Министерствообразования Украины
Харьковскийгосударственный экономический университет
кафедрааудита и налогооблажения
Контрольнаяработа
покурсу
Теорияфинансов
Выполнил:студент 3-его курса
Заочногофакультета
Специальность106-1
Группа1
ЗинченкоА.В.
Харьков– 2004 г.
План:
1. Финансы какобъективная экономическая категория
2. Виды бюджетов
3. Государственныйдолг
Финансы,кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так иобщественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянноеразвитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовыхотношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появлениефинансов — финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансовпредполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средстваобращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть тойсамовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительногоприращения в ходе реализации продукта — прибавочной стоимости.
Денежныеотношения превратились в финансы когда движение денег приобрело известнуюсамостоятельность. В результате производства товаров и их реализацииформируются денежные доходы, формируются финансовые ресурсы предприятия в видеразнообразных фондов. Появляется самостоятельная сфера деятельности каждогопредприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющаясобой часть производственных отношений, суть которой заключается вопределенной системе организации денежных потоков. Эта часть и есть финансы.
Финансы представляютсобой систему денежных отношений, выражающих формирование и использованиеденежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование егоденежных доходов и накоплений.
Финансыпредприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала,взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами,банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее.В каждом государстве любая государственная система включает финансовуюсистему. Она состоит из двух подсистем:
- общегосударственные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов.
Формы проявления финансов предприятий:
Отношения с другими хозяйствующими субъектами впроцессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения):
- штрафы, пени, неустойки;
- отношения аренды;
- выпуск и реализация ценных бумаг;
- совместная деятельность;
- коммерческое кредитование;
- отношения с работниками по выплатезаработной платы. В настоящее время целесообразно выделять самостоятельнуюгруппу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своимиработниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты запаи в уставном капитале.
Финансовые отношения с собственными структурнымиподразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственныхобъединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами.
Отношения с налоговой службой.
Значительная часть отношений — отношения сбанковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведьпоявились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее.
Отношения с различными страховыми компаниями повсем видам страхования.
Отношения с органами государственного управления(таможня, Министерство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетныефонды и так далее).
Финансы-встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы проявления интересовпредприятия с одной стороны и движение платежных средств с другой.
Платежныесредства:
· деньги(наличность) на банковских счетах (расч. и текущ.)
· денежныесредства в кассе
· в виде чеков (чековыхкнижек, средства фактически находятся на субсчетах)
· в видеэлектронных денег
· долги со стороныпокупателей (дебиторская задолженность)
· кредиты,получаемые предприятием
· нормальная кредиторскаязадолженность (средства, временно вовлеченные в оборот по условиям сложившихсярасчетов)
· нормальная задолженность поЗП (от 16 до 20 числа)
· векселя(наиболее развитая форма в России до революции)
Финансовыепроцессы, происходящиена предприятии,- это все поступления денежных средств и все осуществляемыевыплаты.
Поступления- это результат хозяйственной деятельности нашего предприятия, т.е. результатпродажи товаров, предоставления услуг, следствие различных банковских операций,получение дивидендов.
Выплаты,перечисления — тоже результат хозяйственной деятельности, связанной с закупкойисходных видов сырья и материалов, оплатой сторонних услуг и труда собственныхработников.
Еслинеобходимо установить величину платежных средств, которыми располагаетпредприятие на определенную дату, то она складывается между приходом и расходомплатежных средств:
ПС= НПС + ППС — ВПС
Начальныепоступившие выплаченные
Финансоваяустойчивость предприятия определяется наличием платежных средств. Егофинансовое положение зависит от того насколько длительнее промежутки времени ПС> 0.
Невсегда и не у всех предприятий ПС > 0, т.е. поступления средств оказываютсяменьше, чем выплаты, которые производит данное предприятие, следовательновозникает очередность платежей, штрафы и т.п.
Данныйразрыв необходимо закрыть, для чего следует решить вопросы:
Каковразмер необходимых для этого ресурсов?
Засчет каких источников их можно получить?
Ихрешение возложено на финансовых менеджеров, обеспечивающих управление финансамипредприятия.
Финансовый менеджмент — областьпроизводственных отношений, связанная с оптимизацией использования финансовыхресурсов с целью обеспечения максимального дохода собственникам предприятия.
Каждоепредприятие выражает отношения собственности, которые предполагают определеннуюответственность каждого хозяйствующего субъекта на рынке.
Собственностьпредприятия — это его имущество. Совокупность имущества определяет не тольколицо предприятия на рынке, но и его технические и финансовые возможности. Чембольше собственность, тем больше эти возможности.
Имуществопредприятия — совокупность материальных и нематериальных ценностей или средств, которымивладеет предприятие,а именно:
* земля
* здания
* сооружения
* производственноеоборудование
* запасы всякогорода
* денежныесредства
* и др. платежныетребования, составляющие оборотные средства предприятия
* нематериальныесредства :
* всякого родаправа
* управленческиеи организационные решения
* оценкастоимости имиджа фирмы
Имиджпредприятия: возникаетпри оценке предприятия с целью его продажи, залога и т.п.
Складываетсяиз следующих факторов:
·хорошаярепутация
·удачноеместоположение офисов
·наличиепостоянных клиентов
·штат сотрудниковстарожилов ( ядро фирмы)
·здороваявнутрифирменная атмосфера
·структураорганизации и т.п.
Основуимущества предприятия составляет капитал, призванный реализовать те цели,которые ставит перед собой предприятие, начиная собственную деятельность.
Капитал- это стоимость, которая обеспечивает не только процесс производства, но идостижение определенного финансового результата. На рынке предприятие выступаеткак товаропроизводитель. Для него важно не столько то, что оно производит,сколько финансовый результат. Следовательно, все складывающиеся финансовые ипроизводственные отношения призваны к достижению максимально большегофинансового результата.
Товар — продукт для реализации.
3-иформы совокупного капитала:
1. денежная форма(денежная наличность и платежные средства)
2. производственнаяформа — материальные и нематериальные активы, имущество, обеспечивающиетехнологическую, снабженческо-сбытовую и управленческую деятельностьпредприятия)
3. товарная форма — принадлежащие предприятию товары, предназначенные для реализации.
Функциифинансов предприятий
/>
Распределительная контрольная
Вусловиях товарного производства распределение — связующее звено междупроизводством и потреблением. Т.о. с помощью финансов происходит распределениеобщественного продукта.
Наповерхности мы видим:
* поступлениевыручки от реализации и использование ее на возмещение израсходованных средствпроизводства и образование валового дохода.
* дальнейшеераспределение полученного дохода в ходе формирования бюджетных средств,внебюджетных фондов, формирование фонда оплаты труда, различных фондов ирезервов, т.е. того, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие предприятия.
Иначе,распределительная функция финансов — это направленная деятельность пораспределению и перераспределению денежных доходов.
Контрольнаяфункция (функция отражения) — исторически сложившееся понятие,отражающее финансово-хозяйственные процессы.
Вфинансах отражаются все процессы, происходящие на предприятии. С помощью даннойфункции устанавливаются, выявляются и реализуются важнейшие экономическиепропорции, обеспечивается контроль на всех стадиях осуществления задач,обеспечивается контроль за величиной финансового результата (в т.ч. по стадиямего достижения). В свою очередь функция контроля позволяет не только выявлятьнеэффективные действия, но и изыскивать резервы, предупреждать возможныепотери и непроизводительные затраты.
Принципыорганизации финансов.
Любойпредприниматель при начале своего дела ставит себе цель — получение прибыли.Взаимодействие на рынке производителя и потребителя — есть отношения междупроизводителем конкретного товара и лицом, имеющим спрос на этот товар.
Первопричинойпроизводства является неудовлетворенный спрос.
Спроспредставляет из себя форму проявления потребности в сфере обращения, но дляфинансистов важен не спрос вообще, а важен платежеспособный спрос. Спрос,обеспеченный денежными средствами, и представляет из себя платежеспособныйспрос.
Обменплатежеспособного спроса на товар представляет из себя обмен спроса на деньги.
Длявсей системы рыночных отношений характерными являются принципы организации,создающие самовоспроизводящуюся систему, не только обеспечивающие ейустойчивость, но и условия для развития и совершенствования.
Основныепринципы организации финансов.
1).Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использованиисобственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечиваетсянеобходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяетконцентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной идругих видов деятельности предприятия.
2).Ответственность за результаты хозяйственной деятельности.Финансовый результат на предприятии является качественным показателемдеятельности как руководства предприятия, так и всего коллектива предприятия.Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимаетна себя предприятие в условиях рынка.
3).Финансовое планирование. Финансовое планирование определяет направлениядвижения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагаетполучение и направления использования денежных средств. Благодаря финансовомупланированию обеспечивается планирование финансового результата.
4).Этот принцип в качестве обязательного условия предполагает формированиефинансовых резервов для любого предприятия. Финансовые резервыобеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможныхколебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если предприятие создает вдостаточном и необходимом размере финансовые резервы, то это обеспечиваетпредприятию соответствующий положительный имидж на рынке.
5).Финансовая дисциплина. Предприятие должно своевременно и полнообеспечивать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскимиинститутами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными иливнебюджетными), перед своими работниками и т.д.
6).Самоокупаемость предприятия. Предприятие должно обеспечивать покрытиесвоих расходов за счет результатов своей собственной производственнойдеятельности, тем самым обеспечивается возобновляемость производства икругооборот ресурсов предприятия.
7).Деление средств, участвующих в обслуживании оборота предприятия, насобственные и заемные. (Краткосрочные банковкие кредиты — источник заемныхсредств.)
8). Разграничениеосновной и инвестиционной деятельности предприятия.
Принципыорганизации финансовой системы.
1).Одинаковость воздействия внешних факторов на производителей и потребителейтоваров.
2).Определенное равновесие финансовых инструментов (т.е. цен, процентных ставок,курсов и комиссий и т.д.)
3).Использование законодательных и нормативных актов для регулированиясамостоятельных действий каждого из хозяйствующих субъектов.
4).Конкуренция как условие развития и регулятор экономических процессов. Врезультате этого преимущество получают наиболее эффективные производства.
6).Самофинансирование предпринимательской деятельности.
Бюджет — сложнаяэкнономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджетпредставляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе впроцессе формирования, распределения и использования централизованногоденежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественныхпотребностей. Иными словами ¾государственный бюджет ¾это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическимилицами в связи с созданием централизованных финансов, а также сраспределением и перераспределением национального дохода, предназначенного дляфинансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий иучреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.
Финансовыеотношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями,учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых,возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых,направлены на формирование, распределение и использование централизованныхфинансовых ресурсов.
Бюджетнымотношениямприсущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государствапостоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая дляобеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворенияэкономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытияобщественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетныеотношения органически связаны с функционированием государства, но вместе стем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетныеотношения ¾ это частьэкономической структуры общества; их функционивраоние предопределяется тем, чтодля осуществления государством его функций объективно необходимаматериально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношеняполучают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляютсяв бюджетном фонде страны, включающем государственый бюджет, бюджет АвтономнойРеспублики Крым и местные бюджеты.
Выступаяцентральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики,бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения,поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этомсмысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию иидеологию общественного развития.
Являясь частьюфинансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется темиже чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет своиособенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. Кчислу таких особенностей следует отнести то, что:
1) бюджетявляется особой экономической формой перераспределительных отношений, связаннойс обособлением части национального дохода в руках гшосударства и ееиспользованием для общественных потребностей;
2) посредствомбюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национальногобогатства) между важнейшими сферами общественного производства(промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.),внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности(производственной и непроизводственной сферой экономики), межлу регионамистраны и территориями;
3) областьбюджетного распределения занимает центральное место в составе государственныхфинансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другимизвеньями финансовой системы.
Местогосударственного бюджета в финансовой системе Украины показано на рис. 1 (см.Приложения).
Взгляд на бюджеткак экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последниегоды преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономическойсущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельнаяэкономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовойбазы государства ¾ как егофинансовый план.
Бюджетнуюсистему Украины составляют:
1. Государственныйбюджет
2. Местные бюджеты
входящиеосновной составной частью финансовых ресурсов государства. Финансовые ресурсыУкраины по Закону представлены Государственным бюджетом Украины, местнымибюджетами, внебюджетными фондами и др. финансовыми ресурсами, в частности — валютными фондами и др.
Вгосударственном бюджете Украины определены источники формирования доходов иассигнования на покрытие всех общегосударственных расходов и процентныхотчислений от регулирующих источников доходов в местные бюджеты. В составобщегосударственных расходов включаются средства на социальную защиту населения( в период инфляции); на финансирование мероприятий, связанных сгосударственным регулированием цен ( государственная дотация на газ и др.энергоносители, медикаменты, строительные материалы и др.); на финансированиесоциально-культурных учреждений; на государственные капитальные вложения, нанародное хозяйство, на финансирование обороны; на содержание правоохранительныхорганов, таможенных органов, налоговой службы; на содержание законодательной,исполнительной и судебной власти; на внешнеэкономическую деятельность.
Государственныйбюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежныхсредств, утверждаемый актом высшей юридической силы — Законом.
Законодательноезакрепление источников доходов бюджетов и основных направлений средств вбюджетах определено единством бюджетной системы. Закон «О бюджетнойсистеме Украины» устанавливает критерии формирования и использованиясредств государственного бюджета Украины; конкретные источники формированиядоходов государственного бюджета (При изменении источников доходов, введенииновых налогов и обязательных платежей, Закон предусматривает в какие бюджетыбудут поступать они). Ст.12 этого Закона определяет налоги и платежи,направляемые на формирование местных бюджетов. Ст.6 и 13 Закона предусматриваютосновные направления в расходной части государственного бюджета и бюджетовместных Советов.
Реальностьзапланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что они базируются наиндикативном плане (прогнозе) экономического и социального развития Украины иотдельных местных Советов, на показателях сводных финансовых планов отраслейнародного хозяйства, финансовых планов предприятий, учреждений и организаций,кредитных планов Национального банка Украины и др. банков, кассовых планах идр.
Это позволяетточнее рассчитывать возможные поступления налогов и обязательных платежей вдоходы бюджета, использовать часть бюджетных средств, помещая их в Национальныйбанк Украины для последующего кредитования предприятий и организаций наусловиях возвратности и возмездности; получать кредит от Национального банка напокрытие дефицита в бюджете Украины.
Важноеэкономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляяЗаконом Государственный бюджет Украины представляется возможность наиболееполно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рациональноиспользовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативнымпланом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетныеотрасли и уровень материального обеспечения населения.
В условияхтяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможнодолгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждаетсяв периодической корректировке отдельных показателей.
Экономическоезначение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможностьнаиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, покоторым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственныерезервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определятьдополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.
Правовые началалежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетнойдисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета.Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которойсостоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных иисполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования иисполнения.
Финансированиегосударственных расходов — это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездныйотпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства,содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, ссоблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.
В составегосударственных расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета.
Государство, привыполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствамигосударственного бюджета.
Юридическаяприрода бюджета состоит в том, что он выступает как государственный плановыйакт, принимаемый в установленном законом порядке.
Правовоерегулирование бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствие сКонституцией Украины, Законом «О государственном бюджете на 1997 год», ЗакономУкраины «О бюджетной системе Украины» и др.
Законом «Обюджетной системе Украины» установлены порядки составления и исполнения бюджетаи составление отчета об его исполнении.
Органы местногои регионального самоуправления наделены правом самостоятельно разрабатывать,утверждать и исполнять свои бюджеты, которые не включаются в другие местные бюджетыи в Государственный бюджет Украины.
Бюджетныедефициты и излишки.
Приданной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействиена экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: приданной величине бюджетного излишка его дефляционное влияние зависит от того,как он будет ликвидироваться.
Займыили выпуск новых денег. Существуют два различных способа, которымифедеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов унаселения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новыхденег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случаеразлично.
1. Заимствования.Если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, оновступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства.Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентнойставки, а инвестиционные расхода обратно пропорциональны ставке процента.Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию кповышению уровня ставки процента, и, таким образом, будет выталкивать некоторыерасходы частных инвесторов и чувствительные в величине процента потребительскиерасходы.
2. Создание денег.Если государственные расходы дефицитного бюджет финансируются за счет выпускановых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральныерасходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на инвестиции или потребление.Таким образом, создание новых денег является по своему характеру болеестимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению срасширением займов.
Погашениедолга или бездействующий бюджетный избыток.
Вызваннаяизбыточным спросом инфляция требует фискальных действий со стороныправительства, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однакоантиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будетиспользовать его.
1. Погашение долга. Посколькуфедеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительствоможет использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера,однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетногоизлишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительствопередает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок,вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции ипотребление.
2. Изъятие из обращения. С другойстороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействиясвоего бюджетного излишка просто за счет изъятия этих избыточных сумм,приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, чтоправительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общегопотока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы невпрыскиваются (вливаются) вновь в экономику, то отсутствует возможностьрасходования даже некоторой части бюджетного избытка. То есть уже нет никакихшансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие,противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделатьзаключение о том, что полное изъятие бюджетного избытка является болеесдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашениягосударственного долга.