План:
1.Содержание и строениефинансового механизма
2.Сущность и виды финансовыхметодов и рычагов
3.Обеспечение функционированияфинансовой системы РФ. Понятие финансовой системы.
3.1.Правовые основы финансовыхотношений
3.2. Использование современныхинформационных технологий в финансовой работе
4.Роль финансового механизма вфункционировании финансовой системы
1.Содержаниеи строение финансового механизма
Финансывыступают инструментом воздействия на производственно-торговый процессхозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом.
Финансовый механизм –совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования ииспользования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,методы финансового планирования формы управления финансами и финансовойсистемой, финансовое законодательство.
Централизованные финансы- это экономические денежные отношения, связанные с формированием ииспользованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Децентрализованныефинансы — это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежныхфондов предприятия.
Большое значение имеетвыработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учетусловий в процессе проведения финансовой политики требует выявлениясоответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленныхзадач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитиемнаучно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса,обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всехрегионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансовогомеханизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организациифинансовых отношений и способы их количественного определения. Множествофинансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.
Государство на основеобъективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валовогонационального продукта национального дохода; определяет налоги, принципы инаправления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику;осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способыорганизации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.
Финансовый механизмделится на:
– финансовый механизморганизаций;
– страховой механизм;
– механизмфункционирования государственных органов;
– кредитную политику.
В каждом из разделоввыделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.
Территориальное деление:
— финансовый механизмфедерации;
— финансовый механизмреспублики;
— финансовый механизмместных органов.
По воздействию наобщественное производство:
а) механизм мобилизациифинансовых ресурсов;
б) механизмпредоставления финансовых ресурсов;
в) механизмстимулирования общественного производства.
Каждыйэлемент является составной частью единого финансового механизма, нофункционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звеньяразличаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. Подразделениесвязано со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимостиВВП и части национального богатства, что влияет на формы денежных накоплений,виды платежей в бюджет, направление и формы бюджетного финансирования, методыобразования финансовых резервов и т.д. Учитывая эти особенности, государствоусиливает или ослабляет воздействие разных частей на общественное производствои его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов,добиваясь желаемых результатов. Кроме того, в структуре финансовый механизмвыделяют функциональные звенья: мобилизацию финансовых ресурсов;финансирование; стимулирование и др.
Финансовыймеханизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует наобщественное производство через финансовое обеспечение и финансовоерегулирование. При этом чем выше уровень развития общества и его экономики, темзначительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуетсяс помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.Проблема практического использования этих форм заключается в установленииоптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовойполитикой и нормами финансового права, отраженными в финансовомзаконодательстве. Использование юридических норм в финансовой сфередеятельности дает возможность установить единые правила организации финансовыхсвязей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов,государства. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовуюдисциплину.
Взависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизмподразделяется на директивный и регулирующий.
Директивныйсвязан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги,государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяетосновные направления функционирования финансовых отношений, а не затрагивающихнапрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности напредприятиях).
Финансовый механизмдержится на трех фундаментальных блоках:
1. Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средствпроизводства и технологии в процессе управления финансами.
К организационнымпроцедурам относятся:
1) создание органов управленияфинансами;
2) построение структуры аппаратауправления;
3) разработка методик, инструкций, норм,нормативов и т.п.
Организацияфинансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между системойфинансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается черезкоординацию и регулирование. Координация означает согласованность работ всехзвеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов. Регулированиеозначает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которогодостигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновенииотклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятияпо устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, отграфиков, от плановых заданий.
2.Планирование представляет собой процесс выработки плановых заданий составленияграфика их выполнения, разработку финансовых планов и программ, обеспечение ихнеобходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за исполнением. Планирование — это прежде всего процесс администрирования, т.е. оно носит директивныйхарактер.
Стимулированиевыражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективностипроизводственного и торгового процессов.
Кфинансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизациидля самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии,финансовые санкции и т.п.
Итак,финансовый механизм составная часть хозяйственного механизма, представленнаясовокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методовисчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании ииспользовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизмиспользуется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единойфинансовой политики государства, регионов, муниципальных образований,хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма на экономику исоциальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансовогомеханизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач идостижение реального эффекта, с другой — через величину финансовых ресурсов,формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых(инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, еготерриториальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структуруфинансового механизма составляют пять взаимосвязанных элементов:
1. Финансовые методы — способывоздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (планирование;систему расчетов; прогнозирование; аренду; самофинансирование; страхование;инвестиционную программу; залоговые операции; кредитование; траст; выпускценных бумаг; факторинг; налогообложение; лизинг; трансферт).
2. Финансовые рычаги (прибыль; цена;доход; арендная плата; амортизационные отчисления; дивиденды; финансовыесанкции; процентная ставка; дисконт).
3. Правовое обеспечение(правовые акты; законы; указы; постановления Правительства; приказы,распоряжения, письма Минфина и т.п.).
4. Нормативноеобеспечение (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методическиеуказания и разъяснения и т.п.)
5. Информационноеобеспечение (компьютерные программы; бухгалтерская отчетность; статистическаяотчетность; оперативная отчетность и пр.)
2.Сущность и виды финансовых методов и рычагов
Финансовые методы —способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовыйметод отвечает на вопрос: «Как воздействовать?». Действие финансового методапроявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый методможно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственныйпроцесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управлениядвижением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений,связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальнымстимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежныхфондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производстваи обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческийрасчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) формезатрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применениякоммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли приминимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализацияуказанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного)в производственно-торговую деятельность капитала с финансовымирезультатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставитьразличные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора(максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежныхрасходов и финансовых потерь и др.).
Действие финансовыхметодов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Кфинансовым методам относятся:
— планирование;
- систему расчетов;
- прогнозирование;
- аренду;
- самофинансирование;
- страхование;
- инвестиционнуюпрограмму;
- залоговыеоперации;
- кредитование;
- траст;
- выпуск ценных бумаг;
- факторинг;
- налогообложение;
- лизинг;
- трансферт.
Финансовые рычагипредставляют собой прием действия финансового метода, при которых финансывоздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено — предприятия. Финансовый рычаг отвечает на вопрос: «Чем воздействовать?».
К финансовым рычагамотносятся:
- прибыль;
- цена;
- доход;
- арендная плата;
- амортизационныеотчисления;
- портфельныеинвестиции
- дивиденды;
- паевые взносы
- вкладыв уставный капитал
- экономическиефонды целевого назначения
- финансовыесанкции;
- процентные ставкипо ссудам, депозитам, облигациям;
- котировкавалютного курса рубля
- дисконт.
3.Обеспечениефункционирования финансовой системы РФ. Понятие финансовой системы.
Имеяввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовыхотношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звеньяфинансовых отношений.
По определению,финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своейфинансовые отношения являются распределительными, причем распределениестоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежныефонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют вобщественном производстве: являются ли непосредственными его участниками,организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первогообъективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с нимв общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупныесферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование;государственные финансы.
Внутри каждой изназванных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляетсяв зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющеевлияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяетвыделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья,как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансыучреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансыобщественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъектапредопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают:социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхованиеответственности, страхование предпринимательских рисков. В сферегосударственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетныефонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовыхотношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовойсистемы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное- финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов,ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом,внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовойсистемы в свою очередь разделяется на подзвенья в соответствии с внутреннейструктурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансовпредприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости ототраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных,сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а взависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий,кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономическиеособенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенноевлияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондовцелевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховыхотношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования,подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансовгруппировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии суровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации,местный).
Одним из главных звеньевфинансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительствоконцентрирует в своих руках значительную часть национального дохода,перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваютсякрупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношениирасходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступаеткоординирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетныхдотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальноефункционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеномявляются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль вэтом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственногобюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служатпроводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фондыуправляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местнымивластями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондовявляются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Сферыи звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единуюфинансовую систему.
Дляобеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового системыгосударства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и нормфинансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы.На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы,понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовыересурсы.
Правовые основы финансовых отношений
Правовое обеспечениефункционирования финансовой системы включает:
- Законы РоссийскойФедерации(бюджетный кодекс, налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию,Закон о госбюджете и пр.);
- Указы ПрезидентаРФ (по налогообложению);
- ПостановленияПравительства РФ;
— Приказы и Циркулярныеписьма министерств и ведомств (Приказы Мининформсвязи России, Приказы МинсвязиРоссии, Приказы Россвязи, Приказы Росинформтехнологий, Приказы Россвязьнадзора)
- Концепции отрасли
- Программы отрасли
— Руководящие документы(РД) отрасли
- Распоряжения
— Рекомендации
— Прочие правовыедокументы органов управления.
3.2. Использованиесовременных информационных технологий в финансовой работе
Информационноеобеспечение функционирования финансовой системы состоит из разного рода и видаэкономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовойинформации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособностисвоих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах натоварном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел набиржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любыхдостойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, ктовладеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например,сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видовинтеллектуальной собственности и вноситься в качестве вклада в уставный капиталакционерного общества или товарищества.
Концепция использованияинформационных технологий до 2010 года, Основной целью применения современныхинформационных технологий в финансовой работе государственной власти являетсяповышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмовгосударственного управления, формирование «электронного правительства»,ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям иопирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий вобщественной жизни. Государственная политика в сфере использованияинформационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечениясогласованности действий федеральных органов государственной власти поформированию и выполнению программ и проектов информатизации. В настоящее времясложились благоприятные предпосылки для совершенствования государственногорегулирования, повышения качества и доступности предоставляемых государствомуслуг населению и организациям и обеспечения эффективного управлениягосударственной собственностью, контроля гражданами деятельности органовгосударственной власти, повышения результативности, качества и прозрачностиработы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции наоснове широкого применения информационных технологий. В рамках реализациипрограмм социально-экономического развития и модернизации системыгосударственного управления создаются необходимые условия для широко внедренияинформационных технологий на основе: исключения избыточных функций федеральныхорганов исполнительной власти и оптимизации системы государственного контроля;повышения информационной открытости, реализации прав граждан на доступ кинформации; формирования современной инфраструктуры предоставленияинформационно-коммуникационных услуг, повышение доступности информационныхтехнологий; роста объемов финансирования проектов информатизации,распространения опыта успешного использования информационных технологий в деятельностиорганов власти. Важную роль в повышении эффективности использованияинформационных технологий выполняет ФЦП «Электронная Россия», реализациякоторой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедренияинформационных технологий на качественно новом уровне. Общий объемфинансирования ведомственных программ информатизации за период 2001-2003 годовпревысил 22 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета было выделеноболее 16 млрд. рублей, что составляет более 0,3% всех бюджетных расходов.Растет численность сотрудников федеральных органов государственной власти,обеспеченных современными персональными компьютерами, в большинстве министерстви ведомств созданы распределенные локальные сети, в том числе имеющие доступ всеть интернет. Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуг вструктуре бюджетных расходов увеличивается, что в целом отражает развитиефункциональных возможностей и рост сложности используемых в деятельностиорганов государственной власти информационных систем.
4. Рольфинансового механизма в функционировании финансовой системы
Государство устанавливаетспособы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативныхактах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаныс финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единыетребования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментомформирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние наэкономическую политику.
Можно схематическиизобразить эти связи:
1. Использование финансовчерез познание возможностей этой категории.
2. Правовое оформлениефинансовой политики.
3. Развитие и реализацияприемов и методов решения задач.
4. Финансовое право осуществляетрегламентацию финансовых отношений.
Финансовый механизм можнопредставить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньевфинансовой системы:
1) функционирование бюджетногомеханизма;
2) механизм функционирования финансовпредприятий, учреждений и организаций;
3) механизм функционированиявнебюджетных фондов;
4) механизм функционирования местныхфинансов;
5) функционирование страховогомеханизма;
6) механизм функционирования финансовогорынка.
Источникииспользуемой литературы:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы:Учебник. — М.: ЮНИТИ-РАНН, 2000
2. Финансы: Учебник для вузов/Под.ред.Поляка Г.Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп., 2001.
3. Финансы: Учебник длявузов/Под.ред.проф. Романовского М.В. — М.: Юрайт-М., 2001.
4. Финансы: Рабочая программа/ под.ред.Филина А.Г., «МГТА», М., 2002.
5. Финансы, денежное обращение и кредит.Учебник/Под.ред. Сенчагова.- М.: Проспект, 2000.
6. Финансы, денежное обращение и кредит.Учебник для вузов/Дробозина Л.А. — М,: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
7. Федеральная целевая программа«Электронная Россия (2002-2010 годы)», (ФЦП «Электронная Россия») утвержденнаяпостановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65.
8. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»;