Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовый рынок, его функции

1. Финансовыйрынок, его функции
Функционированиерыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков,которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции(товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.
Финансовыйрынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщикамипри помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практикеон представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитныхинститутов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам иобратно.
На рынкефинансовых ресурсов встречаются такие рынки, в которых в процессехозяйствования возникает потребность в средствах для расширения ихдеятельности, а также такие, в которых накапливаются сбережения, которое могутбыть использованы для инвестиций. Именно на рынке финансовых ресурсов, илифинансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются оттех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, какправило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать,к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не толькоповышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшениюэкономического благосостояния каждого члена общества.
На финансовомрынке те, что имеют свободные финансовые ресурсы, передают их на разныхусловиях другим участникам рынка, которые опосредствованно через субъектоврынка или непосредственно используют привлеченные ресурсы для финансированияразных областей экономики, обеспечения потребностей населения и потребностейгосударственного бюджета.
Финансовыересурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совладения, еслиинвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированныесредства материальные или нематериальные активы. Заем оформляется разнымивидами долговых ценных бумаг, банковского, коммерческого или государственногокредита. Платой за использование заемного капитала выступает процент, которыйзависит от структуры спроса и предложения на заемный капитал и можеткорригироваться в ту или иную сторону, обеспечивая инвестору высший или низшийуровень прибыли. С одной стороны, уровень процентной ставки может быть низшейот ставки прибыли от использования привлеченных ресурсов, чтобы заемщик имелвозможность погасить заем и обеспечить возрастание собственного капитала. Сдругой стороны, процентная ставка может обеспечить инвестору прибыль отпредоставления средств в заем, а также компенсировать потери от обесцененияресурсов вследствие инфляции и рисков от осуществления конкретных инвестиций.Реальная ставка прибыли на заемный капитал отвечает средним темпам возрастанияэкономики с поправкой на риск осуществления конкретных инвестиций. Чем эффективнеефункционирует рынок заемного капитала, тем большей мерой процентная ставка назаемный капитал отвечает риску инвестиций и эффективности конкретной областиэкономики и экономики в целом.
Уровеньприбыли на инвестиции в акционерный капитал определяется уровнем рентабельностиконкретного производства и рыночной конъюнктурой, которая влияет на рыночнуюкапитализацию корпорации. Уровень прибыли на акционерный капитал в значительноймере отвечает уровню эффективности конкретного производства и в случае неэффективнойдеятельности может обеспечить инвестору нулевую или отрицательную ставкуприбыли.
Инвестор – собственникакции разделяет риск инвестиций с другими акционерами предпринимательскойструктуры и потому прибыль на инвестиции в акции может колебаться в значительныхграницах. В отличие от прибыли на акционерный капитал процент на заемныйкапитал в целому менее связанный с текущей финансово-хозяйственнойдеятельностью конкретного субъекта хозяйствование и в основном определяетсяконъюнктурой рынка.
Передача впользование финансовых ресурсов на финансовом рынке оформляется тем ли другимфинансовым инструментом. Если ресурсы передаются на условиях займа, этооформляется соответствующими инструментами займа – долговыми ценными бумагами(облигациями, векселями, сберегательными сертификатами и т.п.) или разнымивидами кредитных инструментов. Если инвестор вкладывает средства в акционерныйкапитал, такая операция оформляется инструментами собственности – акциями.Платой за предоставленные в заем ресурсы выступает процент, а при бессрочноминвестировании средств в акционерный капитал – прибыль в виде дивидендов икапитализированную прибыль, которая направляется на увеличение собственногокапитала корпорации.
Посколькупередача в пользование капитала происходит через продажу финансовых активов,которые отображают права на получение дохода на вложенный капитал, финансовыйрынок можно определить как рынок, на котором выпускают, продают и покупаютфинансовые активы.
Финансовыйрынок представляет собой систему экономических и правовых отношений, связанныхс куплей-продажей или выпуском и оборотом финансовых активов. Субъектами этихотношений выступают государство, а также те, кто желает передать в пользованиесвободные финансовые ресурсы, те, которые требуют инвестиций, и финансовыепосредники, которые на стабильной, благоустроенной основе обеспечиваютперераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка.
Лица, которыеинвестируют средства в деятельность других субъектов рынка, покупаяопределенные финансовые активы, называют инвесторами и собственникамифинансовых активов – акций, облигаций, депозитов и т.п. Тех, кто привлекаетсвободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовыхактивов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив естьактивом инвестора – собственника актива и обязательством того, кто эмитировалданный актив.
Торговляфинансовыми активами между участниками рынка происходит по посредничествуразнообразных финансовых институтов. Именно они обеспечивают непрерывное функционированиерынка, размещение среди инвесторов новых и оборот на рынке эмитированных преждеактивов. Наличие на финансовом рынке большого количества финансовых посредниковс широким спектром услуг оказывает содействие обострению конкуренции междуними, а итак, снижению цен на разные виды финансовых услуг. Чем более развитыйи конкурентный финансовый рынок, тем меньшей вознаграждение финансовыхпосредников за предоставленные другим участникам рынка услуги.
Финансовыепосредники являются необходимыми участниками финансового рынка, которыеобеспечивают инвесторам оперативное вложение средств в финансовые активы иизъятие средств из процесса инвестирования. Участникам рынка, которые требуютинвестиций, финансовые посредники помогают задействовать средства за соответствующуюсвоей конкурентной позиции плату. Чем выше конкурентная позиция заемщика нарынке, тем ниже плата за пользование финансовыми ресурсами.
Рольфинансового рынка заключается в том, что он:
– мобилизуетвременно свободный капитал из многообразных источников;
– эффективнораспределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечнымиего потребителями;
– определяетнаиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;
– формируетрыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективноотражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;
– осуществляетквалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовыхинструментов;
– формируетусловия для минимизации финансового и коммерческого риска;
– ускоряетоборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.
Финансовыерынки выполняют ряд важных функций.
1. Обеспечиваюттакое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате которогоустанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос ипредложение на них.
На финансовомрынке каждый из инвесторов имеет определенные соображения относительнодоходности и риска своих будущих вложений в финансовые активы. При этом,конечно, им учитывается существующая на финансовом рынке ситуация: минимальныепроцентные ставки и уровни процентных ставок, которые отвечают разным уровнямриска. Эмитенты финансовых активов, для того чтобы быть конкурентоспособными нафинансовом рынке, стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровеньдоходности их финансовых вложений. Таким образом на эффективно действующемфинансовом рынке формируется равновесная цена на финансовый актив, котораяудовлетворяет и инвесторов, и эмитентов, и финансовых посредников.
2. Финансовыерынки вводят механизм выкупа у инвесторов надлежащих им финансовых активов итем самым повышают ликвидность этих активов. Выкуп у инвесторов финансовыхактивов обеспечивают финансовые посредники – дилеры рынка, которые в любоймомент, если это нужно инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, которымиони владеют. Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем вышеликвидность он обеспечивает финансовым активам, которые находятся в обороте нанем, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любоймомент превратить финансовые активы на денежную наличность.
Финансовыепосредники всегда готовые не только выкупить финансовые активы, а и продать ихинвесторам в случае необходимости. Осуществляя на постоянной основе выкуп ипродажу финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечиваютликвидность финансовых активов, которые находится в обращении на рынке, а истабилизируют рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые несвязаны с изменениями в реальной стоимости финансовых активов и изменениями вдеятельности эмитентов этих активов.
3. Финансовыерынки оказывают содействие нахождению для любого из кредиторов (заемщиков)контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведениеопераций и информационные затраты. Финансовые посредники, осуществляя большиеобъемы операций по инвестированию и привлечению средства, уменьшают дляучастников рынка затраты и соответствующие риски от проведения операций сфинансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынкеименно посредники играют решающую роль в перемещении капиталов. В особенностизаметная эта роль при финансировании посредниками корпораций, которые имеют невысочайший кредитный рейтинг, и количество которых есть значительной во всехстранах мира. Финансовые посредники уменьшают затраты через осуществлениеэкономии на масштабе операций и усовершенствования процедур оценивания ценныхбумаг, эмитентов и заемщиков на кредитном рынке.
Финансовыйрынок Республики Беларусь представляет собой организованную или неформальнуюсистему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обменденьгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесьиграют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств отсобственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.
В странах сразвитой рыночной экономикой функционируют высокоэффективные финансовые рынки,которые обеспечивают механизм перераспределения финансовых ресурсов средиучастников рынка и оказывают содействие эффективному размещению сбереженийсреди областей экономики. На развитие финансовых рынков в таких странахоказывают содействие массовая приватизация, преодоление кризисных явлений иположительные сдвиги в экономике. Параллельно с этим, как правило, происходитформирование соответствующей законодательной базы и механизма, которыйгарантирует ее выполнение.
2. Выручкаот реализации продукции, ее состав и структура
Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме,учитываемая в случае возможности ее оценки.
Доход предприятия образуют поступившие за определенный периодвремени денежные средства или иное имущество, увеличивающее его активы. Доходклассифицируется на доходы по видам деятельности и прочие поступления, ккоторым относятся операционные и внереализационные доходы.
Доходом по видам деятельности предприятия является выручка отреализации товаров, продукции, работ, услуг и других видов деятельности,указанных в уставе.
Сумма выручки определяется в соответствии с принятой предприятиемучетной политикой на основании договора или ином основании, предусмотренномзаконодательством. В противном случае полученные в оплату предприятием денежныесредства и иные активы рассматриваются как внереализационные доходы.
Операционными являются доходы от отдельных операций, неотносящихся к видам деятельности предприятия, не связанные с производством,например доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащихпредприятию основных средств, нематериальных активов, производственных запасов,валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов:
1) доходы от предоставления за плату во временное пользованиеактивов предприятия в соответствии с законодательством (когда это не являетсяпредметом деятельности);
2) доходы от участия в уставных фондах других организаций, атакже доходы по ценным бумагам;
3) проценты за использование банком денежных средств, находящихсяна счете организации в данном банке.
К внереализационным доходам относятся доходы от операций,непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия, втом числе чрезвычайные доходы: штрафы, пени, неустойки за нарушение условийдоговоров, полученные, присужденные судом или признанныеорганизацией-должником, начисленные в момент их признания или получения:
1) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров,уплаченные или признанные организацией к уплате;
2) стоимость безвозмездно полученных активов: основныхсредств и других амортизационных активов, в том числе полученных в качествецелевого финансирования;
3) стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатаминвентаризации;
4) прибыль или убыток прошлых лет;
5) суммы недостач, потерь и порчи активов в соответствии сзаконодательством;
6) положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие припереоценке имущества и обязательств;
7) сумма дооценки активов;
8) другие.
Выручка от реализации может определяться либо по мере отгрузкипродукции, либо по мере поступления оплаты на счета в банках. Право выбораметода определения предоставлено самим предприятиям, которые отражают принятоерешение в учетной политике предприятия.
Доходом предприятия считается не вся выручка от реализации, атолько ее часть, за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, иныхналогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Своевременное поступление выручки – важный момент в хозяйственнойдеятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции являетсяосновным регулярным источником средств для предприятия и занимает наибольшийудельный вес среди других возможных поступлений средств. Во-вторых, процесскругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции ипоступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производстводенежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующегокругооборота.
От поступления выручки зависит устойчивость финансового положенияпредприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременностьрасчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими ислужащими предприятия. Несвоевременное ее поступление приводит к задержкерасчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерюприбыли предприятия, но и перебои в работе, остановку производства на смежныхпредприятиях.
Предприятия, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку.Для учета валютной выручки в уполномоченном банке предприятию открывается двасчета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений виностранной валюте и текущий валютный счет для учета средств, остающихся враспоряжении предприятия после обязательной продажи части экспортной выручки виностранной валюте.
С транзитных валютных счетов предприятий по поручению предприятияосуществляется обязательная продажа валюты.
За полную и своевременную продажу части экспортной выручки навнутреннем валютном рынке предприятия несут ответственность в законодательноустановленном порядке.
Денежные средства в рублях, полученные предприятием в результатеобязательной продажи валютной выручки, зачисляются на его расчетный счет.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента:себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Каждая часть имеет своенаправление использования.
Первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемыхв полную себестоимость реализованной продукции, то есть себестоимость выступаетв качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь ввиду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный,экологический, чрезвычайный), а также сделать отчисления во внебюджетные идругие фонды в соответствии с законодательством.
Вторая часть выручки – прибыль. Она является источникомформирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств.Прибыль, направляемая в фонды предприятия, обеспечивает решение егоэкономических, технических социальных задач. Часть прибыли уплачивается вбюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги иотчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, иные налоги и обязательныеплатежи, подлежащие перечислению в бюджет).
На размер выручки от реализации продукции оказывают влияниеследующие факторы:
1) в сфере производства – объем производства, качествопродукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
2) в сфере обращения – ритмичность отгрузки, своевременноеоформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота,соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
3) не зависящие от деятельности предприятия – нарушения договоровпоставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта,несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется поформуле:
В = Он.г. + ТП – Ок.г.,
где В-планируемая сумма выручки от реализации продукции;
Он.г. – нереализованные остатки готовой продукции наначало планируемого года;
ТП – выпуск товарной продукции, в планируемом году;
Ок.г – остатки нереализованной продукции на конецпланируемого периода.
Все элементы формулы расчета выручки от реализации продукциивыражены в ценах реализации: остатки на начало года – в действовавших ценахпериода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остаткинереализованной продукции на конец периода – в ценах планируемого периода.
Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализацииопределяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенныххозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Товарная продукция (ТП) – предназначенная для реализации продукцияв денежном выражении. Включает полностью укомплектованные изделия иполуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав ТПвходят также работы и услуги промышленного характера на сторону; продукция(услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунальногохозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия.
Объем ТП может быть исчислен по формуле:
ТП = СГП + СПФ + СРП +СПС,
где СГП – стоимость готовой продукции, выработанной изсвоего сырья, реализованной или предназначенной к реализации;
СПФ – стоимость полуфабрикатов основного производства ивспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальномустроительству;
СРП – стоимость работ промышленного характера и услуг,включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средствсвоей организации;
СПС – стоимость переработки сырья (материалов)заказчика.
В момент планирования точные данные об остатках нереализованнойпродукции на начало планируемого периода могут отсутствовать. Поэтому в расчетможет приниматься ожидаемая величина остатков нереализованной продукции.Стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициентапересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода,предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции тогоже периода.
Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемогопериода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска впланируемых ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневноговыпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, приквартальном – по данным соответствующего квартала.
Состав остатков нереализованной продукции при планировании выручкипо поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия) на начало годавключает годовую продукцию на складе, в том числе отгруженные, документы покоторым не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых ненаступил, товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями; товары наответственном хранении у покупателя. На конец года остатки нереализованнойпродукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарамотгруженным, срок оплаты которых не наступил.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукциейсчитается только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукциясчитается реализованной, следовательно, оплаченной в ближайшее время. Напрактике, к сожалению, более вероятна другая ситуация – длительный периодосуществления расчетов или не поступление платежей от покупателя продукции вустановленный срок. На случай не поступления платежей от потребителейпредусматривается создание фонда риска, или, иначе говоря, резерва посомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторскаязадолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленныедоговорами, не обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки это учестьневозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют правообразовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются наотдельном счете, и относить поступающие от дебиторов долги в течение года насчет резерва. Источник образования резерва – прибыль до ее налогообложения.

3. Практическаячасть
На основефинансовой отчетности вашего предприятия необходимо оценить финансовое состояниепредприятия. Это предполагает анализ следующих групп показателей:
– финансовыерезультаты деятельности предприятия;
– объеми структура имущества;
– платежеспособность(коэффициенты ликвидности);
– эффективностьиспользования основных и оборотных средств.
Используяметоды вертикального и горизонтального анализа необходимо оценить динамику инаправления изменения финансового состояния анализируемого предприятия.
Основной виддеятельности ООО «Юалстар» – промышленное производство строительныхматериалов (плитка керамическая облицовочная, плитка, керамическая для пола,минераловатные изделия). Проведем анализ основных показателей деятельности ООО «Юалстар»за 2006–2007 гг.
(таблица 1).
Таблица 1. Основные показателихозяйственной деятельности ООО «Юалстар» за 2006–2007 гг.Показатели Ед. изм. 2006 г. 2007 г. Отклонение (+,–) Темп роста, % Выручка от реализации млн. руб. 47546 54156 +6610 113,9 Выручка от реализации за вычетом налогов млн. руб. 42318 49180 +6862 116,2 Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 34962 40924 +5962 117,1 Расходы на реализацию млн. руб. 1292 1859 +567 143,9 Прибыль (убыток) от реализации млн. руб. 6064 6397 +333 105,5 Операционные доходы млн. руб. 4128 12141 +8013 В 2,9 раза Операционные расходы млн. руб. 4282 12160 +7878 В 2,8 раза Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов млн. руб. -154 -19 +135 12,3 Внереализационные доходы млн. руб. 319 142 -177 44,5 Внереализационные расходы млн. руб. 1723 1730 +7 100,4 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов млн. руб. -1404 -1588 -184 113,1 Прибыль за отчетный период млн. руб. 4506 4790 +284 106,3 Налоги и сборы из прибыли млн. руб. 1976 1856 -120 93,9 Расходы и платежи из прибыли млн. руб. 128 5 -123 3,9 Нераспределенная прибыть (убыток) млн. руб. 2402 2929 +527 121,9 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Как видно изданных таблицы 1, по состоянию на 01.01.2008 г. выручка от реализациипродукции выросла по сравнению с 2006 г. на 6610 млн. руб. и составила 54156 млн. руб. Рост связан с увеличением объемов производства и реализациипродукции. Соотношение себестоимости реализованной продукции и выручки отреализации за 2007 г. и 2006 г. существенно не изменилось и составило 0,76 и 0,74, соответственно. По результатам работы за 2006–2007 гг. предприятие сработалос прибылью. Прибыль от реализации продукции за 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросла на 333 млн. руб., так как увеличилась выручка от реализации за соответствующийпериод. Прибыль за отчетный период увеличилась на 284 млн. руб., в том числе на333 млн. руб. за счет прибыли от реализации продукции, на 135 млн. руб. за счетприбыли от операционных доходов и расходов, и уменьшилась на 184 млн. руб. засчет убытка от внереализационных операций.
При ростевыручки от реализации на 13,9%, прибыль от реализации увеличилась всего на 5,5%,что объясняется более высоким ростом себестоимости и расходов на реализацию – на17,1 и 43,9% соответственно. Темпы роста цен на сырье и энергоносителиопережают темпы роста цен на продукцию предприятия. Средневзвешенный рост ценна продукцию предприятия за 2007 г. к уровню декабря 2006 г. составил 100,7%. Кроме административного ограничения роста цен, предприятие не можетувеличить цены на керамическую плитку из-за возможности значительной потериконкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках (на рынокБеларуси поступает все больше импортной продукции: дешевой керамической плиткии разнообразный ассортимент минераловатной продукции. В первом случае продукциясреднего и низкого качества пользуется спросом в связи с низкой покупательнойспособностью потребителей в республике. Низкая конкурентная способностьминераловатных изделий связана с выпуском малого ассортимента этой продукциипредприятием, а также наличием на рынке более качественной продукции зарубежныхпроизводителей. Для расширения ассортимента необходима реконструкцияпроизводства данной продукции. Кроме того, на экспортных рынках прослеживаетсятенденция снижения цен в целом на всех сегментах реализации плитоккерамических).
Такимобразом, на основе проведенного анализа финансово-экономических показателей ООО «Юалстар»за 2006–2007 гг., можно сделать вывод, что результативность работы ООО «Юалстар»за 2007 г. по сравнению с 2006 г. существенно повысилась, о чем свидетельствуют рост прибыли от реализации, прибыли отчетного периода и прибыли,остающейся в распоряжении предприятия.
Анализ финансового состояния ООО «Юалстар» начнем сизучения состава и структуры имущества (таблица 2).
Таблица 2. Анализактивов ООО «Юалстар» по состоянию на
1 января 2008 г.
Наименование
статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Изменения (+/–) Темп изменения, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % Всего активов 58329 100,0 65944 100,0 +7615 - 113,1
1. Внеоборотные активы,
в том числе: 41126 70,5 46606 70,7 +5480 +0,2 113,3 1.1.основные средства 36016 61,7 41444 62,8 +5428 +1,1 115,1 1.2.вложения во внеоборотные активы 5110 8,8 5162 7,8 +52 -1,0 101,0 2. Оборотные активы 17203 29,5 19338 29,3 +2135 -0,2 112,4 2.1.запасы и затраты 8746 15,0 10172 15,4 +1426 +0,4 116,3 2.2.налоги по приобретенным активам 642 1,1 348 0,5 -294 -0,6 54,2

2.3.дебиторская задолженность 7013 12,0 8298 12,6 +1286 +0,6 118,3 2.4.денежные средства 564 1,0 344 0,5 -220 -0,5 61,0 2.5.прочие оборотные активы 238 0,4 176 0,3 -62 -0,1 73,9
Анализируя структуру актива баланса ООО «Юалстар» видно,что на конец отчетного периода общая стоимость имущества составила 65944 млн.руб. и по отношению к началу отчетного периода выросла на 13,1%. Основную долюв общей сумме активов на 01.01.2008 г. занимают внеоборотные активы.
По сравнениюс 2006 г. произошло увеличение удельного веса внеоборотных активов на 0,2%.Их сумма на конец отчетного периода составила 46606 млн. руб., удельный вес наконец отчетного периода увеличился с 70,5% до 70,7%. Внеоборотные активы на01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. представлены в основном основнымисредствами, их сумма увеличилась на 5428 млн. руб., а удельный вес в общей структуреактивов увеличился на 1,1%. Внеоборотные активы увеличились в основном за счетувеличения остаточной стоимости основных средств в результате проведеннойпереоценки по состоянию на 01.01.2008 г.
Суммаоборотных активов на 01.01.2008 г. составила 19338 млн. руб., на01.01.2007 г. составила 17203 млн. руб., удельный вес на конец отчетногопериода снизился на 0,2% (с 29,5% до 29,3%). В структуре оборотных активов на01.01.2007 г. основной удельный вес занимали запасы и затраты (15,0%) идебиторская задолженность (12,0%), а на 01.01.2008 г. запасы и затратысоставили 15,4%, дебиторская задолженность 12,6% к общей сумме актива баланса.
Ростдебиторской задолженности связан с предоставлением отсрочек платежей призаключении договоров на поставку продукции с целью продвижения ее на рынкахсбыта в условиях высокой конкуренции. В качестве отрицательного момента следуеттакже отметить, что темп роста дебиторской задолженности за 2007 г. (18,3%) опережает темп роста выручки от реализации (16,2%). Крупнейшими дебиторами ООО «Юалстар»являются: ЧП «Ремус-Декор» – 894,3 млн. руб., ЗАО «Континент-XXI» – 924,5 млн.руб., ООО «Павлид» – 838,4 млн. руб.
Оборотныеактивы ООО «Юалстар» в 2007 г. увеличились за счет роста остатковсырья и материалов, дебиторской задолженности. Рост остатков сырья и материаловобусловлен в первую очередь созданием запасов глины на зимний период, врезультате чего, поставки импортной глины в натуральном выражении заанализируемый период выросли в 2 раза, при том, что в 2006 г. подобная заготовка из-за отсутствия достаточных финансовых средств не производилась.
Анализструктуры источников формирования капитала ООО «Юалстар» приведен в таблице3.
Анализ структурыпассивов ООО «Юалстар» свидетельствует о том, что в 2006 г. источником формирования финансовых ресурсов являются капитал и резервы предприятия (55,1%),за 2007 г. их удельный вес составил 62,6% и увеличился на 7,5%, а вабсолютном выражении – на 9105 млн. руб.

Таблица 3. Анализструктуры источников формирования капитала ООО «Юалстар»Наименование статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Отклонение (+/–) сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, %
сумма,
млн. руб. уд. вес, % 1. Капитал и резервы: 32161 55,1 41266 62,6 +9105 +7,5 1.1.уставный фонд 4 0,1 27020 41,0 +27016 +40,9 1.2.добавочный фонд 31018 53,1 14246 21,6 -16772 -31,5 1.3.целевое финансирование 1139 1,9 - - -1139 -1,9 2. Обязательства: 26168 44,9 24678 37,4 -1490 -7,5 2.1.долгосрочные кредиты и займы 13279 22,8 10666 16,2 -2613 -6,6 2.2.краткосрочные кредиты и займы 6883 11,8 9679 14,6 +2796 +2,8 2.3.кредиторская задолженность 6006 10,3 4333 6,6 -1673 -3,7 Баланс 58329 100,0 65944 100,0 +7615 -
Капитал ирезервы ООО «Юалстар» в 2006 г. представлены в основном добавочным фондом (53,1%), сумма которого уменьшилась на 16772 млн. руб., а удельный весснизился на 31,5%. В структуре источников собственных средств предприятияпроизошли изменения, которые обусловлены акционированием предприятия. Вчастности уставный фонд ООО «Юалстар» увеличился на 26017 млн. руб.
Наряду ссобственными средствами предприятие использует и заемные средства, которыевключают в себя кредиторскую задолженность, а также кредиты и займы банков,состоящие из долгосрочных и краткосрочных кредитов. По состоянию на01.01.2008 г. по сравнению с 01.01.2007 г. долгосрочные кредитыуменьшились на 2613 млн. руб., краткосрочные кредиты увеличились на 2796 млн.руб. Кредиторская задолженность на 01.01.2008 г. составила 4333 млн. руб.,из них:
– расчетыс поставщиками и подрядчиками – 1393 млн. руб.;
– расчетыпо оплате труда – 630 млн. руб.;
– расчетыпо социальному страхованию и обеспечению – 197 млн. руб.;
– расчетыпо налогам и сборам – 443 млн. руб.;
– расчетыс разными дебиторами и кредиторами – 1666 млн. руб.
Просроченнаякредиторская задолженность на 01.01.2008 г. составила 203 млн. руб. или 4,7%в общей сумме кредиторской задолженности. По сравнению с 01.01.2007 г.кредиторская задолженность уменьшилась на 1673 млн. руб., прежде всего этосвязано с уменьшением расчетов с поставщиками и подрядчиками и с разнымидебиторами и кредиторами. Просроченная кредиторская задолженность уменьшиласьна 294 млн. руб. или в 2,4 раза.
Отношениекредиторской задолженности к выручке за 2006 г. составляло 12,6%, а за 2007 г. составило 8,0%. Оборачиваемость кредиторской задолженности в 2007 г. по сравнению с 2006 г. ускорилась с 49 дней до 34,4 дней. Следует отметить, чтосоотношение дебиторской и кредиторской задолженности значительно улучшилось – с1,2 по состоянию на 01.01.2007 г. до 1,9 по состоянию на01.01.2008 г.
Основнымикредиторами ООО «Юалстар» являются:
– фирма «Astropark International S.A.»(Австрия) – 106,2млн. руб.;
– ЗАО«Ирис-ПАК» (Россия) – 212,3 млн. руб.;
– ЧПУП«МекомПак» – 112,6 млн. руб.;
– ЖТ Пушкарев А.А.– 104,5 млн. руб.
Соотношениесобственного капитала к заемному на 01.01.2007 г. составило 1,223 (32161 /26198), а на 01.01.2008 г. составило 1,672 (41266 /
/ 24678). Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что ООО «Юалстар»в 2007 г. привлекало меньше заемных средств по сравнению с 2006 г., что свидетельствует о повышении мобильности имущества предприятия.
Для анализаликвидности ООО «Юалстар» по методике Минфина (данные Инструкции поанализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектовпредпринимательской деятельности) рассчитаем коэффициенты текущей ликвидности иобеспеченности собственными оборотными средствами (таблица 4).
Таблица 4. Коэффициентытекущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Юалстар»Наименование показателя На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1 = стр. 290 / (стр. 590 – стр. 510 – стр. 550) 1,334 1,38
К1³1,2
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2 = (стр. 490 + стр. 550 – стр. 190) / стр. 290 -0,521 -0,276
К2³0,3
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3 = (стр. 590 – стр. 550) / стр. 600 0,449 0,374
К3£0,85 /> /> /> /> /> /> />
Коэффициенттекущей ликвидности:
На01.01.2007 г.:
17203 /(26168 – 13279) = 1,334
На01.01.2008 г.:
19338 /(24678 – 10666) = 1,38
На01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. значение коэффициента текущейликвидности выше нормативного. Нижняя граница рекомендуемого значенияобусловлена тем, что у предприятия должно быть по меньшей мере достаточнооборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятиеокажется под угрозой банкротства. Приведенные выше расчеты свидетельствуют отом, что ООО «Юалстар» обеспечено собственными оборотными средствами дляведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочныхобязательств.
Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами:
На01.01.2007 г.:
(32161 – 41126)/ 17203 = -0,521
На01.01.2008 г.:
(41266 – 46606)/ 19338 = -0,276
Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами на 01.01.2007 г. и на01.01.2008 г. не соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что уООО «Юалстар» не достаточно собственных оборотных средств для веденияхозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициентобеспеченности финансовых обязательств активами:
На01.01.2007 г.:
26168 / 58329= 0,449
На01.01.2008 г.:
24678 / 65944= 0,374
Значениекоэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. соответствует нормативу, то есть ООО «Юалстар»способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализацииактивов.
Такимобразом, на 01.01.2008 г. можно сделать вывод, что предприятие являетсяплатежеспособным и имеет удовлетворительную структуру баланса,платежеспособность приобрела устойчивый характер.
Финансовоесостояние ООО «Юалстар» на 01.01.2008 г. можно охарактеризовать какустойчивое. Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами дляведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочныхобязательств, однако у ООО «Юалстар» не достаточно собственных оборотныхсредств для обеспечения финансовой устойчивости.
Положительныммоментом является и тот факт, что ООО «Юалстар» способно рассчитаться посвоим финансовым обязательствам после реализации активов. Как свидетельствуетдинамика изменения на протяжении года коэффициентов платежеспособности, ихзначения улучшаются в сторону приближения к нормативным, что свидетельствует обулучшении финансового положения ООО «Юалстар».
Одним изисточников экономического роста предприятия становится повышение эффективностииспользования основных фондов, которое на предприятии проявляется в увеличенииобъема выручки, прибыли, экономии затрат труда. Интенсивное использованиеосновных фондов дает возможность получать доходы без дополнительных капитальныхзатрат.
Дляопределения экономической эффективности использования основных фондов ООО «Юалстар»рассчитаем следующие показатели.
1) фондоотдача(определяется отношением выручки к среднегодовой стоимости основных фондов).
2006 год:
/>
2007 год:
/>
Такимобразом, из приведенных расчетов видно, что фондоотдача увеличилась на 0,06руб. (1,4 руб. – 1,34 руб.), на это оказало влияние повышениепроизводительности труда.
2) фондооснащенность(характеризует величину основных фондов на одного работника предприятия).
2006 год:
/>
2007 год:
/>
ФондооснащенностьООО «Юалстар» по сравнению с 2006 г. увеличилась на 7,21 руб. (130,4 руб. – 123,19 руб.), это связано с увеличением основных средств в активах ООО «Юалстар».
3) коэффициентэффективности использования основных фондов (характеризует величину прибыли на1 руб. основных фондов).
2006 год:
/>
2007 год:
/>
Приведенныерасчеты свидетельствуют об ухудшении эффективности использования основныхсредств, так как прибыль на 1 руб. основных фондов снизилась на 0,003 (0,124 – 0,127).
Проведеманализ оборачиваемости оборотных средств ООО «Юалстар» (таблица 5).
Таблица 5. Оборачиваемостьоборотных средств ООО «Юалстар»Показатель 2006 год 2007 год Изменение, +/- 1. Выручка от реализации продукции, млн. руб. 47546 54156 +6610 2. Однодневный оборот (стр. 1 / 360 дн.), млн. руб. 132,07 150,43 +18,36 3. Среднее значение текущих активов (оборотных средств), млн. руб. 17045 18270,5 +1225,5 4. Оборачиваемость оборотных средств, дней (стр. 3 / стр. 2) 129,06 121,46 -7,6
5. Коэффициент оборачиваемости
(стр. 1 / стр. 3) 2,79 2,96 +0,17
В связи сростом выручки от реализации продукции в 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошло увеличение однодневного оборота на 18,36 млн. руб. Оборотные средства ООО «Юалстар» в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 1225,5 млн. руб. Эффективностьиспользования оборотных средств характеризуется системой экономическихпоказателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств. Необходимо отметить росткоэффициента оборачиваемости оборотных средств в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 0,17 и снижение оборачиваемости оборотных средств на 7,6дн.
Рассмотревсложившуюся ситуацию в ООО «Юалстар», проанализировав основные показателиего деятельности, разработаем рекомендации для улучшения эффективностифункционирования предприятия.
Рост объемовреализации продукции и прибыли от реализации ООО «Юалстар» прогнозируетсяполучить за счет увеличения объема производства продукции и уменьшения остатковготовой продукции на складах, а также за счет снижения затрат на 1 руб.товарной продукции. Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции в 2008 г. будет осуществляться за счет следующих основных факторов:
– внедренияновой, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производственныхпроцессов;
– совершенствованияприменяемой техники и технологии;
– совершенствованияорганизации и управления производством, улучшение организации труда;
– сокращениеадминистративно-управленческих расходов;
– ростобъемов производства и изменение структуры выпускаемой продукции.

Списокиспользованных источников
1. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович.– Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М: Финансы истатистика, 2002. – 415 с.
3.  Раицкий К.А. Экономикапредприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К,2002. – 1012 с.
4.  Романовский В.М. идр. Финансы предприятий. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2000. – 528 с.
5.  Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание,2002. – 704 с.
6.  Финансы предприятий:Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной.– 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
7.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансыпредприятий. – М: Инфра-М, 2002. – 207 с.
8.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методикафинансового анализа. – М.: Инфра-М, 1998. – 342 с.
9.  Шидловская М.С. Финансовыйконтроль и аудит: Учеб. пособие – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 495 с.
10.  Инструкция по анализу иконтролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектовпредпринимательской деятельности (в ред. постановления Минфина, Минэкономики,Минстата от 27.04.2007 г. №69/76/52).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность политической власти
Реферат Планета Земля - место обитания человека
Реферат I. Особенности воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста
Реферат Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 11
Реферат Удосконалення надання послуг в ресторані Не гони
Реферат Виды административно-правовых норм
Реферат Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО Башторгтехника
Реферат Опричный террор Ивана Грозного
Реферат Общественные объединения в РФ: понятие, организационно-правовые формы
Реферат История, историки и философия истории
Реферат The Effects Of Drugs Essay Research Paper
Реферат Лабораторная работа по БЖД вар 7
Реферат Особенности налоговых систем развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки
Реферат Регистрация индивидуального предпринимательства
Реферат Государственная дума России и ее проблемы