Оглавление
Введение
1. Субъект налогообложения
1.1 Понятие субъекта налогообложения
1.2 Виды субъектов налогообложения
2. Объект и предмет налогообложения
3. Налоговая база и масштаб налога
4. Налоговый период
5.Налоговая ставка
5.1 Тариф ставок
5.2. Ставка налога
6. Порядок исчисления налога
6.1 Лица, исчисляющие налог
6.2. Методы исчисления налога
7. Способы, сроки и порядок уплаты налога
7.1Уплата налога по декларации
7.2 Уплата налога у источника дохода
7.3 Кадастровый способ уплаты налога
7.4 Сроки уплаты налога
7.5 Порядок уплаты налога
Заключение
Список источников
Введение
Налог должен быть точноопределён. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий наборинформации, который позволил бы конкретно утвердить:
· обязанное лицо,размер налогового обязательства и порядок его исполнения;
· границытребований государства в отношении имущества налогоплательщика;
Нечёткость,двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:
· к возможностиуклонения от уплаты налога на законных основаниях;
· к злоупотреблениямсо стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толкованииположений закона.
Хотя число налогов великои структура их различна, тем не менее слагаемые юридического состава налогаимеют универсальное значение.
Статья 57 Конституции РФ гласит:«каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако неопределяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.
Исходя из смысла ст. 57установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнитьобязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налоговогообязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значитустановить и определить все существенные элементы его юридического состава(налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.)
Так, в ст. 13-15 частипервой НК РФ содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов.Однако нельзя сказать, что кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно наосновании указанных статей ни
один налог не можетвзиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления иуплаты налогов.
Разъясняя содержание ст.57 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «налог или сбор можетсчитаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированысущественные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можнопутём прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налоговогообязательства».[1]
Только совокупностьэлементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика поуплате налога.
Это положение закрепленои в п. 1 ст. 17 первой части налогового кодекса РФ «Налог считаетсяустановленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующиеэлементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база,налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срокиуплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя быодного из перечисленных элементов юридического состава, налог не можетсчитаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате.Пункт 6 ст. 2 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны бытьопределены все элементы налогообложения»
Целью и задачей элементовналогообложения является установить налог, т.к элементы внутренне — исходныефункциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическуюконструкцию налога. Только совокупность элементов устанавливает обязанностьплательщика по уплате налога.
Целью и задачей курсовойработы является раскрытие всех элементов налогообложения, а также целью понятьзначение элементов налогообложения.
1. Субъекты налогообложения
1.1Понятие субъекта налогообложения
Субъект налогообложения –это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счётсобственных средств.
Понятию «субъект налогообложения»близко другое понятие – «носитель налога». Это понятие существует в связи сэкономической возможностью предложения тяжести налога с субъекта налогообложеният.е. лица, уплачивающий налог в бюджет, на другое лицо.
Носитель налога – этолицо, которое несёт тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. позавершении процессов переложения налога.
Законодательные актыустанавливают субъект налога, а не носителя налога.
Не существуетуниверсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу и сборуустанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.
Налог уплачивается засчёт собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращатьдоходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» — один из основныхпринципов налогообложения. Законодательство Российской Федерации запрещаетиспользование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность поуплате налога перекладывается на другое лицо.
Так, НК РФ запрещает призаключении договоров и иных сделок включать в них налоговые оговорки, всоответствии с которыми работодатель принимает на себя обязанность нестирасходы, связанные с уплатой налога работников. Если налог на доходы всё жеуплачен за счёт средств организации, то налоговый орган вправе увеличитьподлежащий налогообложению доход физических лиц на сумму этого налога.
Пример. Стоимость работ по договору 10 тыс.руб. Налог на доходы с этой суммы составляет:
10 000 руб. * 13 % =1300руб.
Налогоплательщик долженполучить:
10 000 руб. – 1300 = 8700руб.
В том случае, еслииспользуется налоговая оговорка в отношении налога на доходы, налогоплательщикполучает на руки 10 000 руб., а сумму налога 1300 руб. уплачивает работодатель.
При обнаружении этогофакта налоговый орган добавляет к доходу налогоплательщика сумму уплаченногоработодателем налога и рассчитывает сумму налога, которая должна быть уплаченасамим налогоплательщиком:
11 300 * 13% = 1469 руб.Поскольку часть суммы уже была перечислена в бюджет организацией, тоналогоплательщик обязан доплатить 169 руб. (1469 руб. – 1300 руб.)
Обязанность уплатитьналог за счёт собственных средств не означает, что налогоплательщик долженуплатить налог непосредственно. От имени
налогоплательщика налогможет быть уплачен и иным лицом, если при этом соблюдается правило налоговыхоговорок.
Не следует отождествлятьс налогоплательщиками лиц, на которых в соответствии с законом возложенаобязанность рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов,выплачиваемых этими лицами налогоплательщиками. Таких лиц называют налоговымиагентами.
1.2 Виды субъектовналогообложения
В отличие от другихотраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношениялица и государства, в налоговом праве прежде всего учитываются экономическиесвязи налогоплательщика и государства.
Экономические отношенияналогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянногоместопребывания (резиденства), согласно которому налогоплательщиковподразделяют на лиц:
· Имеющихпостоянное местопребывание в определённом государстве (резиденты)
· Не имеющих в нёмпостоянного место пребывания (нерезиденты)
Важное различие этих двухгрупп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложениюподлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и внеего (полная налоговая обязанность), у неризедентов – только доходы, полученныеиз источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Есть идругие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков – порядокдекларирования и уплаты налога и др.
Под источником доходовпонимается деятельность или активы, приносящие доход (доходы от работы понайму, предпринимательской деятельности, авторских прав и т.п.). Понятие«источник доходов» не стоит путать с понятием «источник выплаты», т.е. с лицом,фактически выплачивающим сумму другому лицу.
Источник дохода находитсятам, где налогоплательщиком ведётся экономическая деятельность илиэксплуатируется приносящая доход собственность, независимо от того, как и гденалогоплательщиком проводятся денежные выплаты. Например, если иностранныйспециалист выполняет трудовые обязанности на территории РФ, он имеет источникдохода в России и в том случае, если оплата его труда проводится за границей.[2]
Правила определениярезиденства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков –физических и юридических лиц.
2. Объект налогообложения
Объект налогообложения –это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливаютобязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ,услуг); ввоз на территорию России; владение имуществом; вступление внаследство. «В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличиикаких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взиманияналогов может служить получение определённого дохода, прибыли, владение строениеми т. п. наличие объекта налогообложения»
Под имуществом в НК РФпонимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав),относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Товаром для целей НК РФпризнаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Вцелях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, ктоварам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.
Работой для целейналогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальноевыражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организациии (или) физических лиц.
Услугой для целейналогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеютматериального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществленияэтой деятельности.
Налоговый Кодекс РФопределяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложениямогут являться операции по реализации товаров, имущество, прибыль, доход,стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную,количественную или физическую характеристики, с наличием которого уналогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновениеобязанности по уплате налога» (п.1 ст. 38 части первой НК РФ)
Однако это определениенедостаточно чётко. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность поуплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Этаобязанность возникает в случае реализации товаров, а стоимость – основа дляисчисления налоговой базы.
Обязанности участниковправовых отношений возникают в силу определённых законодательством юридическихфактов. Сама по себе стоимость товаров не может вызвать обязанность платитьналог
Смысл определения,данного в НК РФ, в том, что объектом налогообложения является фактическоеоснование экономического характера, с которым законодательство связываетвозникновение обязанности по уплате налога.
Причина допущеннойнеточности в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного,самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, апризнаки предмета налогообложения придал объекту.
Термин «предметналогового обложения» обозначает признаки фактического характера, которыеобосновывают взимание соответствующего налога. Например, объектом налога наземлю является право собственности на земельный участок, а не земельный участокнепосредственно. Сам по себе земельный участок – предмет материального мира –не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождаетопределённое состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, вданном случае собственность.
Необходимость чёткоразделить понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызванатакже и тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходныхпредметов материального мира именно тот, с которым законодатель связываетналоговые последствия.
В соответствии с ЗакономРФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «Оналогах на имущество физических лиц» (с изм. и доп.)[3]налогообложению подлежат строения, помещения и сооружения, находящиеся всобственности физических лиц.
Закон не определяетточно, что именно может быть отождествлено со строением, помещением илисооружением. Это порождает неоднозначные толкования и в конечном итоге ведёт кущемлению прав налогоплательщиков.
Каждый налог имеетсамостоятельный объект обложения. Объекты всех налогов – как федеральных, так иместных – определяются исключительно федеральным законодательством. Это одна изгарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объектоблагается несколькими налогами одновременно.
3. Налоговая база имасштаб налога
Налоговая базаколичественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называютосновой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, покоторой исчисляется его сумма.
Большинство предметов налогообложениянельзя непосредственно выразить в каких–либо единицах налогообложения. Дляизмерения предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическуюхарактеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е.определить масштаб налога.
В таких случаях налоговуюбазу нельзя определить как часть предмете налогообложения. Говоря образно,налоговая база – это проекция предмета налогообложения под определённым углом.
Налоговая база необходимаименно для исчисления налога. Но она непосредственно не порождает обязанностиуплатить налог.
Одно и тоже имуществоможет быть предметом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога илипорядок исчисления налоговой базы могут быть разными. Так, принадлежащийпредприятию автомобиль облагается налогом на приобретение автотранспортныхсредств, налогом на владельцев автотранспортных средств и налогом на имущество.Если этот автомобиль куплен за рубежом, то при таможенном оформлении он жеявляется объектом налогообложения таможенной пошлиной, налогом на добавленнуюстоимость. Из шести налогов два имеют особые параметры обложения: мощностьдвигателя и объём двигателя. Остальные черты имеют одинаковую основу –стоимость автомобиля, однако при этом базы налогообложения исчисляютсяпо-разному.
Налоговый Кодекс РФопределяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристикуобъекта налогообложения. В соответствии с Кодексом налоговые базы федеральных,региональных и местных налогов и порядок их определения устанавливаются нафедеральном уровне (ст. 53 части первой НК РФ)
4. Налоговый период
Налоговый период – срок,в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы,окончательно определяется размер налогового обязательства.
Налоговый Кодекс РФопределяет налоговый период как календарный год или иной период применительно котдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база иисчисляется сумму налога, подлежащая уплате (ст.55 части первой НК РФ)
Во-первых, необходимостьэтого элемента состава налога определяется тем, что многим объектам налогообложениясвойственна протяжённость во времени, повторяемость. В целях определениясоответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовыхналогов налоговый период не устанавливается.
Во-вторых, вопрос оналоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения. Всоответствии с принципом недопущения двойного налогообложения один и тот жеобъект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённыйзаконом период налогообложения.
НК РФ определяет, чтоналоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, поитогам которых уплачиваются авансовые платежи (п.1 ст.55). Сумма, рассчитаннаяпо итогам отчётного периода, не совпадающая с налоговым периодом, считаетсяпромежуточным платежом.
Нечёткость в определенииналогового периода может послужить причиной серьёзных нарушений правналогоплательщиков.
По итогам каждогоналогового периода налогоплательщики на основе регистров бухгалтерского учёта ииных документов исчисляют налоговую базу. При этом существует проблемасоотнесения полученных или уплаченных налогоплательщиком сумм с тем или инымналоговым периодом.
Эта проблема решаетсяустановлением конкретного метода учёта налогообложения.
5. Налоговая ставка
5.1 Тариф ставок
Под тарифом ставокпонимают совокупность, видов и размеров ставок налога.
Слово «тариф» происходитот названия города Тарифа из Гибралтарского пролива. В этом городе взималсясбор с проходивших мимо судов. Размер сбора определялся по особым таблицам взависимости от качества и количества грузов. Впоследствии такие таблицы длявзимания разного рода налогов и сборов повсеместно стали называть тарифами.[4]
5.2 Ставка налога
Ставка налога — размерналога на единицу налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерацииопределяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицуизмерения налоговой базы.
По методу установлениявыделяют ставки твердые и процентные (квоты). При методе твердых ставок накаждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например,10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложенияприбыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения(например, 13% каждого рубля налогооблагаемого дохода).
Выделяют ставкимаргинальные, фактические и экономические.
Маргинальными называютставки, которые непосредственно указаны в нормативном акте о налоге.
Фактическая ставкаопределяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе.
Экономическая ставкаопределяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
6. Порядок исчисленияналога
6.1 Лица, исчисляющиеналог
Обязанность исчислитьсумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или натретье лицо (налогового агента)
Примером самостоятельногоисчисления налога налогоплательщиком является налог на прибыль. Согласно ст.268 главы 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налогаопределяется плательщиками самостоятельно на основании данных налогового учёта.[5]
Сумма налога на имуществофизических лиц рассчитывается налоговыми органами. Налоговые органы обязанысобрать и обработать сведения, необходимые для налогообложения, составить и кустановленному Законом сроку вручить гражданам платежные извещения на уплатуналога. Поскольку роль налогоплательщика при данном способе исчисления налогапассивна, закон должен ставить его в более выгодное положение по сравнению с плательщикаминалогов, исчисляемых другими способами.
Содержание и порядокнаправления плательщику налогового уведомления установлены ст. 52 части первойНК РФ.
Обязанность исчислитьналог может быть возложена и на третье лицо, которое в силу закона обязановыступить налоговым агентом. На налоговых агентах лежит ответственность заправильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога вбюджет.
Правоотношения по уплатеналогов, самостоятельно рассчитываемых налогоплательщиками (иногда такие налогиназывают неокладными), возникают при наступлении тех условий, с которыми Законсвязывает обязанности уплатить налог: наличие объекта обложения, наступлениесроков представления декларации (расчета) и уплаты налога.
В так называемых окладныхналогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиямвозникновения обязательства по уплате налога добавляется третье: издание ивручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения),устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях,когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налогавозникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).
Необходимо учитывать, чтоиздание такого документа является лишь процедурным моментом и не он служитисходной точкой в определении обязанностей налогоплательщика. Лишь совокупностьтрех условий порождает соответствующую обязанность.
При этом роль указанных условийвозникновения налоговых обязательств не одинакова. При отсутствии объектаналогообложения до наступления срока уплаты налога извещение налогового органане подлежит исполнению. Однако при отсутствии извещения, но при наличии первыхдвух условий обязанность налогоплательщика заплатить налог сохраняется в течениесрока исковой давности.
Все три условиянеобязательно должны присутствовать одновременно.
6.2 Методы исчисленияналога
Исчислять налог можнопо-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы почастям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица можетбыть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это — некумулятивныйметод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщикаи причитающихся ему льгот субъектами — источниками выплат, но создаетзначительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам годатребует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнутьнеобходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должнойравномерности поступления средств в бюджет.
Широкое применениеполучил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задачаэтого метода — определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, атакже общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку.Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия —источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплатконкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетомсуммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. Приуплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этогодохода ранее.
Таким образом,налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу годаосвобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога.Однако этот порядок требует точного учета субъектом — источником выплат доходовработников и удержанных налогов.
По законодательствуРоссийской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методовприменяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников,и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.
7. Способы, сроки ипорядок уплаты налога
7.1 Уплата налога подекларации
Уплата налога подекларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить вустановленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговыхобязательствах.
В декларации указываютсясведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов,налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанныес исчислением и уплатой налога.
На основе декларацииналоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о егоуплате. Такую роль выполняет декларация, например, при уплате подоходногоналога с физических лиц.
Однако в большинствеслучаев подача декларации является чисто отчетным действием, смысл которогосостоит в том, чтобы зафиксировать сумму налога, исчисленного плательщикомсамостоятельно. В дальнейшем при проведении налоговых проверок данныедекларации сравниваются с контрольными цифрами. Расхождения этих данныхявляются основанием либо для возврата излишне уплаченных сумм налога, либо длявзыскания недоимок, пеней и иных предусмотренных законом санкций. При подачетакой декларации плательщик не ожидает вручения ему налоговым органом извещенияоб уплате налога, а уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.
Примером может служитьдекларация, подаваемая плательщиками на прибыль предприятий и организаций.Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчётногои налогового периодов представлять в налоговые органы налоговые декларации.
Суммы налога на прибыль,исчисленные самими плательщиками вносятся ими в бюджет не позднее срока,установленного для подачи налоговых деклараций (ст. 287 второй части НК РФ).
С целью приблизить моментуплаты налога к моменту получения дохода устанавливают обязанность уплатыпромежуточных (авансовых) взносов налога. Как правило, размер авансовогоплатежа устанавливается исходя из суммы налога, уплаченного за предшествующийпериод.
Размеры авансовыхплатежей могут определяться и на основе суммы налога, предполагаемойналогоплательщиком. Таким образом, например, рассчитывают сумму подоходногоналога лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; расчёт суммавансовых платежей на текущий налоговый период проводится налоговым органом наосновании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации (п. 8ст. 227 второй части НК РФ)
По окончании отчетногопериода проводится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежизасчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается,излишне уплаченная — возвращается или засчитывается в счет предстоящих платежейпо налогу.
Налогоплательщику всегдавыгодно предположить меньший доход, чем он собирается получить вдействительности. Этим он сохраняет деньги в обороте и получает дополнительныйдоход. В условиях инфляции выгода возникает и из-за того, что в болееотдаленные сроки налог уплачивается уже «облегченными» деньгами.
В случае переплатыавансовых платежей по налогу на прибыль возвращаемая сумма также индексируется.При этом возвращаемая из бюджета сумма не может быть больше суммы авансовыхвзносов, уплаченных предприятием.
7.2 Уплата налога уисточника дохода
В отличие от уплатыналога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получениядохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налогаменяется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога,рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем,производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налогапредставляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги,удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так какналогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получилдоход.
7.3 Кадастровый способуплаты налога
Кадастр — это реестр,который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.),классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объектаобложения.
В основу построениякадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующегообъекта. Например, при построении земельного кадастра — вид земли (пашня,пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.
Другой вариант — когда заоснову классификации берется какое-либо юридическое основание, напримерсобственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называетсяреальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли,принадлежащей налогоплательщику, в целом, а не отдельных ее частей.
Другое деление кадастровна виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый,земельный, промысловый и другие кадастры.
При взимании подушного(равного) налога роль кадастра выполняет список населения определеннойтерритории.
В связи с изменениемфизического состояния имущества и его стоимости производится периодическоеуточнение (актуализация) кадастра.
Особенность уплаты налогакадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается наоснове внешних признаков его предполагаемой доходности, момент уплаты налоганикак не связан с моментом получения дохода. Поэтому для уплаты таких налоговустанавливаются фиксированные сроки их взноса.
7.4 Сроки уплатыналога
Существенным элементомюридического состава налога являются сроки уплаты налога. Они устанавливаютсязаконом применительно к каждому налогу и сбору.
Срок уплаты налога можетопределяться календарной датой. Например, организации уплачивают налог наприбыль не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Такимспособом определяются сроки уплаты регулярных налогов.
Сроки уплаты разовыхналогов определяются истечением времени со дня события, которое обуславливаетобязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами,месяцами, декадами, неделями или днями.
Этот же способ можетприменяться и для установления сроков уплаты регулярных налогов.
Наконец, уплата налогаможет быть приурочена к какому-либо событию или действию. Так, государственнаяпошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления.
Налогоплательщик долженсамостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплатеналога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленныйсрок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию вустановленном законом порядке.
7.5 Порядок уплатыналога
Порядок уплаты налога —технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммыналога в соответствующий бюджет (фонд).
Данный элементюридического состава налога предполагает определение следующих вопросов.
• Направление платежа,т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.
• Средства уплаты налога.Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодексРоссийской Федерации установил, что обязанность по уплате налога исполняется ввалюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).
• Механизм платежа.Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщиканалога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило,решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако приуплате некоторых платежей, например, таможенных пошлин, может устанавливатьсяособый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечениеуплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица — ст.122 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Одной из разновидностеймеханизма платежа является приобретение марок акцизного сбора.
Так, платежи за правопользования недрами могут взиматься не только в денежной, но и в натуральнойформе. В уплату может быть засчитана часть объема добытого минерального сырьяили иной производимой пользователем продукции. Сумма платежей может бытьпогашена путем выполнения плательщиком определенных работ или предоставленияуслуг. Кроме того, платеж может быть внесен путем выделения государствуопределенной доли в уставном фонде создаваемого горного предприятия.
Заключение
Из курсовой работы натему «Элементы юридического состава налога», можно сделать вывод, что элементыналогообложения являются неотъемлемой частью налогового права, да и всей нашейжизни в целом.
Если бы не было элементовналогообложения, никогда бы не смогли установить налог.
А налог – этообязательный, индивидуально — определённый платёж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств, в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Из этого следует, чтоесли не было бы хоть одного элемента налогообложения, невозможно было быустановить налог, а значит, не поступали бы средства в государственный фонд, ине было бы возможности проводить разные социальные программы, которые так важныдля всех слоёв населения.
Не будь элементовналогообложения, взаимосвязанная цепочка в налоговой системе бы оборвалась, таккак в налоговом праве всё между собой взаимосвязано.
Элементы налогообложениявнесли немалый вклад в создание законодательства о налогах, в возникновенииналоговой юрисдикционной системы.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародномреферендуме 12.12.1993г.
2. Налоговый Кодекс Российской федерации, принятыйГосударственной Думой 16 июля 1998г.
3. Белых В.С., Винницкий Д.В. «Налоговое право России».Краткий учебный курс. Москва, Норма, 2004.
4. Дёмин А.Б. «Налоговое право России». Учебное пособие.Москва,
РИОР,2008.
5. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. «Налоговое правоРоссии». Юстицинформ, 2006.
6. Крохина Ю.А. «Налоговое право». Учебник. Москва, Юнити,2006
7. «Налоговое право России». Учебник для вузов. Под редакциейЮ.А. Крохиной 3 е издание, исправлено и дополнено. Москва, Норма, 2006.
8. Мальцев В.Л. «Налоговое право». Учебник для среднихпрофессиональных учебных заведений. Мосвка. Издательский центр, 2004
9. Миляков Н.В «Налоговое право». Учебник. Инфра-М, 2008 г.
10. Петрова Г. В. «Налоговое право». Учебник для вузов — 2-еиздание. Москва. НОРМА, 2000
11. Пепеляев С.Г. «Налоговое право». Москва, Юрист, 2003
12. Фатькина Л. П. «Налоговое право». Курс лекций: учебноепособие для вузов, 2008.
13. www.akdi.ru
14. www.minfin.ru
15. www.nalog.ru