Бюджет субъекта РФ — по законодательству РФ — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации., устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое).
Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:
— Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
— Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
— Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
— Обеспечение реализации региональных целевых программ;
— Формирование государственной собственности субъектов РФ;
— Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
— Содержание и развитие предприятий, организаций, учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
— Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
— Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
— Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
— Компенсация дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ и приводят к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
— Прочие расходы.
Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета — законодательные (представительные) органы власти.
Функции коммерческого банка.
Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа – универсальные и специализированные.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.
коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.
К операциям банка относят:
— прием депозитов;
— осуществление денежных платежей и расчетов;
— выдача кредитов.
Функции банков осуществляются через банковские операции. Они подразделяются на
пассивные:
операции связанные с формированием ресурсов банков.
активные:
операции связанные с размещением собственных и привлеченных средств.
Организационная структура ЦБ РФ состоит из трех уровней:
1. Структурные подразделения
2. Территориальные учреждения
3. Расчетно-кассовые центры.
Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют
следующие структурные подразделения:
Сводный экономический департамент
Департамент исследований и информации
Департамент наличного денежного обращения
Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной
системы Банка России
Департамент регулирования расчетов
Департамент бухгалтерского учета и отчетности
Департамент лицензирования деятельности и финансового
оздоровления кредитных организаций
Департамент банковского регулирования и надзора
Главная инспекция кредитных организаций
Департамент операций на финансовых рынках
Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
Департамент платежного баланса
Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
Юридический департамент
Департамент полевых учреждений
Департамент информационных систем
Департамент персонала
Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России
Финансовый департамент
Департамент внутреннего аудита и ревизий
Департамент международных финансово-экономических отношений
Департамент внешних и общественных связей
Административный департамент
Главное управление недвижимости Банка России
Главное управление экспертизы
Главное управление безопасности и защиты информации
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниц. образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниц-ного района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниц-ного района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Доходы местных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К нал. доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в местный бюджет полностью учитывается в доходах местного бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы.
ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов утверждается органом местного самоуправления.
Активно-пассивные операции – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Именно эту группу бан. операций называют услугами. Это различные расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и междун-ных расчетов, трастовые операции по купле-продаже банком по поручению клиентов цен.бумаг, драг. металлов, ин. валюты, посредничество в размещении акций, облигаций, бух-кое и консультационное обслуживание клиентов. Акт.операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли; операции по предоставлению денежных средств, различающихся по срокам, размерам, типам пользователей, кредитным ресурсам, характеру обеспечения, формами передачи денежных средств. Это краткосрочное и долгосрочное кредитование, предоставление потребительских ссуд населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средств банка в хозяйственной деятельности предприятий и так далее. Активные операции по экономическому содержанию делятся на: ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, гарантированные.
Акт.операции коммерческого банка можно разделить на 4 большие группы:- кредитные операции (или ссуды);- инвестиции в ценные бумаги;- расчетно-кассовые операции;- посреднические операции.
Пас. операции — это операции, связанные с мобилизацией ресурсов банка. В результате проведения пассивных операций коммерческие банки получают необходимые средства для финансирования активных операций. Окончательные результаты этих операций отражаются в пассиве баланса банка, где выступают как источники формирования его ресурсов.
Ресурсы коммерческих банков состоят из собственных и привлечённых средств.Собственные средства банка включают:
1. Уставный (акционерный) капитал;2. Резервный, страховой и другие фонды банка, созданные за счёт прибыли;3. Нераспределённую в течение года часть прибыли коммерческого банка.
Соб-ные средства являются осн.видом обеспечения обязательств банка перед вкладчиками, поэтому определение их фактической величины и поддержание последней на необходимом уровне является для банка одной из первостепенных задач.
К привлечённым средствам коммерческих банков относятся:
депозиты до востребования и срочные вклады юридических и физических лиц; остатки средств на расчётных, текущих и прочих счетах клиентов; остатки на корреспондентских счетах;
межбанковские кредиты (полученные); кредиты Центрального банка; прочие источники средств.
Основная часть привлечённых ресурсов КБ формируется за счёт средств, хранящихся на счетах клиентов в виде депозитов и срочных вкладов, а также межбанковских кредитов и ссуд, получаемых от других коммерческих банков и ЦБ.
Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. ФМ является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России. ФМ включает в себя:
-разработку и реализацию фин.политики; -принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
-информационное обеспечение посредством составления и анализа фин. отчетности; -оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль; -организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью. Методы ФМпозволяют оценить:
-риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
-эффективность работы фирмы;
-скорость оборачиваемости капитала и его производительность.
ФМв КБ — это упр-ние процессами формирования и использования денежных ресурсов. Тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.
Цели и задачи ФМ в КБ —определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию фин-вых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.
В цели и задачи ФМ в КБ не включены следующие блоки бан. Деят-ти: бух.учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов. Это объясняется тем, что всё это является директивными нормами, которые введены на уровне гос-ва (ЦБРФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.
Содержание, цели и задачи финансового планирования
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.Фин. планирование осущ-ся посредством составления фин. планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Фин. планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.
Основные задачи финансового планирования:
обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. Значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;
гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет
выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
контроль рублём за фин. состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Цель фин. планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финн.средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. Баланс предприятия входит в состав документов фин.планирования, а отчётный бух.баланс является исходной базой на первой стадии планирования. Далее, предусматривается составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных фин. документов посредством составления текущих фин. планов. На четвёртом этапе осуществляется оперативное фин. планирование.
Завершается процесс фин. планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением
три основных проблемы банковской системы России — сравнительно низкую капитализацию, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и высокую административную нагрузку.
Также проблемой является уровень нравственности в качестве одного из основных факторов, влияющих на судьбу банковской системы. Это не специфически банковская проблема, она остро стоит перед всем российским обществом. Банки, зарабатывающие на «неформальных» операциях, состоят не из природных злодеев. Они хотели бы зарабатывать в «белом бизнесе». Но на этом пути стоят труднопреодолимые препятствия: квалификация, привычка и соблазн. Отказ от «серых и черных» операций может повлечь потерю части (а то и полностью) бизнеса. Очевидно, что, в силу вышеуказанных причин, не многие банки способны отказаться от «черного и серого» бизнеса. Задачей государства, в том числе и ЦБ, как раз и является содействие разрешению этого противоречия: использовать власть для выталкивания «неформальных» институтов с рынка. Проблема отсутствия надлежащего корпоративного управления ( corporate governance ) в условиях дефекта базовых этических норм играет скорее второстепенно-подчиненную роль. Формально правильные институты корпоративного управления могут играть роль маски, скрывающей истинное лицо. В тоже время, активное (в том числе законодательное) навязывание современных стандартов корпоративного управления является важной воспитательной мерой, стимулирующей более этичное поведение финансовых институтов.
Сокращение количества российских банков — закономерный процесс. Дело не в том, что «банков слишком много». Тенденция объясняется трансформацией обстоятельств и интересов, смещением деятельности банков в сторону собственно банковского бизнеса, ориентацией на классические банковские услуги, на которые многие банки вовсе и не были рассчитаны. Соответственно, объем продаж банков все большей степени зависит от рыночного (платежеспособного) спроса на классические (легитимные) услуги, конкурентоспособно оказывать которые способны не все.
Перспективы 1) Доминирующее положение в банковской системе занимают и будут занимать два государственных банка: Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Именно на их плечи ляжет поддержка стратегически важных отраслей российской экономики. Недостатками данных институтов являются непрозрачность и низкая эффективность, преобладание политических, а не профессиональных соображений при принятии важных управленческих решений. Перспективы их долгосрочного развития во многом зависят от того, насколько государству и самим банкам удастся качественно и рыночно организовать управление ими. 2) В качестве второй основной группы банков все более значительную роль будут играть дочерние предприятия иностранных финансовых институтов. Профессионализм, технологичность, доступ к дешевому фондированию большинства их них дают существенные конкурентные преимущества. Иностранцы имеют возможность выбирать наиболее интересных с точки зрения обслуживания клиентов, что, естественно, создает дополнительные проблемы банкам российским, в том числе упомянутым Сбербанку и ВТБ, которым будет трудно выдерживать давление иностранных банков. 3) Российские банки частного сектора имеют следующие перспективы: — Стать большими – слиться между собой или стать участниками поглощения. Такой вариант возможен в отношении единиц банков. Несовместимость технологий, отсутствие надлежащего корпоративного управления, низкая квалификация, нулевая стоимость в сочетании с развитыми амбициями владельцев и руководства делают такие сделки трудно осуществимыми. — Найти свою нишу на классическом рынке банковских услуг (иметь свой круг клиентуры), оказывая услуги универсального банка. Принимая во внимание географию России, такая перспектива в кратко- и среднесрочном разрезе более реальна для региональных банков, но, за редким исключением, не для банков двух столиц. — Перейти в сектор инвестиционных услуг (в том числе услуг по управлению активами), сократив персонал и инфраструктуру. Теоретически, это хороший выход для средних корпоративных банков. Практически же, принимая во внимание квалификацию и привычки персонала, такой переход для большинства нереален.
— Уйти в «неформальную» сферу. Это путь, по которому сейчас идут многие средние и малые банки. В России достаточно большая теневая экономика, наработанные традиции «неформального» ведения дел, развитая коррупция. Вполне естественно, что этому соответствует и банковская система. Говоря о перспективах банковской системы России невозможно пройти мимо вопроса о необходимости национальной банковской системы. Уникальная география (размеры) страны, наличие стратегически важных отраслей (например, ядерная энергетика, авиастроение) требуют соответствующей национальной финансовой поддержки. Меры Критически важными являются следующие меры: 1) Центральный Банк Законодательно закрепленное вмешательство ЦБ абсолютно во все аспекты банковской деятельности, в том числе, в технологическую сторону взаимоотношений между банками и клиентами (формы платежных поручений, карточек образцов подписей, чековых книжек и т.п.) – основной тормоз развития банковских технологий. В данной сфере в обязанность Центральному Банку должно быть вменено оказание соответствующих услуг банкам для целей обеспечения, например, бесперебойной работы системы расчетов. В данном случае банки, пользующиеся клиринговым сервисом ЦБ, естественно должны соблюдать условия оказания услуги. — Одним из мероприятий по развитию банковской системы России должно также стать внутреннее реформирование ЦБ, направленное на повышение эффективности его деятельности. Проблемы банковской системы связаны не столько с недостатками законодательной и нормативной базы, которая пусть медленно, но развивается, сколько с нерациональностью внутренних технологических (бизнес-) процессов внутри Центрального Банка, увеличивающих неоправданные (бесполезные) транзакционные (вмененные) издержки в банковской системе и экономике в целом. 2) Борьба с «неформальными» операциями банков . 3) Совершенствование корпоративного управления в государственных банках, в частности более широкое участие в их наблюдательных советах независимых директоров, которые могли бы возглавить соответствующие комитеты (например, по аудиту, рискам), способствуя росту прозрачности и профессионализма их деятельности.
следующие методы управления персоналом в коммерческом банке:
экономические — оплата труда, социальные выплаты и льготы, создание рабочих мест, система профессионально-должностного продвижения;
социально-психологические — формирование социально-психологического микроклимата в коллективе, социальное стимулирование;
организационные — стабилизирующего воздействия, распорядительные, дисциплинарные, административные;
правовые — авторитарные, автономные.
Успешное управление банковским персоналом предполагает наличие соответствующих уровней ответственности в организации за результативность работы с кадрами, а также ее ресурсное обеспечение. Эффективной является 3-уровневая система управления персоналом, которая, как показал опыт коммерческих банков, не только оправдала себя, но и дала ощутимые положительные результаты.
Первый (или высший) уровень управления персоналом — это Правление банка и его Председатель.
Второй уровень — профессиональные подразделения по работе с персоналом (отдел кадров, сектор материально-технической поддержки, группа психологов, Учебный центр и всевозможные другие отделы и службы).
Третий уровень — работа с персоналом руководителей подразделений банка.
Все три уровня направлены на решение проблем рядовых сотрудников. Важно, чтобы такое профессиональное воздействие на сотрудников было, по возможности, незаметным и ненавязчивым. Сотрудник, приходя в банк и попадая в сферу кадровых действий различных управляющих уровней и систем, не должен испытывать дискомфорта, а ощущать реальную помощь, начиная от продуманного ритуала приема на работу и заканчивая справедливой системой поощрения и возможностью высказывать свои пожелания по улучшению дел. Выработанные правила (в банковской специфике больше подойдет термин «коридор») должны умело способствовать росту, продвижению и трудовой отдаче рядовых сотрудников.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство РФ — система федеральных органов, главными задачами которой являются:
— организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета;
— управление доходами и расходами федерального бюджета. Для этих реализации задач открываются счета казначейства, исходя из принципа единства кассы.
Федеральное казначейство осуществляет следующие функции:
-доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
-ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
-открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
-открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
-ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
-ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
-составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
-получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
-осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
-осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
-осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
-осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
-осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
-обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
-обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
-обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
-организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
-проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
-ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Уровни банковской системы. Одноуровневая банковская система.
Существует два основных типа построения банковской системы:
одноуровневая;¾
двухуровневая.¾
В рамках одноуровневой банковской системы все финансово-кредитные институты, включая Центральный банк (ЦБ), находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобные принципы построения характерны в основном как для стран со слаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными и административно-командными режимами управления.
Плюсы этой системы: гос-во полностью контролирует рынок денег. Минусы: маллоэфективно с точки зрения
инвестиций. В условиях одноуровневой системы банк выступает как монополист и монопсонист. ЦБ выступает как экономический агент в осуществлении внешнеэкономических операций, возможности получения иностранных инвестиций уменьшаются. Регулирование денежной массы в условиях одноуровневой банковской системы. В СССР до 1986 г. существовала одноуровневая банковская система.
Денежно-кредитная политика Центрального Банка России
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).
К выборочным методам относятся:
Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика.
Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле.
В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.
В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
минимальный размер уставного капитала;
предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов;
минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков;
максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);
ограничение размеров валютного и курсового рисков;
ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Доходы государственного бюджета: порядок их формирования. Государственный бюджет — баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:
— перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и
— перечень источников получения доходов. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
полностью поступают собственные неналоговые доходы
поступают средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — в полном объеме;
доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В доходах федерального бюджета:
прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных запасов и резервов
Понятие банковской системы и ее свойства.
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
централизованная монобанковская система;
уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы.
Банковская система характеризуется следующими свойствами:
Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.
Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.
Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают “окраску” банковской системе.
Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.
Управление в коммерческом банке это называется банковским менеджментом. Бан. менеджмент представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Сфера бан. менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.
Бан. менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте бан.менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Бан. менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Другими словами, бан. менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
финансово-экономических показателей ;
организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач;
функционально-технологического управления продуктовым рядом банка. Финансовый менеджмент 1. Управление активами и пассивами 2. Управление ликвидностью 3. Управление собственным капиталом 4. Управление заемным капиталом 5. Управление банковскими рисками 6. Управление кредитным портфелем 7. Организация внутрибанковского контроля Управление персоналом 1. Администрирование системы организации и оплаты труда 2. Организация подбора и расстановки персонала 3. Организация системы подготовки персонала
Расходы государственного бюджета: их классификация. Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Формы расходов бюджетов
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
трансфертов населению, включающих в себя:
ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Расходы бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный статистический учет;
прочие расходы.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств массовой информации;
финансовая помощь другим бюджетам;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Сущность и функции ссудного процента. Методы вычисления ссудного процента.
Ссудный процент — объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости. Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой – кредитора (в форме процента).
Движение ссужаемой стоимости выражается соотношением:
Д-Д', т.е.Д'-Д=∆Д, (1)
где Д - ссужаемая стоимость;
Д' – наращенная сумма долга;
∆Д – приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.
Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. Ее размер зависит от цены продукции и затрат на ее производство, т.е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Когда предприниматель привлекает заемные средства, то из прибыли он должен уплатить проценты. Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.
Существуют различные формы ссудного процента, их классификация определяется рядом признаков, в том числе: формами кредита; видами кредитных учреждений; видами инвестиций с привлечением кредита; сроками кредитования; видами операций кредитного учреждения.
По формам кредита выделяют такие формы ссудного процента, как коммерческий процент, банковский процент, потребительский процент, процент по лизинговым сделкам, процент по государственному кредиту.
По видам кредитных учреждений можно говорить о том, что существуют такие формы ссудного процента, как учетный процент Центрального банка РФ, банковский процент, процент по операциям ломбардов.
По видам инвестиций с привлечением кредита банка выделяют: процент по кредитам в оборотные средства, процент по инвестициям в основные фонды, процент по инвестициям в ценные бумаги.
По срокам кредитования различаются проценты по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным ссудам.
По видам операций кредитного учреждения выделяют такие формы, как: депозитный процент, вексельный процент, учетный процент банка, процент по ссудам, процент по межбанковским кредитам.
Cсудный процент в экономике выполняет следующие функции:
Посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений.
Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера, уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах.
Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.
Существующие теории ссудного процента исходят из наличия неразрывной взаимосвязи между спросом и предложением средств, объемом сбережений и инвестиций, процентом и доходом как элементами единой системы.
Увеличение или уменьшение доходности осуществляемых вложений, напротив, определяет размер денежного спроса и, следовательно, уровень ссудного процента.
Основными теории: реальная, или классическая, теория ссудного процента, теория ссудных фондов и кейнсианская теория предпочтения ликвидности.
Уровень ссудного процента в условиях свободных рыночных отношений складывается не только на основе соотношения между совокупным спросом и предложением денежных средств, но и является результатом сложного взаимодействия ряда факторов не только финансовой сферы, но и производственной. К их числу относятся цикличность производства, достигнутый в стране уровень накопления денежного капитала и сбережений, общий уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг, международная миграция капиталов, состояние национальных валют.
Большое значение для участников кредитных отношений имеет также сочетание двух начал формирования процентных ставок: рыночных сил и государственного регулирования, которое проводится с целью: поддержания развития отдельных отраслей экономики; создания единообразных условий функционирования для элементов национальной кредитной системы; проведения антиинфляционной политики.
При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли влияют как общие факторы, действующие на макроуровне, так и частные, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов.
К числу общих факторов относятся: соотношение спроса и предложения заемных средств; регулирующая направленность политики Центрального банка РФ; степень инфляционного обесценен
Финансы и жизненный уровень населения.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
политические факторы;
экономические факторы;
социальные факторы;
научно-технический прогресс,
экологические факторы и др.
Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.
Уровень жизни — это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, — количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества — рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.
При количественном определении жизненного уровня пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают:
1) материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,
2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания?
3) социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.
В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем… Среди них выделяют:
1) реальные доходы на душу населения;
2) общий объем потребления материальных благ и услуг;
3) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;
5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;
6) уровень социального обеспечения;
7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;
8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.
Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:
1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;
2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;
3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;
4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;
5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.
В современной российской экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения за труд. Причем правительство России заработную плату повышает в первую очередь низко- и среднеоплачиваемым категориям работников. Данная тенденция, наряду с ростом выплат прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.
Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей.
Образ жизни — это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: — труд, формы его социальной организации; — быт, формы использования свободного времени; — участие в политической и общественной жизни; — формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; — правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.
Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.
В настоящее время в Российской Федерации осложнилась ситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростом общего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложение на рынке товаров и услуг. Особенно страдают в связи с данными процессами отдельные группы населения. Необоснованно растут цены на потребительские товары, «вымываются» товары дешевого ассортимента, расширяется коммерческий рынок. Спрос населения на большинство товаров приобрел ажиотажный характер. В результате сложилось положение малообеспеченных групп населения, семей с фиксированными доходами, заметно возросла социальная напряженность в обществе.
Особое значение имеет обоснование стоимости жизни и соответствующей «потребительской корзины», которая признается в качестве минимального прожиточного минимума, Величина этого минимума — одна из основных характеристик жизненного уровня населения, необходимый ориентир при разработке мер по его социальной защите.
Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».
Индекс потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной.
В повышении уровня жизни населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:
1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;
2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;
3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;
4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;
5) развитие социальной активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;
6) гражданская сплоченность всех составляющих общество социальных слоев и групп, усиление социальной однородности общества.
Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Цели и задачи направлены на обеспечение достижения следующих целей:
— повышение материального уровня жизни населения;
— повышение уровня здоровья населения;
— обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
— обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
— воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Исходя из системы определены следующие цели
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
С учетом задач, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
— решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
— реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
— поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
Ограничение полномочий сотрудников коммерческого банка.
Сотрудник коммерческого банка имеет следующие ограничения:
Сотрудник обязуется сохранять банковскую тайну о клиентах банка, об их расчетах, так же обо всех операциях клиента.
Так же сотрудник обязан сохранять в тайне, информацию, составляющую коммерческую тайну Банка.
Также существуют ограничения полномочий сотрудников в каждом управлении, что прописано в должностной инструкции сотрудника, например, права первой подписи, право принятия стратегических решений.
Существуют ограничения в случае угрозы банкротства банка.
Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих
банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных
регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов
работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США
от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы
компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не
распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с
нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия,
повлекшие конфликты интересов.
Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий.
Главной целью социально- экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.
К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.
Расходы по финансовому обеспечению социальных гарантий осуществляются бюджетов всех уровней, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Деньги в функции средства обращения.
Деньги в функции средства обращения выполняют роль посредника в товарной торговле, то есть, в движении товаров от продавцов к покупателям. Эта функция вырабатывается у денег тогда, когда в обществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле.
В роли средства обращения деньги становятся постоянным компонентом рынка. Формула торгового обмена подразумевает деньги в качестве постоянного посредника в движении товаров. Бесчисленное количество раздельных актов Т-Д и Д-Т, взятое в совокупности, представляет собой постоянный процесс движения Т-Д-Т (товар-деньги-товар). В то время как отдельные денежные суммы живут мимолетной жизнью, бесконечно переходя из рук в руки и нигде долго не задерживаясь, вся совокупная денежная масса, находящаяся в обращении, этой сферы не покидает. Если товары поступают на рынок как временные пришельцы, тут же покидая его для использования в потреблении, деньги в качестве средства обращения присутствуют на рынке всегда и никуда не уходят.
Теперь именно в жизни товара акт обращения становится эпизодом, в то время как для денег обращение превращается в способ их существования.
Став воплощением ценности товарного мира, деньги выступают как претензия общества на соответствующий объем товарной массы в качестве потребительных стоимостей. Эта масса включается в движение только тогда, когда общественная претензия на нее в лице денег реализуется в виде спроса. Товары приходят в движение только по вызову денег.
В каждой из бесчисленных сделок купли-продажи покупатель выступает для продавца в качестве полномочного представителя общества, подтверждая своей покупкой потребность общества в данном продукте.
Функция средства обращения возникает из способности денег перемещаться отдельно от товаров в качестве общественного воплощения их ценности, то есть из продолжения и развития функции сохранения ценности. Когда универсальная формула товарообмена Т-Д-Т разбивается на две части Т-Д, а затем Д-Т, это означает, что сначала деньги выступают как средство сохранения ценности в первой части сделки, а затем — как средство обращения — во второй ее части.
Совершив сделку Т-Д, продавец исходного товара может не найти необходимого ему товара на данном рынке в данное время. Ему придется либо вернуться на этот рынок через некоторое время, либо обратиться на другой рынок. В течение всего, пусть даже недолгого времени, пока он найдет и купит другой товар, деньги пребывают в его руках в качестве средства сохранения ценности. Только, когда деньги перейдут из рук этого товаровладельца, который выступает теперь в качестве покупателя, в руки продавца нужного ему товара, состоится сделка Д-Т, и деньги выступят в функции средства обращения.
Между первой и второй частями сделки может существовать значительный разрыв, как во времени, так и в пространстве. Экономическая теория трактует этот разрыв как первую абстрактную возможность кризисов. Эта возможность получит свою реализацию в эпоху капитализма и кредитных денег, когда нарушения хозяйственных пропорций и вызванные этим экономические кризисы станут регулярным явлением.
Развитие масштабов и интенсивности торговли приводит к тому, что роль денег в цикле движения товаров Т-Д-Т становится все более кратковременной и мимолетной. Эта роль практически полностью сводится к функции обращения, которую деньги выполняют, непрерывно переходя из рук в руки. Однако и при этом, застывая в одних руках даже на краткий момент, деньги выступают в качестве средства сохранения ценности.
В функции средства обращения натуральные деньги постепенно вытесняются их знаками, символами. Этот процесс занял длительную историческую эпоху. Расширение и развитие торговли приводит к появлению монет, которые по мере нарастания и интенсивности торговли во все большей степени воспринимаются обществом как знаки ценности благодаря их мимолетной роли в сделках купли-продажи. Отождествлению монет со знаками ценности способствовало их стирание в ходе обращения, а также сознательная порча монеты государством с целью извлечения дополнительного дохода от выпуска денег. В эпоху капитализма вместо монет стали использовать один из видов кредитных денег — банкноты. Этот вид кредитных денег специально предназначен только для выполнения функции средства обращения. Для обеспечения устойчивости банкнот в обращении им очень долго не хватало собственных свойств кредитных денег, и поэтому действовал принцип размена банкнот на золото по номиналу. Через этот принцип обеспечивались связь и взаимодействие металлической и кредитной денежной систем, что обеспечивало устойчивость денежной сферы.
Баланс услуг. Баланс оплаты труда.
Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы установления организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).
Системы оплаты труда. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные работы. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, а также другие формы материального поощрения.
Оплата труда рабочих. При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной.
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяют самостоятельно.
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника. Предприятия могут устанавливать для руководителей и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.).
Минимальный размер оплаты труда. Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции.
Для работников предприятия оплата их труда в виде заработной платы является их личным доходом, который должен соответствовать личному вкладу в результаты деятельности предприятия. Реальные доходы работника определяются номинальной реальной заработной платой и общественными фондами потребления (последние все в меньшей степени).
Номинальная заработная плата – это сумма денег, которую получает работник за свой труд.
Реальная заработная плата показывает, какое количество предметов потребления и услуг можно купить на номинальную заработную плату.
Организация оплаты труда непосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов: формирование фонда оплаты труда, нормирование труда, установление тарифной системы, выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.
Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. Нормирование труда дает возможность учитывать качество труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия.
Тарифная система позволяет соизмерять разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, т.е. качество труда. Она состоит из следующих основных элементов:
тарифная сетка;
тарифные ставки;
тарифно-квалификационные справочники, подразделяющие различные виды работ на группы в зависимости от их сложности;
районные коэффициенты к заработной плате;
доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, сверхурочные работы и др.
Сдельная оплата труда – это оплата труда за количество произведенной продукции (работ, услуг).
Чаще всего на предприятии применяется не простая сдельная оплата труда, а сдельно-премиальная.
Сдельно-премиальная – это такая система оплаты труда, когда рабочий получает не только сдельный заработок, но и премию. Премия обычно устанавливается за достижение определенных показателей: выполнение плана производства продукции, заданий по качеству продукции или экономии в расходовании материальных и ТЭР и др.
Повременная оплата труда – это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Повременно-премиальная – это такая оплата труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определенный процент премии к этому заработку.
Целесообразность применения сдельной или повременной системы оплаты труда зависит от многих факторов, которые сложились на момент принятия решения.
Аккордная система оплаты труда – это разновидность сдельной оплаты труда, сущность которой заключается в том, что расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения. На предприятии наиболее целесообразно применять аккордную оплату труда в следующих случаях:
предприятие не укладывается в срок с выполнением какого-либо заказа, и при его невыполнении оно обязано будет заплатить значительные суммы штрафных санкций в связи с условиями договора;
при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, обвале, выходе из строя основной технологической линии по серьезной причине), которые приведут к остановке производства;
при острой производственной необходимости выполнения отдельных работ или внедрении нового оборудования на предприятии.