--PAGE_BREAK--1.2Современное положение и перспективы банков за рубежом. Взаимодействие с Россией
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Банк — это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк — это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря, банки — это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Международный финансовый журнал «Евромани» периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-бальной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 2007 г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13. Для сравнения укажем, что в Японии, например, он составляет 99,44; в США – 99, 07; во Франции – 96,46; в Эстонии – 23,35. В период 1995—1999 гг. годовой объем иностранных инвестиций увеличился с 2983 млн. до 9560 млн. долл. При этом прямые инвестиции выросли с 2020 млн. до 4260 млн. долл., портфельные снизились с 39 млн. до 31 млн., а прочие увеличились с 924 млн. до 5269 млн. долл. Таким образом, наиболее динамично росли прочие инвестиции, которые в течение указанного периода увеличились в 5,7раза. Это привело к изменению структуры накопленных иностранных инвестиций в направлении падения удельного веса прямых.
В 2007 г. в экономику России было привлечено 9,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, что составляет 81,2% к уровню 1998 г. При этом объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 4,3 млрд. долл., что на 26,7% превысило их объем в 1998 г., портфельных — 31 млн. (16,2%), а прочих инвестиций — 5,3 млрд. долл. (64,1%). Несмотря на сокращение объема иностранных инвестиций, в их структуре произошли некоторые позитивные изменения: увеличился удельный вес ПИИ — с 28,6% в 1998 г. до 44,6% в 1999 г., сократилась доля портфельных инвестиций — с 1,6 до 0,3% и прочих вложений — с 69,8 до 55,1% соответственно.
Наиболее активно в экономику России инвестировали: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и Япония (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% — накопленных ПИИ). При этом в объеме накопленных инвестиций на долю Германий приходится 23,7^, США— 21,7, Великобритании — 12,4, Кипра — 11,8, Франции — 11,1, Нидерландов и Италии — 4,6, Швейцарии, Швеции и Японии — 4,0%.
В 2007 г. в экономику России поступили инвестиции из 96 стран. Однако решающая часть их общего объема (8,6 млрд. долл. или 90,4%) приходится на этих девять государств.
В структурно-отраслевом плане ситуация с накопленными иностранными инвестициями такова: 32% из них приходится на сферу управления; в топливную промышленность привлечено почти 15, пищевую — 10,8, связь — 9,1, торговлю и общественное питание — 6,1, машиностроение и металлообработку — 3,2, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка — 2,4, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность —2,3, цветную металлургию — 2,2%.
В 2007 г. наиболее значительные иностранные инвестиции поступили в промышленность — почти 4,9 млрд. долл., или 51%. Далее идут: торговля и общественное питание — около 1,6 млрд. долл. (17%); управление — почти 1,5 млрд. (15,5); транспорт—521 млн. долл. (5,5%). В промышленности приоритетными для иностранных инвесторов являются: топливная индустрия — 1,7 млрд. долл. (17,8%); пищевая промышленность — почти 1,4 млрд. (14,8); черная металлургия — 514 млн. (5,4); цветная металлургия—414 млн. (4,3); машиностроение и металлообработка— 395 млн. долл. (4,1%).
Падение инвестиционного рейтинга России в результате экономического кризиса повлияло и на отраслевую структуру привлеченных прямых иностранных инвестиций. Их удельный вес вырос в топливной промышленности — с 8,6 в 1996 г. до 27,9% в 1999 г. и на транспорте — с 7,0 до 12,1%, но снизился в пищевой промышленности — соответственно с 27,3 до 22,6%, в машиностроении и металлообработке — с 3,1 до 2,95% (что явилось, в частности, результатом развития процессов импортозамещения на основе отечественных инвестиций). Но в данный момент, по мнению многих влиятельных иностранных СМИ, Россия является одной из наиболее привлекательных стран для зарубежных инвестиций.
Главным образом ПИИ направлялись в топливную (почти 1,2 млрд. долл.) и пищевую промышленность (963 млн.), торговлю и общественное питание (почти 600 млн.) и на развитие транспорта (517 млн.). Общая сумма прямых инвестиций в эти отрасли составила 3,3 млрд. долл., или 76,7% всего объема ПИИ.
Привлечение иностранного капитала в определенной степени обусловливается заинтересованностью российской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в России крупных транснациональных корпораций (ТНК).
Стратегическим направлением деятельности ТНК, естественно, является захват соответствующих сегментов российского рынка на основе продвижения продукции, произведенной за рубежом. В то же время ряд корпораций активно работает в реальном секторе российской экономики — в автомобильной промышленности («Дженерал Моторз», «Форд», «Фиат», «Рено» и «БМВ»), нефтяной («Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролеум», «Тексако» и «Тоталь Франс»), химической («Байер», «Дюпон», «БАСФ», «Юнилевер» и «Проктер энд Гэмбл»), пищевой («Нестле», «Марс», «Кока-Кола» и «ПепсиКо») и табачной («БАТ», «Филипп Моррис» и «Джапан Тобэко»). Крупные ТНК принимают активное участие в формировании инвестиционного климата посредством участия в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Западные банки определили перечень привлекательных российских корпораций на 1998 г., к ценным бумагам которых иностранные инвесторы проявляют интерес в первую очередь. Помимо акций компаний ОАО “Газпром” и “Лукойл” инвесторы проявляют интерес к ценным бумагам компаний РАО “ЕЭС России”, “Мосэнерго”, “Ростелеком”, “Сургутнефтегаза”, “Иркутскэнерго” и ОАО “Аэрофлот – Международные линии России”.
Региональная структура иностранных инвестиций характеризуется сохранением ранее сложившихся тенденций. Более 60% иностранных инвестиций в 1998 г. поступило в Центральный экономический район, из них 57,4% — в Москву, в основном в виде международных кредитов. Остальная часть иностранных инвестиций распределяется между сырьевыми регионами, крупными машиностроительными центрами и приграничными районами, где инвестиционный климат благоприятен.
Международные финансовые рынки не ограничиваются рамками одной страны: деятельность таких рынков предполагает участие в них представителей разных стран; предметы торговли (например, долговые обязательства) должны быть нормированы в валюте, отличающейся от валюты страны, в которой они продаются. Речь идет, как правило, о свободно конвертируемой валюте.
Основные принципы и методы обоснования наиболее выгодного, или предпочтительного, использования собственного и заемного капитала для достижения долгосрочных целей инвестора составляют содержание теории инвестирования. Под оптимальной инвестицией понимается такая, которая больше всего соответствует этим целям. Методы обоснования инвестиционных решений должны обеспечивать инвестору возможность выбора оптимальной инвестиции с учетом конкретной цели, выраженной количественно.
В качестве примера основных стран-инвесторов в российскую экономику приведем следующую таблицу:
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Банки в России2.1 Возникновение банков в России
Российские ученые отмечают своеобразие и характерное отличие зарождения и развития банковского дела. “Банковская политика России издавна существенно отличается от таковой же политики в Западной Европе. Там банки с самого начала находились в частных руках, будучи созданы частной инициативой и на частные капиталы”. Там, отмечает в своих лекциях проф. С. — Петербургского политехнического института императора Петра Великого В.Р. Идельсон, развитие банковского дела совершалось по общей для всех стран схеме: появлялись менялы и ростовщики, превращавшиеся с течением времени в частных банкиров… на смену которым в XIX в. пришли акционерные банки, правительства же брали в свои руки один из банков и предоставляли ему монополию эмиссионного дела. Эта схема, утверждает В.Р. Идельсон, к России не приложима: история ее банковского дела своеобразна и глубоко отлична от истории западноевропейской.
Проф. Л.Н. Яснопольский в первом томе “Банковской энциклопедии”, вышедшей перед первой мировой войной в Киеве, пишет: “Первым и самым характерным отличием в истории наших банковских учреждений вообще и коммерческих в частности является то, что зародились они и в течении более столетия, сохранились в форме казенных учреждений: частный капитал и частный почин не могли создать банковской формы кредитного посредничества вплоть до падения крепостного права, и если существовали зародыши банкирской профессии, то они недалеки были от простого ростовщичиства”. Ростовщическая высота ссудного процента, по его мнению, была следствием неразвитости кредитного оборота, недостатком капиталов и большей степенью риска.
Первый известный нам законодательный документ, связанный с появлением в России банковского дела, это Указ императрицы Анны Иоановны от 28 февраля 1733 г. об организации, выдачи ссуд из Монетной канцелярии всем без различия состояния людям под залог драгоценных металлов (золота и серебра) из расчета 8% в год. Проф. Яснословский подчеркивает, что это был не банк, а не более как казенный ломбард, предшественник сохранявшихся до XX столетия “Ссудных Касс” в С.-Петербурге и Москве.
Только четверть века спустя в царствование Елизаветы Петровны учреждаются правительством первые российские банки. Медленные темпы становления банковского дела в России объясняются неподготовленностью страны для широкого развития кредита: сельское хозяйство велось экстенсивным методом с помощью дарового труда, крайне слабо были развиты торговля и промышленность. В 1754 г. учреждается два банка: сословный для дворянства “Дворянский” и для купечества (также сословный) “коммерческий”.
“Дворянский банк” (с капиталом 750 тыс. руб.) производил выдачу ссуд дворянам из расчета 6% годовых под залог населенных имений. Ссуды выдавались сроком на один год, причем рассрочка платежа не могла быть продолжена более чем на три года “после чего имение неисправного должника,- предписывалось в Указе от 1754 г. о создании банка,- должно продавать аукционным обыкновением”. Для тех дворян, которые были не в состоянии представить в залог населенное имение, ссуда давалась за поручительством “знатных и зажиточных лиц”: “для осторожнейшего возвращения выданных денег, ссуд производить не только под верный залог, но и требовать поручителей из надежнейших лиц”. С течением времени капитал “Дворянского банка” был увеличен до 6 млн. руб. Хотя банк и выдавал ссуды под населенные имения, но давались они самое большее на три года. Именно поэтому, подчеркивает Идельсон, банк не был в сущности ипотечным учреждением, т.е. банком долгосрочного кредита. Между тем землевладельцы нуждались именно в кредите долгосрочном. Незначительные средства банка были скоро истощены, ибо возврат ссуд был исключительно редким явлением.
Целью “Коммерческого банка” (капитал 500 тыс. руб.) была выдача торговавшему в петербургском порту купечеству краткосрочных ссуд под 6% годовых под залог товаров, золота и серебра, а также под свидетельства или аттестаты магистров, выполнявших функцию поручительства, а в последствии и под векселя. Запасы “Коммерческого банка” также были быстро истощены, поскольку кредит именитому купечеству оказывался даже без наведения справок о его кредитоспособности. Отсрочки превращали краткосрочные ссуды в долгосрочные и ссуды оставались по большей части в руках первых заемщиков.
В 1762 г. Указом Петра III оба банка были закрыты: “Учрежденные для дворянства и купечества здесь в Москве банки имели служить для вспоможения всему обществу:; но Нам известно, что следствие весьма мало способствовало намерению, и банковские деньги оставались по большей частью в одних руках, в кои розданы с самого начала: сего ради повелеваем: в розданных в заем деньгах больше отсрочек не делать и все оныя неотложно собрать”.
Наряду с созданием земельного и коммерческого банков правительство России стремилось изыскать путь облегчения оборота медных денег. Для этой цели были приняты (Указом от 1757 г.) так называемые “меры вексельного производства”. Они состояли во введении вексельнопереводной операции между С.-Петербургом и 50 городами и учетной операции (крайне ограниченной и доступной лишь для купцов, имевших торговые дела в С.-Петербурге). Векселепереводная операция проводилась через Соляную контору в С.-Петербурге и городские магистры. Операции оказались настолько успешными, что уже в 1758 г. были учреждены в С.-Петербурге и Москве “Банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег”, которые получили название “Медного банка”. Исследователи истории российских банков полагают, что уже в этих институтах зародились операции трансферта и текущих счетов.
Через два года после прекращения деятельности двух первых российских банков в соответствии с Указом Екатерины от 21 июня 1764 г. были созданы два “портовых коммерческих банка” — в С.-Петербурге и Астрахани. Банки создавались для содействия развитию российской внешней торговли как со странами Европы (Столичный банк), так и азиатскими (астраханский банк). Уроки десятилетней деятельности первых российских банков были причиной появления в указе 1764 г. ряда ограничений. Несмотря на традиционное покровительство власти дворянскому сословию, Указ предписывал “дворян в поруку по купцам ни под каким видом не брать”. По кредитным письмам от магистров давать деньги предписывалось “с осторожностью”, а “отсрочек в платеже денег никаких не давать”.
Астраханский банк находился в ведении губернатора, который “сам выбирал из надежных офицеров достойного директора с потребным числом служителей”. Но и этим двум банкам не суждена была долгая жизнь. Банк в Петербурге в 1770 г. “за истощением ресурсов” прекратил выдачу ссуд, а в 1782 г. был закрыт. Астраханский же банк после большого пожара 1767 г. превратился в благотворительное учреждение, утратившее всякую связь с коммерцией кроме слова “коммерческий” в своем названии.
В 1762 г. на правительственном уровне было принято решение о создании в России эмиссионного банка с правом выпуска билетов на 5 млн. руб. Учреждение банка, однако, затянулось. Лишь в 1768 г. было основано два Ассигнационных банка.: в Петербурге и Москве. В то время Россия еще не прибегала к внешним займам и для удовлетворения потребности в финансировании расходов на армию, на содержание двора и правительственных учреждений и т.п. правительство прибегало к выпуску ассигнаций, и уже через несколько лет было выпущено на сумму 100 млн. руб.
В 1786 г. петербургский и московский ассигнационные банки были объединены в один Государственный ассигнационный банк, получивший право выпускать ассигнации на 100 млн. рублей.
Ассигнационному банку было разрешено производить на свои билеты учет векселей, выписывать из зарубежных стран золото и серебро, закупать внутри страны медь с целью экспорта, завести в Петербурге Монетный двор и чеканить там монеты, а также открыть свои отделения в других городах Империи.
Екатерина II, как считает проф. Идельсон, решила бороться с ростовщичеством не только карательными мерами, но и организацией кредита. В ее Манифесте от 23 июня 1786 г. говорилось: “для того, чтобы ни казна, ни кто-либо из частных лиц при ссуде денег не взимал больше 5% со ста, и всяк корыстолюбец, изобличенный в гнусной лихве, да накажется лишением всего своего капитала, в лихвенный заем отданного, в пользу приказа общественного призрения”. Этим же Манифестом учреждался Государственный заемный банк, который выдавал дворянам ссуды под залог имений из расчета 8% годовых с погашением в течении 20 лет, города же получали ссуды под залог домов и заводов на срок 22 года из расчета 7%. Заемный банк получил вместе с тем право принимать вклады.
Следует упомянуть о появлении в царствование Екатерины II первого частного банка: в 1788 г. в Вологде был учрежден городской банк.
При Павле I правительство, подчеркивает В.Р. Идельсон, проводит в банковском деле политику покравительствования интересам дворянства. В 1797 г. учреждается банк для оказания помощи дворянству “Вспомогательный банк для дворянства”, получивший название “двадцатипятилетняя энциклопедия”(Ссуды выдавались на 25 лет под залог населенных имений). Только за два года своей деятельности было выдано банком ссуд на 60 млн. руб. Через несколько лет этот банк был присоединен к Заемному банку.
Для нужд купечества в том же 1797 г. при Государственном ассигнационном банке были открыты учетные конторы: по векселям, товарам и страховая – для принятых под залог товаров.
продолжение
--PAGE_BREAK--