Содержание
Введение
Глава 1. Налоги как инструмент государственногорегулирования
1.1 Сущность налогов, их классификация, функции, принципыналогообложения
1.2 Налоги как инструмент государственного регулирования,их роль в формировании финансового государства
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Формирование налоговой системы Российской Федерации
2.2 Краткая характеристика основных налогов
Глава 3. Итоги и основные направления налоговой политики с 2007 по 2011 года
3.1 Основные направления налоговой политики на 2009 год ина плановый период 2010 и 2011 годов
3.2 Итоги налоговых преобразований 2007 года
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Налоги и налоговая система — это не только источникибюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночноготипа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, неугнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективнуюбюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживаетвеличайший экономический эксперимент — переход от планового управления народнымхозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
В настоящее время практически всеми признается, чтоэффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практикеосуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нетсегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезнойкритике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа ипротиворечивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система этоважнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успехэкономической сферы.
Цель данной работы — охарактеризовать функции, принципыналогообложения и этапы формирования налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их классификацию,функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственногорегулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,
Дать краткую характеристику основным налогам,
Раскрыть основные направления налоговой политики на2009-2011 года,
Подвести итоги налоговых преобразований 2007года,
Охарактеризовать основные направления внесения изменений вНалоговый Кодекс РФ в 2008-2011 годах.
Информационная база исследования: труды экономистов,периодические издания, данные статистики, приказы и нормативно-правовые актыРоссийской Федерации, источники в сети Internet.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и спискаиспользованной литературы и источников.
Глава 1. Налоги как инструмент государственногорегулирования1.1 Сущность налогов, их классификация, функции,принципы налогообложения
Налоги. Они существуют с давних пор, появившись на заречеловеческой цивилизации. Одной из самых ранних форм налогообложения считаетсяжертвоприношение. Как только на земле стали возникать государства, возникла,пусть поначалу и примитивная, система налогообложения. Шли века, системаразвивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономическихотношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходовгосударства. Ещё в библейские времена, как гласит Пятикнижие Моисея, иудеиотдавали десятую часть своих доходов, десятину, Господу — так было определеносамим Яхве.
Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже17-18вв., когда в европейских странах в основном сложилось административноегосударство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы поступали черезсистему прямых (от 10 до 15%) и косвенных налогов (от 5 до 25%) 1[1].Но тут наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги напредметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство всё сильнеенуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения,поскольку, по словам французского писателя и учёного, просветителя Шарля ЛуиМонтескье, ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части,которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
Создателем такой теории считается видный шотландскийэкономист и учёный 18в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал,что налоги для налогоплательщика — признак не рабства, а свободы. Труд А. Смита«Исследование о природе и причине богатства народов», увидевший светв 1776г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения ипоныне:
принцип справедливости;
принцип определённости;
принцип удобности;
принцип экономии.
«Подданные государства», — отмечал его российскийпоследователь Н.И. Тургенев, «должны давать средства к достижению целиобщества или государства», каждый по возможности, и соразмерено своемудоходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания),удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципамиобеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен илисокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства),выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократностиобложения. Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговыхвзносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсыгосударства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической,оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственногоаппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования,здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строитшколы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственныепредприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим,стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больнымлюдям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д. Таким образом,хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одногосударство существовать не сможет.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемыецентральными и местными органами государственной власти с юридических ифизических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налоговэкономически оправдано постольку, поскольку экономически оправданосуществование государства.
Итак, что же такое налогообложение?
Налогообложение — это метод распределения доходов междугосударством и действующим субъектом.
Налоговая политика государства осуществляется при помощипредоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии сцелями государственного регулирования хозяйств и социальной сферы. Одним изглавных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. Платежи в бюджет государстване только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемыхв государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методових построения образует налоговую систему. В налоговой системе различаютследующие основные понятия:
Налог, сбор, пошлина — это обязательный взнос в бюджетсоответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщикомналога в соответствии с законодательными актами.
Плательщики налогов — это юридические или физические лица:граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формысобственности. Самостоятельный источник дохода является основным признакомплательщика налога.
Объект налогообложения — это то, что в силу закона подлежитобложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользованиеприродными ресурсами, передача имущества и т.д.
Ставка налога или налоговая квота — размер налога,устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо впроценте.
Единица налога — часть объекта налогообложения, на которуюустанавливается ставка налога.
Срок уплаты налога — оговаривается в законе, за егонарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя.
Льгота по налогу — исключение из общего правила.Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественномпроизводстве.
Налоговая база — сумма, с которой взимаются налоги.
Виды налогов.
На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам иобразуют довольно разветвлённую совокупность. Попытки унифицировать налоги,уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имяамериканского учёного Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числекоторых были Лев Толстой, Уилсон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуютего учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно,это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налогавзимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятсяменее заметными и менее чувствительными для населения.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.Они классифицируются:
по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доходили владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. Кчислу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др.Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью иценными бумагами. Окончательный плательщик этого налога потребитель, накоторого налог перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги:
по уровням управления (федеральные, региональные, местные,муниципальные); С
по субъектам налогообложения (налоги с юридических ифизических лиц);
по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги,налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги нанедвижимость и имущество и т.д.);
по целевому назначению налога (общие, специальные).
Федеральные налоги применяются на всей территории России.При этом ставка налога полностью или частично, а также дополнительные льготымогут устанавливаться на региональном или местном уровне. Пример налога, ставкакоторого целиком устанавливается на федеральном уровне — НДС (18%). Примерналога, ставка которого частично устанавливается на региональном уровне — налогна прибыль (от 13 до 17% из общей ставки в 24%), налог на имущество предприятий[2].
Региональные и местные налоги устанавливаются решениемсоответствующего законодательного органа, но в пределах перечня, утвержденногофедеральным законом.
/>В результате в различных регионахуровень налогообложения может значительно отличаться. Кроме того, при наличиифилиалов или подразделений в разных регионах такая структура налогов приводит кнеобходимости уплачивать их в разные бюджеты по разным ставкам, а такжевставать на учет и представлять отчетность в каждом месте деятельности. />
Исторически налоги рассматривались и существовали какподатные системы.
Само их существование порождено необходимостью покрыватьобщественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальнаяфункция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной длявыражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полнаяподчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, чтоналогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговыхобязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
В числе налоговых функций ученые называют:
фискальную,
распределительную,
контрольную,
стимулирующую,
регулирующую (макроэкономическую),
социальную.
Посредством фискальной функции системы налогообложенияудовлетворяются необходимые общенациональные потребности.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходовгосударственной бюджетной системы и находится под особым контролем ивоздействием государства, в центре его финансовой политики.
Посредством регулирующей функции формируются противовесыизлишнему фискальному гнету. Конечная цель налогового регулирования — обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатовбизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежныхсредств. Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформироватьвнутренний потенциал налогообложения: из абстрактно воспринимаемой ееспособности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса вреальные результаты такого действия.
Макроэкономическая (регулирующая) функция — это роль налогови налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономическихпроцессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. Вусловиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса,особенно инвестиционного, углубления падения производства, формированиябезработицы и неполной занятости рабочей силы.
Распределительная функция налоговой системы проявляется всложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций ит.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения иперераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц.Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, нои капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер.Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемыхгосударством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себевозможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальнаяфункция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств,которые несло советское государство перед населением и которое «понаследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемыегосударством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и такдалее). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмыналоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действияналога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
В частности, налоговыми льготами обладают учрежденияКультуры и Искусства.
Например, при определении налоговой базы налога на прибыльучреждениями Культуры и Искусства не учитываются доходы:
в виде имущества, полученного по решению органовисполнительной власти всех уровней,
в виде средств бюджетов всех уровней государственныхвнебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов ирасходов,
доходы, полученные в виде грантов.
Преимущества для учреждений Культуры и Искусства по уплатеНДС в соответствие со ст.149 гл.21:
работы, выполняемые при реставрации памятников историикультуры и т д.,
работы по производству кинопродукции, выполняемыеорганизациями кинематографии, получившие удостоверение национального фильма,
передача товаров безвозмездно в рамках благотворительнойдеятельности,
реализация программ на спектакли и концерты, а такжереализация каталогов и буклетов учреждениями Культуры и Искусства и т.д. .
Однако сейчас наблюдаются тенденции уменьшения налоговыхльгот для учреждений культуры и искусства.
Социальная функция налоговой системы требует детальногоисследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранениянеоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночныхпреобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.
Стимулирующая функция налоговой системы является одной изважнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любаядругая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы иэлементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных илиограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговойполитики. Стимулирующая функция налогов является в современной российскойпрактике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитнойфункцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства ипредприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Безконтрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализацияподрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, можетэффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силегосударственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет кослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослаблениеконтрольной функции налогов означает ослабление государственной власти иливедет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налоговпроявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полнотесбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций иответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняетобязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функцияналоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено,эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налоговослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы вцелом.
Законодательство о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах состоит из Налоговогокодекса, федеральных и региональных законов, местных законодательных актов.Законы о налогах, принятые до вступления в действие Налогового кодекса,сохраняют свою силу в части, не противоречащей НК РФ.
Налоговый кодекс.
Налоговый кодекс — основной законодательный акт о налогах,который состоит из двух частей. В первой части даются основные определения,устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, определяются процедурыналоговых проверок, размеры штрафов за налоговые правонарушения и т.д.
Вторая часть Налогового кодекса состоит из глав, посвященныхотдельным налогам — НДС, налогу на прибыль и др.
Приказы, инструкции и методические указания МНС РФобязательны только для налоговых органов и не относятся к актамзаконодательства о налогах и сборах. Для налогоплательщиков обязательны толькоинструкции о порядке заполнения налоговых деклараций1.2 Налоги как инструмент государственногорегулирования, их роль в формировании финансового государства
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовыхотношений, которая связана с формированием денежных доходов государства(бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственныхфункций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовыеотношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективнойнеобходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развитияобщества.
Государству собираемые средства нужны для выполненияпринятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требоватьуничтожения самого общества.
По мере развития производительных сил, роста национальногобогатства совершается и финансирование отношений по поводу образования,распределения и использования доходов общественного производства — хозяйственных субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходыобразуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимостьсозданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетомматериальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления,валовую прибыль экономики, включая смешанный предпринимательский доход иамортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги напроизводство. Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, аваловую прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов.И, наконец, они формируют доходы государства, национальной экономики и условийхозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетныхфондах — пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фондезанятости населения и фондах обязательного медицинского страхования.
Таким образом, на стадии производства товаров и услугреализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичныхдоходов общественного производства. Другая часть финансовых отношенийохватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников ихозяйственных субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговыхплатежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе игосударственных внебюджетных фондах. Хозяйственные субъекты со своих первичныхдоходов (баланс прибыли) до налогообложения прибыли выплачивают в бюджетнуюсистему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, наблагоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, насодержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: «золотая середина»определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя изпотребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения(создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный периодвзаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спадепроизводства, либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит оттого, как организовано формирование государственных финансов и их расходование.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннеговалового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения иперераспределения валового внутреннего продукта и национального доходареализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формируетсвои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях егокругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказываютвлияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, тосистема налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадиипроизводства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролироватьмассовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доходявляется основой спроса населения и конечным результатом функционированиякапитала в фазе производства.
Наиболее распространены следующие методы налоговогорегулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов илиформ обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговыхльгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуруобщественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государствосоздает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболееперспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также вмалорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоговый механизм используется для выравниваниярегионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономическислабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налоговнаходящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списанияна издержки производства основных средств и т.д.
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Этоотносится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения.Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило,исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации2.1 Формирование налоговой системы РоссийскойФедерации
В укреплении экономической позиции России налоги играютнемалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощикоторых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налоговопределяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех формсобственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также свышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методовуправления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов какрегулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслейнародного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичнуюполитику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
В формировании налоговой системы в России можно выделить 3этапа:
1 этап (1991-1993) — принятие закона об основах налоговойсистемы РФ.
Налоговая система в Российской Федерации практически быласоздана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов оналоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов,сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права иобязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражаютобязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать вформировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление напредприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимосоздать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, дляповышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.
С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущегобюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнегодолга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местныхпотребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсомналоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжестис производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений междуналогоплательщиками и государством.
2 этап (1994-1998) — характеризуется внесением большогоколичества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильностьналоговой системы.
Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический ифинансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработкистабилизационной программы.
Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех группфакторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественнойпромышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налоговогозаконодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколькосильна налоговая служба страны.
Кризис выявил крупные недостатки в налоговомзаконодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность,не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивостьотдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовыхсанкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения отналогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы,которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие другдругу.
3 этап (1998-наше время) — этап введения в действие единогодокумента по налогам.
Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу ещев начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этомк тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей)части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии икомитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен наобсуждение палаты в целом.
Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже впериод правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрениемантикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтениекодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля — втретьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялосьноминальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 годаза номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск «Российскойгазеты» — официального издания, в котором и была впервые официальноопубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
21 июля 1998 года документ был направлен ГосналогслужбойРоссии для ознакомления и использования в работе во все инспекции.
1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФвступила в силу.
Вторая часть Налогового Кодекса принята ГосударственнойДумой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.
2.2 Краткая характеристика основных налогов
Раздел VIII НК РФ. Федеральные налоги
Глава 21. Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимостьпризнаются:
организации;
/>индивидуальные предприниматели;
/>лица, признаваемые налогоплательщикаминалога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексомРоссийской Федерации.
Объекты:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РоссийскойФедерации,
выполнение строительно-монтажных работ для собственногопотребления,
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации,
передача на территории Российской Федерации товаров(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые непринимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.
Ставки налога:
0%:
Товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта при условиипредставления в налоговые органы установленных документов,
Работы (услуги), непосредственно связанные с производством иреализацией экспортируемых товаров,
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой(транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых подтаможенный режим транзита,
Услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределамитерритории РФ,
Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) непосредственно вкосмическом пространстве,
Драгоценные металлы, реализуемые Государственному фонду РФ ифондам субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам,
Товары (работы, услуги) для официального пользованияиностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами,
10%: Некоторые продовольственные товары, товары для детей,периодические печатные издания, книжная продукция и услуги, связанные с их производством,медицинские товары
18%: Остальные товары (работы, услуги)
Глава 22. Акцизы
Налогоплательщиками акциза признаются:
/>1) организации;
/>2) индивидуальные предприниматели;
/>3) лица, признаваемые налогоплательщикамив связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Налоговые ставки делятся на твёрдые и процентные взависимости от вида товара.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),производимым на территории Российской Федерации[3]