Реферат по предмету "Экономика"


Рынок и его структура. Механизмы рынка

Спрос


Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара.


Объем спроса – это количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, или население в целом в единицу времени.


Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.


Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:Где QDi - объем спроса на i-ый товар (i = 1,2,…,k);

T - вкусы и предпочтения;


P1,…,Pk- цены всех товаров, включая i-тый;


I – денежный доход.Закон спроса – при снижении цены объем спроса растет (обратная зависимость между ценой и величиной спроса товара в течении определенного периода).


В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.


Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.



Изменение спроса - сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса помимо цены товара. К числу наиболее распространенных этих факторов относятся; доходы потребителей, цены на сопряженные товары, число покупателей на рынке, потребительские вкусы и ожидания. Повышение спроса вызывает сдвиг кривой вправо, а сокращение спроса - сдвиг кривой влево, что отражает, соответственно, увеличение или уменьшение объема спроса при всех возможных ценах.


Предложение


Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара.


Объем предложения – это количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени.


Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.


Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:


Где QSi – объем предложения i-того товара (i = 1,2,…k);


Li- характер применяемой в производстве i-того товара технологии;


P1,…,Pk- цены всех товаров, включая i-тый;


Ti – налоги и дотации, установленные по i-тому товару;


N – природные условия.


Закон предложения – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара в течении определенного периода (с повышением цены на рынке возрастает величина предложения, с уменьшением цен убывает величина предложения).


Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, объем предложения увеличивается месте с ценой товара. Эта прямая зависимость графически выражается восходящей кривой предложения.


Изменение объема предложения демонстрируется движением по данной кривой предложения.



Изменение предложения - сдвиг кривой предложения в ответ на изменение любого из факторов, влияющих на объем предложения, кроме цены данного товара. Важнейшими среди них являются: издержки производства, которые определяются технологией и ценами на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке. Повышение предложения вызывает смещение кривой вправо, а сокращение предложения - сдвиг влево, что отражает, соответственно, увеличение и уменьшение объема предложения при всех возможных ценах.



Пресечение кривых спроса и предложения определяют цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.


В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно покупателя и продавца. При этом на рынке отсутствуют тенденции к изменению цены и количества товара. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночные силы, возвращающие ее к этому уровню.


Кривые спроса и предложения, изображенные в одной системе координат, используются для графической демонстрации рыночного равновесия.


Если цена упадет ниже равновесной цены, то это приведет к образованию избыточного спроса (дефицита), побуждающего конкурирующих покупателей к предложению более высокой цены. Любая цена выше равновесной приводит к возникновению избыточного предложения (перепроизводства), побуждающего конкурирующих продавцов снижать цену. В точке равновесия и только в ней силы, склонные к осуществлению ценовых изменений, уравновешивают друг друга.


Модель спроса и предложения позволяет проанализировать последствия изменения рыночных условий. Изменение любого из факторов, сдвигающих кривую спроса и предложения, влечет за собой изменение равновесной цены и объема товара.


  • Спрос и рыночная цена равновесия изменяются в одном направлении.

  • Зависимость между изменениями спроса и вытекающими отсюда изменениями в равновесной цене и равновесном объеме является прямой.


  • Предложение и равновесные рыночные цены изменяются в разных направлениях
  • .


    Зависимость между изменением предложения и последующим изменением равновесной цены - обратная, в то же время зависимость между изменением предложения и равновесным объемом - прямая.


    Модель спроса и предложения может быть применена для анализа последствий государственного регулирования цен. В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах “пола” и “потолка”. “Ценовой потолок” удерживает цену от возрастания до равновесного уровня и приводит к возникновению дефицита. И наоборот, “цена пола” или так называемая “ценовая поддержка”, препятствует падению цены до равновесного уровня и приводит к образованию излишков товара. Регулирование цен, таким образом, подрывает функцию рыночной цены как управляющего сигнала и лишает рыночный механизм способности устанавливать соответствие между решениями производителей и потребителей.




    Дата добавления: 30.01.2001



    Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
    Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

    Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

    Пишем реферат самостоятельно:
    ! Как писать рефераты
    Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
    ! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
    ! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
    ! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
    ! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

    Читайте также:
    Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.