Прямые налоги и их хар-ка
Прямой налог – налог, взимаемыйнепосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогамотносятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог наимущество.
Налоговая система государства
Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.Прямые устанавливаются непосредственно на доход или имуществоналогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа науслугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют:акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.
В понятие налоговой системы также включаютсяформы и методы налогового контроля и система ответственности за нарушениеналогового законодательства.
Вводя налоги, государство изымает упредприятий и населения часть их доходов в свою пользу. Через налоговыймеханизм государство воздействует на процессы производства и обращения,стимулирует или сдерживает их темпы, усиливает или ослабляет накоплениекапитала, влияет на возрастание или снижение платежеспособного спросанаселения.
Финансовые ресурсы, их состав
Фин. ресурсы – совокупность фондов денежныхсредств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, дом. хозяйств,т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессематериального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД.Поэтому объем фин. ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Состав фин. ресурсов: 1) собственныеср-ва: а) на уровне предприятий и дом. хоз-в — прибыль, з/п, доходы дом. хоз-в;б) на уровне гос-ва – доходы от госпредприятий, приватизации, а также отвнешнеэкономической деятельности; 2) мобилизованные на рынке: а) на уровнепредпр-ий и дом. хоз-в — продажа-покупка ц.бумаг, банковский кредит; б) науровне гос-ва – эмиссия ц.бумаг и денег, гос. кредит. 3) ср-ва, поступивш. Впорядке перераспредел-я: а) на уровне предпр-йй – проценты и дивиденды по ц. бумагам,выпускаемым другими владельцами; б) на уровне гос-ва – обязательные платежи(налоги, сборы, пошлины).
Функции финансов в рыночной экономике
1) распределительная. Осущ-ся во всехсферах обществен. жизни: в мат. произв-ве в нематериальной сфере, в сфереобращения. С помощью этой функции осущ-ся распределение новой стоимости (намикроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). В рез-тераспределения ВВП и НД создаются доходы общества. Распред ф-ция позволяет: а)образовывать ден фонды на уровне предприятия и дом. хоз-ва, а также гос-ва; б)образовывать не просто ден фонды, а фонды целевого назнач-я; в) осуществлятьмежотраслевое, межтерр-ное перераспред-е, а также между сферами и соц группами;г) создавать необх. резервы как на уровне предпр-ий, так и гос-ва.
2) контрольная ф-ция. Нагляднопредставляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающихотклонениях в пропорциях распред-я ВВП и НД, в своевременном и полномобразовании целевых ден фондов, в обеспеченности необх ресурсами произвпроцесса. Контр ф-ция финансов проявл-ся: а) до наступления распределит-гопроцесса, когда составл-ся программы, прогнозы, бюджеты; б) в процессеиспользования фондов ден ср-в, при исполнении намеченных программ, планов,смет; в) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денфондов.
Контр ф-ция реал-ся через: а) фин.-хозконтроль на отд предприятиях, на основе выполнения хоз договоров, осущ-ниякоммерческого расчета; б) финн-бюджетный контроль, при выполнении налоговыхплатежей и выполнении финансир-я из бюдж ресурсов; в) кредитно-банковскийконтроль, при использ-нии принципов кредитования и ден расчетов.
3) регулирующая ф-ция. Тесно связана свмешат-вом гос-ва с пом финансов в процесс воспроизв-ва. На микроуровне (предпр-е) –эта ф-ция стимулирует его деят-ть, создавая разл фонды, кот. способствуютулучшению кач-ва производствен процесса, увелич-ю его объема, улучш-ю матположения работающих. На макроуровне (гос-во) эта ф-ция, используя гос расходы,налоги, госкредит, достигает таких же результатов.
Финансовый контроль, формы, виды, методы
Фин.контроль – неотъемлемая составнаячасть процесса управления финансами, обусловлен важнейш ф-циями финансов:распред и контр.
Фин.контроль – законодательнорегламентированная деят-ть спц созданных учреждений контроля и контролеров –аудиторов за соблюд-ем фин законодат-ва и фин дисциплины всех эконом-кихсубъектов, а также за целесообраз-тью и эффект-тью их фин операций.
Формы контроля: 1) по регламентуосуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутр.) 2) времяпроведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий; 3) субъектыконтроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправл-я,контроль исполнит органов власти, контроль фин-кредитных органов,фнутрифирменный ведомственный аудиторский; 4) по объектам контроля – бюджетный,контроль за внебюдж фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой,инвестиционный, таможенный контроль, контроль за ден массой.
Методы: 1) проверки документальные икамеральные; 2) обследования; 3) надзор; 4) анализ фин. состояния; 5)наблюдение (мониторинг); 6) ревизии.
Особое место в системе фин контроляпринадлежит Счетной палате РФ.
Финансовые механизмы в рын. экономике
Ф-ции финансов реализуются через финмеханизм, предст собой часть хоз-го механизма. Фин механизм вкл-ет совокупностьорганизационных форм фин отношений в народном хоз-ве, порядок формир-я ииспольз-я централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден ср-в, методы фин планирования,формы управления финансами и фин сис-мой, фин законодат-во. В условияхуглубления рыночных реформ прим-ся качественно новый фин механизм. Это касаетсявзаимоотношений предприятий и населения с бюдж сис-мой, внебюдж фондами,органами имущественного и личного страхования и др.
Цели и задачи финн. политики гос-ва
Финансовая политика – совокупность целенаправленных действийс использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политикапредполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; этогосударственная экономическая политика, проявляющаяся в использованиигосударственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов,формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании,в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Цели финансовой политики:
· политические цели, т.е.достижение целей в области внешней и внутренней политики
· экономические цели, т.е.достижение целей в области экономики на различном уровне
· социальные цели, т.е.достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения,социальные блага, распределение социальных благ).
Задачи финансовой политики:
· обеспечение условийдля формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
· установлениерационального с точки зрения государства распределения и использованияфинансовых ресурсов;
· организациярегулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовымиметодами;
· выработка финансовогомеханизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачамистратегии;
· создание эффективной имаксимально деловой системы управления финансами.
Целью финансовой политики являетсянаиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворениянасущных потребностей развития общества.
Типы фин. политики
Классическая. До конца 20-х годов текущегостолетия основным типом финансовой политики большинства стран был классическийее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиковполитэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное еенаправление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободнойконкуренции, использование рыночного механизма как главного регуляторахозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственныхрасходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполненияравновесного (сбалансированного) бюджета.
Регулирующая Бурное развитиепроизводительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос обизменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом вконце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических,политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западныхстранах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основувначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса(1883–1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства ирегулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политиканаряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использоватьфинансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целяхобеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства вэкономику становятся государственные расходы, за счет которых формируетсядополнительный спрос.
Планово-директивная Применяется встранах, использующих административно-командную систему управления экономикой.Основанная на государственной собственности на средства производства, плановаясистема управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всемисферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовойполитики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовыхресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти иуправления) для их последующего перераспределения в соответствии с основныминаправлениями государственного плана.
Финансовый рынок, его особенности в РФ,виды ц. бумаг
Для нормального развития экономикипостоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физическихи юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основемежду различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономикеэтот процесс осуществляется на финансовых рынках.
Финансовые рынки – это общее обозначениетех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежныесредства.
На современном этапе развития рыночныхотношений в России финансовый рынок имеет следующие особенности:
• резкая дифференциация степени развитостипо регионам;
• ограничение по номенклатуре используемыхинструментов;
• преимущественное положение коммерческихбанков на финансовом рынке как основных агентов;
• недостаточная готовность поэкономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активномфинансовом рынке;
• узость финансового рынка, обусловленнаяего двумя секторами – рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионныхценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).
Ц. бумага – это особая форма существованиякапитал, кот заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения,может самост-но обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Виды: 1) акции – это эмиссионная ценнаябумага, закрепляющая права держателя на получение части прибыли акционерногообщ-ва в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества,оставшегося после его ликвидации. 2) облигация удостоверяет внесение еевладельцем ден ср-в и подтверждает обязат-ва возместить ему номинальнуюстоимость этой ц.бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента.3) вексель простой и переводный 4) депозитн и сберегат-ые сертификаты. 5) чек6) складское свидетельство – документ, удостоверяющий заключ между сторонамидоговор хранения7) коносамент – товарораспорядит-ый док-т.
Современная фин политика РФ.
Особенностью современной сложной ситуациив мировой экономике является наложение друг на друга сразу двух кризисов:кризиса международных кредитно-денежных отношений и кризиса в финансовомсекторе США. Оба эти кризиса связаны между собой, и хотя их совпадение вовремени – случайность, но развитие и обострение каждого их них закономерно идаже неизбежно.
Осн. этапы развития гос-ных финансов в РФ
Возн-ие финансов как экономич категорииобусловлено такими факторами как: 1) общ-ное разделение труда и деление общ-вана соц. группы; 2) развитие товарно-ден отнош-ий в связи с ростом произ-ва иувеличением ВВП и НД; 3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующихсубъектов, осуществляющих предпринимат-ую деят-ть и создающих для произв-ванеобходимые ден фонды; 4) создание централизованного гос-ва.
В условиях капитализма, когда товарно-денотношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономичотношения в связи с образованием, распределением и использ-ем ВВП и НД. Сувелич-ем объхема произв-ва и образованием монополистич объединений на рубежеXIX–XX вв., а также расширением деят-ти гос-ва финансы получили дальнейшееразвитие.
В развитых зарубежных странах важнойсферой фин отношений явл-ся финансы частных национальных и транснациональныхкорпораций.
Осн ресурсы гос-ва стали конц-ся вцентрализ-ых ден фондах – бюджетах, внебюджетн фондах. Во всех странахпроизошло огосударствление значит части нац дохода (от 30 до 50%). Направлениезатрат изм-ся. Военные и управленческие расходы дополн-ся расходами навмешат-во в экономику (капиталовл-я в энергетику, газ. Пром-ть). Главн доходамигос-ва становятся налоги, сначала косвенные а затем прямые. Недостаток средстви появление дефицита бюджета приводят к увеличению гос кредита и как следствие– к гос долгу.
После 2 мир войны сфера фин отнош резкорасшир-ся за счет развития территор-ых финансов, внебюдж спец фондов.
Развитие гос финансов в XIX–XX (в мире)
В развитых зарубежных странах важнойсферой финансовых отношений явл-ся финансы чатсных национальных итранснациональных. По своей организационной структуре корпорации предст собойакционерные общ-ва. Акционерная форма предприятий в странах с развитой рыночнойэкономикой получила исключительное широкое развитие. Выпуск акций – одна измощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежныесбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банкови других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться насамофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансоваясторона деят-ти акционерных обществ и предприятий других форм собственностиприобретает все большее значение.
Финансовая система страны, хар-ка еезвеньев
Фин. сис-мапредст собой совокупностьфункциональных звеньев, где особыми методами и в особых формах формируется ииспользуется фонды ден средств. Фин. сис-ма делится на: централиз идецентрализ. К централиз относ-ся: бюдж сис-ма, внебюдж фонд и гос кредит. Кдецентр относ-ся финансы организаций и финансы дом. хоз-в.
Основой фин сис-мы явл-ся финансыорганизаций, т. к. именно здесь создаются и используются значительныефинансовые ресурсы. Финансы организации – через это звено гос-во осущ-ет соцполитику.
Фин сис-ма зарубежных гос-в различается поструктуре в зависимости от гос-го устройства страны. Гос устройство определяетбюджетноеустр-во и кол-во уровней в бюджетной сис-ме. В унитарных единыхгос-вах два уровня бюджетной системы: центральный (гос) бюджет и местный. Вфедеральном гос-ве 3 уровня: федеральный, бюджеты субъектов и местные бюджеты.
Внебюджетные фонды, их хар-ка
В наст время в РФ осуществляют деятельность3 гос-ных соц внебюдж фонда – пенсионный фонд РФ был создан в декабре 1991 г.,бюджет фонда форм-ся за счет след. источников: страховые взносы работодателей,предпринимателей, бюджетные средства, доходы от капитализации средств фонда.Ср-ва фонда идут на выплату трудовой пенсии и пенсии по инвалидности, а такжеразличн пособия. Фонд соц страхования, создан в 1990 г. Ср-ва формир-я:страховые взносы, ср-ва от капитализации. Ср-ва фонда идут на выплату пособийпо временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортное обслуживание,содержание детских лагерей и т.д. фонд обязат. мед. страхования (создан в 1991 г.)бюджет формир-ся за счет страховых взносов, бюджетных ресурсов и ср-в откапитализации. ЕСН (26%): а) пенс фонд 20%: фед бюджет 6%, пенс фонд 14% б)фонд соц страх-я 2,9% в) фонд обяз мед страх 3,1%: федеральный 1,1%, терри-ный 2%.
Пенсионный фонд и его роль в фин сис-местраны
Пенсионный фонд РФ был создан в декабре1991 г., бюджет фонда форм-ся за счет след. источников: страховые взносыработодателей, предпринимателей, бюджетные средства, доходы от капитализациисредств фонда. Ср-ва фонда идут на выплату трудовой пенсии и пенсии поинвалидности, а также различн пособия. Фонд может участвовать в финансированиипрограмм соц защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
Страхование, формы, виды
Это экономические отношения по защитеимущественных интересов физ и юр лиц при наступлении страхового случая,возмещение осуществляется за счет средств в страховых фондах, формируемыхпосредством страховых взносов.
Виды: обязательное, добровольное,социальное, коммерческое, личное, имущественное, гражданской ответственности,рисков, перестрахование.
Государственный кредит
Это сис-ма экономич. отношений в котгос-во может выступать как в роли кредитора так и в роли должника. В 90-е годыпреобладала заемная деятельность гос-ва.
Осн.формы займов: 1) кредиты вкоммерческих банках, кредиты зарубежных стран, междунар фин организаций; 2)эмиссия гос. ценных бумаг. В 90-е годы в РФ выпускались след. ц.бумаги: ГДО(гос долгосроч облигации), ОБВЗ (валютного займа), КО (казначейские обязат-ва,ОФЗ (облиг фед займа). Гос займы классифицируются по: 1) месту размещения:внутр и внешн 2) по форме: облигационные и безоблигационные 3) по характеруразмещения: рыночные и нерыночные 4) по виду доходов: лотерейные, в виде%-ногодохода, с дисконтным доходом.
Основные формы гос. заимствований
Осн.формы займов: 1) кредиты вкоммерческих банках, кредиты зарубежных стран, междунар фин организаций; 2)эмиссия гос. ценных бумаг. В 90-е годы в РФ выпускались след. ц.бумаги: ГДО(гос долгосроч облигации), ОБВЗ (валютного займа), КО (казначейские обязат-ва,ОФЗ (облиг фед займа). Гос займы классифицируются по: 1) месту размещения:внутр и внешн 2) по форме: облигационные и безоблигационные 3) по характеруразмещения: рыночные и нерыночные 4) по виду доходов: лотерейные, в виде%-ногодохода, с дисконтным доходом.
В результате заемной деятельностиобразуется гос долг. Заемные ср-ва РФ мобилизует в основном двумя путями: 1)размещением долговых ц.бумаг 2) получение кредитов у специализированныхфинансово-кредитных институтов.
Управление финансами, содержание и функции
Управление – это целенарпавл-ое возд-иесубъекта на объекта с пом опред приемов и методов. Объектами фин управл-яявл-ся сферы и звенья фин отнош-ий: централиз финансы, страхов-е, финансыорганизаций. Субъекты: гос фин аппарат, дирекции страх фондов и финансовыеслужбы орг-ций. Стратег-ое управл-е осущ-ют органы законодат власти, (федсобр-е, обл совет депутатов, совет депутатов на местном уровне). Оперативноеупр-е осущ органы исполнит власти.
Методы управл-я: 1) фин планирование ипрогнозирование осущ-ся на макро и микроуровне. На макро при разработке бюджетана микро при разработке фин плана предприятия. Планир-е предполагает опред-ерасходов, расчет возм доходов и их балансирование. 2) фин регулирование оснинструменты: ставки и льготы по налогам, бюджетные нормативы, ставкарефинансирования. 3) оперативное управление: исполнение бюджета или фин плана.4) фин контроль.
Гос органы управл-я финансами: правит-воРФ, МинФин, казначейство, ФНС и др. контрольные органы.
Система органов управления финансами
Управление – это целенарпавл-ое возд-иесубъекта на объекта с пом опред приемов и методов. Объектами фин управл-яявл-ся сферы и звенья фин отнош-ий: централиз финансы, страхов-е, финансыорганизаций. Субъекты: гос фин аппарат, дирекции страх фондов и финансовыеслужбы орг-ций. Стратег-ое управл-е осущ-ют органы законодат власти, (федсобр-е, обл совет депутатов, совет депутатов на местном уровне). Оперативноеупр-е осущ органы исполнит власти.
Методы управл-я: 1) фин планирование ипрогнозирование осущ-ся на макро и микроуровне. На макро при разработке бюджетана микро при разработке фин плана предприятия. Планир-е предполагает опред-ерасходов, расчет возм доходов и их балансирование. 2) фин регулирование оснинструменты: ставки и льготы по налогам, бюджетные нормативы, ставкарефинансирования. 3) оперативное управление: исполнение бюджета или фин плана.4) фин контроль.
Гос органы управл-я финансами: правит-воРФ, МинФин, казначейство, ФНС и др. контрольные органы.
Бюджет гос-ва, его функции
Бюджет как экономическая категория этоотнош-я между гос-вом и физ и юр лицами, связанные с формир-ем и распредцентрализованных ден фондов, необходимых гос-ву для выполнения своихэкономических, политических и соц функций.
Ф-ции бюджета: 1) формир-е централиз денфонда 2) использование центр фонда 3) контрольная. Через бюджет распред около 40%ВВП.
Гос бюджет – это осн фин план гос-ва, даеторганам власти реальную экономическую возможность осуществления властныхполномочий. Бюджет отражает размеры необходимых гос-ву фин ресурсов иопределяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджетное устройство, бюджетная сис-магосударства
Бюдж устр-во-это регулируемая нормамифинансового права организация бюджетной системы страны.
Бюдж сис-ма – это совокупность всехбюджетов страны. В РФ выд-ся три уровня в бюдж сис-ме: 1) фед бюджет, 2)консолидированный: бюджет субъекта РФ 3) многочисл местные бюджеты.
Бюдж сис-ма федеративного гос-вафункционирует на принципах бюдж федерализма.
Бюдж федерализм – это сис-ма отношениймежду органами гос власти и местного самоуправления по поводу распределениядоходных источников и расходных полномочий. Основной чертой кот явл-сясамостоятельность бюджета всех уровней.
Бюджетный процесс, хар-ка его стадий
Это деят-ть органов гос власти посоставлению проекта бюджета, его рассмотрению и утверждению по исполнениюбюджета и контролю за исполнением. Общая длительность всех стадий процесса 3года.
Бюджетный финансовый год – это год, втечение которого происходит исполнение бюджета (может не совпасть скалендарным). Участники бюдж процесса: президент, органы законодат власти,органы исполнит власти, ЦБ, ГРБС (главные распорядители бюджетн ср-в),бюджетные учреждения, они получают ср-ва и тратят их на свою работу.
Стадии: 1) составление проекта бюджета (за1,5 года до начала очередного бюджетного года). Составляет проект Минфин,первые 10 мес готовятся предплановые документы, а именно прогнозэкономического и соц развития страны, сводный баланс фин ресурсов, 3-х летнийфин план (бюджет), план развития гос сектора экономики, гос инвестиционнаяпрограмма. Проект бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания понескольким сценариям. 2) рассмотрение и утверждение бюджета в органахисполнительной власти. 1 чтение – 30 дней, 2 чтение – распределение расходов пофункциональной классификации, по ведомственной классифик., распределение фондафин поддержки регионов (35 дней). 3 чтение – 15 дней, рассмотрение поправок ипринятие бюджета в целом. Далее бюджет направляется в Совет Федерации, рассм втеч 14 дней и приним-ся 2/3 голосов. Далее президенту. 3) исполнение бюджета(ответствен – фед казначейство) осн принцип казначейской сис-мы исполнениябюджета – принцип единства кассы.
Исполнение бюджета, роль и значениеказначейства
Исполнение бюджета (ответствен – федказначейство) осн принцип казначейской сис-мы исполнения бюджета – принципединства кассы.
Исполнение бюджета – это действия помобилизации и использованию бюджетных средств. в финансовом органе на основаниипоказателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, котутверждается исполнительным органом власти.
Кассовое исполнение бюджета, т.е. операциисо средствами на бюдж счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счетбюдж средств, осуществляется либо органом Фед казначейства, либо уполномоченнымбанком, в кот открыт счет бюджета. фед казначейству принадлежит право открытияи закрытия счетов фед бюджета, а также определения их режима. Единый счет федбюджета – он же единый счет фед казначейства – нахо-ся в ЦБ РФ.
Доходы бюджета
Доходы бюдж – это экономич отношения междугос-вом и физ и юр лицами, связанные с формированием централизованного денежногофонда.
Факторы, влияющ на объем и структурудоходов: экономич развитие страны, налоговая система страны, фин политика.Источники дохода бюджета: нац доход, по форме: налоговые, неналоговые,безвозмездн перечисления; по методам мобилизации: обязат, добровол.; поиспользованию: целевые, общие; по уровню бюджета: федерального, регионального,местного; по распределению: закрепленные, регулирующие.
Осн часть доходов бюджета поступает в виденалоговых платежей. Налоги делятся на: налоги на доходы (НДФЛ, на вмененныйдоход, на прибыль), налоги на имущество, налоги на товары и услуги, налоги заприродн ресурсы НДПИ и т.д. Неналоговые доходы: доходы от гос собственности,доходы от продажи гос и муницип собственности, доход от реализации земли инемат активов, трансферты из внебюдж источников…
Расходы бюджета
Расходы бюджета – это экономическиеотношения гос-ва с физ и юр лицами, связ с использ-ем централиз-го ден фонда.На состав и структуру гос расходов оказывают влияние след факторы: экономичразвитие страны, функции гос органов и органов местного самоуправления, финполитика гос-ва. Классификация расходов: текущие, капитальные. Функциональнаяклассификация расходов: общегос-ные расходы, национальная оборона (исключит-ноиз фед бюджета), расходы на правоохранительную деятельность и обеспечениебезопасности страны (финансир-е МВД, пограничной службы….), расходы наэкономику, ЖКХ, охрана окр среды, образование (финансир-е из всех уровнейбюджета), здравоохранение, культура, искусство, СМИ, соц политика, межбюджетныетрансферты.
Ведомственнафя классифик-я – распределениерасходов по министерствам и ведомствамю
Соц расходы – 80% территориальногобюджета, помимо бюджетных источников к источникам финансир-я относят ср-вавнебюдж фондов, ср-ва населения, благотворительные взносы, ср – предприятий.
Проблемы бюдж федерализма
Бюдж федерализм – это сис-ма отношениймежду органами гос власти и местного самоуправления по поводу распред-ядоходных источников и расходных полномочий. Осн чертой кот являетсясамостоятельность бюджета всех уровней.
Осн черты сис-мы бюдж фед-ма: 1) наличиесобств доходных источников а) можно самост-но использовать б) право накомпенсацию доп расходов ьез принятия решения гос органов власти в) правоустанавливать льготы и ставки по метсным налогам; 2) четкое законодательноеразграничение расхродных полномочий по уровням власти. 3) обеспечениесбалансированности бюджета каждого уровня. 4) четкая прозрачная методикамежбюджетного выравнивания (регулирования)
Соц расходы, источники фин-ния
80% территориального бюджета, помимобюджетных источников к источникам финансир-я относят ср-ва внебюдж фондов,ср-ва населения, благотворительные взносы, ср – предприятий.
Военные расходы гос-ва
Средства на обеспечение военнойбезопасности выделяются только из федерального бюджета.
Формирование основного капиталаорганизации
Участники полного товарищества создаютуставный капитал за счет вкладов участников и по существу уставный капиталполного товар-ва явл-ся складочным. В учредительном договоре товар-ва на вереоговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размери порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале,состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств.Уставный капитал ООО форм-ся также за счет вкладов его участников. Минимальныйразмер уставного капитала в соответствии с законодательством установлен вразмере 100 МРОТ. Аналогично формируется капитал общ-ва с дополнительнойответственностью. Открытое и закрытое акционерное общество образуют уставныйкапитал исходя из номинальной стоимости акций общ-ва, уст капитал формир-сяпутем размещения простых и привилегированных акций.
Прибыль организации, особенности еераспределения
Прибыль – осн источник формированиядоходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующегосубъекта. Прибыль является источником финансирования разных по экономическомусодержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общ-вав целом в лице гос-ва, так и предпринимательские интересы. Объектом распред-яявля-ся валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется вчасти, поступающей в федер бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогови др обяз платежей.
Экономическое содержание, значение налогов
Налог – обязательный,индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и из лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения иоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеят-ти гос-ва и муницип. образований.
Элементы налога
Принципы построения и организации взиманияналогов.
Определяются законодательными актами государства.При всем разнообразии налогов элементы налога имеют универсальное значение.
Согласно НК РФ налог считается установленнымлишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементыналога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговаяставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимыхслучаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриватьсяналоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Те элементы налога, без которых налоговоеобязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можноназвать существенными.
К ним относятся: субъект налога (налогоплательщик);объект налога; источник налога; масштаб налога; налоговая база; налоговыйпериод; единица обложения; налоговая ставка; метод налогообложения (см. соответствующиестатьи в настоящем словаре).
Важное значение для законодательного установленияналога имеет также определение порядка исчисления налога, сроков уплаты,способа и порядка уплаты налога. Данные элементы относятся к элементамналогового производства.
Кроме указанных Э.н. существуют и такназываемые факультативные элементы.
К факультативным Э.н. чаще всего относятся:налоговые льготы; налоговый оклад; ответственность за налоговые нарушения;порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. Закон РФ Обосновах налоговой системы РФ предусматривает, что перечисленные элементы должныбыть установлены и определены в каждом конкретном законе о налоге.
Налоги адвалорные (от латинского ad valorem – от стоимости) – вид налогов, ставкикоторых выражаются в процентах от стоимости облагаемых товаров и услуг. Чащевсего применяются в таможенном деле при исчислении платежей за перевозку ценныхгрузов или таможенных пошлин, предполагающем, что такое исчисление производитсяне за единицу груза, а в процентах от его цены или стоимости (адвалорный методисчисления). Так, адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможеннойстоимости товаров. Адвалорные ставки преобладают в Таможенном Тарифе РФ. налогидорожные – налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Всоответствии с Законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерацииустановлены 4 налога, зачисляемые: в Федеральный дорожный фонд – налог нареализацию горюче-смазочных материалов; в территориальные дорожные фонды – налогна пользователей автомобильных дорог; налог на владельцев транспортных средств; налогна приобретение автотранспортных средств (см. соответствующие статьи внастоящем словаре). Налоговый кодекс РФ предусматривает замену перечисленныхналогов единым дорожным налогом, устанавливаемым законодательным органомсубъекта РФ.