Реферат по предмету "Финансовые науки"


Эффект производственного рычага

Алматинская Академия Экономики и Статистики
Курсовая работа по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
На тему: «Эффект производственного рычага»
Подготовила:Сунгенова А.К.
Студентка 4курса, на базе СО
Проверил:Шайменов А.К.
Степногорск, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты управления производственного  рычагом   5
1.1.Структура и содержание эффекта производственного рычага и производственный риск. 5
1.2.Операционный анализ. Эффект производственного рычага, расчет «порогарентабельности» и «запасов финансовой прочности». 8
Глава 2.Внутренний анализ деятельности предприятия, работающего в условиях рынка. 16
2.1.Функциональная зависимость между прибылью, объемом продаж и себестоимостью   16
2.2.Влияние на прибыль от продаж уровня постоянных расходов. 24
Глава 3.Анализ и оценка эффекта производственного рычага на предприятии  27
3.1.Краткая характеристика предприятия «Казахмыс ПЛС» и оценка егофинансового состояния. 27
3.2.Анализ и оценка эффекта производственного рычага на предприятии. 30
Заключение. 35
Списокиспользованной литературы… 36
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 37
Обзорпроизводства меди… 39
KazakhmysCopper — Обзор по регионам… 41
KazakhmysCopper — Обзор по регионам… 43
KazakhmysCopper — Обзор по регионам… 45
KazakhmysCopper — Обзор по регионам… 46
Объемыреализации… 48
/>Введение
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется какопределенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенномуизменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
— финансовый;
— производственный (операционный);
— производственно-финансовый.
Всякое предприятие является источником риска. При этом рисквозникает на основе факторов производственного и финансового характера. Этифакторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансовогохарактера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затратпроизводственного и финансового характера можно управлять. Это управлениепроисходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источниковформирования затрат производственного характера.
В результате использования различных источниковфинансирования складывается определенное соотношение между собственными изаемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по немуобразуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этихиздержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовыйлеверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибылипредприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимостьоказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельностьсобственного капитала.
Финансовый риск находит отражение в соотношении собственныхи заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразностии эффективности использования последних. Использование заемных средств связанодля коммерческой организаций с определенными, порой значительными издержками. Каководолжно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченнымидолгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Именно этавзаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
Количественно эта характеристика измеряется соотношениеммежду заемным и собственным капиталом; уровень финансового левериджа прямопропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемуюакционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся,кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Такимобразом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый рисккомпании.
Итак, сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибылькоммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочныхпассивов.
Производственный леверидж зависит от структуры издержекпроизводства и, в частности, от соотношения условно-постоянных иусловно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственныйлеверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска ипродаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли взависимости от изменения объемов продаж.
Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компанияимеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногдадаже незначительное изменение объемов производства может привести ксущественному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компаниявынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет. Изменчивостьприбыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционноголевериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровеньпроизводственного левериджа, тем выше производственный риск компании.
Глава 1. Теоретические аспекты управленияпроизводственного рычагом 1.1. Структура и содержание эффектапроизводственного рычага и производственный риск
Эффект производственного (производственного) левериджа(рычага) заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное впроцентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному впроцентах). Сила воздействия производственного левериджа является меройпредпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тембольший риск несут акционеры; порог рентабельности. Это объем выручки отреализации, при котором достигается нулевая прибыль при нулевых убытках.
Производственный (производственный) леверидж количественнохарактеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общейих сумме и вариабельностью показателя «Прибыль до вычета процентов иналогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценитьвлияние изменчивости производственного левериджа на финансовые результатыдеятельности фирмы.
Уровень производственного левериджа рассчитывается как:
/>.
Вместе с этим показателем при анализефинансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффектапроизводственного левериджа, обратную величине порога безопасности:
/>. (1)
Если доля постоянных расходов велика, говорят, что преприятияимеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятияиногда даже незначительное изменение объемов производства может привести ксущественному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятиявынуждены нести в любом случае, производится продукция или нет.
Вариабельность прибыли при изменении объемов производства вмодели безубыточности выражается через величину производной:
/> (2)
Чем больше величина маржинального дохода, тем большеизменение прибыли при изменении объемов производства. Разумеется, приблагоприятном стечении обстоятельств предприятии с высокой величиной маржинальногодохода могут быстро нарастить прибыль, однако при наступлении неблагоприятнойситуации падение прибыли у таких предприятий будет гораздо быстрее, чем у тех,у которых доля маржинального дохода в выручке ниже. Тот же вывод можно сделать,рассмотрев изменение порога безопасности при изменении выпуска:
/> (3)
Чем выше производственный леверидж, тем сильнее изменитсявеличина порога безопасности при изменении объемов выпуска.
Итак, изменчивость прибыли, обусловленная изменениемпроизводственного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чемвыше уровень производственного левериджа, тем выше производственный рискпредприятия. Предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (иследовательно, более высоким производственным левериджем) несут и больший рискубытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации.
Эффект производственного левериджа проявляется в том, чтопри изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровеньпроизводственного левериджа, тем сильнее это влияние.
Эффект производственного левериджа предприятия напримерравен
/>,
и это означает, что падение выручки предприятия на 1%приведет к падению его прибыли на 6,33%.
Величину производственного левериджа можно считатьпоказателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса,которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных ипеременных расходов в общей структуре затрат является отражением не толькоособенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевыхособенностей деятельности.
Можно привести различные примеры, показывающие рольпроизводственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкимиотраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов оченьвысок, поскольку вне зависимости от степени интенсивности использованияскважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на ееподдержание. То же самое можно сказать о металлургической промышленности,железнодорожном и водном транспорт и т.п.
Прибыль предприятия, у которого уровень производственноголевериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падениипродаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности.Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджаявляется более рискованным.
Однако считать, что высокая доля постоянных расходов вструктуре затрат предприятия является отрицательным фактором, так же как и абсолютизироватьзначение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджаможет свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, отехническом перевооружении, повышении производительности труда, а такжереализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Всеэти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличениидоли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственноголевериджа.
Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятияпозволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования ипринятия управленческих решений.
Вообще говоря, сложившийся в предприятии уровеньпроизводственного левериджа — это характеристика потенциальной возможностивлиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структурысебестоимости и объема выпуска. 1.2. Операционный анализ. Эффект производственногорычага, расчет «порога рентабельности» и «запасов финансовойпрочности»
Основа финансового менеджмента — финансовый хозяйственныйанализ, в рамках которого на первый план выступает анализ структурысебестоимости.
Известно, что предпринимательская деятельность связана сомногими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на двегруппы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса ипредложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ееконкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критическихпоказателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельнойвыручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.
К переменным затратам, которые изменяются от измененияобъема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия длятехнологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработнаяплата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. Кпостоянным (общефирменным) затратам — амортизационные отчисления, арендная плата,заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит,командировочные расходы, расходы на рекламу и др.
Анализ производственных затрат позволяет определить ихвлияние на объем прибыли от реализации, но если к этим проблемам подойтиглубже, то выясняется следующее:
· такое деление помогает решить задачу увеличениямассы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;
· позволяет искать наиболее оптимальное сочетаниепеременных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;
· позволяет судить об окупаемости затрат и финансовойустойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.
Основными величинами, используемыми в производственноманализе, являются:
— валовая маржа (сумма покрытия). Эта величина рассчитываетсякак разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Онапоказывает, хватает ли у предприятия средств для покрытия постоянных расходов иполучения прибыли;
— сила производственного левериджа. Вычисляется какотношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налогана прибыль. Она показывает, на сколько процентов изменится прибыль приизменении выручки на один процент.
Любое изменение выручки в этой точке приводит квозникновению прибыли или убытка. Вблизи порога рентабельности силапроизводственного левериджа является наибольшей. По мере удаления от нее онауменьшается, что хорошо согласуется с концепцией предпринимательского риска: чембольше сила производственного левериджа, тем ближе предприятие находится кпорогу рентабельности, и тем больше опасность, что прибыль сильно уменьшитсяили даже превратится в убытки при небольшом изменении выручки. Порогрентабельности рассчитывается как сумма постоянных затрат, деленная наотношение валовой маржи к выручке; запас финансовой прочности. Это разницамежду выручкой предприятия и порогом рентабельности. Запас финансовой прочностипоказывает, на какую величину может уменьшиться выручка, чтобы предприятие всееще не несло убытков. Расчет приведенных выше величин позволяет оценитьустойчивость предпринимательской деятельности предприятия и предпринимательскийриск, связанный с ней.
Как правило, чем выше постоянные затраты предприятия, темвыше связанный с ним предпринимательский риск. В свою очередь, высокиепостоянные затраты обычно являются результатом наличия у предприятиядорогостоящих основных средств, нуждающихся в обслуживании и периодическомремонте.
/>
Уровень постоянных затрат во многих предприятиях частобывает значительным, что связано с необходимостью обслуживания офисных зданий,компьютерной техники, затратами на рекламу, на постоянное обновление технологиипроизводства и т.п. Для снижения предпринимательского риска, связанного стакими предприятиями, необходимо взвешено подходить к наращиванию постоянныхзатрат, делая это только в случае, когда это действительно необходимо. Обычно,если запас финансовой прочности составляет более 10% от выручки, и силапроизводственного левериджа не слишком велика, положение многих предприятийможно считать достаточно благоприятным. Однако только на основе этих величиннельзя сделать достоверного вывода о состоянии предприятия. Предпринимательскийи финансовый риски необходимо рассматривать в совокупности.
Совместный эффект производственного и финансового левериджа.Определение совокупного влияния на деятельность предприятия структуры затрат иструктуры капитала и управление этими параметрами является одной из основныхзадач финансового менеджмента. Совместный эффект производственного ифинансового левериджа определяется умножением силы производственного левериджана силу финансового левериджа. Полученная величина показывает, на сколькопроцентов изменится чистая прибыль в расчете на одну акцию при изменении объемапродаж на один процент.
Расчет совместного эффекта производственного и финансовоголевериджа позволяет оценить совокупный риск, связанный с предприятием. Какможно видеть, сочетание высокой силы производственного левериджа (низкий запасфинансовой прочности, высокая доля постоянных расходов) с высокой силойфинансового левериджа (высокая доля заемных средств, значительный объемпроцентных платежей) ведет к сильному увеличению совокупного риска, связанногос предприятием. Такой ситуации необходимо избегать всеми доступными средствами,прежде всего, разумной политикой заимствования средств и взвешенным управлениемструктурой затрат.
Критерием выбора наиболее рентабельной продукции могутслужить следующие показатели:
· валовая маржа на единицу продукции;
· доля валовой маржи в цене единицы продукции;
· валовая маржа на единицу ограниченного фактора.
Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат,следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции вопределенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот какхарактеризуется поведение переменных и постоянных затрат при изменении объемапроизводства (сбыта).
Таблица 1. Поведение переменных и постоянных затрат приизменении объема производства (сбыта) Объем производства (сбыта) Переменные издержки Постоянные издержки суммарные на единицу продукции суммарные на единицу продукции Растет Увеличиваются Неизменные Неизменные Уменьшаются Падает Уменьшаются Неизменные Неизменные Увеличиваются
Структура издержек не столько количественное отношение,сколько качественное. Тем не менее влияние динамики переменных и постоянныхзатрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производствавесьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан производственныйрычаг.
Эффект производственного рычага заключается в том, что любоеизменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменениеприбыли.
Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используетсяцелый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные ипостоянные с помощью промежуточного результата. Эту величину принято называтьваловой маржой, суммой покрытия, вкладом.
В эти показатели входят:
· валовая маржа = прибыль от реализации + постоянныезатраты;
· вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации — переменныезатраты;
· эффект рычага = (выручка от реализации — переменныезатраты) / прибыль от реализации.
Если трактовать эффект воздействия производственного рычагакак изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколькоизменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции.
Изменяется выручка, изменяется сила рычага. Например, еслисила рычага равна 8,5, а рост выручки планируется на 3%, то прибыль вырастет на:8,5 х 3% = 25,5%. Если выручка падает на 10%, то прибыль уменьшается на: 8,5 х10% = 85%.
Однако при каждом росте выручки от реализации сила рычагаменяется, а прибыль растет.
Перейдем к следующему показателю, который вытекает изпроизводственного анализа, — порогу рентабельности (или точки безубыточности).
Порог рентабельности рассчитывается как отношение постоянныхзатрат к коэффициенту валовой маржи:
К валовой маржи = валовая маржа / выручка от реализации
Отсюда:
порог рентабельности = постоянные расходы / К валовой маржи
Следующий показатель — запас финансовой прочности:
Запас финансовой прочности = выручка от реализации — порогрентабельности.
Размер финансовой прочности показывает, что у предприятияесть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разницамежду выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки. Итак:
· сила воздействия производственного рычага зависитот относительной величины постоянных затрат;
· сила воздействия производственного рычага прямосвязана с ростом объема реализации;
· сила воздействия производственного рычага тем выше,чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
· сила воздействия производственного рычага зависитот уровня фондоемкости;
· сила воздействия производственного рычага темсильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.
Пример для расчета
Исходные данные:
Выручка от реализации продукции — 10000 тыс. тенге
Переменные затраты — 8300 тыс. тенге
Постоянные затраты — 1500 тыс. тенге
Прибыль — 200 тыс. тенге
Расчет:
1. Рассчитаем силу воздействия производственного рычага.
Сумма покрытия = 1500 тыс. тенге + 200 тыс. тенге = 1700 тыс.тенге
Сила воздействия производственного рычага = 1700 / 200 = 8,5раза,
2. Предположим, что на следующий год прогнозируется ростобъема реализации на 12%. Мы можем рассчитать, на сколько процентов возрастетприбыль:
12% * 8,5 =102%.
10000 * 112% / 100= 11200 тыс. тенге
8300 * 112% / 100 = 9296 тыс. тенге
11200 — 9296 = 1904 тыс. тенге
1904 — 1500 = 404 тыс. тенге
Сила воздействия рычага = (1500 + 404) / 404 = 4,7 раза.
Отсюда прибыль возрастает на 102%:
404 — 200 = 204; 204 * 100 / 200 = 102%.
Определим порог рентабельности для этого примера. Для этихцелей следует рассчитать коэффициент валовой маржи. Он считается как отношениеваловой маржи к выручке от реализации:
1904 / 11200 = 0,17.
Зная коэффициент валовой маржи — 0,17, считаем порогрентабельности.
Порог рентабельности = 1500 / 0,17 = 8823,5руб.
Глава 2. Внутренний анализ деятельности предприятия,работающего в условиях рынка
Внутренний анализ деятельности предприятия, работающего вусловиях рынка, состоит из:
— установления функциональной зависимости между прибылью,объемом и себестоимостью проданного;
— анализа влияния на прибыль отдельных факторов,базирующихся на использовании в расчетах маржинального дохода;
— анализа данных внутренней отчетности о формированиифактической прибыли от продаж;
— анализа данных внутренней отчетности о формированиифактической прибыли от продаж;
— анализа отклонения от стандартных прямых затрат;
— анализа исполнения бюджета по накладным расходам;
— анализа вариантов управленческих решений, базирующихся навзаимосвязи прибыли, объема и себестоимости проданного. 2.1. Функциональная зависимость между прибылью,объемом продаж и себестоимостью
Расходы, связанные с управлением и обслуживаниемпромышленного производства и сбыта продукции, не зависящие от объемапроизводства и сбыта, являются постоянными расходами. Те расходы, которыезависят от объема производства и реализации (сырье, материалы), являютсяпеременными расходами.
Прибыль в сумме с постоянными расходами рассматривается какмаржинальный доход. Такое деление расходов и доходов фирмы позволяет установитьфункциональную зависимость между прибылью, объемом и себестоимостью, котораяможет быть изображена графически. Наличие этой зависимости позволяет на основепростейших расчетов выявлять различные варианты уровней прибыли в зависимостиот устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам. Кроме того,может быть определен наиболее приемлемый вариант формирования прибыли (см.рис.1).
/>
Рис. 1.
График позволяет сразу ответить на вопросы, при каком объемепродаж предприятие получит прибыль и при каком объеме продаж ее не будет. Точка,при которой за траты на производство и сбыт продукции будут равны выручке отпродаж, называется точкой критического объема продаж. Если пакет заказов напродукцию будет ниже объема в критической точке, для фирмы может быть решенвопрос о целесообразности организации выпуска продукции в объеме, определяемомпакетом заказов покупателей. График показывает, что на прибыль прямое влияниеоказывает объем продаж и себестоимость, в той ее части, которая относится кпостоянным расходам. Связь прибыли с объемом продаж зависит не только отколичества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будетотнесена на единицу проданной продукции. Этому фактору уделяется большоевнимание. И поэтому тщательно изучают возможности снижения уровня общей суммыпостоянных расходов. С этой целью выполняются предварительные расчеты. Известно,что рост объема производства и продаж неминуемо влечет за собой увеличениеотдельных видов затрат, относимых к постоянным расходам. Поэтому при принятиирешения о расширении производства для определенных его уровней составляютсясоответствующие им расчеты бюджетов постоянных расходов. Оптимальным признаетсябюджет, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене на единицупродукции. Обычно, вместо постоянного построения графиков проводится расчетточки критического объема продаж аналитическим путем. Для вывода формуланалитического расчета используют график, приведенный на рис. 2.
/>
При этом в графике маржинального дохода меняют местамипеременные и постоянные расходы с тем, чтобы соединить вместе на графике зонуприбыли и зону постоянных расходов. В соответствии с рис.2 приняты следующиеобозначения:
Т — точка критического объема продаж;
Дм — общая сумма маржинального дохода;
Ду — удельный вес маржинального дохода;
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу
продукции;
Ц — цена единицы продукции;
Н — постоянные расходы;
Рп — переменные расходы;
П — прибыль от продаж;
В — выручка от продаж;
К — количество проданного в натуральных единицах.
Итак, маржинальный доход равен
Дм=П+Н. (1)
В точке критического объема продаж маржинальный доход равенпостоянным расходам. График позволяет также определить маржинальный доход какразность между выручкой от продаж и переменными расходами:
Дм=В-Рп. (2)
В приведенном примере максимальный объем выручки от продажсоставляет 20 млн. тенге., а сумма переменных расходов — 8 млн. тенге. Следовательно,Дм=20-8=12 млн. тенге. Графическое построение дает возможность записать такуюпропорцию:
Т: Н=В: Дм. Преобразуя эту пропорцию, можно определитьформулу расчета точки критического объема продаж в денежной оценке:
Т=В*Н/Дм. (3)
Для данного примера 20*4: 12=6,67 млн. тенге. При заменеденежного выражения в натуральное можно найти критический объем продаж внатуральном выражении 1000*4: 12=333 натур, ед. И для натурального выраженияпредыдущая формула имеет вид:
Т=К*Н/Дм. (4)
Ставку маржинального дохода рассчитывают путем деления общейсуммы маржинального дохода на число натуральных единиц максимального объемапродаж, т.е.
Дс=Дм: К. В данном случае Дс=12 млн. ден. ед.: 1000 нат.
ед. =12000 тенге. или Дм=К*Дс, тогда Т=Н: Дс.
Используя эту формулу, рассчитывают точку критическогообъема продаж на базе сведений о постоянных расходах и ставке маржинальногодохода в цене за единицу
продукции:
Т=4000 тыс. тенге.: 12 тыс. тенге. =333 нат. ед.
Формула (4) может быть использована и для расчета точкикритического объема продаж в% к максимальному объему продаж, который принят за100%:
Т=Н: Дм*100%=4: 12*100%=33,3%. (5)
Далее приведены формулы определения прибыли, базирующиеся наиспользовании в расчетах маржинального дохода.
П=Дм-Н. (6)
Так определяют прибыль от продаж, если известны общая суммамаржинального дохода и постоянные расходы: 12-4=8 млн. тенге. Удельный весмаржинального дохода в выручке от продаж подсчитывается путем деления общейсуммы маржинального дохода на максимальный объем выручки от продаж по формулеДу=Дм: В=12: 20=0,6, или обратный счет Дм=В*Ду. Это дает возможностьпреобразовать формулу (12.6) в вид:
П=В*Ду-Н. (7)
В данном случае П=20*0,6-4=8 млн. тенге. Формула (7) успешноиспользуется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж привыпуске и продажах предприятием нескольких видов продукции. В этом случае Дурассчитывается как средневзвешенная величина. Так, предприятие, например,выпускает 3 вида продукции и они имеют следующие удельные веса маржинальногодохода: 0,7 0,6 и 0,4, а выручка от продаж, равная 25 млн. тенге., имеет долю20%, 50%, 30%. Тогда средний удельный вес маржинального дохода составит:
Ду=(0,7*20+0, б*50+0,4*30) /100=0,56.
Если постоянные расходы определены в сумме 5 млн. тенге., топрибыль от продаж составит П=25*0,56-5=14-5=9 млн. ед.
В случае, если известным является количество проданного внатуральных единицах и ставках маржинального дохода в цене на единицупродукции, прибыль от продаж
определяют по формуле:
П=К*Дс-Н. (8)
Приведенные формулы также хорошо обеспечивают сопоставлениефактических результатов со стандартными или бюджетными.
Далее приводится анализ влияния на прибыль от дельныхфакторов, базирующихся на категории маржинального дохода.
Для выживания в конкурентной борьбе рыночной экономикипредприятию необходимо знать максимально достижимый уровень прибыли. Имеющиесяформулы позволяют провести аналитический расчет и сопоставить фактическиерезультаты от прибыли с расчетными (стандартными) результатами. Пусть имеютсяследующие данные о продажах.

Таблица 1.
/>
Известно, что выручка от продаж по бюджету определена всумме 200 тыс. тенге., при фактическом исполнении 231,4 тыс. тенге. и постоянныерасходы 50 тыс. ед. не менялись. При расчете выявляют влияние на прибыльизменения объема и структуры продаж. По формуле (7) П=В*Ду-Н. Сначалаопределяют Ду для каждого изделия, а затем определяют средний Ду для:
А(10-6): 10=0,4,
Б(4-3): 4=0,25,
В(15-9): 15=0,4,
Г(16-8): 16=0,5.
Для продаж по бюджету
Дуср=(0,4*50+0,25*40+0,5*10) /100=0,35
Прибыль по бюджету П=200*0,35-50=20 тыс. тенге.
Для фактических продаж Дуср=(0,25*20+0,4*30+0,5*50) /100=0,42
Прибыль от продаж фактических:
П=231,4*0,42-50=47,2 тыс. тенге.
В данном случае фактическая прибыль выше бюджетной. Как ясноиз графика 2, выше точки критического объема продаж и маржинальный доход, иприбыль увеличивают на одну и ту же сумму.
(231,4-200) *0,35=+11 тыс. тенге.
При изменении в структуре проданного может наблюдаться какповышение, так и снижение этих показателей. Расчет прироста абсолютной суммымаржинального дохода:
(0,42-0,35) *231,4=16,2 тыс. тенге.
Этот анализ проводят при определении различных вариантовбюджетных расчетов. При этом решается вопрос установления цен по каждому видупродукции, принимая во внимание рыночный спрос, цены конкурентов и общую суммупостоянных расходов, складывающуюся для конкретных условий продаж.
Фактические продажи, в зависимости от целого ряда причин,могут быть выполнены по ценам, отклоняющимся от предусмотренных как в сторонуувеличения, так и в сторону уменьшения.
В ранее приведенном примере, предположим, изделие Г проданопо заниженным ценам — 10 тенге. против 16 тенге., и выручка от продаж его позаниженной цене в объеме выручки, равной 220 тыс. тенге., составляют 10%. Какповлияло это на размер прибыли? Определяют среднее Ду для изделий Г, проданныхпо заниженной цене:
(10-8): 10=0,2.
Дуср=(0,25*20+0,4*30+0,5*40+0,2*10) /100=0,39.
При этом прибыль от продаж П=200*0,39-50=35,8 тыс. тенге.
Уменьшение прибыли от продаж 35,8-47,2=11,4 тыс. тенге.
По условию примера бюджетная прибыль составляет 28,6% отобщей суммы маржинального дохода (20: 70: 100). Для изделия Г, проданного по заниженнойцене, ставка маржинального дохода в цене за изделие 2 тенге. — 25% от полнойставки маржинального дохода, что привело к потерям прибыли на 11,4 тыс. тенге.,но и возместило некоторую часть постоянных расходов, равную 11,4: (8-2) *2=3,8тыс. тенге. С таким положением руководители соглашаются и санкционируют продажучасти продукции Г по заниженным ценам.
2.2. Влияние на прибыль от продаж уровня постоянныхрасходов
Как видно из формулы П=В*Ду-Н, прибыль будет тем выше, чемниже будет сумма постоянных расходов. Повысить прибыль и сдвинуть опасную зонуубытков можно лишь при снижении удельного веса постоянных расходов в общейсумме маржинального дохода двумя путями: либо снижать абсолютную суммупостоянных расходов, либо увеличивать объем продаж и по возможности удельныйвес маржинального дохода, в выручке от продаж. Постоянные расходы могут бытьуменьшены за счет той части, которая классифицируется как «на усмотрениеруководства». При увеличении объема продаж за счет расширенияпроизводственной мощности предприятия обычно в бюджетных расчетах увеличивают исумму постоянных расходов. Но и темпы их роста должны быть меньшими посравнению с предполагаемым ростом объема продаж, иначе заметного роста прибылинаблюдаться не будет. Итак, подведем полный баланс влияния всех факторов наприбыль:
За счет увеличения количества проданных изделий:
(231,4-200) *0,35=+11,0%,);
за счет сдвига в структуре:
231,4*(0,42-0,35) =231,4*0,07=16,2%);
за счет изменения цен:
220*0,39-231,4*0,42-85,8-97,2= — 11,4%;
за счет снижения отклонений по себестоимости 5,0%;
за счет снижения постоянных расходов + 2,0%
Итого баланс факторов: +12,8%.
Как известно в практике расчетов, влияние на прибыльотдельных факторов, базирующихся на категории маржинального дохода, должно бытьотнесено на результаты от продаж. Если есть остатки нереализованной продукцииили незавершенного производства, то они в учете должны оцениваться на уровнепеременных расходов. Методология анализа результатов от продаж наилучшимобразом увязывается с организацией производственного учета по системедирект-костинг. Для сопоставления отчета о прибылях и убытках по даннойпроизводственной (эксплуатационной) бухгалтерии характерно ведение учета поварианту автономии финансовой бухгалтерии от производственной. Отчет о прибыляхи убытках составляется на основании учетных регистров производственнойбухгалтерии в условиях ведения учета по системе стандарт костинг.
Отклонения по расходу материалов расчленяются на две части: засчет изменения цен и за счет использования материалов, что показывает детали,из которых сложились общие суммы отклонений по этим двум направлениям. Причиныотклонения (за счет перерасхода) от стандартов за счет использования материалов;
— не качественность или не кондиционность материалов
— применение дополнительного материала с целью исправлениянедостатков изделий и прохождения ими контроля;
— потери из-за неэффективности работ и низкой квалификациирабочих и др.
— причины отклонений за счет цен:
— изменение в базисных ценах на материалы;
— пропуск момента закупки такого количества материалов, прикотором поставщик предоставляет
скидки для расчетов наличными;
— перерасход по транспортным расходам и хранение;
— покупка материала, не соответствующего по качеству,заложенному в расчет стандарта.
В процессе анализа выявляют отклонения в расходе зарплаты засчет правильности использования рабочего времени (за счет производительности) иза счет изменения ставок. Причины отклонения за счет использования рабочеговремени:
— несоответствие оборудования;
— неэффективная организация (задержка в установленном режимеработы, подаче материалов, инструментов и т.д.);
— недостатки в подготовке производства;
— несоответствие материалов стандартным требованиям, что приводитк дополнительным затратам рабочего времени для их обработки и др.
— причины отклонений за счет изменения ставок:
— использование рабочих, квалификация которых несоответствует предусмотренной стандартом технологии;
— оплате труда по исправлению брака;
— плавающий уровень часовой ставки, определяемойпрогрессивной системой бонусов и др.
Такая детализация может быть выполнена по данным первичныхдокументов производственной бухгалтерии.
Для выявления отклонений от стандартов по укрупненнымпричинам их расчет может быть выполнен с помощью аналитических формул. Например,для отклонений за счет производительности труда (Vе)
Vе=(Та-Тs) Rs*Qa,
где Та — время изготовления одного изделия фактическое, мин.;
Тs — время изготовления одного изделия стандартное, мин.;
Rs — ставка оплаты за одну минуту стандартная;
Qs — количество деталей фактическое.
Аналогичны формулы и для расчета других отклонений по разнымпричинам.
Глава 3. Анализ и оценка эффекта производственногорычага на предприятии 3.1. Краткая характеристика предприятия «КазахмысПЛС» и оценка его финансового состояния
Казахмыс ПЛС является лидирующей международной группой по добычеи переработке природных ресурсов, чьи акции котируются в Великобритании и Казахстане,имеющей значительные доли участия в области производства меди, золота, цинка, серебра,генерирования электроэнергии и нефтедобычи.
Казахмыс ПЛС является крупнейшим производителем меди вКазахстане и одним из десяти лидирующих производителей меди в мире, владеющим20 рудниками, 10 горно-обогатительными фабриками и двумя медеплавильнымипроизводственными комплексами. Производство меди является полностью интегрированным,начиная с добычи руды и заканчивая производством конечной продукции в формекатодной меди и медной катанки. В 2007 году из собственной руды в сумме им былопроизведено 341 тысяча тонн катодной меди. Производство поддерживаетсявнутренними поставками электроэнергии и значительной железнодорожной инфраструктурой.Казахмысу также принадлежит «MаM», германская перерабатывающаякомпания по производству медной продукции, выпускающая широкий ассортиментпродукции предварительной обработки и полуфабрикатов из меди и медных сплавов.
Казахмыс производит значительные объемы других металлов, втом числе цинка, серебра и золота. В 2007 году Казахмыс произвел 45 тысяч тоннметаллического цинка и 133 тысячи тонн цинкового концентрата. Казахмыс являетсячетвертым крупнейшим производителем серебра в мире (в 2007 году было произведено19 млн. унций серебра). Подразделение «Казахмыс Gold», которое в июле2007 года приобрело компанию «Eurаziа Gold Inc»,имеет новые крупные проекты по разработке и разведке месторождений. В 2007 годугруппой произведено 146 тысяч унций золота, ей принадлежит 2.3. млн. унций подсчитанныхи предполагаемых ресурсов.
В собственности подразделения группы «Казахмыс Power»находится недавно приобретенная, крупнейшая в Казахстане Экибастузская угольнаяэлектростанция с номинальной мощностью в 4000 МВт. Кроме того, подразделениюпринадлежит угольный карьер «Майкубен Вест», который покрывает потребностьэлектростанции в топливе примерно на 20% с производством угля в 3,4 млн. тонн в2007 году.
Подразделение «Казахмыс Petroleum»приобрело разведочный блок Восточный Акжар площадью 602км², расположенныйв районе восточной границы Прикаспийской низменности.
Группа входит в список компаний FTSE-100, котирующихся наЛондонской фондовой бирже, она также котируется на Казахстанской фондовой бирже(KASE). В 2007 году ею получены доходы в размере 5.3млрд. долларов при показателе EBITDA 2.3. млрд. долларов. В Группе работает65,000 человек, главным образом, казахстанских граждан. Стратегической цельюГруппы является диверсификация и участие в расширении возможностей разработки значительныхприродных ресурсов в Центральной Азии.
Чистая задолженность Группы, состоящая из денежных средств иденежных эквивалентов, краткосрочных инвестиций и займов, на 30 сентября 2008 г.составила $1,676 миллионов, в сравнении с $901 миллионом на 30 июня 2008 г.
Основная причина увеличения чистой задолженности заключаетсяв приобретении 8 августа 2008 г. дополнительных 35,733,717акций в ENRC.
Средства с кредитной линии предэкспортного финансированияГруппы на сумму $2.1. миллиарда, договор о котором был подписан 29 февраля 2008г., были полностью сняты и будут погашаться в течение 48 месяцев равными доляминачиная с марта 2009 г. У «MаM» имеется кредитная линия в размере€230миллионов, договор о которой был подписан в мае 2006 г., с которой на 30 сентября2008 г. снято €129 миллионов; эта кредитная линия будет погашаться в течение 12месяцев начиная с июня 2009 г. в зависимости от размера суммы, снятой на 31 мая2009 г. В дополнение к денежным средствам Группы, которые на 30 сентября 2008 г.составляли $467 миллионов, у Группы имеется договор о возобновляемой кредитнойлинии в размере $200 миллионов до августа 2009 г., с возможностью продления наодин год. Средства с этой линии пока не снимались.
Группа проводит общий обзор своей деятельности с целью учетатекущего положения на рынке. В настоящее время пересматривается второстепенноеиспользование капитала, также, на период низких цен, вероятно, будутприостановлены некоторые второстепенные производственные операции. Подготовкапредварительных технико-экономических обоснований для основных проектов в Актогаеи Бощекуле будет продолжена, поскольку в краткосрочной перспективе они непотребуют больших вложений капитала. Группа внимательно следит за перспективамидвижения денежных средств с целью управления базовой стоимостью своих активов ипотребностями в капитале для обеспечения непрерывной эффективностипроизводственных операций Группы и поддержания маржи прибыли.
Любое ослабление тенге по отношению к доллару США вызываетубытки от курсовой разницы, которые при консолидации учитываютсянепосредственно в капитале. При этом снижение курса КZT положительно влияет надоходность казахстанских подразделений, возникающую за счет пересчета затрат,произведенных в местной валюте.
3.2. Анализ и оценка эффекта производственногорычага на предприятии
Производственный рычаг — количественная оценка измененияприбыли в зависимости от изменения объемов реализации.
Производственный рычаг — отношение вклада на покрытиепостоянных затрат к величине прибыли.
Производственный рычаг (производственный леверидж) показываетво сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменениявыручки от продаж. Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменениеприбыли при изменении выручки.
Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всехрасходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько можетуменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запаспрочности.
Изменение выручки может быть вызвано изменением цены,изменением натурального объема продаж и изменением обоих этих факторов.
Ценовой производственный рычаг вычисляется по формуле:
Рц = В/П
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рц = (П + Зпер + Зпост) /П =1 + Зпер/П + Зпост/П (1)
где,В -  выручка от продаж. П - прибыль от продаж. Зпер - переменные затраты. Зпост - постоянные затраты. Рц - ценовой операционный рычаг. Рн - натуральный операционный рычаг.
Натуральный производственный рычаг вычисляется по формуле:
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рн = (П + Зпост) /П = 1 + Зпост/П (2)
Пример 1. По 2 факторам: ценовом и натуральномпроизводственных рычагах  Показатель Измеритель  Средний объем реализации  Период 9 мес. 9 мес. 2008 г. 2007 г. Медь т/ USD 8050 7142 Средняя цена за тонну USD USD  7966  7096 Сумма выручки по средней цене USD 64 126 300,00 50 679 632,00 З/пост USD 5 801 185,73 3 400 897,25 З/пер USD 53 515 641,77 43 123 004,93 Полугодовая доходность реализации USD 4 809 472,50 4 155 729,82
При средней прибыльности 15% годовых, в краткосрочном — полугодовомпериоде, доходность составит в 2008г.7,5% и в аналогичном периоде 2007г.8,2%
Решение:
1. Рц= (П + Зпер + Зпост) /П
Рц=4809472,50+53515641,77+5801185,73) /4809472,50 = 13,33
2. Рн = (П + Зпост) /П
Рн = (4809472,50+5 801 185,73) / 4809472,50=1,82
Вывод: за 9 мес. 2008г. эффективность производства, выпускаи реализации продукции Казахмыс Купер, так как доля затрат по выпуску иреализации продукции по отношению к прибыли составило 13,33 что выше на 1,13раз. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. который составил 12,2.
В условиях рыночной экономики благополучие любогопредприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментовуправления и влияния на балансовую прибыль предприятия являетсяпроизводственный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду врезультате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Производственный леверидж аналитики используют дляопределения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменениюобъема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом областибезубыточности, т.е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равныобщим издержкам).
Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:
· текущего планирования при определении возможнойвеличины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;
· обеспечения информацией при принятии решения путеманализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величиныиздержек на прибыль;
· оценки новых проектов на основе прогнозируемыхиздержек и доходов.
Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточностии, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Однирасходы изменяются с колебанием объема продаж, другие – остаются неизменнымивне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным,которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье иматериалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия иполуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоениеновых видов продукции и др., вторые – к постоянным — амортизационныеотчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческогоаппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.
Для использования модели производственного левериджавводятся следующие предположения:
1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:
· издержки обоснованно подразделяются на переменные ипостоянные;
· переменные издержки варьируются пропорциональнообъему продаж;
· постоянные – остаются неизменными при любыхколебаниях;
· продажная цена единицы продукции стабильна вдиапазоне, включенном в анализ.
2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающейсреде, которые подчеркивают статичный характер расчета:
· ассортимент реализуемой продукции остаетсянеизменным;
· эффективность деятельности постоянна;
· цены факторов, влияющих на себестоимость, неизменяются;
· единственный показатель, влияющий на себестоимость,– объем продаж.
· уровень запасов на начало и конец периодапринимаются неизменными;
· нет существенного изменения в общем уровне цен заданный период.
Анализ безубыточности может проводиться графическим ианалитическим методами.
График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли отобъемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупногодохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральномвыражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращиватьприбыль.
Пример 2
Выручка от реализации– 64126300,00 USD
Постоянные издержки– 5 801 185,73 USD
Переменные издержки– 53 515 641,77 USD
Объем продаж – 8050 тонн
Необходимо определить:
1) точку безубыточности;
2) какая операционная прибыль останется у компании, есликоличество реализованной продукции сократится на 15%.
Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:
qкр = Зпост / (p – Зпер)
p x qкр =Зпост*q*p / ((p– Зпер) * q)
qкр = Зпост*В / (В – Зпер)
qкр = ((5801185,73 * 64126300,00) /(64126300,00 – 53515641,77)) /8050 = 4355 тонн
Таким образом, точка безубыточности равна 4355 тонн. Этообъем, при выпуске которого «Казахмыс» получает нулевую операционнуюприбыль.
Общая формула для определения значения производственноголевериджа следующая:
(производственный леверидж) Jпр = ((Цена – Зпер) *обьем) /((цена – Зпер) * обьем – Зпост), где
Jпр – операционный леверидж;
р – цена единицы продукции;
cv – переменные издержки на единицу продукции;
q – объем продаж;
Cf – постоянные издержки;
(p – cv) xq – Cf – операционная прибыль компании.
Операционный леверидж показывает, на сколько процентовизменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%.
Jпр = (7966 – 6 647,91) / (7966– 6 647,91) – 720,64= 1.
/>Заключение
Разная степень влияния переменных и постоянных затрат навеличину прибыли при изменении объемов производства обуславливает эффектоперационного рычага (производственного левериджа). Он состоит в том, что любоеизменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того,сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат.
В условиях рыночной экономики благополучие предприятиянапрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные ивзвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решенийна основе широкого использования экономических методов, базирующихся на системепоказателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальнойэкономической системе. Рассмотрим операционный рычаг как инструмент управленияи влияния на прибыль предприятия.
Леверидж — процесс управления активами и пассивамипредприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально — это рычаг дляподъема тяжестей, то есть некий фактор, наибольшее изменение которого можетпривести к существенному изменению результативных показателей, дать такназываемый левериджный эффект, или эффект рычага. По сути производственныйлеверидж (операционный рычаг) — это потенциальная возможность влиять набалансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпускапродукции.
/>Список использованнойлитературы
1. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Стояновой Е.С.М.: Перспектива, 2002 г.
2. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями:учебник. М.: ГУВШЭ, 2000 г.
3. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебник. www. mainpgu. karelia. ru.
4. Степанов Дм. Эффект финансового левериджа и специфика его расчета вроссийских условиях, www. d-stepanov. narod. ru.
5. Менеджмент в России и за рубежом, №2 / 2000 г. Керимов В.Э., Батурин В.М.Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовойдеятельностью предприятия.
6. Курс лекций «Основы финансового менеджмента», Лытнев О., www. cfin. ru.
7. Финансовый менеджмент — теория и практика_Ковалев В. В_2007 2-е изд
8. Финансовый менеджмент. Учебный курс_Бланк И. А_2004 2-е изд
9. Финансы_Зви Боди, Роберт Мертон_Учебник_2007
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
30 октября 2008г.
Производственный отчет Казахмыс ПЛС за третий квартал,закончившийся 30 сентября 2008 года.
Рост производства катодной меди из собственного сырья втретьем квартале 2008 г. до 92 тыс. т по сравнению с 82 тыс. т во второмквартале 2008 года:
· поддерживался за счет непрерывного улучшенияположения с оборудованием;
· рост производства в третьем квартале позволил за первые9 месяцев 2008 г.
· достичь объема в размере 249 тыс. т, аналогичносоответствующему периоду 2007 г.;
· соответствует ранее объявленным планам поподдержанию годового производства катодной меди из собственного сырья в 2008году на уровне 2007 года.
Несмотря на известные потрясения, происходившие нафинансовых рынках, в течение года сохранялся твердый спрос на медную продукцию.
В течение первых 9 месяцев 2008 г. производство попутной продукциии золота в целом было позитивным:
· производство золота в виде попутной продукциивозросло на 13% до 92 тыс. унций
· за счет более высокого содержания золота на двухновых рудниках;
· кроме того, уровень производства в нашемподразделении по производству золота возрос на 17% до 42 тыс. унций;
· производство цинка в концентрате возросло на 3% до105 тыс. т.;
· производство серебра снизилось на 18% до 12 млн.унций, что отражает более низкий уровень добычи руды вЖезказганском регионе.
Подразделение «Казахмыс Power» увеличилопроизводство электроэнергии на 29% до 7,900 ГВт/ч в течение первых 9 мес. 2008года:
· что отражает увеличение спроса на электроэнергию вКазахстане и значительный потенциал роста электростанций.
В настоящее время производится пересмотр капитальных затрат сцелью учета нынешних рыночных условий:
· рассматривается возможность временного прекращения второстепенных производственных операций на период снижения цен;
· разработка технико-экономических обоснований дляосновных проектов в Актогае и Бощекулебудет продолжена, поскольку в ближайшие сроки они не потребуют крупныхкапиталовложений;
· что в ожидании более привлекательных цен будут уменьшеныотдельные
· несущественные капитальные затраты.
Главный исполнительный директор Олег Николаевич Новачук прокомментировал:“Мы удовлетворены данными результатами, которые свидетельствуют опродолжающемся росте производства в течение года. Группа продолжает выполнятьсвой производственный план, заявленный в начале года, несмотря на неблагоприятныепогодные условия в первом квартале. Спрос со стороны потребителей нашей продукциидо сих пор оставался устойчивым. Мы позитивно оцениваем долгосрочные прогнозы относительномеди, учитывая динамику потенциального соотношения спроса и предложения. Безусловно,мы все переживаем сейчас непростой и нестабильный период. В связи с этим, мыпересматриваем нашу производственную деятельность и капитальные затраты с учетомситуации на рынке.
Мы довольны результатами нашего энергетического подразделения,увеличившего производство электроэнергии на 29% за первые 9 месяцев 2008 г. ”Обзор производства меди
/>

ПРОИЗВОДСТВО KAZAKHMYS COPPER
3 КВ 2007.
1. Только полиметаллические руды.
2. Включая медь для производства медной катанки.
Добыча руды в объеме 26.7 миллионов тонн соответствует объемампроизводства за 9 месяцев, закончившиеся 30 сентября 2007 г. В третьем квартале2008 г. уровень добычи продолжал расти благодаря улучшению положения с оборудованием,облегчившего доступ к рудным телам на ряде рудников.
Кроме того, на рудниках Акбастау, Таскура и Абыз продолжалсярост объема добычи после возобновления их производственной деятельности впредшествующем периоде 2008 г. Данный рост был скомпенсирован снижением уровня добычина рудниках Нурказган и Космурун, которые находятся на стадии подготовки к переходуна подземную добычу, и на Южном руднике, на котором проходят ремонтные работы.
Работы по удалению пустых пород на руднике Коунрад к концу 2008г., вероятно, будут приостановлены, поскольку имеющееся содержание и себестоимостьделают эту производственную деятельность экономически неэффективной при нынешнихусловиях. Прочие второстепенные виды производственной деятельностипересматриваются с целью приостановки без какого-либо сокращения рабочей силы. Этоне повлияет на производственные прогнозы 2008 года.
Производство меди из собственного концентрата в размере 269.2тыс. т. по сравнению с 9 месяцами 2007 г. несколько увеличилось. Это произошло засчет роста содержания металла в руде и переработки Нурказганской руды,складировавшейся в 2007 г., но скорректировано различиями в сроках транспортировкии переработки руды между обогатительными фабриками и рудниками.
Объемы покупного концентрата меняются в зависимости от содержанияи цены концентрата, а также технологических требований. Более низкие объемыприобретенного концентрата отражаются в снижении уровня производства готовойпродукции из сырья третьих сторон.
Производство катодной меди из собственного концентрата втечение первых 9 месяцев 2008 г. соответствует предшествующему году. В третьем квартале2008 г. был переработан концентрат, накопленный в течение предшествующего квартала,что снизило объем складированного концентрата. Часть концентрата, произведенногов третьем квартале 2008 г., на конец периода была в процессе транспортировки ибудет переработана в течение четвертого квартала 2008 г. Наши результаты продолжаютсоответствовать плану по производству катодной меди на 2008г., при этомпроизводство меди из собственного сырья находится, по меньшей мере, на уровне 2007г.
В 2008 г. заметно увеличился объем медной катанки, производимойна заказ, что отражает спрос на нее со стороны заказчиков в Китае и сохранениеустойчивого спроса на медную продукцию.
Kazakhmys Copper — Обзор по регионам/> />
ЖЕЗКАЗГАНСКИЙ КОМПЛЕКС
3 КВ 2008.
1. Включая медь, используемую для производства катодной меди
Добыча руды на Жезказганском комплексе слегка снизилась посравнению со вторым кварталом 2008 г. Тем не менее, снижение уровня добычи рудыне повлияло на уровень производства металла благодаря улучшению содержания.
Незначительное увеличение объема добычи руды по сравнению стретьим кварталом
2007 г. связано с работой по добыче на новом рудникеТаскура, начавшейся в апреле
2008 г. Данный рост был скомпенсирован снижением производствав третьем квартале2008г. на Южном руднике, где продолжаются ремонтные работы подъемногооборудования основной шахты, которые, вероятно завершатся к концу 2008 г.
Общее производство в течение 9 месяцев 2008 г. было на 4% ниже,чем в том же периоде прошлого года, за счет низкого уровня добычи на Южномруднике в 2008 г., и скорректировано увеличением производства на новом рудникеТаскура.
Среднее содержание меди увеличилось по сравнению со вторымкварталом 2008 г. в основном за счет значительного увеличения содержания наруднике Жомарт.
В третьем квартале 2008 г. содержание меди увеличилось до 0.88%,с 0.81% в третьем квартале 2007 г. Это произошло за счет повышения содержаниямеди в руде, добытой на новом руднике Таскура, увеличения добычи с повышеннымсодержанием меди на руднике Жомарт и снижения добычи с пониженным содержаниемна Южном руднике.
Изменения в производстве меди в концентрате на Жезказганскомкомплексе отражают изменения в объеме добытого металла.
Производство катодной меди из собственного концентрата втретьем квартале 2008 г. было на 29% выше, чем в предшествующем квартале, в результатепереработки концентрата, накопившегося во втором квартале 2008 г. во время ремонтныхработ на медеплавильном заводе.
Производство катодной меди из собственного концентрата в течениепервых 9 месяцев 2008 г. было ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года,что отражает снижение извлечения металла.
Kazakhmys Copper — Обзор по регионам/> />
БАЛХАШСКИЙ КОМПЛЕКС
3 КВ 2007.
1. Не включает концентрат, перерабатываемый третьимисторонами.
2. Отражает толлинговое сырье, предоставленное третьимисторонами.
Уровень добычи руды на Балхашском комплексе в третьем квартале2008 г. повысился благодаря улучшению положения с оборудованием.
Общий рост извлечения руды в течение 2008 г. произошел засчет повышения уровня добычи на руднике Коунрад, где проходило удаление пустых пород,сопровождавшееся незначительным уровнем добычи.
Среднее содержание меди увеличилось с 0.96% во второмквартале 2008 г. и 0.85% в третьем квартале 2007 г. до 1.05% в третьем квартале2008 г. за счет улучшения содержания на руднике Саяк после облегчения доступа крудному телу.
Снижение среднего содержания меди в руде, зарегистрированноев течение 9 месяцев 2008 г., отражает влияние производства на руднике Коунрад сболее низким содержанием, на котором, как указано ранее, добыча к концу года вероятнобудет приостановлена.
Производство меди в концентрате увеличилось по сравнению со всемипредшествующими периодами, что частично отражает увеличение уровня добычи руды иее более высокое содержание. Руда из рудника Акбастау Карагандинского региона, содержащаятолько медь, продолжает перерабатываться Балхашским комплексом. Это делается длятого, чтобы использовать простаивающие мощности обогатительной фабрики этогокомплекса и добиться более высоких коэффициентов извлечения из этой руды, содержащейтолько медь. Полиметаллические руды с рудника Акбастау продолжаютперерабатываться на Карагайлинской обогатительной фабрике Карагандинскогорегиона. После введения в эксплуатацию Нурказганской обогатительной фабрики Карагандинскогорегиона, нурказганская руда больше не транспортируется в Балхашский комплекс, анепосредственно перерабатывается на Нурказганской обогатительной фабрике. Производствокатодной меди в большинстве периодов 2008 г. соответствует предшествующим периодамипока еще не показывает роста производства концентрата. Это связано с ростом объеманезавершенных работ и различиями в сроках транспортировки концентрата из другихрегионов. В последующие шесть месяцев эта ситуация изменится по мере завершениянезавершенных работ. Сернокислотный завод продолжает наращивать производство. Втечение первых четырех месяцев его эксплуатации произведено 196 тысяч тоннсерной кислоты. Это сопоставимо с полной эксплуатационной мощностью завода — 1.5. миллионов тонн в год.
Kazakhmys Copper — Обзор по регионам/> />
ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН
3 КВ 2007.
1. Не включает концентрат, перерабатываемый третьимисторонами.
Добыча руды в Восточном регионе росла во всех периодах 2008 г.,чему способствовало улучшение ситуации с оборудованием. Это особенно заметно наНиколаевском руднике в третьем квартале, а также в течение первых девятимесяцев 2008 г. на Орловском и Артемьевском рудниках.
Общее увеличение содержания меди в руде в 2008 г. отражаетрост уровня добычи руды в течение 9 месяцев по 30 сентября 2008 г. на Орловскомруднике с относительно высоким содержанием меди, а также увеличение уровнядобычи руды и содержания меди на Николаевском руднике в третьем квартале 2008 г.
Производство меди в концентрате в Восточном регионеувеличилось по сравнению со вторым кварталом 2008 г., что отражает увеличение уровнядобычи руды и содержания меди, а также переработку полиметаллических руд с рудникаКосмурун Карагандинского региона на Николаевской обогатительной фабрике начинаяс октября 2007 г.
Kazakhmys Copper — Обзор по регионам/> />
КАРАГАНДИНСКИЙ РЕГИОН
3 КВ 2007.
Добыча руды в Карагандинском регионе в третьем квартале 2008г. увеличилась на всех рудниках по сравнению со вторым кварталом 2008 г. и в частностина руднике Акбастау, продолжающем наращивать производство.
Увеличение добычи по сравнению с 3 кварталом 2007 г. и 9 месяцами2007 г.
происходило за счет добычи на рудниках Акбастау и Абыз,введенных в эксплуатацию в начале 2008 г. Это компенсировало снижение добычи нарудниках Западный Нурказган и Космурун. На обоих рудниках идет подготовка кпереходу на подземную добычу, при этом начало подземной добычи в Западном Нурказганезапланировано на начало 2009 г., а в Космуруне на 2012 г.
Среднее содержание меди, полученное в третьем квартале 2008г., было выше, чем в третьем квартале 2007 г. и во втором квартале 2008 г., чтоотражает увеличение добычи на руднике Акбастау. Снижение среднего содержания медис уровня 9 мес.
2007 г. до уровня 9 месяцев 2008 г. было вызвано снижениемобъема добычи руды и уменьшением содержания на рудниках Западный Нурказган иКосмурун, не смотря на рост добычи в Акбастау.
На производство меди в концентрате повлияла транспортировка материаламежду регионами.
Рост производства меди в концентрате в третьем квартале 2008г. по сравнению со вторым кварталом 2008 г. связан с переработкойскладированной руды из Нурказгана на новой Нурказганской обогатительной фабрикев Карагандинском регионе.
В октябре 2007 г. переработка полиметаллической руды с рудникаКосмурун была перенесена с Карагайлинской обогатительной фабрики вКарагандинском регионе на Николаевскую обогатительную фабрику в Восточном регионе.Предполагается, что это продолжится до начала 2009 г., когда будет завершены работыпо добыче открытым способом.
Начиная со второго квартала 2008 г. переработка руды,содержащей только медь, с рудника Акбастау производится на Балхашском комплексе.Темнеменее, полиметаллические медно-цинковые руды по-прежнему перерабатываются наКарагайлинской обогатительной фабрике.
Объемы реализации
В следующей таблице показаны объемы реализации основнойпродукции, производимой подразделением Kazakhmys Copper:
9 мес.
2008
9 мес.
2007 Катодная медь 238.3 273.5 Медная катанка 31.0 24.9 Итого медная продукция 269.3 298.4 Цинк металлический 37.2 30.6 Цинк в концентрате 66.2 75.3 Серебро 12 250 14 146 Золото 95.0 83.3
За первые 9 месяцев 2008 г. объем готовой медной продукции итоваров в пути возрос незначительно, поэтому объемы реализации в большой мереотражают производство катодной меди и медной катанки за данный период. В конце2006 г. задержки отгрузки привели к тому, что большие объемы катодной меди вконце 2006 г. находились в процессе транспортировки и были реализованы в первомквартале 2007 г. Мы продолжаем вести пробную реализацию мелких партий медногоконцентрата в Китай, о чем упоминается в отчете за первое полугодие 2008 г.
Реализация металлического цинка за 9 месяцев 2008 г. возрослаза счет снижения запасов и готовой продукции примерно на 2 тыс. т., так какболее 10 тыс. т. готовой цинковой продукции и товаров в процессе транспортировкибыло перенесено с 2007 на 2008 г… Реализация была несколько ниже производствав связи с чем запасы цинка возросли на 2,5 тыс. т. по сравнению с аналогичнымпериодом 2007 г…
На реализацию золота в обоих периодах повлияло снижение запасовготовой продукции, которые были частично распроданы. Реализация серебра за 9месяцев 2008 г. соответствует объемам производства, тогда как объемы реализацииза 9 месяцев 2007 г. были на 684 тыс. унц. ниже за счет товаров в процессетранспортировки на конец квартала.
Цены на сырьевые товары
В следующей таблице показаны средние цены на основныесырьевые товары:
Средние цены
реализации
Средние цены
ЛБМ/ЛБДМ
9 мес.
2008
9 мес.
2007
9 мес.
2008
9 мес.
2007 Медь $/т 8,050 7,142 7,966 7,096 Цинк $/т 2,043 3,444 2,099 3,449 Серебро $/тр. унц 16.5 13.0 16.6 13.0 Золото $/тр. унц 910 659 892 666
Цены реализации отличаются от средних рыночных цен за тот жепериод, в основном за счет неравномерных сроков продаж в течение отчетного периода.На средние цены реализации также влияют наценки и скидки к ценам на биржеметаллов. За исключением указанного в настоящем отчете, начиная с 30 июня 2008 г.в финансовом положении Группы не произошло никаких значительных изменений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.