фондам во многом определяется квазирыночными факторами.
Денежно-кредитная система Беларуси в своем развитии прошла ряд этапов: первый – становление и гиперинфляция (до1994 г.); второй – выход из гиперинфляции (1995 г.); третий – множественность валютных курсов и нарастание инфляционного давления (1996 – 2000 гг.); четвертый – стабилизация и дедолларизация (2001–2006 гг.); пятый (2007 – 2009 гг.) – исчерпание экстенсивных факторов развития.
В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости ДКС Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь
Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках.Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.
Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.
Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. – 2170, на конец 2008 г. – 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран – основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров.
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января 2009 года – до 14%.
Продолжалось развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2009 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% – карточки международных платежных систем, 6,6% – карточки системы «Бел-Карт».[9, с. 3]
Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков –2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса – свыше 13,6 тыс. (прирост 48%). Число организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами, составило почти 9 тыс. (прирост 35%).
Актуальное направление работы как банков, так и национальной экономики в целом – формирование максимально благоприятного делового и инвестиционного климата, вхождение Беларуси в тридцатку стран с самыми благоприятными условиями для иностранных и отечественных инвесторов, максимальное улучшение делового климата в нашей стране.
Указом от 7 декабря 2009 г., № 591 Президент Республики Беларусь утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.
Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета нашей страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.
Согласно Основным направлениям в следующем году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус десять процентов от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.
Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10 процентов Основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12 процентов годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15 процентов годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13 процентов годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.
Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.
В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.
В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.
В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.
3.2. Формирование единой денежной системы Беларуси и России
Беларусь и Россия нацелены на продолжение активной совместной работы по формированию Единого экономического пространства Об этом было заявлено в совместной декларации участников заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России, прошедшего 10 декабря 2009 г. в Москве.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства Беларуси и России, подписанным 8 декабря 1999 г., Программой действий по его реализации предусматривалось осуществить поэтапную валютную интеграцию двух государств на основе введения с 1 января 2005 г. единой денежной единицы (российского рубля) на территории Союзного государства с единым эмиссионным центром и последующей его заменой с 1 января 2008 г. новой единой валютой. До этого предполагалось осуществить жесткую привязку белорусского рубля к российскому, организовать параллельное хождение российского безналичного рубля на территории Беларуси, решить проблему расчетов в национальной валюте между предприятиями двух стран.
От того, как будут решаться проблемы валютной интеграции Беларуси и России, во многом будет зависеть будущее Союзного государства, социально-экономическое развитие и независимость Республики Беларусь.[8, с. 4]
Следует отметить, что еще 30 ноября 2000 г. было принято Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы (далее – Соглашение).
Соглашение, которое до настоящего времени не было выполнено, определяет основные подходы по созданию необходимых условий для использования рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства.
Согласно ст. 2 Соглашения в целях проведения поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах Российской Федерации и Республики Беларусь достаточных для создания условий по введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные элементы Плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства, подлежащего разработке в соответствии со Статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.
В качестве первоочередных мер предусматривались следующие мероприятия:
— устранить множественность обменного курса белорусского рубля;
— снять все ограничения на проведение расчетов в национальных валютах между резидентами Российской Федерации и Республики Беларусь по текущим операциям;
— унифицировать принципы и механизмы установления обменных курсов российского рубля и белорусского рубля к иностранным валютам;
— Национальному банку Республики Беларусь перейти к политике привязки белорусского рубля к российскому рублю.
Существуют различные взгляды на проблему валютной интеграции Беларуси и России. Вместе с тем их сближает общее мнение, что эти действия должны быть продуманными, экономически и политически выверенными, осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды.[18, с. 32]
Современная теория и международная практика региональной экономической интеграции показывают, что валютная интеграция является завершающим этапом на пути создания общего экономического пространства и экономического союза государств. Необходимыми условиями валютной интеграции являются устоявшиеся рыночные отношения в государствах, их тесная экономическая взаимозависимость, высокая степень сближения основных макроэкономических показателей, схожесть механизмов формирования внутренних цен, налогов, заработной платы, стабильная национальная валюта, политическая воля руководства стран, общественная поддержка интеграционным процессам.[10, с. 62 ]
Взаимозависимость экономик, предприятий и организаций Беларуси и России достаточно велика. Между участниками Договора о создании Союзного государства сохраняются значительные различия в степени рыночного реформирования экономики, подходах к государственному регулированию процессов приватизации, ценовой политики, отношении к малому и среднему бизнесу, естественным монополиям и др. В Беларуси в значительной мере сохраняется государственное директивно-административное регулирование экономики, монетарное финансирование дефицита государственного бюджета. Беларусь и Россия имеют различные налоговое законодательство (перечни взимаемых налогов и сборов, ставки, порядок и сроки их уплаты), системы социального обеспечения и др.
Большинство задач, предусмотренных Программой по реализации Договора о создании Союзного государства, позволяющих сформировать единое экономическое пространство, не выполнено. Продолжаются гармонизация и унификация гражданского законодательства, регулирующего имущественные и товарные отношения, унификация законодательства в социально-трудовой сфере. Отсутствуют общий рынок ценных бумаг, единая торговая и таможенная политика, единая политика в области ценообразования.
Для Беларуси и России помимо общих проблем, вытекающих из международной теории и практики валютной интеграции, характерны и специфические проблемы. Это прежде всего резко выраженная асимметричность сторон. Россия превосходит Беларусь по территории в 82 раза, по численности населения – в 14, по ВВП – в 28 раз. В связи с этим в любом экономическом союзе этих двух государств удельный вес и влияние российских интересов будут значительно преобладать над интересами белорусскими.
Валютная интеграция является завершающим этапом формирования общего (единого) экономического пространства государств экономической группировки, когда устранены все барьеры для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, созданы равные условия для субъектов хозяйствования, реально действует Таможенный союз, предполагающий унификацию единой таможенно-тарифной политики по отношению к товарам из других стран, достигнуто сближение важнейших макроэкономических показателей, проведена унификация бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики.
Поэтому объединение денежных систем Беларуси и России должно проводиться не в угоду политической конъюнктуре к заранее установленному сроку, а как следствие экономической необходимости дальнейшего развития процессов экономической интеграции государств.
Работа над проектом Соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь была достаточно сложной. Например, Беларусь и Россия имели различные концептуальные подходы к срокам и порядку формирования и управления Единым эмиссионным центром двух государств. Белорусская сторона, основываясь на общих принципах экономической интеграции, содержащихся в Договоре о создании Союзного государства (равноправие участников и сохранение их государственного суверенитета), предлагала взаимоувязать решение вопросов по срокам введения единой денежной единицы – российского рубля и формирования Единого эмиссионного центра Союзного государства.
Одновременно с использованием российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь предлагалось создать Единый эмиссионный центр Союзного государства, состоящий из равноправных центральных (национальных) банков двух стран. Высшим органом управления Единого эмиссионного центра должен был стать Межбанковский валютный совет, формируемый на паритетной основе и подотчетный Высшему Государственному Совету Союзного государства.
Межбанковскому валютному совету предлагалось делегировать полномочия определения ориентиров предельного уровня инфляции, денежной эмиссии и валютного курса. Эмиссия единой денежной единицы (вначале российского рубля) должна была осуществляться центральными (национальными) банками двух стран под контролем Межбанковского валютного совета, лимиты денежной эмиссии – устанавливаться Межбанковским валютным советом пропорционально масштабам экономик двух стран (доле в общем объеме ВВП).
Такой подход, по мнению белорусской стороны, позволял учитывать интересы Беларуси, а в перспективе предоставлял возможности присоединения к создаваемому Валютному союзу других государств Содружества.
Введение единой валюты прямо не решает основных проблем структурного и рыночного реформирования экономики Беларуси, привлечения инвестиций, технико-технологической модернизации производств, уменьшения количества убыточных предприятий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Вместе с тем валютный союз приведет, по существу, к серьезным изменениям во многих областях белорусской экономики, и не только в ней. Использование российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Беларуси будет стимулировать проведение рыночных реформ в белорусской экономике. Можно ожидать более низких темпов инфляции, удешевления кредитов. Беларусь, в связи с ограничением самостоятельности и утратой многих инструментов в сфере денежно-кредитного регулирования экономики, не будет иметь прежних возможностей финансирования за счет кредитной эмиссии государственных программ в области жилищного строительства, сельского хозяйства.
Переход на более крепкую и стабильную валюту будет побуждать белорусские предприятия к повышению эффективности производства и конкурентоспособности их товаров. Вместе с тем в начальный период велика вероятность увеличения количества убыточных предприятий, уровня реальной безработицы, социальной напряженности в обществе. Юридическим и физическим лицам Республики Беларусь можно рассчитывать на снижение налоговой нагрузки, уменьшение препон во взаимной торговле.
Следует сделать вывод о том, что каждое государство обязано проводить валютную политику таким образом, чтобы не наносить ущерба экономическим интересам своей страны. Если государство намерено сохранить свой суверенитет, то решающим критерием успеха валютной интеграции становится экономическая целесообразность. Участники валютной интеграции должны оценивать не только плюсы, но и неизбежные минусы такого объединения. Все это, в конечном счете, определяет судьбы валютных союзов.
В настоящее время у Беларуси нет объективных экономических предпосылок, а также вынужденной необходимости (значительные финансовые долги, угрозы безопасности и независимости государства, возможность получения каких-то существенных выгод и др.) стремиться любой ценой к установленному сроку осуществить валютную интеграцию с Россией. Создание Валютного союза Беларуси и России должно диктоваться прежде всего экономической целесообразностью и происходить на завершающем этапе формирования Единого экономического пространства, когда завершено создание Таможенного союза государств, достигнуты устойчивое сближение основных макроэкономических показателей, унификация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики, схожесть политико-правового регулирования социально-экономических процессов в обществе.
Переход на российский рубль означает для Беларуси утрату собственной денежно-кредитной и ценовой политики, быстрое поглощение белорусской экономики страной с неизмеримо большим экономическим потенциалом.
В целом финансовая интеграция России и Беларуси является насущной необходимостью, способом выжить в условиях стремительной глобализации экономики. Но для Союза Беларуси и России это и одна из самых острых проблем.
Правительства и центральные банки Беларуси и России в соответствии с Договором о создании Союзного государства и межгосударственным Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства уже реализовали целый комплекс мероприятий по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства.[5, с. 16]
Межгосударственным Соглашением предусматривалось, что на первом этапе роль единой денежной единицы Союзного государства будет выполнять российский рубль. На втором этапе – с 1 января 2008 г., – будет введена в обращение единая денежная единица Союзного государства. В это же время будет формироваться единый эмиссионный центр Союзного государства. С целью координации действий центральных банков Беларуси и России создан консультативный орган – Межбанковский валютный совет Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.
Для выполнения межгосударственного Соглашения был принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства. Этим Планом предусмотрены мероприятия в области макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической, денежно-кредитной политики. Главные цели всех этих мероприятий – это создание единого экономического пространства Беларуси и России и выравнивание экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран.
Совместная работа позволила сформировать единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, обеспечить его конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, существенно сблизить количественные параметры в денежно-кредитной политике (темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки), в значительной степени унифицировать инструменты монетарного и валютного регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах двух стран.
Сегодня подготовлен и подписан проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации об использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь. Согласован также ряд проектов межбанковских соглашений, регулирующих организационно-технические аспекты введения и обращения в Республике Беларусь российского рубля.
Итоги о проделанной совместной работе двух государств были озвучены на заседании Межбанковского валютного совета Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации, которое состоялось в 2008 году. Там отмечалось, что выработанные механизмы по использованию российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Беларуси позволяют технически обеспечить введение и использование российского рубля.
продолжение
--PAGE_BREAK--