Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа финансового состояния организации
1.1 Общий анализ деятельности организации
1.2 Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
1.3 Бухгалтерская финансовая отчетность как основа информационного обеспечения анализа финансового состояния организации
Глава 2 Оценка финансового состояния организации
2.1 Анализ ликвидности
2.2 Анализ финансовой устойчивости организации
2.3 Расчет показателей рентабельности
2.4 Оценка экономического потенциала организации
2.5 Оценка деловой активности предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной тенденцией для всех стран.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность организации финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Профессиональное управление финансами требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных методов исследования. В связи с этим возрастает роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Анализ финансового состояния предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования.
Содержанием финансового анализа является изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.
Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывает возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.
Цель анализа заключается в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, а также в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Целью курсовой работы является исследование финансового состояния предприятия на примере предприятия ОАО «Карком».
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
определены теоретические основы анализа финансового состояния предприятия;
исследована бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ОАО «Карком»;
определена система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
ГЛАВА 1 Теоретические основы анализа финансового состояния организации
1.1 Общий анализ деятельности организации
26 октября 1934 года был создан Арзамасский завод коммунального машиностроения ОАО «Карком». С момента своего основания на заводе освоено более 300 моделей коммунальной техники.
Основная продукция компании на сегодняшний день — вакуумные, илососные, каналопромывочные, тротуароуборочные, поливомоечные машины, пескоразбрасыватели и мусоровозы.
Высокий технический уровень машин, выпускаемых ОАО «Карком», возможность их применения в различных климатических зонах определяют спрос на них не только в России, но и за рубежом. Продукция компании известна более чем в 30 странах мира[12].
Ориентировочная оценка удерживаемой предприятием доли рынка по основным видам продукции следующая:
— на местном рынке (область) = 41%;
— на российском рынке = 36%
Экспорт:
— страны СНГ — 28%;
— Прибалтика = 10%;
— дальнее зарубежье = 0,1%
По имеющимся данным, на сегодня удовлетворённость потребителей в коммунальной технике составляет не более 50-60%, а по вакуумным машинам, по илососам, каналопромывочным — и того меньше.
Заготовительное производство завода располагает:
Термической резкой металла на лазерном и плазменном комплексах с ЧПУ. Эти комплексы позволяют изготавливать заготовки с очень высокой точностью и минимально необходимыми припусками для механической обработки, что значительно увеличивает коэффициент использования металла;
Листогибочным и профилегибочным оборудованием с числовым программным управлением;
Ленточными пилами с ЧПУ;
Гильотиновыми ножницами MVS-E с ЧПУ.
Особой гордостью предприятия является цех механической обработки. Это современное производство, в котором работают самые новейшие станки.
Это и токарные центры с ЧПУ НААS серии SL, и обрабатывающие центры с ЧПУ STEINEL серии BZ, и другие.
На заводе автоматизировано управление ведущими бизнес-процессами. Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
В перспективе ожидается спрос на коммунальную технику. В последние годы активизирована работа по продвижению продукции на рынке стран СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья.
Сегодня высокий технический уровень машин, выпускаемых ОАО «Карком», возможность их применения в различных климатических зонах определяют устойчивый спрос на них не только в России, но и за рубежом. Продукция предприятия известна во многих странах мира[12].
К числу стран дальнего зарубежья, импортируемых коммунальные машины Арзамасского ОАО «Карком», относятся: Румыния, Болгария, Чехия, Венгрия, Монголия, Ирак, Ливия.
ОАО «Карком» занимает лидирующее положение в отрасли коммунального машиностроения. Войти в отрасль новым предприятиям достаточно сложно, т.к. завод имеет необходимое сложное и уникально гибкопереналаживаемое производство, которое сложно организовать на вновь появившемся предприятии. Также ОАО «Карком» имеет самый большой ассортимент коммунальной техники и прочные наработанные связи с потребителями.
Арзамасское ОАО «Карком» является единственным предприятием в отрасли, которое производит полный ассортимент коммунальных машин для санитарной очистки городских и сельских территорий. Однако производство коммунальной техники характеризуется сильной конкуренцией, и оно представлено достаточно мощными заводами-производителями.
Конкуренцию следует ожидать со стороны предприятий, входящих в состав бывшего МГО (межотраслевого государственного объединения) коммунального машиностроения: г. Мценск, Орловская область, завод «Коммаш» г. Киев, г. Турбов Украина.
Производство вакуумных машин освоили ОАО Грабовский завод специализированных автомобилей Пензенской области; ОАО «Кургандормаш» Курганской области.
Освоили производство мусоровозов авторемонтный завод г. Ряжск Рязанской области; АООТ Механический завод г. Балахна Нижегородской области.
Учитывая это обстоятельство, предприятие придерживается политики установления цен ниже цен своих конкурентов.
Как старейшее предприятие, Арзамасское ОАО «Карком» занимает лидирующее положение среди предприятий коммунального машиностроения, производящее многопрофильную коммунальную технику. Достаточно сказать, что каналопромывочные машины для профилактической и аварийной очистки канализационных сетей сегодня из стран СНГ не выпускает никто.
Главными конкурентами по производству данного вида мусоровоза являются заводы городов Ряжска, Мценска, Киева и Турбова, цены на выпускаемые ими мусоровозы 370, 420, 500, 550 тыс. руб. Достаточно большое количество конкурентов. Исходя из этого ОАО «Карком» придерживается стратегии снижения издержек производства. Поэтому предприятие идет на значительное капиталовложение в модернизацию оборудования. Предприятие также использует элементы метода неценовой конкуренции:--PAGE_BREAK--
— изменение свойств продукции (оснащенность манипулятором);
— совершенствование услуг, сопутствующих товару (гарантийный ремонт).
Предприятие сегодня:
Площадь общая — 141 213 кв.м
Площадь промышленной площадки — 109 643 кв.м.
Производственная площадь — 28 238 кв.м.
Площадь занятая офисами — 4 237 кв.м.
Площадь вспомогательных цехов — 5 458 кв.м.
Складские площади — 7 539 кв.м.
Дилеры завода — ЗАО Kоминвест — продажа техники " Карком " Арзамас.
Завод «Карком» является Открытым Акционерным Обществом. Учредителем общества является комитет по управлению государственным имуществом Нижегородской области. Предприятие работает на условиях самофинансирования. Уставной капитал предприятия составляет 12325,4 тыс. руб., на всю эту сумму выпущено 123254 акций, все акции обыкновенные.
ОАО «Карком» располагает постоянными квалифицированными кадрами со средним стажем работы на данном предприятии 15-20 лет.
Руководство предприятием осуществляют[12]:
1. Бирюков Александр Иванович — генеральный директор с 2001 года.
2.Лисин Владимир Иванович – технический директор, главный инженер с 1986 года.
3. Екимов Александр Александрович — коммерческий директор с 2001 года.
4. Демина Елизавета Александровна — главный бухгалтер с 1990 года.
Каждый из них обладает исключительной компетенцией в вопросах, связанный с организацией производства продукции предприятия.
Схема управления предприятием обладает достаточной гибкостью, трудовой коллектив работоспособен и может решать самые разнообразные производственный задачи.
Организационная структура ОАО «Карком» — линейно-функциональная. Она отражает функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления. Такая система позволяет снизить риск принятия ошибочного решения и легче реализовать единую политику организации, так как прослеживается четкое разграничение ответственности руководителей отдельных подразделений. Это позволяет облегчить контроль за исполнением стратегии решений в целом.
Функции генерального директора:
осуществляет руководство деятельностью предприятия;
имеет право первой подписи под финансовыми документами;
распоряжается имуществом для обеспечения его текущей деятельности;
утверждает штаты, заключает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
открывает в банках счета предприятия;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.
Компетенция совета директоров[3]:
решение вопросов общего руководства деятельностью предприятия;
определение приоритетных направлений деятельности предприятия;
созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
определение рыночной стоимости имущества;
определение размера услуг аудитора;
рекомендации по размеру годовых дивидендов, форме и порядку их выплаты;
принятие решений об использовании резервного и других фондов общества;
принятие решений о заключении крупных сделок.
Главными перспективными задачами компании являются качественное обновление и увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, расширение рынка сбыта и поиск партнеров с целью создания совместных предприятий по производству коммунальной техники.
1.2 Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
Содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами[4].
Ввиду многогранности анализ финансового состояния необходимо дифференцировать на виды.
Анализ хозяйственной деятельности классифицируется:
1) по отраслевому признаку:
отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.)
межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа хозяйственной деятельности
2) по признаку времени:
предварительный (перспективный), — проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений
оперативный, проводится сразу после совершения хозяйственных операций для оперативного выявления недостатков процесса финансово — хозяйственной деятельности. Его целью является обеспечение функции управления — регулирования.
последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия.
3) по пространственному признаку:
внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений
межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.
4) по объектам управления
технико — экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.
финансово — экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, — выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.
социально — экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.
экономико — статистический анализ применяется для изучения массовых общественно — экономических явлений.
экономико — экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.
маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.
5) по методике изучения объектов:
сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово — хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.
факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
маржинальный анализ, — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно — следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью. продолжение
--PAGE_BREAK--
экономико — математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.
стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
функционально — стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.
6) по субъектам анализа[9]:
внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.
вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.
по содержанию программы:
комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.
тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
1.3 Бухгалтерская финансовая отчетность как основа информационного обеспечения анализа финансового состояния организации
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой финансового анализа, так как в классическом понимании финансовый анализ — это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Основным источником информации для проведения финансового анализа служит бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование и предоставление полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.
Согласно статьям 1 и 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [1] все операции, осуществляемые в организации, подлежат регистрации в системе бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, составляемых по определенным формам.
В соответствии с правилами бухгалтерского учета ведутся два вида (типа) учета, различные по степени обобщения информации о хозяйственной деятельности организации:
1) аналитический учет — группирующий детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (однородные материалы или продукция);
2) синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций.
На основе информации, учитываемой на синтетических счетах, формируется бухгалтерская отчетность, представляющая собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая по формам, установленным Министерством финансов РФ[8].
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся:
1) руководители среднего и высшего звена, в работе которых необходимо использование информации об имущественном положении отдельных организаций, а также объединений организаций (как правило, холдингов);
2) учредители или собственники организации; в зависимости от организационно-правовой формы к собственникам организации могут относиться акционеры или участники (товарищи);
3) собственники имущества организации.
Бухгалтерская отчетность является важным, а часто единственным источником информации для так называемых внешних пользователей. Внешними пользователями являются:
1) инвесторы;
2) кредиторы;
3) контрагенты;
4) государственные органы.
Вместе с тем для внутренних, а в отдельных случаях и для внешних пользователей важным источником информации о финансово-хозяйственной деятельности организации является внутренняя отчетность.
Состояние данного элемента учета главным образом зависит от уровня организации управленческого учета предприятия и полностью определяется менеджментом предприятия, поскольку всякого рода внутренние отчеты, докладные и служебные записки, аналитические справки и сводные данные, в первую очередь, требуются именно для решения управленческих задач и принятия управленческих решений. Данная документация составляет неотъемлемую часть работы бухгалтерии предприятия, когда, помимо упомянутого значения, внутренние отчеты имеют также непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности. Во внутренней отчетности раскрываются (расшифровываются, анализируются) отдельные показатели, включаемые в строки баланса или отчета о прибылях и убытках. А сопоставление данных внутренней и «внешней» отчетности иногда может предоставить очень интересный материал в части реальной динамики продаж и затрат на них, которые не всегда попадают в формы отчетности, утвержденные Минфином России[5].
При этом вовсе не обязательно речь идет о сокрытии объектов от налогообложения. Иногда предприятие искусственно «наращивает» суммы оборотов, стоимость активов или даже прибыль для целей бухгалтерского учета, имея в виду какую-либо другую цель (выиграть тендер, получить банковский кредит и т.п.).
В этом случае именно обращение к внутренней отчетности позволяет собственникам бизнеса или инвесторам получить наиболее полную картину финансово-хозяйственной жизни и подлинного экономического состояния исследуемой организации.
Объем форм и порядок составления бухгалтерской отчетности (внешней) должны соответствовать требованиям ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности». Необходимо отметить, что немаловажную роль в формировании экономической информации для конечных пользователей бухгалтерской отчетности играет учетная политика, принятая в организации.
Формирование учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода со стороны персонала бухгалтерии или руководящего состава организации, ответственного за экономические вопросы.
Общие принципы составления учетной политики в организации закреплены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.
Система внутреннего контроля является более широким понятием, чем система бухгалтерского учета. Ею контролируется не только собственно бухгалтерский учет, но и ведение финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете и эффективности последней. Помимо контрольно-учетных функций (включая подготовку отчетности) система внутреннего контроля обеспечивает также контрольно-имущественные функции (в части обеспечения сохранности активов). Кроме того, она содержит инструментарий для выявления и исправления ошибок (искажений) информации в бухгалтерском и управленческом учете[8].
Важным аспектом, изучение которого предшествует анализу самой бухгалтерской отчетности, является содержание аудиторского заключения (при наличии такового), отражающее достоверность бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N° 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение—официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Непосредственно содержание и виды аудиторского заключения определены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.
Также важным элементом организации бухгалтерского учета на предприятии является наличие в структуре предприятия ревизионной комиссии или внутреннего аудита. Наличие ревизионной комиссии или ревизора обычно оговаривается в уставе предприятия. Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» формирование данной службы в данных хозяйствующих субъектах предусматривается в обязательном порядке. Лишь Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускает отсутствие ревизионного органа в организациях с числом участников меньше пятнадцати, но только если в уставе его наличие не установлено независимо от количества участников. Однако, несмотря на строгие требования законодательства, существование и финансирование эффективно действующей ревизионной комиссии, как правило, может позволить себе только крупное предприятие.
Бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса (форма № 1);
б) отчета о прибылях и убытках (форма № 2); продолжение
--PAGE_BREAK--
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
В соответствии с пунктом 1 Приказа № 67н в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности включаются:
• форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»:
• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»:
• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
• форма № 6 «Отчет целевом использовании полученных средств» (для общественных организаций) [1].
Их цель – подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития предприятия на перспективу.
Бухгалтерская отчетность, разработанная организацией на основании образцов форм, рекомендованных Минфином России, должна соответствовать требованиям своевременности, полноты, достоверности и нейтральности. С этой точки зрения организация самостоятельно решает вопрос о включении (или невключении) того или иного показателя в состав отчетности. В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть важность получения заинтересованными пользователями Положения об учетной политике, так как наличие (отсутствие) в составе бухгалтерской отчетности того или иного показателя зависит от содержания данного документа.
Отчетный год для всех организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, соответствует календарному году, а именно с 1 января по 31 декабря.
Важным при пользовательском анализе бухгалтерской отчетности является вопрос существенности показателей, отражаемых в отчетности. Отдельные показатели могут быть недостаточно существенными для отражения их в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснительной записке к указанным документам.
В бухгалтерской отчетности раскрываются сведения об активах, капитале, резервах и обязательствах организации, что осуществляется путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок и пр. непосредственно в формы отчетности либо в пояснительную записку. Допустим, отсутствует достаточная ясность для пользователя
Выбор единицы измерения (тысячи или миллионы рублей) осуществляется организацией. Организации с большими оборотами приводят данные в миллионах рублей, большинство организаций данные в формах отчетности указывают в тысячах рублей. В рублях финансовая отчетность, как правило, не составляется.
Данные в бухгалтерском балансе приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков или миллионах рублей, если организация имеет обороты продаж, обязательств, исчисляемые в сотнях миллионов рублей[8].
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. При наличии таковых пользователь бухгалтерской отчетности, в том числе из относящихся к внутренним, вправе потребовать заново составленный документ, входящий в состав бухгалтерской отчетности, за подписью руководителя и главного бухгалтера организации.
Формами отчетности предусмотрено отражение ряда показателей в круглых скобках. Это означает, что данный показатель либо имеет отрицательное значение, либо является вычитаемым при исчислении итоговых данных. Такими показателями могут быть следующие: непокрытый убыток; себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг); убыток от продаж; проценты к уплате; операционные расходы; уменьшение капитала; направление денежных средств; выбытие основных средств. В том случае, если для анализа используется бухгалтерская отчетность за ряд лет, необходимо учитывать, что практически каждый год вносятся изменения в порядок формирования отдельных форм отчетности. Наиболее часто изменениям подвергаются основные формы отчетности (бухгалтерский баланс и отчего прибылях и убытках).
Глава 2 Оценка финансового состояния ОАО «Карком»
2.1 Анализ ликвидности
Ликвидность характеризует способность предприятия своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам. Ликвидность баланса предприятия — степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности организации – это анализ возможности для предприятия покрыть все свои финансовые обязательства. Управление ликвидностью — деятельность предприятия по размещению средств, позволяющему в короткий период времени превратить активы в денежные средства. Для оценки ликвидности вычисляются коэффициенты ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности — показатель, характеризующий способность предприятия погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Иногда сумма абсолютно ликвидных средств может быть больше суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений за счет того, что в составе долгосрочных финансовых вложений также могут быть акции, облигации, паи и т.п., которые в любое время можно беспрепятственно превратить в наличные или безналичные денежные средства. Рекомендуемые значения: ≥0,2.
L1 = НЛА/(КЗ+ККЗ), (1)
где НЛА — наиболее ликвидные активы, включающие краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L1 (н)=10818/(94670+157960)=0,043
L1 (к)=11084/(232770+261123)=0,022
Данный коэффициент в анализируемом периоде снизился почти на 50%. Значение показателя на конец периода составило 0,022. На протяжении анализируемого периода коэффициент абсолютной ликвидности находится выше границы рекомендуемых оптимальных значений. Складывающаяся динамика изменения свидетельствует об устойчивой платежеспособности предприятия, возможно, что на нем производится своевременная реализация краткосрочных финансовых вложений.
Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия). Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить при реализации дебиторской задолженности.
L2 = (НЛА+КДЗ+ПОА)/(КЗ+ПКП+ККЗ), (2)
где КДЗ — краткосрочная дебиторская задолженность, ПОА – прочие оборотные активы, ПКП – прочие краткосрочные пассивы, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L2 (н) = (124411+82664)/347443=0,55
L2 (к) = (255747+159053+1107)/726805=0,57
Данный коэффициент очень мал, т.к. рекомендуемое его значение должно быть более 0,7. Низкие значения показателя указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для своевременных расчетов с поставщиками.
Общий коэффициент покрытия. Он характеризует, насколько текущая задолженность обеспечена оборотными средствами.
L3 = (НЛА + КДЗ + ПОА + З )/(КЗ + ККЗ), (3)
где НЛА — наиболее ликвидные активы, включающие краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, З – запасы, ОА – оборотные активы, ДФВ — долгосрочные финансовые вложения, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L3 (н)=360408/347443 = 1,0373
L3 (к)=616064/726805 = 0,848
Исходя из результата этого показателя (рекомендуемое значение от 1до 2), можно говорить о том, что у предприятия «Карком» на конец года появились небольшие проблемы с погашением своих задолженностей.
Коэффициент ликвидности по данным чистых оборотных активов. Показатель характеризует способность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет собственных оборотных средств.
L4 = ОА/1+КО, (4)
где ОА – оборотные активы, КО – краткосрочные обязательства.
L4 (н) = 303184/(1+252773)=1,2
L4 (к) = 478623/(1+194035)=2,5
Коэффициенты ликвидности L1-L4 не учитывают вероятностей своевременности реализации активов с целью обращения их в деньги и требований кредиторов вернуть долг в установленные сроки.
Общий коэффициент ликвидности. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства.
L5 = [ДС + 0,5(ДЗ+ПОА) + 0,3(ЗЗ+ДФВ)]/ (КО + КЗ + ККЗ), (5)
где ДС – денежные средства, КФВ – краткосрочные финансовые вложения, ДДЗ – дебиторская задолженность, ПОА – прочие оборотные активы, ДФВ — долгосрочные финансовые вложения, КО – краткосрочные обязательства, КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.
L5 (н) = (10818+0,5*113593+0,3*235997)/347443 = 0,398
L5 (к) = (11084+0,5*244663+0,3*360317)/726805 = 0,332 продолжение
--PAGE_BREAK--
Общий коэффициент платежеспособности. Он показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, которые отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.
L6 = НЛА + 0,5* (КДЗ+ПОА) + 0,3*З/КЗ+0,5*ККЗ+0,3*ДО (6)
КЗ – кредиторская задолженность, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы, ДО – долгосрочные обязательства.
L6 (н) = 10818+0,5*82664+ 0,3*195992/94670+0,5*157960+ 0,3*58301 = 0,58
L6(к)=11084+0,5*(159053+1107)+0,3*295109/232770+0,5*261123+ 0,3*57752 = 0,47.
Наш показатель платежеспособности носит отрицательный характер, т.к. не соответствует рекомендуемому и равен 0,58 и 0,47 соответственно (рекомендуемое значение ≥ 1), исходя из этого можно сделать вывод, что риск банкротства нашей организации максимален.
Ниже приведена таблица со значениями коэффициентов ликвидности на предприятии «Карком» на начало и конец года, а также их рекомендуемые значения (Таблица 2.1).
Таблица 2.1. Показатели ликвидности предприятия
Наименование
Обозначение
Расчет
Нормативное значение
Коэффициент абсолютной ликвидности
L1(н)
L1(к)
0,043
0,022
≥0,2
≥0,2
Коэффициент быстрой ликвидности
L2 (н)
L2 (к)
0,55
0,57
0,8 — 1
0,8 — 1
Общий коэффициент покрытия
L3 (н)
L3 (к)
1,037
0,848
1-2
1-2
Коэффициент ликвидности по данным чистых оборотных активов
L4 (н)
L4 (к)
1,2
2,5
Общий коэффициент ликвидности
L5 (н)
L5 (к)
0,398
0,332
≥1
≥1
Общий коэффициент платежеспособности
L6 (н)
L6 (к)
0,58
0,47
≥1
≥1
Коэффициенты ликвидности имеют неодинаковое значение для различных групп пользователей финансовой отчетности. В данном случае наблюдается дефицит собственных оборотных активов, вследствие чего, предприятии с трудом покрывает свои задолженности.
2.2 Анализ финансовой устойчивости организации
Коэффициент маневренности. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств отражает ту часть собственного оборотного капитала, который покрывается собственными источниками финансирования. Величина собственного оборотного капитала также характеризует финансовую устойчивость предприятия – чем больше его величина и выше динамика, тем выше устойчивость. Нормативное значение для данного коэффициента — 0,5; минимально допустимое значение – 0,1.
Км = (Ис-ОС)/Ис, (7)
где Ис — источники собственных средств, ОС – основные средства
Км(н) = 96685-61594/96685 = 0,36
Км(к) = 106204-91123/106204 = 1,86
Анализ динамики коэффициента маневренности собственных средств выявил устойчиво высокое значение показателя: на протяжении всего периода собственный оборотный капитал предприятия «Карком» покрывается собственными источниками финансирования. Состояние предприятия характеризуется как финансово устойчивое.
Коэффициент долга. Он показывает долю задолженности в балансе. Данный коэффициент представляет собой отношение суммарной задолженности к суммарной величине активов.
Кд. = ДО+КО/Вб, (8)
где КО – краткосрочные обязательства, ДО – долгосрочные обязательства, Вб- валюта баланса.
Кд.(н) = 94670+157960/407759 = 0,62
Кд.(к) = 232770+261123/657991 = 0,75
Коэффициент финансовой независимости. Он характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования, особенности текущей производственной деятельности.
Кфн = СК/А, (9)
где СК – собственный капитал, А – суммарный актив.
Кфн(н) =96685/407759 = 0,24
Кфн(к) =106204/657991 = 0,16
Рекомендуемое значение этого показателя ≥ 0,6. На данном предприятии показатели ниже рекомендуемых, поэтому считается, что если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, то компания сможет продать половину своего имущества, сформированного за счет собственных источников, даже если вторая половина имущества окажется по каким-либо причинам неликвидной. Стоит отметить, что низкий коэффициент финансовой устойчивости и высокая доля краткосрочных кредитов во внешних займах вдвойне ухудшают финансовую устойчивость предприятия.
Коэффициент финансового рычага (коэффициент капитализации). Он показывает процент заимствованных средств по отношению к собственным средствам компании. Рекомендуемые значения – 0,5- 0,8.
Кфр = (ДО + КО)/СК, (10)
где ДО – долгосрочные обязательства, КО – краткосрочные обязательства, СК – собственный капитал
Кфр (н) = (58301 + 252773)/96685 = 3,22
Кфр (к) = (57752 + 494035)/106204 = 5,19
Коэффициент финансового рычага прямо пропорционален финансовому риску предприятия. Судя по полученным значениям, можно говорить о высоком уровне риска банкротства предприятия «Карком». продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициент автономии. Он определяет степень независимости предприятия от внешних источников и показывает долю собственных средств в общем объеме инвестируемых ресурсов.
Ка = Ис/Вб, (11)
где Ис — источники собственных средств, Вб – валюта баланса.
Ка(н) =96685/407759=0,24
Ка(к) =106204/657991=0,16
За анализируемый период показатель уменьшился на 0,08 и составил на конец периода 0,16 (рекомендуемое значение для коэффициента автономии — не ниже 0,5).
Анализ коэффициента автономии на протяжении анализируемого периода демонстрирует отрицательную динамику. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о недостаточном значении коэффициента автономии на протяжении всего периода. Предприятие «Карком» характеризуется низким запасом прочности. Возможность привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости у предприятия отсутствует.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами. Данный показатель характеризует часть собственного капитала предприятия, которая используется для покрытия текущих активов.
Коб.с.с. = СОС/З, (12)
где СОС — собственные оборотные средств, З — запасы
Коб.с.с.(н) = (96685-104576+58301)/195992=0,25
Коб.с.с.(к) = (106204-179368+57752)/295109=-0,05
Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами на протяжении всего анализируемого периода не соответствует рекомендуемому значению. В рассматриваемом периоде данный коэффициент изменился и составил на конец периода -0,05 (нижний предел значений для данного коэффициента — 0,1; в оптимальном случае значение коэффициента должно превышать 0,2). Снижение коэффициента до значения, меньше 0, свидетельствует об исчезновении у предприятия собственного оборотного капитала. В этом случае оборотный капитал предприятия в полном объеме финансируется за счет заемных средств. Финансовое положение предприятия «Карком» расценивается как неустойчивое.
Коэффициент финансирования. Этот коэффициент дает общую оценку финансовой устойчивости предприятия, характеризуя какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных: доля заемных средств в 40-50% может быть опасной для финансовой стабильности. Рекомендуемое значение для коэффициента финансирования — ≥ 1.
Кф = Ис/ (КО +ДО), (13)
где Ис — источники собственных средств, ДО – долгосрочные обязательства, КО – краткосрочные обязательства,
Кф (н) = 96685/ (58301 + 252773) = 0,32
Кф (к) =106204/ (57752 + 494035) = 0,19
По данным рассматриваемого предприятия коэффициент финансирования за период уменьшился на 0,13 и составил на конец периода 0,19. В результате анализа коэффициента финансирования отмечается отрицательная динамика. Нерациональное соотношение средств, участвующих в финансировании деятельности предприятия, складывается в пользу заемных средств. Собственных средств недопустимо мало. Считается, что если величина коэффициента финансирования меньше 0,8 (т.е. большая часть имущества сформирована за счет заемных средств), то это может свидетельствовать о значительном финансовом риске.
2.3 Расчет показателей рентабельности
Общая экономическая рентабельность — индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов). Уровень общей экономической рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия.
Rоэ = Пр до НО / Вб, (14)
где Пр до НО – прибыль до налогообложения, Вб — средняя величина активов за период (валюта баланса).
Rоэ = 19846 / 532875 = 0,037.
Коэффициент рентабельности собственного капитала. Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить эффективность собственного капитала с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги).
Rск = ЧПр/СК, (15)
где ЧПр – чистая прибыль, СК – средняя величина собственного капитала.
Rск(н) = 9519/101444,5 = 0,094
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании, в данном случае ее величина не велика — 0,094.
Рентабельность внеоборотных активов. ОН отражает эффективность использования внеоборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия.
Rва = ЧПр/ВнА, (16)
где ВнА – средняя величина внеоборотных активов.
Rва = 9519/141972=0,067
Показатель демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. На данном предприятии рентабельность внеоборотных активов не высока.
Рентабельность активов — это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала.
Rа = ЧПр/Вб, (17)
где ЧПр – чистая прибыль, Вб — средняя величина активов за период (валюты баланса).
Rа = 9519/532875 = 0,018.
С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления.
2.4 Оценка экономического потенциала организации
Под экономическим потенциалом организации понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Наращение экономического потенциала в организации наблюдается в случае, если:
Темп роста прибыли >Темп роста выручки >Темп роста себестоимости
Оценим экономический потенциал для нашего ОАО «Карком»:
Темп роста прибыли.
Тр.пр. = Про/Прб*100%, (18)
где Про — прибыль в отчетном периоде, Прб — прибыль в базисном периоде.
Тр.пр. = 9519/8641*100%= 110,16%
Темп роста выручки
Тр.в. = Во/Вб*100%, (19)
где Во — выручка в отчетном периоде, Вб — выручка в базисном периоде.
Тр.в. = 2022033/1398814 *100%= 144,55%
Темп роста себестоимости.
Тр.с/ст = Со. / Сб*100%., (20)
где Со – себестоимость продукции в отчетном периоде, Сб. — себестоимость продукции в базисном периоде.
Тр.с/ст = 1828116/1259353 *100%= 145,16%
Итак, в нашем случае:
Темп роста прибыли
Из полученных значений можно сделать вывод, что на предприятия в будущем могут возникнуть проблемы с покрытием своих расходов, потому что идет спад прибыли, тогда как себестоимость возрастает, и предприятие работает в убыток и не покрывает самые минимальные расходы. В лучшем случае, если оно будет работать в «ноль», т.е. покрывать свои затраты за счет доходов, но не получая реальной прибыли.
2.5 Оценка деловой активности предприятия продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.
Коэффициент оборачиваемости активов. Он характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Он сильно варьируется в зависимости от отрасли.
Коб.а. = Вр/ Вб, где Вр – выручка (21)
Коб.а. = 2022033/532875 = 3,79
Фондоотдача. Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов.
Фо = Вр/ВА, (22)
где ВА – средняя величина внеоборотных активов за период.
Фо = 2022033/ 141972 = 14,24.
Фондоемкость – это показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции.
Фе = ВА/Вр = 1/ Фо (23)
Фе = 1/14,24 = 0,07.
Коэффициент загрузки (закрепления) активов. Коэффициент закрепления оборотных средств показывает величину оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции.
Кз.оа. = ОА/Вр, (24)
где ОА — средняя величина оборотных активов за период.
Кз.оа. = 390903,5/2022033 = 0,19
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Он показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты для своей продукции. Снижение данного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связан и с переходом компании к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширение доли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будут потребности компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.
Коб.дз = Вр/ДЗ, (25)
где ДЗ — среднегодовое значение дебиторской задолженности.
Коб.дз = 2022033/120858,5 = 16,73.
Коэффициент оборачиваемости МПЗ. Он отражает скорость реализации запасов. Чем выше показатель, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной группе активов.
Коб.мпз = Вр/МПЗ, (26)
МПЗ — средняя величина МПЗ.
Коб.мпз = 2022033/240117,5 = 8,42.
Период оборота активов.
Тоб.а. = t/ Коб.а., (27)
где t – количество дней анализируемого периода.
Тоб.а. = 360/3,79 = 94,99
Период оборачиваемости МПЗ.
Тоб.мпз. = t/ Коб.мпз (28)
Тоб.мпз. = 360/8,42 = 42,76
Период оборачиваемости дебиторской задолженности. Это показатель, выражающий оборачиваемость дебиторской задолженности как среднее число дней, требуемое для сбора долгов, т.е. показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.
Тоб.дз. = t/ Коб.дз (29)
Тоб.дз. = 360/16,73 = 21,52
Период полного производственного цикла.
Тпц = Тоб.дз. + Тоб.мпз. (30)
Тпц = 42,76 + 21,52 = 64,28
Период полного производственного цикла — это часть операционного цикла предприятия, характеризующая период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса (начиная с момента поступления сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции).
Заключение
Финансовое состояние — важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Это показатель его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
На основании финансового анализа руководство предприятия может принимать управленческие решения, а потенциальные инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные лица могут делать выводы о финансовой устойчивости, надежности и платежеспособности фирмы.
Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — к увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
В курсовой работе дана оценка финансового состояния предприятия «КОММАШ» за 2008 год на основе расчетов множества коэффициентов. Используемые для исследования показатели позволили сделать вывод, что ОАО «КОММАШ» за анализируемый период имело неустойчивое состояние. В данном случае наблюдается дефицит собственных оборотных активов, вследствие чего, предприятии с трудом покрывает свои задолженности. Нерациональное соотношение средств, участвующих в финансировании деятельности предприятия, складывается в пользу заемных средств. Собственных средств недопустимо мало.
Предприятие достаточно эффективно использует имеющиеся у него фонды. В организации идет процесс спада экономического потенциала. Основной удельный вес в источниках формирования активов занимает заемный капитал.
Недостаточно эффективно используются имеющиеся активы, собственный капитал и заемные средства, привлеченные на долгосрочной основе.
В связи с неустойчивым финансовым состоянием ОАО «КОММАШ» для улучшения его деятельности предлагается:
проводить эффективную работу по возврату долгов;
увеличить оборотные активы предприятия;
повысить объем реализации услуг и продукции за счет освоения новых рынков сбыта.
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», № 129-ФЗ от 21.11.96. (в редакции федерального закона от 23.07.98. № 123-ФЗ).
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник — М.: Финансы и статистика", 2000.
3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: Инфра — М, 2004.
4.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 424 с.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово — экономической деятельности предприятия — М: Юнити, 2002.
6. Петров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. М.:» Финансы и статистика», 2000.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: Инфра — М, 2004.
8.Седова Е. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – информационная база финансового анализа // Бухгалтерский учет и отчетность. – С. 23 – 36.
9. Скамай Л.Г., М.И. Трубочкина. Экономический анализ деятельности предприятия. — М. — 2007.
10. Строгонов Н.В. Финансы организаций: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2003.
11. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 366 с.
12. www.kommash.ru