Реферат по предмету "История"


Система управления в СССР в 30-40 годы

Система управления в СССР в30-40 годы
 

Содержание
 
Введение
1. Основныенаправления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
2. Феномен эффективности советского государственногоуправления в Великой Отечественной войне
3. Особенности послевоенного государственного управления
Заключение
Список использованной литературы
 
Введение
 
Актуальностьисследования: Истокиэтой системы уходят непосредственно к событиям второй российской революции(1917 — 1920 гг.). Важнейшей предпосылкой возникновения этой системы сталамонопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918 года. К тому же,резолюция Десятого съезда РКП(б) «О единстве партии» на деле привела ксвертыванию внутрипартийной демократии, ликвидации прав меньшинства в партии,невозможности для него отстаивать свои взгляды и, в конечном счете, кпревращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата.Дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Диктатурапролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-егг. стала диктатурой ЦК.
В 20—30-х годах Сталинвел ожесточенную борьбу за укрепление своей безграничной власти в партии игосударстве, маскируя ее лозунгами «защиты ленинизма», «единства партии»,«борьбы с. фракционностью», что обеспечивало ему широкую поддержку не толькоего ближайшего окружения, но и подавляющего большинства партийных масс, всехтрудящихся.
Политика индустриализациии коллективизации сельского хозяйства сопровождалась репрессиями, которыестановились все более широкими и всеобъемлющими. Они были направлены не толькопротив видных политических деятелей, но и широких кругов представителейестественных наук, гуманитариев-философов, историков, видных поенныхспециалистов, писателей, поэтов, артистов и других.
В 1928—32 гг. странапереживала серьезные экономические трудности, связанные с просчетами в областииндустриализации страны, ошибками и извращениями в области коллективизациисельского хозяйства. Это вызывало недовольство трудящихся. Как всегда, Сталинобвинил других в своих просчетах в области экономики. И первые обвинения иудары были нанесены по старой, пришедшей на службу стране Советовинтеллигенции.
В. И. Ленин в период НЭПасчитал необходимым и важным привлекать старую интеллигенцию на предприятия,стройки, в армию, в научные учреждения, Госплан. Конечно, среди них были люди,ненавидевшие Советскую власть, создававшие контрреволюционные организации,Однако большинство интеллигенции и старых специалистов работали честно, помогаястране в области индустриализации, в строительстве Красной Армии.
Однако Сталин постаралсявозложить ответственность за многие трудности на бывших буржуазныхспециалистов, объявленных «вредителями», заявив, что трудности возникли по ихвине.
Начались политическиесудебные процессы конца 20-х — начала 30-х годов, имевшие целью отвлечь людейот реальных трудностей и их виновников, устрашить непокорных.
Объектом данногоисследованияявляется государственное устройство СССР в 30-40 годы.
Предметомисследования — развитие и укрепление командно-административной системы управления в СССР вэтот период.
Цель данной работы заключается в исследовании истоков иразвития командно-административной системы управления в СССР в 30-40 г.г.
Задачиисследования:
1. Рассмотреть основныенаправления развития межвоенных реформ в СССР в 20-30 годы
2. Охарактеризоватьфеномен государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
3. Выявить особенностиуправления государством в послевоенные годы.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
1.        Основныенаправления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Послевоенные реформы управления начались весной 1921 г. в условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями Первоймировой и Гражданской войн, небывалой в истории антироссийской иностраннойвоенной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострениемидейно-политического, гражданского противостояния внутри страны,геополитического и социокультурного соперничества западной и российско-советскойцивилизаций[9; С.67].
Реформы управления опирались на революционное творчествотрудящихся, их стремление идти вперед, реализовать выбор 1917 г., воплотили идеи безальтернативной замены старого образа государственного управления,основанного на принципах власти крупных собственников, угнетения и эксплуатациичеловека труда частным капиталом, новым образом управления, основанным напринципах народной собственности и власти, без угнетения и эксплуатациичеловека человеком. На собственном опыте 1917-1920 гг. трудящиеся убедились впреимуществах, способностях советского типа управления защищать коренныеинтересы абсолютного большинства населения, решать как насущные задачи, так идолговременные проблемы. Укреплялась надежда на то, что управление преодолеетсоциальный хаос, вызванный потрясениями предыдущих лет, обеспечит стабильностьи порядок на путях антикапиталистической модернизации, осуществит принципысоциальной справедливости, равенства, демократии. Народная поддержка сталаисточником послевоенной перестройки управления.
В ходе демилитаризации был совершен в основном переход от милитаризации,тотального военно-коммунистического огосударствления органов управления кмирным задачам и нэповским методам управления. Отказ от военнойчрезвычайщины позволил упразднить военно-революционные комитеты,ревтрибуналы, чрезвычайные комиссии, преобразовать часть чрезвычайных органов,освободить конституционные органы от чрезвычайных методов. Своеобразнопреобразована и затем ликвидирована ВЧК РСФСР по борьбе с контрреволюцией исаботажем. Сначала был сужен объем ее чрезвычайных функций, усилены в ее работеначала законности, приданы задачи ликвидации детской беспризорности — этогострашного наследия прошлого в виде 5,5 млн беспризорных детей. Хорошоорганизованный и разветвленный аппарат ВЧК осуществлял призыв Ф. Э.Дзержинского «Все на помощь детям!», создавал детдома, трудовые коммуны иколонии, собирал продовольствие и необходимые средства для содержания детей,проводил субботники в пользу детей, передал под детдома отобранные у богачейлучшие особняки и загородные дачи, сотрудничал с Американской организациейпомощи голодающим, фондом помощи Фритьофа Нансена и др. В 1922 г. упразднены ВЧК, а также ее местные и транспортные, фронтовые, армейские чрезвычайныекомиссии, образовано Государственное политическое управление с новыми функциямив составе СНК РСФСР. Из ведения ВЧК, ГПУ, других административных органовизъяты судебные функции, переданные народным судам. До 1936 г. продолжала функционировать лишь созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайнаякомиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучениемнеграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долойнеграмотность», возглавляемого председателем ВЦИК М. И. Калининым, опираясь наорганизационную структуру системы ликбеза.
Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссия СНК,согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственномстроительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия,рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ, возглавлялсяпредседателем СНК В. И. Ульяновым (Лениным), преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственныхорганов.
Нэповская перестройка управления воплотилась в расширении егодемократических принципов, экономических методов в трестировании,акционировании, синдицировании промышленности, поддержке концессионной,смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленнойбанковской системы, развитии товарно-денежных, рыночных отношений» проведениифинансовой и денежной реформ, частичной денационализации и приватизации мелкихи средних предприятий, использовании частного и иностранного капитала и др.
Произошло более четкое разделение функций государственныхуправленческих структур, усилена роль ВСНХ, местных СНХ в руководствеэкономикой, изменена внутренняя структура ВСНХ, изымались из ведения егоглавных комитетов и передавались непосредственно предприятиям многие вопросы,что определило тенденции упразднения разбухшей в военное время системыглавкизма и развития хозяйственной самостоятельности предприятий.
В системе государственного управления возникли структуры, ведавшиесферами внутренней торговли (Комиссия СТО, наркомат), концессий (главныйконцессионный комитет), кооперации, кредита и др., что изменяло априорныедогматические и военно-коммунистические представления о характере советскогоуправления.
В 1922 г. вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный,Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Трудовой и другие кодексыРСФСР, которые юридически оформили единое правовое пространствогосударственного нэповского управления, правовые основы регулирования и пределычастно-хозяйственной деятельности при определяющей роли государственнойсобственности.
Конституционность основ советского управления — фундаментальноенаправление его реформирования в межвоенные 20-30-е гг., сначала на основеКонституции РСФСР, затем — Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. В первые годы нэпа управление перестроено на основе Конституции РСФСР 1918 г. Восстановлена была выборная основа органов управления с ее специфическими чертами: прямыевыборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые— в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям,территориальные — для неохваченного производством населения, преимущество внормах представительства Для рабочих по отношению крестьянству; лишение избирательныхправ семи категорий лиц; многопартийность Советов рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов. Возросла роль выборных всероссийских и местныхсъездов Советов в формировании исполнительных управленческих структур издепутатов, увеличен количественный состав представительных, исполнительныхорганов, усилена их ответственность перед трудящимися. На заседания Советовпривлекались рабочие, крестьяне, заседания местных Советов проводились нередков рабочих кварталах, на промышленных предприятиях. Работники органов власти иуправления регулярно отчитывались перед населением, информировали трудящихся овсех мероприятиях советской власти. С целью усиления надзора за государственнымаппаратом, упрощения его, устранения бюрократизма, волокиты возвышалась рольрабоче-крестьянской инспекции, в работе которой участвовали широкие массырабочих и крестьян. Изменились в сторону демократизации, упорядочены наконституционной основе взаимоотношения центральных и местных органовуправления, расширены права, самостоятельность последних. Они сталифункционировать на основе законно изданных в развитие Конституции специальныхПоложений (1922 г.) о губернских, уездных, городских, волостных Советах, ихисполкомах. Активизации их служил лозунг оживления Советов после войны[11;С.39].
Восстановлено действие ст. 37 Конституции РСФСР, согласно которой«общее управление делами РСФСР принадлежит СНК, который принимает все меры,необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Возрослароль СНК как высшего исполнительного органа управления. Он изменил функции,упорядочил всю систему управления применительно к задачам и условиямпослевоенного развития.
Восстановлению конституционных основ управления сопротивлялись Л.Д. Троцкий, его сторонники, которые пытались сохранить военно-коммунистическиеметоды, еще больше «закрутить гайки», огосударствить все сферы общественногоуправления. Г. Е. Зиновьев муссировал тезисы «диктатуры правящей партии»,однопартийного государственного управления. Занимая высокие должностные посты впартии и государстве, они утверждали в общественном сознании и на практикепостулат о том, что партия и руководит, и управляет в государстве рабочих икрестьян, что противоречило изначальной плюралистической природе советскогоуправления.
В. И. Ленин в своих последних трудах обосновал необходимостьперемен в государственном управлении, которое сохраняло военно-коммунистическиечерты во многих сферах. Он предложил последовательно проводить конституционныеосновы в государственном управлении, соблюдать установки X и XI съездов РКП(б) онедопущении смешения функций партийных и государственных органов, реформироватьвесь государственный аппарат, орабочить и окрестьянить его снизу доверху,построить его рационально на принципах научной организации,максимально сократить, удешевить, сделать гибким, оперативным, установить надним всесторонний и систематический народный контроль. Решение этих задачпредлагалось возложить на реорганизованный наркомат Рабоче-крестьянской инспекции(Раб-крин), где сосредоточить лучшие силы специалистов управления, а такженаиболее авторитетных рабочих и крестьян, повысить авторитет Рабкрина, придатьего решениям обязательную силу, организовать совместную работу РКИ иЦентральной контрольной комиссии РКП(б) по совершенствованию аппаратауправления. Следовало делегировать в Рабкрин из увеличенного состава ЦКК еечленов преимущественно политически активных рабочих и крестьян, наладить теснуюорганизационную связь НК РКИ и ЦКК РКП(б), усовершенствовать взаимоотношения сЦК партии, принимать партийные решения и государственные законы с учетомобширных исследовательских материалов Рабкрина, который должен сохранитьсамостоятельный статус наркомата в составе правительства и перестроить работувсех других наркоматов на научной правовой основе.
Новый, союзный тип государственного управления возник при образовании в 1922 г. СССР и на основе Конституции СССР, принятой Всесоюзным съездом Советов в 1924 г. Государственное управление обрело новые уровень и содержание, воплотило принципы и формысоветского федерализма, имело значительную социальную и территориальную сферу.В рамках огромного растущего союзного государства сложилась многоэтажнаясистема управления, призванная обеспечить быстрое социально-экономическое,культурное развитие всех союзных республик, населяющих их народов, а такжевнешнюю безопасность СССР во враждующем расколотом мире.
Государственное управление СССР строилось на сочетании принциповфедерализма и унитаризма, отраженных в союзной и Республиканской конституциях.Добровольно объединившиеся Республики делегировали союзным органам власти иуправления Функции в строгих параметрах. Четко определены предметы веденияВсесоюзного съезда, ЦИК, его Президиума, СНК, Верхов-8ого Суда, Объединенногогосударственного политического управления; функции, структура общесоюзных иобъединенных (впоследствии союзно-республиканских) наркоматов, их количество, порядокфункционирования, статус наркомов, коллегий.
На III—IV Всесоюзных съездах Советов обсуждались доклады правительства,принимались развернутые решения по вопросам советского строительства, гдеопределялись принципиальные вопросы организации управления, статуса егоотдельных структур. Разработаны кодексы СССР, уточнено соответственно республиканскоезаконодательство по вопросам организации и функционирования органов управления.
Конституции СССР и союзных республик обеспечили равноправие,демократический централизм и суверенитет республиканского управления.Республики сохранили за собой все атрибуты независимости в делах внутреннегосамоуправления, имели свои конституции, территории, органы власти и управления,правовую систему, гражданство в составе единого союзного гражданства, бюджеты,право приостанавливать на своей территории распоряжения СНК СССР,опротестовывать, не приостанавливая действия, декреты и постановления союзногоправительства, печатать не только республиканские, но и союзные документы наобщеупотребительных в республиках языках. Республики сохранили за собой правосвободного выхода из Союза, а соответствующая статья, где зафиксировано этоправо, могла быть изменена, ограничена или отменена только при согласии всехреспублик, входивших в СССР.
Новая Конституция РСФСР, принятая Всероссийским съездом Советов 11мая 1925 г., исходила из концепции единого союзного конституционногопространства, имела подробные разделы об экономическом строе, автономныхреспубликах, областях, системе органов власти, управления, их задачах,функциях, организации, взаимоотношениях с органами Союза и других союзныхреспублик. Подробно зафиксированы положения о компетенции органов власти иуправления субъектов РСФСР.
Совершенствовался порядок взаимоотношений союзных и республиканскихорганов управления. Последние осуществляли директивы соответствующих союзныхструктур, а также подчинялись своим ЦИК и СНК. В 20-е гг. определиласьтенденция «линейной» связи, ведомственной вертикальной подчиненности от союзныхчерез республиканские к краевым, губернским, областным, окружным и другимместным органам управления, в составе которых создавались соответствующиеведомственные структуры. Местное управление перестраивалось по мере измененияадминистративно-территориального деления, районирования, упразднения губернийна рубеже 20-30-х гг., округов, образования областей на территориях краев,которые с 1924 г. по 1936—1937 гг. являлись крупнымиадминистративно-территориальными единицами. Заметным звеном местного управлениястали и районные органы, возникшие вместо уездных тоже на рубеже 20-30-х гг. ив последующие годы. Проведена «коренизадия» местного управления, аппараткоторого формировался из лиц коренных национальностей. На их языкахосуществлялось и местное делопроизводство. Местные органы подпитывали своимикадрами республиканские и союзные органы управления.
В условиях перманентного и острого дефицита образованныхспециалистов-управленцев личный состав органов управления формировался и засчет рабочих, крестьян («выдвиженцы»), ускоренного их обучения, что определилосвоеобразие формирования советской бюрократии, управленческой элиты.
Работа аппарата управления в центре и на местах упорядочена всоответствии с разработанными Рабкрином нормами, уточнены функции, штаты,техника управления, отчетность, сокращены расходы. НК РКИ совместно с ЦККконтролировал работу госаппарата с точки зрения законности и целесообразности,искоренял бюрократизм, повышал эффективность внутриведомственного контроля.
Плановость стала характерной чертой государственного управления,механизм которого функционировал сначала на основе перспективного плана ГОЭЛРО,а с конца 20-х гг. — на основе пятилетних планов, имевших силу закона.Плановость придала новый качественный образ государственному управлению,способствовала целенаправленному и согласованному функционированию всех звеньевуправленческого механизма, что повысило его эффективность и предотвратилоглубокие кризисы советской модернизации общества. Сложилась система плановогоуправления страной, всеми основными сферами ее жизни.
Дифференцировано управление по отраслям в связи с реконструкцией исозданием многоотраслевой экономики. Упразднена вертикальная система ВСНХ вцентре и на местах.
На базе союзно-республиканского ВСНХ в 1932 г. образованы наркоматы тяжелой, легкой, лесной промышленности, которые обеспечили быстроеразвитие отраслей. Наркомтяжпром превратил свою отрасль в базовую для развитиявсего народного хозяйства. Наркомлегпром подтянул во второй пятилетке темпыэтой отрасли к темпам тяжелой. Возникли и другие новые наркоматы путемреорганизации и разделения существовавших. Из наркомата путей сообщения выделеннаркомат водного транспорта, из Наркомзема — наркомат зерновых иживотноводческих совхозов. Наркомат труда упразднен, слит с ВЦСПС, которомупереданы все средства соцстраха, санатории, дома отдыха научные институты,имущество, помещения и кадры. ВЦСПС приобрел необычный статус органаобщественного управления который руководил сферами организации труда.
На рубеже 20—30-х гг. внедрена во всех советских и хозяйственныхорганах функциональная система построения аппарата. Позднее она замененапроизводственной и производственно-территориальной системой[14; С.10].
Реформирование системы государственного управления во второй половине 30-хгг. проведено на основе новой Конституции СССР (1936 г.).
1. Оно отразило качественно новое состояние общества, единоукладнуюсоциалистическую экономику, утвердившуюся общественную собственность насредства производства, новую социальную структуру общества (союз рабочегокласса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции), отсутствиеэксплуатации трудящихся частным капиталом, безработицы, безграмотности,беспризорности, нищеты и других унаследованных от дореволюционного обществасоциальных пороков.
2. Управление реализовало власть трудящихся. Его органыформировались Советами депутатов трудящихся, избиравшимися впервые вотечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайномголосовании в одномандатных округах.
3. Участие трудящихся в органах власти и управления обеспечивалосьгарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченностьв старости и в случае болезни, потери трудоспособности, бесплатное образованиеот дошкольного до вузовского и медицинскую помощь. Гарантированные Конституциейширокие права, свободы трудящихся должны были обеспечить подлиннодемократический характер формирования и деятельности органов государственногоуправления на благо народа. Врагами народа объявлялись лица (ст. 131),покушавшиеся на конституционные социальные устои, основы советского управления.
4. Законодательно закреплена и такая конституционная основа властии управления, как роль ВКП(б), которая согласно ст. 126 представляла ядро всехобщественных и государственных организаций трудящихся1. Сложившаясяреально, фактически эта основа породила своеобразную системупартийно-государственной власти и управления с приоритетной ролью партии.Утвердилась официально практика совместных решений государственных и партийныхорганов на всех этажах управления, что консолидировало властные иуправленческие структуры. Все больше государственных решений принималосьсовместно с партийными органами, а партийные решения воспринимались государственнымиорганами как обязательные для них. Партийные инстанции в соответствии спринципом «кадры решают все» активно и целенаправленно формировали персональныйсостав органов власти и управления, расширили номенклатурный институт, которыйк концу 30-х гг. охватил всю систему государственного и общественногоуправления.
5. Избранные Верховный Совет СССР (12 декабря 1937 г.), верховные советы союзных и автономных республик (июнь 1938 г.)., краевые, областные, окружные, районные, городские, поселковые, сельские Советы депутатовтрудящихся сформировали исполнительные органы управления. Осуществленопрактически представительство трудящихся в системе власти и управления снизудоверху, единство власти и управления, законодательной и исполнительной вертикалей,подотчетность и подконтрольность последней первой, связь органовгосударственного управления с профсоюзными, молодежными, кооперативными идругими общественными организациями и массовыми добровольными обществами, чтовоплотило единство управления и общества.
6. Об эффективности нового типа государственного управления,названного социалистическим, свидетельствует исторический скачок, совершенныйстраной за два десятилетия: вступление в индустриальную цивилизацию,превращение по объему и структуре производства в первую в Европе и вторую вмире промышленную державу, переход к качественно новому обществу инициированиеальтернативной западному пути новой линии мирового развития человечества в XX в. Советское управлениеобеспечило в 20—30-е гг. авангардное место СССР по многим Качественнымпоказателям цивилизационного характера, создало могучий потенциал, которыйоказался достаточным для спасения России и мировой цивилизации от фашистскогопорабощения.
7. Потенциальные возможности советского управления не былиполностью реализованы в 20-30-е гг., не был также завершен процесс егостановления на основе новых союзной и республиканских конституций.Отрицательную роль в этом сыграли многие факторы объективного и субъективногохарактера:
а) советское управление реформировалось и функционировало вусловиях исторически короткой и чрезвычайно напряженной паузы между двумя мировымивойнами, под прессом жесткого политического, военного и экономического давлениявраждебного мирового капитализма, в экстремальной ситуации, состояниистрессового, тревожно-обостренного чувства военной опасности, ощущенияосажденной крепости;
б) управление вынуждено было действовать соответственно жесткимзаконам военной осады, с предельным напряжением, применять необычные иэнергичные формы и методы для обеспечения безопасности страны, ускоренного ееантикапиталистического преобразования, уделять приоритетное вниманиеобороноспособности страны и меньше внимания повышению жизненного уровня, развитиюблагосостояния народа;
в) сказались и низкий уровень общей, политической, управленческой культуры,идеологический и партийный монополизм, культ личности, авторитарностьпартийно-государственной элиты, оторванность ее от народа.
Таким образом, утвердилась в управлении воля высшего должностного лица,власть административно-исполнительного, чиновно-бюрократического аппарата,предельная концентрация полномочий в рамках узкого круга должностных лиц,всевластной партийно-государственной верхушки, тотальное подчинение интересовличности своеобразно толкуемым интересам государства. Советы деформировались,становились властью для трудящихся через государственно-партийнуюадминистрацию. Усилилась централизация управления, роль общесоюзных органов.Численно увеличившийся управленческий аппарат увлекался отчетами, запретами,указаниями, циркулярами и другими формами чиновного бюрократическоготворчества.
Ограничивалась советская демократия, нарушалась законность,принижалась роль суда, прокуратуры, имел место правовой, судебный и внесудебныйпроизвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали тысячи невинныхлюдей, » том числе члены ВКП(б), работники государственного, общественногоуправления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства, чтоснизило качество и эффективность межвоенного советского государственногоуправления./> 2. Феноменэффективности советского государственного управления в Великой Отечественнойвойне
Реальная угроза Союзу ССР быть втянутым в начавшуюся 1 сентября 1939 г. мировую войну понудила вновь изменить приоритеты, задачи, методы, структуру системыгосударственного управления. В его деятельность внедряются элементымилитаризма, централизации, усиливается роль исполнительных я контрольныхорганов.
Милитаризация управления становится составной частью общего курса наукрепление государственности, воплощается в политике укрепленияобороноспособности страны (двойном увеличении ассигнований на нужды обороны —до 39% в год прироста оборонной промышленности, быстром росте выпускасамолетов, танков, артиллерии, военного судостроения и др., усилении внимания кпроблемам организации Рабоче-крестьянской Красной Армии). Расходы на содержаниеармии за три года увеличены в 3,5 раза. Изменены принципы комплектования армии,Законом о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. закреплен кадровый принцип построения РККА. С сентября 1939 г. по июнь 1941 г. сформировано 125 новых стрелковых дивизий, началось формирование 29 мехкорпусов, 27 артполков, 10противотанковых бригад, 25 авиадивизий. Численный состав армии вырос в пять разза пять лет и составил свыше 5 млн человек к 22 июня 1941 г[9; С.67].
Реорганизовано военное управление, укреплено единоначалие в армии,упразднен институт военных комиссаров, восстановлены генеральские иадмиральские звания, с учетом уроков финской кампании (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), взят курс на омоложение комсостава, выдвижение профессиональноподготовленных военачальников. Из уволенных в запас около 40 тыс. командиров,часть которых была репрессирована, восстановлено в РККА 30 тыс., в том числе К.К. Рокоссовский, А- В. Горбатов и другие видные военачальники. Улучшенаподготовка комсостава, штатное и табельное хозяйство, разрабатываютсямобилизационный и оперативный планы, положение о полевом управлении войск.
В июле 1940 г. утвержден новый состав Главного военного совета подпредседательством наркома обороны С. К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба, заместителем наркома обороны назначен Г. К. Жуков, егозаместителем — К. А. Мерецков, утверждены командующие войсками военных округов.
9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления. Состав его сокращендо пяти человек: К. Е. Ворошилов (председатель), И. В. Сталин, А. А. Жданов(заместитель председателя), С. К. Тимошенко, Н. Г. Кузнецов.
Усиливались общесоюзное централизованное начало во всейсистеме государственного управления, безусловная власть центра над периферией,подавлялись узкоместнические настроения региональной элиты.
Мобилизационная исполнительность придается всей системеСоветов депутатов трудящихся, возрастает роль союзного и республиканскогоправительств, исполкомов всех уровней. Повышена персональная ответственностьнаркомов, директоров предприятий, начальников железных дорог за выполнениезаказов и перевозку грузов для авиационной и других военно-оборонных отраслейпромышленности.
6 сентября 1940 г. создан Наркомат госконтроля СССР с цельюулучшения проверки исполнения постановлений правительства, установлениястрожайшего контроля над расходованием денежных средств, материальныхценностей. Ему предоставлено право давать обязательные указания учреждениям ипредприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей занеисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать ксудебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматахсоздавались контрольно-инспекторские группы. Усовершенствован политическийконтроль над бюрократическим аппаратом, в феврале 1941 г. из НКВД выделен в самостоятельный наркомат госбезопасности, который руководил и внешнейразведкой.
Дифференцировано управление сложным промышленным комплексом,созданы новые отраслевые наркоматы, в том числе в сфере оборонного секторапромышленности, производства вооружений, приняты меры по улучшению руководствахозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в Правительстве СССР имелось 25 общесоюзных и 16 союзно-республиканских наркоматов. Президиум Верховного СоветаСССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственныхучреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих,рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдениедисциплины. Установленауголовная ответственность за прогул и уход с работы,приравнен к преступлению, вредительству выпуск недоброкачественной,нестандартной, некомплектной продукции, что влекло судебную ответственность итюремное заключение сроком на пять—восемь лет.
В предвоенные годы было сделано немало по укреплению безопасности,обороноспособности страны, но не все возможное, что и определило как плюсы, таки минусы подготовки страны к участию в войне. В управлении преобладалонастроение мирного времени. Высшее руководство противоречиво оценивало характервзаимоотношений с Германией. На приеме выпускников военных академий в Кремле 5мая 1941 г. И. В. Сталин назвал обстановку очень напряженной, когда можноожидать в ближайшее время нападения фашистской Германии на СССР, призвалусилить боеготовность войск, повысить бдительность, отрешиться от благодушиямирного времени. А 14 июня 1941 г. «Правда» опубликовала сообщение ТАСС, где отимени советских руководящих кругов названы беспочвенными слухи о намеренииГермании разорвать мирный договор, предпринять нападение на СССР, названылживыми и провокационными слухи о подготовке СССР к войне с Германией. Л. П.Берия уверял, что Гитлер не нападет на нас, в записке И. В. Сталину 21 июня 1941 г. докладывал: посол, военный атташе в Берлине, сотрудник разведуправления лгут о том, чтоГитлер якобы сосредоточил на советской границе 170 дивизий, нападет 22 июня,будет наступать тремя группами армий на Москву, Ленинград, Киев. Эта позициядорого обошлась советскому народу.
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР обрекло советский народ на многолетнюю трагедию, а государственное управление — нароль воюющего субъекта, призванного «управлять войной». Неизмеримо возрослаответственность власти и управления за судьбы народа, государства, война сталаДля нее тяжелым испытанием на жизнеспособность.
Правительство СССР как высший распорядительный и исполнительныйорган управления призвало всех сплотиться, организоваться во имя жизни, защитыОтечества и победы над фашизмом, объявило войну Отечественной. В июньскойдирективе СНК СССР и ЦК ВКП(б), изложенной И. В. Сталиным по всесоюзному радио,представлена конкретная программа решительной и быстрой перестройки всейсистемы управления на военной лад с целью превращения страны в единыймобилизационный организм, выражен социальный оптимизм в победу СССР(«Наше делоправое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»). Но победа не могла бытьзаранее предопределена, завоевание ее в борьбе с сильным и кровавым врагомсвязано с неизбежными лишениями, страданиями, жертвами. В условиях реальноугрожавшей катастрофы государственное управление превратилось в сражающееся,приобрело такие специфические черты, как милитаризм, экстремальность,чрезвычайность, директивность, оперативная исполнительность, мобилизационнаядейственность, динамическая адекватность функций, форм и методов быстроменявшейся военной ситуации и др. Управление перестроено с учетом уроков1917-1920 гг., предвоенных тенденций[13; С.22].
Удалось преодолеть временную заминку в функционировании различныхуровней и звеньев управленческой системы, связанную с внезапностью,масштабностью, стремительностью и широкой фронтальностью фашистскогонаступления. Конституционные органы стали действовать по принципу «управлятьпо-военному», обновлен личный состав госаппарата, по-новому расставлены кадры,усилено единство, произошло своеобразное слияние совместной работыгосударственных и партийных органов под руководством последних, что обусловилоконцентрацию полномочий, персонализацию партией, ее аппаратом и лидерамиуправленческих функций.
Чрезвычайный характер, приданный всем звеньям управленческойсистемы как по вертикали, так и по горизонтали, проявился по двум направлениям:1) милитаризованные, максимально централизованные конституционные органыдействовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяличрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана системачрезвычайных, не конституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавшихна чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР нормативно-правовойоснове.
Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главногокомандования, замененная последовательно Ставке Верховного командования (СВК),Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК), Государственный комитет обороны(ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по оккупации, Комитет по эвакуациипродовольственных запасе промышленных товаров и предприятий промышленнойУправление по делам эвакуации при СНК СССР и местные, республиканские,краевые, областные управления, эвакопункты
железных дорогах, речных портах, Комитет по продовольственному ивещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов,Транспортный комитет и др. Они создавались по итогам коллективного обсуждениятогда же разработанных проектов, оформлялись соответствующим законодательнымпорядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности,аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайногоуправления.
Чрезвычайность не исключала конституционную основу управления, асочеталась с ней. Продолжали функционировать конституционные органы в центре ина местах. Чрезвычайные органы состояли из представителей конституционныхорганов, силами и аппаратом которых осуществлялись решения чрезвычайныхорганов.
Особые функции приданы образованной 2 ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеянийнемецко-фашистских захватчиков и их сообщников, деятельность которой высокооценена Международным военным трибуналом (г. Нюрнберг, 20 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 г.).
Конституционные и чрезвычайные органы осуществляли увеличившийсяобъем разнообразных функций в экономической, социально-политической,духовно-культурной сферах общества, по-новому проводили внутреннюю и внешнююполитику в зависимости от периодов войны, наибольшее внимание уделяли военной,организаторской, идеологической работе, им было придано приоритетное,мобилизующее значение.
СВГК осуществляла военно-организаторские функции, управлялавооруженными силами через НКО и Генштаб, разрабатывала стратегические военныеоперации. В ее составе под председательством Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина работали С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов,Н.А. Булганин и занимавшие последовательно пост начальника Генштаба Г. К.Жуков, Б. М. Шапошников, А. М. Василев-кий, А. И. Антонов. Представители СВГКосуществляли непосредственную связь с командующими фронтами.
Своеобразным органом был ГКО СССР, созданный 30 июня 41 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б). Он наделеннеограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественныеначала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления,возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управлениясражавшегося государства. Возглавил ГКО председатель СНК СССР, секретарь ЦКВКП(б) И. В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления,сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица.Входившие в его состав В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (в ноябре 1944 г. его заменил Н. А. Булганин), Г. М. Маленков, затем А. И. Микоян, Л. М. Каганович занимали высшиегосударственные и партийные должности, курировали в ГКО конкретные сферыполитики, экономики, военного строительства. Поскольку высшие руководителистраны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то ихрешения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иногооргана управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса.
ГКО не имел регламента работы, своего исполнительного аппарата,заседания его проходили в любое время суток. До предела была упрощена процедурапринятия решений, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивалсяделовой характер работы. Вопросы обсуждались оперативно и основательно, мнениявысказывались четко, определенно, аргументированно мотивировались. Прирасхождении мнений, спорах создавались комиссии из представителей крайнихсторон, которые на следующем заседании докладывали согласованные предложения.Около 10 тыс. решений, постановлений военного и хозяйственного характера принялГКО до своего упразднения 4 сентября 1945 г. Они имели силу законов военного времени, исполнялись беспрекословно всеми органами управления, организациями,гражданами[12; С.16]… Уполномоченные ГКО проводили его решения во всех союзныхи автономных республиках, в основных отраслях народного хозяйства. Созданы былиобластные и около 60 городских комитетов обороны из первых должностных лицобластей и городов, которые находились в зоне боевых действий я вблизи линиифронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, гдебазировались корабли военно-морского и торгового флотов, в других стратегическиважных регионах. Они объединяли военную и гражданскую власть, были тесносвязаны с военным командованием, опирались на местные государственныеи общественные организации, создавали оперативные группы для срочного решениявопросов, имели институт уполномоченных, руководили мобилизацией населения иматериальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений,противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизньв освобожденных от оккупации городах и прекращали свою деятельность после ликвидациинепосредственной угрозы городу, области.
С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политрукив ротах. Комиссарами назначались кадровые армейские политические работники,мобилизованные работники советских, партийных, комсомольских органов,руководители производственных трудовых коллективов. Они обеспечивалиидейно-политическое воспитание личного состава, мобилизованных в армию гражданиз запаса, помогали новым командирам, многие из которых тоже пришли с мирнойработы. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на негозадачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе(замполитов). Вывшие комиссары получили воинские звания, были назначенызамполитами или командирами.
30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штабпартизанского движения (ЦШПД), который работал совместно с руководителямиподпольных советских, партийных, комсомольских органов на временнооккупированной территории. Управление массовым партизанским движением изединого Центра оказалось особенно эффективным при освобождении советскойтерритории в 1943-1944 гг.
Изменено государственное управление тылом, которым стала всяогромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим идуховно-культурным комплексом, направление тылом подчинено задачам военнойобороны, обрело Новое содержание, специфические средства и методы, отличавшиесямаксимальной мобилизационностью, оперативностью в ипользовании ресурсов,выполнении решений ГКО и других чрезвычайных органов. Его основным девизомстало обеспечение единства тыла и фронта.
Органыуправления перестроили народнохозяйственную систему, за короткое времяпревратили мирную экономику в военную, создали военное хозяйство, организовалипроизводство и нараставший поток всего самого необходимого для воюющей армии.
Парадоксально, но факт — государственное управление и вэкстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе плановогопринципа, приспособленного к военным задачам и условиям. Нападение фашистскойГермании сорвало выполнение третьего пятилетнего плана развития народногохозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. ГоспланСССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., утвержденный высшими государственными инстанциями. В последующие годы Госплан СССРразрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач иусловий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственногоуправления. Был разработан военно-хозяйственный план на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Государственный народнохозяйственный план 1943 г. — года коренного перелома в ходе войны и восстановления годового планирования —- отразил иопределил новые аспекты управления, органы которого стали выполнять новыефункциональные задачи. Они приступили к плановой реализации программывосстановления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожденных районах,организовывали всестороннюю помощь материальными, финансовыми ресурсами,продовольствием, кадрами специалистов советским людям, перенесшим ужасывражеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дождавшимсяосвобождения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах,освобожденных от немецкой оккупации» значительно расширен диапазон, увеличенобъем этих новых управленческих функций.
Решение текущих народнохозяйственных задач военного временидополнено перспективными задачами. В 1943 г. принят план развития промышленности, транспорта Урала на 1943-1947 гг., в 1944 г. приняты многолетние планы восстановления, развития угольной, черно-металлургической и других базово-опорныхотраслей промышленности. На основе государственного народнохозяйственного плана 1944 г. удалось значительно увеличить производство военной продукции, товаровнародного потребления» долю накопления, ликвидировать бюджетный дефицит. В 1944 г. доходы госбюджета в 1,5 раза превысили уровень 1940 г.
Государственный план на 1945 г. принимался, когда уже вся территория страны была освобождена. Он был ориентирован на завершение войны ипослевоенное развитие. Свыше 50% расходов госбюджета планировалось на оборону именьшая часть — на увеличение производства гражданской продукции. Учет ввоенное время послевоенной перспективы отразил веру советского народа и егоуправленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла рольфундаментального морально-патриотического фактора.
Эффективно проявила себя в годы войны наркоматская система —центральное звено государственного управления. Во-первых, по-новому проявиласьпредвоенная тенденция усиления роли отраслевых наркоматов, управлявшихсложнейшим отраслевым комплексом хозяйства. Во-вторых, уточнены функции ираспределение объектов управления наркоматов в соответствии с потребностямивойны. В-третьих, увеличено количество наркоматов, управлявших работающими нанужды войны отраслями. Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военнойтехники в сентябре 1941 г. создан наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения (на базе упраздненного наркомата общего машиностроения). В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизациютрудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах созданы бюро поучету и распределению рабочей силы. Оформилась сложившаяся еще до войны системацентрализованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главнымуправлением государственными трудовыми резервами. В-четвертых, по Закону «Орасширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. наркомы, директора предприятий, начальники строек получили оченьширокие права в использовании материальных, денежных ресурсов,перераспределении капитальных вложений и др., т. е. появилась тенденциядецентрализации отдельных звеньев Государственного управления.
Одна из особенностей управления военного периода заключалась и втом, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуацииряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центральногозвена управления в первые же месяцы войны покинули Москву 18, частично— 23учреждения. Высшие конституционные и чрезвычайные органы управления, их главывсю войну находились в Москве, даже в тяжелое осеннее время 1941 г., когда Москва была в полосе видимости из вражеских окопов.
Работники управления всю войну работали в ужесточенном режиме всвязи с нехваткой кадров, без очередных и дополнительных отпусков, приобязательных сверхурочных работах от одного до трех часов в день с полуторнойоплатой. Широко применялся в управленческих структурах, на производстве трудподростков, инвалидов войны, престарелых. Применительно к задачам и условиямвойны перестроена работа правоохранительных органов. В системе юстиции поиюльскому 1941 г. указу Президиума Верховного Совета СССР образованы военныетрибуналы при армейских подразделениях, на речном, морском, железнодорожномтранспорте. Они имели чрезвычайные полномочия, функционировали под управлениемНКЮ СССР, под надзором коллегий Верховного Суда СССР и специальных прокуратур.Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки,приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно послевынесения. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся безсудебного разбирательства расстрел к «провокаторам, шпионам и прочим агентамврага». Деятельность Главного управления военной контрразведки (СМЕРШ) подруководством непосредственно наркома обороны сосредоточена на выявлении иобезвреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей армии,прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.
Органы государственного управления прочно опирались напрофсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие массовые общественныеорганизации, которым были присущи энтузиазм и самоотверженность,самостоятельность и творческая инициатива, значительно возросшие в годы войнына почве советского патриотизма и дружбы народов СССР.
Потеплело отношение государственных органов к религиозным концессиям.Были закрыты антирелигиозные печатные издания, распущен «Союз воинствующихбезбожников», учреждены ордена канонических святых Александра Невского, ДмитрияДонского, восстановлено Патриаршество Русской православной церкви, при СНК СССРсоздан Совет по делам РПЦ- 3 несколько военных и первых послевоенных лет Церквивозвращено более 1400 храмов, 85 монастырей, открыто по две духовных академии исеминарии. В 1945 г. действовало 22 000 православных церквей. Аналогичноесближение наблюдалось и сисламским духовенством. Взаимодействие органов властии духовенства проявилось в перспективной тенденции развития активности верующихв военные и послевоенные годы.
Органы управления способствовали проявлению тенденциидецентрализации государственного управления. Расширены права и функцииреспубликанского управления. Более того, Украина и Белоруссия, а затем и другиереспублики получили право непосредственного сношения с иностраннымигосударствами и заключения межправительственных соглашений. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в областивнешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариатаиностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними изпервоначальных членов ООН. Окрепла суверенность республиканского управления врамках союзного, что способствовало развитию самостоятельности республиканскихорганов в решении как местных, так и общесоюзных проблем[9; С.67].
Вывод. Государственное управление 1941-1945 гг. было одним из источникови механизмов победы, которая воплотила его обобщающие итоги и критерииэффективности. Система управления советского типа опиралась на единство народаи власти, выявила свою способность в качестве движущей силы разгрома фашизма,помогла народу вынести ужас трагедии навязанной капитализмом войны, позволилаСССР обрести статус ведущей мировой державы, внесшей решающий вклад в спасениецивилизации XX в. Она действовала в целом адекватно задачам, Условиям военнойситуации, 'допустила лишь отдельные издержки, просчеты в некоторых аспектах.Главное же состоит в том, что советское управление оказалось победоносным,отстояло свободу и независимость государства, обеспечило возможность длядальнейшего развития советского общества, способствовало послевоенномупереустройству мира.
Фашисты смогли лишь частично реализовать свою человекоубийственнуюпрограмму истребления населения России, погубили примерно 8 млн военнослужащихи около 20 млн мирных советских людей (10% населения СССР), уничтожили третьнационального богатства страны, обрекли советский народ на долговременныелишения, страдания. С нашествием фашизма связано переселение в восточные районынемцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев ипредставителей других этнических групп. Подобные меры по обеспечению надежноститыла проведены были в США, где после нападения Японии президент Ф. Рузвельтприказал выселить всех японцев с тихоокеанского побережья. В СССР после войныпереселенцы возвращены, восстановлена их национальная государственность ./> 3. Особенностипослевоенного государственного управления
Победный 1945 г. открыл новую страницу в истории государственногоуправления. Оно постепенно и планово перестроено в соответствии с мирной,созидательной послевоенной концепцией победившего государства, что проявилось вдемилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднениичрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении иразвитии конституционных принципов, извлечении уроков довоенного и военногоопыта, творческого их применения и в других содержательных направлениях этогопроцесса. На их реализацию повлияли кризисное ослаблениесоциально-экономического и кадрового управленческого потенциала страны,эпидемия тифа в 1945 г., засуха 1946 г., охвативший в 1946-1947 гг. многиерегионы голод и другие внутренние факторы, а также обострение противостояниябывших союзников по антигитлеровской коалиции, холодная война,разрабатывавшиеся в 1945-1950 гг. США планы атомных ударов по СССР и другиемеждународные факторы. Все это обусловило своеобразную чрезвычайность,административно-командный стиль как перестройки, так и функционирования послевоенногоуправления.
Демилитаризация, означавшая отказ от управления по-военному,переориентировку целей, текущих задач, государственных планов, бюджетов,функций органов управления на мирное строительство, осуществлена без суеты всоответствии с планами на третий — четвертый кварталы 1945 г., на 1946 г., пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на1946-1950 гг.
Изменили профиль многие структуры центрального управления.Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения иприборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственногомашиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортногомашиностроения и т. д.
По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн воинов трудоустроены органами управления, обрели мирное гражданское состояние.Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась ивозросла после войны в странах другой общественно-экономической системы.Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированныхспециалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих[11; С.82].
Ликвидированы ГКО, СВГК и другие чрезвычайные органы управления. Отменено совмещение однимлицом высших государственных должностей, И. В. Сталин освобожден от постовпредседателя ГКО, Верховного главнокомандующего, наркома обороны и других,остался лишь председателем СНК СССР. Отказ от чрезвычайщины не стал забвениемее в первые послевоенные годы. Склонность к ней проявляли руководители,привыкшие командовать, управлять директивно, имелись рецидивы. Искоренениеэлементов чрезвычайщины являлось сложной проблемой управления во второйполовине 40-х гг.
Восстановлены конституционные принципы управления, проведены всенародныевыборы союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных советов (1947, 1951гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельскихСоветов депутатов трудящихся (1947-1948, 1952 гг.), которые во время войныпродолжали действовать без переизбрания. Обновлена вся система законодательныхи исполнительных органов, восстановлен конституционный статус верховных иместных советов, упорядочена их законодательная работа, Усилен контрольпредставительных органов над исполнительными.
Децентрализация управления проявилась в расширении полномочийреспубликанских управленческих структур. Она сочеталась с тем, что законыреспублик приводились в соответствие союзными, унифицировано нормированиераспорядительных и исполнительных функций республиканских органов управления насоюзной правовой основе. Местные органы совершенствовали работувсоответствии с новыми положениями о местных Советах Депутатов трудящихся,принятыми республиканскими верховными советами.
СНК преобразованы в советы министровпо Закону От15марта 1946 г. Повышен статус союзного и республиканских исполнительных органов,которые все полнее сосредоточивали властные и управленческие функции. Министерствастали ключевым звеном управления конкретными отраслями экономики и культуры.Сокращено выросшее в годы войны количество комитетов, главков, управлений,советов. Министерская система была динамичной в стадии становления.Министерства дробились, разукрупнялись в связи со специализацией отраслейнародного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946 г. имелось 49 министерств СССР, в 1947 г. — 58, в 1948 г. — 59, в 1949 г. — 48, в 1950 г. — 51. Изменялось соотношение и количество общесоюзных исоюзно-республиканских министерств. Количество первых колебалось по годам от 28до 36, а вторых — от 19 до 23, что отразило тенденции централизации идецентрализации, поиски оптимального варианта их взаимодействия. Усилен принципподчинения наиболее важных предприятий непосредственно союзным министерствам.
Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля,возглавлявшееся министром Л. 3. Мехлисом до 1953 г. Оно жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления инародного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, действовалонезависимо от других управленческих структур, выявляло недостатки,злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности .
Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за соблюдениемзаконности всеми органами управления. Этому способствовала демократизациясудебной системы, отмена военных трибуналов на транспорте, избрание впервые вистории Советского государства в 1948-1949 гг. населением народных судей изаседателей, усиление дисциплинарной ответственности судей.
Трудно налаживалось управление аграрным сектором страны, которыйболее других пострадал в годы войны и медленно восстанавливался. Наряду сукреплением материально-технической базы, организации труда, повышениемкультуры земледелия и животноводства, оплаты труда органы управления применялиадминистративно-бюрократические меры, ужесточали государственный контроль,огосударствляли колхозы, расширяли практику чрезвычайных уполномоченных,применяли жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных заготовок, ввелистрогую систему государственных штрафов, конфискации имущества колхозников занедоимки, увеличили объем натуроплаты за работу МТС (Машино- тракторныхстанций), ограничили приусадебное хозяйство. Курировавший в руководстве странысельское хозяйство Н. С. Хрущев вынашивал утопические планы «агрогородов»,перевода крестьянства на городские формы быта, укрупнял колхозы, выступилинициатором установления уголовной ответственности за кражу «трех колосков» ивыселения в отдаленные районы колхозников, не выработавших обязательногоминимума трудодней[11; С.82].
Вывод. Обобщающим итогом перестройки военного государственногоуправления в послевоенное время стали восстановление и развитие народногохозяйства, довоенного уровня численности населения (1953 г.), восполнение демографической военной потери, решение крупных социально-экономических задач,увеличение численности рабочих, врачей, научных работников и учреждений,студентов в полтора раза, рост отчислений на социальное страхование, стипендииучащимся и студентам, пособия многодетным и одиноким матерям, вдовам погибшихвоинов, оздоровление финансовой ситуации, снижение вдвое детской смертности,снижение розничных цен ежегодно в 1949-1952 гг. на продовольственные ипромышленные товары первой необходимости, которые стали на 43% ниже уровня 1947 г. и стимулировали рост спроса и увеличение производства товаров./> 
Заключение
В 30-40-е гг. советское государственное управление неоднократнореформировалось, отразило особенности: а) короткой межвоенной паузы 20-30-хгг.; б) Второй мировой войны с 1939 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945гг.; в) послевоенного развития второй половины 40-х — начала 50-х гг. Оно перманентноперестраивалось на основе Конституций РСФСР, Союза ССР и других республикприменительно к менявшимся задачам и условиям каждого из этих трех периодов,под влиянием внутренних и внешних объективных факторов, а также факторовсубъективного характера, связанных с качеством властной и управленческой элиты.
В 20-е гг. советское управление было реформировано по-нэповски,обрело союзный уровень в условиях образования СССР, изменило свой характер в30-е гг. в условиях утвердившихся качественно новых, социалистических основ вовсех сферах общества. Вторая мировая и Великая Отечественная войны обусловилиспецифическое превращение государственного управления в сражавшееся управление,сочетавшее конституционность, народность, чрезвычайность, централизм и другиечерты как органа-чески присущие советскому типу управления, так и вынужденныеэкстремальной военной обстановкой. Послевоенное управление функционировало наконституционной правовой основе а под влиянием холодной войны вынуждено былопорой применять административно-командные методы и формы, жесткий централизм,которые отягащались проявлениями культа личности, нарушением советскойдемократии, формированием режима диктата властного бюрократического аппаратаСоветов и ВКП(б), утверждением в системе управленияавторитарно-бюрократического стиля, репрессиями ответственных должностных лицгосударства и партии, специалистов разных отраслей народного хозяйства икультуры.
Обеспечившеепобеду над фашизмом послевоенное ускоренное восстановление экономики, дальнейшеесоциальное восхождение СССР, превращение его во вторую ядерную и супердержаву,в лидера социалистической линии мирового развития советское государственноеуправление на рубеже 40-50-х гг. оказалось опутанным накопившимисяпротиворечиями, пораженным растущими кризисными явлениями. Вызревалипотребность и предпосылки радикального демократического реформирования всей егосистемы с учетом задач и возможностей нового исторического этапа, лучшихобразцов мирового опыта государственного управления.
/>/>Список использованнойлитературы
1. Боффо Д. История Советского Союза– Т.2., М. 1990. с. 401-532
2.Волкогонов Д. Семь вождей. — М.:1997 г.
3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» учебник для 9 класса М. 1996
4.Дмитренко В.П. История России XX век .- М., АСТ 1998. С.510-526
5.Зенькевич Н. Тайны уходящего века.- М.: 1999
6.Зуев М.Н. « История России» пособиедля поступающих в вузы – М., 1998, С 528-540
7.Хоскинг Джеффи. История СоветскогоСоюза. — М.: 1996
8.Киселева А.Ф., Щалина Э.М., Новейшаяистория Отечества XX век. Учебникдля вузов, Т.2.-М., С. 300-302
9.История России в вопросах иответах. Учебное пособие. Сост. С.А. Кислицин. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999
10.Отечественная история ХХ век.Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных, специальных и высшихучебных заведений.//Под ред. проф. А.В.Ушакова. — М.: 1997
11.Поцелуев В.А. История России ХХстолетия –М.:1997
12.Прохоров А.М. Большая Советскаяэнциклопедия Т.28 М.: 1977
13.Пятецкий Л.М. История России XX век .-М.,1995г. с 271-286
14.Чепурин М.Н. Экономическая история России. Учебное пособие М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Индол. Порфин. Тетраазапорфин. Фталоцианины
Реферат Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
Реферат Организация работы фармацевтического предприятия
Реферат Производство тормозных барабанов ООО Барабанчик
Реферат Бизнес-план организации производства прибора Техно Дент 4 на предприятии НЗ
Реферат Полупроводниковые приборы
Реферат «Міжнародні мас-медіа інформаційні системи»
Реферат Исследование движений плоскости и некоторых их свойств
Реферат Технологическая карта регулировки карбюратора СО-СН
Реферат ИФНС России
Реферат Motherless Daughters Essay Research Paper Motherless DaughtersImagine
Реферат Педагогическая технология А.С. Макаренко
Реферат Анализа отношение населения грузии к социально-политическим процессам, происходящим в стране 9 -24 июня 2006 год
Реферат Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской
Реферат Проблема национально-культурной специфики речевой деятельности в современной лингвистике