Реферат по предмету "Финансы"


Бюджетная система РФ принципы организации и структура

--PAGE_BREAK--
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.

Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.

Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).

В последние годы роль и значение государства возрас­тают, увеличиваются и затраты на содержание государ­ственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Российская Федерация имеет право на самостоятель­ный федеральный бюджет. Это право закреплено в Кон­ституции Российской Федерации, в которой особо записа­но, что в ведении Российской Федерации находится феде­ральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его форми­рования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо­ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, соглас­но ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Пре­зидент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для уп­равления народным хозяйством, выполнения законодатель­ства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется цент­рализованный финансовый (денежный) фонд –  федераль­ный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российс­кой Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федераль­ный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены ос­новные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу за­кона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного про­дукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укреп­ления обороноспособности государства. На долю федераль­ного бюджета приходится значительная часть распредели­тельного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, региона­ми страны.

Федеральный бюджет активно используется государ­ством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицирован­ных и научных кадров.

Через федеральный бюджет осуществляется распреде­ление и перераспределение внутреннего валового продук­та и созданного национального дохода страны между от­раслями народного хозяйства, осуществляется финансиро­вание общегосударственных органов власти, науки, искус­ства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро­вень инфляции, предельный размер дефицита, предель­ный размер кредитов, предоставляемых Россией иностран­ным государствам, размеры заимствований устанавливают­ся Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. [6, с.83]
2.1.1 Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета – это денежные сред­ства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государ­ственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

·                   собственные налоговые доходы федерального бюд­жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации;

·                   собственные неналоговые доходы;

·                   остаток средств на конец предыдущего года;

·                   доходы от бюджетных фондов;

·                   прочие доходы.

К налоговым доходам относятся:

·                   предусмотренные налоговым законодательством Рос­сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;

·                   таможенные пошлины, таможенные сборы;

·                   государственная пошлина.

К неналоговым доходам относятся:

·                   доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;

·                   доходы от продажи имущества, находящегося в го­сударственной федеральной собственности;

·                   доходы от платных услуг, оказываемых соответству­ющими органами государственной власти;

·                   средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

·                   доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;

·                   иные неналоговые

Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным за­коном. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджет­ного регулирования доходов между бюджетами разных уров­ней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе ис­полнения федерального бюджета в его доходы могут по­ступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Рос­сийской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год.

Налоги и сборы представляют собой часть националь­ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах   товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги – главный источник формирования доходов федерального бюджета. [4, с.101]
2.1.2 Расходы федерального бюджета

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.

На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

• обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

• обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;

• осуществление международной деятельности;

• фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, исследование космического пространства;

• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;

• пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;

• проведение выборов и референдумов и т. д.

Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:

• поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;

• обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д._[4, с.121-122]
2.2 Государственные внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд – это фонд де­нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе­ния некоторых потребностей социального и экономическо­го характера.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспреде­ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюд­жетных фондов заключается в следующем: создание госу­дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования фи­нансовых ресурсов, а также для успешного решения соци­альной политики.

Правовой основой образования государственных соци­альных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначе­ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон­ды образуются на основании соответствующих актов орга­нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до­ходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установ­лено, что вне федерального бюджета образуются государ­ственные фонды денежных средств, управляемые органа­ми государственной власти Российской Федерации и пред­назначенные для реализации конституционных прав граж­дан на:

·                   социальное обеспечение по возрасту;

·                   социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

·                   социальное обеспечение в случае безработицы;

·                   охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов нахо­дятся в государственной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен­ные законодательством.

Доходы государственных внебюджетных фондов фор­мируются за счет:

·                   обязательных платежей, установленных законода­тельством РФ;

·                   добровольных взносов физических и юридических лиц;

·                   других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федераль­ное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты го­сударственных внебюджетных фондов в форме законов од­новременно с принятием Федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:

·                   Пенсионный фонд Российской Федерации;

·                   Фонд социального страхования Российской Федера­ции;

·                   Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования;

·                   Государственный фонд занятости населения Россий­ской Федерации.

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют само­стоятельную финансово-правовую базу федеральных и ме­стных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюд­жетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуще­ствляется представительными (законодательными) органа­ми, а исполнение бюджетов фондов – органами исполни­тельной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.

Государственные внебюджетные социальные фонды име­ют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Ми­нистерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осу­ществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд –это государственный централизо­ванный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения насе­ления, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

Трудовая пенсия –это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зара­ботной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а так­же в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

В России установлены следующие виды трудовых пен­сий:

1.                 трудовая пенсия по старости (по возрасту);

2.                 трудовая пенсия по инвалидности;

3.                 трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; на­копительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

·                   мужчины, достигшие возраста 60 лет;

·                   женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным катего­риям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспече­нию –ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компен­сации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсионный фонд является финансово-кредитным уч­реждением. Он осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с действующим законодательством.

Право на социальное обеспечение граждан России за­писано в Конституции РФ: «Каждому гарантируется соци­альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва­лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).

Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денеж­ные средства этого фонда находятся в государственной соб­ственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Феде­рации свои отделения.

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осу­ществляет следующие основные функции:

·                   целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государ­ственных пенсий и пособий на детей;

·                   организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;

·                   индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взно­сов.

Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, пер­вый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управ­ляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных ор­ганов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фон­да РФ. Состав правления Фонда утверждается Государ­ственной Думой.

Фонд социального страхования.

Статус внебюджетного фонда социального страхования  Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными  дополнениями принятыми позднее). Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Согласно Положению о Фонде государственного соци­ального страхования он действует как самостоятельное го­сударственного некоммерческое финансово-кредитное уч­реждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

Управление Фондом государственного социального стра­хования возложено на правление Фонда и его председате­ля. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

·                   концентрация денежных средств государства на со­циальное страхование;

·                   обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременнос­ти и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);

·                   оплата путевок на санаторно-курортное лечение ра­ботников;

·                   участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального стра­хования;

·                   частичное финансирование санаториев-профилакто­риев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования – централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар­ственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным уча­стием средств предприятий и организаций и лиц, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью.

Источником образования Фонда являются:

1.                 страховые взносы работодателей – предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным став­кам;

2.                 страховые взносы граждан, занимающихся индиви­дуальной трудовой деятельностью;

3.                 средств государственного бюджета (в форме дота­ций) и доходы от инвестирования части временно свобод­ных средств Фонда в банковские вклады;

4.                 прочие поступления.[1,2,3]    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налогообложение на землю, на имущество физ лиц
Реферат Локальное правовое регулирование труда в организациях
Реферат Совершенствование подсистемы "Управление персоналом" автоматизированной системы управления "БелАЗ"
Реферат Невротические расстройства психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков
Реферат My Republic Of Conscience Essay Research Paper
Реферат Александр Дмитриевич Букин Занятия на практикум
Реферат Становление Советской модели экономического развития индустриализации и коллективизации
Реферат Проектирование базы данных 5
Реферат Знак и значение. Метод формализации
Реферат Неоромантизм в английской литературе ХІХ-ХХ веков
Реферат Системы местного самоуправления в Испании
Реферат Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Реферат The Bachae Essay Research Paper The Bacchae
Реферат Расчет барабанной сушилки, обогреваемой воздухом
Реферат Рациональное распределение ресурсов как один из важнейших аспектов системы финансового менеджмента (на примере кредитно-инвестиционного обеспечения коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов)