Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые инструменты активизации инвестиционной и инновационной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Кредитный рынок
2.Бюджетная политика
3.Фондовый рынок
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы«Финансовые инструменты активизации инвестиционной и инновационнойдеятельности».
В работе проанализированосостояние инвестиционной деятельности, обобщены проблемы финансированияинвестиционных и инновационных проектов; рассмотрена роль кредитных источников,бюджетов разных уровней, фондового рынка в финансировании инвестиционного процесса; обоснованы рекомендации по вопросам усовершенствованияприменения финансовых инструментов приреализации политики активизации инвестиционной и инновационной деятельности.
Развитие возможностейнациональной финансовой системы является главным направлением повышенияэффективности функционирования финансовых рынков и приближения объемовимеющихся финансовых ресурсов к надлежащим потребностям для реализацииинвестиционных и инновационных проектов. Однако в настоящее время финансоваясистема Украины не нацелена на решение задач по обеспечению перехода экономикина инновационную модель развития. Финансовый и инвестиционный рынки развиваютсябез нужного уровня взаимосогласованности.
Вразвитых странах мира значительная часть инвестиционных и инновационныхпроектов финансируются за счет кредитных ресурсов. Ускоренное накоплениересурсов банковской системой Украины, которое наблюдалось в течение 2000-2008гг., создавало возможности для оживления долгосрочного кредитования субъектовкорпоративного сектора (включая и кредитование прорывных инвестиционных и инновационныхпроектов). Но слишком высокие риски долгосрочного кредитования таких проектов сзаранее неизвестным результатом, сравнительно высокая инфляция и общаямакроэкономическая нестабильность обусловливают чрезмерный (с точки зрениятоваропроизводителя) уровень реальной процентной ставки по кредитам.
Внастоящее время банковская система в недостаточной степени участвует вфинансовом обеспечении новых видов экономической деятельности. В вопросахаккумуляции и распределения финансовых ресурсов инвестиционного назначенияособую роль играет бюджетная политика, с учетом длительного процессастановления компонентов рыночного механизма, насущной потребности проведенияструктурной перестройки, невысоких темпов формирования и немногочисленностирыночно ориентированного частного сектора, отсутствия у него финансовыхресурсов в достаточном количестве.
Мироваяпрактика свидетельствует, что одним из самых мощных сегментов инвестиционногорынка в развитых странах является фондовый рынок (или рынок ценных бумаг), с помощьюкоторого аккумулируются большие инвестиционные ресурсы и достигаетсямаксимально возможная мобильность инвестиций. На современном этапе развитияэкономики Украины фондовый рынок пока не готов выполнять задачи, связанные срешением проблем обеспечения экономики инвестиционными ресурсами, в том числедля роста показателей инновационной деятельности. Поэтому необходимо применитьмеры по оптимизации развития фондового рынка в контексте активизацииинвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Таким образом,стратегический курс по переходу экономики Украины на постиндустриальную модельразвития нуждается в переориентации финансовых механизмов (бюджетных,кредитных, фондовых и др.) на обслуживание инвестиционных и инновационныхпроектов в приоритетных сферах экономики. Этим определяется актуальностьисследования.
Вопросамразвития финансовой системы и усиления ее направленности на решение проблеминвестиционного и инновационного обеспечения национальной экономики посвященонемало научных исследований. По этой теме издано много фундаментальных работ, атакже научных исследований в ведущих специальных изданиях. Несмотря на это,малоисследованными остаются отдельные вопросы государственного регулированияразвития финансовой системы в контексте стимулирования инвестиционного обеспеченияинновационной деятельности. Должны быть глубже изучены проблемы развитиябанковской, бюджетной и фондовой систем в плоскости необходимости активизациикредитования инвестиционных и инновационных проектов, с учетом негативныхпоследствий обострения экономического кризиса.
Такимобразом, цель работы — изложить результаты исследования проблем и перспективиспользования отдельных финансовых инструментов (кредитных, бюджетных,фондового рынка) активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

ФИНАНСОВЫЕИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Негативныепоследствия экономического кризиса очень сильно проявились в инвестиционнойсфере. Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, в январе — сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года индексинвестиций в основной капитал достиг 56,3%, то есть инвестиции сократились на43,7%. Тенденции снижения инвестиционной активности начались раньше: объеминвестиций в основной капитал в 2008 г. составлял 24,5% от ВВП, в 2007 г. — 26,4% от ВВП.
Вструктуре финансирования инвестиционной деятельности в течение последних летпроизошли существенные отрицательные изменения. Доля средств иностранныхинвесторов в 2008 г. составила 3,3% (в 2005 г… — 5,0%), государственногобюджета — 5,0% (в 2004 г. — 10,5%), кредитов — 17,3% (из них 3/4 средствнаправлены на реализацию ипотечных проектов). Наблюдаем неудовлетворительную (сточки зрения воспроизводственного процесса) структуру использования ресурсов, вкоторой слишком высок удельный вес краткосрочных финансовых источников, что, вконечном итоге, приводит к уменьшению инвестиционного потенциала реальногосектора экономики. Есть основания утверждать, что в целом финансовые рынки неэффективновыполняют возложенные на них функции перераспределения инвестиционных ресурсовмежду разными секторами экономики. Осенью 2008 г. финансовая нестабильность вУкраине поставила под угрозу достижения всех последних лет — доверие кнациональной денежной единице, устойчивость финансовых (прежде всего — банковского и фондового) рынков, нормальное функционирование системы финансовыхпосредников. Рассмотрим отдельные сегменты финансовых рынков с точки зрения ихвлияния на общие параметры инвестиционной и инновационной деятельности.
1.Кредитныйрынок
Согласноданным Министерства экономики Украины, объем выданных банками кредитов посостоянию на 1 января 2009 г. достиг 734 млрд. грн., что на 72% большеаналогичного показателя 2008 г.; объем краткосрочных кредитов — 222 млрд. грн.,долгосрочных — 512 млрд. грн… Может создаться впечатление, что структуракредитования украинской экономики приемлема, поскольку большинство выданныхкредитов носит долгосрочный (то есть инвестиционный) характер. На самом деле такаяоценка была бы преждевременной, поскольку 85% выданных долгосрочных кредитовидут на реализацию ипотечных проектов (приобретение недвижимости, в том числеквартир и домов). Таким образом, большинство кредитов, направленных в реальнуюэкономику, носят преимущественно краткосрочный характер и не принимают участияв активизации инвестиционной и инновационной деятельности производственнойсферы. Почти не кредитуются проекты по созданию новых производств в отраслях,формирующих высшие технологические уклады.
Сегодняфинансово-кредитная система Украины не способна обеспечить потенциальныхинвесторов доступным (по проценту, сопоставимому с индексом инфляции) кредитнымресурсом. Коммерческому банку выгоднее осуществлять спекулятивные икраткосрочные операции между субъектами и посредниками финансово-кредитногорынка и таким образом гарантировать себе доход на уровне существующей нормы.Банковская система Украины характеризуется высоким уровнем концентрациикапитала в небольшом количестве банков. Удельный вес собственного капитала,начиная с 2003 г., имеет тенденцию к устойчивому росту только в группекрупнейших банков. Отличие средних размеров балансового собственного капиталауказывает на различие его структур по группам банков, что связано снеодинаковыми возможностями разных банков при проведении дополнительнойкапитализации. Для малых и средних банков характерна недостаточность внутреннихисточников пополнения капитала (прибыли), очень незначительная его доля направляетсяна капитализацию. Такие банки пополняют свою капитальную базу в основном засчет внешних источников (вклады в незарегистрированный уставный капитал,привлечение средств на условиях субординированного долга).
Банкинаращивают капитал, как правило, несколькими классическими способами. Однако в условияхкризиса реальные возможности решения этой задачи значительно сужены (сегоднявнешние источники повышения капитализации ограничены, а для отдельныхучреждений — даже утрачены). Стратегия капитализации путем слияния ипоглощения, адаптированная странами с развитыми рыночными отношениями, вбанковском секторе Украины пока не получила надлежащего распространения.Повышение заинтересованности в выходе на финансовый рынок внешних инвесторовоткрывает значительные перспективы развития банков, но объектами внимания доначала кризиса были прежде всего надежные банки с разветвленной сетью филиалов,развитой клиентской базой и стабильным имиджем устойчивого финансового учреждения.
Сцелью обеспечения дальнейшего развития инвестиционного кредитования корпоративногосектора экономики целесообразно принять меры по оптимизации модели развитияотечественной банковской системы. В частности, необходимо ввести эффективноеуправление ликвидностью банковской системы путем постоянных прозрачных операцийНБУ на открытом рынке, что будет способствовать использованию широкого спектрафинансовых инструментов и дальнейшему развитию инвестиционной сферы. Такженеобходимо позаботиться о создании мощных стимулов для банков, деятельностькоторых имеет инвестиционную направленность. Целесообразно разработать ивнедрить четкий механизм льготного кредитования и (или) рефинансированиякоммерческих банков, кредитующих долгосрочные инвестиционные и инновационныепроекты в приоритетных отраслях и сферах экономики (список таких приоритетов определенв ст. 7 Закона Украины «О приоритетных направлениях инновационнойдеятельности в Украине»).
Развитиесистемы аккумулирования сбережений населения в банковскую систему являетсяодним из весомых факторов решения проблемы инвестиционного кредитованияукраинской экономики. Сегодня этот канал формирования ресурса банковскойсистемы используется недостаточно, в первую очередь, из-за кризиса доверия,обусловленного массовыми нарушениями условий обязательств по депозитнымдоговорам со стороны отдельных банков, а также непонятной пассивности НБУ вэтом вопросе. С целью восстановления доверия населения к банковской системеможно предложить увеличение нормативов мгновенной ликвидности банков, развитиесистемы обязательного страхования вкладов за счет банков (что на практикепринесет снижение депозитной ставки на 0,5-1%), а также значительную модернизациюпроцедуры возврата вкладов за счет Фонда гарантирования (сегодня возвратсредств начинается не после наступления реальной недоступности вкладов, атолько после принятия решения о начале ликвидации банка).
Однимиз ориентиров должно стать расширение спектра инструментов, которые будутстимулировать сбережения населения и одновременно ограничивать динамикупотребительских кредитов. Речь идет о внедрении новых банковских«продуктов» для населения (расширение линейки депозитных вкладов, вчастности с индексированной (плавающей) ставкой; введение заемно-сберегательныхсчетов, которые позволят накапливать средства с большей величиной максимальнозастрахованной суммы; введение системы страхования на рынке коллективныхинвестиций). Следует подчеркнуть, что антикризисные мероприятия монетарнойполитики будут успешными только при их поддержке взвешенной фискальнойполитикой.
Нанаш взгляд, целесообразно создать банк развития (его названия могут бытьразными — Банк развития, Инвестиционный банк, Украинский банк реконструкции иразвития и др.). Мы исходим из того, что реализация масштабных задачмодернизации экономики и повышение темпов ее роста, как свидетельствует опытмногих зарубежных стран, требуют создания соответствующей инфраструктуры. Вэтом самая важная роль отводится такому институту, как государственные банкиразвития. Так, в Германии существует Банк реконструкции и развития Германии (KFW), в Мексике — Национальнаяфинансовая корпорация (NAFIN),в Китае — Государственный банк развития (CDB), в Бразилии — Национальный банк экономического исоциального развития (BNDES),в Чили — Корпорация развития (CORFO),в Перу — Финансовая корпорация развития (COFIDE), в Колумбии — Институт промышленного развития. Такиебанки есть практически во всех развитых странах.
Деятельностьбанка развития должна быть направлена на поддержку и финансированиекапиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости,содействие созданию крупных высокотехнологичных производств, обеспечениеразвития современной инфраструктуры. Самыми важными условиями для достиженияданных целей являются наличие достаточного капитала, «твердых»государственных гарантий, четкая организация инвестирования и жесткий контрольза целевым использованием средств.
Значительныйопыт в развитии системы долгосрочного кредитования приобретен в Японии. Сегодняв стране насчитывается три специализированных банковских учреждения,обеспечивающих такое кредитование: Индустриальный банк Японии, Банк Японии подолгосрочному кредитованию, Японский кредитный банк.
ВГермании банки развития предоставляют помощь низкорентабельным корпоративнымструктурам, которые имеют стратегическое значение для экономики, а такжекредитуют экспортные производства. В Нидерландах особенность организации банковразвития — участие в их создании и финансировании государственных структур. Вэтой стране банки развития ориентированы на развитие отсталых территорий.
Большойинтерес вызывают процессы расширения государственного участия в банковскихсистемах ведущих индустриальных стран. Например, в конце XX в. в РеспубликеКорея с целью приоритетного финансирования проектов модернизации промышленногои аграрного секторов были созданы Корейский банк развития иСельскохозяйственный банк Кореи как специализированные государственныекредитные учреждения. Источником капитализации банков стали бюджетные средства,а также временно свободные средства государственных корпораций. Позднееколичество подобных банков увеличилось, их возможности расширились, и они могутфинансировать как долго-, так и краткосрочные проекты, опираясь на принципыселективного подхода.
Присоздании банка развития в Украине необходимо учитывать международный опыт и неповторить совершенные ошибки. Опыт развитых стран свидетельствует, чтогосударственный банк развития не должен формироваться за счет увеличениякапитала какого-либо коммерческого банка, поскольку из-за статуса коммерческогобанка он не сможет полноценно выполнять финансовые функции банка развития. Ктому же, банки развития не должны конкурировать с коммерческими банками. Вовсем мире задача коммерческих банков — обеспечить высокоэффективноекредитование; они используют средства своих клиентов, несут за этоответственность и не могут особо рисковать. Поэтому во всех странах с рыночнойэкономикой механизмы государственной поддержки долгосрочного кредитованияэкономики формируются с помощью банков развития.
Уставныйкапитал и текущая деятельность банка развития в первые годы егофункционирования должны быть обеспечены за счет средств из государственногобюджета или на паритетных началах (51% — из государственного бюджета, остальное- из других источников, среди которых могут быть средства местных бюджетов,международных финансовых организаций, коммерческих банков Украины и другихстран, негосударственных пенсионных фондов и др.). Среди вероятных источниковсредств государственного бюджета для этой цели следует назвать средствастабилизационного фонда, доходы от приватизации государственного имущества,дивидендный доход государственных предприятий (корпораций) и другихкорпоративных структур с участием государства, средства от продажи долигосударства в уставном капитале коммерческих банков. Кроме того, финансированиебанка развития в первые годы его деятельности возможно за счет льготногокредита НБУ, а также накопительной части пенсионной системы. В дальнейшем финансированиебанка развития будет обеспечиваться за счет возврата выданных ранее кредитов,поступлений процентного дохода за пользование выданными кредитами, а такжедругих (смежных) доходов. Это позволит решить по крайней мере три задачи:во-первых, получить от государственных финансовых ресурсов гарантированныйдоход; во-вторых, реально начать давно необходимую для страны модернизациюэкономики; в-третьих, создать мощный высокотехнологичный сектор.
Ключевыми направлениямигосударственных мер по повышению устойчивости банковской сферы являютсясовершенствование системы надзора за качеством капитала и менеджментабанковских учреждений, повышение прозрачности их деятельности, введение гибкихмеханизмов управления рисками, увеличение оперативности реагирования органоврегулирования и надзора, использование новых механизмов денежно-кредитногорегулирования и деятельности НБУ. На наш взгляд, НБУ должен четко ипоследовательно стабилизировать ситуацию в валютной сфере, посылая рынку инаселению так называемые «положительные сигналы». Рефинансированиевнешней задолженности коммерческих банков требует изменить ориентирыбанковского регулирования с ограничения на упрощение условий для внешнихзаимствований. При этом недопустимо дальнейшее усиление зависимости украинскихбанков от притока иностранных кредитных ресурсов (ведь приоритетным направлениемдля банков должна стать концентрация национальных сбережений). Также необходимочетко регламентировать направления использования привлеченных ресурсов.
 
2.Бюджетнаяполитика
 
Однимиз важных источников финансирования инвестиционных и инновационных проектовявляется бюджет. В течение 2000-2007 гг. уровень финансирования инвестиций восновной капитал за счет государственного бюджета остается почти неизменным — 5,0-5,6% от общего объема инвестиций (за исключением 2004 г., когда этотпоказатель зафиксирован на уровне 10,5%). В 2008 г. объем инвестиций в основнойкапитал за счет средств государственного бюджета составлял 11,6 млрд. грн., адоля этого источника в структуре инвестиций — 5,0%, уменьшившись на 0,6процентного пункта против показателя предыдущего года. В 2000-2006 гг.финансирование инвестиций в основной капитал за счет местных бюджетовколебалось на уровне 3,7-4,7% от общего объема инвестиций. В 2008 г. объеминвестиций в основной капитал, профинансированных за счет средств местныхбюджетов, составлял 9,9 млрд. грн., а доля этого источника в структуреинвестиций была равна 4,2%, увеличившись на 0,3 процентного пункта противпоказателя предыдущего года. Доля расходов на развитие промышленности истроительства, которые осуществляются в виде реальной финансовой помощи(субсидий), в целом незначительна (в пределах 4-5% от доходов госбюджета). Впоследние годы сбалансирование бюджета Украины обеспечивалось фактически путемограничения поддержки инновационно-инвестиционной деятельности субъектовкорпоративного сектора на фоне увеличения расходов преимущественно насоциальные цели (особенно ярко это проявилось в 2007-2009 гг.).
Втечение 2006-2009 гг. в условиях политической нестабильности и вероятностипроведения досрочных парламентских выборов, правительство финансировало восновном социально защищенные статьи бюджета и несколько приостановилофинансирование отдельных статей капитальных расходов. Из-за этого существенноуменьшился удельный вес бюджетных средств в структуре инвестиций. Со временемзначительным резервом для расширения объемов бюджетного финансированияпрорывных инвестиционных и инновационных проектов в секторе нефинансовыхкорпораций должна стать перестройка структуры бюджетных расходов, одним изнаправлений которой является пересмотр политики субсидий, социального обеспеченияи заработной платы. С целью смягчения негативных последствий влияния экономическогокризиса на уровень социальной обеспеченности населения органы регулированиявынуждены прибегать к выделению через бюджет дополнительных финансовых ресурсовв виде разных субсидий, что опосредованно искусственно повышает оченьнесущественный платежеспособный спрос, отвлекая при этом средства от решенияпроблем структурной перестройки. Расходы бюджета на социальную защиту населениясодержат в себе расходы, связанные с осуществлением государственногорегулирования цен.
ВУкраине методам бюджетного регулирования как средству стимулированияинвестиционной активности не уделялось должного внимания. В условиях обострениясистемного экономического кризиса, недостаточно развитых финансового рынка ибанковской сферы, ограничения бюджетных расходов целесообразно ввести механизмытак называемой «селекционной бюджетной политики» (переход от практикиобщего предоставления субсидий на формирование при поддержке государства такназываемых «точек роста»).
Насовременном этапе необходимо усилить инвестиционную составляющуюгосударственного и местного бюджетов в направлении как увеличения расходов, таки совершенствования их структуры. Среди основных источников формированияфинансового ресурса бюджета развития можно назвать следующие: средствастабилизационного фонда; сверхплановый объем налоговых поступлений; доходы отприватизации государственного имущества; дивидендный доход государственныхпредприятий (корпораций) и других корпоративных структур с участиемгосударства; средства от продажи доли государства в уставном капиталекоммерческих банков. Средства бюджета развития на центральном уровне должнынаправляться в первую очередь на прямые инвестиции государства, предоставляемыепо конкурсу для совместного финансирования экспортоориентированных иимпортозамещающих инвестиционных проектов, а также на программы инновационноймодернизации промышленности, а на местном уровне — на финансированиеинфраструктурных проектов. К мерам инновационно-инвестиционной направленностибюджета можно отнести: в расходной части — увеличение объемов расходов наразвитие высокотехнологичной экономики, науки, образования, проектовресурсосбережения; в доходной части — снижение уровня налогообложения иприменение льгот к налогам, влияющим на мобилизацию инвестиционных ресурсов.Учитывая необходимость решения государством фактически двух противоположных посмыслу задач (обеспечение сбалансированности бюджета и выполнение функцииинвестиционного рычага), следует оценить возможности сокращения расходной егочасти и, соответственно, уменьшения налогового давления.
Другоенаправление расходов бюджета развития — поддержка кредитования операций поэкспорту высокотехнологичной продукции под заключенные контракты (втом числе расходы, связанные спополнением оборотных средств предприятий), а также реализация программконверсии бесперспективного оборонного производства. Распределение этих средствдолжно осуществляться на конкурсных основах в условиях законности ипрозрачности.
Актуальнымвопросом является усиление инвестиционной составляющей местных бюджетов (внаучной литературе обосновывается тезис о возможности формирования бюджетовразвития местного уровня, ресурсы которых должны использоваться нафинансирование инвестиционных проектов местного значения). Эта работа можетпроводиться в контексте реформирования межбюджетных отношений в направленииувеличения доходной части местных бюджетов с целью усиления инвестиционнойсоставляющей в структуре их расходов. Целесообразно разработать в отдельныхобластях проекты местных бюджетов с учетом необходимости усиления их инвестиционнойсоставляющей (в качестве эксперимента), в том числе введения практикиразработки и выполнения региональных бюджетов развития, составляемых, какправило, на среднесрочную перспективу.
Источникамиформирования финансового ресурса местных бюджетов развития могут стать:сверхплановый объем поступления местных налогов; введение налога на недвижимоеимущество (нежилые дома и сооружения, а также отдельные жилые помещения);доходы от приватизации коммунального имущества; доход от размещениямуниципальных ценных бумаг; дивидендный доход коммунальных предприятий(корпораций) и других корпоративных структур с участием местной громады; доходыот продажи земельных участков.
Необходимоускорить введение бюджетных инструментов стимулирования развития регионов,предусмотренных Законом Украины «О стимулировании развития регионов».Это должно осуществляться на научной основе с учетом конкретных параметровсоциально-экономического развития государства и его регионов. Целесообразнорасширить практику осуществления местных заимствований, в частности, путемэмиссии региональных или муниципальных долговых ценных бумаг (кредитных бумаг),а также создать систему регионального (муниципального) кредитованиянегосударственных инвестиционных проектов.

 
3.Фондовыйрынок
 
Несмотряна отдельные положительные тенденции на фондовом рынке, он остается одним изсамых слабых элементов отечественной финансовой системы. На предыдущих этапахстановления фондового рынка Украины он выполнял узкие функции, среди которыходной из основных было техническое обеспечение приватизации долейгосударственных предприятий. За счет этого в Украине возник первичный рынок,однако со специфическими характеристиками: он использовался только вприватизационных процессах, в то время как первоначального размещения акцийпрактически не происходило. Таким образом, значительная часть эмиссий акцийпредприятиями не была связана с привлечением инвестиций. В современных условияхфункция перераспределения прав собственности постепенно исчерпывает своепервичное значение — приватизация уже обеспечила возникновение критическоймассы частных собственников, что, в свою очередь, делает необратимыми рыночныереформы. С дальнейшей либерализацией экономической политики и более глубокоймировой интеграцией потребность в развитом фондовом рынке будет становиться всеощутимее.
Повыводам специалистов, сегодня основные институциональные проблемы и особенностиразвития украинского фондового рынка сводятся к следующим: наблюдаетсяотсутствие системы надежной защиты прав инвесторов; недостаточный уровеньнормативно-правового обеспечения; ориентация рынка на первоочередное соблюдениефинансовых интересов государства; непрозрачность эмитентов ценных бумаг(искажение учета и отчетности, нарушение прав миноритарных акционеров;недостатки организации менеджмента); ограниченность операций и продуктовфондового рынка вследствие отсутствия достаточных финансовых активов и высокойзависимости от иностранных участников.
Неочень активны на фондовом рынке Украины субъекты сектора финансовых корпораций,в первую очередь банки. Об этом свидетельствуют, прежде всего, незначительныеобъемы операций банков на фондовом рынке. Отдельные финансовые структурывыбрали стратегию «неприсутствия» на рынке ценных бумаг. Сегодняотечественный фондовый рынок используется не только для привлечения ресурсов, аскорее для перераспределения прав собственности, иногда — сомнительнымиметодами. Во многих случаях акции украинских компаний малопривлекательны, неприносят их собственникам гарантированный доход и даже не растут в цене.Значительная часть акций являются, по сути, нерыночными инструментами.
Для фондового рынкаУкраины остается актуальным вопрос интеграции в мировое пространство напринципах, присущих странам-лидерам. В частности, среди сравнительно новых дляУкраины способов привлечения иностранных инвестиций с помощью инструментарияфондового рынка особого внимания заслуживает IPO (Initial Public Offering) — первоначальное размещение акций.По сути, это выход на рынок новых ценных бумаг, которые не были доступныинвесторам ранее (например, появление на бирже акций корпорации, которая доэтого существовала в форме ЗАО). В июне 2005 г. в Украине был созданнациональный комитет IPO, деятельностькоторого направлена на содействие первоначальным публичным размещениям акцийукраинских компаний на внутреннем и внешнем рынках.
Целесообразнопровести работу по гармонизации украинского специального законодательства всоответствии с законодательством стран ЕС, организации проведения мониторингатрансформации (ликвидация, реорганизация, преобразование) инвестиционных фондови взаимных фондов инвестиционных компаний, обеспечить оперативное реагированиена проблемы, которые будут возникать во время такой трансформации.
Главнойцелью функционирования и развития фондового рынка в Украине должно статьпривлечение мощных инвестиционных ресурсов для возобновления и обеспечениядальнейшего роста современного производства. То есть, по нашему мнению, такиеинвестиционные ресурсы должны направляться прежде всего на реализацию проектовинновационно-технологической модернизации производственного сектора.Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг в Украине требуетопределения приоритетов государственной политики на фондовом рынке и разработкимер по его дальнейшему развитию, формирования единого подхода к регулированиюдеятельности на фондовом рынке как банковских, так и небанковских финансовыхучреждений, оптимизации государственного регулирования фондового рынка иразвития саморегулирования, усиления контроля за соблюдением участникамифондового рынка регулятивных требований, постепенной передачисаморегулирующимся организациям профессиональных участников фондового рынкачасти полномочий, касающихся предлицензионной работы, проведения мониторингадеятельности своих членов, подготовки, переподготовки и предварительнойсертификации специалистов.

 
ВЫВОДЫ
 
Естьоснования утверждать, что в целом традиционные финансовые рынки Украины (преждевсего рынок банковских услуг) неэффективно выполняют функцию перераспределенияинвестиционных ресурсов между разными секторами экономики.
Решениестратегических задач развития банковского сектора и усиление его ориентации навыполнение инвестиционных запросов национальной экономики требуют активногогосударственного участия, которое может проявляться как в модернизациирегулирующих процедур, так и в создании новых кредитных структур (в том числебанковских и небанковских). Среди основных инструментов активизацииинвестиционной и инновационной деятельности за счет ускорения формирования иповышения эффективности использования кредитного ресурса определены следующие:повышение эффективности управления ликвидностью банковской системы путемпостоянных прозрачных операций НБУ на открытом рынке; разработка и введениемеханизмов стимулирования банков, деятельность которых имеет инвестиционнуюнаправленность, в том числе в отношении льготного кредитования и (или)рефинансирования коммерческих банков, кредитующих долгосрочные инвестиционные иинновационные проекты в приоритетных отраслях и сферах экономики; реализациямер для восстановления доверия населения к банковской системе (увеличениенормативов мгновенной ликвидности банков, развитие системы обязательного страхованиявкладов за счет банков, модернизация процедуры возврата вкладов за счет Фондагарантирования и др.); расширение спектра инструментов, которые будутстимулировать сбережения населения и одновременно ограничивать динамикупотребительских кредитов; создание банка развития; модернизация надзора закачеством капитала и менеджмента банковских учреждений, повышение прозрачностиих деятельности, введение гибких механизмов управления рисками, повышение оперативностиреагирования органов регулирования и надзора, использование новых механизмовденежно-кредитного регулирования и деятельности НБУ; стабилизация ситуации ввалютной сфере.
Необходимосоздать эффективную систему бюджетного стимулирования поддержки высоких темповроста производства в отраслях с высоким содержанием добавленной стоимости.Кроме положительных макроэкономических результатов это позволит увеличитьналоговые поступления в бюджет. Целесообразно создание научно обоснованнойметодологической базы формирования бюджета развития на центральном и местномуровнях, прогнозирования доходов и расходов бюджетов всех уровней, гибкогоуправления государственными бюджетными ресурсами.
Средиосновных инструментов активизации инвестиционной и инновационной деятельностиза счет ускорения формирования и повышения эффективности использованиябюджетных ресурсов определены следующие: введение практики формирования«бюджета развития» на центральном и в качестве эксперимента -нарегиональном и местном уровнях (в нескольких областях); реализация стратегииповышения инновационно-инвестиционной направленности бюджета (увеличениеобъемов расходов на развитие высокотехнологичной экономики, науки, образования,проектов ресурсосбережения, снижение уровня налогообложения и применение льгот,касающихся налогов, влияющих на мобилизацию инвестиционных ресурсов),разработка механизмов поддержки кредитования операций по экспорту высокотехнологичнойпродукции под заключенные контракты; усиление инвестиционной составляющейместных бюджетов в контексте реформирования межбюджетных отношений; ускорениевнедрения бюджетных инструментов стимулирования развития регионов,предусмотренных Законом Украины «О стимулировании развития регионов»;расширение практики осуществления местных заимствований, в частности, путемэмиссии региональных или муниципальных долговых ценных бумаг (кредитных бумаг),а также создание системы регионального (муниципального) кредитованиянегосударственных инвестиционных проектов.
Сцелью качественной перестройки фондового рынка Украины и направленности его нареализацию задач инвестиционно-инновационной сферы политика государства в этойсфере должна быть сосредоточена на четком определении прав и обязанностейэмитентов и инвесторов, повышении требований к корпоративному управлению,приведении законодательства к международным стандартам и современнымтребованиям развития капитала в Украине, либерализации валютного регулированияс целью доступа отечественных предприятий к международным рынкам капитала иупрощении доступа к внутреннему рынку иностранных инвесторов, расширенииспектра финансовых инструментов, доступных для инвесторов, полноценном введениив обращение производных ценных бумаг и др.
Вдальнейшем должны быть проведены исследования по вопросам эконометрическогомоделирования параметров финансового рынка с учетом необходимости повышенияинвестиционной и инновационной активности в отраслях (видах экономическойдеятельности) высших технологических укладов.

 
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
 
1. Крупка М.Л. Фінансово-кредитний механізмінноваційного розвитку економіки України.- Л., Видавничий центр ЛНУ ім. ІванаФранка, 2001, 608 с.
2. Корнєєв В. В. Кредитні таінвестиційні потоки капіталу на фінансових ринках. — К, НДФІ при Міністерствіфінансів Україні, 2003,376 с.
3. Онишко С. В. Фінансове забезпечення інноваційного розвитку. — Ірпінь, НДЦПСУкраїни, 2004, 434 с.
4. Корпоративніструктури в національній інноваційній системі України. (За ред. д. е. н. Л. І. Федулової). — К., Ін-т екон. і прогнозув., 2007, 812 с.
5. Технологічнамодернізація промисловості України. (За ред. д. е. н. Л. І. Федулової). — К., Ін-т екон. іпрогнозув., 2008, 472 с.
6. Захарин С.Макроструктурные особенности инвестиционного процесса в корпоративном секторе.«Экономика Украины» № 9,2008, с. 27-36
7. Захарин С.Сбережения и инвестиции в корпоративном секторе Украины в контекстемакроэкономического развития. «Экономика Украины» № 5, 2009, с. 36-45
8. Кульпінський С.В. Регулятивні механізми фінансового ринку в макроекономічній динаміці.«Фінанси України» № 2, 2009, с. 66-72
9. Кузьмін О. Є., Шотік Т. М. Фінансова складова в розвитку йфункціонуванні національної інноваційної системи. «Фінанси України» № 5,2009, с. 21-30
10. БілоченкоА. М. Фінансовий капітал в Україні: особливості формування та перспективирозвитку. «Фінанси України» № 3, 2008, с. 94-100
11. ЗятковськийІ. В. Державна підтримка нових форм інноваційної діяльності промисловихпідприємств: організаційні та фінансові аспекти. «Актуальні проблемиекономіки» № 6, 2007, с. 73-82
12. ТовстиженкоО. В. Забезпечення економічного зростання фондів грошових ресурсів і фінансоверегулювання відтворювальних процесів. «Актуальні проблеми економіки» № 12, 2005, с. 57-61
13. Кузнецова І. С. Інститут венчурних інвестицій: станта перспективи розвитку в Україні. «Наука та інновації» № 1, 2008, с.87-95
14. ВласоваІ. В. Особливості венчурного фінансування розвитку інноваційної сфери вУкраїні. «Проблеми науки» № 7, 2009, с.26-31
15. Капітальніінвестиції в Україні за2008 рік. www.ukrstat.gov.ua.
16. Статистичнийщорічник України за 2008p. К., «Консультант», 2009, 663 с.
17. БагратянГ. А., Кравченко І. С. Світова криза та Україна: проблема й нові підходи до фінансовогорегулювання. «Фінанси України» № 4, 2009, с.33-41.
18. Моніторингсоціально-економічного розвитку регіонів України за 2008 рік. К., Міністерство економікиУкраїни, 2009, с. 124-125.
19. КузьмінО. Є., Ш отік Т. М. Фінансова складова в розвитку й функціонуванні національноїінноваційної системи. «Фінанси України» № 5, 2009, с.21-30.
20. ТурчановскийД. Банки развития какинструмент инвестиционной политики. «Экономист» № 11, 2006, с. 85-87.
21. Білоченко А. М. Фінансовий капітал в Україні: особливості формування таперспективи розвитку. «Фінанси України» № 3, 2008, с. 94-100.
22. КульпінськийС. В. Регулятивні механізми фінансового ринку в макроеко-номічній динаміці.«Фінанси України» № 2, 2009,с. 66-72.
23. ЗапатрінаІ. В. Бюджетний механізм економічного зростання. К., Ін-т соц.-екон. стратегій, 2007, 528 с.
24. Любунь О. С. Інтеграція українськихвисокотехнологічних компаній у фінансовий ринок. «Фінанси України» № 11, 2008, с. 86—94.
25. Калач Г. М. Роль фондового ринку в акумуляціїй перерозподілі фінансових ресурсів у реальний сектор економіки. «ФінансиУкраїни» № 9, 2008, с. 62-69.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.