1.Сущность и функции финансов предприятий
Финансыпредприятий – этофинансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формированияосновного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятий и ихраспределение и использования.
Финансыпредприятий возникает в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Онисвязаны с созданием, собственных средств, использованием собственных и заемныхсредств. Финансированием всех затрат связанных с производственно оптимальноговложения средств с целью получения прибыли.
Сущность финансовпроявляется в их функциях. 1) Распределительной функциипроисходит формирование первоначального капитала образующегося за счет вкладовучредителей, распределение ВВП в стоимостном выражении, определение основныхстоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов,обеспечивает оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятийи организаций и государства в целом. 2)Контрольной функции являетсястоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнениеработ, оказание услуг, формирование доходов предприятия и их использование. Финансовыйконтроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют непосредственнохозяйствующий субъект, акционеры и владельцы контрольного пакета акций,налоговые органы, контрольно — ревизионная служба Министерства Финансов РФ,коммерческие банки, независимые аудиторские фирмы.
Всепринципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и дляих реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формыи методы, соответствующие состоянию производственных сил и производственныхотношений в обществе.
Предприятие– хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательскойдеятельности, экономической целью которого является обеспечение общественныхпотребностей и извлечение прибыли. По своему содержанию предпринимательскаядеятельность включает производство и реализацию продукции, выполнение работ иоказание услуг, операции на фондом рынке.2. Содержание финансовых отношений,возникающих в процессе его хозяйственной деятельностиПо своемуэкономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можносгруппировать по следующим направлениям: 1) между учредителями в момент создания предприятия -связаныс формированием собственного капитала и в его составе уставного капитала;2) между предприятиями и организациями –связаны спроизводством и реализацией продукции, возникновением вновь созданнойстоимости. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективнойорганизации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческойдеятельности;3) междупредприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами)-по поводуфинансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств.Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;4) между предприятием и его работниками -при распределении ииспользовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятий,выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов икомпенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физическихлиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использованиятрудовых ресурсов;5)между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленныхгрупп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых являетсяпредприятие. Эта группа отношений связана с внутриотраслевым перераспределениемденежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий; 6) между коммерческими организациями и предприятиями-связаны с эмиссией и размещением ц/б, взаимным кредитованием, долевым участиемв создании совместных предприятий;7) между предприятиями и финансовой системой государства -приуплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетныхфондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций,финансировании из бюджета; 8)между предприятиями и банковской системой- в процессе хранения денег вкоммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковскийкредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг; 9) между предприятиями и страховыми компаниями;10) между предприятиями и инвестиционными институтами- в ходеразмещения инвестиций.3. Состав и формирование денежных фондови резервовФормирование денежныхфондов предприятия начинается с момента его организации и является важнейшейстороной его деятельности.Уставный капитал — основной первоначальный источник собственных средствпредприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала,которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственныхфондов, нематериальных активов, оборотных средств.Собственный капитал — представляет собой разницу между совокупными активамипредприятии и его обязательствами (долгами). Подразделяется на постоянную часть- уставный капитал и переменную, величина которой зависит от финансовыхрезультатов деятельности предприятия. В состав переменного капитала входят:добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальныефонды. Добавочный капитал создается за счет прироста стоимости имущества врезультате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода, безвозмезднополученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он можетбыть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся порезультатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результатебезвозмездной передачи имущества др. предприятиям и лицам, на увеличениеуставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работыпредприятия за год.Резервный капитал — денежный фонд предприятия, источником образованиякоторого являются отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.(15-25%УК). Предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплатыдивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этихцелей. Бывают — резервные фонды под обесценение вложений в ц/б, выкупной иотложенный фонды.Нераспределеннаяприбыль направляется на формирование специальных фондов: фонданакопления – денежные средства,предназначенные для развития и расширения производства; фондапотребления — денежные средства,направляемые на социальные нужды; валютного фонда — формируется на предприятиях, осуществляющих реализациюпродукции на экспорт и получающих валютную выручку; амортизационногофонда — создается в процессе использования капитала ипредназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.
4. Финансовые ресурсы предприятия.Состав и особенности формирования в рыночных условияхФинансовые ресурсыпредприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия,финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.Капитал- это часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход позавершении оборота. Собственные финансовые ресурсы включают первоначальныевзносы учредителей и часть денег, полученная в результатефинансово-хозяйственной деятельности — прибыль и амортизационные отчисления.Важным источникомфинансирования воспроизводства основных средств является: прибыль. Направленияее использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций,определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления ипотреб. Доля прибыли в источниках финансирования незначительна из-за кризисногосостояния реального сектора экономики и низкой рентабельности производства.Одна из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли,увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатахфинансово-хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация прибыли — этопервостепенная задача финансовых менеджеров. На величину прибыли впроизводственной деятельности оказывают влияние следующие факторы:·организационно-технический уровень управленияпредпринимательской деятельностью; ·конкурентоспособность выпускаемой продукции;·уровень производительности труда;·затраты на производство и реализацию продукцию; ·уровень цен на готовую продукцию;Основной собственныйисточник финансирования капитальных вложений — амортизация — денежное выражение стоимости износа ОПФ и нематериальныхактивов, процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере ихизноса на производимую продукцию, превращения в денежную форму и накопленияресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Это целевойисточник финансирования инвестиционного процесса. Организации имеют правосамостоятельно определять срок полезного использования актива.Бывают такие способыначисления амортизации: ·линейный;·уменьшения остатка; ·списание стоимости по сумме числе срока лет;·пропорционально объему продукции. Привлеченныеисточники формирования финансовых ресурсов:средства, от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридическихи физ.5. Характеристика финансового механизмапредприятийФинансовый механизм представляет собой формы и методы управления финансамипредприятия с целью достижения максимальной прибыли. Включает в себя:финансовые методы, финансовые инструменты, право-вое обеспечение,информационно-методическое обеспечение управления финансами.
Финансовыми методамиявляются: финансовое планирование, финансовый учет,финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль. С их помощьюосуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы путемоправления движением финансовых ресурсов и оценки эффективности ихиспользования.
Финансовый инструмент — любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятияи финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другогопредприятия. Это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продажекоторого продавец обеспечивается финансированием (акции, облигации, векселя,финансовые опционы, фьючерсы и форварды).
Финансовоеобязательство — это любое обязательство, котороеявляется контрактным обязательством: передать денежные средства или инойфинансовый актив, обменять финансовые инструменты с другим предприятием напотенциально неблагоприятных условиях.
Информационное обеспечениепозволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованностифинансовых инструментов.
Существуют следующие виды рисков: а)ценовой риск — включает потенциальные убытки или прибыль (бывает валютный,процентный, рыночный риски);б) кредитный риск — может возникнуть вслучае, если один из контрагентов не сможет ликвидировать обязательство ивызовет убытки у другой стороны;в) риск ликвидности – обусловлентрудностями, с которыми может встретиться предприятие при мобилизации средствдля погашения своих обязательств;г) риск денежного потока – обусловленколебанием величины будущих денежных потоков.6. Принципы организации финансовпредприятийФинансовые отношениякоммерческих предприятий строятся на определенных принципах: 1.Принцип хозяйственной самостоятельности: хозяйствующиесубъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферуэкономической деятельности, источники финансирования, направления вложенияденежных средств с целью извлечения прибыли. 2.Принцип сбалансированности: реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечиваетконкурентоспособность хозяйствующего субъекта. К собственным источникамфинансирования относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления времонтный фонд.3.Принципматериальной заинтересованности: объективная необходимость этого принципаобеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечениеприбыли. 4.Принципматериальной ответственности: он означает наличие определенной системыответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируютсяроссийским законодательством.5.Принципобеспечения финансовыми резервами: этот принцип диктуется условиямипредпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рискаминевозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношенийпоследствия риска ложатся на предпринимателя. Который добровольно исамостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Крометого, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продаватьсвою продукцию с риском невозврата денег в срок.Все принципыорганизации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для ихреализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы иметоды, соответствующие состоянию производственных сил и производственных отношенийв обществе.7. Состав и классификация затратпредприятия на производство и реализацию продукцииЗатраты напроизводство и реализацию продукцию классифицируются по учетному признаку, поспособу отнесения на единицу произведенной продукции, по степени однородностизатрат.Распределение затрат поучетному признаку является основой дляопределения законодательной базы. Подразделяются на: расходы по обычным видамдеятельности, операционные расходы, внереализационные расходы. Расходы пообычным видам деятельности группируются последующим элементам – материальные затраты, затрат на оплату труда, отчисленияна социальные нужды, амортизация. Материальные затраты компенсируются лишь втом объеме, которые затрачены на реализованную продукцию, оставшаяся частьоседает в нереализованной готовой продукции и складских запасах. Затраты наоплату труда включаются в состав себестоимости продукции при фактическомначислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты.Отчисления на социальные нужды — Они относятсяне себестоимость при начислении средств на оплату труда независимо отфактических выплат. Амортизация включается в состав себестоимости по установленным нормамк балансовой стоимости основных фондов.К прочимзатратам относятся командировочные, представительские,административные расходы, расходы на рекламу, погашение процентов по кредитам, налогии сборы, арендная плата, они относятся на себестоимость продукции.Операционные расходы — предоставление за плату во временное пользование активоворганизации, предоставление за плату прав на изобретения и промышленныеобразцы, участие в уставных капиталах др. организаций, продажа и выбытиеосновных фондов, оплата услуг кредитных организаций.Внереализационные расходы — штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет, истекшаядебиторская задолженность, уценка активов, чрезвычайные расходы.Затраты,классифицированные по учетному признаку, относят на себестоимость продукцииспецифическими способами, они влияют на формирование прибыли от реализациипродукции и налогооблагаемой прибыли .
8. Переменные и постоянные расходы, ихроль в планировании себестоимости продукции
По способу отнесения затрат нaединицу выпускаемой продукции выделяются постоянные и переменные расходы.
Постоянные расходыне зависят от изменения объема выпуска продукции: это административно-управленческиерасходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы,арендная плата.
Амортизационные отчислениявключаются в состав себестоимости, их величина сказывается на общей суммеподлежащих к уплате налогов. Чем больше их размер, тем меньше сумма налога наприбыль и налога на имущество юридических лиц. Они не представляют собойденежные затраты, это расчетная величина позволяющая предприятию накапливатьсобственные средства для инвестиций.
Переменные расходыпрямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы,технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата.
Деление расходов на постоянные ипеременные необходимо прежде всего для планирования себестоимости продукции исоответственно для правильного определения цены реализации. Соотношение междуотдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство.Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полнуюсебестоимость. Для предприятия себестоимость является основой для определенияцен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли отреализации продукции и налога на прибыль. Поэтому нормативные документы,касающиеся порядка определения себестоимости, распространяются на всехозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и правового статуса,что ставит все предприятия в равные условия в рыночной экономике.
9. Планирование затрат и формированиесебестоимости продукции (работ и услуг)
При стабильной экономическойситуации планирование переменных затрат осуществляется двумя методами:
1.По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции. 2. По фактическимданным за истекший период о себестоимости продукции.
Установленные нормы переменныхзатрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объемзатрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общаявеличина может быть определена по формуле:С = Н*В, где Н — нормазатрат на единицу продукции в денежном выражении; В — плановый объемвыпуска в натуральном выражении.
Если на момент планирования можноопираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая суммапеременных затрат может быть рассчитана:
Спл=Сф*Впл/Вф,гдеСпл — плановая сумма переменных затрат, Сф — фактическая суммапеременных затрат в отчетном периоде, Впл — плановый объем выпуска внатуральном выражении, Вф — фактический объем выпуская в отчетномпериоде в натуральном выражении.
Если в отчетном периоде соблюдалисьнормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат,рассчитанная по 1 методу будет = 2 методу. Положительная разница говорит оперерасходе, отрицательная — об экономии.
При планировании постоянных затратзначение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска и решаются следующие задачи:1.Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при которомдостигается окупаемость переменных и постоянных затрат; 2. Расчетнеобходимой величины постоянных затрат и сопоставление с их реальными производнымивозможностями.
Для определения минимального объемавыпуска продукции используется показатель порога рентабельности:
ПР=Постзатраты/(выручка от реализации-переменные затраты в относительном выражении).
Для планирования постоянных затратнеобходим детальный анализ их ожидаемый структуры и максимальная информация опредстоящем выпуске, производственных заказах и возможностях.10. Выручка от реализации продукции какосновной финансовый источник деятельности предприятияВ процессепроизводства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новаястоимость, которая определятся ценой реализованной продукции, работ, услуг.Результатом их реализации является выручка от реализ. продукции, котораяпоступает на рас/счет предприятия.В настоящее времяпредприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимостиот выбранной учетно политики. Законодательство определило 2 метода учета выручкиот реализации продукции, услуг:1.Помере отгрузки товаров (выполнения работ и услуг)и предъявления контрагентурасчетных документов.2.Помере оплаты и поступл. денег на р/сч.Второй методпопулярен в России т.к. позволяет предприятиям производить своевременныерасчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так как под начисленные налоги иплатежи имеется реальный денежный источник.Выручка от реализациипродукции является основным источником возмещения авансированного в производствопродукции капитала, его накопления, формирования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечиваетнепрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса.Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижениеприбыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.Использование выручкихарактеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручкивозмещаются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию идругие предметы труда. Дальнейшее распределение выручки связано с формированиемамортиз. фонда как источника воспроизводства основных фондов и нематериальныхактивов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход или вновьсозданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы иформирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается всебестоимости продукции в виде отчислении на социальные нужды (пенсионный фонд,фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинскогострахования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшаясячасть представляет собой прибыль предприятия.11. Планирование доходов от реализацииПод доходамипредприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результатепоступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств,приводящее к увеличению капитала. Подразделяются на: доходы от обычных видовдеятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выпямработ, оказанием услуг); прочие доходы(операцион, внереализацион, чрезвычайныедоходы)В процессефинансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могутосуществлять планирование доходов от реализации на предстоящие год, квартал иоперативно. Годовое планированиедоходов эффективно при стабильной экономической ситуации, а в условияхнестабильности годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиромдля предприятия. Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальноепланирование. Проводимое оперативноепланирование доходов используется дляконтроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию наденежные счета предприятия.Общая сумма доходовот основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции,выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного инепромышленного характера.Для определениявыручки от реализации продукции необходимо знать объем продукции в действующихценах без НДС, акцизов, налога с продаж.Два методаопределения плановой выручки — прямого счета и расчетный.Метод прямого счета — основан нагарантированном спросе, предполагается, что весь объем произведенной продукцииприходится на предварительно оформленный пакет заказов, для оптимизации затрати роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия к увеличениювыпуска продукции, расширению его ассортимента; Расчетный метод -его основа — объем реализуемой продукции, корректируемыйна входные и выходные остатки. В=Он+Т-Ок, где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало периода; Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску впланируемом периоде; Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец периода.12. Факторы роста денежных доходовпредприятияНа величину выручкиот реализации влияют следующие факторы, зависящие от деятельности предприятия:В сфере производства: ·объемпроизводства, ·его структура, ·ассортимент продукции, ·ее качество, конкурентоспособность, ритмичность производства;В сфере обращения: ·уровеньприменяемых цен, ·ритмичностьотгрузки, ·своевременноеоформление платежных документов, ·соблюдение договор. условий, ·формы расчетов.К числу факторов, независящих от деятельности предприятий можно отнести: ·нарушения договорных условий поставки предприятию материально-техническихресурсов, ·перебои в работетранспорта, ·несвоевременнаяоплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.В рыночной экономикеведущее место приобретает уровень отпускных цен. Предприятие с целью внедренияна новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализациипродукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентацииспроса на свою продукцию. Применение более низких цен позволит предприятиюзаинтересовать «выгодного потребителя» в своей продукции и за счетбольшего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи.Существенное значение имеют условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствиис заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства вхозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизитьвероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условиипредоплаты или по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядитпредпочтительнее чем отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условияхее оплаты по мере реализации.Выручка, поступившаяна счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетовпоставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий,запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается з/пл,возмещается износ основных средств, формируется прибыль пред-я.
13.Определениефинансового результата от реализации продукции, работ, услуг, товаров,имущества предприятия
Составляетсясмета административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные собслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров нарынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другие являютсяпостоянными, учитываются в общей сумме. На основании этих расчетов формируетсяплан по прибыли от реализации продукции.
Дляпланирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операциях, атак же внереализационных доходах и расходах. План по прибыли может бытьпредставлен в качестве финансовой модели предприятий. Как только проект бюджетаподготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутреннихусловий. С помощью проекта плана просчитывается эффективность различныхуправленческих решений. Здесь значительную помощь в снижении трудозатрат прирасчетах оказывает применение компьютерной техники. Компъютерно –ориентированная модель финансового планирования базируется на основном бюджетеи включает математические формулы, определяющие взаимосвязь между показателями,а т.к же учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятиерешений.
Общаясумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенныйпериод состоит из: 1) прибыли (убытки) от реализации продукции, услуг,выполненных работ; рассчитывается в виде разницы между суммой выручки отреализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и величиной затратна производство и реализацию продукции услуг, работ, включаемых всебестоимость. 2) Прибыль (убыток) от реализации ОС и иного имуществапредприятия рассчитывается в виде разницы между рыночной ценой за проданныеимущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и ихпервоначальной или остаточной стоимостью. 3) прибыль (убыток) отвнереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходамипо внереализационным операциям, т.е. доходам и расходам, не связанным спроизводством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.14. Экономическая сущность прибылипредприятияПрибыль- это важнейшая категория рыночных отношений, она обладает тремя функциями: 1. Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственнойдеятельности; 2. стимулирующейфункции, проявляющейся в процессе ее распределения ииспользования; 3.одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.Прибыль- основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней,приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального развития и ростаблагосостояния собственников. В рыночной экономике одной из целейпредпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличениематериальной заинтересованности участников бизнеса в результатахфинансово-хозяйственной дея-ти. Поэтому максимизация прибыли — это первостепенная задача ф/менеджеров.На величину прибыли впроизводственной деятельности оказывают влияние факторы субъективногохарактера: ·организационно-техническийуровень управления предпринимательской деятельностью; ·конкурентоспособность выпускаемой продукции; ·уровень производительности труда; ·затраты на производство и реализацию продукции; ·уровень цен на готовую продукцию; ·и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующегосубъекта: уровень цен на потребляемые мат-ные и энергетические ресурсы, нормыамортиз. отчислений, конъюнктура рынка.Современное состояниеэкономики выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольномположении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибылипроисходит в основном за счет роста цен на товары т.е. за счет инфляционногонаполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величинойприбыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствуето расстройстве экономики, неполноценности действующего механизмахозяйствования.Максимальноеполучение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровлениеэкономики, рост инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективнойналоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшемуразвитию предпринимательства и рыночных отношений.15. Понятие балансовой прибыли, еесостав. Факторы, влияющие на величину балансовой прибылиБалансовая прибыль –это сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов(убыт-ков), не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибылькак конечный финансовый результат выявляется на основании бух. Учета всеххознных операций предприятия и оценки статей баланса.Балансовая прибыльполученная предприятием за определенный период, состоит из: 1.прибыли (убытка) от реализации продукции; 2.прибыли (убытка) от прочей реализации; 3.прибыли (убытка) от внереализационных операций.Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разностьмежду суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах и величинойзатрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость. Прибыль(убыток) от прочей реализации определяетсякак разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценностии их первоначальной стоимостью. Прибыль (убыток) от внереализационныхопераций рассчитывается как разность между доходами и расходами повнереализационным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производствомпродукции, продажей имущества. В состав доходов от внереализационных операцийвходят доходы от финансовых вложений предприятий в ц/б, доходы от сдаваемого варенду имущества, сальдо полученных штрафов и неустоек, положительные курсовыеразницы по валютам, прибыль прошлых лет, проценты, полученные по денежнымсчетам предприятия. В состав внереализационных расходов входят недостачи иубытки от потери материальных ценностей, отрицательные курсовые разницы, убыткипрошлых лет, списание дебиторской задолженности.Полученнаяпредприятием балансовая прибыль распределяется между государством ипредприятием. После внесения налога в распоряжении предприятий остается чистаяприбыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.Исходя из порядкаформирования прибыли на предприятии ведется ее факторный анализ, цель которого– оценка динамики показе балансовой и чист. прибыли.16. Планирование прибыли, методы и выборпутей, обеспечивающих максимизацию прибылиПланирование прибыли- составная часть финансового планирования. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь прибыльот реализации продукции, оказания услуг.Основой расчетовприбыли служит прогнозируемый оббьем продаж.Важным моментом впланировании прибыли является учет трудовых затрат. Далее составляется смета производственныхнакладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Формируется производственнаясебестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции наначало и конец планируемого периода. Составляются сметы административных икоммерческих расходов. Формируется план по прибыли от реализации продукции.Метод прямого счета — компьютерно-ориентированная модель финансовогопланирования базируется на основном бюджете и включает математические формулы,определяющие взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних ивнутренних факторов. В основе метода — поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализациипродукции. Более простой вариант предусматривает укрупненныйрасчет по позициям плана. Для расчета прибылиот реализации продукции по укрупненному методу используется универсальнаяформула: Рпр=Он+Тпр-Ок,где Рпр — обьем реализованной продукции, Он и Ок — остатки готовой продукции на начало и на конец периода, Тпр — производство товар-ной продукции.После расчета пооценкам продаж и полной себестоимости определяется прибыль от реализации какразница между ценой и себестоимостью: Пр=Врп-Срп, где Врп- выручка от реализации, Срп-себестоимость.Плановую суммуприбыли можно рассчитать: Пр=Пон+Птп-Пок, где Пони Пок — прибыль в остатках готовой продукции, Птп — прибыль от выпуска продукции.Аналитический метод(отсутствие инфляции): Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимойпродукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, которыйпредшествовал планируемому, поэтому известны полная себестоимость и обьемвыпуска. По ним определяем базовую рентабельность: Ро=(По/Стп)*100%, где По- прибыль ожидаемая, Стп-себестоимость товарной продукции базисного года.
17. Определение прибыли на основе эффектапроизводственного рычагаПланирование прибылистроится на основе эффекта операционного (производственного) рычагат.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволитьсебе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.Эффектпроизводственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки отреализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данногоэффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных иусловно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объемапроизводства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов всебестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. Инаоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов всебестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.Эффект операционногорычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли.Любое изменениевыручки влечет за собой изменение прибыли в пропорциях. При снижении выручки отреализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезноеснижение прибыли.18. Причины распределения прибылипредприятия. Управление формированием, распределением и использованием прибылиМеханизм воздействияфинансов на хозяйство находится не в самом производстве, а в распределительных денежныхотношениях. Прибыль распределяется между государством, собственникамипредприятия и предприятием. Взаимоотношения между государством и предприятиемпо поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. На предприятиираспределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов.Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятиисоздаются фонды: 1. накопления — используется на научно-исследовательские работы, проектные,конструкторские, разработку и освоение новых видов продукции, техническоеперевооружение и реконструкция действующего производства, на погашениедолгосрочных ссуд и уплаты процентов и налогов по ним, финансирование приростаоборотных средств; 2. потребления — используется на социальное развитие и социальные нужды,за счет него финансируются расходы по эксплуатации обьектов социально-бытовогоназначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительствообъектов непроизводственного назначения; 3. проведение оздоровительных и культурно-массовыхмероприятий; 4. выплата премий,оказания материальной помощи; 5.резервных фондов — он обеспечивает резервный капитал.В рыночной экономикеотчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризуетготовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательскойдеятельностью.При распределениипересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательскиеинтересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов. Объектом распределенияприбыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет в виде налогов.Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующегосубъекта фиксируется в его учетной политике. При распределении прибылиосуществляется: а) первоочередноевыполнение обязательств перед бюджетом; б) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующегосубъекта, распределяется на накопление и потребление.
19. Показатели рентабельности и ихиспользование в финансовом планированииВ отличие от прибылиорганизации показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельностьхарактеризует эффективность этой деятельности.Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходностипредприятия. В рыночной экономке существует система показателей рентабельности.Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции,так и по отдельным ее видам. — Рентабельность всей реализованнойпродукции определяется как: 1)% отношение прибыли от реализации продукции к затратам наее производство и реализацию; 2)% отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию.– Рентабельность отдельных видов продукциизависит от цены ее реализации и полной себестоимости и определяется какпроцентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом ее полной себестоимостик полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективностьзатрат организации. — Рентабельность продаж можно определить как: 1)% отношение прибыли от реализации продукции к выручке отреализации продукции; 2) % отношениебалансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 3)% отношение чистой прибыли к выручке от реализациипродукции. Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политикиорганизации. — Рентабельность производственных активов определяется как: 1) % отношение валовой прибыли к сумме производственныхактивов; 2) % отношениечистой прибыли к сумме производственных активов. Эти показатели характеризуютстепень отдачи от вложенных в производство активов. –Рентабельность вложений определяется как: 1)% отношение валовой прибыли к стоимости имущества побалансу; 2) % отношениечистой прибыли к стоимости имущества по балансу; 3) % отношение выручки от реализации продукции к стоимостиимущества по балансу; 4) %отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по балансаорганизации, отражающее рентабельность собственного капитала; 5)% отношение доходов от долговременных к общему обьемудолгосрочных финансовых вложений. Этот показатель отражает эффективностьдолгосрочных вложений. Показатели рентабельности являются индикаторамиконкурентоспособности предприятия.20. Прибыль как объект налогообложения.Определение размера налогооблагаемой прибылиСогласно Закону«Об основах налоговой системы РФ» налог на прибыль определен какфедеральный налог. Плательщиками налога на прибыль являются российские предприятия, которыеотносятся к юридическим лицам. Налогооблагаемая прибыль расчитывается:НП=ВП-Дд-Дцб-Ддолуч.-Дпо-Дбо-Дстро-Диб-Пс/х-Похот.п.-Л, где ВП — валовая прибыль, Дд — доходы в виде дивидендов по акциям, Дцб — доходы по гос.ц/б., Ддолуч — доходы от долевого участия в деятельности другихпредприятий, Дпо — доходы отпосреднических операций, Дбо — доходы от банковских операций, Дстро- доходы от страховых операций, Диб — доходы от игорного бизнеса, Пс/х — доходы от реализации с/х продуктов, Похот.п.-доходы от реализации хозяйственной продукции, Л — льготы.Не подлежитналогообложению прибыль предприятий: производящих детское питание; религиозныхв части направляемых на осуществление уставной деятельности; общественныхорганизаций инвалидов и находящихся в их собственности организаций; специальныхпротезно-ортопедических организаций; прибыль от производства техническихсредств профилактики инвалидов; находящихся в регионах, пострадавших отрадиации; музеев; библиотек; и др.Предоставляются льготыпредприятиям, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников;предприятиям, осуществляющим производство и переработку с/х продукций; производящихмедицинскую технику.Источники налогов: 1) Налоги,взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС, акцизы, экспортная таможеннаяпошлина); 2) Налоги,включаемые в себестоимость (земельный, на пользователей автодорог), свладельцем транспортных средств, плата за недра, за загрязнение, импортныетаможенные пошлины); 3) Налогиотносимые на финансовые результаты деятельности предприятий (на балансовуюприбыль), (на имущество, на рекламу); 4) Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли (на прибыль, местныеналоги).Помимо указанныхделаются отчисления ПФ(28%), ФО-МС (3,6). Эти отчисления делаются предприятием от расходов наоплату труда работников, занятых в производстве. Предприятия тоже начисляютподоходный налог с физ лиц.21. Экономическое содержание и основыорганизации оборотного капитала на предприятииПонятие оборотныйкапитал тождественно оборотным средствам и это средства,обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и впроцессе производства и в процессе реализации продукции. Основное назначение – обеспечениенепрерывности и ритмичности процесса производства и обращения.Оборотный капиталделится на оборотные производственные фонды и фонды обращения.Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они материализуются впредметах труда и частично в средствах труда в виде малоценных и быстро изнашиваемыхпредметов и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве,в полуфабрикатах собственного изготовления.Фонды обращения не участвуют в процессе производства, их назначение — обеспечение ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средствпредприятия и достижения единства производства и обращения. Состоят из готовойпродукции и денежных средств.Оборот капитала — движение средств, взятое как постоянный процессповторения и возобновления. Сами средства — оборотные. Особенностью оборота капиталаявляется то, что он не расходуется, а авансируется в различные виды текущихзатрат хозяйствующего субъекта. Авансирование означает, что использованные денежные средствавозвращаются предприятию после завершения производственного цикла.Оборотный капитал — это наиболее подвижная часть капитала организации,вложенная в текущие активы. В бухгалтерском балансе оборотный капитал представляетсобой превышение текущих активов организации над ее краткосрочнымиобязательствами. В практике оборотный капитал иногда называют оборотным фондомпредприятия.22. Состав оборотного капитала и его размещениепо стадиям кругооборотаОдна часть оборотногокапитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственныефонды, другая находится в сфере обращения и образует фонды обращения.Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда,а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства иполностью переносят свою стоимость в стоимость готовой продукции, изменяяпервоначальную форум в течение производственного цикла.Фонды обращения хотяи не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единствапроизводства и обращения. К ним относятся: ·готовая продукция на складе; ·товары отгруженные; ·денежные средства в кассе предприятия и на счетах в КБ; ·дебиторская задолженность; ·средства в расчетах.Характер и сфера ихфункционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие«фонды обращения».Кругооборот — процесс, совершающийся постоянно, представляющий собойоборот капитала. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечиваетбесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная изакономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается втоварную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Такимобразом, возникает объективная необходимость авансирования средств с цельюобеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондовобращения для создания необходимых производственных запасов, незавершенного производства,готовой продукции и условий для ее реализации.Обобщающимпоказателем эффективности использования оборотного капитала является показательего рентабельности: Рок=(Прп*100)/Сок, где Прп- прибыль от реализованной продукции, Сок — величина оборот. капитала, он характеризует величинуприбыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала. Длительность одногооборота вычисляется по ф-ле: Обок=Сок/(РП/Д)= =Сок*Д/РП=Д/Коб, где РП- обьем реализации, Д — длительность периода, Коб –кол-во оборотов.
23. Определение потребности предприятияв оборотном капиталеКонкретные размерыоборотных средств определяются текущей потребностью и зависят от: · характера сложности производства; · длительности производственного цикла; · сезонности работы; · темпов роста производства; · порядка расчетов и организации расчетно-кассовогообслуживания; · финансовыхвозможностей предприятий; ·периодичности и сроков поступления платежей.Нормируемыми являютсясобственные оборотные средства, но лишь оборотные производственные фондыобращения, а именно остатки нереализованной продукции на складе предприятий. Кненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения: товарыотгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Существуют несколькометодов расчета нормативов оборотных средств: метод прямого счета;аналитический; коэффициентный.Метод прямого счета основан на определении научно-обоснованных норм запаса поотдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств т.е.стоимостного выражения запаса, который рассчитывается по каждому элементу(частные нормативы) и в целом по нормируемым оборотным средствам (совокупныйнорматив). Аналитический методпредполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере ихсредне-фактических остатков. Коэффициентный метод основан на определении нового норматива на базе имеющегосяс учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбытапродукции на ускорение оборачиваемости оборотных средств. При этом методе всезатраты подразделяют на: зависящие от изменения объема производства; независящие от роста объема производства.Нормы оборотных средств — объем запаса по важнейшим товарно-материальнымценностям.
24. Источники формирования оборотногокапитала и финансирования его приростаПервоначально вмомент создания организации формирование оборотных средств происходит за счетуставного капитала. В процессе финансово-хозяйственной деятельности источникамипополнения оборотных средств являются: · прибыль, остающаяся в распоряжении организации; · постоянная минимальная кредиторская задолженность; · банковский и коммерческий кредит.Инфляционныепроцессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочнымиссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств.Наибольшая доля кредитов выдается организациям, занятым торгово-посредническойдеятельностью, почти вдвое меньше – организациям, занятым промышленнымпроизводством. Банковский кредит оформляется кредитным договором. Коммерческийкредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю,когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже воговоренные поставщиком сроки.Вексель- это наиболее дешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств.В настоящее время вексель широко используется для залоговых операций, решенияпроблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе векселькак средство платежа за товары и услуги все большее будет завоевывать рынок.Процент за пользование краткосрочным банковским и коммерческим кредитомвключается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки ЦБ,увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибылипредприятия.Формированиеосновного и оборотного капитала является объективной предпосылкой для начала предпринимательскойдеятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовойпродукции. В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется припродаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого труда или стоимостьживого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включаетзаработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход,который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли — превышение выручки от реализации порции.25. Сущность и виды инвестицийФинансовые ресурсыпредприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции, представляющие собой использование финансовых ресурсов вформе долгосрочных вложений капитала в целях увеличения активов и полученияприбыли. Инвестиции — совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсовв целях увеличения активов и прибыли. Активы — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в томчисле имущественные права, дающие денежную оценку, вкладываемые в объектыпредпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достиж. иногополезного эффекта.Инвестицииобеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать следующиезадачи: расширение собственной предпринимательской деятельности за счетнакопления финансовых и материальных ресурсов; приобретение новых предприятий,освоения новых областей бизнеса.Венчурные инвестиции — они представляют собой вложения в акции новыхпредприятий осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанныхс большим риском, направляются в не связанные между собой проекты в расчете набыструю окупаемость вложенных средств, но и имеющие высокую степень риска.Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелкихинновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает всебе различные формы приложения капитала – судного, акционерного,предпринимательского.Прямые инвестиции — это вложения, направленные на увеличение основных фондовпредприятия как производственного, так и непроизводственного назначения,реализуются путем нового строительства основных фон-дов, расширения,технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.Портфельные инвестиции — вложения, направленные на формирование портфеля ц/б. Портфель — это совокупность собранных различных инвестиц-ных ценностей,служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика.Туда могут входить ц/б одного вида или различ. известные ценности.Аннуитет- инвестиции, приносящие вкладчику опре-деленный доход через регулярныепромежутки времени: вложение средств в страховые и пенсион. фонды, которыевыпускают долговые обязательства. Они могут использоваться владельцами напокрытие непредвиденных расходов в будущем.26. Экономическая природа, состав иоценка вложений в основные фонды предприятияЧасть активоворганизации, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочныеинвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения — представляютсобой основной капитал.1. Основные средства — это средства, вложенные в основные производственныефонды, т.е. материально-вещественные ценности, относящиеся к средствам труда ииспользуемые в процессе производства в течение периода >12 месяцев, илиимеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного ММОТ за единицунезависимо от срока их полезного использования. Кругооборот основных средстввключает: · износ основныхсредств; · начислениеамортизации; · накопление средствдля полного восстановления; ·замену основных средств путем финансирования реальных инвестиций.2. Незавершенные долгосрочные инвестиции – затраты на приобретение оборудования и вложенные внезавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы вхозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.3. Нематериальные активы — активы, не имеющие физической, осязаемой формы. Ноимеющие стоимостную оценку. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями,кругооборот которых аналогичен кругообороту основных средств. Это патенты,торговые марки, объекты интеллектуальной собственности.4. Долгосрочные финансовые вложения — затраты на долевое участие в уставном капитале другихорганизаций, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе,стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.Основные способыпоступления основных средств в коммерческие организации: · приобретение основных средств путем долгосрочныхинвестиций; · передачаобъектов учредителями АО в счет вклада в УК; · безвозмездное получение объектов ОС от госуд. органов.Процесс простого ирасширенного воспроизводства ОС и НА осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций.При этом простое воспроизводство означает строительство и приобретение ОС и НАв размерах, соответствующих начисленной сумме износа по действующим ОС и НА.
27. Источники формирования основныхфондов производственного и непроизводственного назначенияОсновной капиталхарактеризует материально-техническую базу, технический уровень производства. Косновным фондам относятся материальные ценности, используемые в качествесредств труда при производстве продукции в течение периода, превышающего 12 месяцевили имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного установл. закономразмера ММОТ за ед.К основным фондамотносятся здания, сооружения, измерительные и регулирующие приборы, ВТ, ТС, инвентарь,скот, насаждения.Производственныеосновные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальныхценностей (здания, сооружения, машины и оборудование).Непроизводственные основныефонды включают жилые дома, клубы, санатории, детсады.Активные основныефонды – это машины, ВТ, приборы, ТС.Пассивные – этоздания, сооружения.Затраты наприобретение основных фондов: ·суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; · суммы, уплачиваемые в соответствии с договором организациямза осуществление работ по договору строительного подряда; · суммы, уплачиваемые в соответствии с договороморганизациям за информационные и консультационные услуги, связанные сприобретением ОФ; ·регистрационные сборы, гос.пошлины; · затраты, непосредственно связанные с приобретением,сооружением и изготовлением объекта ОФ.Фондоотдача — отношение реализуемой продукции на рубль среднегодовойстоимости ОФ. Фондоемкость — отношение стоимости ОФ к стоимости продукции. Фондовооруженность — стоимость ОФ, приходящаяся га 1 работника.Источники инвестицийв основные фонды: ·собственные средства хозяйствующего субъекта; · привлеченные денежные средства, полученные от эмиссии ц/б,паевых и иных взносов юр. и физ. лиц.; · денежные средства, поступающие в порядке перераспределенияиз централизованных инвестиционных фондов концернов; · долгосрочные кредиты банков; · средства иностранных инвесторов; · средства внебюдж. фондов и федер. бюджета.28. Амортизация и ее роль ввоспроизводственном процессе. Планирование и использование амортизацииОсновной собственныйисточник финансирования капитальных вложений — амортизация — денежное выражение стоимости износа ОПФ и нематериальныхактивов, процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере ихизноса на производимую продукцию, превращения в денежную форму и накопленияресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Это целевойисточник финансир-я известного процесса.Организации имеютправо самостоятельно определять срок полезного использования приобретаемогоактива, это дает возможность предприятию учитывать высокий уровень техническогопрогресса и своевременно обновлять основные средства. Самостоятельноеопределение срока полезного использования обьекта основных средств исходит изожидаемого срока использования обьекта в соответствии с ожидаемой производительностьюили мощностью применения, ожидаемого физического износа в зависимости от режимаэксплуатации.Бывают такие способыначисления амортизации: 1. линейный (равномерно). 2. уменьшения остатка (годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточнойстоимости основных фондов на начало года и нормы амортизационных отчислений,исчисленной исходя из срока полезного использования этого объема). 3.списание стоимости по сумме числе срока лет полезного использования (сумма амортизационных отчислений определяется исходя изпервоначальной стоимости объекта основных фондов и соотношения числа лет,оставшихся до конца срока службы объекта, и суммы чисел лет срока службы. 4.пропорционально объему продукции(исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде исоотношения первоначальной стоимости объекта основных фондов и предполагаемогообъема продукции за весь период использования)Процесс амортизации можноопределить как способ возмещения капитала, затраченного для создания и приобретениенеоборотных активов, которые переносят свою стоимость на готовый продукт. А= Тн*100%, где А — cтавка, Тн- нормативный срок службы.29. Капитальные вложения как формаосуществления прямых инвестиций, порядок их планированияВоспроизводствоосновного капитала на предприятиях может осуществляться либо за счет прямыхинвестиций, либо путем передачи объектов основного капитала учредителями в счетвзносов в уставный капитал, либо при безвозмездной передаче юр. и физ. лицами.Основным метод расширенноговоспроизводства основного капитала явл. прямые инвестиции (кап. влож.)Прямые инвестиции представляют собой затраты на создание новых объектовосновного капитала, расширение, реконструкцию и техническое перевооружениедействующих объектов основного капитала. Соотношение затрат по этимнаправлениям называют производственной структурой прямых инвестиций.К новомустроительству относятся затраты по сооружениюобъектов на новых площадках. Под расширением понимается строительство вторых и последующих очередейпредприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, а также сооружениеновых, либо расширение существующих цехов основного назначения. Реконструкция представляет собой полное или частичное переоборудование ипереустройство предприятия с заменой морально устаревшего оборудования иавтоматизацией производства. В результате достигается увеличение объемапроизводства на базе новой современной технологии, расширение ассортимента,повышение качества и конкурентоспособности продукции. Техническоеперевооружение включает комплекс мероприятий поповышению до современных требований технического уровня отдельных участковпроизводства путем внедрения новой техники, механизации и автоматизациипроизводственных процессов., совершенствованию организации и структуры производства.Это позволит обеспечить рост производительности труда, объема выпускапродукции.Технологическаяструктура прямых инвестиций складывается из 3 элементов: · приобретения оборудования, инструмента и инвентаря; · расходов на выполнение строительно-монтажных работ; · проектно-изыскательные работы, заблаговременное проведениемероприятий по вводу сооружаемых объектов.Соотношение затрат наоборудование, строительно-монтажные работы и прочие капитальные вложения образуюттехнологическую структуру прямых инвестиций.30. Источники финансирования капитальныхвложений производственного и непроизводственного назначенияФинансирование прямыхинвестиций — это порядок предоставления денежных средств, система расходованияи контроля за целевым и эффективным их использованием. Методы финансированиязависят от конкретных условий функционирования предприятия, изменения внаправлении его развития.Источники, формы иметоды финансирования прямых инвестиций в основной капитал обуславливаются характеромучастия его в процессе производства и особенностями строительства.В настоящее времяфинансирование прямых инвестиций осуществляется за счет: · собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов,· заемных денежныхсредств, · привлеченныхденежных средств, ·получаемых от эмиссии ц/б, ·денежных средств, подступающих в порядке перераспределения из централизованныхинвестиционных фондов, средств внебюджетных фондов, ассигнований из бюджетовразных уровней на безвозвратной основе, · средств иностран инвесто-в.Собственные финансовые ресурсы предприятия – включают первоначальные взносы учредителей в моменторганизации и часть денежных средств, полученных в результате его хозяйственнойдеятельности. Включают источники, образуемые от проведения работ хозяйственнымспособом, и источники, получаемые в результате основной деятельностипредприятия (прибыль и амортизация).Заемные денежныесредства – долгосрочные кредиты, предоставляемые предприятию настроительство, расширение, реконструкцию, приобретение имущества, заемныесредства других предприятий, ссуды из федерального и региональных бюджетов.Привлеченные средства — получаются предприятием на финансовом рынке, включаетвыпуск ц/б, осуществление лизинга. Средства изфедерального и регионального бюджетов — выделяются на финансирование федеральных, региональных целевых программ.Иностр. инвестиции — обеспечивают развитие международных экономических связейи освоение передовых научно-технических достижений. Проявляются в создании натерритории России предприятий с иностранными инвестициями. Выбор источниковфинансирования в основной капитал должно осуществляться с учетом многих факторов:стоимости привлекаемого капитала, эффективности отдачи от него, степени рискаисточников финансы.31. Характеристика основных направленийработы финансовой службыФинансовая работаорганизаций в современных условиях приобретает качественно новое содержание,что связанно с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономикиважнейшими задачами финансовых служб является не только выполнение обязательствперед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками. Конкретная структурафинансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования,размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота.Финансовая служба осуществляет следующиефункции: 1. Участиев разработке и исполнении бизнес-плана; 2. Управление денежными потоками, возникающими в результатетекущей, инвестиционной и финансовой деятельности; 3.Разработку финансовой программы развития; 4.Определение и разработка кредитной и валютной политики; 5.Финансовое планирование; 6.Рас-четы с поставщиками, покупателями, КБ, бюджетом; 7.Обеспечение страхования от финансовых и др. рисков; 8.Анализ финансово-хозяйственной деятельности; 9.Контроль за целевым и эффективным использованием денежныхсредств.В зависимости отразмеров предприятия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленныефункции могут детализироваться и расширяться. Предприятия производственнойсферы являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегданаходились в центре исследований российских ученых-финансистов.Финансовый менеджмент — представляет собой систему оптимального управленияденежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизацииприбыли. Объектом оправления в финансовом менеджменте является денежный оборотхозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовойстратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности,прогнозных оценок денежных потоков.32. Основные принципы и задачифинансового планированияЭффективноеуправление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовыхпотоков, процессов и отношений. Значение финансового планирования состоит втом, что оно: 1. Воплощаетвыработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; 2.Обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными впроизводственном плане экономической пропорции развития; 3.Предоставляет возможности определения жизнеспособностипроекта предприятия в условиях конкуренции; 4. Служит инструментом получения финансовой поддержки отвнешних инвесторов.Задачи финансовогопланирования: 1. Обеспечениефинансовыми ресурсами производственной, инвестици-онной и финансовойдеятельности; 2. Определениепутей эффективного вложения капитала, оценка степени его рациональногоиспользования; 3. Выявлениевнутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономическогоиспользования денежных средств; 4.Установление рационального финансирования денежныхотношений с бюджетом, банками, контрагентами; 5.Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6.Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью икредитоспособностью предприятия.В практике планированияприменяются следующие методы: а)Экономическийанализ; б)нормативный; в)балансовых расчетов; г)денежных потоков; д)метод многовариантности; е)экономико-математическое моделирование.Процесс финансовогопланирования состоит из этапов: 1. Анализ финансовых показателей за предыдущий период, длячего используются основные финансовые документы предприятия; 2.Составление основных прогнозных документов; 3.Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовыхдокументов посредством составления текущих финансовых планов; 4.Оперативное финансовое планирование.33. Виды финансовых планов и их роль вуправлении предприятием
финансовый денежный прибыль капитал Эффективноеуправление финансами организации возможно лишь при планировании всех финанс.ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок вколичественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективногодостижения. Роль финансовогопланирования на предприятии состоит в том, что оно: · воплощает выработанные стратегические цели в формуконкретных финансовых показателей; · обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные впроизводственном плане экономические пропорции развития; · предоставляет возможности определения жизнеспособностипроекта предприятия в условиях конкуренции; · служит инструментом получения финансовой поддержки отвнешних инвесторов.Планирование связано,с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, сдругой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Финансовый планпризван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующегосубъекта т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат дляосуществления деятельности с реальными возможностями и в результатекорректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Финансовоепланирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующегосубъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовыхсредств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных иденежных ресурсов.Перспективное финансовое планирование – определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенноговоспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Включаетразработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовойдеятельности. Текущее финансовое планирование — является планированием осуществления, онорассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собойконкретизацию его показателей. Состоит в разработке плана прибылей и убытков,плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса. Оперативноепланирование — в целях контроля запоступлением фактической выручки на расчетный счет и израсходованием наличныхфинансовых ресурсов.Планирования и составления кассовогобюджетаОперативноепланирование необходимо предприятию для контроля за поступлением фактической выручкина р/с и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оно включает составление иисполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности вкраткосрочном кредите. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкойпо месяцам и меньше. Его задачи:1) Организацияучета временной «стыковки» денежных поступлений и предстоящихрасходов предприятия; 2)Формированиеинформационной базы о движении денежных притоков и оттоков; 3)Ежедневный учет изменений в информационной базе; 4)Анализ неплатежей и организация мероприятий по ихпреодолению; 5) Расчетпотребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки»денежных поступлений; 6) Расчетвременно свободных денежных средств предприятия; 7) Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного ивыгодного размещения временно свободных денежных средств предприятий.Процесс составлениякалендаря состоит из 6 этапов: а)выбор периода планирования; б)планирование объема реализации продукции; в) расчет объема возможных денежных поступлений; г) оценка денежных расходов; д) определение денежного сальдо; е) подведение итогов.Информационной базойсоставления календаря служат производственные планы и планы реализации, сметызатрат на производство.Наряду с платежнымкалендарем составления налоговый календарь.Кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающийпоступление и выплаты наличных денег через кассу. Заключительным этапомфинансового планирования является составление сводной аналитической записки. Вней дается характеристика основных показателей годового финансового плана.35. Организация работы по составлению финансовыхпланов.Процесс финансовогопланирования включает несколько этапов: На 1 этапе: происходит анализ финансовых показателей за предыдущийпериод, для этого используется бухгалтерский баланс, отчеты о прибыли и убытках,денежных средств. При этом используется как правило внутренний баланс длявнутрифирменного использования. НА 2 этапе: предусматривается составление основных прогнозныхдокументов, таких как (прогнозный баланс, отчеты о прибылях и убытках, движениеденежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам ивключается в структуру бизнес-плана предприятия. На 3 этапе: происходит уточнениепрогнозно-финансовых документов по средствам составления текущих финансовых планов.На 4 этапе: осуществляется оперативноефинансовое планирование. Завершается процесс реализации плана и контроль за еговыполнением.Результатомфинансового планирования является: разработка 3 основных финансовых документов:·прогноза отчетаприбыли и убытках, ·прогнозадвижения денежных средств, ·бухгалтерского баланса. Основной целью этих документовявляется оценка финансового положения предприятия на конец планируемогопериода. Для составления прогнозных документов важно правильно определитьобъемы продаж (составляется по прибыли). Это необходимо для реорганизации эффективногораспределения средств контроля над запасами.Текущий финансовыйплан разрабатывается в несколько этапов: 1).Рассчитывается плановая сумма амортизационных отчисленийт.к. она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетамприбыли. 2). На основенормативов составляется смета затрат, которая включает основные расходы насырье и материалы. 3). Наэтом этапе определяется выручка от реализации продукции. Величина изменяется втекущем году с учетом факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции,изменение цен на приобретение продукции предприятия. 4). Устанавливается в соответствии возможностей предприятия повыпуску продукции на рынке. В результате осуществляется финансовый контроль завыявлением отклонений и причин ухудшения или улучшения финансового состоянияпредприятия.