ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Оренбургскийгосударственный институт менеджмента
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Цель монетарной политики. Еёмеханизм и инструменты.
Оренбург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность, цели и видымонетарной политикия
1.1 Понятие монетарной политики, еецели и объекты
1.2 Виды монетарной политики
Глава 2. Методы монетарной политики
2.1 Изменение нормы обязательныхрезервов
2.2 Политика учетной ставки(дисконтная политика)
2.3 Операции на открытом рынке
2.4 Селективные методыденежно-кредитной политики
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитнойполитики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежнаяпрограмма
3.2 Инструментыденежно-кредитной политики и их использование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика и обществоРоссии переживают период глубоких преобразований и потрясений. Теперь Россияидет по избранному пути перехода к рыночной экономике и новому общественномуукладу. Сейчас российская экономика находится на стадии становления, котороеидет достаточно сложно. И это понятно. Ведь в истории не было еще такогопримера, когда бы страна с социалистическим строем за короткий период временипыталась бы полностью перестроиться и встать на путь капиталистическойэкономики. Поэтому очень важно, какую модель денежно — кредитной политикивыберет сейчас наша страна.
В данной работерассматриваются объект, методы, виды и инструменты монетарной политики. Так жеприведена информация о планах ЦБ РФ в отношении денежно-кредитной политики в2009 году и на период 2010 и 2011 годов. А окажется ли эта политика успешной,удастся ли оздоровить денежную систему России, покажет время.
Глава 1.Сущность и цели монетарной политики.
1.1Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
Главными особенностямитехники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствиис неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетнойставки центрального банка: ужесточение или ослабление прямого ограниченияобъема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса изанятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций сгосударственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов ипонижения цены государственного кредита.
Принципиальное отличиетехники денежно — кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоитво введении количественных ориентиров регулирования, изменение которыхобуславливает изменение направления денежно — кредитной политики. Выбор тогоили иного показателя в качестве ориентира денежно — кредитной политики вомногом определяет и главные объекты, и саму технику денежно — кредитного контроля.Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ееотдельные агрегаты.
Цели монетарной политикивытекают из задачи Центрального банка обеспечить функционирование денежнойсистемы и регулировать денежный оборот. Цели монетарной политики — обеспечениеденежного обращения и регулирование денежной массы.
Обеспечение денежногообращения.Первостепенная задача Центрального банка РФ — обеспечить функционированиеденежной системы 11 Закон РФ «О Центральном Банке РФ» — ст. 14 — требует стабильнойпокупательной способности денег как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Внутренняя стоимость(курс) денег остается неизменной, если обеспечена стабильность цен. Для этогонеобходимо, чтобы народное хозяйство имело в своем распоряжении по возможностименьше денег.
Внешняя стоимость денег(курс на мировом рынке) остается неизменной, если покупательная способностьрубля относительно товаров на внешнем рынке не меняется. Это вовсе не означаетстабильность валютных курсов. При различных темпах развития инфляции навнутреннем и внешнем рынках отечественную валюту следует ревальвировать (всторону повышения ее паритета) или девальвировать (обесценивать), для тогочтобы сохранить ее покупательную силу на внешнем рынке.
Регулирование денежноймассы. Для началарассмотрим определение денежной массы и от каких параметров она зависит.
Денежная масса, которойрасполагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа,зависит, с одной стороны, от предложения банковского сектора и, с другойстороны, от спроса на деньги, то есть стремления учреждений небанковскогосектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег иливкладов до востребования.
В современныхнациональных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнотцентрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются вобращение банковским сектором. Все виды денег рассматриваются как долговыеобязательства по отношению к банкам.
Таким образом,небанковский сектор может располагать деньгами в виде металлических денег,банкнот и бессрочных вкладов как в центральном, так и в коммерческих банках.Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно дляпроведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег называетсяденежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например кассоваяналичность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как они неиспользуются непосредственно для операций обмена.
Итак, денежная масса — это сумма находящихся в обращении наличных денег в небанковском секторе ибессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках.
Денежная масса меняется впроцессе непрерывной денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точкизрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотамицентрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет толькоо сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральныйбанк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором(предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашниехозяйства) — с другой.
Денежная масса изменяетсятолько в том случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа врезультате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег изобращения.
Центральный банк сам невыступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвеннымобразом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величинаденежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения.
Спрос на деньги состороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политикипроцентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков — с помощьюмероприятий по обеспечению ликвидности.
а) Политика регулированияпроцентных ставок. Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты.Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать суммукапиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.
б) Политика обеспеченияликвидности. Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от ихликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком.Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которуюцентральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказываетвлияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег вбанковской системе.
Величина денежной массы,находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние науровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следуетконтролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.
Для выполнения этойзадачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К нимотносятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политикаминимальных резервов. Подробнее о них речь пойдет в следующей главе.
1.2 Видымонетарной политики
Следует выделить дверазновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежнуюполитику (ее называют политикой дешевых денег), когда Центральный банк:
а) покупаетгосударственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату заних на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширениевозможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставкупроцента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований ирасширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам.Это увеличивает денежную массу.
в) снижает обязательнуюнорму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностейкредитования экономики.
Следовательно, мягкаякредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через ростденежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткуюкредитно-денежную политику (ее называют политикой дорогих денег), когдаЦентральный банк:
а) продаетгосударственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращениерезервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за этиценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческимибанками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетнуюставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объемзаимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своимкредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательнуюнорму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткаякредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает ростденежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные примерыполитики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую)кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется всоответствии с фазами экономического цикла.
Однако, в реальной жизнигибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ееэффективность снижается как результат развития побочных процессов. В стремлениидобиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: чтовыбрать в качестве инструмента монетарной политики — контроль над денежнымпредложением (таргетирование) денежной массы или контроль над динамикойпроцентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку,государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров приростаденежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставкипроцента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничиватьпредложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если жеприоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБдолжен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременногоконтроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммойцелей кредитно-денежной политики.
Недостаткамидискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма,не будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика. Еесмысл сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодноувеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП(приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилупрепятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центральногобанка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикойне было одобрено в законодательном порядке.
Различают так же стимулирующуюи сдерживающую.
Стимулирующая монетарная политика проводится впериод спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование ростаделовой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарнаяполитика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности вцелях борьбы с инфляцией .
Стимулирующая монетарнаяполитика заключается в проведении центральным банком мер по увеличениюпредложения денег. Ее инструментами являются:
1) снижение нормырезервных требований;
2) снижение учетнойставки процента;
3) покупка центральнымбанком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарнаяполитика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшениюпредложения денег. К ним относятся:
1) повышение нормырезервных требований;
2) повышение учетнойставки процента;
3) продажа центральнымбанком государственных ценных бумаг.
Глава 2.Методы монетарной политики
К инструментам монетарнойполитики, дающим возможность центральному банку контролировать величинуденежной массы, относятся:
· изменение нормыобязательных резервов;
· изменение учетнойставки процента (ставки рефинансирования);
· операции наоткрытом рынке.
2.1 Изменениенормы обязательных резервов
Первым инструментоммонетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормырезервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательныерезервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую онидолжны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если встране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величинаобязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательныхрезервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и можетбыть рассчитана по формуле:
Rобяз = D х rr,
где R обяз – сумма обязательныхрезервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (впроцентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные,срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем вышестепень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов довостребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банкповышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двумпричинам.
Во-первых, сокращаютсякредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдатьв кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу междусуммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормыобязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк неимеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы),увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитныевозможности составят
ΔК= ΔD –ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900,
а при норме обязательныхрезервов, равной 20%
ΔК= 1000 – 1000 х0.2 = 800.
Во-вторых, нормаобязательных резервов определяет величину банковского (депозитного)мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормыобязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковскогомультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормыобязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) ичерез изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и черезизменение величины банковского мультипликатора.
Изменение величиныкредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменениювеличины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) +резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr)обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].
В результате даженезначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести ксущественным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при нормеобязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковскойсистемой ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при нормеобязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 =ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервныхтребований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками.Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля надпредложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь вслучаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения илисжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался впериод кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому онперестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
2.2Регулирование учетной ставки процента
Вторым инструментоммонетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставкирефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставкапроцента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческимбанкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если онинеожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или длявыхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банквыступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства,полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетнойставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основудля мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетнуюставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег.Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные сприобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величиназаимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляюткоммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньшеденежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждаеткоммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своихрезервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу,начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровнебанков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM =multденxΔH).
Следует отметить, что вотличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательныхрезервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитныхвозможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяявеличину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставкитакже не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа уцентрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковскихрезервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкамзлоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляетсредства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительнонуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетнойставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемомнаправлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставкиинформирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, какправило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка являетсясвоеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е.ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты другдругу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредитынебанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральныйбанк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономикареагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежнаямасса сокращается.
2.3Операции на открытом рынке
Наиболее важным иоперативным средством контроля за денежной массой выступают операции наоткрытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынкепредставляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценныхбумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка напервичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектомопераций на открытом рынке служат преимущественно: краткосрочныегосударственные облигации и казначейские векселя.
Отличие государственныхоблигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доходв виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляетсобой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясьвыкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в моментпродажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.
Государственные ценныебумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупкацентральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случаеувеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги укоммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральномбанке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системывозрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному(мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставкипроцента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег,лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков исоответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому ивеличины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банкпокупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то посколькупродавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет вкоммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денегвозрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продаеткоммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцомвыступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, навсю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частноелицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможностибанковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии снормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например,если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл. Аесли покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований,равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумагцентральным банком используется как средство оперативного воздействия наэкономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральныйбанк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенноограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, исоответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежноймассы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики –денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке(bonds – B): ΔK = B x multбанк или ΔН = В х multден. Это оказываетсдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведенияопераций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажагосударственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам инаселению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся вобратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственныеоблигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставкипроцента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, инаселение) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие ценыпозволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация былакуплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когдацентральный банк продает государственные ценные облигации, их предложениерастет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным ихпокупку.
Итак, инъекции вбанковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результатпродажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстройреакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструментымонетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собойнаиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величинупредложения денег.
2.4Селективные методы денежно-кредитной политики
Наряду с общими методамирегулирования кредитных взглядов центральные банки применяют селективныеметоды. К ним относятся:
· прямоеограничение кредитов маршрутом установления лимитов, квот по учету векселей(например, во Франции также Германии, в каком месте традиционно высок удельныйавторитет учетных операций);
· ограничениетемпов роста кредитных операций;
· установлениеконтроля по единичным видам кредитов, например потребительских (в формеустановления взноса наличными также ограничения рассрочки платежа);
· установлениемаксимальных процентов по единичным видам вкладов также общий регулированиепроцентных ставок также др.
Приведенные методысовместно с нормой обязательных резервов соблюдает рассматривать как будтопрямые количественные ограничения, к тот или другой центральные банкивынужденно прибегают в обстановках кризисного обострения экономическойситуации.
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитнойполитики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
Всоответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогнозасоциально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и период2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определилизадачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%,
в2010 году – 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (израсчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительскомрынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 годуи 4,5-6,1% в 2011 году.
Расчетыпо денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателейспроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции,прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов,учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике ценна активы.
Согласнопрогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 годутемпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится натемпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемоесущественное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов ростатрансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос насбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а такжеучитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы приростаспроса на деньги в 2009 году могут снизиться по сравнению с 2008 годом. БанкРоссии предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежногоагрегата М2 в 2009 году на 19-28%.
В2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могутсоставить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.
Денежнаяпрограмма на 2009-2011 годы представлена в четырех вариантах, которые соответствуютсценарным вариантам прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2009-2011 годы, рассматриваемым Банком России. В зависимости отсценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в2009 году может составить 14-22%, в 2010 году – 12-20%, в 2011 году – 9-17%.
Принципиальноезначение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структурыисточников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутреннихактивов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложенияпреимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении ролиприроста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, болееэффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитногорегулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизмаденежно-кредитной политики, а с другой – за счет уменьшения присутствия БанкаРоссии в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовойполитики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающеговалютного курса.
Приуточнении показателей денежной программы на 2009-2011 годы во всех вариантахучтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочногохарактера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменениячистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставлениесубординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банкразвития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства РоссийскойФедерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапноепредоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд.рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтенапрогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед БанкомРоссии по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансированиявнешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихсядо 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).
Приосуществлении первого варианта денежной программы в условиях абсолютногоснижения ЧМР прирост ЧВА с 2009 по 2011 годы является единственным источникомроста узкой денежной базы; в 2011 году увеличение ЧВА становится единственнымисточником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы иосновным источником ее роста – в третьем варианте.
Приусловиях, реализуемых в четвертом варианте денежной программы, прирост ЧМР напротяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличенияденежной базы, а потребность банковского сектора в существенном увеличениивалового кредита сформируется лишь к 2011 году.
БанкРоссии учитывает опыт текущего года, показавший, что в условиях мировогофинансового кризиса переход к формированию денежного предложенияпреимущественно за счет ЧВА (в том числе увеличения валового кредита банкам)может пойти более быстрыми темпами, чем предусматривается в представленныхвариантах денежной программы, и готов во взаимодействии с ПравительствомРоссийской Федерации принять необходимые меры для поддержания финансовойстабильности.
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Системаинструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будеториентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести суправления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России.При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать наизменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости сучетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
Взависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применятьинструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечиваяприоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании синструментами постоянного действия.
Приразвитии ситуации в денежно кредитной сфере по сценарию формированияструктурного избытка денежного предложения (что может быть связано созначительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировыхцен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественноиспользовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, впервую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости БанкРоссии намерен проводить операции по продаже государственных облигаций изсобственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижнейграницы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять сучетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этихусловиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетныхмеханизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонданационального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств,поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечениисбалансированности внутреннего денежного рынка.
Вцелях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежныхсредств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваютсясоздание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так инерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациямипредполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общиеусловия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированногоподхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качестваобеспечения.
БанкРоссии продолжит участие в работе, направленной на закрепление назаконодательном уровне возможности Банка России по привлечениюспециализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, корганизации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог покредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.
В2009-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с МинфиномРоссии как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросамразвития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 годуМинфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободныхбюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться какдополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периодывозникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направленана реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынкагосударственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективностииспользования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целяхрегулирования денежного предложения.
Заключение
В заключение проделаннойработы хотелось бы сделать несколько выводов по каждой главе отдельно.
В первой главе даннойработы дан анализ кейнсианской и монетаристской моделям денежно — кредитнойполитики. Выявлено, что принципиальное отличие техники денежно — кредитногоконтроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественныхориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направленияденежно — кредитной политики.
Далее в этой же главеопределяются цели монетарной политики. Они вытекают из задачи Центральногобанка обеспечить функционирование денежной системы и регулировать денежныйоборот.
Цели монетарной политики- обеспечение денежного обращения и регулирование денежной массы.
Во второй главе этойработы рассматриваются инструменты монетарной политики:
1. проведениеопераций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2. изменениерезервной нормы коммерческих банков;
3. управлениеучетной ставкой процента.
Третья глава посвященаанализу характера монетарной политики России в ближайшем будущем. При написанииэтой части работы использовался статистический материал публикации ЦБ РФ«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009год и период 2010 и 2011 годов».
Списокиспользуемой литературы
1. Безруков В., Сафронов Б.,Мельников Б. Оценка динамики народного хозяйства и прогноз на 2007 г. // Экономист, 2007, № 11
2. Игнатьев С. М. О денежно-кредитнойполитике Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит, 2008, № 5.
3. Камаев В. Д. Экономическая теория.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Курс экономики / Под ред.Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Макроэкономика. Теория ироссийская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС,2006.
6. Матвеева Т. Ю. Введение вмакроэкономику. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
7. Моисеев С. Р. Правиладенежно-кредитной политики // Финансы и кредит, 2007, № 16.
8. Моисеев С. Р. Трансмиссионныймеханизм денежно – кредитной политики // Финансы и кредит, 2008, № 18.
9. Основные направленияденежно-кредитной политики на 2005 г. // Вестник Русского экономическогообщества, № 136, 10 сентября 2004 г. /http://www.ress.ru/
10. Рогова О. Где экономика вгосударственной денежно-кредитной политике? // Экономист, 2004, №5.
11. Рогова О., Храменков В.Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы // Экономист,2003, № 3.
12. Российская экономика в 2004 году.Тенденции и перспективы. (Выпуск 26) – М.: ИЭПП, 2005.
13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
14. Фетисов Г. О выборе целей иинструментов монетарной политики // Вопросы экономики, 2006, № 2.
15. Экономика / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: Проспект, 2005.
16. Экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2005.
17. Экономическая теория / Под ред.Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
18. Экономическая теория.Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.
19. Официальный сайт ЦентральногоБанка Российской Федерации. www.cbr.ru/