Содержание
Введение
1. Государственный и муниципальный секторы экономики.Современное состояние государственного и муниципального секторов
2. Финансовая политика России в современных условиях.Содержание финансовой политики. Управление государственным долгом
Заключение
Список литературы
Введение
Финансы (от лат. financia — наличность,доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессеформирования, распределения и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства илихозяйствующих субъектов (предприятиях).
1. Государственныйи муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного имуниципального секторов
Государственныйсектор — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся вгосударственной собственности и управляемых государственными органами илиназначаемыми ими лицами.
Государственныйсектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеетгосударство, и все организации, с помощью которых осуществляетсягосударственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет,государственные производственные предприятия, государственные организации в сфереуправления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Муниципальный сектор экономики — это ограниченный границамимуниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный наподдержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены ккомпетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенцииместных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должныразрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционироватьв муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности,целью которых является удовлетворение муниципального интереса.
Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 2008 г.
В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному секторуэкономики относятся:
• в угольной промышленности — 151 предприятие;
• в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК«Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добываютоколо 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводнойтранспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;
• в электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональныеакционерные общества, атомные электростанции.
Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономикиТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплексапротив 55% в 2007 г.
Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объемепродукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной— 2,4%.
В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектораэкономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой напредприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объемапродукции машиностроения.
В государственном секторе химического комплекса в настоящее времянаходятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долейгосударства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемойпредприятиями государственного сектора химической и нефтехимическойпромышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической —19, медицинской — 21%.
Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиямигосударственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонногокомплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количествагосударственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количестваказенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральныхнаучно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций.Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастетв 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.
В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономикиотносится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеметоварной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной вгосударственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.
Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.
Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственнойсобственности.
Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственногосектора экономики составляет 88%.
На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную)приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналыреализации.
Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объемереализации платных услуг населению составляет 42%.
По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного секторасоставляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта— 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.
Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферыявляются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходовна эти цели.
Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сетиучреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитиесистемы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учрежденийсоциально-культурной сферы из федеральной собственности в государственнуюсобственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволитсконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержкиведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развитиякомплекса.
Удельный вес организаций государственной формы собственности в общемколичестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентомсовременной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которыхдостигла 58.
На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестицийв основной капитал засчет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.
В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятийгосударственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращениеинвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточностигосударственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругупрограмм.
В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников,занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей вгосударственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.
Основой системы управления в государственном секторе экономики являетсячеткое определение его составляющих и осуществление их государственного учета ирегистрации.
Одним из основных направлений институциональных преобразований вгосударственном секторе является процесс сужениясферы применения права хозяйственного ведения.
Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и другихобъектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всегоэто касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
2. Финансоваяполитика России в современных условиях. Содержание финансовой политики.Управление государственным долгом
муниципальный секторфинансы долг
Финансоваяполитика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя изопределения финансов как экономических отношений по формированию, распределению,перераспределению и использованию денежных средств государство при организацииэтих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом исоответственно перед финансовой системой.
Вовсе времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация,которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства.Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных формраспределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов ифинансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективностифинансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта инационального дохода — основного источника роста благосостояния общества.
Финансоваяполитика - это самостоятельная сфера деятельностигосударства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятийгосударства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовыхресурсов, их распределению и использованию для реализации той или инойгосударственной программы экономического и социального развития.
Политикаохватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферыобщественных отношений, которая является объектом политического воздействия,говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетнойили кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеетсамодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшимсредством реализации политики государства в любой области общественной деятельности,будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международныеотношения.
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:
1)определениеи постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач,которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенныйпериод жизни общества;
2)определениеосновных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработкаметодов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данныецели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачирешаются оптимальным образом;
3)подбор ирасстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать ихвыполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных надостижение намеченных целей.
Естественно,что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьемэтапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Самапо себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается всоответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (илиопределенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленныхцелей и решению конкретных задач.
Дляоценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по еекорректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественногоразвития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения,характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков иметодов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретныймеханизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативностьфинансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребностиобщественного развития, интересы всех слоев и групп общества,конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Финансоваяполитика должна быть направлена прежде всего на формирование максимальновозможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.
Управление государственным долгом представляетсобой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсовпутем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований игарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлеченияресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаютсяресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещениягосударственных ценных бумаг, получения кредита или предоставлениягосударственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансированиетекущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается впоисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживаниягосударственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнениидолговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетныхдоходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных отпродажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом можноподразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельныхраспоряжений органов государственной власти и управления; они непредусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлениюгосударственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашениягосударственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены намаксимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках,связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методовобусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. Вусловиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности свыполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживаниюгосударственной задолженности, используются: рефинансирование,реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование исписание государственных долгов.
Управление государственным долгом непосредственновлияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости,объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Заключение
Финансоваяполитика — это система мер по управлению, распределению и аккумулированиюфинансовыми ресурсами.
Финансоваяполитика является составной частью, стержнем экономической политикигосударства.
Финансоваяполитика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главнаязадача финансовой политики — это обеспечение финансовыми ресурсами программысоциально-экономического развития государства. Содержание финансовой политикисложное и охватывает широкий комплекс мер:
1)Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;
2)Создание адекватного финансового механизма;
3)Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основыфинансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяетдолгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов ипредусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящимиперед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов,регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельныхотраслей и территорий, передовых направлений развития.
Успехфинансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства,его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовыватьнациональные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешнимиинтересами, социально-экономическую стабильность.
Списоклитературы
1. ДробозинаЛ.А., Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009.-398с
2.Родионова В.М., Финансы. — М.: Финансы и статистика, 2005.-280с