Реферат по предмету "Финансовые науки"


Характеристика регионального бюджета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
Семестровая работа
на тему: Характеристика регионального бюджета
Выполнила студентка группы Э – 063
Лопаткина О.К.
Проверила: к.э.н., ст. преподаватель Вик С.В.
Кемерово 2009

План
Введение
Глава 1.Экономическая сущность региональных бюджетов
Глава 2.Формирование регионального бюджета на примере бюджета Кемеровской области
Список использованнойлитературы

Введение
Переход от административно-командных методовуправления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформированиевсей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующиеэкономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первуюочередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ. Кроме того, утвержденаконцепция реформирования межбюджетных отношений, принят и воплощается в жизньЗакон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансированияобщегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированиюэкономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка,упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны,поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики,отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Онипредназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственныеорганы управления субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов РоссийскойФедерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы властипризваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитиепроизводственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальномразвитии территорий.
Учитывая важность региональных бюджетов в жизни регионов РФ, рассмотримподробнее их законодательную базу, структуру, принципы формирования, а такжероль органов регионального управления в формировании и использовании этихсредств.
Глава1. Экономическая сущность региональных бюджетов
Региональные бюджетыпредставляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. Вэтом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственноеположение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источникиформирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны,занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь изфедерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местнымбюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетномустройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данногопонятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.
Исследование принципафедерализма применительно к категории «региональный бюджет» актуализируетпостановку вопроса о её экономической сущности. По моему мнению, анализ даннойкатегории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категориейфинансов.
Относительно понятия«региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более того — данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь совторой половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны,которая распалась на бюджеты трех уровней.
Современные ученые-экономистыполагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:
— денежные отношения (тоесть как финансовую категорию экономической науки);
— фонд денежных средств,централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет вматериальном смысле);
— плановый документ,отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органоввласти данного уровня (то есть как правовую категорию).
Соответственно определениетермина «региональный бюджет» требует осмысления его финансовой, материальной иправовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональныйбюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, азначит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории«региональный бюджет».
Как известно,региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъектыРоссийской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтомусреднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видамирегиональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные(включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов,городские двух городов федерального значения — Москвы и Санкт- Петербурга.
Как финансовая категориярегиональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической иэкономической функций любого административно-территориального образованияобъективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежногофонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержаниерегионального бюджета не изменяется — это доходы и расходы. Бюджетный кодекс РФопределяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятиерегионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Всоответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации вцелях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальныхобразований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданамиустанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетомсубъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципальногообразования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетовосуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечиваетсяреализация целей финансово-бюджетной политики.
Таким образом, финансоваясущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных смобилизацией и использованием средств централизованного денежного фондасоответствующего территориального уровня и перераспределением его междубюджетами.
Соответственно,финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляетсовокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации поповоду перераспределения национального дохода и части национального богатства вцелях образования, распределения и использования централизованного в масштабахопределенного региона денежного фонда, предназначенного для финансированияфункций и задач субъекта Российской Федерации.
Признание региональногобюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественныхпризнаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих еёспецифику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий.Специфичность — это главное, что отличает финансовую сущность региональногобюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетнойсистемы РФ, которые также являются финансовыми категориями.
К особым (исключительным)чертам регионального бюджета относятся, на мой взгляд, следующие:
— имеет возможностьрассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;
— является средствомрегулирования местных бюджетов.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, чтокризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовойсистемы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере своепредназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит(превышение расходов над доходами).
Бюджету как экономической категории присущи 2 функции — распределительная(перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности,подразделениями обществ, производства, уровнями государственного управления,социальными слоями общества и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всехотклонениях и движении бюджетных средств).
Границы действия распределительной функции очень широки, так как вбюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства;основным объектом бюджетного распределения выступает национальный доход(главным образом чистый доход); вовлечение в бюджетное перераспределениеэлементов национального богатства (золотого запаса, валютных резервов,накопленных страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайнымиобстоятельствами (войной, глубоким экономии, кризисом, последствиямикрупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).
С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретныхэкономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальныхобразований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно иполно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственнойвласти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции враспределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объемупредусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим исоциальным последствиям это приводит. Бюджет оказывает огромное влияние наобщество, производство, выступая ускорителем, а иногда — тормозомсоциально-экономического развития общества.
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципыбюджетной системы Российской Федерации:
· единствабюджетной системы Российской Федерации;
· разграничениядоходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· самостоятельностибюджетов;
· полноты отражениядоходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированностибюджета;
· эффективности иэкономности использования бюджетных средств;
· общего(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· гласности;
· достоверностибюджета;
· адресности ицелевого характера бюджетных средств.
Глава 2. Формирование регионального бюджета на примере бюджетаКемеровской области
Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в которомподробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основныепараметры бюджета (например, «Закон о бюджетном процессе в Кемеровской области»от 06.10.97 № 32-ОЗ (поправки внесены 21 июня 2001г. № 57-ОЗ). Закон описываетвзаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом Кемеровской области и местнымибюджетами, а также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями иучреждениями как самостоятельно хозяйствующими субъектами с целью сочетания ихэкономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикойКемеровской области.Бюджетная системаобласти и бюджетный процесс.
Бюджетная система области представляет собой совокупность областногобюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях июридических нормах.
Бюджетный процесс в Кемеровской области — регламентируемая нормами правадеятельность органов государственной власти Кемеровской области, посоставлению, рассмотрению проектов областного бюджета, утверждению и исполнениюобластного бюджета и по контролю за его исполнением, а также по рассмотрению,утверждению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов иотчетов об их исполнении.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющеечастичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней,в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетный процесс в Кемеровской области:
1.  Составление и представление проектаобластного бюджета.
Составление проекта областного бюджета осуществляет главное финансовоеуправление Кемеровской области в соответствии с Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации, федеральным и областным законодательством. Составление бюджета производитсяна основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налоговогои бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой,целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемныхпоказателей деятельности юридических и физических лиц, прогнозасоциально-экономического развития области, районов и городов области. Порядок исроки составления проекта областного бюджета устанавливаются КоллегиейАдминистрации Кемеровской области. Губернатор Кемеровской области вносит нарассмотрение Совета народных депутатов Кемеровской области проект законаКемеровской области об областном бюджете на очередной финансовый год не позднее1 ноября текущего года.
2.  Рассмотрение проекта.
1. Совет народных депутатов Кемеровской областирассматривает проект закона в трех чтениях.
2. Совет народных депутатов направляет проект законав течение 3 календарных дней со дня его внесения в Совет народных депутатов вконтрольно-счетную палату Кемеровской области для подготовки заключения.
3. Контрольно-счетная палата Кемеровской областинаправляет в Совет народных депутатов заключение в течение 10 календарных днейсо дня поступления проекта закона.
4. Совет народных депутатов в течение 14 календарныхдней со дня внесения проекта закона об областном бюджете принимает решение опринятии его к рассмотрению или возвращению на доработку.
5. Проект закона об областном бюджете подлежит возвращению на доработку,если представленные документы и материалы не соответствуют требованиям.
3. Рассмотрение проекта закона об областном бюджете в первом чтении.
1. Рассмотрению в первом чтении проекта закона об областном бюджетепредшествует заслушивание бюджетного послания Губернатора Кемеровской области.
2. В первом чтении принимается решение о принятии закона об областномбюджете в первом чтении или о его отклонении.
3. При принятии проекта закона об областном бюджете в первом чтенииутверждаются основные характеристики областного бюджета.
4. В случае отклонения проекта закона об областномбюджете в первом чтении Совет народных депутатов может:
— передать проект закона об областном бюджете всогласительную комиссию, состоящую из представителей Совета народных депутатови органов исполнительной власти Кемеровской области, для разработкисогласованного варианта основных характеристик областного бюджета с учетомрекомендаций, изложенных в заключении Совета народных депутатов;
— вернуть проект закона об областном бюджете на доработку с указаниемпричин отклонения проекта закона об областном бюджете в первом чтении ирекомендациями по его доработке.
5. После устранения замечаний Губернатор Кемеровскойобласти повторно вносит проект закона об областном бюджете на рассмотрениеСовета народных депутатов в первом чтении.
6. Совет народных депутатов рассматривает доработанный проект закона обобластном бюджете в первом чтении в течение 5 календарных дней со дня егоповторного внесения.
4. Рассмотрение проекта закона об областном бюджете во втором чтении.
1. Совет народных депутатов рассматривает проектзакона об областном бюджете во втором чтении в течение 20 календарных дней содня его принятия в первом чтении.
2. В течение 12 календарных дней Совет народных депутатов составляеттаблицу поправок к проекту закона об областном бюджете и согласовывает ее сначальником главного финансового управления Кемеровской области.
5. Рассмотрение проекта закона об областном бюджете в третьем чтении.
1. Совет народных депутатов рассматривает проектзакона об областном бюджете в третьем чтении в течение 5 календарных дней содня принятия его во втором чтении.
2. При рассмотрении в третьем чтении проект закона об областном бюджетеголосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
6. Подписание и опубликование закона об областном бюджете.
1. Принятый Советом народных депутатов в третьемчтении закон Кемеровской области об областном бюджете в течение 5 календарныхдней со дня принятия направляется Губернатору Кемеровской области дляподписания и официального опубликования.
2. Опубликование закона Кемеровской области об областном бюджете должнобыть осуществлено до начала очередного финансового года.
7. Исполнение областного бюджета.
Коллегия Администрации Кемеровской области обеспечивает исполнениеобластного бюджета.
8. Осуществление финансового контроля за исполнением областного бюджета.
Финансовый контроль осуществляют органызаконодательной (представительной) и исполнительной власти Кемеровской области.Совет народных депутатов Кемеровской области осуществляет следующие формыфинансового контроля:
— предварительный контроль — в ходе рассмотрения иутверждения проекта закона об областном бюджете и иных проектов законовКемеровской области по бюджетно-финансовым вопросам;
— текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельныхвопросов исполнения областного бюджета в течение финансового года на заседанияхкомитетов, в ходе депутатских слушаний, по депутатским запросам;
— последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов обисполнении областного бюджета.Доходы бюджета субъектаРФ.
Доходы региональныхбюджетов — это определенные нормами права финансовые отношения по поводупоступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерацииили муниципального образования с целью создания финансовой базы дляудовлетворения публичных потребностей.
Доходы региональныхбюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектовРФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежныхсредств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базыдля удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовыхотношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет сих материально-вещественным воплощением денежные средства, мобилизуемые вбюджетный фонд субъекта РФ. />
Доходы Бюджета субъекта Федерации согласно Бюджетному кодексу РФформируются за счет собственных налоговых доходов, регулирующих налогов (заисключением сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядкебюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Ксобственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенныеНалоговым кодексом РФ (например, налог на имущество предприятий, единый налогна вмененный доход для юридических лиц и др.); отчисления от федеральныхналогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничениеммежду бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (напр.,налог на прибыль, некоторые виды акцизов и т.д.). и др.
В состав регулирующих доходов входят федеральные налоги, по которымежегодно при утверждении федерального бюджета устанавливают нормативы отчисленийв Бюджет субъекта Федерации на очередной финансовый год (налог на доходыфизических лиц и др.).
К неналоговым доходам Бюджета субъекта Федерации относятся: доходы отиспользования или продажи имущества, находящегося в собственности субъектаФедерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество;проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств вбанках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъектаФедерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества ит.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимисяв ведении органов государственной власти субъектов Федерации; средства,получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной иуголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы,взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.).
Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления,поступающие от нерезидентов (международных организаций, правительствиностранных государств и т.п.), юридических и физических лиц, бюджетов другихуровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам,возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, идр.). Трансферты — это безвозмездные, так же, как и доходы, поступления, однакоих получение (плата за трансферт) связано зачастую не с денежными, а сполитическим условиями. Под трансфертами мы понимаем дотации, субсидии исубвенции. Дотация — это денежные средства, не имеющие целевого назначения;субсидия — средства, имеющие целевое назначение; субвенция — средства нафинансирование части совместного проекта. Еще одна категория, которая должнабыть в составе трансфертов, — это политические трансферты, предоставлениекоторых обусловлено только политическими причинами.
Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие отгосударственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Структура доходов повсей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почтина 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляютотчисления от федеральных налогов, а более 25% — различные виды финансовойпомощи, выделяемой из федерального бюджета. Столь высокая доля регулирующихисточников в известной мере объективно предопределена чрезвычайнымразнообразием социально-экономических условий, в которых протекает жизньконкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использоватьметоды бюджетного регулирования для сглаживания региональных различий.По Закону Кемеровскойобласти от 18.12.2008 № 108 «Об областном бюджете на 2009 год и на плановыйпериод 2010 и 2011 годов» общий объем доходов областного бюджета за 2009 годсоставит в сумме 67019616,8 тыс. рублей (сократятся на 24%). За 2010 год — 66192649,8 тыс. рублей, за 2011 год — 62474787,8 тыс. рублей.Расходы бюджета субъектаРФ
Расходы бюджета субъекта РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда нафинансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РоссийскойФедерации. В зависимости от экономического содержания расходы Бюджета субъектаФедерации делятся на текущие и капитальные; первые обеспечивают текущеефункционирование региональных органов государственной власти и бюджетныхучреждений регионального уровня, государственную поддержку отдельных отраслейэкономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовуюпомощь муниципальным образованиям, осуществление международных и внешнеэкономическихсвязей субъектов Федерации, расходы на обслуживание государственного долгасубъектов Федерации, а также другие расходы, не включаемые в составкапитальных; вторые — инновационная и инвестиционная деятельность всоответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.

/>
В бюджет Кемеровской области поступают следующие виды налогов:НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 33643954* Налог на прибыль организаций 20460538 Налог на доходы физических лиц 13183416 НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 6136909,9 Налог на имущество организаций 5002030,9 Транспортный налог 743248,6 Налог на игорный бизнес 391630,4 НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2795154,2 НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 2727440,2 Налог на добычу полезных ископаемых 2726402,2 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 1038 НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД 1036450,8 Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 1031256,6 Единый сельскохозяйственный налог 5194,2
* данные за 2007 год (тыс. руб.)
/>
В соответствии с законодательством РФ (ст. 86 БК РФ) исключительно избюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:
— содержаниеорганов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектовФедерации;
— обслуживание ипогашение государственного долга субъектов РФ;
— проведениевыборов и референдумов субъектов Федерации;
— реализациюрегиональных целевых программ;
— формированиегосударственной собственности субъектов Федерации;
— осуществлениемеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
— содержание и развитиепредприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органовгосударственной власти субъектов Федерации;
— обеспечениедеятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
— оказаниефинансовой помощи местным бюджетам;
— прочие расходы,связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетныхсредств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования ифинансирования.
Наибольший удельный вес в составе расходов Бюджета субъектов Федерации(около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслейпромышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта,связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) — расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели.
Расходы бюджета Кемеровской области на 2009 год и плановый период 2010 и2011 годов (тыс. руб.).Наименование 2009 год 2010 год 2011 год Общегосударственные вопросы 3259619,2 3327411,8 3372476,7 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2861901,7 3196163,4 3144747 Национальная экономика 7118401 6083291,3 6203751,9 Жилищно-коммунальное хозяйство 207393 222393 222150 Охрана окружающей среды 61325 60491 63547 Образование 4004018,1 4082751,1 4308141,1 Культура, кинематография, средства массовой информации 660586 687292 691692 Здравоохранение, физическая культура и спорт 6222944,4 5965994,9 5773401,8 Социальная политика 3007066,6 2962015,7 3054024 Межбюджетные трансферты 45807402,1 44337222,6 39186497,6 Условно утвержденные расходы   1839079 3614176 Итого 73210657,1 72764105,8 69634605,1
Динамика изменения статей бюджета Кемеровской областиНаименование 2007 год (исполнено) 2008 год (тыс. руб.) % к 2007 году 2009 год (тыс. руб.) % к 2008 году Доходная часть бюджета Всего доходов 60009757,5 57499828,5 96% 67019616,8 117% Расходная часть бюджета Общегосударственные вопросы 4102617,8 3062103 75% 3259619,2 106% Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2504798 3263514,8 130% 2861901,7 88% Национальная экономика 8999613,3 6341470,1 70% 7118401 112% Жилищно-коммунальное хозяйство 1673443,1 705593 42% 207393 29% Охрана окружающей среды 65846,1 73090 111% 61325 84% Образование 3744363,8 3742334,7 100% 4004018,1 107% Культура, кинематография, средства массовой информации 477029,6 502739 105% 660586 131% Здравоохранение, физическая культура и спорт 6645694,8 4488445 68% 6222944,4 139% Социальная политика 2314441,2 3114031,8 135% 3007066,6 97% Межбюджетные трансферты 30278404,7 37259833,3 123% 45807402,1 123% Всего расходов 60806252,4 62553154,7 103% 73210657,1 117% Дефицит 796494,9 5053326,2 634% 6191040,3 123%
При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае,когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета илиположительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо)существует при превышении расходов над доходами. При дефиците бюджета должныбыть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансированияразличен для разных уровней бюджетной системы РФ).
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. Источникивнутреннего финансирования делятся на следующие группы:
— финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ иизменения остатков средств бюджета;
— государственные ценные бумаги;
— бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
— бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
— прочие источники внутреннего финансирования;
— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности;
— государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
— кредиты международных финансовых организаций;
— кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
— кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
— изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностраннойвалюте;
— прочее внешнее финансирование.
Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год и наплановый период 2010 и 2011 годов (тыс. руб.)Наименование 2009 год 2010 год 2011 год Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации 5977212,3 6469215 7159817,3 Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации -41727 -38384   Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2080     Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов 253475 140625   Итого источников финансирования дефицита бюджета 6191040,3 6571456 7159817,3
Как отметил вице-спикер СНД КО Александр Микельсон: «Параметры бюджета2009 года несколько ниже, чем планировалось ранее, тем не менее, он максимальноприближен к реалиям сложившейся экономической обстановки. Главное — бюджетсохранил социальную направленность. Приоритетными статьями расходов остаютсянациональные проекты, социальные выплаты, индексация зарплаты бюджетникам,региональные целевые программы. Эти статьи сохраняются в полном объеме».
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамкахмежбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственнойвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления, связанные сформированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения изакрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системыРоссийской Федерации;
· разграничения(закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам)регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· равенствабюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных правмуниципальных образований;
· равенства всехбюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом,равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РоссийскойФедерации;
· принципраспределения доходных источников (формы и направление поддержки дотационныхбюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могутпередаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетовсубъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньямибюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ вовзаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональнымибюджетами, который предполагает использование единой методики расчетанормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальныхуслуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так жеединый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределенииналоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетовсубъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированногобюджета РФ.
В соответствии с “Программой развития бюджетного федерализма»совершенствование межбюджетных отношений в РФ будет проводиться по следующимнаправлениям:
— упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
— разграничение расходных полномочий;
— разграничение налоговых полномочий и доходных источников;
— совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;
— улучшение управления общественными финансами на региональном и местномуровнях.
Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано ссуществованием муниципальных образований различных уровней, размытостью кругавопросов местного значения, неупорядоченностью территориальной организациимуниципальных образований.
В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны бытьрешены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы всоответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельностирегиональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующихбюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.
В области разграничения налоговых полномочий планируется существенноповысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшивроль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы вроссийской модели бюджетного федерализма.
Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящимбюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощитекущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Крометого, в результате реализации “Программы” финансовая помощь должна выделяться всоответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) ипрозрачности методик расчета.

Список использованной литературы
1.Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006. –688 с.
2.Вахрин П.И.,Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 340 с.
3.Никулина Е.В. Совершенствованиеформирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и зарубежом, 2003, №7.
4.Поляк Г.Б.Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 540 с.
5.Самсонов Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 302 с.
6.Справочно-правоваясистема Консультант Плюс. Российское законодательство. Федеральный закон от25.09.97г. №126 – ФЗ (редакция 09.07.99).
7.www.gks.ru
8.www.ofukem.ru
9.www.ako.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.