КУРСОВАЯРАБОТА
Фондсоциального страхования РФ: назначение и функции
Содержание
Глава 1. Фонд социального страхованияРФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства
1.1 Правовые, экономические исоциальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ
1.2 Содержание Фонда социальногострахования РФ, его место в реализации социальной политики государства
1.3 Характеристика основныхнаправлений деятельности ФСС РФ
Глава 2. Механизм функционированияФСС РФ
2.1 Состав, структура и динамикадоходов ФСС РФ
2.2 Состав, структура и динамикарасходов ФСС РФ
Глава 3. Направления посовершенствованию деятельности ФСС РФ
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Социальное страхование вРоссии существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашейстране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии сПостановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельнымспециализированным финансово — кредитным учреждением.
Фонд социальногострахования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетныхфондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).
Фонд осуществляет своюдеятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования,утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. N 101.
Созданный приПравительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово — кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативномуправлении Фонда и являются Федеральной собственностью.
Денежные средства Фондане входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию неподлежат.
Преодоление неразвитостисферы страхования вообще и социального страхования в частности превращается в Россиив проблему общегосударственную. Между тем, рынок социального страхования услуг можетвыступать в качестве важного стабилизирующего фактора экономики.
реформасоциальное страхование доход
Глава 1. Фонд социального страхования РФ 1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылкисоздания Фонда социального страхования РФ
2 июня 1903года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи быливведены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаеврабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятияхфабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот деньсчитается официальной датой рождения государственного социального страхования вРоссии.
Первоепослереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо отхарактера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью,беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передананепосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 годугосударственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года засчет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного леченияи отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха),а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзныхдеятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительствосоветской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальноестрахование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерациинезависимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствованииуправления и порядка финансирования расходов на социальное страхованиетрудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхованияРоссийской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитнымучреждением при Правительстве Российской Федерации:
УказПрезидента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхованияРоссийской Федерации»;
УказПрезидента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственнымсоциальным страхованием в Российской Федерации»,
ПостановлениеПравительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социальногострахования Российской Федерации»;
Положение оФонде социального страхования Российской Федерации
Управлениесистемой обязательного социального страхования осуществляется ПравительствомРоссийской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социальногострахования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ
Ныне Фондпредставляет собой специализированную структуру, обеспечивающуюфункционирование всей многоуровневой системы государственного социальногострахования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности,по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия додостижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребениеумерших.
Кроме того,Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей,детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 годуФонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим напроизводстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенногоФедеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний»
С 1 января2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услугпутевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда кместу лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом жегоду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 годуинвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан изчисла ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическимиизделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложеназадача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветерановтехническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) ипротезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
ОтделенияФонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фондорганизует исполнение бюджета государственного социального страхования,утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средствсоциального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средствасоциального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовуюустойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуютсягосударственные программы по совершенствованию социального страхования, охраныздоровья работников.
Социальноестрахование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годысредствами государственного страхования ведали профсоюзы.
1.2Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальнойполитики государства
Фонд социальногострахования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системесоциального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств социального страхования и является самостоятельнымфинансовo-кредитным учреждением.
Основными задачами фондаявляются:
• обеспечениегарантированных пособий;
• участие в разработке иреализации государственных программ охраны здоровья работников;
• подготовка мер посовершенствованию социального страхования.
В соответствии сИнструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ,утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. №11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государствомпособиями по социальному страхованию:
по временнойнетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы — более 70%; пособия поматеринству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности,при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу заребенком до достижения им возраста 1,5 лет);
на оплату 4-хдополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение; насанаторно-курортное лечение работающих и их детей.
Выплата пособий посоциальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортноелечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованиюосуществляется через бухгалтерию работодателя.
Ответственность зарасходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятияв лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не толькоадминистративная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).
Кроме того, с 2000 годана Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховоеобеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временнойнетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячныестраховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную ипрофессиональную реабилитацию).
Тарифы страховых взносовна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
Средства фонда образуютсяза счёт:
• части единогосоциального налога по установленным налоговым ставкам ;
• доходов отинвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренныхбюджетом на соответствующий период;
• ассигнований изфедерального бюджета РФ;
• добровольных взносовфизических и юридических лиц;
• прочих доходов.
Осуществление контроля заполнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложенана ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ, а за расходованием этих средств —на ФСС с участием профессиональных союзов.
Бюджет фонда и отчёт оего исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных ицентpaльных отраслевых отделений фонда и отчёты об их исполнении послерассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
Социальныестраховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных,страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.
Взносызастрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, этопрямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых странустанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональнойнезависимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный имаксимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателейвзимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранееустановленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающиеэтот максимум, не учитываются.
Субсидиигосударства фондам социального страхования включают взносы за неработающихграждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещениедефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетиевозрастает значение нового источника финансирования фондов обязательногосоциального страхования — доходов от капитализации взносов.
Средствасоциального страхования используются в виде денежных выплат, финансированияуслуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значениепринадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объемуресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиямии пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования,так и по контингенту получателей.
Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерывев работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов,возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входятпособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенкомпосле его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляютпособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работникаили члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованиюзанимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственногофонда занятости населения и негосударственных фондов страхования отбезработицы.
Финансированиеуслуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить рядпотребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использованиясредств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощии лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организациюлечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию ипереподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальнуюреабилитацию.
Назначениельгот связано с получением конкретного материального блага или услуги польготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение междунатуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличениярасполагаемых доходов отдельных групп населения.
Современнаясистема социальной защиты населения включает следующие основные элементы:совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготыотдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты);традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательноегосударственное).
Под системой социальных гарантии понимаетсяпредоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета ихтрудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этихгарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий,ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты гражданосновывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальныхрасходов.
К системесоциальных гарантий примыкают социальныельготы, представляющие собой социальные гарантии отдельнымкатегориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуетсяуниверсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определеннойсоциально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) иобеспечением за счет бюджетной системы государства.
Под социальным вспомоществованием (помощью)как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальныхблаг и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверкинуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществованияявляются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедностиили прожиточного минимума.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения отразличных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностьюсоциального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов,образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержкегосударства.
Системасоциального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечитьвосстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведениепрофилактических и реабилитационных мероприятий; вторая — гарантируетматериальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальноестрахование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхованиеявляется особой разновидностью государственных социальных гарантий,обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные)фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку изсредств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивостиэтих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективнойсолидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства(государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социальногострахования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полнаяреализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей инаемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровнядоходов страхователей. Фонды добровольного социального страхованиярассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнениек нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостаткиодного вида страхования достоинствами другого.
Формированиесовременной системы социального страхования в России включает созданиегосударственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков,а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фондыобеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночнойэкономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,фонды обязательного медицинского.
Становлениегосударственных внебюджетных фондов социального страхования в периодэкономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета вфинансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондовсоциального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано снестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сборастраховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальнымипотребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсныхвозможностей внебюджетных фондов.
Доходы фондовзависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народномхозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы начисленность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформсокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставоксоциальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным.В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальномисчислении постоянно сокращаются.
Один из путейрешения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховыхсоциальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив,ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: насоциальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей.Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Крометого, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондовза счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковскиедепозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатамиз этих фондов.
Рост доходоввнебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровнясобираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждыйфонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано сомногими проблемами. Специалисты предлагают также включить фонды социальногострахования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевыебюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущихпроблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидацияданных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение.Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженностиперед получателями пенсий и пособий.
Поэтому фондысоциального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральныезаконодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль задоходами и расходами этих фондов.1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ
В общественное сознаниевозвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность материальномнеобеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать вэкономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носятобъективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозыбезработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. Втакого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительнуюгруппу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативныесобытия.
Возрастаниестепени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечениеобстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своегорода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненнаянеобходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые былибы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника,предприятия, государства и общества.
Осуществляющийсяв стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения еепрежнего основного гаранта — стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатныесоциальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейсясистемы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их сутьсводится к распределению материальной ответственности по компенсации иминимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников;иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.
Всоответствии с классификацией основных причин потери заработка социальноестрахование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, поболезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и,наконец, безработицей.
Помимохарактера риска, при классификации видов социального страхования учитывается испособ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке.Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых такназываемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит втом, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь наопределенную территорию, и общегосударственным.
Наряду ссоциальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальнаяпомощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится напрочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иноговида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение ираспространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (таккак финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальнойпомощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержкунаиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетныхсредств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхованияявляется самопомощь его участников, самоуправление страховой организации.Социальная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществованиясо всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.
Основнуюгрань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можносвести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этихинститутов.
На нынешнемэтапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночноймодели социального страхования. Его социалистическая модель характеризоваласьявным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненныеположительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство всефункции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигаласьстабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей онаосвобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (спомощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий,получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Посколькутакое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствоватьзаинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия вобщественном производстве.
Социальноестрахование базируется на других подходах. Они таковы, что государствоустанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов,регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей,работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются встраховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлениистраховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемыхфондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся кконтролю над соблюдением порядка выплат из них.
Предпринимаемыев настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к моделисоциального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться намировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формированиесистемы социального страхования связано с принципами последнего и должно опиратьсяна теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупностиавтономных, самоуправляемых товариществ.
В областиорганизации страхования рыночного типа стоят две важнейшие задачи: 1)объективная оценка, учет и анализ уровня и факторов риска для различныхкатегорий работников или отдельных профессиональных групп трудящихся; 2)справедливое распределение ответственности за отдельные виды социального рискамежду субъектами социально-трудовых отношений. Приходится отметить, что обществово многом оказалось не готовым к осмыслению и решению этих задач.
Виды пособийи компенсаций системы социального страхования
· По временнойнетрудоспособности
· В связи струдовым увечьем и профессиональным заболеванием
· По беременности иродам
· Единовременноепособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
· Единовременноепособие при рождении ребенка
· Ежемесячноепособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
· Пособие по уходуза ребенком-инвалидом
· Пособие на погребение
· Компенсациярасходов на оздоровление работников и членов их семей
Международнаядеятельность Фонда социального страхования Российской Федерации реализуется врамках компетенции по основным направлениям деятельности.
Всоответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994101, осуществляется международное сотрудничество с аналогичными службами другихгосударств с целью изучения и обобщения передового зарубежного опыта повопросам государственного страхования и бюджетно-финансовой деятельности всфере обязательного социального страхования.
На основанииПостановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 891 «Об участииФонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международнойассоциации социального обеспечения» Фонд принимает участие в деятельностиМеждународной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в качестве ееполноправного члена.
Фондсоциального страхования Российской Федерации также является полноправным членомЕвропейского форума организаций страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает сМеждународной организацией труда (МОТ).
В пределах компетенцииФонд участвует в реализации договоров о социальном обеспечении, а такжевзаимодействует с партнерскими организациями других стран, осуществляя обменопытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий,реализацию международных программ в России и в мире.
Международнаядеятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международнымиорганизациями социальной сферы, профессиональному развитию руководителей испециалистов центрального аппарата и региональных отделений Фонда.
Глава 2. Механизм функционирования ФСС РФ
2.1 Состав, структураи динамика доходов ФСС РФ
/>
/>
2.2 Состав, структураи динамика расходов ФСС РФ
/>
/>
Глава 3. Направления по совершенствованию деятельности ФССРФ
Первыепопытки реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избранновый состав Верховного Совета в России – изъятие из-под управления профсоюзовсредств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России подуправлением Правительства.
Следующимшагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и обобязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятостии обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этапреформирования социального обеспечения созданием в России государственногоФонда социального страхования и окончательного выведения всех средствсоциального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что былоположительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (ана самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основнымнаправлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены вПенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия повременной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС итак далее.
Однако, этотэтап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставалисьразличными видами социального налога. И таким образом, не смотря на своеназвание, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было.Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введениивместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что былоосуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налоговогокодекса.
Тенденцииразвития
Одновременнос этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспеченияв России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения опереходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этапобщего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, чтоначинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулированиясредств социального обеспечения к принципам действительно социальногострахования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чистогосударственной социальной пенсией по старости предполагается ввести иотраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможностьдополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущиймомент на рынке пенсионных услуг уже действует ряд негосударственных пенсионныхфондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом.(В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иныхнормативных актов в области социального обеспечения, мы только лишь отслеживаемобщие тенденции в развитии социального обеспечения.) В-третьих, некоторыеведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхованиянетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, идругие.
В то же времяс упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейшихнаправлений в области социальной защищенности человека – страхование отбезработицы.
С точкизрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общаянаправленность социального обеспечения в России должна носить страховойхарактер. В России нужно последовательно строить эффективную системусоциального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось,для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действиявсех участников такого строительства носили системный и целенаправленныйхарактер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принятьфедеральный закон об основах социального страхования в России. Основной цельютакого закона должно быть определение правил деятельности всех участниковсистемы социального страхования, выработка принципов социального страхования вРоссии.
Заключение
2 июня 1903года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи быливведены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаеврабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятияхфабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот деньсчитается официальной датой рождения государственного социального страхования вРоссии.
Организационныепроблемы социального страхования в современной России
· Государственно-политические
· Законодательно-правовые
· Кадровые
· Организационно-технологические
· Морально-этические
· Информационно-просветительные
· Управленческие
Общиепроблемы системы обязательного социального страхования
· Сохранениенестраховых принципов
· Отсутствиезависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений
· Незавершенностьправового регулирования системы государственного обязательного социальногострахования
· Нет достаточногообоснования уровня социальных выплат
· Неблагоприятныедемографические тенденции
Новыйхарактер приобрела наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем.Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а,прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться тесоциальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги.Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальнаяподдержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейнаяполитика.
Именно и дляэтого был создан фонд социального страхования, для реализации социальнойполитики Российской Федерации.
Основныенаправления реформирования системы обязательного социального страхования:
· Соблюдениеконституционных прав граждан РФ
· Четкоеопределение целей, задач и источников финансирования по различным видамсоциального страхования
· Соблюдениестраховых принципов
· Развитиеперсонифицированного учета во всей системе ОСС
· Адекватностьуровня социальной защиты размерам страховых платежей
· Устранениедублирования функций
· Создание условийдля достижения финансовой устойчивости системы ОСС
Благоприятныесоциально-экономические последствия реформ в системе социального страхования
· Создание условийдля снижения налоговой нагрузки на ФОТ
· Установлениеобъективно обоснованных тарифов страховых взносов
· Сохранение уровнягосударственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности иматеринству, недопущение снижения размеров социальных пособий
· Обеспечениесбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерамиобеспечения по страхованию
· Достижениефинансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивогоразвития на основе сбалансированности доходов и расходов
· Участиенегосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;
· Упорядочениесистем расчета и выплаты пособий по ОСС
· Повышение ролисторон социального партнерства в управлении ФСС
· Создание условийдля роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличенииобъемов средств на социальное страхование
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С. 143-150.
2. Конституция Российской Федерации.М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.
3. Федеральный закон «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» от 24.07.1998 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, сизм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005,1 (часть 1), ст. 28.
4. Федеральный закон «Об основахобязательного социального страхования» от 16.07.1999 165-ФЗ (ред. от05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, 10, ст.836.
5. Постановление Правительства РФ от12 февраля 1994 г. 101 «О Фонде социального страхования РоссийскойФедерации» // САПП от 21 февраля 1994 г., 8, ст. 599.
6. Постановление Фонда социальногострахования РФ от 5 января 1995 г. 1 «Об утверждении Положения оботделении Фонда социального страхования Российской Федерации»
7. Бабич А.М., Егоров Е.В., ЖильцовЕ.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 2007.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы.Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.
9. Бюджетная система России:Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.
10. Вахрин П.И., Нешитой А.С.Финансы. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.
11. Гусаров В. М. Статистика. Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.
12. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионнойсистемы// — Экономист. –2008.
13. Коломин Е.В. Основные предпосылкии направления повышения социально-экономической эффективности страхования // — Финансы. 2010.
14. Пешехонов Ю.В. «Внебюджетныесоциальные фонды: состояние и перспективы» // Финансы, 2010.
15. Российский статистическийежегодник 2010: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2010.
16. Сенчагов В.К., Архипов А.И.Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.
17. Смирнов С., Малеева Т.«Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования» // Человек итруд, 2010.
18. Соколов В. П. Особенностифункционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.//Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — 10.
19. Социальная политика: реформысоциального страхования // Общество и экономика. 2010.
20. Федотов Д.Ю. О формированиидоходов внебюджетных фондов России // Финансы. — 2010.
21. Финансы. Денежное обращение.Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ,2007.
22. Финансы. Деньги. Кредит.Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007.
23. Финансы: Учебник для вузов/Подред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити — Дана, 2007.
24. Финансы: Учебник для вузов/ Подред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.:Перспектива: Юрайт, 2008.
25. Целевые бюджетные и внебюджетныефонды: Хрестоматия для дистанционного обучения / Сост. В. Н. Папело, С. Н.Мартынов.- Новосибирск: СибАГС, 2007.
26. Чернова Е.Г., Иванов В.В,Финансы, деньги, кредит. М.: Проспект. 2007.
27. Шмелев А.К. Модернизациифинансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системныйподход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008.
28. www.budget.ru
29. www.marcolino.ru
30. www.minfin.ru
Приложения
Приложение 1
Сопоставительныехарактеристики единого социального налога и страхового взноса Характеристики
Страховой взнос
Налог
Целевое предназначение на строго целевой характер – выплата пенсий и пособий, увязывается с параметрами заработной платы обезличенный характер – на широкий круг государственных расходов, финансируемых из бюджетов различных уровней
Экономическая
природа часть резервируемой во времени заработной платы, выплачиваемой в случаях наступления социальных рисков: старости, болезни, инвалидности, утраты кормильца часть прибыли предприятий и вновь созданного прибавочного продукта
Вопросы собственности
принадлежит застрахованным
(и их иждивенцам)
принадлежит
государству
Зависимость между отчислениями и выплатами имеет возмездный характер и стремление к эквивалентности
имеет безвозмездный
и безэквивалентный характер
Субъекты сбора страховые платежи производят работодатели, работники (государство) налоги вносят юридические и физические лица
Порядок очередности платежей первичные платежи вторичные (после уплаты страховых платежей)
Приложение 2
Минимальные стандарты относительныхразмеров пенсий (для типичного получателя) в соответствии с международными иевропейскими нормами
Стажевые требования
Коэффициент замещения для одинокого пенсионера
Коэффициент замещения для пенсионера, имеющего иждивенцев базовые стандарты (Конвенция № 102, ЕКСО 1964 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.) базовые стандарты (Конвенция № 102, ЕКСО 1964 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.)
пенсии по старости 30 лет уплаты взносов или работы по найму или 20-летний период проживания в стране 40 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды
50
40
(мужчина с женой в пенсионном возрасте)
65
(мужчина с женой в пенсионном возрасте)
пенсии по инвалидности 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или 10-летний стаж проживания в стране 15 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды
50
40
(мужчина с женой и двумя детьми)
65
(мужчина с женой и двумя детьми)
пенсии по случаю потери кормильца 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или 10-летний стаж проживания в стране 15 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды
50
(вдова)
20
(ребенок)
40
(вдова)
65
(вдова с двумя детьми)