Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые стимулы

Содержание
Введение. 3
1. Стратегияэкономического развития. 6
1.1. Направленияразвития экономики в современной России. 6
1.2. Необходимостьи возможность реализации инвестиционного сценария. 12
1.3. Балансфакторов роста и диапазон траекторий развития. 19
2. Прогнозреализации потенциала России в среднесрочной перспективе. 22
2.1.Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития. 22
2.2. Перспективыобновления экономического потенциала страны… 28
2.3. Налоговаяреформа в 2008 – 2010 гг. 31
Выводы ипредложения. 37
Список литературы… 40
Приложения. 42

Введение
Развитие российскойэкономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международныхэкономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целомсформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулированиявнешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулированиявнешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.
Сформированы предпосылкидля постепенного перехода от двустороннего к многостороннемуторгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональномэкономическом сотрудничестве.
Позитивная для Россииконъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможностиПравительства Российской Федерации для проведения активной экономическойполитики. Правительство Российской Федерации осуществляет сбалансированнуюбюджетную политику, сохраняет режим плавающего валютного курса и значительныезолотовалютные резервы, а также обеспечивает формирование Стабилизационногофонда Российской Федерации.
Для стимулированияэкономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должнаспособствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активностисубъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговойнагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставкиналога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов иупорядочение налоговых проверок и отчетности.
Для обеспеченияинновационной направленности экономического роста требуется повышение ролинаучных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один изосновных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационнойсистемы, формирования рынков инновационного капитала иинформационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствованиянормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность,кадрового обеспечения инновационной экономики.
/>Важнейшими факторами не толькоповышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечениястабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспортаи участие российских компаний в системе  международной торговли. Российскийэкспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевыхтоваров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж.Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента,при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентовэкспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляетоколо 8 — 9 процентов.
/>В целях оперативности принятиярешений следует внести изменения в бюджетное законодательство,предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемыхгарантий без включения в перечень программы государственных внешнихзаимствований Российской Федерации. Необходимо создать систему страхованияэкспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защитуэкспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а такжесодействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования дляреализации экспортных контрактов. Одним из основных направлений диверсификацииструктуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередьтранспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемовтранзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедуртаможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.
Важнейшей предпосылкойиспользования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов вмеждународной торговле является профессиональная подготовка и переквалификациякадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основныминаправлениями подготовки кадров являются применение инструментов торговойполитики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Наличиенескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственнымиизбирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сферкомпетенции, является преимуществом, эффективное использование которогопозволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всейтерритории страны. Все эти вопросы и определили актуальность исследованиявыбранной темы «Финансовые стимулы развития экономики России и их оценка».
Целью данной работыявляется изучение и раскрытие системы финансовых стимулов развития России и ихоценка».
Для раскрытия темыставится ряд задач:/> — изучить и раскрыть стратегиюэкономического развития и направления развития экономики в современной России;необходимость и возможность реализации инвестиционного сценария;
— представить прогнозреализации потенциала России в среднесрочной перспективе пофинансово-кредитному обеспечению долгосрочного развития, налоговой политикиРоссии.
Предметом исследованияявляется финансовые стимулы развития России и их оценка.
Объектом исследованияявляется процессы, протекающие в экономическом развитии России.
Информационной основойисследования послужили публикации Федеральной службы государственной статистикиРоссийской Федерации и, официальные инструктивно – методические материалы, специальныепериодические издания и материалы собственных исследований.

1. Стратегия экономического развития
 
1.1. Направления развития экономики всовременной России
 
Результаты,достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно –это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетнейдавности. Между тем  остальной мир все это 16 лет не стоял на месте. Даже развитыестраны, темпы роста которых относительно невысоки, продемонстрировали рост неменее чем на 60%. Этот накопленный разрыв – один из главных вызовов современнойроссийской экономике. Ликвидация этого разрыва – одна из важнейших задач,стоящих перед нашим государством в рамках долгосрочной стратегии развития.
При этомсодержательно проблема состоит не столько в ликвидации разрыва с развитымистранами, сколько в решении огромного перечня острейших социальных иэкономических проблем. В их числе проблема бедности, жилищная проблема,проблема изношенности практически всех видов инфраструктуры, проблема снижениякачества основного капитала. Достаточно сказать, что перечисленные впрезидентском послании первоочередные задачи, совместно с ужепродекларированными инвестиционными программами РАО ЕЭС, Газпрома и РЖДтребуют, при условии недопущения дальнейшего устаревания основных фондов,увеличения инвестиций в основной капитал в масштабах, существенно превосходящихвозможности российской экономики при инерционном  пятипроцентном росте [5]. Одиниз ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснениипричин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2006 гг.Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятнаяконъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичныйрост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли этифакторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействиедостаточно ограничено. Результаты факторного анализа показывают, что ростэкспорта, вызванный благоприятной внешней конъюнктурой, обеспечивал 4 и болеепроцентных пункта прироста в 2002-2004 гг. (см. табл.1.1.1). Но уже в 2005 г. вклад экспорта в экономический рост значительно снизился. Снижение роли экспорта вэкономическом росте в 2005-2006 гг. было отчасти компенсировано увеличениемвклада потребительского и инвестиционного спроса [16, с.16].
Таблица 1.1.1
Разложение по факторам(элементам) конечного спроса приростов ВВП в2000-2006 гг.Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Прирост ВВП за год (в процентах) 10.0 5.0 4.3 7.3 7.2 6.4 6.7 Вклады факторов (процентных пунктов) Потребление домашних хозяйств 3.6 4.7 4.5 4.9 5.7 6.3 7.5 Госпотребление 0.4 -0.2 0.5 -0.2 0.3 0.4 0.9 Накопление основного капитала 3.1 1.9 0.6 2.3 2.1 2.0 2.7 Прирост запасов 5.8 0.9 -1.1 0.9 1.5 1.4 0.9 Экспорт 2.1 1.0 3.8 4.9 3.9 2.2 2.3 Импорт -5.0 -3.3 -4.0 -5.4 -6.4 -5.9 -7.7 Сумма вкладов факторов в прирост ВВП 10.0 5.0 4.3 7.3 7.2 6.4 6.7
В то жевремя возникает вопрос, в какой мере импульс внутреннего спроса сможет и вдальнейшем компенсировать относительное ухудшение внешнеэкономическойконъюнктуры, каковы в принципе основные тенденции и каковы возможностироссийской экономики по ускорению экономического роста.
Приходитсяконстатировать, что базовые тренды и соотношения, связанные с формированиемконечного спроса и определяющие в итоге динамику ВВП, имеют понижательныйхарактер.
1.Динамикаэкспорта в связи с ограниченными возможностями сырьевых отраслей существеннозамедлилась и, при сохранении структуры экспорта, эта тенденция может толькоусилиться. Согласно прогнозам Министерства экономического развития и торговлиРФ темпы роста экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до менее одного процента в год.
2.Потреблениенаселения демонстрировало в последние годы чрезвычайно высокую и дажеускоряющуюся динамику. В то же время эта динамика в значительной степениопиралась, во-первых, на дополнительные доходы экономики связанные сблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а во-вторых, на бурное развитиесистемы потребительского кредитования. Позитивное воздействие этих факторов надинамику потребления и экономический рост в среднесрочной и долгосрочнойперспективе в существенной мере утрачивается.
3.Несмотря на определенный ростинвестиций, в последние годы доля накопления в ВВП остается на достаточнонизком уровне – порядка 18%. Сохранение такой нормы накопления в условияхнеизбежного роста капиталоемкости означает неизбежное замедление экономическогороста.
4.Государственное потребление, как всилу проводимой финансовой политики, так и вследствие замедления роста доходовбюджета, не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики.
5.Опережающий (по сравнению с динамикойпроизводства) рост импорта является наиболее мощным негативным факторомэкономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Высокая и даже ускоряющаяся динамика внутреннегоспроса сигнализирует о том, что экономика стремится расти гораздо быстрее — науровне 10-11% в год, однако ей это не удается. Достаточно интенсивныйвнутренний спрос последних лет не может трансформироваться в адекватнуюдинамику внутреннего производства (см. рис. 2) именно в силу чрезмерно быстрорастущегоимпорта.
Помимо рассмотренных выше макротенденций, действующихв сторону снижения потенциальной экономической динамики, существуют также целыйряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления которых невозможноконструктивное решение  стоящих перед обществом проблем. К их числу относятся:
— отсутствие эффективной системы перелива капитала, непозволяющее в условиях избытка финансовых ресурсов профинансировать развитиеобрабатывающей промышленности;
— низкая заработная плата в производственной сфереэкономики, препятствующая росту эффективности производства и распространениюинноваций;
— общее технологическое отставание российскойэкономики, не позволяющее обеспечивать должную конкурентоспособность продукциии услуг.
Объективно, в силу мощности рассмотренных вышетенденций и ограничений, достаточно высока вероятность реализации сценарияразвития, основные характеристики которого определяются параметрами инерционныхтрендов. Таким образом, в рамках разработки долгосрочного прогноза в первуюочередь необходимо рассмотреть инерционный сценарий развития. При этом важнопонимать, что данный сценарий по своей природе всегда опирается на ужесложившиеся тенденции, всегда исходит из того, что именно эти тенденции и вбудущем останутся доминирующими и по этой причине всегда несколькоконсервативен. Анализ инерционного сценария чрезвычайно важен, поскольку,во-первых, он дает представления о долгосрочных последствиях развития в рамкахинерции, а во-вторых, позволяет понять, какие механизмы и какого масштаба иструктурного наполнения затраты необходимо задействовать, чтобы преодолетьограничения роста. Прогнозно-аналитические исследования и расчеты показывают,что совокупное понижательное воздействие макроструктурных факторов,определяющих трендовую динамику со сторон конечного спроса, достаточно значимои оценивается нами на долгосрочную перспективу в 1.5 – 2.3 процентных пункта снижения темпов роста ВВП по сравнению с достигнутым в настоящее время уровнем(6.7%) [21, с.12].
Эта общая оценка включает:
— 0.2 – 0.4 процентных пункта вследствие замедлениясырьевого экспорта;
— 0.5 – 0.8 процентных пункта как результат замедлениядинамики мировых цен на сырьевые ресурсы;
— 0.3 – 0.5 процентных пункта вследствие замедлениядинамики потребительского кредитования;
— 0.5 – 0.6 процентных пункта как следствиеопережающего роста импорта.
Таким образом, в рамках инерционного сценариянеизбежно на интервале 2007 – 2030 гг. постепенное снижение темповэкономического роста до 4.4-5.2% в год. При такой динамике роста возможностирешения актуальных социально-экономических задач становятся весьмаограниченными. В результате масштабы разрывов в экономике России — подифференциации доходов, по уровню экономического развития регионов, потехнологическому состоянию различных секторов экономики — останутся практическинеизменными. Это означает, что задачи развития в рамках данного сценария решеныбыть не могут.
Принятая здесь гипотеза возможного негативноговоздействия опережающего роста импорта на динамику ВВП является весьмаумеренной. В действительности в последние полтора-два года наблюдаетсязначительное увеличение эластичности импорта по темпу укрепления рубля. Этоприводит к тому, что даже при замедляющемся укреплении рубля импорт ускоряется.Между тем ускорение импорта по отношению к динамике ВВП на 1 процентный пункт эквивалентноснижению темпа роста ВВП на 0.3 процентных пункта. Таким образом, приведеннаявыше вероятная оценка экономической динамики в рамках инерционного вариантаразвития отражает, скорее, верхний диапазон инерции. Нижняя граница диапазонаинерции оценивается нами в 3.5-4.0% роста ВВП к концу прогнозного периода.Сегодня важно отметить, что, несмотря на все перечисленные выше тенденции иограничения, ни один из инерционных сценариев и прогнозов, разработанных впоследние годы, в полной мере реализован не был. Всякий раз экономике удавалосьдобиться чуть большего темпа роста, чуть меньшей инфляции, чуть более быстройдинамики потребления и инвестиций. Это означает, что экономика постояннопорождала новые факторы и механизмы роста, находила новые возможности дляпреодоления возникающих ограничений. Эти позитивные, не учитываемые винерционных прогнозах приращения в динамике и эффективности производства, былине слишком значимыми. Чрезвычайно мощным инструментом, способным как подержать,так и обрушить экономический рост, является внешнеэкономическая политика.
Резкое замедление динамики экспорта продукции сырьевыхотраслей, наблюдаемое в последние годы, может и должно быть компенсированоростом экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг. В действительностиглавная проблема экспорта этих секторов экономики – не столько отсутствиеконкурентоспособных продукции и услуг, сколько недостаточное развитиеинфраструктуры сопровождения экспорта и отсутствие должной поддержкигосударства. Там, где эта инфраструктура создана и работает, например «Рособоронэкспорт»,экспорт демонстрирует устойчивую динамику.
При этом необходимо иметь в виду, что возможности выходаРоссии на внешние рынки с относительно несложными, массовыми трудоемкими видамипродукции как минимум весьма ограничены, если не утрачены вовсе. Следовательно,необходимо развивать и стимулировать производство тех видов продукции, которыеотличаются более высоким технологическим и научным уровнем, т.е. имеютконкурентные преимущества за счет высокого «качества», а не низкой «цены»,преимущества, обусловленные не дешевизной рабочей силы, а ее высокойквалификацией. Применительно к проблеме растущего все ускоряющимся темпомимпорта следует признать, что экономика России достигла предела уровняоткрытости и исчерпала запас ценовой конкурентоспособности в том смысле, чтодальше без специальных мер государственной поддержки обрабатывающаяпромышленность России в целом (а не только отдельные малопродуктивные еесегменты) не в состоянии эффективно противостоять последствиям быстрогоукрепления рубля. Либо реальный курс рубля будет укрепляться не более чем на2-3% в год, либо необходима реализация комплекса мер по сдерживанию импорта.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящеговремени в России практически не проводилось масштабной протекционистскойполитики. И если в прошлом это было оправданно, поскольку экономика былазащищена относительно низким курсом рубля, то сейчас такого рода политикунеобходимо формировать и проводить осознанно.
Вступление в ВТО дает России легальный инструментзащиты внутреннего рынка и поддержки внешнеэкономической экспансии. Задачасостоит в том, чтобы эффективно воспользоваться этим инструментом. />1.2. Необходимость ивозможность реализации инвестиционного сценария
Регулярность отклонения от инерционного прогноза влучшую сторону позволяет надеяться на устойчивый характер глубинных позитивныхструктурно-технологических и институциональных изменений в российской экономике.К числу самых последних позитивных тенденций можно отнести резкую активизацию вконце 2006 — начале 2007 года инвестиционной деятельности, принципиальное (додвузначных значений) ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта,масштабный приток иностранного капитала, сохранение низкого уровня инфляции припрактически 50 -процентном росте денежной массы. Более эффективное, чемпрогнозировалось большинством экспертов, функционирование российской экономикив последние годы связано, на наш взгляд, со следующими фундаментальными причинами[28, с.106]:
1.За последние годы Россия конституировалась не толькополитически, но и экономически. Она преодолела последствия разрывахозяйственных связей начала 90-х годов, встроилась в систему международного разделениятруда и сейчас представляет собой хотя и не полностью сбалансированный, новзаимоувязанный народнохозяйственный комплекс.
2.В России возникли и теперь уже достаточно эффективнофункционируют рыночные институты.
3.Экономика России полностью адаптировалась к новымрыночным условиям.
Именно эти причины, а также появление новых позитивныхтенденций служат идеологической основой для разработки оптимистическогосценария долгосрочного развития российской экономики. Кроме того, существеннуюроль играет то обстоятельство, что кардинальным образом изменилась оценкароссийской экономики на мировой арене — оценки всех сторон экономической жизни,измеренные в ведущих мировых валютах.
ВВП, измеренный в долларах США, увеличился со 150млрд. долл. в 1998 г. до почти триллиона долларов в 2006 г. – то есть более чем в 6 раз. Это означает, что пропорции обмена на мировом рынке дляроссийской экономики в целом улучшились примерно в 4 раза. Все это чрезвычайноважно не столько для внутренней самооценки, сколько для выстраиванияэффективных взаимоотношений с внешним миром. Таким образом, достигнутые результатыи уровень динамики позволяют, на наш взгляд, ставить задачи принципиально иногоплана, чем в предшествующее десятилетие. Задачи восстановительного подъема восновном решены. Необходимо ставить задачи развития. Развитие означает, преждевсего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качестваэкономики. Это в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций иобновления капитала, при которых возрастает конкурентоспособность не толькопродукции, но конкурентоспособность капитала.
Только повышение конкурентоспособности труда и ростконкурентоспособности капитала обеспечивают устойчивость развития и гарантируютусиление долгосрочных конкурентных преимуществ на мировых рынках. Индикаторомдвижения по траектории развития служат не столько показатели темповэкономического роста, сколько интенсивность повышение социальной и технологическойоднородности экономического пространства. Если мы не в состояниицеленаправленно снижать дифференциацию уровня жизни по доходным группам и междуразличными регионами, если не удается сблизить технологический уровеньпроизводства в различных отраслях экономики, то в принципе нет никакихоснований для утверждений о реализации стратегии развития.
Важно отметить, что повышение социально-технологическойоднородности экономики в свою очередь также является фактором ускоренияэкономического роста и повышения эффективности производства. Основнойинструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только спомощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологическихограничений. Международные сопоставления свидетельствуют о том, что основнымфактором, обеспечивающим при прочих равных условиях более высокие темпыэкономического роста, является повышенная норма накопления. Достаточно сказать,например, что разрыв в темпах экономического роста Китая и США в последние годы(10% в Китае по сравнению с 4% в США) практически полностью может быть объясненсложившимися различиями в норме накопления (40% и 17%, соответственно).Безусловно, различие в темпах экономического роста США и Китая связаны нетолько с разницей в норме накопления. Очевидно, что США, в принципе, в силунасыщенности основных потребностей экономики и населения не могут иметьдесятипроцентную положительную динамику роста. Тем не менее можно утверждать,что снижение нормы накопления в Китае до 17% означало бы кратное снижениетемпов его экономического роста. Более высокие по сравнению с США темпы роста вРоссии (6.9%  в среднем за год в 2003-2006 гг.) при практически той же норменакопления (18%) объясняются меньшей приростной капиталоемкостью, обусловленнойтем, что значительная часть прироста продукции в РФ была получена в эти годы науже существовавших ранее производственных мощностях. В дальнейшем в силу того,что все большая часть прироста производства будет требовать создания новыхмощностей, в России неизбежен рост приростной капиталоемкости. По нашимоценкам, ее величина, на макроуровне должна увеличиться с 2.8 в настоящее времядо 4.5-5.0 в долгосрочной перспективе. Рост капиталоемкости означает, вусловиях сохранении нормы накопления, замедление темпов экономического роста вдолгосрочной перспективе как минимум до 4%. Компенсировать увеличениекапиталоемкости в стратегическом плане можно только повышением нормынакопления. При этом увеличение нормы накопления в РФ даже до 25% не позволяетсохранить достигнутые в настоящее время темпы роста. Применительно ксовременной экономической ситуации в России существует не только необходимость,но и возможность существенного увеличения нормы накопления.
Во-первых, норма сбережения в России остаетсядостаточно высокой – более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годоваявыручка позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем мысейчас имеем. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбереженияпримерно одинаковы. Во-вторых, финансовые накопления государства в виде Стабилизационногофонда и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют инициироватьинвестиционные проекты любого масштаба. В то же время возникает вопрос – почемупри столь значительной норме сбережения экономика сама не обеспечивает должногоуровня накопления основного капитала [17, с.14].
Причины, на наш взгляд, состоят в следующем:
1.Уже упомянутое выше отсутствие эффективной системыперелива капитала.
2.Драматическое отставание проектно-конструкторскойбазы.
3.Дефицит специализированных строительных мощностей,обусловленный, в том числе, недостатком квалифицированных строительных кадров.
4.Слабость стимулов к обновлению основных фондов, вчастности, к ликвидации физически и морально устаревшего капитала.
5.Неясность инвестиционных намерений государства.
6.Отсутствие явно сформулированной долгосрочнойстратегии развития страны.
Чрезвычайно важно поддержать то стремление экономики кросту накопления, которое было продемонстрировано в течение последнего года.Увеличение инвестиций по итогам прошлого года на 13.5% и на 20% по итогампервого квартала текущего года – хорошие и важные сигналы.  В этих условиях ужезадействованные административные меры и меры инициирования национальныхпроектов следует дополнить мощной финансовой поддержкой государства.
1.Государство обязано взять на себя основную частьрасходов по финансированию строительства социального жилья и объектовсоциальной сферы.
2.Государство должно обеспечить (в том числе за счетиспользования своих финансовых ресурсов) кратное (в 2-3 раза) увеличениедорожного и инфраструктурного строительства.
3.Государство обязано выступить в качествестратегического инвестора в части финансирования ключевых объектовэнергетического строительства в атомной и гидроэнергетике. Поддержание темповроста накопления на уровне 13-16% годовых даже за счет преимущественножилищного и инфраструктурного строительства позволит уже через 3-4 года иметьстроительные мощности, способные решать практически любые строительные задачи.Одновременно в течение этих нескольких лет могут быть решены проблемыспециализированных кадров, как в самом строительстве, так и впроектно-конструкторской сфере. Это даст возможность в дальнейшем развернутьинвестиционный процесс по всем отраслям экономики и довести норму накопления до30-33%.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим наращиваниевнутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для этого необходимо, чтобыгосударство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддерживало бысвоими гарантиями минимальную доходность по акциям новых компаний, призванныхстать локомотивами роста. Финансовые условия «стартового прорыва» должны бытьобеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированныхфинансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектногофинансирования, ипотечных и строительных банков и т.п.).
Инвестиционный вариант основывается на предположении о возможностидостижения устойчивых высоких темпов экономического роста на всем прогнозноминтервале. Такое развитие событий является не только крайне желательным иблагоприятным для российской экономики, но и, как показывают расчеты, вполнедостижимым. Доведение к концу ближайшего пятилетия (2010 г.) норматива накопления основного капитала в структуре использования ВВП до уровня,характерного для быстроразвивающихся экономик (25-32%), как показываютпредварительные расчеты, потребует среднегодового прироста инвестиций восновной капитал в 2007-2010 гг. не менее 12%. В условиях повышения долинакопления в инвестиционном сценарии происходит относительный размен междуинвестиционным и потребительским спросом. В частности, среднегодовой приростпотребления домашних хозяйств  снижается в 2007-2010 гг. до 8.2% (10,5% в2002-2006 гг.). В то же время поддержание инвестиционной активности нанеобходимом для устойчивого развития уровне позволяет в последующие периодыобеспечить наращивание потребления домашних хозяйств, компенсировав, такимобразом, некоторые потери в период интенсивного роста накопления основногокапитала. Прогнозную динамику экспорта имеет смысл рассматривать в структуре,по крайней мере, трех основных его составляющих – сырьевого экспорта, экспортаобрабатывающих отраслей и экспорта услуг. В части сырьевого экспорта заложенконсервативный сценарий динамики вывоза (среднегодовой прирост в 2006-2030 гг.не более 2,5 %); в отраслях обрабатывающей промышленности увеличение темповроста экспорта на основе улучшения технологической базы позволяет достичьопережения динамики по сравнению с ростом ВВП; в отраслях сферы услуг ростэкспорта определяется достижением соотношения доли услуг в общем объемеэкспорта, характерном для развитых стран (15-20%).  В среднем на прогнозномпериоде 2006-2030 гг. экспорт в инвестиционном сценарии растет темпом,постепенно приближающимся к темпам ВВП.
Динамика импорта в инвестиционном  варианте всущественной мере определяется постепенным снижением высокой эластичностиимпорта по доходам населения. Это является следствием значительного ростаинвестиционной составляющей в импорте, общего повышения конкурентоспособностиотечественной продукции, а также результатом ряда протекционистских мер, обеспечивающихвыравнивание параметров конкурентоспособности зарубежной и отечественнойпродукции (включая меры тарифного регулирования, ужесточение таможенногоадминистрирования, снижение объемов неорганизованной торговли и т.д.). Решающимфактором для динамики импорта в данном варианте становится соотношение цен наотечественную и зарубежную продукцию.
Государственное потребление в 2006-2030 гг. возрастаетсредним темпом  4,0%. В результате, его доля в структуре использования ВВП (впостоянных ценах) продолжает снижаться. В то же время снижение долигоспотребления в ВВП в текущих ценах в силу опережающего роста соответствующегодефлятора менее значимо. В результате описанной выше динамики элементовконечного спроса средний темп прироста ВВП в инвестиционном варианте составляетболее 8,0%. Основные показатели инвестиционного сценария со стороны конечногоспроса приведены в таблице 1.2.1 [19, с.10]. Динамика ВВП и составляющих егоэлементов конечного спроса, % за год представлены в таблице 1.2.1 Приложения 1.Если обратиться к динамике по отдельным секторам народного хозяйства, то можноотметить, что в результате усиления инвестиционной активности происходитнаращивание темпов роста в промышленности и строительстве. При этом темпыприроста промышленного производства превышают 8% в 2010-2015 гг., а затем доконца прогнозного периода стабилизируются на уровне около 8%. В динамикестроительства максимальные темпы наблюдаются в 2006-2015 гг., т.е. в периоднаибольшей инвестиционной активности. Затем темпы роста строительства постепенноснижаются до уровня в 7,5% в 2025-2030 гг. Темпы роста в сельском хозяйстве врешающей степени определяются динамикой внутреннего спроса, а также отчастиувеличением экспорта. Сфера услуг демонстрирует более умеренные темпы роста посравнению с промышленностью и строительством. Это объясняется достижениемдостаточно высокой доли услуг в структуре ВВП в предшествующие годы, а такжеумеренной динамикой отраслей социальной сферы и сектора государственного управления.
Таблица 1.2.2
Динамика производства по секторам, % за годПоказатели 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030 Промышленность 7.3 8.0 8.3 8.3 8.1 Строительство 10.8 10.0 9.0 7.9 7.0 Сельское хозяйство 3.3 3.9 3.8 3.8 3.8 Услуги (включая торговлю) 7.7 8.1 8.1 7.9 7.5
В отраслевой структуре валового выпуска следуетотметить возрастание доли машиностроения — с 8,4 % в суммарном валовом выпускев 2005 г. до 21% в 2030 г. Столь значительное увеличение связано, прежде всего,с высоким уровнем инвестиционной активности в данном сценарии, поэтому наиболееинтенсивно растет доля подотраслей инвестиционного комплекса: инвестиционногомашиностроения и автомобильной промышленности. Одновременно с этим происходитсокращение доли отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургии,связанное, главным образом, с ресурсными ограничениями. Среди других отраслейпромышленности можно отметить легкую промышленность, доля которой возрастает к 2030 г. до 2,4% от суммарного валового выпуска. Такой результат можно объяснить преодолениемнегативных тенденций и опережающим ростом отрасли после периодапродолжительного спада. Инвестиционный характер сценария определяетзначительный рост доли строительства. Эта отрасль становиться одним из наиболеезначимых секторов народного хозяйства. К 2030 г. на нее приходится 10% валового выпуска в ценах 2002 г. Отраслевая структура производства в ценах 2002 г., % (инвестиционный вариант) представлена в таблице 1.2.3 Приложения 2.
Таким образом, в инвестиционном сценарии развитияэкономики ожидается усиление роли инфраструктурных отраслей. Происходитсущественный рост доли услуг связи: с 1,5% в 2005 г. до 6,5%в 2030 г. Доля транспорта составляет в 2030 г. 5,2%. Одновременно с описанными вышетенденциями происходит некоторое сокращение доли сферы обращения и коммерческойдеятельности. Это связано в основном с сокращением доли торговой наценки в конечнойстоимости продукции вследствие роста конкуренции на рынке торгово-посредническихуслуг. К 2030 г. доля торговли в структуре валового выпуска составляет 24%.1.3. Баланс факторов роста и диапазон траекторийразвития
В качестве обобщения аналитических исследованийфакторов и механизмов экономического роста, как со стороны конечного спроса,так и со стороны механизмов воспроизводства можно предложить следующиерезультаты, полученные по результатам расчетов с использованием спросовых иинвестиционных макромоделей [22. с.14].
Таблица 1.3.1
Баланс факторов замедления и ускорения ВВП со стороныконечного спроса (на конец периода по средним значениям факторов), %Показатели 2007-2015 г. 2015-2030 1. Замедление сырьевого экспорта -0,20% -0,30% 2. Изменение динамики мировых цен -0,50% -0,60% 3. Замедление динамики потребительского кредитования -0,20% -0,60% 4. Ускорение жилищного, дорожного и инфраструктурного строительства 0,50% 0,30% 5. Опережающий рост оплаты труда в производственном секторе экономики 0,40% 0,80% 6. Снижение доли импорта в приросте конечного и промежуточного потребления 0,50% 0,30% 7. Увеличение несырьевого экспорта 0,70% 1,1% 8. Увеличение государственных расходов 0,40% 0,50% Потенциальный баланс – процентных пунктов прироста темпов ВВП 1,60% 1,50%
Таблица 1.3.2
Баланс факторов замедления и ускорения ВВП со стороныкапитала (на конец периода со средним значением вкладов факторов)Показатели 2007-2015 г. 2015-2030 1. Повышение капиталоемкости производства -1,40% -2,30% 2. Повышение нормы производственного накопления 2,80% 3,60% Потенциальный баланс – процентных пунктов прироста темпов ВВП 1,40% 1,30%
Следует обратить внимание на близость оценок,полученных в результате расчетов со стороны конечного спроса и со стороныкапитала. Несколько более высокие итоговые значения баланса в первой изприведенных таблиц обусловлены, главным образом, неопределенностью последствийвнешнеэкономической политики и оценкой возможностей снижения доли импорта вобеспечении прироста спроса. В любом случае, на наш взгляд, есть достаточно основанийутверждать, что в долгосрочной перспективе в России возможен экономический ростна уровне порядка 8.0% в год. 
Одновременно не использование факторов, действующих всторону повышения экономической динамики, чревато угрозой соскальзывания натраекторию инерционного развития. Причем, как уже отмечалось, диапазон инерционногороста также достаточно широк.
Тем не менее, двигаясь даже по верхнему диапазонуинерции (с темпом роста, превосходящим ожидаемую динамику мировой экономики),вряд ли следует рассчитывать на успешное решение актуальныхсоциально-экономических проблем. Если вернуться к проблеме ликвидации разрыва вуровне экономического развития, образовавшимся между Россией и экономикамидругих стран в период экономического кризиса и спада производства в 1991-1998гг., то можно отметить, что реализация инвестиционного сценария позволяетликвидировать этот разрыв до 2020 г. Что касается инерционного сценария, то,двигаясь даже по верхнему диапазону инерции в рассматриваемой перспективе этотразрыв элиминировать практически не удается.
2. Прогноз реализации потенциала России всреднесрочной перспективе2.1. Финансово-кредитное обеспечение долгосрочногоразвития
Устойчивый долгосрочныйэкономический рост в России объективно требует опережающей динамики развитияфинансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивностьфункционирования российских финансов (кредиты нефинансовому сектору поотношению к ВВП, относительная капитализация и ликвидность фондового рынка ит.п.), Россия в разы уступает развитым странам. В условиях относительной узостифинансового рынка устойчивость экономического роста – проблематична. С учетомэтого обстоятельства, поддержание стабильного экономического роста,модернизация производства предполагают наращивание указанных показателейинтенсивности, а требование ограничения рисков, концентрируемых финансовымсектором, объективно ориентирует на ускоренный рост его капитализации. Чтобы хотябы к 2020 году выйти на уровень развития финансового рынка развитых стран Европысредний ежегодный прирост активов и капитализации финансового сектора долженсоставить 25-30% [4].
Подобные темпы непредставляются недостижимыми. Последнее пятилетие российская финансовая системадемонстрировала даже более высокую динамику. Однако факторы, определявшиевысокие темпы предшествовавшего периода во многом исчерпаны. Развитие кредитафизическим лицам («локомотива» развития кредитования последних лет) вплотнуюприблизилось к объективным ограничениям. В настоящее время по интенсивностистандартного потребительского кредита мы в целом вышли на среднеевропейскийуровень (отставая на порядок в кредитовании приобретения жилья). Дальнейшееразвитие (чтобы нагрузка на население по обслуживанию долга не сталачрезмерной, а оборот ссуд по-прежнему расширял, а не сужал спрос) объективнотребует существенного расширения сроков кредитования и снижения цены заимствований.Вместе с тем рост кредита домашним хозяйствам последних лет демонстрируетглавное направление дальнейшего стимулирования кредитных вложений. Еслиосновные финансовые риски  адекватно обеспечены (например, процентной маржойили залогами в случае потребительского кредитования), банковский сектор Россиивполне способен найти ресурсы под высокую динамику кредита. Соответственноосновное направление стимулирование опережающего роста финансового сектора –снижение финансовых рисков для кредиторов и инвесторов.
В настоящих условиях,располагая значительными финансовыми накоплениями, российские монетарные властивполне способны решить эту задачу (используя различные инструментырефинансирования, распределения гарантий и т.п.). Кроме названных — инструментальных — возможны также институциональные решения, связанные с развитиемколлекторских компаний, бюро кредитных историй, разного рода рефинансовыхагентств (функциональных аналогов АИЖК в других сферах кредитования). Придолжной государственной поддержке различных институтов и инструментов, обеспечивающихснижение и диверсификацию рисков для финансовых агентов, возможен значимыйпрорыв в развитии кредита. У российских финансовых агентов, на наш взгляд, естьдостаточные финансовые ресурсы (или возможности их мобилизации). Проблема — втом, что эти ресурсы нуждаются в определенной трансформации (по срокам,объемам, «подписи» и т.п.). Снятие излишних финансовых рисков повышаеттрансформационную мощность российского финансового сектора, одновременно снижаяцену соответствующих трансформаций.
При этом также существуютдостаточно широкие возможности импорта финансовых услуг и финансового капитала,которые могут заметно корректировать динамику развития национальной финансовойсистемы. Собственно, эти возможности очень широко используются и в настоящеевремя. Проблема в том, чтобы реструктурировать импорт-экспорт финансовых услуги капитала с целью существенного повышения финансовой эффективностимеждународного финансового обмена для России. Россия одновременно являетсячистым кредитором для «заграницы» (в части государственного сектора) изаемщиком (в части частного капитала), т.е. с некоторой долей условности можноговорить, что российское государство кредитует частный сектор припосредничестве заграницы, избегая рисков прямых вложений. Заметим, что подобное«сбрасывание» рисков на внешний мир отнюдь не бесплатно и обходится России в3-4% годовых. При этом трансграничные заимствования доступны лишь узкому кругукрупнейших российских компаний и, соответственно, структурные эффекты подобныхмакрофинансовых решений весьма ограничены.
С другой стороны,существует иностранный капитал с российскими финансовыми и банковскимилицензиями, успешно работающий на внутреннем рынке и в ряде случаев занимающийлидирующие позиции на отдельных его сегментах. Соответственно, даже не вносякардинальных изменений в сегодняшнюю практику управления финансовыминакоплениями государства, можно «связать» размещение финансовых активовгосударства с финансированием российской экономики (с использованием разногорода тендеров на управление финансовыми накоплениями РФ). Еще одна важнаяпроблема долгосрочного финансового развития – «обезналичивание» российскогоплатежного оборота. Сокращение доли наличных денег в обороте – это, посуществу, возвращение резервных средств в банковскую систему и, на этой основеможно добиться значимого прорыва в расширении внутреннего кредита. В последнеевремя (параллельно развитию кредита домашним хозяйствам) удалось добитьсязаметного прогресса в насыщении оборота банковскими карточками, в то же время,в «пластиковых» операциях по-прежнему преобладает снятие наличных в банкоматах.В этой связи центральной задачей становится развитие эквайринга. На наш взгляд,здесь вполне уместна государственная поддержка, в первую очередь — внормативной части. Последнее также касается возможной «стыковки» развитияплатежных систем с информационно-телекоммуникационным комплексом (в частиразвития мобильного банкинга, интернет-банкинга, платежных систем на базе современныхтелекоммуникационных решений).
Та или иная нормативная ииногда институциональная поддержка нужна во многих сегментах финансового рынка.Очень часто развитие внутреннего кредита сдерживается различными нормативными иинституциональными ограничениями. Наиболее яркие примеры здесь, пожалуй,связаны с ипотечным кредитованием, где оформление сделок неоправданнозатрудняется и удорожается в связи с особенностями российской практикиорганизации строительства и документооборота по жилой недвижимости. Разумеется,снятие нормативно-юридических и институциональных ограничений на развитие кредита– важное направление долгосрочного финансового развития России. Наиболее важныйвопрос долгосрочного финансового развития России – это вопрос о характерегосударственной финансовой политики. На предстоящую перспективу в интересахРоссии был бы уместен переход от нынешней нейтральной – к активной финансовойполитике. Сегодняшняя практика государственных финансовых решений, в основномнаправленная на элиминирование внешних финансовых воздействий и лишь внезначительной степени ориентированная на самостоятельные цели, слабосоответствует многообразию задач долгосрочного развития России. Активнаяфинансовая политика, кроме всего прочего, способна дать экономическим агентамболее ясное представление о перспективах российской экономики и российскихфинансов, в особенности более четко сформировать ожидания и снизить элементнеопределенности при принятии финансовых решений.
Существеннойметодологической характеристикой прогнозных оценок денежно-финансовыхпоказателей является то, что их достоверность падает скачкообразно за пределамисреднесрочного горизонта прогнозирования (12-15 лет). В этой связи подробныеколичественные оценки даются на период до 2014 г. Этот период особо выделяется в качественном смысле, поскольку именно в это время должны бытьперестроены наиболее рисковые элементы воспроизводственного механизмароссийской экономики. Прежде всего должны быть ликвидированы:  разрыв междудинамикой внутреннего спроса и производства, чрезмерная зависимость динамикиэкономического развития от мировых цен на энергоносители, а также сокращеныдиспропорции в структуре доходов населения (как в отношении дифференциации, таки в отношении  видов). Достижение этих целей к 2014-2016 г. позволит утверждать, что дальнейшие развитие будет происходить в стационарном режиме и суровнем рисков, не превышающем уровень риска развитых и устоявшихся экономик[20, с.18]. Трендовая динамика торгового баланса, млрд. долл. Представлена нарис. 2.1.1 Приложения 3. Анализ показывает, что в настоящее время в РФсложилась устойчивая зависимость между динамикой  импорта товаров и услуг идинамикой  реального курса национальной валюты. Наиболее тесно такаязависимость проявляется в отношении корзины валют, взвешенных по долям этих валютв оплате импорта. Однако, прогнозирование курсов каждой из этих валютпредставляет собой нетривиальную задачу, как и весов каждой валюты. Поэтому вцелях упрощения расчётов задаётся прогнозная траектория движения реальногокурса рубля к доллару США.
Расчеты, основанные напредположении о сохранении сложившихся темпов укрепления рубля и видазависимости импорта от реального курса рубля и инвестиционного спроса, аэкспорта от потенциала сырьевых отраслей и динамики развития обрабатывающихотраслей показывают невозможность осуществления сценария ускоренияэкономического развития (рис. 2.1.1). В практическом плане это означаетнеобходимость отказа от политики «сильного рубля» и ограничения амбицийсвязанных с экономическим ростом. Теоретическое положение, используемое привведение системы плавающих валютных курсов, гласит, что дефициты и профицитымировой торговли устраняются падением курса валют стран с дефицитом баланса иростом курса валют стран с профицитом баланса. На графике (рис. 2.1.2)приводится вариант, когда реальный курс рубля к доллару США с 2008 г. остается фиксированным, а номинальный курс достигает к 2014 г. 36.5 рублей за доллар. Прогноз торгового баланса при нулевом темпе роста реального курса рубля с 2008 г. представлен на рис. 2.1.2 Приложения 4. В этом варианте половина прироста инвестицийнаполняется за счет инвестиционного импорта, потребительский и прочий импортпрогнозируются функцией роста их темпов от реального курса. Падениеноминального  курса рубля несколько ускоряет инфляционные процессы относительнобазового уровня (+1 – 1.5% в год). При этом за пределами 2014 г. балансировка платежного баланса возможна лишь при усилении политики «слабого рубля».
Идеология прогноза(прогнозная динамика основных показателей торгового баланса для инвестиционногосценария представлена на рис.8) исходит из того, что  инструментамиобщеэкономической и финансовой политики можно добиться такого поведениякомпаний, которое приведёт к импорту высокоэффективного оборудования итехнологий (инвестиционному импорту). Это оборудование позволит выпускатьконкурентоспособную продукцию, замещая импорт, которому в противном случае небудет отечественной замены. Одновременно предполагается, что в определенныхотраслях инвестиционный импорт будет увеличивать экспорт высокотехнологическойпродукции. Например, импорт оборудования для конкурентоспособного производстваавионики позволит существенно увеличить чистый экспорт авиапродукции. Вчисловом выражении наша гипотеза состоит в том, что каждый доллар приростаинвестиционного импорта в год t приводит к сокращению 0.65 долларапотребительского импорта в год t+3, а также к приросту высокотехнологическогоэкспорта с растущим коэффициентом от 1.0 в 2008 г/ до 2.0 к 2014 г. Прогноз торгового баланса при стремящемся к нулевому росту реального курса и гипотезеинвестиций за счет импорта представлен на рис. 2.1.3 Приложения 5.
В данном варианте расчетапотенциал экспорта в значительной степени элиминирует необходимость сниженияреального курса рубля для ограничения импорта потребительских товаров. Инымисловами мы частично замещаем государственную поддержку отечественногопроизводителя, проводимую через валютную политику (вариант расчета,представленный на рис.2.1.3), — стимулированием российского экспорта. Врезультате, к 2014 г. исчезает необходимость специального валютного режима(особых действий денежных властей, направленных на снижение реального курсарубля), и экономика самостоятельно решает внешнеэкономические проблемы. Впериод после 2014 г. этот вариант предполагает, что конкурентоспособностьроссийской экономики достигнет такого уровня, который позволит обеспечиватьпотребности в импорте за счет соответствующего наращивания экспорта. Прогнозразвития банковского сектора строился на предположении о необходимости переходаот нейтральной к активной финансовой политике. Кроме того, предполагается, чтогосударство будет стимулировать создание и развитие институтов и инструментов,обеспечивающих снижение и диверсификацию рисков для кредиторов и инвесторов. Такаяполитика приводит к опережающей динамике развития финансовой системы. Вколичественном плане финансовый сектор достигает зрелости в своем развитии.Так, по показателю глубины финансирования, РФ приближается к уровню странЗападной Европы. В этот же период за счет ипотечного кредитования будетфинансироваться 45% покупок жилой недвижимости (в настоящее время значениеэтого показателя около 7%). В целом, если выполняются условия, заложенные всценарии долгосрочного прогноза динамика и структура баланса банковскогосектора достаточно сбалансированы и не несут в себе избыточных рисков.
2.2. Перспективы обновления экономическогопотенциала страны
Инвестиции в современныхусловиях и, особенно в перспективе, базируются на новых технологическихрешениях. Их доля в инвестиционных проектах для разных отраслей составляет от 5до 50% и более. Инвестиционные проекты опираются не только на созданные к ихначалу нововведения и технологические решения, но и на инновационные проекты,непосредственно предшествующие инвестиционным. При этом даже серийные изделия,комплектующие новые технологии, нередко модернизируются и дорабатываются.
Представленный вышесценарий опираются на инновации и новые технологические решения. Дажеинерционный сценарий невозможен без участия науки в создании инноваций иотечественных конкурентоспособных технологий. Однако, если при инерционномразвитии отечественный инновационный потенциал ограничивается сопровождением иобновлением технологической структуры экономики, то инвестиционный сценарийпредполагает возможность коренной технологической реконструкции экономики снаправленным перераспределением потенциала экономического роста между комплексамиотраслей в пользу перерабатывающих и обрабатывающих производств. Если пооценкам в 2006 г. доля интенсивных факторов в приросте ВВП составляла менее10%, то при инерционном развитии к 2030 году эта доля должна быть не менее 50%,а в инвестиционном сценарии растет до 85 – 95% [23, с.28].
Перспективы обновленияэкономического потенциала страны в долгосрочной перспективе, с одной стороны,опираются на возможности отечественной науки, а с другой – ограничиваются ееспособностью к участию в активном совершенствовании действующих и созданиюновых технологий на инновационной основе. Отечественный инновационный потенциал,в силу многолетнего недофинансирования науки государством и бизнесом,невостребованности инновационных решений экономикой на начальном этапе пути крынку, и в связи с распадом отраслевой и заводской науки резко снизился к концу90-х годов.
Его медленное восстановление,начавшееся с начала XXI века, недостаточно для ускоренного создания «ядра»новых технологических решений, когда экономический рост достигается в основномна инновационной основе. Чтобы в 2025 – 2030 гг. 85 – 95% прироста ВВПобеспечивалась за счет инноваций и новых технологий необходимо: 1) к 2010 годунеобходимо увеличить финансирование науки до уровня 2,5 – 2,8% от ВВП; 2) к 2015 г. увеличить численность исследователей до 700-800 тыс. человек; 3) резко обновить материально-техническуюбазу науки, увеличив к 2015 году в 5-7 раз фондо и техновооруженностьперсонала, занятого исследованиями и разработками; 4) последовательно повышатьуровень оплаты труда в науке и увеличить его к 2015 году в 4-6 раз к уровню2006 года. Необходимо реформировать организационную структуру инновационногопотенциала. Здесь также возникают проблемы: восстановление отраслевой науки впрежних организационных формах невозможно, а технопарки, малые инновационныепредприятия и инжиниринговые структуры формируются медленно. Необоснованнаяагрессия ряда чиновников РФ по отношению к Российской академии наук и к наукевообще только снижает возможности инновационного развития экономики, анастойчивое намерение чиновников сократить на 30-40% численность РАН кореннымобразом противоречит самой стратегии инновационного развития. Наиболееперспективно усиление регионального уровня организации инновационнойдеятельности на основе выделения инновационно-технологических кластеров,совмещающих технопарки и обслуживаемые ими перспективные, технологическисвязанные производства. Также кластеры особенно перспективны для добывающих,перерабатывающих и обрабатывающих производств, где только инновационная модернизацияспособна обеспечить переход к конкурентоспособным производствам. Учитываяопределенную инерцию при отдаче реформируемого инновационного потенциала, атакже сложности его воссоздания в новых регионах, меры по реорганизации наукидолжны быть приняты заблаговременно и на бесконфликтной основе.
Хотя отечественныйинновационный потенциал далек от совершенства, использование даже на начальномпути реализации инвестиционного сценария (2007 – 2010 гг.), методов целевогоуправления и согласованной координации способно достаточно быстро подготовить иреализовать силами российских организаций и предприятийинновационно-инвестиционные проекты для добывающих, перерабатывающих иобрабатывающих отраслей. Однако, эти проекты должны дополняться координируемымфедеральными и региональными властями импортом прогрессивных технологий, атакже импортом оборудования и техники для реализации отечественных технологий.
В современных условиях,существенным является не только перечень «критически важных технологий», но ипорядок их введения в экономику. Сейчас такое введение основывается наинициативе отдельных предприятий и министерств, а чаще всего являетсянескоординированным, стихийным. Нестыковка, несопряженность технологий приводятк большим экономическим потерям. Чтобы этого избежать необходимо создать методыанализа и механизмы согласования технологий в рамках технологических прогнозови перспективных планов развития. При разработке технологических прогнозов исоставлении комплексных целевых программ повышается роль системных и экономическихоценок. Прогноз и программы должны быть нацелены не только на развитиевысокотехнологичных производств, но и учитывать в инновационном развитииинтересы средненаукоемких производств, к которым относятся многиересурсодобывающие и ресурсоперерабатывающие подотрасли.

2.3. Налоговая реформа в 2008 – 2010 гг.
К настоящему времени вРоссийской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговойсистемы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройствароссийской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогови сборов, унаследованную от советских времен; система базируется наобщепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетомспецифики российской экономики. Преобразование налоговой системы России впоследние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы ипреобразованиями в области бюджетного федерализма [6].
Переходный характерроссийской экономики характеризуется наличием множества специфических дляданного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровеньразвития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента),обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защитыправ собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговаяреформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособнойналоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочнуюперспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики,которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкойналоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первойполовине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однакопроведение институциональных реформ, направленных на повышениеконкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов,интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежнотребуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательстване может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамичноизменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований,включения России в мировые экономические процессы. С точки зренияколичественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений,которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимоотметить следующие цели налоговой политики:
1) Отказ от увеличенияноминального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условииподдержания сбалансированности бюджетной системы
2) Унификация налоговыхставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счетвнедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотраналоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы вмеждународные налоговые отношения.
Введенные в действие кнастоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы вомногом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе стем эффективность и результативность функционирования российской налоговойсистемы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все жедалека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментовналоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах,свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причиныэтих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широкоиспользуемых инструментов налоговой политики к современным условиям российскойэкономики, примером чего является успешное использование в России плоскойставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаяхнеэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностьюсистемы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах,судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. Всреднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры поисправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условиемэффективности и результативности таких мер будет их тесная координация ссоциально-экономическими преобразованиями в иных областях. В среднесрочнойперспективе будет продолжено совершенствование системы администрированияналогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер [18,с.12]:
а) Совершенствованиеподходов к проведению налоговых проверок;
б) повышение уровня информационногообеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) Обеспечениеинформационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительнымии иными органами;
г) Совершенствованиесистемы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей безобразования юридического лица.
Налоговая конкуренциямежду странами за привлечение налогоплательщиков в условиях глобализациимировой экономики, с одной стороны, препятствует одностороннему увеличениюналогового бремени отдельным странами (например, интенсивному применениюпрогрессивных ставок налогов), а с другой стороны, создает стимулы киспользованию противозаконных и сомнительных схем по минимизации налоговыхобязательств и «отмыванию» денежных средств.
Россия является частьюмировой экономической системы, при этом ускоренная интеграция страны в мировуюэкономику, присоединение к международным организациям заставляет принимать мерыв области налоговой политики, направленные как на гармонизацию российскогоналогового законодательства с законодательством стран – основных экономическихпартнеров России, так и присоединение к международным соглашениям, действующимв налоговой сфере, принятию на себя обязательств в области международного сотрудничестваналоговых и таможенных органов, обмена информацией.
Большинство стран –основных экономических партнеров Российской Федерации связаны между собоймножественными международными соглашениями, в том числе, направленными напреодолений эффекта недобросовестной налоговой конкуренции от любых стран, нагармонизацию национальных налоговых систем, а также на взаимный информационныйобмен между соответствующими налоговыми органами. Представляется необходимымоперативное включение России, в первую очередь, в процессы международногообмена информацией по налоговым вопросам. Во вторую очередь, необходимо обеспечитьсоответствующее место и право голоса при выработке и принятии решений вуниверсальных международных организациях в отношении, в том числе, налоговойполитики. В настоящее время большое количество показателей, предусмотренныхналоговым законодательством, установлено в денежном выражении. Это создаетсложности, связанные с ежегодной индексацией этих показателей. Отсутствиеиндексации приводит к искажениям, связанным с инфляционным воздействием. Речь идет,в частности, о следующих показателях:
— специфических налоговыхставках;
— величине налоговыхвычетов по различным налогам, установленным в денежном выражении;
— границах, в рамкахкоторых применяются различные налоговые ставки (различные ставки единогосоциального налога);
— предельных величинахвыручки от реализации товаров (работ, услуг), установленных в качествекритериев для перехода на специальные налоговые режимы, а также в качествекритерия для возможного освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;
— прочих показателях.
Установление всехперечисленных величин с 2009 года в виде, исчисляемом в условных налоговыхединицах, индексируемых на ежегодной основе в рамках принятия закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год, позволит не толькоминимизировать инфляционное воздействие на налоговое законодательство, но иможет способствовать решению ряда иных проблем – например, с помощью увеличениястоимости приобретения основных фондов на величину индексации данной единицы,возможно решить проблему невозможности ежегодной переоценки основных фондов вналоговых целях, применение того же индекса к стоимости приобретениянедвижимого имущества, ценных бумаг, иного имущества позволит более справедливооблагать налогом на доходы физических лиц прирост капитальной стоимостиимущества при его реализации. В настоящее время рассматривается пакет инициативпо созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности, включающий всебя ряд мер по изменению с 2007 года налогового законодательства. Эти мерывключают в себя:
Расширение видоворганизаций, выполнение которыми научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом надобавленную стоимость. В настоящее время от НДС освобождается реализация таких работтолько в случае их выполнения за счет бюджетных средств, а также выполнения засчет прочих средств организациями образования и науки. Предлагается освободитьреализацию любыми организациями научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованиюпроизводимой продукции, если в их состав включаются следующие видыдеятельности:
— разработка конструкцииинженерного объекта или технической системы – конструкторские работы;
— разработка новыхтехнологий – технологические работы;
— создание опытныхобразцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальнымиособенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализациитретьим лицам, их испытание;
— включение в составсредств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога наприбыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научныхисследований;
— установлениеповышающего коэффициента (не более 2) в отношении основных средств,используемых только для научно-технической деятельности, к основной нормеамортизации;
— признание в целяхупрощенной системы налогообложения расходов в виде расходов на патентование ирасходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Выводы и предложения />Изучение темы позволило сделать ряд выводов:
Результаты,достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно –это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетнейдавности. Между тем  остальной мир все это 16 лет не стоял на месте.
Один изключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснениипричин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2007 гг.Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятнаяконъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичныйрост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли этифакторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействиедостаточно ограничено.
Регулярность отклоненияот инерционного прогноза в лучшую сторону позволяет надеяться на устойчивыйхарактер глубинных позитивных структурно-технологических и институциональныхизменений в российской экономике. К числу самых последних позитивных тенденцийможно отнести резкую активизацию в конце 2006 — начале 2007 года инвестиционнойдеятельности, принципиальное (до двузначных значений) ускорение темпов ростапрочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток иностранного капитала, сохранениенизкого уровня инфляции при практически 50 -процентном росте денежной массы.Устойчивый долгосрочный экономический рост в России объективно требуетопережающей динамики развития финансовой системы. По всем показателям,характеризующим интенсивность функционирования российских финансов (кредитынефинансовому сектору по отношению к ВВП, относительная капитализация иликвидность фондового рынка и т.п.), Россия в разы уступает развитым странам. Вусловиях относительной узости финансового рынка устойчивость экономическогороста – проблематична. С учетом этого обстоятельства, поддержание стабильногоэкономического роста, модернизация производства предполагают наращиваниеуказанных показателей интенсивности, а требование ограничения рисков,концентрируемых финансовым сектором, объективно ориентирует на ускоренный ростего капитализации. Наиболее важный вопрос долгосрочного финансового развитияРоссии – это вопрос о характере государственной финансовой политики. Напредстоящую перспективу в интересах России был бы уместен переход от нынешнейнейтральной – к активной финансовой политике. Сегодняшняя практикагосударственных финансовых решений, в основном направленная на элиминированиевнешних финансовых воздействий и лишь в незначительной степени ориентированнаяна самостоятельные цели, слабо соответствует многообразию задач долгосрочногоразвития России. Активная финансовая политика, кроме всего прочего, способнадать экономическим агентам более ясное представление о перспективах российскойэкономики и российских финансов, в особенности более четко сформироватьожидания и снизить элемент неопределенности при принятии финансовых решений.
Инвестиции в современныхусловиях и, особенно в перспективе, базируются на новых технологическихрешениях. Их доля в инвестиционных проектах для разных отраслей составляет от 5до 50% и более. Инвестиционные проекты опираются не только на созданные к ихначалу нововведения и технологические решения, но и на инновационные проекты,непосредственно предшествующие инвестиционным. При этом даже серийные изделия,комплектующие новые технологии, нередко модернизируются и дорабатываются.
К настоящему времени вРоссийской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговойсистемы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройствароссийской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогови сборов, унаследованную от советских времен; система базируется наобщепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетомспецифики российской экономики. Преобразование налоговой системы России впоследние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы ипреобразованиями в области бюджетного федерализма. В настоящее времярассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлениюинновационной деятельности, включающий в себя ряд мер по изменению с 2007 годаналогового законодательства. Эти меры включают в себя:
Расширение видоворганизаций, выполнение которыми научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом надобавленную стоимость. В настоящее время от НДС освобождается реализация такихработ только в случае их выполнения за счет бюджетных средств, а такжевыполнения за счет прочих средств организациями образования и науки.
Предлагается освободитьреализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции, еслив их состав включаются следующие виды деятельности:
— разработка конструкцииинженерного объекта или технической системы – конструкторские работы;
— разработка новых технологий– технологические работы;
— создание опытныхобразцов машин, оборудования, материалов, обладающих принципиальнымиособенностями создаваемых нововведений и не предназначенных для реализациитретьим лицам, их испытание;
— включение в составсредств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога наприбыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научныхисследований;
— установлениеповышающего коэффициента (не более 2) в отношении основных средств,используемых только для научно-технической деятельности, к основной нормеамортизации;
— признание в целяхупрощенной системы налогообложения расходов в виде расходов на патентование ирасходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации.- Омега — Л., 2005.
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ,Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)// Собрание законодательства РФ.2004. № 56.
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации (НК РФ) (с изм. 30 декабря 2006 г.)
4. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положенийПрограммы социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)
5. Долгосрочныйпрогноз развития экономики России на 2007-2030 гг.
6. Основные направленияналоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. (Проект)
7. Банхаева Ф.Х.Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования иреформирования налогового законодательства //Налоговый вестник. — 2007. — № 2.-  С. 135-137
8. Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. –М.:Финансы, ЮНИТИ, 2007. –67 с.
9. Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Финансы. ФБК-ПРЕСС, 2006. – 122 с.
10. Барулин С.В.Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы, №1,2007. С.12
11. Баткибеков С. идр. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи изфедерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России.Сборник статей, М., ИЭПП, 2007, Серия «Научные труды» №24Р, стр. 83-237.
12. Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского,О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007. –61 с.
13. Бурмистрова Л.И.Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –166 с.
14. Вахрин П.И.,Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: «Дашков и К», 2006. – 111c.
15. Вахрин П.И.,Нешитой А.С. Финансы. М.: Маркетинг, 2006. – 203с.
16. Время и деньги.Выпуск — 80(2535) от 03 мая 2007 года, С.16
17. Время и деньги.Выпуск — 82(2537) от 05 июля 2007 года, С.14
18. Гулаев В.И. Налоги– состояние, проблемы и решения // Финансы, №6, 2007. С.12
19. Журнал «Маркетингв России и за рубежом», 2007, № 4, С.10
20. Журнал «Маркетингв России и за рубежом», 2006, № 12, С.18
21. Журнал «Экономика России», 2007, № 2, С.12
22. Журнал «ЭкономикаРоссии: ХХI век» № 18 «Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективыроссийской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 2006 » – 14 с.
23. Информационныйбюллетень Счетной палаты, 2006, № 1, С.28.-56
24. Карапетян Л.М.,Эбзеев В.С. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия/Государство и право. 2006. № 3. – 8 с.
25. Кашин В.,Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление России //Аудитор, № 9., 2006. –С.32-35.
26. Мартынов С.Н. Бюджетная политика и экономический потенциал региона //Воспроизводственный потенциал региона: Материалы Международнойнаучно-практической конференции, 27-29 мая 2006 г. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – Т. 1. – С. 122-126 (0,2 п.л.).
27. Кучеров И.И.Налоговое судопроизводство в России и за рубежом // Бухгалтерский учет. 2006. №4. – С. 18
28. Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс. — Ростов-н/Дону, 2007. – 106 с.

Приложение 1
Таблица 1.2.1
Динамика ВВП и составляющих его элементов конечногоспроса, % за годПоказатели 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030 Потребление домашних хозяйств 8.5 7.9 7.9 8.1 8.3 Государственное потребление 3.2 3.4 3.9 4.4 5.0 Инвестиции в основной капитал 12.5 11.0 9.8 8.8 7.9 Прирост запасов 13.8 4.7 4.6 4.1 3.2 Экспорт 6.6 7.1 7.2 7.3 7.3 Импорт 9.5 6.4 6.3 6.6 7.0 ВВП 7.9 8.3 8.3 8.1 7.8

Приложение2
Таблица 1.2.3
Отраслевая структура производства в ценах 2002 г., % (инвестиционный вариант)Отрасль 2005 2010 2015 2020 2025 2030 Электроэнергетика 3.4 3.1 2.7 2.4 2.2 1.9 Нефтедобыча 4.0 3.0 2.1 1.5 1.0 0.6 Нефтепереработка 2.8 2.2 1.6 1.2 0.9 0.7 Газовая промышленность 0.7 0.6 0.4 0.3 0.2 0.2 Угольная промышленность 0.5 0.4 0.3 0.2 0.2 0.1 Прочая топливная промышленность 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 Черная металлургия 2.5 2.0 1.6 1.3 1.0 0.8 Цветная металлургия 3.2 2.6 2.0 1.5 1.2 0.9 Химическая  промышленность 2.6 2.7 2.9 2.9 3.0 3.0 Инвестиционное машиностроение – немобильное 2.7 3.9 4.9 5.9 6.7 7.5 Инвестиционное машиностроение — мобильное 0.6 0.8 1.0 1.2 1.3 1.4 Автомобильная промышленность 1.6 2.4 3.0 3.8 4.6 5.6 Бытовая техника 0.2 0.2 0.3 0.3 0.4 0.5 Продукция промежуточного спроса 1.2 1.5 1.9 2.2 2.5 2.7 Прочее (оборонное) машиностроение 1.8 2.3 2.6 2.9 3.2 3.6 Лесная и бумажная промышленность 1.5 1.7 1.8 1.9 2.0 2.0 Промышленность стройматериалов 1.3 1.5 1.6 1.6 1.6 1.6 Легкая промышленность 1.4 1.7 1.9 2.1 2.2 2.4 Пищевая промышленность 5.4 4.4 4.1 3.8 3.4 3.0 Прочие отрасли промышленности 1.0 1.0 0.9 0.9 0.9 0.9 Строительство 7.9 9.1 9.9 10.3 10.3 10.0 Сельское и лесное хозяйство 4.9 4.0 3.3 2.7 2.2 1.8 Транспорт  7.3 6.8 6.3 5.9 5.5 5.2 Связь 1.6 2.6 3.8 5.1 6.0 6.5 Сфера обращения, включая коммерческую деятельность 23.9 24.9 25.2 25.1 24.6 24.0 Прочие виды материального производства 0.7 0.7 0.7 0.7 0.7 0.7 Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание 2.5 2.4 2.4 2.3 2.4 2.4 Просвещение, здравоохранение, культура и искусство 5.0 4.4 3.8 3.4 3.1 2.9 Наука и научное обслуживание 1.5 1.6 1.7 1.7 1.8 1.9 Управление, финансы, кредит, страхование 6.1 5.6 5.1 4.8 4.8 4.9 Сумма 100 100 100 100 100 100

Приложение 3
/>
Рис. 2.1.1. Трендовая динамикаторгового баланса, млрд. долл.

Приложение4
/>
Рис. 2.1.2.Прогноз торговогобаланса при нулевом темпе роста реального курса рубля с 2008 г.

Приложение 5
/>
Рис. 2.1.3.Прогноз торговогобаланса при стремящемся к нулевому росту реального курса и гипотезе инвестицийза счет импорта


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы управления финансами сущность, понятие
Реферат Туристическая фирма ЗАО Москва-тур - разработка плана маркетинга
Реферат Участники уголовного судопроизводства
Реферат Политические воззрения Платона и Аристотеля
Реферат Управленческий учет затрат в СП Восточный МРУЭС
Реферат Механизмы денежно кредитной политики Украины
Реферат Исследование и разработка проекта информационной системы отдела бухгалтерии АОЗТ "Швея"
Реферат Товароведная характеристика и оценка качества свежих томатов, реализуемых в розничной торговой с
Реферат Методы финансового анализа для целей оценки бизнеса
Реферат Международные операции коммерческих банков
Реферат Муниципальный долг, его динамика и структура
Реферат 10 августа 2001 года
Реферат К понятию предельного опыта
Реферат "Вітряна віспа"
Реферат Межбюджетные отношения 4