--PAGE_BREAK--
Рис. 1.4. Формирование и
распределение прибыли предприятия
Фонд накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операция по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:
— списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);
— распределения его между юридическими лицами — учредителями;
— погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.
Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:
— суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);
— доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;
— суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.
Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции.
Во-первых, потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.
Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.
Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.
1.3. Рентабельность, её виды и порядок расчёта
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя — прибыли или относительного — рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий.
Так или иначе рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности
характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности
предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. Источником для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма №2), приложение к балансу (форма № 5).
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:
— показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
— показатели финансовой рентабельности;
— показатели рентабельности продукции.
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности:
Рентабельность хозяйственной деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, исполь зуемых предприятием, т. е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов к сумме инвестированного ими капитала:
где П – сумма доходов вкладчиков и кредиторов;
ИК – сумма инвестированного ими капитала.
В качестве инвестированного капитала при оценке эффективности хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.
При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах коэффициентов рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:
,
где RA— рентабельность активов;
ЧП — чистая прибыль;
Пр— проценты, уплаченные за пользование кредитами;
Сн— ставка налога на прибыль в коэффициенте;
А — среднегодовая стоимость активов.
Однако определение уровня рентабельности по данной формуле затруднено тем, что проценты за пользование кредитами включены в себестоимость продукции, а не возмещаются из прибыли. При проведении внутреннего анализа рентабельности такие расчеты становятся возможными. В условиях отсутствия информации внешние субъекты анализа могут использовать только показатель чистой прибыли. Но и чистую прибыль невозможно точно подсчитать по данным текущей отчетности, так как в ней не выделяются платежи в бюджет за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Чистую прибыль можно определить приблизительно, вычитая налог на прибыль из прибыли отчетного периода.
Для характеристики нормы возмещения стоимости рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используется оборотный капитал, т. е.:
,
Кроме того, для характеристики эффективности производственной деятельности рассчитывается показатель рентабельности производства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (ОФ) и материальных оборотных средств (МС):
Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:
где RПД — рентабельность производственной деятельности;
РП — объем реализованной продукции;
ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
МС — среднегодовая стоимость материальных оборотных средств;
П — валовая прибыль.
Анализ финансовой рентабельности:
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем:
где ЧП — чистая прибыль;
А — среднегодовая стоимость всех активов;
ИК — среднегодовая стоимость инвестированного капитала;
СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Наиболее часто используется следующая формула расчета финансовой рентабельности (Rф):
где ЧП — чистая прибыль;
СК — средняя стоимость собственного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Анализ рентабельности продукции:
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.
Например:
Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный па основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для осуществления контроля не только за Себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным её видам.
Таким образом, финансовые результаты работы предприятия- финансовое выражение экономического итога хозяйственной деятельности всего предприятия или его подразделений.
Выручка — это сумма поступлений денежных средств, иного имущества и дебиторской задолженности, полученные предприятием по обычныым видам деятельности.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.
Рентабельность представляет собой показатель эффективности экономической деятельности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств предприятием.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «АРБАТ ЭНД КО»
2.1. Краткая характеристика ООО «Арбат энд Ко»
«Арбат энд Ко» — операционная компания, входящая в состав холдинга «Арбат Престиж» занимающаяся розничной торговлей через свою сеть магазинов. Сейчас сеть объединяет 68 магазинов в Москве и регионах. «Арбат энд Ко» — прозрачная и открытая компания, которая регулярно осуществляет обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, в том числе и по международным стандартам.
«Арбат Престиж» — российская сеть парфюмерно-косметических магазинов, один из лидеров этого рынка России.
ООО «Арбат энд Ко» является одним из наиболее успешно развивающихся предприятий России. Группа «Арбат Престиж» была основана в 1989 году, и осуществляла дистрибуцию косметики и парфюмерии таких марок, как Jean Paul Gaultier, Paco Rabanne, Dolce & Gabbana, Issey Miyake, Carolina Herrera, Fendi, Thierry Mugler и многих других. Сегодня этот магазин стал мировым лидером по показателям товарооборота на один метр торговой площади.
Основным видом деятельности ООО «Арбат энд Ко» является реализация парфюмерной и косметической продукции.
Целью деятельности этого Общества является реализация данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Предприятие «Арбат энд Ко» является Обществом с Ограниченной Ответственностью – коммерческой организацией, уставной капитал которой разделён на определённое количество долей, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к этому предприятию.
В качестве Общества с Ограниченной Ответственностью предприятие зарегистрировано 18 декабря 2001 года Московской регистрационной палатой и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. Уставной капитал составляет 10 тыс. рублей.
ОАО «Арбат Престиж» целиком владеет уставным капиталом ООО «Арбат энд Ко».
Органами управления общества являются:
— Общее собрание участников;
— Генеральный директор.
Высшим органом управления ООО «Арбат энд Ко» является общее собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков, управление уставным капиталом и др.
Исполнительным органом ОАО «Арбат Престиж» является Генеральный директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью предприятия, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала. Генеральным директором данного Общества является Некрасов Владимир Ильич.
Данное предприятие является рентабельным, и ассортимент товаров постоянно совершенствуется. Товарооборот сети парфюмерно-косметических магазинов «Арбат Престиж» за октябрь 2006 года составил 29 545 506,25 USD, прирост к аналогичным показателям 2005 года составил 54,05%.
На данный момент предприятие продолжает дальнейшее расширение клиентской базы, увеличивает товарооборот, открывает свои торговые центры в крупных городах России и ближнего зарубежья.
2.2. Анализ доходов и прибыли предприятия
Для наиболее полной оценки финансовых результатов деятельности ООО «Арбат энд Ко» за отчётный период используют анализ динамики прибыли.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (2.2), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2. «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 2.1
Динамика показателей прибыли за I-IIIкварталы 2007 г., тыс. р.
Показатели
IКвартал
IIКвартал
IIIКвартал
Сумма
Сумма
Приростк Iкварталу
Сумма
Прирост к IIкварталу
А
1
3
3
4
4
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
8 418135
4 193 775
— 50,2 %
6 402 864
+ 34,5 %
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
(5 894157)
(2 371 052)
— 59,8 %
( 3 534 994)
+ 32,9 %
3. Валовая прибыль
2 523978
1 822 723
— 27,8 %
2 867 870
+ 57,3 %
4. Коммерческие расходы
(1 951488)
(1 424 187)
— 27,0 %
(2 339 543)
+ 64,3 %
5. Управленческие расходы
(325 364)
(223 234)
— 31,4 %
(345 010)
+ 54,6%
6. Прибыль (убыток) от продаж
247126
175 302
— 29,0 %
183 317
+ 4,6 %
7. Проценты к получению
119012
62 262
— 47,7 %
101 758
+ 64,3 %
8. Проценты к уплате
(455600)
(283 832)
— 37,7 %
(455 362)
+ 60,4 %
9. Прочие операционные доходы
1 739 790
195 696
— 88,7 %
359 832
+ 83.9%
1. Прочие операционные расходы
(1 563 396)
(168 143)
— 89,2 %
(321 098)
+ 91,0 %
11. Прибыль (убыток) до налогообложения
86 932
(18 715)
-121,5%
(131 553)
+ 602.9 %
13. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
53 199
(18 715)
-135,2%
(134 488)
+ 618,6 %
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от всех видов деятельности.
За 1 квартал 2007 г. объём реализованной продукции составил 8418 млн. руб. Данный объём продаж продукции компании «Арбат энд Ко» за 2 квартал 2007 года упал на 50,7% по сравнению с предыдущим кварталом. В 3-м квартале объём реализации вырос на 34,5% относительно 2-го квартала. Благодаря увеличению объёма продаж выручка от продаж компании за 3 квартал составила 6402,864 млн. руб.
Себестоимость реализованной продукции составила в 1-м квартале 5894,157 млн. руб. Во 2-м квартале она уменьшилась на 59,8%, а в 3-м увеличилась на 32,9%, по отношению к предыдущему кварталу.
В течение всего анализируемого периода выручка от реализации продукции уменьшается медленнее, чем себестоимость проданной продукции, а темпы роста больше, чем темпы роста себестоимости, что говорит об эффективности деятельности предприятия в сфере сбыта.
Разница между выручкой (нетто) от реализации продукции и её себестоимостью называется валовой прибылью.
Темпы прироста валовой прибыли на с 1-го по 2 кварталы составили -27%, а со 2-го по 3-ий +57,3%. В 3-м квартале валовая прибыль составила 2867,870 млн. рублей, что больше, чем в 1-м квартале, учитывая, что тогда выручка и себестоимость продукции были значительно больше. Это значит, что последнем квартале анализируемого периода предприятие увеличило добавленную стоимость в целях компенсации спада реализации, что не привело к отрицательному результату благодаря хорошей репутации сети магазинов «Арбат Престиж» на потребительском рынке.
Данная прибыль не является конечным результатом финансовой деятельности, т.к. предприятие имеет коммерческие и управленческие расходы, величина и динамика которых указана в таблице 2.1.
К коммерческим расходам торговых предприятий относятся расходы:
— на перевозку товаров;
— на оплату труда;
— на аренду;
— на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
— по хранению и подработке товаров;
— на рекламу;
— на представительские расходы;
— другие аналогичные по назначению расходы.
Управленческие расходы — расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: зарплата управленческого персонала, расходы на освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи и т.д.
Коммерческие и управленческие расходы вычитаются из валовой прибыли, полученная разница называется Прибылью (Убытком) от обычных видов деятельности (в данном случае от продаж).
Опять же, эти расходы снизились во 2-м квартале, что отрицательно сказалось на выручке от реализации продукции, особенно сильно на объём выручки влияют коммерческие расходы, так как они непосредственно связаны со сбытом продукции.
В 3-м квартале коммерческие и управленческие расходы резко возросли на 64,3% и на 54,6% соответственно, что помогло повысить объёмы реализации продукции.
Вычитая из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы получаем прибыль (убыток) от продаж, которая в 1-м квартале равна 247 126 тыс. руб., во 2-м она уменьшилась из-за снижения реализации на 29%, а в 3-м квартале возросла по отношению ко 2-му на 4,6%. В данном квартале прибыль от продаж не увеличилась пропорционально темпам прироста объёма выручки из одновременного увеличения коммерческих и управленческих расходов, уменьшающих её величину и составила 183 317 тыс. руб, что меньше на 35%, чем в 1-м квартале анализируемого периода. Но тем не менее это говорит о положительной тенденции в отношении динамики прибыли от продаж, так как отдача от увеличения коммерческих и управленческих расходов, хоть и небольшая, но всё же существует.
Так как при написании данной курсовой работы использовалась бухгалтерская отчётность старого образца, то имеет смысл упомянуть, что до вступления в силу приказа от 18.09.2006 N 116н «О внесении изменений в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету» прочие доходы и расходы подразделялись на внереализационные, операционные и чрезвычайные.
Вместе с вместе с небольшими положительными изменениями динамика финансовых результатов включает негативные изменения.
Значительно уменьшают прибыль предприятия расходы по уплате процентов по обязательствам, включающих в себя проценты по погашению облигаций, проценты по кредитам и т.д., которые в течение всего анализируемого периода преобладают над доходами по этим же операциям в пропорциях 26:10, 22:10 и 22:10 соответственно. Это означает, что предприятия в последнее время активно привлекает денежные средства со стороны.
Как видно из таблицы 2.1., с 1 по 2 квартал темпы снижения доходов от получения процентов преобладали над темпами снижения расходов по уплате процентов, что также поспособствовало уменьшению балансовой прибыли. Со 2-го по 3-ий, наоборот, темпы роста процентов к получению опередили расходы по уплате процентов на 4,3%, но несмотря на это, в 3-м квартале абсолютная разница между расходами и доходами по этим операциям оказалась почти в 1,5 раза больше, чем во втором, что опять же увеличило убыток предприятия по данным операциям.
Так же следует рассмотреть и динамику прочих операционных доходов и расходов в течение анализируемого периода.
Их самая большая величина была в 1-м квартале, прочие операционные доходы составляли 1739 млн. руб., а расходы 1 563 млн.руб. Прибыль в 1-м квартале от этих операций составила 176 421 тыс. руб., во 2-м квартале составила 27 553 тыс. руб., что на 84,4% меньше. В 3-м квартале прибыль по прочим операционным доходам и расходам составила 38 734 тыс. руб. (больше, чем во 2-м на 28,8%).
Именно благодаря большому объёму прибыли по этим операциям предприятие не ушло в убыток ещё в 1-м квартале, но это произошло сразу же после её резкого снижения.
После учитывания всех доходов и расходов, не связанных с обычными видами деятельности получаем величину балансовой прибыли. Она подлежит налогообложению.
Чистая прибыль продолжение
--PAGE_BREAK--– это та часть балансовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Динамика величины чистой прибыли видна в таблице 2.1, в которой видно, предприятие в 3-м квартале получило убытки в 134 млн. руб, которые возросли по сравнению со 2-м кварталом ещё в 6 раз.
Привели к убыткам в 3-м квартале в частности увеличение объёмов выплат по обязательствам, увеличение коммерческих и управленческих расходов (хотя они способствовали росту выручки), а также сильное снижение прочих операционных доходов.
Итак, злоупотребление привлечением заёмных средств привело предприятие к убыткам. Но вполне возможно, что данная стратегия была создана целенаправленно и была предназначена для захвата рынка и быстрого расширения круга своих потребителей, тем более, что группа «Арбат Престиж» обладает большим запасом прочности засчёт обладания огромной суммой денежных средств и может позволить одному из входящих в свой холдинг предприятий некоторое время работать в убыток до погашения его обязательств.
Порядок использования остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли после уплаты налогов может быть определён учредительными либо плановыми документами. В учредительных документах с целью проведения предприятием финансовой и социальной политики, определённой учредителями, могут быть установлены нормативы отчислений от полученной прибыли в фонд социальной сферы и в резервный фонд, позволяющий создать накопления для обновления основных средств и прочих инвестиций. Так как ООО «Арбат энд Ко» является операционной компанией, входящей в холдинг «Арбат Престиж», то резервов она не создавала. Эти функции выполняет головная компания.
Одна часть прибыли участвует в процессе накопления и увеличивает имущество предприятия, вторая часть – используется на потребление. При этом не вся прибыль, направляемая на накопление, используется в следующем отчётном периоде полностью. Остаток имеет важное значение как резерв и может быть в последующие периоды направлен на покрытие возможных убытков и финансирование затрат.
На ООО «Арбат энд Ко» рассматриваются следующие основные направления использования чистой прибыли:
- улучшение имеющихся у предприятия основных средств и приобретение новых;
— прирост собственных оборотных средств;
— возврат кредитов и займов, а также уплата по ним процентов, если процентные ставки превышают нормативные;
— материальное стимулирование персонала;
— расширение торговых площадей засчёт открытия новых магазинов сети «Арбат Престиж»;
— продвижение и сбыт продукции;
— доходные финансовые вложения и т.д.
Таким образом, проводя анализ прибыли ООО «Арбат энд Ко»за 1-3 кварталы 2007 года, можно сделать вывод о резком её ухудшении её показателей. Чистая прибыль уменьшилась на 187 687 тыс. руб. по сравнению с 1-м кварталом того же года. Возросли управленческие и коммерческие расходы, уменьшилась выручка, сказался большой объём полученных ранее кредитов и займов и снижение доходов от прочих видов деятельности. Тем не менее, это временное явление, которое прекратит оказывать свой негативное влияние после полного или частичного погашения предприятием долгов засчёт дополнительного финансирования головной компанией и увеличения сбыта продукции.
2.3. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Для оценки уровня эффективности работы ООО «Арбат энд Ко» прибыль нужно сопоставить с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет ООО «Арбат энд Ко» с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Одним из основных оценочных показателей хозяйственной деятельности ООО «Арбат энд Ко» является показатель рентабельности продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работу и услуги, насколько правильно данное предприятие определяет товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах.
Показатель рентабельности продаж включает в себя следующие показатели:
q Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
q Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
q Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).
где — прибыль (от реализации продукции, балансовая или чистая);
— объём реализованной продукции, работ, услуг.
Таблица 2.2
Показатели рентабельности продаж ООО “Арбат энд Ко” за 1-3 кварталы 2007 года, тыс. руб.
Показатели
1 квартал
2 квартал
3 квартал
Отклонения + /-
1-й кв. от 2-го
2-й кв. от 3-го
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
8 418135
4 193 775
6 402 864
-4 224 360
+2 209 089
2.Прибыльот реализации
247 126
175 302
183 317
-71 824
+8 015
3. Балансовая прибыль.
86 932
(18 715)
(131 553)
-105 647
-112 838
4. Чистая прибыль.
53 199
(18 715)
(134 488)
-71 914
-115 773
5.Рентабельность всейреализованной продукции.
+2,93%
+4,18%
+2,86%
+1,25
-1,32
6. Общая рентабельность.
+1,03%
-0,45%
-2,05%
-1,48
-1,6
7. Рентабельность продаж по чистой прибыли.
+0,63%
-0,45%
-2,1%
-1,08
-1,65
Рис. 2.1. Динамика рентабельности продукции за 1-3 кварталы 2007 года
Рентабельность всей реализованной продукции повысилась во 2-м квартале на 1,25% и составила 4,18%. Это значит, что во 2-м квартале каждый рубль реализации стал приносить 4,18 копейки прибыли от реализации.
Предприятию удалось увеличить этот показатель во 2-м квартале засчёт, как уже было сказано ранее, увеличения добавленной стоимости, что способствовало увеличению отдачи от вложенных средств. В 3-м квартале этот показатель снизился… Каждый рубль реализации стал приносить на 1.32 копейки меньше. Скорее всего, это обусловлено снижением эффективности маркетинга и предприятие не могло себе позволить завышать цены, либо цены были снижены намеренно.
Показатель общей рентабельности за анализируемый период снизился с 1,03% в 1-м квартале до -0,45% во 2-м квартале и снова снизился в 3-м квартале до -2,05%. Это говорит о том, что в 3-м квартале каждый рубль реализации отнимал в среднем около 2-х копеек балансовой прибыли, когда в 1-м квартале он приносил 1 копейку. Надо отметить резкое снижение данного показателя за весь анализируемый период. Средние темпы убыли общей рентабельности за 3 квартала составляют -1,54% в квартал.
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также резко снизился в 2007 году с +0,63% в 1-м квартале до -0,45% во 2-м квартале и до -2,01% в 3-м квартале анализируемого периода. Хотя реализация продукции в 3-м квартале была намного выше, чем во 2-м, тем не менее огромный объём расходов существенно снизил рентабельность. Таким образом, на конец анализируемого периода 1 руб. реализованной продукции имело 2 копейки чистого убытка.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие. В 1-3 квартылы 2007 года. вследствие снижения спроса на продукцию, а также вследствие получения убытков от операционной деятельности показатели рентабельности продукции существенно снизились.
Основными показателями рентабельности капитала являются:
· рентабельность активов (имущества);
· рентабельность текущих активов;
· рентабельность инвестиций;
· рентабельность собственного капитала.
Для удобства далее мы будем рассчитывать рентабельность только по чистой прибыли.
Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов.
Коэффициент рентабельности текущих активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица текущих активов. Величина текущих активов в бухгалтерском балансе отображается в разделе «Оборотные активы».
Рентабельность собственного капитала характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств.
Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
,
где Rинвестиций— рентабельность инвестиций;
Кс— средняя величина собственного капитала;
Од— средняя величина долгосрочных обязательств.
Таблица 2.3
Показатели рентабельности капитала ООО “Арбат энд Ко” за 1-3 кварталы 2007 года, тыс. руб.
Показатели
1 квартал
2 квартал
3 квартал
Отклонения + /-
1-й кв. от 2-го
2-й кв. от 3-го
1. Чистая прибыль
53 199
(18715)
(134488)
-71 914
-115 773
2. Средняя стоимость активов
5 879427
7 666590,5
7 781314,5
+1787163,5
+114 724
3. Средняя стоимость собственного капитала
102 946,5
120 188,5
62 322
+17 242
-57 866,5
4. Средняя стоимость текущих активов
3 647586,5
4 653968
4 666191
+1006381,5
+12 223
5.Средняя стоимость долгосрочных обязательств
3 916087,5
4 826275
4 838790
+910 187,5
+12 515
6. Рентабельность активов
+0,9%
-0,24%
-1,7%
-1,14%
-1,46%
7. Рентабельность текущих активов
+1,46%
-0,4%
-2,9%
-1,5%
-2,5%
8. Рентабельность собственного капитала
+51,7%
-15,6%
-215,8%
-67,3%
-200,2%
9. Рентабельность инвестиций
+1,3%
-0,4%
-2,7%
-1,7%
-2,3%
Рис. 2.1. Динамика рентабельности активов и отдельных её частей за 1-3 кварталы 2007 года
Рис. 2.2. Динамика рентабельности собственного капитала за 1-3 кварталы 2007 года
Рентабельность активов в 1-м квартале составила +0,9%. Это означает, что 1 руб. активов предприятия приносил 0,9 копеек чистой прибыли. Во втором квартале рентабельность составила -0,24%. Столь резкий спад данного показателя обусловлен увеличением стоимости активов при одновременном резком уходе предприятия в убыток. В 3-м квартале темпы убыли возросли ещё больше, рентабельность активов упала на 1,46% и составила уже -1,7%.
Темпы убыли рентабельности текущих активов оказались ещё более высокими. Она упала с +1,46% в 1-м квартале до -2,9% в 3-м квартале. В 1-м квартале 1 рубль оборотных средств приносил 1,46 копейки чистой прибыли, а в 3-м на 1 рубль оборотных активов приходилось уже 2,9 копейки чистого убытка. Спад рентабельности текущих активов во 2-м квартале также обуславливался уходом в убыток и ростом стоимости оборотных активов. В 3-м квартале данный показатель уменьшился с -0,4% до -2,9% в основном только засчёт резкого роста убытков, так как средняя стоимость оборотных средств изменялась слабо.
В 1-м квартале рентабельность собственного квартала находилась на сравнительно высоком уровне и составляла +51,7%, это говорит о том, что 1 рубль собственных средств предприятия приносил 51,7 копейки. Данный показатель колеблется сильнее, чем все остальные так как собственный капитал занимает сравнительно небольшой удельный вес в структуре всего капитала предприятия. Во 2-м квартале рентабельность собственного капитала снизилась до -15,6%, а 3-м квартале до -200,2%. На 1 рубль собственных средств приходилось 2 рубля чистого убытка. Столь резкая амплитуда данного показателя косвенно говорит о том, что предприятие работает в основном засчёт привлечённых средств, так как она невозможна только засчёт использования собственного капитала, составляющего, как уже говорилось, очень малый удельный весь в структуре пассивов. Столь резкое падение данного показателя объясняется, во-первых, резким снижением чистой прибыли, а затем и увеличением чистого убытка. В 3-м квартале рентабельность собственного капитала не упала ещё ниже благодаря снижения стоимости собственного капитала примерно наполовину.
Темпы убыли рентабельности инвестиций также высоки: в 1-м квартале данный показатель составил 1,3%, во 2-м -0,4%, и в 3-м -2,7%. Так как для вычисления рентабельности инвестиций требуются величины собственного капитала и долгосрочных обязательств, а собственный капитал занимает малую долю в совокупном капитале предприятия, то можно также сделать вывод о том, рентабельность инвестиций снижается засчёт чистого убытка и огромного числа долгосрочных обязательств.
Итак, рассчитав и проанализировав показатели рентабельности ООО «Арбат энд Ко», можно смело заявить, что данное предприятие является временно нерентабельным. Однако, следует учитывать тот факт, что данное предприятие является операционной компанией огромного холдинга «Арбат Престиж», который обладает достаточным количеством средств, чтобы погасить обязательства данного предприятия целиком или частично, так что на грани банкротства данное предприятие не находится, а проведённый анализ говорит лишь о том, что предприятие ведёт целенаправленную политику на быстрое расширение засчёт привлечённых средств не остерегаясь некоторое время находиться в убытке.
продолжение
--PAGE_BREAK--