Содержание
Введение
1. Теоретические основыфинансовой оценки эффективности функционирования предприятия
1.1 Прибыль, как основнойпоказатель эффективности деятельности предприятия
1.2 Показателирентабельности и их значение для оценки эффективности функционированияпредприятия
1.3 Основные факторы,влияющие на прибыль и рентабельность
2. Финансовая оценка ианализ эффективности функционирования ОАО «Завод бурового оборудования»
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Завод бурового оборудования»
2.2 Анализ и оценкауровня и динамики финансовых результатов ОАО «Завод бурового оборудования»
2.3 Анализ показателейрентабельности ОАО «Завод бурового оборудования»
3. Направления повышенияэффективности функционирования ОАО «Завод бурового оборудования»
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Вопросыанализа эффективности функционирования предприятий и пути её повышения всегдазанимали одно из самых приоритетных мест в экономической науке и повседневнойхозяйственной деятельности. Со временем актуальность этих вопросов ничуть неуменьшилась, а, наоборот, возросла. Об этом свидетельствует появление в течениепоследних лет значительного количества новых публикаций отечественных и зарубежныхавторов, как фундаментальных, так и прикладного характера, посвященных проблемеповышения эффективности функционирования промышленных и сельскохозяйственныхпредприятий. Такое внимание связано с тем, что успешное решение указаннойпроблемы ведет к подъему промышленности и сельского хозяйства, а,следовательно, способствует экономическому росту.
Актуальностьтемы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективностифункционирования предприятий, практическая реализация которого позволит обеспечитьих успешную деятельность в условиях рыночной экономики России.
Цельнаписания данной курсовой работы: разработка рекомендаций по повышениюэффективности функционирования ОАО «Завод бурового оборудования».
Исходя изпоставленной цели, в работе определены и решены следующие задачи:
1. изучитьтеоретические основы финансовой эффективности функционирования предприятия, аименно финансовые показатели, такие как прибыль и рентабельность;
2.систематизировать полученную информацию;
3. датьорганизационно-экономическую характеристику ОАО «Завод бурового оборудования»;
4. провестианализ уровня и динамики финансовых результатов, используя при этом данныебухгалтерской отчетности анализируемого предприятия;
5. провестианализ показателей рентабельности и факторов на них влияющих;
6. предложитьосновные направления эффективности функционирования предприятия.
Объектомкурсовой работы являются финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Заводбурового оборудования».
Предметисследования – экономические отношения, возникающие в процессе формированияфинансовых результатов деятельности предприятия.
Теоретическими методологическим основам анализа эффективности деятельности промышленныхпредприятий посвящены труды отечественных и зарубежных ученых в данной области,а имен но: П.Н. Шуляка, А.Д. Шеремета, А.Ф. Ионовой, В.В. Ковалева, Вит.В.Ковалева, Г.Б. Поляка.
1. Теоретическиеосновы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия
1.1 Прибыль,как основной показатель эффективности деятельности предприятия
Прибыль –выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал,характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательскойдеятельности; прибыль представляет собой разность между совокупными доходами исовокупными затратами в процессе осуществления предпринимательскойдеятельности.
Прибыль – этоособый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечнаяцель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категориизаключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:
— основнойисточник текущего и долгосрочного развития организации;
— главныйисточник возрастания рыночной стоимости организации;
— индикаторкредитоспособности организации;
— главныйинтерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастаниякапитала и бизнеса;
— индикаторконкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровняприбыли;
— гарантвыполнения организацией своих обязательств перед государством, источникудовлетворения социальных потребностей общества.
Прибыль –важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия.Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики вконечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшееразвитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и какглавное условие деловой активности, эффективности выполнения своих функций пообеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимсяспросом на них. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительнаядинамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса – одна изглавных внутренних причин банкротства.
Получениенаибольшей прибыли является мотивационным стимулом для:
— повышениязаинтересованности предприятия и трудового коллектива в эффективномхозяйствовании, так как от конечных результатов зависят доходы предпринимателейи работников;
— конкуренциимежду хозяйствующими субъектами; в этой борьбе побеждает наиболее финансовоустойчивые и рентабельные предприятия, способные при необходимости расширятьсвою деятельность, маневрировать своими ценами на продукцию.
Следовательно,в рыночных условиях успешно развиваются лишь те предприятия, которыеруководствуются в своей деятельности мотивом максимизации прибыли. По прибылиможно определить рентабельность, изучить эффективность функционированияпредприятий и концернов (холдингов).
Основныефункции прибыли:
Во-первых,прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результатедеятельности предприятия.
Во-вторых,прибыль обладает стимулирующей функцией. Доля чистой прибыли, оставшейся враспоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей,должна быть достаточной для выплаты дивидендов, создания фондов потребления исоциального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих,прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Онапоступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениямииспользуется для финансирования удовлетворения совместных общественныхпотребностей, обеспечения выполнения государством своих функций,государственных инвестиционных, производственных, научно-технических исоциальных программ (за счет финансовых результатов формируется налог наимущество; за счет чистой прибыли – налог на рекламу, на право торговли, пошлины;за счет прибыли – налог на прибыль).
В-четвертых,прибыль обладает воспроизводственной функцией. Ее содержание в том, что за счетприбыли в значительной мере осуществляется расширение производственногопотенциала предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансированияопределяется полученной прибылью. Нераспределенная прибыль, лежащая надепозитных счетах, вложенная на краткосрочные финансовые инструменты, обладаетфункцией самонакопления (капитализации)2.
Модельформирования прибыли в условиях построения рыночной экономики в России содержитряд итераций или расчетов (см. схема 1). Рассмотрим их подробнее:
1-я итерация.Определение брутто-прибыли (валовой прибыли) от реализации продукции (работ,услуг).
Прибыль отреализации продукции определяется как разница между выручкой от реализациипродукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость,акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми впроизводственную себестоимость. В себестоимость продукции при определенииваловой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы наоплату труда и начисления, а также амортизация основных производственных фондови прочие расходы.
Схема 1 – Модель хозяйственногомеханизма предприятия, основанная на формировании прибыли (указаны строки формы№2)
/>
Всоответствии с НК РФ прибыль от продаж равна разности полученных доходов отреализации товаров и произведенных расходов.
3-я итерация.Определение результата финансовых операций общей прибыли отфинансово-хозяйственной деятельности (основной и финансовой деятельности).Результат (прибыль или убыток) финансовой деятельности определяетсяарифметическим сложением процентов к получении и уплате, доходов от участия вдругих организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе отпрочей реализации, т.е. продажи основных средств, нематериальных ценностей.
4-я итерация.Определение прибыли отчетного года, т.е. общей, бухгалтерской, налогооблагаемойприбыли. Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной ифинансовой деятельности и прочих внереализационных и операционных доходов ирасходов. Налогооблагаемая прибыль (раньше ее называли балансовой) естьпоказатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности организации.
5-я итерация.Определение чистой прибыли, т.е. прибыли после налогообложения. Как видно изсхемы 1, чистая бухгалтерская прибыль отчетного года получается вычитанием изналогооблагаемой прибыли текущего налога на прибыль и иных обязательныхплатежей из прибыли (например, штрафы и пени по расчетам с бюджетом и др.), атакже величины отложенных налоговых активов и прибавлением налоговыхобязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). Текущий налог наприбыль учитывает отложенные налоговые активы (+) и обязательства (-), еслитаковые имеют место.
Чистаяприбыль – основной показатель финансовых результатов предприятия,характеризующий его экономический эффект.
6-я итерация.Определение нераспределенной прибыли отчетного периода производится путемвычитания из величины чистой прибыли суммы распределенной прибыли. Всоответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля2003 г. № 67-н в годовом бухгалтерском балансе статьи «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельностиорганизации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплатыдивидендов и пр.
В условияхрыночной экономики величина чистой прибыли и показатели характеризующиефинансовое положение предприятия, дают обобщенную характеристику егодеятельности. Предприятию важно не только получить возможно большую прибыль, нои правильно использовать ту ее часть, которая остается в его распоряжении, т.е.обеспечивать оптимальное соотношение научно-технического, производственного исоциального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственныхсредств за счет прибыли проявляется в конечном счете успехи или недостаткипредприятия.
Данная модельформирования и распределения финансовых результатов деятельности предприятияотражает основные черты системы принятых нормативных распределительныхотношений между государством и отдельными предприятиями (предпринимателями).Для предприятия налог на прибыль как система безвозмездного изъятияопределенной доли прибыли в государственный и местные бюджеты являетсянеизбежным необходимым элементом в процессе функционирования капитала данногопредприятия. Величина этого элемента может быть минимизирована за счетулучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек иинвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности иобоснованного выбора учетной политики.
Прибыльформируется в процессе хозяйственной деятельности организации. Это находитотражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Общийфинансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учетеопределяется на счете «Прибыли и убытки» путем подсчета и балансирования всехприбылей и убытков за отчетный год. Основные показатели прибыли (валоваяприбыль, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль)содержатся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Прибыль –важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельностипредприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностейпредприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяетсядоля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств,основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.
Чтобыуправлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определитьдолю каждого фактора ее роста или снижения.
Припроведении анализа могут быть использованы и другие различные группировкипоказателей прибыли (схема 2). В основе этих группировок всегда лежат те цели изадачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователямиконечных результатов этого анализа.
Использованиеэтих группировок позволяет более детально проанализировать показатели прибыли иопределит, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущихи перспективных задач предприятия, направленное на достижение:
— максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночнойконъюнктуре;
— оптимальнойпропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнемриска;
— высокогокачества формируемой прибыли;
— выплатанеобходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
— достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачамиразвития бизнеса;
— эффективности программ участия персонала в распределении прибыли3.
Схема 2 – Виды группировокпоказателей прибыли
/>
1.2Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективностифункционирования предприятия
Конечныйфинансовый результат хозяйственной деятельности предприятий (организаций)характеризуется абсолютной величиной прибыли. Сумма прибыли выражаетколичественную сторону финансового результата хозяйственной деятельностипредприятия (организации). Однако она не всегда дает возможность объективнойоценки работы предприятия или разных предприятий в одно и то же время. Например,два предприятия, имея разный объем деятельности основных и оборотных средств,получили одинаковую сумму прибыли. Сказать, что они работали одинаково успешно,однако, нельзя. В связи с этим для объективной оценки деятельности предприятийиспользуется относительный показатель – рентабельность. Она характеризуетэффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателейфункционирования предприятий. Выбор относительного показателя зависит от того,какая сторона финансово-хозяйственной деятельности изучается. Уровеньрентабельности исчисляется в процентах4.
Показателирентабельности измеряют прибыльность (доходность) с разных позиций. Общаяформула расчета рентабельности:
П
Р=-----,
V
где П-прибыль организации;
V –показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В качествечислителя может выступать:
— прибыль отпродажи продукции;
— прибыль доналогообложения;
— чистаяприбыль.
В знаменателемогут быть:
— активы (иликапитал) организации;
— собственныйкапитал;
— перманентныйкапитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);
— текущиеактивы;
— основныепроизводственные средства;
— производственные средства (сумма основных производственных средств ипроизводственных оборотных фондов);
— выручка отреализации продукции;
— себестоимость проданной продукции.
Использованиетакого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельностив практической и аналитической работе – следствие сложностифинансово-хозяйственной деятельности; это затрудняет адекватную интерпретациюполученных результатов1.
При принятии решений,связанных с управлением процессами формирования прибыли, используютсяпоказатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др. (табл.1).
1-йпоказатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции наединицу издержек в основной деятельности предприятий.
2-йхарактеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджерыиспользуют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами,количеством реализованного товара и величиной издержек производства иреализации продукции.
3-й служитдля определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях ив отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производствокапитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочнойоснове.
4-йхарактеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
5-й занимаетособое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективностьиспользования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся враспоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров вданное предприятие. Значение этого показателя отражает степеньпривлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этотпоказатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, чем выше потенциальныедивиденды.
Таблица 1.- Основные показателирентабельности
/>
Показателирентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческихрешений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами5.
1.3 Основные факторы,влияющие на прибыль и рентабельность
Для того, чтобысознательно и целесообразно принимать организационно-технические ихозяйственно- управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, преждевсего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественнаяоценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можноразделить на две группы – внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные)1.
К группе внешних – независящих, от предприятия, или неконтролируемых – факторов относятся:
— чрезвычайные события,природные (климатические) условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция,социальные условия в стране, транспортные и другие факторы, вызывающиедополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительнуюприбыль – у других;
— изменениегосударственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию,потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов науслуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчисленийставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов,выплачиваемых предприятием;
— нарушение дисциплины похозяйственным вопросам поставщиками, снабженческо-сбытовыми, финансовыми,банковскими и другими органами, затрагивающие интересы предприятия.
К группе внутренних –зависящих от предприятия и контролируемых им факторов относятся: основныефакторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные снарушением хозяйственной дисциплины.
Экономическая теорияопределяет как основные факторы формирования прибыли от продаж: количество икачество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементысебестоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции.
В свою очередь, основныефакторы обусловлены уровнем управления и хозяйствования на предприятии. Речьидет о факторах:
— материально-технических(использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применениепроизводительного технологического оборудования, проведение модернизации иреконструкции материально-технической базы производства);
— организационно-управленческих (освоение новых, более совершенных видовпродукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развитияорганизации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
— экономических(финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутреннихрезервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговоепланирование);
— социальных (повышениеквалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления иотдыха работников)3.
Количественную оценкуперечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными изкоторых являются:
• изменения отпускных ценна реализованную продукцию;
• изменения в объемепродукции (по базовой себестоимости);
• изменения в структуререализации продукции;
• экономия от снижениясебестоимости продукции;
• изменения себестоимостиза счет структурных сдвигов;
• изменения цен наматериалы и тарифов на услуги;
• изменение цен на 1 руб.продукции1.
На рентабельностьоказывают влияние факторы, определяющие направления развития хозяйственногомеханизма в целом. К ним можно отнести рост тарифов на автоперевозки ипроцентных ставок за кредит, цен на товары народного потребления, платежи вбюджет. Ряд факторов непосредственно зависят от работников предприятий. Этосовершенствование структуры управления и организационного построения;организация технологического процесса, рекламы; максимальное ускорениеоборачиваемости оборотных средств; повышение доли собственных средств в оплатетоваров; снижение себестоимости4.
2. Финансовая оценка ианализ эффективности функционирования ОАО «Завод бурового оборудования»
2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «Завод буровогооборудования»
Акционерноеобщество «Завод бурового оборудования», в дальнейшем именуемое«общество», является открытым акционерным обществом. Обществоявляется юридическим лицом, действует на основании устава и законодательстваРоссийской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Целью общества является извлечение прибыли.
Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности,необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенныхфедеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральнымизаконами, общество может заниматься только на основании специального разрешения(лицензии). Если условиями предоставления разрешения (лицензии) на занятиеопределённым видом деятельности предусмотрено требование о занятиях такойдеятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия лицензиине вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме предусмотренных лицензией.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
— производство геологоразведочного оборудования, инструмента, оборудованиядля агропромышленного комплекса:
- капитальныйремонт бурового оборудования;
- монтажные,пуско-наладочные работы;
- сервисноеобслуживание оборудования; торгово-закупочная деятельность;
- оказаниеконсалтинговых, маркетинговых, инжиниринговых, лизинговых, агентских,информационно – рекламных услуг организациям и предприятиям страны, а такжеиностранным фирмам и гражданам;
- оптоваяи розничная торговля, открытие сети комиссионных и коммерческих магазинов;
- производство,переработка и реализация сельхозпродуктов и продуктов питания;
- закупкаи реализация продуктов питания, напитков и табачных изделий;
- покупка,перевозка, хранение и продажа автомобилей, автотранспортной техники, прицепов иузлов для них;
- организациягрузовых и пассажирских перевозок, автосервис, организация и эксплуатациятранспортного хозяйства, услуги по хранению грузов;
- производствотоваров народного потребления и производственно-технического назначения;
- внешнеэкономическаядеятельность;
- дилерскиеи брокерские услуги;
- снабженческо– сбытовая деятельность;
- строительно– монтажные, ремонтно – строительные работы;
- строительство,реконструкция, капительный ремонт жилых зданий и промышленных объектов;
- деятельностьпо производству и реализации строительных материалов, деталей и конструкций;
- ремонтстаночного оборудования;
- производствопиломатериалов, изделий из дерева.
Обществоосуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом, в установленномзаконом порядке.
По любому изперечисленных выше видов деятельности Общество, в установленномзаконодательстве порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Обществоосуществляет внешнеэкономическую деятельность (экспорт-импорт товаров, работ,услуг) в соответствии с действующим законодательством как самостоятельно, так ичерез другие специализирующиеся в этом организации. Денежные средства виностранной валюте после расчетов с бюджетом по установленным нормативампоступают в полное распоряжение Общества и хранятся на его собственных счетах вбанках.
Обществоявляется юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество,учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Обществонесет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим емуимуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества,равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Обществоможет создавать филиалы и открывать представительства на территории РоссийскойФедерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляютдеятельность от имени общества, которое несет ответственность за ихдеятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами,наделяются обществом имуществом и действуют в соответствии с положением о них.Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и набалансе общества. Руководители филиалов и представительств действуют наосновании доверенности, выданной обществом.
Уставный капитал общества составляет 1 758 800 (Один миллионсемьсот пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей. Уставный капитал обществаразделен на 17 588 (Семнадцать тысяч пятьсот восемьдесят восемь) обыкновенныхименных акций номинальной стоимостью 100 (Сто) рублей каждая, которые размещенысреди акционеров общества.
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличенияноминальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Решение обувеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимостиакций принимается общим собранием акционеров. Решение об увеличении уставногокапитала общества путем размещения дополнительных акций принимается советомдиректоров, кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законом данноерешение может быть принято только общим собранием акционеров. Решение советадиректоров общества об увеличении уставного капитала путем размещениядополнительных акций принимается единогласно всеми членами совета директоровобщества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоровобщества.
Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшенияноминальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числепутем приобретения части акций. Уставный капитал может быть уменьшен путемприобретения части акций общества по решению общего собрания акционеров с цельюих погашения. Уставный капитал может быть уменьшен на основании решения общегособрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем погашения акций,поступивших в распоряжение общества.
В обществе создается резервный фонд в размере 5 процентов отуставного капитала общества. Величина ежегодных отчислений в резервный фондобщества составляет 5 процентов от чистой прибыли общества. Указанныеотчисления производятся до достижения размера резервного фонда,предусмотренного уставом.
Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, атакже для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случаеотсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иныхцелей.
Достоверность данных, содержащихся в годовых отчетах общества,годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионнойкомиссией общества. Перед опубликованием обществом документов общество обязанопривлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетностиаудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или егоакционерами. Годовые отчеты общества подлежат предварительному утверждениюсоветом директоров общества не позднее, чем за 30 дней до даты проведениягодового общего собрания акционеров.
Общество может быть реорганизовано добровольно в порядке,предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществах». По другимоснованиям реорганизация общества производится в соответствии с ГражданскимКодексом РФ и иными федеральными законами6.
Для тогочтобы составить организационно-экономическую характеристику предприятиянеобходимо рассчитать и сделать выводы о динамике следующих показателей:
Таблица №2
Основныепоказатели деятельностиПоказатели 2005 год 2006 год 2007 год
Отклонения
(+,-) Темп роста, % 2006 от 2005 2007 от 2006 2006 г. к 2005 г., % 2007г. к 2006г., % Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб. 64 784 109 842 195 093 45 058 85 251 169,6 176,6 Выпуск продукции, работ, услуг собственного производства в отпускных ценах (без НДС), тыс.руб. 55 489 107 445 189 786 51 956 82 341 193,6 177,6 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 55 062 96 400 165 925 41 338 69 525 175,1 172,1 Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, руб. 0,85 0,88 0,85 0,03 -0,03 103,5 96,6 Прибыль от продаж, тыс. руб 9 722 13 442 29 168 3 720 15 726 138,3 217,0 Рентабельность продаж, % 15,0 12,2 15,0 -2,8 2,8 81,3 123,0 Чистая прибыль, тыс. руб. 3 888 4 701 12 083 813 7 382 120,9 257,0 Валюта баланса (на конец года), тыс. руб. 45 565 61 657 85 311 16 092 23 654 135,3 138,4
Полнаясебестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 2007 годсоставила 165,9 млн. руб., что на 69,5 млн. руб. больше чем в 2006 г. и на110,8 млн. руб. – в 2005 г. Это свидетельствует о том, что затраты на производствои реализацию готовой продукции ежегодно увеличиваются, это может плохоотразиться на конечном финансовом результате деятельности предприятия.
Затраты на 1рубль реализованных товаров, продукции, работ и в 2006 г. услуг увеличились всравнении с 2005 годом на 0,03 руб., или 3,5 %. На рост затрат в основномповлияли расходы на ремонт кровли производственного цеха и административногокорпуса – 4,4 млн. руб., ремонт служебных и бытовых помещений с заменой,ремонтом и реконструкции внутренних коммуникаций – 11,1 млн. руб., капитальныйи текущий ремонт производственного оборудования – 4,5 млн. руб. Затраты на одинрубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг в 2007 г. снизились всравнении с 2006 годом на 0,03 руб. или 3,4%. По сравнению с плановой величинойзатрат на один рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг на 2007год (0,87 руб.) снижение составило 2 копейки или 2,3%. Снижение затрат на одинрубль реализованной продукции, работ, услуг связано с эффектом масштаба – темпыроста выручки (177,6%) превышают темпы роста управленческих (постоянных)расходов (137,8%).
Маржинальныйдоход в целом по компании за 2007 год составил 74,0 млн. руб. при плане 67,6млн. руб., темп роста 109,5%. Темп прироста маржинального дохода по отношению к2006 году – 63,9%. Маржинальный доход по буровому инструменту вырос посравнению с 2006 годом на 70,9% и составил 61,7 млн. руб.
Прибыль отпродаж составила в 2006 г. 13,4 млн. руб., темп роста к 2005 году 138,3 %.Прибыль от продаж в 2007 г. составила 29,2 млн. руб., темп роста к 2006 году –217 %.
С учетомпрочих доходов и расходов, налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2006года составила 4,7 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2005 г. вабсолютном выражении составило 813 млн. руб.С учетом прочих доходов и расходов,налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2007 года составила 12,1 млн. руб.при плане 8,3 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2006 годом вабсолютном выражении составило 7,4 млн. руб., рост в 2,6 раза.
Капитализациякомпании по валюте баланса составила на конец 2007 года 85,3 млн. руб.,увеличившись по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. В структуре активов на конец2007 года внеоборотные активы составляют 22,2%, оборотные – 77,8%. По сравнениюс 2006 годом доля оборотных активов в 2007 году увеличилась на 7,6%.
2.2 Анализи оценка уровня и динамики финансовых результатов
Для анализа иоценки уровня и динамики финансовых результатов составляется таблица (табл. 3),в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2«Отчет о прибылях и убытках».
Общийфинансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутомвиде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализациипродукции (работ, услуг); реализация основный средств, нематериальных активов ииного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочихвнереализационных операций11.
Многиеотносительные показатели этой таблицы (гр.2,4 и т.д.), рассматриваемые вдинамике, представляют несомненный интерес как для пользователей, так и дляруководителей компании. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупныхрасходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др12.В частности, можно сделать выводы:
• Совокупныедоходы предприятия возрастают: так рост с 2005 г. на 2006 г. составил 46648тыс.руб. или 168,22%, а с 2006 г. на 2007 г. рост составляет 84896 тыс.руб. или173,8%.
Таблица №3
Аналитическаятаблица для вертикального (компонентного) анализа финансовых результатов (тыс.руб.)Показатель 2005 год 2006 год 2007 год
2006/
2005
2007/
2006
Тыс.
руб. %
Тыс.
руб. %
Тыс.
руб. %
Тыс.руб
(%)
Тыс.руб
(%) А 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Всего доходов и поступлений (∑стр.010,060, 080,090,120,170) 68382 100 115030 100 199926 100
46648
(168,22)
84896
(173,8)
2.Общие расходы финансово- хозяйственной деятельности2 (∑стр.020,030,040,070,100,130
180) 65499 100 107691 100 181233 100
42192
(164,41)
73542
(168,29)
3.Выручка от реализации2 (стр.010) 64784 94,74 109842 95,49 195093 97,58
45058
(169,55)
85251
(177,61)
4.Затраты на производство и сбыт продукции4
В том числе:
-себестоимость продукции4 (стр.020)
-коммерческие расходы4 (стр. 030)
-управленческие расходы4 (стр.040)
55062
38976
855
15231
84,99
70,79
1,55
27,66
96400
64683
1840
29877
87,76
67,4
1,91
30,99
165924
121088
3665
41171
86,38
72,98
2,21
24,81
41338
(175,1)
25707
(165,96)
985
(215,2)
14646
(196,16)
69524
(172,12)
56405
(187,2)
1825
(199,18)
11294
(137,8)
5.Прибыль (убыток) от продаж3 (стр.050) 9722 15,0 13442 12,24 29168 14,59
3720
(138,26)
15726
(216,99)
6.Доходы по операциям финансового характера2 (стр.060+стр.080) 19 0,03 4 0,003 12 0,006
-15
(21,1)
8
(300)
7.Прочие доходы2 (стр.090) 3579 0,05 5184 4,5 4821 2,41
1605
(144,84)
-363
(93,0)
8.Прочие расходы5 (стр100) 7437 11,35 11291 10,48 15309 8,45
3854
(151,94)
4018
(135,59)
9.Прибыль (убыток) до налогообложения2 (стр.140) 3883 8,6 7339 6,38 18692 9,35
3456
(189,0)
11353
(254,69)
10.Налог на прибыль и иные обязательные платежи6 (стр.150) 2326 37,54 2048 27,9 6482 34,68
-278
(88,05)
4434
(316,5)
11.Чистая прибыль2 (стр.190) 3888 5,69 4701 4,09 12083 6,04
813
(120,9)
7382
(257,0)
1 Номера строк взяты из формы «Отчет о прибылях и убытках» (приказ МФ РФ от 13.01.200г. №4н).
2 В процентах к стр.1.
3 В процентах к стр.3.
4 В процентах к стр.4.
5 В процентах к стр.2.
6 В процентах к стр.10.
• увеличениепоказателя по стр. 3 свидетельствует о том, что все больший доход организацияполучает от своей основной деятельности, т.е. выпуска собственной продукции идальнейшей ее реализации. Данную тенденция следует считать позитивной, т.к.наблюдается ежегодный рост выручки от реализации товаров (продукции, работ):так рост с 2005 на 2006 г. составляет 42192 тыс.руб., а с 2006 г. на 2007 г. –73542 тыс.руб.
• увеличениепоказателя по стр. 2 и стр. 4 – отрицательная тенденция, она говорит о высокихзатратах на производство и реализацию продукции. Если такая тенденция будетпродолжатся и значение показателей возрастет, то предприятие будет работатьсебе в убыток, поэтому необходимо уделять этому большое внимание и искать путидля снижение его роста.
• ростпоказателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличениирентабельности продукции и относительном снижении издержек производства иобращения. Рост с 2005 г. на 2006 г. составляет 3720 тыс.руб. или 138,26%, ростс 2006 г. на 2007 г. – 15726 тыс.руб. или 216,99 (т.е. прибыль от продаж в 2007г. по сравнению с 2006 г. возросла в 2 раза).
• ростпоказателей по стр. 10 и стр.12 также указывает на положительные тенденции ворганизации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этихпоказателей могут быть вызваны в основном корректировкой системыналогообложения;
• показательпо стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога наприбыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике,происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, — нежелательное,но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамкахвнутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролироватьдинамику штрафных санкций. Однако, в период с 2005 г. по 2007 г. ставка поналогу на прибыль не изменялась, значит увеличение платежей по налогу наприбыль вызваны ростом налогооблагаемой прибыли, соответственно.
На основеданных, полученных в результате анализа «Отчета о прибылях и убытках», можносделать следующие выводы: ОАО «Завод бурового оборудования» функционируетстабильно, в результате своей деятельности получает положительный финансовыйрезультат в виде прибыли; также наблюдается увеличение доходов по операциямфинансового характера, т.е. предприятие помимо доходов от выпуска и реализации продукцииполучает дополнительный доход; однако с увеличением доходов, увеличиваются ирасходы, которые необходимо снижать. В общем можно сделать следующий вывод,предприятие функционирует эффективно.
Важноезначение для оценки прибыли имеет факторный анализ. В приведенных ниже таблицахприведены расчеты влияния на прибыль от продаж продукции трех наиболее важныхфакторов – объем реализации в натуральном выражении, цена на единицу продукциии себестоимость одной реализованной единицы продукции.
Таблица №4
Анализприбыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2006 год.Показатели 2005 год 2006 год Изменения, (+,-) Выручка, тыс.руб. 64784 109842 +45058 Себестоимость, тыс.руб. 38976 64683 +25707 Объем реализации в натуральном выражении, тыс.руб. 55489 107445 +51946 Цена за единицу, тыс.руб. 1,1675 1,0223 -0,1452 Себестоимость за единицу, тыс.руб. 0,7024 0,602 -0,1 Прибыль, тыс.руб. 25807,934 45159,134 +19351,2
PR=V*(Ц – С)
PR2006=V*(Ц –С)=107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR2005=V*(Ц –С)=55489*(1,1675 – 0,7024)=25807,934
PR= PR2006– PR2005=19351,2
1. Объемреализации в натуральном выражении:
PR0=V*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR1=PR2006 – PR2005=19351,2
2. Цена:
PRц=V*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,7024)=34371,656
PR2=PR01 – PR0=-10787,478
3. Себестоимость:
PR=V *(Ц –С)=PR =107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR3=PR – PR2=10787,478
Общеевлияние:
PR= PR2006– PR2005= PR1 + PR2 + PR3=19350,2
Таблица №4
Анализприбыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2007 год.Показатели 2006 год 2007 год Изменение, (+,-) Выручка, тыс.руб. 109842 195093 +85251 Себестоимость, тыс.руб. 64683 121088 +56405 Объем реализации в натуральном выражении, ц 107445 187786 +80341 Цена за единицу, тыс.руб/ц 1,0223 1,0389 +0,0166 Себестоимость за единицу, тыс.руб./ц 0,602 0,6448 +0,428 Прибыль, тыс.руб. 45159,134 74006,463 +28847,329
PR=V*(Ц – С)
PR2007=V*(Ц –С)=187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR2006=V*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR= PR2007– PR2006=28847,329
1. Объемреализации в натуральном выражении:
PR=V *(Ц –С)=187786*(1,0223 – 0,602)=78926,456
PR1=PR2006 – PR2005=33767,322
2. Цена:
PR=V *(Ц –С)=187786*(1,0389 – 0,602)=82043,703
PR2=PR – PR1=3117,247
3.Себестоимость:
PR=V *(Ц –С)=PR =187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR3=PR – PR2=-8037,24
Общеевлияние:
PR= PR2006– PR2005= PR1 + PR2 + PR3=28847,329
Такимобразом, наиболее значительное влияние на величину прибыли от продаж продукцииОАО «Завод бурового оборудования» оказал фактор изменения себестоимости, причемв 2007 году влияние данного фактора было негативным (-8037,24); факторизменения цен, который в 2007 году увеличил свое влияние. Однако увеличениеобъема реализации (19351,2 до 33767,322) оказало положительное влияние навеличину прибыли. В целом, суммарное влияние всех факторов составило 28847,329.
2.3 Анализпоказателей рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования»
Одним изрезультирующих показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельностипредприятия являются различные показатели рентабельности. В рыночных условияхнаиболее часто используются показатели рентабельности капитала, продукции ипродаж. Первая группа показателей рентабельности представляет собой различныесоотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного ит.д.). Наиболее общим является показатель рентабельности активов (капитала)(Ра, ROA):
Пч (Ф. №2, стр.190)
ROA=-------------------------*100%,(1)
Аср. (Ф. №1, 300)
Где ROE-рентабельность активов, %;
Пч — прибыльв распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр.190);
Аср- средняявеличина активов (расчет по данным баланса или учетных регистров) (Ф. №1, 300).
Этотпоказатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля,вложенного в активы. Он может рассчитываться как в целом по предприятию, так исводится в среднем по отрасли.
Инвесторыкапитала (акционеры) вкладывают свои средства с целью получения дохода отинвестиций. Поэтому, с точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатовхозяйственной деятельности является наличие чистой прибыли на вложенный капитал(уставный капитал).
Рентабельностьсобственного капитала (Рск или ROE) выражается формулой:
Пч (Ф. №2, стр. 190)
ROE=---------------------------*100%,(2)
Кср. (Ф. №1, стр. 490)
Где ROE –рентабельность собственного капитала (акционерного капитала);
Пч — прибыльв распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр. 190);
Кср. –средняя величина собственного капитала (Ф. №1, стр. 490).
Данныйпоказатель показывает эффективность использования собственного капитала.
Кромевышеперечисленных показателей рентабельности на предприятии рассчитываютсяпоказатели рентабельности продаж (Рп или ROS):
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
ROS=------------------------------*100%,(3)
В (N) (Ф. №2, стр. 010)
Где ROS –рентабельность продаж,
Ппр – прибыльот продаж (Ф. №2, стр. 050),
В (N) –выручка о реализации (продаж) (Ф. №2, стр. 010)13.
Данныйпоказатель показывает, сколько прибыли приходится на одну единицу реализованнойпродукции.
Еслипредприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходиморазработать инвестиционную политику (под инвестированием в данном случаепонимается долгосрочное финансирование). Информация о средствах,инвестированных в предприятие, может быть рассчитана но данным баланса каксумма собственных источников средств и долгосрочных обязательств (или, что тоже самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).
Рентабельностьинвестиций (Ри) рассчитывается следующим образом:
Пдн (Ф. №2, стр. 140)
Ри=----------------------------------------------------*100%,(4)
(Б-Ок) (Ф. №1, стр. 700; Ф. №1, стр. 690)
Где Пдн –прибыль до налогообложения (Ф. №2, стр. 140),
Б- валютабаланса (Ф. №1, стр. 700),
Ок –краткосрочные обязательства (Ф. №1, стр. 690).
Показательрентабельности инвестиций рассматривается в практике финансового анализа какспособ оценки «мастерства» финансовых менеджеров по управлению инвестициями.Поскольку руководство предприятия не может влиять на величину уплачиваемыхналогов на прибыль, для более точного расчета показателя в числителеиспользуется величина прибыли до уплаты налогов на прибыль. Финансовыеменеджеры не только контролируют изменение рентабельности продаж, но ирентабельность производства отдельных видов продукции (Рпрод).
В том случаеприбыль (убыток) от продаж отдельных видов продукции (Ппр) относится к полнойсебестоимости этой продукции (ПС)2.
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
Рпрод=---------------------------------*100%, (5)
ПС (Ф. №2, стр. 020)
Далее напримере реальных отчетных данных ОАО «Завод бурового оборудования» рассчитаемдинамику показателей рентабельности (табл. 6).
Таблица №6
Расчетпоказателей рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования» (по данным балансаи отчета о прибылях и убытках за год) (в тыс. руб.)
№
п/п Показатель 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение 2006/2005 2007/2006 (+/-) % (+/-) % I Данные для расчета 1 Выручка(нетто) от продаж 64784 109842 195093 +45058 165,55 +85251 177,61 2 Полная себестоимость проданной продукции 38976 64683 121088 +25707 165,96 +56405 187,2 3 Прибыль (убыток) от продаж 9722 13442 29166 +3720 138,26 +15726 216,99 4 Прибыль до налогообложения 5883 7339 18692 +3456 189,0 +11353 254,69 5 Чистая прибыль 3888 4701 12083 +813 120,9 +7382 257,0 6 Активы 44297,5 53611 73484 +9313,5 +19873 135,98 137,1 7 Собственные средства 39424,5 41735,5 48287 +2311 +6551,5 105,86 115,7 8 Краткосрочные обязательства 4480,5 11127,5 23979,5 +6647 +12852 248,35 215,5 II Показатели рентабельности, % 1 Рентабельность активов (5/6) 8,8 8,8 16,4 100 +7,6 186,4 2 Рентабельность инвестиций (4/6-8) 14,8 17,3 37,8 +2,5 116,9 +20,5 219,8 3 Рентабельность собственного капитала (5/7) 9,9 11,3 25,0 +1,4 114,1 +13,7 221,2 4 Рентабельность продаж (3/1) 15,0 12,2 14,9 -2,8 81,3 +2,7 122,1 5 Рентабельность продукции (3/2) 24,9 20,8 24,1 -4,1 +3,3 83,5 115,9
Показателирентабельности активов, инвестиций и собственного капитала ОАО «Завод буровогооборудования» за отчетный период существенно возросли, что свидетельствует обулучшении капитала и инвестиций. Рост прибыли существенно опережал рост активови собственного капитала. Показатели рентабельности продаж и рентабельностипроизводства продукции при этом снизились (в 2006 г. по сравнению с 2005г., а в2007г. произошло небольшое увеличение этих показателей), хотя их абсолютныйуровень продолжал оставаться довольно высоким (122,1% и 115,9% соответственно в2007 г.).
Методологияфакторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложениеисходных формул по всем качественным и количественным характеристикаминтенсификации производства и повышения эффективности хозяйственнойдеятельности.
Например, дляанализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можноиспользовать трехфакторную модель.
Рентабельностьфондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основныхфондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 руб.продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда,материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровеньрентабельности определяется по методу цепных подстановок или интегральномуметоду оценки факторных влияний.
Проведемфакторный анализ рентабельности капитала. Для факторного анализа используемтрехфакторную модель. Она выглядит следующим образом:
P/N λp
R=---------------=-----------, (6)
F/N + E/N λF+λE
где λp– прибыльность продукции;
λF– фондоемкость продукции;
λE –оборачиваемость оборотных средств.
Таблица №7
Факторныйанализ рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования» за 2006 год.Показатели
Условн.
Обозн. 2005 год 2006 год Отклонения (+/-) % 1 2 3 4 5 6 Объем продаж, тыс. руб. N 64784 109842 +45058 169,5 Основные фонды, тыс.руб. F 43691,5 43313,5 -378 99,13 Оборотные средства, тыс.руб. E 44297,5 33611 +9313,5 75,87 Прибыль, тыс.руб. P 3888 4701 +813 120,9 Рентабельность капитала R 9,9 11,3 +1,4 114,14 Факторы Прибыльность продукции P/N 0,06 0,0428 -0,0172 0,26 Фондоемкость продукции F/N 0,6744 0,3943 -0,2801 58,5 Оборачиваемость оборотных средств E/N 0,6838 0,4881 -0,1957 71,38 /> /> /> /> /> /> />
Сначаланайдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов.
Для базисногогода:
P/N λp 0,06
R0=---------------=-----------=------------------ =0,0442= 4,42%.
F/N + E/N λF+λE 0,6744+0,6838
Для отчетногогода:
P/N λp 0,0428
R1=---------------=-----------=------------------=0,0487= 4,87%.
F/N + E/N λF+λE 0,3943+0,4881
Для отчетногогода:
P/N λp 0,0619
R=---------------=-----------=------------------=0,0889=8,89%.
F/N + E/N λF+λE 0,3197+0,3767
Такимобразом, прирост рентабельности составляет:
∆R2006/2005=0,0487-0,0442=0,0045= 0,45%.
Рассмотрим,какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
1. Исследование влиянияизменения фактора прибыльности продукции
1.1.Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, чтоизменялась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторовостались на уровне базисных:
λ1p 0,0428
RλP=--------------=------------------=0,0315=3,15%.
λ0F+λ0E 0,6744+0,6838
1.2. Выделяемвлияние фактора прибыльности продукции:
∆ RλP=RλP — R0= 0,0315-0,0442=-0,0127=-1,27%.
2. Исследование влиянияизменения фондоемкости.
2.1.Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменилисьдва фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всехостальных факторов остались на уровне базисных:
λ1p 0,0428
RλF=-------------=---------------------=0,0397=3,97%.
λ1F+λ0E 0,03943+0,6838
2.2. Выделимвлияние фактора фондоемкости:
∆RλF=RλF — RλP=0,0397-0,0315=0,0082=0,82%.
3. Исследование влиянияоборачиваемости оборотных средств.
3.1.Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать какусловную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех фактороврентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств(расчет R1=0,0487 приведен выше).
3.2. Выделяемвлияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
∆RλF=R1 — RλF=0,0487-0,0397=0,009=0,9%.
Итак,
∆R= R1-R2=RλP+ RλF+ RλF=-0,0127+0,0082+0,009=0,0045=0,45%.
Таблица №8
Факторныйанализ рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования» за 2007 год.Показатели
Условн.
Обозн. 2006 год 20067год Отклонения (+/-) % 1 2 3 4 5 6 Объем продаж, тыс. руб. N 109842 195093 +85251 177,6 Основные фонды, тыс.руб. F 43313,5 62370,5 +19057 144,0 Оборотные средства, тыс.руб. E 33611 73484 +39873 218,6 Прибыль, тыс.руб. P 4701 12083 +7382 257,0 Рентабельность капитала R 11,3 25,0 +13,7 221,2 Факторы
Фактор 1:
Прибыльность продукции P/N 0,0428 0,0619 +0,0191 144,6
Фактор 2:
Фондоемкость продукции F/N 0,3943 0,3197 -0,08 81,1
Фактор 3:
Оборачиваемость оборотных средств E/N 0,4881 0,3767 -0,1114 77,2 /> /> /> /> /> /> />
Сначаланайдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов.
Для базисногогода:
P/N λp 0,0428
R0=---------------=-----------=------------------ =0,0487= 4,87%.
F/N + E/N λF+λE 0,3943+0,4881
Для отчетногогода:
P/N λp 0,0619
R=---------------=-----------=------------------=0,0889=8,89%.
F/N + E/N λF+λE 0,3197+0,3767
Такимобразом, прирост рентабельности составляет:
∆R=0,0889-0,0487=0,0442=4,02%.
Рассмотрим,какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
4. Исследование влиянияизменения фактора прибыльности продукции
4.1.Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, чтоизменялась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторовостались на уровне базисных:
λ1p 0,0619
RλP=--------------=------------------=0,0705=7,05%.
λ0F+λ0E 0,3943+0,4881
4.2. Выделяемвлияние фактора прибыльности продукции:
∆ RλP=RλP — R0= 0,0705-0,0487=0,0218=2,18%.
5. Исследование влиянияизменения фондоемкости.
5.1.Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменилисьдва фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всехостальных факторов остались на уровне базисных:
λ1p 0,0619
RλF=-------------=---------------------=0,0766=7,66%.
λ1F+λ0E 0,3197+0,481
2.2. Выделимвлияние фактора фондоемкости:
∆RλF=RλF — RλP=0,0766-0,0705=0,0061=0,61%.
6. Исследование влиянияоборачиваемости оборотных средств.
6.1.Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать какусловную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех фактороврентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств(расчет R1=0,0889 приведен выше).
2.2. Выделяемвлияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
∆RλF=R1 — RλF=0,0889-0,0766=0,0123=1,23%.
Итак,
∆R= R1-R2=RλP+ RλF+ RλF=0,0218+0,0061+0,0123=0,0402=4,02%.
Такимобразом, на показатель рентабельности капитала оказал наибольшее влияние факторприбыльности продукции(0,0218). Наименьшее влияние оказал фактор фондоемкости(0,0061). Суммарное влияние факторов составило 0,0402.
3.Направления повышения эффективности функционирования ОАО «Завод буровогооборудования»
Проведенныйанализ показывает, что ОАО «Завод бурового оборудования» является эффективно функционирующимпредприятием, поскольку у предприятия большая величина собственных средств,чистой прибыли и прочих доходов, что очень положительно влияет на егофинансовое положение и на привлекательность всего предприятия для внешнихинвесторов.
Напредприятии за 2007 год получены следующие результаты:
1. Выручка отреализации услуг составила – 195093 тыс. руб.
2.Себестоимость реализованных услуг– 121088 тыс. руб.
3.Прибыль отосновной деятельности — 29168 тыс. руб.
4.Прочиедоходы:
— от прочейреализации — 4821 тыс. руб.;
— процентыбанка, проценты по векселям — 79 тыс. руб.
5.Налоги(кроме налога на прибыль) — 36295 тыс.руб., т.ч ЕСН-8830 тыс.руб.
6.Налог наприбыль — 6482 тыс. руб.
7. Премии,материальная помощь, дополнительные отпуска, командировочные расходы -7083 тыс.руб.
8.Чистаяприбыль — 12083 тыс. руб.
Какпоказывает анализ, на предприятии наблюдается увеличение прибыли от реализации продаж,а также себестоимости проданных товаров.
На изменение прибылиповлияли следующие факторы: себестоимость проданных услуг, разновидность выполняемыхработ, объем реализации, среднее изменение цен вследствие инфляции. Наибольшеевлияние на изменение убытка оказывает себестоимость.
В результатепроведенного анализа показателй рентабельности активов, инвестиций и собственногокапитала ОАО «Завод бурового оборудования» за отчетный период, можно сделатьвывод о том, что эти показатели существенно возросли, что свидетельствует обулучшении капитала и инвестиций. Рост прибыли существенно опережал рост активови собственного капитала. Показатели рентабельности продаж и рентабельностипроизводства продукции при этом снизились (в 2006 г. по сравнению с 2005г., а в2007г. произошло небольшое увеличение этих показателей), хотя их абсолютныйуровень продолжал оставаться довольно высоким (122,1% и 115,9% соответственно в2007 г.). Рентабельность продаж составила 24,1%, т.е. на каждый рубль выручкиприходится 0,24 руб. прибыли от продаж. Факторный анализ рентабельностикапитала выявил, что суммарное влияние факторов прибыльности продукции,фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств в целом положительно, однаконаибольшую долю влияния оказал фактор прибыльности, а наименьшую –факторфондоемкости. Это говорит о том, что предприятие должно проводить рядмероприятий, способствующих увеличению прибыли и показателей рентабельности.
Для повышенияэффективности функционирования ОАО «Заводу бурового оборудования» рекомендуется:
1. провестикомплекс мероприятий по снижению уровня себестоимости:
— внедрениеновой прогрессивной технологии, модернизация оборудования;
— сокращениезатрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда.
2. провестиряд маркетинговых мероприятий, способствующих проникновению на новые рынки ипривлечению большего числа потенциальных клиентов;
3. разработотьи создать новую конкурентоспособную продукцию и выводить ее на новые, еще неосвоенные рынки;
4. созданиекомплексной системы управления персоналом для достижения стратегических целейпредприятия;
5. провестимасштабную и эффективную политики в области управления активами и кредиторскойзадолженностью. Целесообразно провести политику по снижению кредиторскойзадолженности, и уменьшению зависимости предприятия от внешних источниковфинансирования;
6. больше вниманияуделять больше внимания повышению скорости движения оборотных средств, сокращениювсех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделийот производителя к потребителю. Улучшать качество выполняемых работ, чтоприведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятиязаказчиками работ;
7. увеличить объемыпроизводства выполняемых работ за счет более полного использования производственныхмощностей предприятия.
Выполнениеэтих предложений несомненно повлияет на эффективность функционирования ОАО«Завод бурового оборудования».
Заключение
Прибыль –важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельностипредприятия. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условияхрыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способнойобеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только какосновная цель, но и как главное условие деловой активности, эффективностивыполнения своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствиис имеющимся спросом на них. Систематический недостаток прибыли и еенеудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованностибизнеса – одна из главных внутренних причин банкротства.
Получениенаибольшей прибыли является мотивационным стимулом для:
— повышениязаинтересованности предприятия и трудового коллектива в эффективномхозяйствовании, так как от конечных результатов зависят доходы предпринимателейи работников;
— конкуренциимежду хозяйствующими субъектами; в этой борьбе побеждает наиболее финансовоустойчивые и рентабельные предприятия, способные при необходимости расширятьсвою деятельность, маневрировать своими ценами на продукцию.
Следовательно,в рыночных условиях успешно развиваются лишь те предприятия, которые руководствуютсяв своей деятельности мотивом максимизации прибыли. По прибыли можно определитьрентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и концернов(холдингов).
Конечныйфинансовый результат хозяйственной деятельности предприятий (организаций)характеризуется абсолютной величиной прибыли. Сумма прибыли выражаетколичественную сторону финансового результата хозяйственной деятельностипредприятия (организации). Однако она не всегда дает возможность объективнойоценки работы предприятия или разных предприятий в одно и то же время.Например, два предприятия, имея разный объем деятельности основных и оборотныхсредств, получили одинаковую сумму прибыли. Сказать, что они работали одинаковоуспешно, однако, нельзя. В связи с этим для объективной оценки деятельностипредприятий используется относительный показатель – рентабельность. Онахарактеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному изпоказателей функционирования предприятий. Выбор относительного показателя зависитот того, какая сторона финансово-хозяйственной деятельности изучается. Уровеньрентабельности исчисляется в процентах.
К основнымфакторам, влияющим на величину показателей прибыли и рентабельности, относятсявнешние и внутренние факторы.
К группе внешних – независящих, от предприятия, или неконтролируемых – факторов относятся:
— чрезвычайные события,природные (климатические) условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция,социальные условия в стране, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительныезатраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль – удругих;
— изменениегосударственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию,потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов науслуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчисленийставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов,выплачиваемых предприятием;
— нарушение дисциплины похозяйственным вопросам поставщиками, снабженческо-сбытовыми, финансовыми,банковскими и другими органами, затрагивающие интересы предприятия.
К группе внутренних –зависящих от предприятия и контролируемых им факторов относятся: основныефакторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные снарушением хозяйственной дисциплины (материально-технические, экономические исоциальные факторы).
Список использованныхисточников
1. Селезнева Н.Н., ИоноваА.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-479с.
2. Карелин В.С. Финансыкорпораций: Учебник.-М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К»,2005.-620с.
3. Шеремет А.Д., ИоноваА.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие.-2-е изд., испр. Идоп.-М.: ИНФРА-М, 2006.-479с.
4. Попов Е.М. Финансыпредприятий: учебник/ Е.М. Попов.-М.: Высш. Шк., 2005.-573с.
5. Финансы организаций(предприятий): Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, М.М. Бурмистрова идр.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ_ДАНА,2004.-368с.
6. Устав ОАО «Заводбурового оборудования», 2002.-16с.
7. сайт ОАО «Заводбурового оборудования»: www.zbo.ru
8. Отчетный докладгодовому собранию акционеров ОАО «Завод бурового оборудования» за 2005 год,2006.-26с.
9. Годовой отчет ОАО«Завод бурового оборудования» за 2006 год, 2007.-84с.
10… Годовой отчет ОАО«Завод бурового оборудования» за 2007 год, 2008.-76с.
11. Шуляк П.Н. Финансыпредприятия: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство –торговаякорпорация «Дашков и К», 2005.-712с.
12. Любушин Н.П.Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы икредит» / Н.П. Любушин.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-423с.
13. Попова Р.Г. Финансыпредприятий / Р.Г. Попова, СПб.: Питер, 2007.-208 с.
14. Гаврилова А.Н.Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / А.Н. Гаврилова, А.А.Попов.-4-е изд., стер.- М.: КноРус, 2008.-608 с.
15. Рукина С.Н. Финансыкоммерческих предприятий и организаций: учебное пособие для вузов / С.Н.Рукина. – М.: Экспертное бюро.-2000.-176 с.