Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования, направления более эффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)

Финансовые ресурсыучреждения здравоохранения, источники их формирования, направления болееэффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)

Содержание
Введение
ГлаваI. Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения
1.1 Теоретическаяразработанность проблемы финансирования учреждений здравоохранения
1.2Понятие, источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения
ГлаваII. Анализ финансовых результатов деятельности Ермолаевской районной больницы
2.1Характеристика Ермолаевской районной больницы
2.2Вертикальный анализ баланса
2.3 Анализисполнения сметы расходов
2.4Анализ прибыльности и рентабельности
ГлаваIII. Выводы и предложения
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскимиучреждениями, одной из которых является качественное медицинское обслуживание,в огромной степени определяется рациональным использованием финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения — этосовокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данногоучреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов,распределения денежных средств, их накопления и использования. Дляфинансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет(федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежныесредства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий наплатной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольныевзносы; другие денежные поступления.
К сожалению, в настоящее время наблюдается большойразброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений — от жесткогоограничения до расточительства и злоупотреблений. Это и определило актуальностьтемы курсовой работы.
Объект исследования – Ермолаевская районная больница(ЕРБ).
Цель данной работы – рассмотреть и проанализироватьфинансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования инаправления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
— рассмотреть понятие, источники и механизмы формированияфинансовых ресурсов медицинских учреждений;
— проанализировать финансовое состояние ЕРБ, определитьпроблемы финансирования и пути их решения.

Глава I. Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения
1.1 Теоретическая разработанность проблемы финансированияучреждений здравоохранения
Финансовые ресурсы представляют собой одну изосновополагающих экономических категорий. Распределение и перераспределениестоимости на основе финансовых отношений обязательно сопровождается движениемфинансовых ресурсов. Поэтому содержание термина «финансовые ресурсы» являетсяодним из базисных понятий финансовой науки. Однако, несмотря на частоту ишироту использования термина «финансовые ресурсы», вопросам содержания этогопонятия, источникам формирования и направлениям использования финансовыхресурсов уделяется необоснованно мало внимания.
Начало исследований по финансовым ресурсам вотечественной литературе относится к 20-30-м годам ХХ века с появлением данногопонятия в пятилетних планах развития СССР.
На этапе развития нашей страны, характеризовавшимсяцентрализованным управлением экономикой, определению понятия и составафинансовых ресурсов уделялось большое внимание. Из работ того времени можноотметить глубокое теоретическое исследование вопросов финансовых ресурсов А.М.Бирмана «Очерки теории советских финансов» (1968 г.) и «Баланс народного хозяйства СССР и его использование для анализа и планированияобщеэкономических пропорций» (1976 г.).
Период рыночных реформ, начавшийся в 1992 г., кардинально изменил экономическую жизнь страны. Произошедшая ломка всей прежней системы экономическихотношений была столь радикальной, что сделала невозможным непосредственноеприменение теоретических выкладок 60-80-х годов к современной действительностибез внесения в них существенных корректировок [12, с.12].
В 90-х годах XX века дальнейшая разработка теориифинансов и проблем формирования и использования финансовых ресурсов получила втрудах В.А. Алешина, A.M. Бабича, Л.А. Дробозиной, Л.Л. Игониной, A.M.Ковалевой, Л.Н. Павловой, Л.В. Перекрестовой, Г.Б. Поляка, Н.В. Колчиной, В.М.Родионовой, П.Н. Шуляка, М.И. Яндиева и др. В трудах указанных авторов даетсяочень детальный анализ понятия финансовых ресурсов и эффективности ихиспользования. Анализируя различные трактовки понятия финансовых ресурсов,можно увидеть, как менялись взгляды экономистов на сущность, источники и составфинансовых ресурсов. Так, в условиях административно-командной экономикифинансовые ресурсы рассматривались только на общегосударственном уровне,предприятия могли только использовать эти общегосударственные ресурсы. Спереходом же к рыночной экономике в трактовках финансовых ресурсов экономистыотмечают их децентрализацию, рассматривают источники и структуру финансовыхресурсов отдельного предприятия, расширяют их состав.
В связи с переходом к страховой медицине нельзя неотметить появления в экономической литературе большого количества работ,посвященных вопросам финансирования здравоохранения в условиях страховоймедицины. Эти проблемы достаточно широко и подробно исследуются в работах В.В.Баранова,И.П.Введенской, И.А.Гехта, С.А.Закировой, Р.М.Зелькович, Е.Н.Индейкина, Ю.М.Комарова,В.П.Корчагина, М.М.Кузьменко, Э.Н.Кулагиной, В.З.Кучеренко, Н.А.Левант, Ю.П.Лисицына,М.П.Ройтмана, В.И.Стародубова, А.М.Чибичян, И.М.Шеймана, О.П.Щепина, Ю.В.Шиленкои других специалистов в области экономики социальной сферы и здравоохранения.
Изучение научных работ, посвященных экономическим основамформирования финансовых ресурсов здравоохранения, позволяет говорить о наличииразличных подходов к решению данного вопроса. Ряд авторов (Э.М.Агабабьян, В.А.Медведев,О.И.Ожерельев, И.Н.Лузин, Е.А.Громов, А.Т.Куликов и др.) не выделяют спецификупроизводственных отношений в непроизводственной сфере и считают, что в нейскладываются экономические процессы, аналогичные тем, которые имеют место всфере материального производства. Фактически они переносят в непроизводственнуюсферу характеристики производства материальных благ, в том числе и стоимостные.Сторонники данной концепции выступают против того положения, согласно которомупродукт якобы создается только в сфере материального производства, и только онавыступает производителем товаров. По их мнению, в нематериальном производствесоздаются товары, обладающие, как и товары материальной сферы, стоимостью ипотребительной стоимостью. Исходя из этого, они отождествляют экономическуюприроду труда работников, занятых в различных сферах, и считают, что работникинепроизводственной сферы своим трудом также участвуют в создании вновьсозданной стоимости, а тем самым в создании национального дохода. Такой подходозначает равнозначность роли материальной и нематериальной сферы в общейсистеме общественного воспроизводства.
Критикуя данную концепцию, другая группа экономистов (М.В.Солодков,А.И.Семенихин, В.Е.Козак, А.М.Румянцев, А.П.Бабаев и др.) утверждает, что внепроизводственной сфере не производится стоимость, а создаются нематериальныеблага — услуги, которые обладают только потребительной стоимостью. Сторонникиэтой концепции исходят из того, что лишь путем участия непроизводственной сферыв распределении, обмене, потреблении продуктов материального производства, онастановится сферой функционирования производственных отношений. При этом посвоей форме это перенесенные, производные отношения по поводу движенияпродуктов материального производства в непроизводственной сфере, посколькусогласно данной концепции общественное производство рассматривается какматериальный процесс целесообразной деятельности людей, создающий вещественныйпродукт.
Таким образом, несмотря на широкий перечень публикаций изаконодательных материалов, связанных с финансовым обеспечением отрасли здравоохранения,многие вопросы, касающиеся финансовых ресурсов учреждений здравоохранения,требуют дальнейшего глубокого изучения, анализа и доработок.
1.2 Понятие, источники и механизмы финансирования учрежденийздравоохранения
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений — этосовокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетныхучреждений. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов,распределения денежных средств, их накопления и использования.
В настоящее время для финансирования учрежденийздравоохранения используются следующие источники:
— Бюджетные средства, выделяемые учреждениямздравоохранения на основе установленных нормативов.
Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены(тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государствомпотребителю.
— Ресурсы фондов обязательного медицинского страхования(ОМС), фондов медицинских страховых организаций.
— Денежные средства государственных, частных иобщественных организаций, граждан, полученные от выполнения работ (услуг),проведения мероприятий на платной основе в соответствии с заключением сюридическими лицами договоров и заказам населения. Например, сюда можно отнестипоступление денежных средств за предоставление сверхнормативных услуг в областимедицинского обслуживания граждан.
— Доходы от предпринимательской и иных видов деятельности(поступления от продажи изделий собственного производства (например,лекарственных средств, медицинских препаратов и т.п.), выручка от сдачи варенду основных фондов и имущества учреждения здравоохранения; приобретениеценных бумаг и получение дивидендов по ним и т.п.).
Услуги, относимые к предпринимательской деятельностиучреждений здравоохранения определяются законодательными актами РоссийскойФедерации в области здравоохранения, например, Законом РФ «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации».
— Добровольные взносы и безвозмездно переданные учреждениюздравоохранения материальные ценности, поступающие от государственныхпредприятий и общественных организаций, благотворительных и иных общественныхфондов, отдельных граждан (включая средства опекунов) и т.п.
— Другие денежные поступления (кредиты, лизинговыеоперации, выпуск ценных бумаг и т.п.).
Основными источниками поступления финансовых ресурсов вучреждения здравоохранения являются средства обязательного медицинскогострахования (ОМС) и средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ иместных бюджетов. Рассмотрим их более подробно.
Средства ОМС.
Самым масштабным изменением системы здравоохраненияновейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказаниямедицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С точки зренияэкономики и социального обеспечения российская система здравоохраненияперестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.
При страховом принципе финансирования средства на здравоохранениеформируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений,организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а такжевзносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальныхпредпринимателей) [6, 41 с.].
В РФ основным нормативным актом, регулирующим медицинскоестрахование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации», принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями идополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование — это формасоциальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которойявляются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получениямедицинской помощи за счёт накопленных средств и финансированиепрофилактических мероприятий.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах — обязательном и добровольном [12, 167 с].
Обязательное медицинское страхование является частьюгосударственного социального страхования (в которое включено также пенсионноеобеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальноестрахование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ),социальное обеспечение из средств Государственного фонда занятости населенияРФ. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равныевозможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счетсоответствующих средств.
Альтернативой системы обязательного медицинскогострахования в России является добровольное медицинское страхование (ДМС).
Добровольное страхование расширяет перечень обязательныхпрограмм дополнительными медицинскими услугами и действует на коммерческихначалах. Как правило, ДМС организовано на акционерной форме собственности, астраховые тарифы в системе ДМС строятся по законам рынка.
Медицинское страхование дополняет финансирование избюджетных ассигнований за счет привлечения средств федерального итерриториальных фондов обязательного страхования и фондов добровольногострахования страховых медицинских организаций и страховщиков.
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ»,ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности вполучении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средствОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательногомедицинского страхования.
В России действуют Базовая и Территориальные программыОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая истационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при какихзаболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественнона данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именномероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение,осуществляется за счет указанных средств.
Базовая программа ОМС разрабатывается Министерствомздравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программыОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основебазовой программы.
Отчисления на ОМС включаются в себестоимость продукции, аплатежи на добровольное медицинское страхование производятся из прибылипредприятий или личных средств граждан.
Законом «О медицинском страховании граждан в РФ»определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих еёработоспособность.
В первую очередь это страхователи — любые предприятия,учреждения, организации, а также государство в лице местных органовгосударственной власти, уплачивающие взносы на ОМС.
Взносы поступают следующему участнику системы ОМС — вФедеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческиефинансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовыхсредств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМСи выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут наоплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.
Следующий участник системы ОМС — страховые медицинскиеорганизации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности пообязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация(страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказаниемедицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС нанекоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём,сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.
Медицинские учреждения — ещё один участник системы ОМС — учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществлениеопределённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющееаккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональнымстандартам.
И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС — застрахованные лица — граждане России, независимо от пола, возраста, состоянияздоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане,постоянно проживающие на территории Российской Федерации, которые имеют правона бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых вгосударственную программу обязательного медицинского страхования.
Законом «О медицинском страховании граждан РФ»предусмотрена возможность заключения договоров между страховыми организациями иучреждениями здравоохранения с разными формами собственности. Тем самым сталовозможно общественное финансирование негосударственных учреждений. По законуучреждения здравоохранения получают статус «независимого хозяйствующегосубъекта». Нормативная база, определяющая варианты организационно-правовогостатуса таких учреждений, пока слаба. Закон провозглашает право населения навыбор лечебно-профилактического учреждения и врача в рамках договора омедицинском страховании.
В системе обязательного медицинского страхованияпредусматривается следующий порядок финансового взаимодействия субъектов:
— хозяйствующие субъекты-плательщики перечисляютстраховые платежи в федеральный и территориальные фонды медицинскогострахования;
— органы исполнительной власти перечисляют платежи наобязательное медицинское страхование неработающего населения;
— территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счетастраховщиков средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевыхнормативов и количества застрахованных;
— страховщики производят оплату, проверяют обоснованностьсчетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество еепредоставления;
— оплата счетов-фактур медицинских учрежденийпроизводится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательныйрасчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемамимедицинской помощи. В случае необходимости производится перерасчет по ранееавансированным средствам [12, 163 с.].
Средства бюджета.
В настоящее время частично сохраняется порядокпланирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системымедицинского страхования, т.е. финансирование учреждений здравоохраненияпроизводится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается сметарасходов, производимых за счет выделяемых средств. Финансовые средствапланируются и выделяются учреждениям по статьям экономической классификациибюджетных расходов.
Согласно установленному порядку, составлениеиндивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя изнормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателейобъема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количествакойко-дней, среднегодового числа должностей медицинского иадминистративно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещенийи т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались почислу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а постационарной помощи – по среднегодовому количеству коек [6, 43 с.].
Смета расходов медицинского учреждения включает следующиестатьи:
— фонд заработной платы, устанавливающийся в соответствиис Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (составляет60% затрат на содержание медицинских учреждений);
— начисления на заработную плату в размере 39-40%;
— расходы на медикаменты в стационарах (по норме расходана койко-день) и на бесплатную и льготную выдачу медикаментов;
— расходы на канцелярские и хозяйственные нужды (по нормерасхода на одну койку в год);
— расходы на питание больных (по норме расхода накойко-день);
— расходы на приобретение оборудования и мягкогоинвентаря (по дифференцированным нормам, в зависимости от профиля отделения);
— командировочные расходы в соответствии с действующиминормами;
— расходы на капитальный ремонт зданий (на основефинансово-сметных расчетов);
— прочие расходы: оплата летных часов санитарной авиации,проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.).
При инфляции закладываемый размер расходов корректируетсяна коэффициент инфляционных ожиданий.
Контроль за использованием выделенных средств медицинскимучреждением проводится в форме ревизий и тематических проверок.
В сводном планировании расходов по районам, городамобластного и краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателейфинансирования используются следующие:
— цена конкретной медицинской услуги, определяемая набазе сметы расходов;
— оплата средней стоимости пролеченного больного наоснове средней стоимости лечения;
— оплата одного завершенного случая лечения на основеклинико-статистических групп или медико-экономических стандартов. Стоимостьлечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяютсяодинаковые расценки за лечение;
— финансирование по среднедушевому нормативу на работающееи неработающее население. Размер норматива зависит от возможностейтерриториальных бюджетов;
— комбинация перечисленных методов.
Выбор модели (расчетных показателей) финансированияосуществляется местным органом исполнительной власти.
Параллельно с бюджетным финансированием содержанияучреждений существует дополнительный канал их финансирования – целевыепрограммы по здравоохранению. Эта форма бюджетного финансирования была введенакак средство решения задачи ослабления дефицита финансовых ресурсов деятельностиучреждений здравоохранения и поддержания уровня и объема оказания помощи.
К сожалению, сметное финансирование имеет ряднедостатков.
Во-первых, нормативная база, используемая для проведениятаких расчетов, в значительной степени унаследована от плановой системыздравоохранения с назначаемыми государством ценами, а старые стоимостныенормативы нередко просто механически корректируются с помощьюиндексов-дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом.
Во-вторых, потребности в финансировании учреждений,рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативнойбазы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются.В результате показатели потребности в финансировании отдельных статей расходов,рассчитанные с использованием имеющихся нормативов, корректируются в сторонууменьшения. Принципы проведения такой корректировки и соответственноустановления итоговых размеров бюджетного финансирования четко неформулируются.
Учреждения должны истратить полученные средства строго поих целевому назначению (то есть в соответствии с утвержденными показателямирасходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределятьих между разными статьями расходов без соответствующего на то разрешения.
Метод сметного финансирования удобен финансовым органам.Он дает возможность проконтролировать направления их использования и бытьуверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату трудаили приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видамрасходов.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее времяфинансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, прикотором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальныевложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинскойпомощи осуществляется через систему медицинского страхования.

Глава II. Анализ финансовых результатов деятельности Ермолаевскойрайонной больницы
2.1 Характеристика Ермолаевской районной больницы
Государственное учреждение здравоохранения Ермолаевскаярайонная больница (ЕРБ) является юридическим лицом, находящимся в веденииМинздрава республики Башкортостан и функционирующим в соответствии сзаконодательством РФ, РБ, Уставом учреждения, приказами и указаниями МинздраваРБ и РФ.
ЕРБ располагается по адресу: 453360, респ. Башкортостан,Куюргазинский район, п. Ермолаево, ул. Советская, д. 143.
ЕРБ имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счетав Сбербанке, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящеговедомства, бланки.
ЕРБ выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном итретейском суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЕРБ неотвечает по обязательствам государства, его органов. ЕРБ отвечает по своим обязательствамв пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточностиденежных средств по обязательствам ЕРБ отвечает Минздрав РБ.
ЕРБ как самостоятельный субъект хозяйствования строитсвои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями игражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.
Основная цель деятельности ЕРБ – оздоровление иподдержание здоровья населения.
Основные задачи ЕРБ — оказание высококвалифицированнойспециализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населениюп.Ермолаево и жителям Куюргазинского района.
Структура управления ЕРБ представлена в Приложении 1.
Основными источниками поступления финансовых средств вЕРБ являются:
— бюджетные средства, выделяемые учреждениямздравоохранения на основе установленных нормативов;
— средства ФОМС;
— платные услуги.
В своей деятельности ЕРБ руководствуется приказомМинистерства здравоохранения РФ № 6 от 13.01.1995 «Об утверждении положений ореспубликанской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинскомдиагностическом центре», другими нормативно-правовыми актами РФ и РБ в областиздравоохранения, Уставом ЕРБ.
Для анализа финансовой деятельности ЕРБ используемвертикальный анализа баланса, анализ исполнения сметы расходов, анализ прибылии рентабельности [11, 376 с.].
2.2 Вертикальный анализ баланса
Вертикальный анализ баланса проведем на основе Приложения2. Он составляется с помощью «Баланса исполнения бюджета» (форма 1).
Из таблицы видно, что валюта баланса в целом выросла на1,82%, причем отмечается резкий рост валюты баланса по внебюджетнойдеятельности – 5763% с одновременным падением валюты баланса по бюджетнойдеятельности, внебюджетная деятельность набирает оборот. Происходитпереориентация источников финансирования. Так, если в 2007 году доля внебюджетав общем объеме финсредств составляла 8%, то в 2008 году – уже 4,8%. В основномза счет внебюджета стала финансироваться такая статья как материальные запасы(67,92% от общего объема финансирования). 99,58% всех финансовых активов –денежные средства и дебиторская задолженность – сосредоточены во внебюджетнойдеятельности.
Что касается обязательств, то они выросли на 318%, причемосновная их доля «легла на плечи» внебюджета – 85% в 2008 году против 3,21% в2007 году. Значительную долю при этом составляют расчеты с поставщиками иподрядчиками (83,45%): по оплате услуг связи, по приобретению основных средств,материальных запасов; расчеты по платежам в бюджет, прочие расходы скредиторами (89,93%). Общий финансовый результат учреждения упал на 40%.
2.3 Анализ исполнения сметы расходов
Одной из особенностей учета расходов в бюджетныхучреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, являетсяотражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических.
Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банкомкак наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.
К фактическим расходам относятся действительные затратыучреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы понеоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям.При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений вбухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы.
Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетныхучреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых,кассовых расходов от фактических, во-вторых – кассовых и фактических расходов отназначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов отвыделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений,а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущеесодержание по всем статьям бюджетной классификации. Таким образом, проведеманализ исполнения сметы расходов по трем направлениям, одновременно анализируябюджетную и внебюджетную деятельность ЕРБ за 2007 – 2008 годы.
При анализе исполнения сметы расходов бюджетногоучреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой цельюрасходы группируются по статьям бюджетной классификации (Приложения 3, 4, 5).
Бюджетное финансирование.
По данным таблицы из приложения 3 в 2007 – 2008 годах былдопущен перерасход средств на 7,77% и 20,87% соответственно. В 2007 году взначительной степени это обусловлено значительным перерасходом средств натекущие нужды: прочие расходы по статье материальные запасы – 517%, услуги посодержанию имущества – 281%, лечебные расходы – 138,8%. В 2008 году наблюдаетсята же ситуация: значительный перерасход по прочим расходам по статьематериальные запасы – 175%, услугам по содержанию имущества – 275,85%, прочимрасходам по приобретению услуг – 152,72%.
Необходимо отметить, что для ЕРБ характерен значительныйудельный вес расходов на заработную плату и оплату коммунальных услуг. Можноотметить, что наблюдается переориентация источников финансирования. Если раньшеосновная доля бюджетных средств тратилась на оплату труда и приобретение услуг,то с 2008 года основная их доля тратится на приобретение услуг и закупкуматериальных активов.
Также необходимо особо подчеркнуть очень низкий проценткапитальных затрат в общем объеме расходов: в целом за 2007 год – 1,75%, в 2008году – 4,04%, хотя, как видим, наметилась положительная тенденция. Все это неможет не сказаться на уровне и качестве обслуживания в ЕРБ.
Финансирование ФОМС.
Также можно сказать о перерасходе средств: на 15,88% в2007 году и 11,02% в 2008 году. Причем перерасход средств в целом в 2007 годунаблюдается в основном за счет статей приобретение услуг – 154,92%, прочиерасходы по статье материальные запасы – 387%, увеличение стоимости основныхсредств – 131%. Также можно отметить недорасход средств по оплате труда – на14,7%.
В 2008 году наибольший перерасход средств допущен постатьям увеличение стоимости основных средств – 169%, увеличение стоимостиматзапасов. Также мала доля капитальных затрат – 9,41% и 2,43% в 2007 и 2008годах соответственно, причем заметна тенденция к снижению финансирования ФОМСэтой статьи. Основные статьи-потребители средств ОМС в 2007 году – мат.запасы(75%), в 2008 – оплата труда (66%) и мат. запасы (29%).
Внебюджетное финансирование (платные услуги).
Значительный перерасход средств здесь допущен в 2008 году- 131,24%. Наибольший перерасход допущен по следующим статьям: приобретение имодернизация непроизводственного оборудования – 1219,25%, коммунальные услуги –371,75%, продукты питания – 274,66%.
Значительный вес в общих расходах занимают расходы: в 2007году – на оплату труда – 51,6%, на приобретение услуг – 20,3%, на приобретениемат.запасов – 27,26%; в 2008 году – на оплату труда – 40,78%, на приобретениеуслуг – 23,7%, на приобретение мат.запасов – 29,57%. Также мала долякапитальных расходов (4,5%).
Следующим шагом анализа исполнения сметы является анализсоотношения кассовых и фактических расходов больницы.
Изучение соотношения между кассовыми и фактическимирасходами позволяет выявлять причины, направления и размеры отклоненийрасходов, возникающих в процессе исполнения сметы.
Фактические расходы — это затраты отчетного периода насодержание бюджетного учреждения. Их изучение позволяет судить об эффективностииспользования бюджетных средств, устанавливать степень соответствия расходовобъему выполненных учреждением работ (услуг).
Кассовыми расходами называются затраты бюджетных средствв пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или впорядке безналичных расчетов через систему казначейства.
Анализ соотношения между кассовыми и фактическимирасходами проводится в целом по смете и по отдельным ее статьям сиспользованием данных отчета об исполнении сметы расходов (форма № 2), балансаоб исполнении сметы расходов (форма № 1).
В Приложениях 6, 7, 8 приведены показатели по ЕРБ, необходимыедля общей характеристики соотношения между ними.
Бюджетное финансирование.
В 2007 году в целом фактический расход больше кассовогона 553,39 тыс.руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело место порасходам на приобретение услуг – 889,59 тыс.руб. (из них наибольшая доляпринадлежит расходам по содержанию имущества и оплата текущего ремонта зданий исооружений), на приобретение и модернизация оборудования – 680,72 тыс.руб., налечебные нужды – 643,37 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующимстатьям: оплата труда – 1758,71 тыс. руб., транспортные услуги – 39,67 тыс.руб.
Финансирование ФОМС.
В 2007 году в целом фактический расход больше кассовогона 523,24 тыс.руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело место порасходам на приобретение лечебных средств – 434,05 тыс.руб., на приобретение имодернизация оборудования – 202,92 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующимстатьям: услуги по содержанию имущества – 175,48 тыс.руб., прочие расходы постатье услуги – 156,5 тыс.руб., прочие расходы по статье приобретение мат.запасов – 84,78 тыс.руб.
В 2008 году в целом фактический расход больше кассовогона 2237,02 тыс. руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело местопо расходам на содержание имущества – 598,23 тыс. руб., прочим расходам постатье приобретение основных средств – 382,13 тыс. руб., по расходам наприобретение мат. запасов – 601,79 тыс. руб., продуктов питания — 643,66 тыс.руб., прочие расходы по статье приобретение мат. запасов – 816,8 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующимстатьям: оплата горюче-смазочных материалов – 535,6 тыс. руб., приобретениемягкого инвентаря и обмундирования – 510,52 тыс. руб.
Внебюджетное финансирование.
В 2007 году в целом кассовый расход больше фактическогона 3,25 тыс. руб. Превышение кассовых расходов над фактическими имело место порасходам на оплату труда 7,5 тыс.руб., начисления на оплату труда – 3,62тыс.руб., по прочим расходам по статье приобретение мат. запасов – 8,88тыс.руб.
Фактические расходы были выше кассовых по следующимстатьям: услуги по содержанию имущества – 8,53 тыс. руб., лечебные расходы –6,33 тыс. руб., продукты питания – 2,42 тыс. руб.
Следующим шагом анализа исполнения сметы является анализсоблюдения сметных назначений.
Сопоставление кассовых расходов с назначениями по сметеимеет целью, во-первых, выявить недорасход или перерасход выделенных из бюджетасредств и, во-вторых, обеспечить действенный контроль за исполнением сметырасходов. В результате анализа нередко устанавливаются факты превышениякассовых расходов по одним статьям сметы с одновременным недоиспользованиемсредств по другим статьям. Такие случаи означают нарушение принципа целевогоиспользования бюджетных ассигнований.
В ходе анализа особое внимание уделяется изучению случаевпревышения расходов по статьям, по которым превышены сметные назначения. Заэтим могут скрываться различные нарушения. Например, приобретение излишних илидорогостоящих материальных ценностей, содержание сверхштатного персонала,нарушения в оплате труда, завышение плана по объему строительно-монтажных работили выполнение работ на сверхплановых объектах при капитальном ремонте зданий исооружений и др.
Для изучения отклонений кассовых расходов от выделенных посмете составляются таблицы (Приложения 9, 10, 11).
Бюджетное финансирование.
Расчеты в таблице, характеризующие уровень кассовогоисполнения сметы расходов за 2007 – 2008 годы, показывают, что перерасходбюджетных средств не был допущен ни по одной статье сметы. Вместе с тембольница недоиспользовала перечисленные средства в 2007 г. в размере 8,58 тыс.руб.
Финансирование ФОМС.
Анализ показывает незначительный перерасход сметныхназначений за 2007 и 2008 годы в размере 0,05 (по статье оплата текущегоремонта) и 0,02 тыс. руб. соответственно. В 2009 году перерасход средств ФОМСбыл допущен по статье начисления на оплату труда – 119,17 тыс. руб. Вместе стем наблюдается недорасход средств по таким статьям как: приобретение услуг –0,02 тыс. руб., лечебные расходы – 60,99 тыс. руб., продукты питания – 33,92тыс. руб., мягкий инвентарь и обмундирование – 24,15 тыс. руб.
Внебюджетное финансирование.
В 2007 году допущен перерасход внебюджетных средств вразмере 3,25 тыс. руб. по следующим статьям в частности: оплата труда – 11,12тыс. руб., оплата горюче-смазочных материалов – 0,52 тыс. руб., прочие расходыпо приобретению мат. запасов – 8,87 тыс. руб. Недорасход наблюдается по статьямуслуги по содержанию имущества – 8,53 тыс. руб., лечебные расходы – 6,33 тыс.руб., продукты питания – 2,42 тыс.руб.
В 2009 году ЕРБ недоиспользовала внебюджетных средств насумму 27,4 тыс.руб., из них на приобретение услуг – 14,3 тыс.руб., наприобретение оргтехники – 10 тыс.руб. Наряду с этим есть перерасход средств в размере0,04 тыс.руб. на оплату труда.
При анализе кассового исполнения сметы расходов вучреждениях здравоохранения особое внимание следует обращать на выявлениеперерасхода бюджетных средств по таким основным статьям, как расходы назаработную плату, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства,совокупный удельный вес которых обычно составляет более 70% расходов потекущему содержанию учреждения. Это связано с тем, что финансированиеперерасхода по этим статьям может осуществляться лишь за счет сокращенияфинансирования по другим статьям. Поэтому выявление фактов нецелевогоиспользования средств как в виде экономии, так и их перерасхода в разрезеотдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовой дисциплины вучреждении и успешного выполнения им возложенных задач по оказанию услуг поохране здоровья населения.
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основнымипоказателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. В процессеанализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику.
Проанализируем отчет о финансовой деятельности ЕРБ за2008 – 2009 годы, который является основным документом при анализе прибыльностии рентабельности. Здесь показатель «прибыль» представлен как операционныйрезультат от деятельности (Приложение 12).
Анализ таблицы показывает, что доходы от рыночных продажработ и услуг ЕРБ (74,7% всех доходов в 2008 году) выросли за анализируемыйпериод на 56,57%. Остальная часть доходов приходится на долю прочих доходов(25%), а в 2009 году эта статья занимает основную долю в доходах – 96,7%. Вцелом доходы значительно выросли, темп роста доходной части опережает темпроста расходов.
За счет резкого роста расходной части значительноувеличился чистый операционный результат от внебюджетной деятельности: если в2008 году он составил 82,672 тыс. руб., то в 2009 году уже 3056,065 тыс. руб.
Рентабельность — это относительный показатель,характеризующий уровень доходности бизнеса. Его используют для оценки деятельностипредприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Проанализируем рентабельность внебюджетной деятельности ЕРБс помощью таблиц 1 и 2.
Таблица 1
Данные для расчета рентабельностиПоказатель усл. обозн. 2008 2009 темп роста, % Операционный результат по внебюдж.деятельности Рр 82,672 3056,065 3696,61 Объем оказанных платных услуг V 1662,307 2602,597 156,57 Расходы З 30538,584 90574,6 296,59 Чистый операционный результат по внебюджетной деятельности Рч 82,672 3056,065 3696,61 Средняя величина валюты баланса ВБср 187029,96 185827,15 99,36 Средняя величина внеоборотные активы Fср 176829,01 177160,75 100,19
Таблица 2
Показатели рентабельностиПоказатель Формула для расчета 2008 2009 Темп роста, % Комментарий Рентабельность продаж (Rп) Rп=Pp/V 0,045 1,174 2361,07 Показывает доходность реализации, т. Е. на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 руб. прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство Рентабельность основной деятельности (Rод) Rод= Pp/З 0,003 0,034 1246,37 Показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции. Дополняет показатель рентабельности продаж (Rп). Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) Rк=Рч/ВБср 0,0004 0,016 3720,54 Определяет эффективность всего имущества предприятия. При сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной ставки по банковскому кредиту можно сделать вывод либо о неоправданном завышении кредитной ставки, либо о неудовлетворительном использовании капитала предприятия Рентабельность внеоборотных активов (Rf) Rf= Рч/Fср 0,0005 0,017 3689,69 Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов
Анализ таблиц показывает повышение всех показателейрентабельности, а в целом – улучшение деятельности, что связано, прежде всего,с резким ростом доходов ЕРБ и, как следствием, финансового результатадеятельности. Так, доходность реализации в целом за период увеличилась на2261%: на рубль оказанных услуг в 2008 году приходится 0,05 рублей прибыли, в2009 году – уже 1,17 рублей прибыли.
О благополучной ситуации свидетельствует также ростприбыли, приходящейся на рубль затрат. В целом она увеличилась на 1146%: так,если в 2008 году затраты не приносили прибыли, то в 2009 году отдачазатраченных средств возрастает – на рубль затрат приходится уже 3 копейкиприбыли.
Анализ рентабельности капитала предприятия указывает наэффективное использование его имущества: так, эффективность его использованиявыросла за анализируемый период на 3620%. Если в 2008 году капитал не приносилприбыли, то в 2009 приносит уже 2 копейки.
На 3589% выросла доходность внеоборотных активов: в 2009году на рубль внеоборотных активов приходится 2 копейки прибыли.

Глава III. Выводы и предложения
Таким образом, на основе данных анализа финансовыхрезультатов деятельности определим круг проблем, существующих у ЕРБ.
1. Низкая техническая оснащенность отделений ЕРБ.
Как показал анализ сметной документации, балансисполнения смет за 2007 – 2009 годы, затраты учреждения на приобретениеоборудования достаточно малы и составляют 1-9% от всех расходов. И хоты ЕРБнастроена на улучшение технических условий (приобретает оборудование за счетвнебюджетных средств и средств ФОМС), перед ней встает иная проблема:фактический расход по этой статье превышает допустимые кассовые затраты, т.е.ЕРБ покупает его в кредит, что и объясняет рост кредиторской задолженности прианализе баланса, а в условиях дефицита финансирования это может повыситьнеплатежеспособность больницы в дальнейшем.
2. Нарушение принципа целевого использования бюджетныхассигнований, средств ФОМС и внебюджетных средств, выраженное в недорасходесредств на приобретение продуктов питания, лекарственных средств с однойстороны и перерасходе средств на приобретение вспомогательных материалов(горюче-смазочных, строительных, тары и т.д.).
За этим могут скрываться различные нарушения. Например,приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, завышение планапо объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановыхобъектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и др. Выявление фактовнецелевого использования средств как в виде экономии, так и их перерасхода вразрезе отдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовойдисциплины в больнице и успешного выполнения им возложенных задач по оказаниюуслуг по охране здоровья населения.
Деятельность ЕРБ не является эффективной и по другимпоказателям, но они не являются предметом изучения данной курсовой работы.
Для решения имеющихся проблем необходим дополнительныйпоиск резервов финансовых ресурсов.
Ими могут быть:
доходы от платных услуг. При этом любая услуга может бытьплатной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантийбесплатной медицинской помощи;
формирование цен на медицинские услуги, которые могли быкомпенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительныйисточник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимостиобъективно дорогой медицинской услуги;
развитие сети дневных стационаров, что также являетсярезервом экономии средств на содержание больных;
освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений отналога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медициныв условиях России – явление вынужденное;
более широкое внедрение и развитие медицинского лизингакак способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развитиямедицинских лизинговых компаний;
использование факторинга как механизма продажи долговлечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того,что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации –муниципальные);
— формирование предпринимательской среды. Основныесредства ее решения – разгосударствление и приватизация учрежденийздравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокийуровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовуюустойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства подоговорам;
— организации учреждения здравоохранения в форменекоммерческого учреждения, которое работает по договорам с органами местнойвласти и самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности.Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержаниюнекоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в формесубсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;
развитие ДМС как разновидности платной медицинскойпомощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем вусловиях «платной медицинской помощи»;
возможность более широко пользоваться арендной платой,несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, восновном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источникфинансирования;
разрешение накопления и формирования фонда амортизации,несмотря на то, что оборудование не приобреталось лечебными учреждениями засвой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждениездравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;
прорывные медицинские научные разработки с хорошопродуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждениездравоохранения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективнорешать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения – лечениебольных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для организации длямодернизации и развития больницы, повысить оплату труда, осуществлять научныеразработки [14, с.18].

Заключение
В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть ипроанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники ихформирования и направления более эффективного использования.
Данная цель была достигнута решением следующих задач:
— рассмотрены понятие, источники и механизмы формированияфинансовых ресурсов медицинских учреждений;
— проанализировано финансовое состояние медицинскогоучреждения (Ермолаевская районная больница), определены проблемы финансированияи пути их решения.
В процессе исследования было выявлено, что недостаточноефинансирование здравоохранения в целом по стране совмещается с низкойэффективностью использования ресурсов. На основе анализа финансовых показателейЕРБ были выявлены ряд проблем, такие, как низкая техническая оснащенностьбольницы, нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований,средств ФОМС и внебюджетных средств.
Для решения данных проблем в условиях ограниченностигосударственных средств финансирования можно рекомендовать мероприятия по дополнительномупоиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно отнести: получениедоходов от платных услуг; формирование цен на медицинские услуги, которые моглибы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительныйисточник финансирования; развитие сети дневных стационаров; освобождениеотрасли здравоохранения и ее учреждений от налога на прибыль от платныхмедицинских услуг; более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга; формированиепредпринимательской среды; использование факторинга; развитие ДМС; организацииучреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения; возможностьболее широко использования арендной платой; разрешение накопления иформирования фонда амортизации; перспективные медицинские научные разработки схорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения вучреждение здравоохранения. Внедрению в практику деятельности лечебногоучреждения данных мероприятий позволит повысить эффективность использованияфинансовых ресурсов.

Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009)// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,2010].
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от29 декабря 2009 г.). — Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. –656 с.
3. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.07.2008) «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронныйресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
4. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РоссийскойФедерации от 13.01.1995 № 6 «Об утверждении положений о республиканской(краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре»// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,2010].
5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / под ред. Ковалева В.В. –СПб.: Экономическая школа, 2006. – 244 с.
6. Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных инаучных учреждениях: Учебное пособие – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005.– 336 с.
7. Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально- культурномсервисе и туризме: Учеб. пособие – Томск: Изд. ТПУ, 2005. – 127 с.
8. Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации: изд.«Бухгалтерский учет», 2008. – 21 с.
9. Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. — Мн.: Высшая школа, 2005. – 222 с.
10. Самборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности вбюджетных и научных учреждениях. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 277 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 166 с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Подред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 448.
13. Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.:Проспект, 2005. – с. 208.
14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2006. – 178 с.
15. Кучеренко В.З. Основные направления реформирования российскогоздравоохранения на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2005, №8. – С.11-19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.