--PAGE_BREAK--
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для
реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке
экономической политики Правительства Российской Федерации.
Теперь рассмотрим подробнее те основные четыре функции ЦБ РФ, которые
выполняют и Центральные Банки других стран.
5. Основные функции ЦБ РФ
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
1) монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
2) функция финансового агента, банкира Правительства
3) финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
4) кредитно-денежное регулирование и банковский надзор
Остановимся подробно на каждой из функций.
1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как
представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии
наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на
территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот
и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных
знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории
Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и
монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены
поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка
ведения кассовых операций.
2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему
статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по
размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению
бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением,
выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также
переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с
другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на
покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,
соответствует его функции кредитора государства. Основная форма
государственных заимствований, используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного бюджета – государственные
займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов
государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств
физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на
условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми
обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк
осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу
государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу
кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все
мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет
Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления
государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром
Правительства.
Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность
осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за
движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов
(федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную
систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению
бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения
центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют
финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств,
которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия
для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»).
Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в
случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель
рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,
испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления
(прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные — на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1
день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и
продленные сезонные кредиты) .
Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора
включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным
вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.
6. Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ
РФ
Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема
кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения
и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством
воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя
наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на
счетах в банках.
Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование
денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в
условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной
эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция
(экономическая теория Кейнса).
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс
инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и
косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:
— изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в
ЦБР;
— регулирование официальной учетной ставки;
— проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики
зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития
страны.
Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1
“О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о
порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за
счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной
системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем
определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних
организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов
коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и
определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он
создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность
коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои
обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того,
что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве
кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на
кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в
обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает
суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих
банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы
резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать
сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в
народное хозяйство.
Учётная ставка. Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы
Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая
является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных
капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года)
. В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня
учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по
горизонтали (банк – заёмщик) и по вертикали (ЦБ – коммерческий банк).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных
ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам,
увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем
самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими
банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по
депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного
процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих
банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену
денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате
кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится
дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика
“дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных
операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к
кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю
экономику.
Операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Операции на открытом
рынке – купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том
числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее
гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих
банков.
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое
воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков,
что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в
экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно
уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством
изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных
бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных
ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым
увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий
сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной
обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с
государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до
3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы
проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и
на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых
или центральным банком или рынком).
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право
осуществлять следующие операции продолжение
--PAGE_BREAK-- с российскими и иностранными кредитными
организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным
законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как
правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести
месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные
бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и
обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и
иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных
ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на
хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для
управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на
территории Российской Федерации и иностранных государств.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие
драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в
российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
6.1. Проведение валютной политики
Банк России представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей
в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических
позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом
Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и
федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и
золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.
ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства в иностранных государствах.
6.2. Регулирование деятельности кредитных институтов
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством
которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в
банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный
надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью
коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может
устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных
организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для
действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)
населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения
долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов,
направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении
выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом
санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации,
представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право
требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,
взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера
минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных
операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов
(вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до
шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до
одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральными законами.
7. Аудит и отчётность ЦБ РФ
России Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в
том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,
валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень
мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,
проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов
Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. По итогам
рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума
принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически
полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового
отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется
Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Заключение
Итак, Центральный Банк России является одним из важнейших органов в
РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и
министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и
исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, по
мнению автора, является кредитно-денежный контроль.
Как и в других странах, в России ЦБ преследует цели защиты и обеспечения
устойчивости национальной денежной единицы (рубля; ярким примером может
служить лето 2004 года, когда курс рубля по отношению к доллару оставался
практически неизменным), выполняет общие для всех Центральных Банков
функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка
банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора
и контроля за банками и финансовыми рынками).
Банк России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает
обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности,
ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает
стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов,
не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет
огромное значение для РФ. Не претендуя на полноту охвата темы, автор
постарался отобразить большинство из них. В Приложении 1 автором приведены
извлечения из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятого 27.06.2002 г.
Список литературы:
1. Соколова О.В. – Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.: Юристъ, 2000г.
2. Лаврушин О.И. – Банковское дело: М.: Юристъ, 1998г.
3. Официальный сайт Банка России – www.cbr.ru/
Приложение 1.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
от 27 июня 2002 года.
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и
органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует
в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей
участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может
принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении
законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и
банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и
торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их
заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом
совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по
вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации
и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их
воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и
приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству
Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета,
покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за
исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о
федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов
бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных
внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено
федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных
фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами
местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга
Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской
Федерации определяются федеральными законами.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых
случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по
поручению Правительства Российской Федерации.
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России
Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора
иностранного государства о предоставлении информации или документов,
которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных
функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора
иностранного государства указанные информацию или документы, которые не
содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при
условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима
сохранности информации, соответствующего установленным законодательством
Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации,
предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые
получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных
государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации
и предоставлению документов, установленные законодательством Российской
Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами
иностранных государств.
Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций
с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также
осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций
иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с
порядком, установленным федеральными законами.
Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств
нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы
иностранных валют по отношению к рублю.
Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного
контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской
Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными
законами.
Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства на территориях иностранных государств.
Глава Х. Банковское регулирование и банковский надзор
Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и
банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за
соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского
законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими
обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются
поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита
интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную
деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим
Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе
орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения
Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка
России из числа членов Совета директоров.
Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций
и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой
информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые
Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и
статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не
ранее даты опубликования указанных правил.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у
кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать
разъяснений по полученной информации.
Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок
предоставления информации об их деятельности, которая необходима для
составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса
Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет
право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе
у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов,
юридических лиц.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не
подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о
банковской системе Российской Федерации.
Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую
Банком России и передаваемую им по поручению Правительства Российской
Федерации международным организациям.
Статья 58. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций
выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не
предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных
организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским
обслуживанием указанных лиц.
Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные
федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами
кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации
требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными
законами.
Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации
кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных
функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Статья 60. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами
устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов
совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного
органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа,
главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной
организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей
руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала
кредитной организации.
Статья 61. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее
— приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок
одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или)
физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических
лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к
другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют
уведомления Банка России, а более 20 процентов — предварительного согласия
Банка России.
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии
Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной
организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении —
согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк
России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная
сделка (сделки) считается разрешенной.
Уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной
организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного
приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на
приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации,
порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций
(долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе
запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой
репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае
приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а
также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более
20 процентов акций (долей) кредитной организации.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20
процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления
неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в
иных случаях, установленных федеральными законами.
Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств
нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк
России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных
организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих
кредитных организаций в качестве условия создания на территории
иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их
филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а
также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного
банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал
кредитной организации;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной
организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,
предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим
участникам (акционерам).
Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут
устанавливаться Банком России для банковских групп.
Статья 63. Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной
организации в качестве условия создания на территории иностранного
государства ее дочерних организаций и (или) открытия ее филиалов, получения
небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения
кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка
определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Об увеличении размера собственных средств (капитала) для кредитных
организаций, указанных в части первой настоящей статьи, Банк России
официально объявляет не позднее чем за один год до момента вступления
указанного решения в силу.
Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или
основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных
средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может
превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы).
При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов
кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных
заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных
кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как
выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных
рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации
(банковской группы).
Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств
в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств
(капитала) кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800
процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации
(банковской группы).
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных
организаций (банковских групп).
Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
продолжение
--PAGE_BREAK--