Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансовой устойчивости и кредитоспособности организации

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Методические аспекты анализа финансового состояния
1.1 Понятие финансового состояния, содержание и задачи его анализа
1.2 Характеристика методов анализа финансового состояния
1.3 Информационное обеспечение анализа финансового состояния
ГЛАВА 2 Анализ финансовых результатов филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск
2.1 Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса предприятия
2.2 Факторный анализ прибыли и себестоимости продукции и динамики их изменения
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия и динамики их изменения
ГЛАВА 3 Разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов деятельности филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск
3.1 Определение резервов снижения себестоимости продукции
3.2 Расчёт резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
3.3 Прогнозирование финансовых результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Под финансовым положением или состоянием организации понимают ее способность обеспечить процесс хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и возможность соблюдения нормальных финансовых взаимоотношений с работниками организации и другими организациями, банками, бюджетом и т. д.
Чтобы охарактеризовать финансовое состояние предприятия, необходимо оценить размещение, состав и использование средств (активов), а также состояние источников их формирования (пассивов) по принадлежности (собственный или привлеченный капитал) и срокам погашения обязательств (долгосрочные и краткосрочные). Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия статьи баланса объединяют в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день устойчивость финансового состояния отдельных хозяйствующих субъектов является одной из важнейших проблем стабилизации и дальнейшего развития отечественной экономики. Именно обеспечение финансовой устойчивости предприятий — отдельных элементов механизма экономики страны — является основой преодоления трансформационного кризиса, проявляющегося в последнее десятилетие. В этих условиях особенно важна финансовая устойчивость предприятий базовых отраслей экономики. Законы рыночной экономики диктуют предприятиям необходимость своевременного анализа своей финансовой устойчивости. Это связано с тем, что устойчивое финансовое положение предприятия в перспективе является необходимым условием для его эффективного делового сотрудничества со своими контрагентами. В условиях платежного кризиса в стране, когда возрастает вероятность нарушения сложившегося финансового положения в результате сотрудничества с «проблемными» предприятиями, для предприятий все более необходимым становится анализ финансовой устойчивости своих деловых партнеров, как нынешних, так и потенциальных. Негативные последствия трансформационного кризиса сильно проявились в агропромышленном секторе экономики. Поэтому в современных условиях анализ финансовой устойчивости предприятий имеет большое значение.
Важность данной проблемы явилась причиной высокой заинтересованности отечественных и зарубежных экономистов в разработке действенной методики анализа финансовой устойчивости предприятий — в настоящее время труды многих ученых посвящены проблемам данного направления анализа.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить сущность, назначение и порядок анализа финансовых результатов и кредитоспособности деятельности организации, проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия и кредитоспособность на примере филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск и разработать рекомендации по улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации;
охарактеризовать информационную основу и методы анализа финансовых результатов;
проанализировать структуру бухгалтерских балансов предприятия и её изменение;
оценить общее финансовое состояние и провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
разработать рекомендации по улучшению финансовых результатов, снижению себестоимости и увеличению прибыли.
Объектом исследования в дипломной работе является одно из предприятий Новосибирской области – филиал «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск.
Основным видом деятельности филиала является:
страхование;
осаго;
каско;
страхование жизни;
добровольное медицинское страхование;
ОМС;
ДМС;
страхование туристов;
страхование имущества.
Предмет исследования – финансовые результаты деятельности филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск, отражённые в бухгалтерской отчетности.
Методологической основой написания дипломной работы послужили труды профессора Баканова М.И., д.э.н., профессора Вахрина П.И., профессора Шеремета А.Д., к.э.н., профессора Лапусты М.Г., к.э.н., доцента Скамай Л.Г., а также других авторов.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужила бухгалтерская отчётность филиал «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск.
ГЛАВА 1 Методические аспекты анализа финансового состояния
1.1 Понятие финансового состояния, содержание и задачи его анализа
В настоящее время экономическая ситуация в России остается все еще достаточно сложной. Инфляция, нестабильность и несовершенство законодательной и налоговой базы, снижение объемов производства в первой половине 90-х годов привели к тому, что до настоящего времени более трети крупных и средних российских предприятий убыточны, на многих предприятиях ощущается недостаток денежных средств, а активы предприятий недостаточно ликвидные для поддержания их финансовой устойчивости и платежеспособности. В условиях рыночной экономики, к которой так трудно адаптируются отечественные предприятия, залогом выживаемости и основой устойчивости предприятия является управление финансовыми ресурсами предприятия, направленное не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание устойчивого финансового состояния предприятия. Проблема финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, поскольку неустойчивое финансовое состояние сдерживает рост производства, снижает платежеспособность отечественных предприятий и может привести к их банкротству. Низкая финансовая устойчивость предприятий является одной из причин их невысокой инвестиционной привлекательности. Обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия позволяет привлекать дополнительные инвестиции, увеличивать объемы производства и, в конечном итоге, повысить рентабельность предприятия. Предприятие с устойчивым финансовым состоянием считается надежным, что позволяет не только привлекать инвестиции, но и получать отсрочку платежа у поставщиков, привлекать денежные средства под более низкий процент, а это снижает издержки и увеличивает ее конкурентоспособность. Именно обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия — отдельного элемента единого механизма экономики страны — является одним из основных факторов преодоления кризиса и стабилизации национальной экономики в целом.
Для достижения устойчивого финансового состояния предприятия необходимо комплексное управление им. В настоящее время существует несколько отечественных и зарубежных методик оценки финансового состояния предприятия, существует ряд концептуальных подходов к управлению финансами предприятий. Вопросы теории и практики управления финансовым состоянием мало изучены, а имеющиеся разработки в современной экономической литературе посвящены в основном совершенствованию методологии и методики проведения анализа финансового состояния на основе подходов зарубежного финансового менеджмента и мало учитывают особенности переходного этапа российской экономики, связанные с нестабильностью экономических и финансовых условий, в которых функционируют отечественные предприятия, несовершенством законодательной базы, инфляцией, высокими процентными ставками. Существующие методики анализа финансового состояния не дают ответ на вопрос, как управлять финансами предприятия, а лишь позволяют оценить существующее положение. По нашему мнению, методика должна давать ответ на вопрос, как повысить финансовую устойчивость предприятия, выявить неиспользованные резервы. Для этих целей и проводится анализ финансового состояния. Методика должна показывать возможные пути выхода предприятий из финансового кризиса. Имеющиеся концептуальные подходы к управлению финансами предприятия ориентированы либо на максимизацию прибыли предприятия, либо на максимизацию его рыночной стоимости. В связи, с чем особо актуальными становятся вопросы разработки научно обоснованных систем управления финансовым состоянием направленных на финансовое оздоровление российских предприятий на основе комплексного и системного подхода к оценке их финансовой устойчивости, учета их отраслевой специфики. Управление финансовым состоянием является неотъемлемой частью деятельности организации, более того, эффективность функционирования предприятия напрямую определяет финансовое состояние. В современном финансовом анализе существует несколько подходов к определению понятия «финансовое состояние». Так Савицкая Г.В. дает следующее определение: «Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени» [25, с.45]. Определенным недостатком данного определения, как считают многие аналитики, является отсутствие акцента на ликвидность и платежеспособность хозяйствующего субъекта. Интересное определение дает Давыдова Л.В: «Финансовое состояние предприятия является вышестоящей характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров». Шеремет А.Д. в своих работах определяет финансовое состояние предприятия как комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. В последних работах он предлагает другое определение финансового состояния: финансовое состояние предприятия выражается в соотношении его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.--PAGE_BREAK--
Финансовое состояние организации — это сложное, комплексное понятие характеризующиеся совокупностью показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Число и состав таких показателей могут быть различными в зависимости от цели и глубины анализа. Однако большинство авторов, специалистов в области финансового анализа, предлагают рассчитывать один из основных показателей финансового состояния – финансовую устойчивость.
Финансовая устойчивость является наиболее общим индикатором финансового состояния, его ключевой характеристикой. Наиболее часто финансовую устойчивость определяют, как способность маневрировать собственными финансовыми ресурсами и обеспечивать бесперебойный процесс деятельности.
По мнению многих специалистов, финансовая устойчивость – это характеристика финансовой структуры организации и её качества. В основе финансовой устойчивости лежит обеспеченность организации собственным капиталом (собственными средствами).
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения организации служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов организации. Анализ финансовой устойчивости на определённую дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько рационально организация управляет собственными и заёмными средствами в течении периода, предшествующего этой дате.Важно, чтобы состояние источников собственных и заемных средств отвечало стратегическим целям развития организации, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к его неплатежеспособности, т.е. отсутствию денежных средств, необходимых для расчетов с внутренними и внешними партнерами, а также с государством. В то же время наличие значительных остатков свободных денежных средств усложняет деятельность организации за счет их иммобилизации в излишне материально-производственные запасы и затраты. Следовательно, содержание финансовой устойчивости характеризуется эффективным формированием и использованием денежных ресурсов, необходимых для нормальной производственно-коммерческой деятельности. К собственным финансовым ресурсам, которыми располагает организация, относятся, прежде всего, чистая (нераспределенная) прибыль и амортизационные отчисления. Внешним признаком финансовой устойчивости выступает платежеспособность хозяйствующего субъекта. Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность.
Платежеспособность — это способность организации выполнять свои финансовые обязательства, вытекающие из коммерческих, кредитных и иных операций платежного характера.
Платежеспособность — динамичное понятие, она подвержена значительным и резким колебаниям даже в течение годичного цикла.
По своему характеру она может быть следующих видов:
нормальная (достаточная), когда все обязательства исполняются своевременно;
случайная, эпизодическая неплатежеспособность, когда нарушается исполнение отдельных обязательств;
хроническая неплатежеспособность, для которой характерны ненадежное (со сбоями и срывами) исполнение большинства обязательств, причем значительная их часть не исполняется;
абсолютная неплатежеспособность — полный дефицит средств для исполнения всех обязательств.
Результатом абсолютной неплатежеспособности становится банкротство.
Ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности.
Ликвидность — важнейшая качественная характеристика деятельности предприятия, свидетельствующая о его финансовой надежности и стабильности.
Термин ликвидность (от лат. Liquidus — жидкий, текучий) означает легкость реализации, превращения материальных ценностей и других активов в денежные средства. Средством для погашения долгов является и дебиторская задолженность, которая при нормальном кругообороте средств должна превратиться в денежную наличность. Следовательно, погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами организации.
Ликвидность организации — это показатель устойчивости ее финансового положения, измеряемый отношением суммы ликвидных средств в активе баланса к сумме краткосрочных обязательств, отражаемых в пассиве баланса[13.С.80].
По отношению к нормативу (оптимальному уровню) ликвидность может быть: недостаточная, нормальная и избыточная.
Недостаточная — означает, что организация не способна оплатить свои текущие обязательства. Для пайщиков недостаточная ликвидность может означать снижение доходности и частичную или полную потерю вложений собственного капитала.
Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга. Недостаточная ликвидность может повлиять на отношения с поставщиками товаров: неспособность выполнять условия контрактов приведет к утрате связей с партнерами. Не ликвидность может привести к хроническим неплатежам и банкротству.
Нормальная ликвидность. Организации должны стремиться соблюдать нормативы ликвидности на минимально допустимом уровне, поскольку это позволяет им сочетать необходимую ликвидность с высокой прибыльностью. При этом можно воспользоваться как официальными нормативами, так и оптимальными значениями ликвидности, рассчитанными экспертным путем.
Избыточная ликвидность снижает эффективность деятельности, препятствует рациональному ресурсопотреблению. Обычно она выражена в излишних запасах и резервах и говорит о неумелом управлении активами.
Высшим типом финансовой устойчивости является способность организации развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования. Для этого оно должно иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным. Кредитоспособным считается организация при наличии у нее предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить кредитору взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет собственных финансовых ресурсов.
За счет прибыли организация не только погашает ссудную задолженность перед банками, обязательства перед бюджетом по налогу на прибыль, но и инвестирует средства на капитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости необходим рост не только абсолютной массы прибыли, но и ее уровня относительно вложенного капитала или операционных затрат (рентабельности). Следует иметь в виду, что высокая доходность связана со значительным уровнем риска. На практике это означает, что вместо прибыли организация может понести существенные убытки и даже стать несостоятельным (неплатежеспособным). Следовательно, финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта — это такое состояние его денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие организации преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска. Важная роль при анализе финансовой устойчивости отводится определению величина чистых активов.
Чистые активы — это величина, определяемая путем вычисления из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. Это активы, непосредственно используемые в основной деятельности и приносящие доход [33.С.155].
Величина чистых активов (ЧА) определяется по следующей формуле (1.1).
ЧА = (стр. 190 + стр. 290 — стр. 244) — (стр. 590 + стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 650 + стр. 660) (1.1)
где ЧА – величина чистых активов.
При оценке величины стоимости чистых активов производится оценка рыночной стоимости большей части внеоборотных активов. Данный показатель используется при оценке финансовой устойчивости организации. Величина чистых активы оценивается при составлении бухгалтерской отчетности, при анализе финансовой устойчивости организации, существует также метод оценки стоимости бизнеса (организации) по чистым активам. В рыночной экономике рост прибыли создает финансовую базу, как для самофинансирования, так и для осуществления расширенного воспроизводства. Доминирующим показателем, характеризующим итоги деятельности предприятия, является прибыль. За счет прибыли предприятие не только погашает свои обязательства перед бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими организациями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. При этом для достижения и поддержания финансовой устойчивости важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным.
Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов.
Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т.е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников.
Но главное, чем определяется кредитоспособность – это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным. Изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из–за недостатка денежных средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий. Хотя большая величина прибыли, и положительная динамика рентабельности благотворно сказываются на финансовом состоянии предприятия, повышают его финансовую устойчивость, тем не менее, более высокая прибыльность связана и с более высоким риском: а это означает, что вместо получения большого дохода предприятие может понести значительные убытки и даже стать неплатежеспособным. Подводя итог, можно сказать что, финансовое состояние — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Так как, цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
имущественное состояние предприятия;
степень предпринимательского риска;
достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
потребность в дополнительных источниках финансирования;
способность к наращиванию капитала;
рациональность привлечения заемных средств;
обоснованность политики распределения и использования прибыли.
1.2 Характеристика методов анализа финансового состояния
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как на абсолютные показатели баланса в условия инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить:
с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ производится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получит максимальную прибыль.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими предприятиями на основе публикуемой отчетности. Его цель установить возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в таблице (см. прил. Б).
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучия.
К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.
При анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности используются общенаучные и специальные методы, которые характерны для всех направлений экономического анализа, хотя преобладающая роль принадлежит балансовому и другим идентичным методам.
Динамический метод, который является основополагающим для всех экономических наук, предполагает рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса, находящегося в динамике и взаимосвязи с другими явлениями. Это определяет подход к анализу отчетности как к целенаправленному процессу, в котором цель определяет масштабы, направления анализа, привлечение необходимой информации и подходы к оценке показателей отчетности.
В анализе содержания отчетности важную роль играет метод детализации – последовательного раскрытия комплексных статей и показателей через частные. Путем анализа достигается все более детальное разложение частей анализируемого объекта на составляющие его части, что обеспечивает все большее приближение к познанию его сущности. При этом выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех составляющих анализируемого объекта, обусловливающая их слияние в единое целое.
Однако нельзя познать объект и протекающие внутри него сложные и противоречивые процессы только с помощью разложения – часть не может быть правильно понята вне ее связи с другими частями и с целым. Правильное понимание объекта достигается обобщением знаний, полученных в результате аналитического исследования взаимодействия его частей, то есть анализ сочетается с синтезом.
В анализе отчетности применяется дедуктивный метод исследования, когда анализ начинается с обобщающих показателей деятельности, что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному анализам, или метод индуктивный, когда вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов (бригад, цехов, производственных единиц либо отдельных видов продукции), а затем материалы обобщаются по всей экономической системе, что характерно для технико-экономического и функционально-стоимостного анализов. В процессе аналитического изучения деятельности хозяйствующих субъектов все виды анализа сочетаются, поэтому дедукция и индукция применяются в единстве.
В анализе отчетности полностью реализуются все положения диалектики. Анализу отчетности свойствен системный комплексный подход, учитывающий целостность деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее сторон и их противоречивое влияние на конечные результаты. Хозяйственные процессы самостоятельно изучаются лишь с целью определения и измерения их влияния на конечные результаты и на другие обобщающие показатели деятельности.
Метод анализа – это системный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности. Свойственный методу анализа системный подход заключается в том, что изучение любой составляющей объекта анализа проводится с позиции ее влияния на состояние хозяйствующего субъекта и результаты его деятельности в целом. При этом оценка деятельности данной составляющей зависит не столько от степени ее приближения к локальной цели, сколько от ее влияния на достижение конечных целей экономической системы, частью которой она является. В методе анализа системный подход сочетается с комплексным. Комплексность исследования предполагает рассмотрение итогов деятельности объекта анализа как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на них факторов. В процессе анализа все стороны деятельности, все происходящие под ее влиянием процессы и факторы, их обусловливающие, рассматриваются в переплетении и противоречивом разноправленном взаимодействии. При этом для удобства анализа искусственно выделяются отдельные процессы и рассматривается влияние на них разных факторов, с тем чтобы в конце исследования раскрыть их взаимосвязь и влияние на конечные результаты деятельности.
Финансовый анализ приводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и индетифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Предикативные модели – это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного характера.
Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.
Дескриптивные модели – это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Вертикальный (структурный) анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру, так и динамику отдельных показателей отчетной бухгалтерской формы. Эти виды анализа ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности предприятий.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года и определении тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный прогнозный анализ.
Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношение величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов.
В качестве базисных величин используются:
теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины относительных показателей, характеризующие оптимальные или критические значения с точки зрения устойчивости финансового состояния предприятия;
усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам;
значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента;
среднеотраслевые значения показателей.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы
платежеспособность;
прибыльность, или рентабельность;
эффективность использования активов;
финансовая (рыночная) устойчивость;
деловая активность.
Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество – более сотни — различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа. Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния большую роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формулируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния. Для выявления причин изменения абсолютных и относительных финансовых показателей, а также степени влияния различных причин на величину изменения показателя применяется факторный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ – это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, а также межхозяйственный анализ показателей данной организации в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и рекомендуемыми показателями;
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель (с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования). Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Таким образом, анализ бухгалтерской отчетности является по сути предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о его финансовой устойчивости и характере использования финансовых ресурсов. После рассмотрения вопросов о содержании отчетности в условиях реформирования и ее подготовке к анализу можно переходить непосредственно к выбору приемлемой методики анализа.
1.3 Информационное обеспечение анализа финансового состояния
Состав, содержание и качество информационной базы, по которой проводится аналитическое исследование, определяют и его действенность. Базой для проведения экономического анализа является вся совокупность информации о деятельности предприятия. Условно данные, составляющие информационную базу экономического анализа, можно сгруппировать по двум основным направлениям: учетная и внеучетная информация.
Учетная информация представляет собой совокупность данных, содержащихся в первичной учетной документации, бухгалтерской и статистической отчетности, а также в регистрах синтетического и аналитического учета.
К внеучетым источникам информации относятся иные документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия и оказывающие влияние на ее результаты.
Основным источником информации для проведения анализа финансовой отчетности являются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной отчетности для холдинговых компаний, поэтому остановимся на данном направлении несколько подробнее. Объективная оценка финансового состояния предприятий является важнейшей задачей экономической работы в условиях рыночный отношений. Логика здесь достаточно проста. Любое предприятие нуждается в дополнительных средствах для финансирования своей деятельности. Найти эти средства можно на рынке капиталов путем привлечения потенциальных кредиторов и инвесторов. Однако любой потенциальный инвестор, прежде чем принять решение об участии в каком-либо проекте, должен быть уверен, во-первых, в том, что вернет вложенные в бизнес средства в намеченные сроки, во-вторых, в том, что получит от участия в проекте определенную выгоду. Соответственно от того, насколько стабильным, платежеспособным и прибыльным будет выглядеть предприятие, во многом зависят и его дальнейшие перспективы. Ранее уже отмечалось, что круг пользователей учетной информации и данных ее анализа не ограничивается только потенциальными инвесторами. На самом деле он гораздо шире и включает в себя пользователей, интересы которых зачастую не только не совпадают, но имеют прямо противоположное направление. Разумеется, различным субъектам рыночных отношений требуется различное по своей глубине аналитическое исследование, да и информационное обеспечение у них разное. Поэтому следует подразделять анализ финансового состояния на внешний и внутренний (внутрихозяйственный). Внутренний анализ может строиться по любой сложной программе, с привлечением многих специалистов и зачастую недоступной для внешнего пользователя, а порой не используемой и собственниками предприятия. В качестве дополнительной информации при его проведении, как правило, привлекаются данные бухгалтерского учета предприятия. Внешний анализ опирается в основном на официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и универсальную методику, которую можно применить и при внутреннем анализе. Как уже отмечалось выше, внешний анализ финансового состояния опирается в основном на официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. А поскольку теперь она стала единой для всех отраслей и форм собственности (кроме бюджетных организаций, коммерческих банков и страховых компаний), то и методика анализа может теперь строиться на единых для всех универсальных принципах.
В настоящее время, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, и приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» начиная с отчетности 2004 г. формы бухгалтерской отчетности организаций в очередной раз претерпели некоторые изменения. Так, в настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются несколько видоизмененные про сравнению с отчетностью 2003 г. формы:
бухгалтерский баланс (ф. №1);
отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
отчет об изменениях капитала (ф. №3);
отчет о движении денежных средств (ф. № 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
пояснительная записка.
Основными, наиболее доступными и компактными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат форма № 1 и форма № 2, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета. Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1), дающий своеобразный «моментальный снимок» финансового состояния на начало и конец отчетного периода. Его значение в данном отношении настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса [30, с.50]. Хотя углубленный анализ финансового состояния всегда предполагал использование и других форм годового отчета, а также данных бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс играет определяющую роль. Логика и характер задач анализа финансового состояния тесно взаимосвязаны с формой и структурой бухгалтерского баланса, составом разделов и статей его актива и пассива. Однако это не означает, конечно, что форма баланса определяет логику и задачи анализа. Бухгалтерский баланс обобщенно отражает хозяйственные средства предприятия в денежной оценке на определенную дату, сгруппированные по их составу и источникам образования. Поэтому бухгалтерский баланс, в сущности, является практически используемой системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер экспресс-анализа, то есть анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или неудач фирмы, однако внешним пользователям отчетности становится возможным достаточно объективно оценивать финансовое состояние предприятия, его деловую активность и рентабельность, не используя информацию, являющуюся коммерческой тайной. Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета.
По сфере доступности информацию можно разделить на открытую и закрытую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой информацией. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его «ноу-хау». Такие источники информации удобны для финансового анализа. Во-первых, тем, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (Форма № 1) и (Форма № 2) сделать сравнительный экспресс-анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды. Во-вторых, с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс-анализ предприятия.
Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1) оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям;
2) принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств;
3) конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
В заключение, можно сделать следующие выводы:
основными источниками информации анализа финансового состояния
являются: Форма № 1, Форма № 2 годовой отчетности, данные внутреннего учета, планирования и прогнозирования;
форма № 1 — «Бухгалтерский баланс» — дает основную информацию для анализа финансового состояния на начало и конец отчетного периода, а также его динамики за один или ряд отчетных периодов;
форма № 2 — «Отчет о прибылях и убытках» дает информацию о финансовых результатах деятельности за отчетный период;
основными требования к источникам информации, используемым в финансовом анализе, являются: уместность, достоверность, нейтральность, понятность, сопоставимость;
по сфере доступности информация делится на открытую (формы финансовой отчетности) и закрытую (информация внутреннего учета и планирования) или секретную.
ГЛАВА 2 Анализ финансовых результатов филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск
2.1 Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса предприятия
Анализ бухгалтерского баланса производится дедуктивным методом – от общего к частному. Общую оценку финансового состояния предприятия (организации) можно дать на основе анализа бухгалтерского баланса по укрупненным показателям. Форма бухгалтерского баланса имеет следующую структуру [10, с. 53].
В активе баланса разделы:
I. Внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы).
II. Оборотные активы (запасы и затраты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы).
Активы баланса отражают имущество предприятия и распределение средств, то есть то, чем располагает предприятие и что ему должны дебиторы.
В пассиве баланса разделы:
III. Капитал и резервы: уставный капитал, добавочный капитал, денежные фонды, нераспределенная прибыль (убыток).
IV. Долгосрочные обязательства (займы и кредиты на срок более 1 года).
V. Краткосрочные обязательства (займы и кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства).
Пассивы характеризуют источники формирования средств предприятия, то есть величину собственного капитала, заемных и привлеченных средств.
На основе этой структуры баланса приводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса организации.
На первой стадии изучения финансового положения предприятия – при горизонтальном и вертикальном анализе баланса – уже можно дать предварительную оценку финансовым показателям, отраженным в балансе.
Признаки относительно «хорошего» баланса предприятия:
имеет место рост собственного капитала (стр. 490), растёт валюта баланса (стр. 300 или стр. 700);
по балансу имеется прибыль отчетного года;
в балансе отсутствуют отрицательные статьи – непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет;
имеет место рост доли собственных средств в оборотных активах;
положительным являются опережающие темпы роста собственного капитала предприятия по сравнению с темпами роста валюты баланса. Нет резких изменений в отдельных статьях баланса за анализируемый период.
Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить изменения балансовых показателей за период по разделам баланса путем сопоставления данных на конец периода с началом периода и определить динамику в сумме, рассчитать процент отклонений [7, с. 25].
Горизонтальный анализ заключается, прежде всего, в построении аналитической таблицы. Для большей наглядности и удобства анализа в таблице 2.1 приведены основные показатели балансов.
Таблица 2.1 – Основные показатели бухгалтерских балансов
Показатели
Код строки
01.01.2006
01.01.2007
01.01.2008
01.01.2009
1
2
3
4
5
6
АКТИВ
1. Внеоборотные активы
190
26 539 882
28 545 840
26 560 114
35 346 754
2. Оборотные активы
290
16 698 857
20 839 861
15 031 408
15 517 219
ИТОГО — баланс
300
43 238 739
49 385 701
41 591 522
50 863 973
ПАССИВ
3. Капитал и резервы (собственный капитал)
490
23 157 977
23 345 071
24 098 575
27 312 411
4. Долгосрочные обязательства
590
0
0
0
0
5. Краткосрочные обязательства
690
20 080 762
26 040 630     продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
в т.ч. материалы
611
2 051 739
2 966 083
2 593 434
2 218 342
топливо
612
3 402 565
4 324 376
4 428 682
3 957 901
электроэнергия
613
44 892
43 245
60 338
124 978
Затраты на оплату труда
620
4 883 770
5 233 558
6 628 046
6 652 912
Отчисления на социальные нужды
630
1 925 404
2 070 746
2 390 175
2 447 584
Амортизация
640
1 798 511
1 827 879
1 858 181
1 968 490
Прочие затраты
650
8 204 532
13 760 066
14 173 406
9 058 779
в т.ч. резерв годового
вознаграждения
651
814 236
1 131 830
1 340 000
ремонтный фонд
652
2 544 633
2 722 563
3 343 079
3 160 586
услуги ж/д транспорта
653
4 412 441
8 833 612
5 365 338
4 264 102
ИТОГО себестоимость, в т.ч.
660
22 311 413
30 225 953
32 132 262
26 528 986
постоянные затраты
(0,8*(620+630)+640+651)
 
8 060 086
8 803 152
10 412 758
9 248 887


 
36,13%
29,12%
32,41%
34,86%
переменные затраты (0,2*(620+630)+610+(650-651))
 
14 251 327
21 422 801
21 719 504
17 280 099


 
63,87%
70,88%
67,59%
65,14%
/>/>
Рисунок 2.6 – Величина и структура себестоимости
Для проведения маржинального анализа прибыли согласно факторной модели (2.12) использованы следующие представленные формулы (2.4).
П0 = Vp0 * (Ц0 – Зпер.ед.0) −Зпост.0
Пусл.1 = Vp1 * (Ц0 – Зпер.ед.0) −Зпост.0
Пусл.2 = Vp1 * (Ц1 – Зпер.ед.0) −Зпост.0
Пусл.3 = Vp1 * (Ц1 – Зпер.ед.1) −Зпост.0
П1 = Vp1 * (Ц1 – Зпер.ед.1) −Зпост.1
ΔПVp = Пусл.1 – П0
ΔПЦ = Пусл.2 – Пусл.1
ΔПЗпер.ед. = Пусл.3 – Пусл.2
ΔПЗпост… = П1 – Пусл.3
ΔПобщ = П1 – П0 (2.4)
Результаты маржинального анализа приведены в таблице 2.12.
Влияние каждого фактора на изменение прибыли показано на рисунке 2.7.
По результатам маржинального факторного анализа можно сделать следующие выводы.
1. Валовая прибыль предприятия в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 1 696 056 рублей, в том числе за счёт увеличения грузооборота − на 2 895 805 рублей, на 2 144 900 рублей за счёт увеличения цены за оказываемые услуги, и уменьшилась за счёт увеличения постоянных затрат на 743 066 рублей и увеличения переменных затрат на 2 601 682 рубля.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.12 – Маржинальный анализ прибыли
Показа- тель (прибыль валовая)
Условия расчёта
Сумма прибыли
Изменение прибыли за счёт фактора


объём __рем-зации
тысяч тонн
цена на тыс. т
руб.
__рем. Затраты на тыс. т
руб.
пост. затраты за год
руб.


обозн.
сумма
П2005
V2005
4 260
Ц2005
5465,37
Зпер.0
3345,38
Зпост.0
8 060 086
971 066
 
 
Пусл.1
V2006
5 626
Ц2005
5465,37
Зпер.0
3345,38
Зпост.0
8 060 086
3 866 971
ΔПV
2 895 905
Пусл.2
V2006
5 626
Ц2006
5846,62
Зпер.0
3345,38
Зпост.0
8 060 086
6 011 870
ΔПЦ
2 144 900
Пусл.3
V2006
5 626
Ц2006
5846,62
Зпер.1
3807,82
Зпост.0
8 060 086
3 410 188
ΔПЗпер.
-2 601 682
П2006
V2006
5 626
Ц2006
5846,62
Зпер.1
3807,82
Зпост.1
8 803 152
2 667 122
ΔПЗпост.
-743 066
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ΔП2006
1 696 056
Пусл.1
V2007
6 204
Ц2006
5846,62
Зпер.1
3807,82
Зпост.1
8 803 152
3 845 547
ΔПV
1 178 425
Пусл.2
V2007
6 204
Ц2007
6225,89
Зпер.1
3807,82
Зпост.1
8 803 152
6 198 577
ΔПЦ
2 353 031
Пусл.3
V2007
6 204    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Дополнит платежи в бюджет по налогу на прибыль
080
48 880
32 544
3 171
Налоги и сборы, относимые на финансовый результат
100
1 046 869
453 203
468 250
в т.ч. на содержание милиции
101
 
 
5 328
налог на имущество
104
 
 
462 922
Проценты за кредиты и займы
120
30 760
182 322
 
Расходы на услуги кредитных организаций
130
 
42 063
55 198
ВСЕГО
200
5 442 257
9 145 018
2 768 961
САЛЬДО ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ
 
-908 965
-32 627
-351 601
Внереализационные доходы
стр.
стр.120 гр.3




2007
2008
2009
Кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истёк
010
 
43 108
370
Штрафы, пени, неустойки и прочее
030
654 305
 
 
Прибыль прошлых лет, признанная в отчётном году
050
 
21
 
Прочие, в т.ч.
110
 
 
266 021
возврат ремонтного фонда
111
 
 
266 021
ВСЕГО
008
654 305
43 129
266 391
Внереализационные расходы
стр.
стр.130 гр.3




2007
2008
2009
Списанная ДЗ, по которой срок исковой давности истёк
010
 
8 677
 
Штрафы, пени, неустойки и прочее
030
571 724
5 600
8 990
Суммы в возмещение убытков
040
346 110
965 255
47 520
Убытки прошлых лет, признанные в отчётном году
050
39 996
 
 
Долги, нереальные для взыскания
080
 
1 241 665
 
ВСЕГО
200
957 830
2 221 197
56 510
САЛЬДО ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ
 
-303 525
-2 178 068
209 881
После уплаты текущего налога на прибыль и других аналогичных платежей у предприятия остаётся чистая прибыль. Как показывают данные отчётов о прибылях и убытках, последние два года у предприятия чистая прибыль равна нулю, т.е. после уплаты налога на прибыль текущего года оставшиеся средства направлены на погашение долгов прошлых лет.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Это связано с намерением руководства предприятия, как можно скорее избавиться от бремени долгов и задолженностей, в первую очередь перед бюджетом и внебюджетными фондами, чтобы в дальнейшем не было всевозможных штрафов, пеней и процентов к уплате. Формирование чистой прибыли показано в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Формирование чистой прибыли
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Прибыль (убыток) до налогообложения
907 919
1 454 632
4 282 494
3 664 941
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
537 062
883 756
4 282 494
3 664 941
в т.ч. 24 % налог на прибыль
217 901
349 112
1 027 799
879 586
другие обязательные платежи
319 161
534 644
3 254 695
2 785 355
Прибыль после уплаты налога на прибыль 24 %
690 018
1 105 520
3 254 695
2 785 355
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
370 857
570 876
Графически формирование чистой прибыли представлено на рисунке 2.10.
/>/>
Рисунок 2.10 – Формирование чистой прибыли
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия и динамики их изменения
По определению, рентабельность (от немецкого Rentabel − доходный) − эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли [2, с. 45]. Обычно, называя показатель рентабельности, указывают по какой прибыли: валовой, от продаж, до налогообложения, от обычной деятельности, или чистой, он рассчитан.
Чаще всего при анализе финансовых результатов деятельности предприятия рассчитывают рентабельность оборотного капитала и рентабельность продаж, т.к. именно эти два показателя рекомендованы для расчёта при проведении анализа финансового состояния организаций Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
В каждом конкретном случае, в зависимости от целей анализа, рассчитывают и другие показатели рентабельности, такие как рентабельность капитала, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала и другие.
Рентабельность оборотного капитала вычисляется как частное от деления прибыли на сумму оборотных средств. Этот показатель отражает эффективность использования оборотного капитала организации, он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.
Рентабельность продаж вычисляется как частное от деления прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), на выручку организации за тот же период. Показатель отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчётном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.
Аналогично трактуется значение и других показателей рентабельности. Для большей информативности показателей рентабельности их часто рассчитывают по разным прибылям.
Например, чистая прибыль за 2008 и 2009 годы филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск, в связи с политикой использования прибыли предприятия, равна нулю, а значит и все показатели рентабельности по чистой прибыли за последние два года равны нулю. Кроме того, по отчётам о прибылях и убытках анализируемого предприятия валовая прибыль равна прибыли от продаж, прибыль от обычной деятельности (по старым формам бухгалтерской отчётности) равна чистой прибыли. Расчёт наиболее важных показателей рентабельности приведён в таблице 2.20.
Таблица 2.17 – Динамика показателей рентабельности филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск
Показатель
За 12 месяцев года


2005
2006
2007
2008
1
2
4
5
6
7
рентабельность всего капитала
по валовой прибыли
0,0225
0,0540
0,1561
0,0748


по балансовой прибыли
0,0210
0,0295
0,1030
0,0721


после уплаты НП 24%
0,0160
0,0224
0,0783
0,0548


по чистой прибыли
0,0086
0,0116
0,0000
0,0000
рентабельность внеоборотного капитала
по валовой прибыли
0,0366
0,0934
0,2445
0,1077


по балансовой прибыли
0,0342
0,0510    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Зпост.2
10 412 758
3,21%
ΔRЦ
-11,62%
Rусл.3
V2008
5 421
Ц2008
5595,95
Зпер.3
3187,62
Зпост.2
10 412 758
9,54%
ΔRЗпер.
6,33%
R2008
V2008
5 421
Ц2008
5595,95
Зпер.3
3187,62
Зпост.3
9 248 887
14,35%
ΔRЗпост.
4,81%




















ΔR2008
-5,86%
Влияние изменения объёма реализации, цен на услуги, переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных затрат показано на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 – Маржинальный анализ изменения рентабельности затрат
По результатам маржинального факторного анализа изменения рентабельности затрат можно сделать следующие выводы.
1. Уровень рентабельности затрат предприятия в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 4,47 %, в том числе за счёт увеличения грузооборота − на 10,03 %, на 7,98 % за счёт увеличения цены за оказываемые услуги, и уменьшился за счёт увеличения постоянных затрат − на 2,74 % и увеличения переменных затрат − на 10,80 %.
2. В 2008 году по сравнению с 2007 годом уровень рентабельности затрат предприятия увеличился на 11,38 %, в том числе за счёт увеличения грузооборота − на 3,04 %, за счёт увеличения цены за оказываемые услуги − на 7,26 %, на 7,43 % − за счёт снижения переменных затрат, и уменьшился за счёт увеличения постоянных затрат на 6,34 %.
3. За 2009 год по сравнению с 2008 уровень рентабельности затрат уменьшился на 5,86 %, в том числе за счёт снижения грузооборота на 5,37 % и за счёт снижения цен, связанного с обострившейся конкуренцией, на 11,62 %, и увеличился за счёт снижения переменных затрат на 6,33 % и снижения постоянных затрат − на 4,81 %.
Применяя аналогичные модели маржинального анализа можно исследовать изменения уровней других показателей рентабельности.
На основании полученных данных о влиянии различных факторов на изменения суммы прибыли и уровня рентабельности возможно прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия на следующую отчётную дату, а также нахождение резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.
ГЛАВА 3 Разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов деятельности филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск
3.1 Определение резервов снижения себестоимости продукции
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:
увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑Vp);
сокращение затрат на её производство (Р↓3) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
Величина резервов может быть определена по формуле (3.1).
Р↓С = Св – С1 = (З1 — Р↓3 + Зд) / (Vp1 + Р↑Vp) – (З1 / Vp1), (3.1)
где Св и С1 – соответственно возможный (прогнозируемый) и фактический уровень себестоимости изделия;
Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать по формуле (3.2), умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл) и на количество планируемых к выпуску изделий (Vpпл).
Р↓ЗП = (ТЕ1 – ТЕ0) * ОТпл * Vpпл. (3.2)
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений и др.).
Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить по формуле (3.3).
Р↓МЗ = (УР1 – УР0) * Vpпл * Цпл,(3.3)
где УР1 и УР0 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий;
Цпл − плановые (прогнозные) цены на материалы.
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓ОПФ) определяется по формуле (3.4) умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации.
Р↓А = ∑(Р↓ОПФi * НАi). (3.4)
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, уменьшения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции каждого вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат отчетного периода как представлено в формуле (3.5).
Зд = Р↑Vpi * Зпер.ед.1.(3.5)
На основании изложенной выше методики и рекомендованных значений изменения факторов, влияющих на формирование себестоимости грузоперевозок в таблице 3.1 проведён расчёт резервов снижения себестоимости в 2009 году.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.1 – Расчёт резервов снижения себестоимости
Показатель
стр.
2008 год
Рекомендуемое изменение (удельное для переменных затрат), в %
Расчётный результат 2009 года
Изменение с учётом изменения грузооборота, в %
1
2
3
4
5
6
Материальные затраты,
610
6 401 221
 
6 819 887
6,54%
в т.ч. материалы
611
2 318 342
-5,00%
2 422 667
4,50%
топливо
612
3 957 901
-2,00%
4 266 617
7,80%
электроэнергия
613
124 978
-5,00%
130 602
4,50%
Затраты на оплату труда
620
6 652 912
-2,00%
6 650 251
-0,04%
Отчисления на социальные нужды
630
2 447 584
-2,00%
2 446 605
-0,04%
Амортизация
640
1 968 490
-3,00%
1 909 435
-3,00%
Прочие затраты
650
9 058 779
-3,00%
8 787 016
-3,00%
в т.ч. резерв годового вознаграждения
651
 
 
ИТОГО себестоимость, в т.ч.
660
26 528 986
 
26 613 193
0,32%
постоянные затраты (0,8*(620+630)+640+651)
 
9 248 887
 
9 186 920
-0,67%


 
34,86%
 
34,52%
-0,34%
переменные затраты (0,2*(620+630)+610+(650-651))
 
17 280 099
 
17 426 273
0,85%


 
65,14%
 
65,48%
0,34%
Грузооборот тыс. тонн
5 421
10,00%
5 963
10,00%
Сумма переменных затрат на 1 тысячу тонн
3 188
 
2 922
-8,32%
Сумма всех затрат на 1 тысячу тонн
4 894
 
4 463
-8,80%
Таким образом, с учётом увеличения грузооборота на 10 % и нахождения резервов снижения составляющих затрат, резерв снижения себестоимости перевозки одной тысячи тонн грузов составил 8,8 %, а в абсолютном выражении 431 рубль.
3.2 Расчёт резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли, а значит и уровня рентабельности, определяются по каждому виду товарной продукции (работ, услуг). На исследуемом предприятии предоставляется один вид услуг − осуществление перевозок железнодорожными вагонами, поэтому все расчёты с учётом изменения удельного веса вида продукции несколько упрощаются. Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности являются: увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. Основные направления получения резервов представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Основные направления получения резервов увеличения суммы прибыли    продолжение
--PAGE_BREAK--
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходима формула (3.6) выявленный резерв увеличения объёма реализации умножить на фактическую прибыль в пересчёте на единицу продукции.
Р↑ПVp = Р↑Vp * Пед.1. (3.6)
Подсчёт резервов увеличения прибыли за счёт снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции (за счёт снижения постоянных затрат и переменных затрат на единицу продукции) умножается на планируемый объём её продаж с учётом резервов его роста представленна формула (3.7).
Р↑ПС = Р↓С * (Vp1 + Р↑Vp). (3.7)
Существенным резервом роста прибыли является повышение средней цены продукции, основанное на повышении качества продукции, работ и услуг, за счёт увеличения доли продукции, реализуемой по более высоким ценам, а также за счёт нахождения более выгодных рынков сбыта и за счёт оптимизации сроков реализации, обеспечения дополнительными услугами и гарантиями представлена формула (3.8).
Р↑ПЦ = Р↑Ц * (Vp1 + Р↑Vp). (3.8)
Общий резерв роста прибыли будет равен сумме резервов за счёт резерва роста объёма реализации, резерва роста цен на продукцию, работы и услуги, и резерва снижения себестоимости в формуле (3.9).
Р↑Побщ. = Р↑ПVp + Р↑ПС + Р↑ПЦ. (3.9)
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются: увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчёта резервов может быть использована следующая формула (3.10).
Р↑R = Rв – R1 = Пв/Зв – П1/З1 = (П1 + Р↑П)/(Vpв * Св) – П1/З1,(3.10)
где Р↑R – резерв роста рентабельности,
Rв и R1 – возможная и фактическая рентабельности,
Пв и П1 – возможная и фактическая прибыль,
Зв и З1 – возможная и фактическая сумма затрат,
Vpв, Св – возможные объём реализации и себестоимость продукции.
Как показывают результаты расчётов, резерв увеличения уровня рентабельности затрат составляет 16,05 %.
3.3 Прогнозирование финансовых результатов
Рассчитав резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности, можно составить прогноз основных финансовых результатов деятельности предприятия.
Если резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности неизвестны, то для получения прогнозных значений результатов на основе уже имеющихся данных строят линии тренда, которые графически дают представление о наиболее вероятном значении того или иного показателя через определённое время. В зависимости от характера имеющихся данных могут применяться различные формулы для вычисления линий тренда.
Линейная аппроксимация — это прямая линия, наилучшим образом описывающая набор данных. Она применяется в самых простых случаях, когда точки данных расположены близко к прямой. Говоря другими словами, линейная аппроксимация хороша для величины, которая увеличивается или убывает с постоянной скоростью, используется для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением (3.11).
y = mx + b, (3.12)
где m — угол наклона;
b — координата пересечения оси абсцисс.
Полиномиальная аппроксимация используется для описания величин, попеременно возрастающих и убывающих. Она полезна, например, для анализа большого набора данных о нестабильной величине. Степень полинома определяется количеством экстремумов (максимумов и минимумов) кривой. Полином второй степени может описать только один максимум или минимум. Полином третьей степени имеет один или два экстремума. Полином четвертой степени может иметь не более трех экстремумов. Используется для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением (3.13).
y = b + c1x + c2x2 + c3x3 + c4x4 + c5x5 + c6x6, (3.13)
где b и c1……c6 — константы.
Логарифмическая аппроксимация полезна для описания величины, которая вначале быстро растет или убывает, а затем постепенно стабилизируется. Логарифмическая аппроксимация использует как отрицательные, так и положительные величины, используется для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением (3.14).
y = c ln x + b (3.14)
где c и b — константы;
ln — функция натурального логарифма.
Экспоненциальная аппроксимация полезна в том случае, если скорость изменения данных непрерывно возрастает. Однако для данных, которые содержат нулевые или отрицательные значения, этот вид приближения неприменим. Используется для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением (3.15).
Y = c ebx (3.15)
где c и b — константы;
e — основание натурального логарифма.
Степенная аппроксимация полезна для описания монотонно возрастающей либо монотонно убывающей величины, например расстояния, пройденного разгоняющимся автомобилем. Использование степенной аппроксимации невозможно, если данные содержат нулевые или отрицательные значения. Используется для аппроксимации данных по методу наименьших квадратов в соответствии с уравнением (3.16).
y = c xb (3.16)
где c и b — константы.
Скользящее среднее. Использование в качестве приближения скользящего среднего позволяет сгладить колебания данных и таким образом более наглядно показать характер зависимости. Такая линия тренда строится по определенному числу точек (оно задается параметром Шаг). Элементы данных _РУ_дняяются, и полученный результат используется в качестве среднего значения для приближения. Так, если Шаг равен 2, первая точка сглаживающей кривой определяется как среднее значение первых двух элементов данных, вторая точка — как среднее следующих двух элементов и так далее как представлено в уравнении (3.17).
Ft = (At + Ft-1 + … + At-n+1) / n (3.17)
Значение R-квадрат. Значение R в квадрате – число от 0 до 1, которое отражает близость значений линии тренда к фактическим данным. Линия тренда наиболее соответствует действительности, когда значение R в квадрате близко к 1. Оно также называется квадратом смешанной корреляции, уравнение (3.18).
R2 = 1 – SSE/SST
SSE = ∑(Yi – Ŷi)2
SST = (∑Yi2) – (∑Yi)2 / n (3.18)
Прогнозные значения цены и себестоимости можно определить по линиям трендов на рисунке 3.2.
/>
Рисунок 3.2 – Прогнозирование цены и себестоимости перевозки одной тысячи тонн грузов
Сравнение и расчёт финансовых результатов деятельности филиала «ОРАНТА-Сибирь» ООО «СК» ОРАНТА», г. Новосибирск на основе рассчитанных ранее резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности, а также на основе прогнозных значений логарифмической аппроксимации.
Показатели рассчитаны для значений грузооборота 2009 года и планируемого грузооборота 2010 года.
По результатам расчётов видно, что при использовании трендового прогноза не учитывается влияние изменения объёма грузоперевозок на величину себестоимости и рентабельности. Максимальное увеличение суммы прибыли и величины рентабельности достигается при использовании всех резервов. При этом сумма прибыли может превысить 8 миллионов рублей, а рентабельность продаж может превысить 30 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая устойчивость — характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость и кредитоспособность формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет выяснить, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная — препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Многие бизнесмены в России предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его в основном за счет денег, взятых в долг. Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Однако если структура «собственный капитал — заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может легко обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в одно и то же время.
Финансовая устойчивость предприятия — одна из важнейших характеристик его финансовой деятельности. Финансовая устойчивость — это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его кредитоспособности. Группировка показателей кредитоспособности, данная в этой работе, достаточно условна. Речь идет о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге. Но для того, чтобы правильно оценить уровень и динамику каждого показателя, определяющего кредитоспособность, необходимо представлять себе все финансовое состояние полностью. Все показатели взаимозависимы: нельзя, например, правильно оценить сложившийся уровень дивидендов на акции, не проанализировав динамику балансовой прибыли, рентабельности и оборачиваемости капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей. Анализируя кредитоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех финансовых показателей. Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:
ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
В связи с тенденциями уменьшения величины собственного оборотного капитала, снижением в текущем году уровня обеспеченности плановыми источниками формирования оборотных активов на предприятии необходимо разработать мероприятия прежде всего по снижению уровня запасов и ускорению оборачиваемости капитала.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.