Реферат по предмету "Финансовые науки"


Формирование финансовой стратегии предприятия

Кафедра: «Финансы и кредит»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Краткосрочная финансоваяполитика»
на тему: «Формирование финансовойстратегии предприятия»
Тольятти 2010

Введение
 
Финансовая стратегияпредприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовойдеятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболееэффективных путей их достижения.
Актуальность темыисследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономическихсубъектов в значительной степени определяется их финансовой стратегией.Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии,оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формированияфинансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций,как для государственных предприятий, общественных организаций, так и длякоммерческих структур.
Разработка финансовой стратегии – это круг финансовогопланирования. Как составная порция общей стратегии экономического развития, онадолжна согласовываться с целями и направлениями последней.
Проблема выборафинансовой стратегии деятельности предприятия является актуальной в связи снеобходимостью принятия решений в рыночных условиях. Здесь основное вниманиеотводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной деятельности.Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогнознаправлений развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций длянедопущения возможных ошибок и просчетов и констатирование фактическогосостояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности,как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния вдолгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактическогофинансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.
Финансовая стратегия – этогенеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Онаохватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования иобеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятияв рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследуетобъективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатываетспособы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегическихфинансовых операций.
Актуальность разработкифинансовой стратегии предприятия определяется рядом условий. Важнейшим из такихусловий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды.Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных сфинансовой деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частыеколебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственнойэкономической политики и форм регулирования финансовой деятельности непозволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранеенакопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.
В этих условияхотсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможнымизменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовыерешения отдельных структурных подразделений предприятия будут носитьразнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижениюэффективности финансовой деятельности в целом.

1 Место финансовой стратегии в общейстратегии предприятия
 
Выработка стратегии развитияпредприятия обеспечивает эффективное распределение и использование всехресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этойоснове – устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде.
Являясь частью общейстратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит поотношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями инаправлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенноевлияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. [6;115]
Это связано с тем, что основнаяцель общей стратегии – обеспечение высоких темпов экономического развития иповышение конкурентной позиции предприятия связана с тенденциями развитиясоответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства).Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, можетвозникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могутбыть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансоваястратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развитияпредприятия. (Табл. 1)
Таблица 1
Финансовые и стратегические целиорганизацииФинансовые цели Стратегические цели Рост доходов Увеличение рыночной доли Рост дивидендов Повышение качества товаров Увеличение доходов на инвестированный капитал Более низкие издержки по сравнению с конкурентами Повышение кредитного и облигационного рейтингов Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности Рост потоков наличности Укрепление репутации перед потребителями Повышение курсов акций Повышение уровня (качества) обслуживания Улучшение и оптимизация структуры источников доходов Расширение применения инноваций Укрепление конкурентных позиций на международном уровне
Финансовая стратегияохватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов,их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи,обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условияххозяйствования.
Различают генеральнуюфинансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполненияотдельных стратегических задач, другими словами – достижение частныхстратегических целей.
/>Генеральнойфинансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельностьпредприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование ииспользование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах иисточниках их формирования на год.
/>Оперативнаяфинансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовымиресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизациейвнутренних резервов, что особенно актуально в современных условияхэкономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативнаяфинансовая стратегия охватывает:
-  валовые доходы и поступления средств:расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитнымоперациям, доходы по ценным бумагам;
-  валовые расходы: платежи поставщикам,заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней ибанками.
Такой подход создаетвозможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты поденежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенстворасходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.
Оперативная финансоваястратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии,детализирует ее на конкретном промежутке времени.
/>Стратегиядостижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций,направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели. [4; 322]
/>Главнойстратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми идостаточными финансовыми ресурсами.
Финансовая стратегияпредприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:
1)формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководствоими;
2) выявлениерешающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности виспользовании резервов финансовым руководством предприятия;
3)ранжирование и поэтапное достижение задач;
4)соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальнымвозможностям предприятия;
5)объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансовогоположения предприятия в году, квартале, месяце;
6) создание иподготовку стратегических резервов;
7) учетэкономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
8) определениеглавной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение иумелый выбор направлений финансовых действий;
9)маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходстванад конкурентами.
Для достижения главнойстратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностямипредприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия.
В генеральной финансовойстратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов поисполнителям и направлениям работы. [6; 154.]
Задачи финансовойстратегии:
1)исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночныхусловиях хозяйствования;
2) разработкаи подготовка возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия идействий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисногофинансового состояния предприятия;
3)определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетамивсех уровней, банками и другими финансовыми институтами;
4) выявлениерезервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рациональногоиспользования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
5)обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми дляпроизводственно-хозяйственной деятельности;
6)обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средствпредприятия с целью получения максимальной прибыли;
7)определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегическогоиспользования финансовых возможностей, новых видов продукции и всестороннейподготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, ихорганизационной структуры и технического оснащения;
8) изучениефинансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических ифинансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечениюфинансовой устойчивости;
9) разработкаспособов подготовки выхода из кризисной ситуации;
10)разработка методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого иликризисного финансового состояния;
11)координация усилий всего коллектива на его преодоление.
Особое внимание приразработке финансовой стратегии уделяется:
- выявлениюденежных доходов;
- мобилизациивнутренних ресурсов;
- максимальномуснижению себестоимости продукции;
- правильномураспределению и использованию прибыли;
- определениюпотребности в оборотных средствах;
- рациональномуиспользованию капитала предприятия.
2 Принципы и особенности формированияфинансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегияразрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорныхобстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствоватьпроизводственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.
Финансовая стратегия,главной задачей которой является достижение полной самоокупаемости инезависимости предприятия, строится на определенных принципах организации ивключает в себя следующее:
-  текущее и перспективное финансовоепланирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средствпредприятия и основные направления их расходования;
-  централизацию финансовых ресурсов,обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основныхнаправлениях производственно-хозяйственной деятельности;
-  формирование финансовых резервов,обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебанийрыночной конъюнктуры;
-  безусловное выполнение финансовыхобязательств перед партнерами;
-  разработку учетно-финансовой иамортизационной политики предприятия;
-  организацию и ведение финансовогоучета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;
-  составление финансовой отчетности попредприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами иправилами с соблюдением требований стандартов;
-  финансовый анализ деятельностипредприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географическихсегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);
-  финансовый контроль деятельностипредприятия и всех его сегментов.
Финансовая стратегия – этогенеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и ихпланирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий всебя следующее:
-  планирование, учет, анализ и контрольфинансового состояния;
-  оптимизацию основных и оборотныхсредств;
-  распределение прибыли.
Важным условиемопределения периода формирования финансовой стратегии предприятия являетсяпредсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментовфинансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельностьпредприятия, – в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектамнепредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишкомпродолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет. Условиямиопределения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслеваяпринадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
Важной частью финансовойстратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которыхопределяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешноиспользуется в практике зарубежных компаний.
Таким образом, успехфинансовой стратегии предприятия гарантируется при выполнении следующихусловий:
1) при взаимномуравновешивании теории и практики финансовой стратегии;
2) при соответствиифинансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовымвозможностям через жесткую централизацию финансового стратегическогоруководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономическойситуации. [5; 104]
3 Последовательностьразработки финансовой стратегии предприятия
Разработка финансовойстратегии предприятия состоит из нескольких этапов. С самого начала необходимоопределить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости отсрока стратегии зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработкифинансовых планов. Долгосрочная финансовая стратегия описывает принципыобразования и использования доходов, потребности в финансовых ресурсах иисточниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатываетсяв рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущееуправление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегическиепланы на 3-5 лет формируются в укрупненном виде, а краткосрочные финансовыепланы на год прорабатываются с большой степенью детализации.
Следующим этапомразработки финансовой стратегии следует определить цели финансовойдеятельности. Финансовая стратегия является функциональной по отношению ккорпоративной стратегии компании, следовательно, она должна быть включена вструктуру общих стратегических целей компании. Как известно, главная финансоваяцель – максимизация рыночной стоимости при минимизации риска. Такая цель можетопределяться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Главная цельдостигается, если у предприятия достаточно финансовых ресурсов, оптимальнаярентабельность собственного капитала, сбалансированная структура собственного изаемного капитала. Главная финансовая цель детализируется на финансовыеподцели, например:
- прибыль;
- величинасобственного капитала;
- рентабельностьсобственного капитала;
- структураактивов;
- финансовые риски.
Каждая цель должна бытьчетко сформулирована и выражена в конкретных показателях, например:
- рентабельностьпродаж;
- финансовый рычаг(соотношение собственного и заемного капитала);
- уровеньплатежеспособности;
- уровеньликвидности.
Разработка финансовойстратегии подразумевает разработку не только целей, но и разработку планадействий по достижению этих целей. Руководство компании должно знать, кактекущая ситуация соотносится со стратегическими целями компании. Необходиморегулярно контролировать достижение стратегических целей. Для контроляосуществления стратегии стратегические цели разбиваются на конкретныестратегические задачи, решить которые нужно в определенный период времени.Контроль достижения стратегических целей осуществляется путем решениятактических задач. Установленные финансовые цели группируются по направлениям,образуя финансовую политику предприятия.
Процессформирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующимэтапам, представленным на рис.1:
/>
Рис. 1. Основные этапы организациипроцесса разработки финансовой стратегии предприятия
Определение общегопериода формирования финансовой стратегии зависит от ряда условий. Главнымусловием его определения является продолжительность периода, принятого дляформирования общей стратегии развития предприятия – так как финансоваястратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходитьза пределы этого периода (более короткий период формирования финансовойстратегии допустим).
Исследование фактороввнешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка предопределяетизучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможногоих изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработкифинансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ееопределяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельныхсегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностьюпредприятия.
Формированиестратегических целей финансовой деятельности предприятия ставит своей цельюповышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация егорыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определеннойконкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развитияпредприятия.
Конкретизация целевыхпоказателей финансовой стратегии по периодам ее реализации обеспечиваетдинамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовойдеятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.
Разработка финансовойполитики по отдельным аспектам финансовой деятельности – это наиболееответственный этап. В отличие от финансовой стратегии в целом, финансоваяполитика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельностипредприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления длядостижения главной стратегической цели этой деятельности.
Разработка системыорганизационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовойстратегии предусматривает формирование на предприятии «центров ответственности»разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности ихруководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системыстимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовойдеятельности и т.п.
Оценка эффективностиразработанной финансовой стратегии является заключительным этапом разработкифинансовой стратегии предприятия.
Таким образом, разработкафинансовой стратегии по наиболее важным аспектам финансовой деятельностипозволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовымразвитием предприятия.4 Методикаи инструменты формирования финансовой стратегии предприятия
Охватывая все формыфинансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотныхсредств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты иинвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективныеэкономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способывыживания и развития при новых условиях.
Схема разработки финансовой стратегии предприятияпредставлена на рис.2. [2; 87.]
/>
Рис. 2. Разработка финансовойстратегии предприятия
Разработке финансовойстратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия.Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа, синтеза ивыработки мер по улучшению финансового состояния предприятия. Основнымиисполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовыеменеджеры.
Оптимизация основных иоборотных средств предполагает то, что финансисты выбирают вариантиспользования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала илиувеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплатусобственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость новогокапитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, ккоторому приведет его использование.
Распределение чистойприбыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонданакопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным еёраспределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должносоставить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополненияк финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражаетсянепосредственно в финансовом плане.
Налоговое планированиеозначает совокупность плановых действий, объединенных в систему, направленныхна максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежейв рамках общего стратегического планирования организации.
Политика в области ценныхбумаг определяет основные направления фондового инвестирования. Совокупностьинвестиций предприятий в ценные бумаги образует портфель ценных бумаг илиинвестиционный портфель.
Внешнеэкономическаядеятельность фирмы – это одна из сфер её хозяйственной деятельности, связаннаяс выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.
Оптимизацией безналичныхрасчетов занимается финансовая служба предприятия, которая влияет на выбор формрасчетов исходя из задач ускорения платежей, минимизации нежелательнойзадолженности, воздействия на поставщиков при нарушении условий контрактов.
Конкретные возможностиценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политикуфирмы. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой вомногом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности.
Формирование и реализацияфинансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируютсяна использовании инструментов:
- финансовогоуправления (финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль);
- рынка финансовыхуслуг (факторинг, страхование, лизинг).
Финансовая стратегиявключает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, ихпланирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всестороннеучитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характервнешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствиефинансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся нарынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целейфинансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономическогоразвития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимостипредприятия.
В процессе разработкифинансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособнойпродукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижениюсебестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективномуиспользованию капитала и т. п. [7]

Заключение
 
Финансовая стратегиякомпании – это генеральный план действий по своевременному обеспечениюпредприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективномуиспользованию с целью капитализации компании.
Грамотно построеннаяфинансовая стратегия предприятия (компании, отрасли) позволяет не толькообеспечить предприятие финансовыми ресурсами и оптимизировать риски, но иопределить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развитияпредприятия.
Финансовая стратегияпредприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числеоптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичныерасчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.
Разработка финансовойстратегии – это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего онадолжна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансоваястратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегиюпредприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынкеявляется причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегииразвития предприятия.
Всесторонне учитываяфинансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутреннихи внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствиефинансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынкепродукции. В противном случае предприятие может обанкротиться. [4; 321]
Таким образом, успешнаяфинансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными иправильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросахстратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутреннихусловий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы,сложившейся в России на данном этапе.

Список использованной литературы
 
1. Аминова З.Ф.Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечениеустойчивости. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 118с.
2. Басовский Л.Е.Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 259с.
3. Бланк А.И.Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника-центр, 2004. – 711с.
4. Ковалева А.М.Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с.
5. Морозов Т.Г.,Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318с.
6. Сергеев И.В.,Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансыи статистика, 2006. – 288с.
7. Журнал«Финансовый директор» №11, 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.