АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Специальность:Государственное управление и экономика
Специализация:Государственное регулирование национальной экономики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по НАЛОГАМ ИНАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
МИНСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Постановка проблемы финансовойбалансировки предприятия
2. Критерии балансировки
3. Инструменты балансировки
4. Диаграмма Du Pont
Заключение
Литература
Введение
Один из самых важныхвидов ресурсов, необходимых для успешной работы любой предприятия — финансы. Оттого, насколько эффективно построено управление финансовыми ресурсами, вомногом зависит конкурентоспособность и рыночная эффективность любыхкоммерческих проектов и предприятий. Успешная деятельность предприятия вусловиях рыночной экономики и конкурентной среды невозможна без применениясовременных инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью. [1]
Каковы финансовыерезультаты деятельности предприятия? Получит ли предприятие к концу годаприбыль и каковы будут ее размеры? Уложились ли подразделения в выделенныелимиты средств? Как минимизировать риск неплатежеспособности и сбалансироватьграфик платежей? Своевременно получать обоснованные ответы на эти вопросы — значит, быть на шаг впереди конкурентов.
финансовыйбалансировка бюджет косвенный
1. Постановка проблемыфинансовой балансировки предприятия
Управление современнымпредприятием невозможно без оперативного управления денежными потокамипосредством составления платежного календаря — текущего финансового планапоступления и расходования денежных средств. Балансировка заключается вежедневном пересчете платежного календаря на основании фактических данных одвижении платежных средств и принятии управленческих решений, которые позволяютсогласовать поступление и расход платежных средств. Такими решениями могутбыть, например, замена или конвертация платежного средства, использованиезаемных средств, договоренность с контрагентом о переносе срока платежа и пр.
При анализе состоянияналичности часто необходимо экспериментировать, оценивая те или иныемероприятия по улучшению финансового состояния предприятия, находя оптимальноерешение. Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужныересурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но поболее высокой цен. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планированиидеятельности предприятия в целом: ориентировать бюджет предприятия надостижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежныхпотоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различныефинансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководстваи собственников предприятия.
Принятие любогофинансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность.Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировкефинансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.
2. Критерии балансировки
Идеальный финансовый планпредприятия должен обладать следующими характеристиками:
— бездефицитностьбюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в томчисле инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы),а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежейи на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
— рентабельностьсобственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственникамибизнеса;
— остальныефинансовые показатели соответствуют целям предприятия.
Также необходимопринимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью иликвидностью предприятия в течение определенного периода для занятия свободнойниши на рынке и вывода новых продуктов.
Набор показателей, накоторые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей предприятия.Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственногокапитала (ROE), рентабельность активов предприятия (ROA), сальдо чистогоденежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровеньоперационного и финансового левереджа.
При формированиифинансового плана предприятие не должно принимать решения в ущерб качествупродукции, удовлетворенности клиентов и персонала.
К сожалению, на практикеочень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным вышетребованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет однимкритериям и не соответствует другим. В таком случае ставится проблемабалансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь нацелевые показатели, которые задают собственники предприятия, добиваясьприемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденнуюстратегию предприятия. [2]
3. Инструментыбалансировки
В качестве основныхинструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движенияденежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.
Косвенный метод составленияотчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однакодля планирования и бюджетирования многие предприятия предпочитают использоватьпрямой метод. В то же время опыт ведущих немецких предприятий показывает, чтобюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служитьхорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяетсвязать прибыль и денежные потоки предприятия и оперативно оценить, как то, илииное управленческое решение повлияет на прибыль и динамику движения денежныхсредств (см. табл. 1).
Таблица 1 Бюджет движенияденежных средств (косвенный метод)№ п/п Бюджетный показатель Основа для планирования 1 Доход брутто Динамика рынка, доля рынка, изменение ассортиментного портфеля 2 Расходы, непосредственно уменьшающие доход (скидки, бонусы покупателям) % дохода брутто, учитывает конкурентную среду, сбытовую политику 3 Доход нетто Основной бюджетный показатель, база для планирования большинства бюджетных показателей (п.1-п.2) 4 Прямые материальные затраты % от дохода нетто, учитывает закупочную политику, изменения ассортиментного портфеля 5 Маржинальная прибыль п.3-п.4 6 Прямые производственные расходы % от дохода нетто 7 Общепроизводственные расходы % от дохода нетто, % от показателей предыдущего периода 8 Расходы на логистику и коммерческие расходы % от дохода брутто, учитывая систему сбыта, складирования и прочие факторы 9 Расходы на НИОКР % от дохода брутто, учитывая инвестиционную политику 10 Административные расходы % от дохода брутто, учитывая мероприятия по повышению эффективности управления 11 Управленческая прибыль п.5-п.6-п.7-п.8-п.9-п.10 12 Корректировки для получения финансовой прибыли Учитывают особенности учётной системы и законодательства 13 Финансовая прибыль п.11+п.12 14 Амортизация % от дохода нетто 15 Изменение дебиторской задолженности % от дохода брутто, учитывая сбытовую политику 16 Изменение запасов % от дохода нетто, учитывая мероприятия по оптимизации запасов 17 Изменение кредиторской задолженности % объёма закупок, учитывая закупочную политику 18 Остаток денежных средств (CF) от операционной деятельности п.13+п.14+/-п.15+/-п.16+/-п.17 19 Инвестиции Учитывает инвестиционную стратегию в разрезе инвестиционных проектов 20 CF после инвестиционной деятельности п.18+/-п.19 21 Запланированные выплаты дивидендов Учитывая решения органов управления предприятия 22 CF до финансирования п.20-п.21 23 Финансирование Учитывает решения бюджетного комитета по привлечению заемных ресурсов 24 Чистый СF п.22-п.23
Балансировкаосуществляется по следующему алгоритму:
Составляется бюджетисходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж истандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль ивеличина денежных потоков.
Анализируются условиярасчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываютсяразличные варианты условий поставки и погрузки (цена — скидка — предоплата), изкоторых выбирается наиболее эффективный.
Утверждаетсясбалансированный бюджет. Утверждается новая кредитная политика предприятия,соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должнызаключаться на основе этого документа.
Условия расчетов сконтрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) — это главным образоминструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, ане оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношенийпредприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этихотношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достиженияжелаемых показателей бюджета не всегда оправданно. [2]
Пример.
ООО «Дельта»разрабатывает бюджет на следующий год. Руководство предприятия установило, чточистая прибыль не должна быть меньше 15 тыс. у.е., а превышение денежныхпоступлений над выплатами — не меньше 6% от общей суммы поступлений (резервликвидности или остаток денежных средств на конец периода). На основаниивходящих остатков по счетам (баланс на начало года), планового объема продажпродукции (5700 шт. по 50 у.е. за 1 шт.) и нормативов, используемых на предприятии(см. табл. 2), сформирован первоначальный вариант бюджета движения денежныхсредств (см. табл. 4, столбец 3).
Таблица 2Нормы расхода ресурсов на единицу продукции, у.е. Материалы 20 Заработная плата, в том числе ЕСН 10 Прочие прямые затраты 5 Нормы, установленные на предприятии по операционной деятельности Средняя величина скидки, предоставляемой покупателям, на единицу продукции, у.е 0,5 Норматив дебиторской задолженности (ДЗ) на конец периода (в днях, рассчитывается как произведение среднедневного дохода нетто на норму ДЗ) 30 Норматив кредиторской задолженности (КЗ) на конец периода (в днях, рассчитывается как произведение среднедневного суммарного расхода на норму КЗ) 20
Как видно, данный вариантудовлетворяет заданному уровню прибыли, но не соответствует установленнымтребованиям по величине денежного потока. Предприятие имеет возможностьизменить свою кредитную политику на следующих условиях:
— при сниженииотсрочки оплаты поставщикам на 10 дней предприятие получит скидку в размере0,5% по сырью и прочим прямым расходам и, наоборот, при увеличении отсрочки накаждые 10 дней поставщики увеличивают цену на 0,5%;
— снижениедебиторской задолженности на 10 дней при увеличении скидки до 1 у.е. с ед.продукции.
Финансовая служба ООО «Дельта»решила оценить, как увеличение норматива кредиторской задолженности на 10 днейи одновременное снижение норматива дебиторской задолженности на 10 днейскажется на бюджетных показателях предприятия. Расчет дебиторской икредиторской задолженностей выполнен с разбивкой по кварталам и приведен втабл. 3. В результате был составлен модифицированный бюджет движения денежныхсредств (см. табл. 4, столбец 4).
Таблица 3Период Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Доход нетто ДЗ на конец периода Суммарные затраты КЗ на конец периода Исходный вариант Вариант внесёнными изменениями Исходный вариант (гр.2:90х30) Вариант внесёнными изменениями (гр.3:90х20) Исходный вариант Вариант внесёнными изменениями Исходный вариант (гр.6:90х30) Вариант внесёнными изменениями (гр.7:90х20) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I квартал 49 500 49 000 16 500 10 889 45 500 46 625 10 111 15 208 II квартал 59 400 58 800 19 800 13 067 52 500 52 650 11 667 17 550 III квартал 74 250 73 500 24 750 16 333 63 000 63 188 14 000 21 063 IV квартал 99 000 98 000 33 000 21 778 80 500 80 750 17 889 26 917
Таблица 4. Бюджетдвижения денежных средств (косвенный метод) (у.е)№ п. Статья Первоначальный вариант После внесения изменений 1 Доход 285 000 285 000 2 Скидки 2 850 5 700 3 Итого продажи за вычетом скидок (п.1-п.2) 282 150 279 300 4 Прямые производственные затраты/(п.5+п.6+п.7) 199 500 200 213 5 Сырьё и материалы 114 000 114 570 6 Прямая з.п. с отчислениями 57 000 57 000 7 Прочие прямые затраты 28 500 28 643 8 Общепроизводственные расходы 14 000 14 000 9 Административные расходы 16 000 16 000 10 Косвенные коммерческие расходы 12 000 12 000 11 Амортизация 15 550 15 550 12 Прибыль/убыток до налогов 25 100 21 538 13 Налог на прибыль 6 024 5 169 14 Чистая прибыль 19 076 16 369 15 Амортизационные отчисления 15 550 15 550 16 Инвестиции в оборотный капитал (п.17-п.18) 15 111 -5 139 17 Изменение ДЗ покупателей 33 000 21 778 18 Изменение КЗ поставщиками сырья и материалов -17889 -26 917 19 Денежный поток от операционной деятельности 19 515 37 057 20 Увеличение основных средств 30 000 30 000 21 Денежный поток от инвестиционной деятельности -30 000 -30 000 22 Совокупный денежный поток 10 486 7 057 23 Остаток денежных средств на начало периода 9 000 9 000 24 Остаток денежных средств на конец периода 1 485 16 067
Показатели доходности,платежеспособности и структуры баланса являются основными критериямибалансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие целипредприятия, так и результаты работы каждого ЦФО.
Показателисбалансированного бюджета соответствуют поставленным целям. Предприятию следуетпринять предлагаемые изменения кредитной политики и утвердить новый вариантбюджета.
4. Диаграмма Du Pont
Диаграмма Du Pont быларазработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont deNemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета оприбылях и убытках и прогнозного баланса предприятия (см. рисунок).
/>
Для расчета прибыли можетбыть использовано «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути«дерево денежного потока». Затем меняются влияющие факторы в построенных моделяхи производится анализ полученных результатов. Также важно проводить анализчувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора нарезультат и точнее проводить балансировку.
Балансировка по методу DuPont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движенияденежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Еслирентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников неустраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение какихбюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.
При создании модели финансовойбалансировки нужно учитывать, что на практике, как правило, предприятие неможет точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменениитех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатоврекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристикпараметров.
Чаще всего балансировкапроводится за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов, изменениясроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. При возникновенииопределённых обстоятельств возможно также изменение условий работы с клиентами.Прежде что либо в процессе балансировки, необходимо тщательно проанализироватьситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случаенепродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращениюдоли предприятия на рынке. Основным финансовым инструментом для балансировкиявляется бюджет движения денежных средств, составленного косвенным методом. Этопозволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменениерентабельности. При проведении балансировки следует также проводить анализчувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияниекаждого показателя на итоговый результат деятельности предприятия.[2]
Заключение
На сегодняшний деньэффективность производства в Беларуси можно оценить как очень низкую (около 60%предприятий Республики имеют рентабельность до 10%, из них 14% — менее 5%).Даже если брать по рентабельности продукции, которая определяется отношениемприбыли к себестоимости, то видно, что практически официально названный уровеньинфляции выше, чем рентабельность продукции. По сути, у предприятия реальнойприбыли, за которую можно купить реальный продукт — машины, сырье, оборудованиеи т. д., все меньше и меньше. В 2007 году рентабельность предприятий попромышленности в Беларуси в среднем была 11%, а инфляция — 11,2%. Этипоказатели свидетельствуют низкую эффективность.
Причинами кризисныхситуаций на многих белорусских предприятиях являются сбои в движенииматериальных и финансовых потоков, в частности: появление излишков запасовготовой продукции, вызванное снижением темпов реализации. Рост запасовомертвляет в себе дополнительные денежные средства, что вызывает сокращениеденежного потока и снижает платежеспособность предприятия; увеличение сроковпогашения дебиторской задолженности вследствие неплатежей клиентов, котороесокращает приток денежных средств и приводит к аналогичным последствиям;дефицит оборотных средств предприятия, вызванный вышеперечисленными проблемами,а также другими факторами (например, срывами поставок материальных ресурсов),вследствие которого предприятие вынуждено сокращать объемы операционнойдеятельности, невозможностью воспользоваться новейшими технологиями припроизводстве новой продукции (ввиду их дороговизны на фоне заниженного курсаместной валюты), оттоком интеллектуальных кадров, способных реализоватьприменение новых конкурентоспособных проектов (издержки связанные сневнедрением CALS-технологий).
Ввиду вышеперечисленногов качестве возможных вариантов выхода из сложившейся тяжёлой ситуации хотелосьбы предложить несколько мер по целенаправленному повышению рентабельностипредприятий (а она должна составлять не менее 30% для достижения положительногоэкономического эффекта от деятельности), повышению их конкурентоспособности,причём не только на местном рынке, но и в условиях международного товарообмена:
— В первую очередьосвоение CALS-технологий в производстве;
— Внедрениемеждународных стандартов серии ИСО;
— Предоставлениевозможности предприятиям самостоятельно, не опираясь на доведённые планы ирекомендации, принимать стратегические решения, такие как: распределение чистойприбыли, инвестиции, направления их использования, и т.д. В условиях рыночнойэкономики, при наличии конкурентной борьбы производителей за рынок сбыта,хозяйственная самостоятельность предприятий является естественным иобязательным элементом их деятельности. Среди важнейших основополагающихпринципов здесь важно отметить принципы самоокупаемости и рентабельности;
— Проведение напредприятиях политики экономической заинтересованности и экономическойответственности. Экономическая заинтересованность предприятий характеризуетсячистой прибылью, оставшейся в их распоряжении, величина которой зависит нетолько от самой массы прибыли, но и от системы налогообложения и тех отчисленийи сборов, которые следует выплатить из чистой прибыли;
— Реструктуризацияпредприятий посредством реинжиниринга бизнес-процессов (комплексное приведениеусловий функционирования предприятий в соответствие с изменяющимися условиямирынка и выработанной стратегией развития, совершенствование структурыуправления и финансово-экономической политики) с переходом в конечном счёте насетевую структуру управления и повышением инновационной восприимчивостипредприятий.
В общегосударственноммасштабе хотелось бы отметить следующие условия развития экономики, имеющиенепосредственное воздействие на благополучное развитие предприятий в её среде:
— Правильноустановленный по паритету покупательной способности валютный курс;
— Полное отсутствиеинфляции/;
— Коэффициентмонетизации должен равняться 1;
— Ресурсная базабанковской системы должна ровняться ВВП;
— Объём выдаваемыхкредитов реальному сектору должен равняться ВВП, из них 70% должны бытьдолгосрочными с банковским процентом от 0,15% до 2,5%;
— Должна бытьсоздана институциональная, правовая и налоговая сфера, которая бы не угнетающевоздействовала на производственные силы государства;
— Государственнаяпротекционистская политика должна быть направлена на то, чтобы более 50%производства товаров и услуг было с более чем 100% добавленной стоимостью. [3]
Таким образомпредлагаемые варианты являются инструментами решения проблемы повышениярентабельности предприятий, их прибыли и экономического благосостояния, чтосамо по себе окажет положительное влияние на экономику всего государства вцелом, являясь её неотъемлемой составной частью.
Литература
1. Щербина А.В.Финансы организаций: Учебное пособие – М.: «Высшее образование», 2005. — 506 с.
2. Кобенко А. Каксбалансировать бюджет // Финансовый Директор. – 2004. – № 9. – с. 6 – 11.
3. Пелих С.А.Проблемы денежно-кредитных отношений. Сборник научных трудов. /С.А. Пелих;Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Мн.: Право иэкономика, 2007. – 205с.