Федеральныйбюджет РФ, проблемы его формирования
Введение
В 2007 г. страна вышла нановый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. Былутвержден первый в истории нашей страны трехлетний бюджет, который является, всущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленной намодернизацию российской экономики, ее диверсификацию. Еще одним событием 2007года стало вступление в силу нового Бюджетного кодекса, определяющегоформирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину,налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержанию экономики,социальные расходы. Таким образом, новый Бюджетный кодекс можно считать однимиз основных документов страны.
В современной рыночнойэкономике государство планирует свою деятельность на много лет вперед.Естественно, что в таких условиях встает вопрос о необходимости долгосрочногофинансового планирования, одним из рычагов которого и является трехлетний бюджет.
Цель данной работы –раскрыть сущность трехлетнего бюджета Российской Федерации 2009-2011 гг.,рассмотреть его содержание и структуру.
Для реализации целинеобходимо решить следующие задачи:
- рассмотретьосновные понятия бюджета и его функции
- рассмотретьструктуру доходов и расходов бюджета на 2009 г.
- выявить проблемыформирования бюджета на 2009 г.
- рассмотретьвлияние финансового кризиса на формирование бюджета
1. Бюджетгосударства и его значение в жизни страны
Бюджет занимаетцентральное место в любой финансовой системе. К трактовке понятия «бюджет»существуют различные подходы, что обусловлено многогранностью бюджета каксоциально-экономического явления.
Как экономическаякатегория бюджет государства представляет собой часть экономических (денежных)отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводуперераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образованияи использования централизованного фонда денежных средств.
Применительно к публичнымфинансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фондстраны, основное предназначение которого – финансирование широкого кругаобщественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческогоаппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).
Как финансовый планбюджет – это роспись (смета) государственных расходов и предполагаемых для ихпокрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляетюридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует иорганизует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координацияосуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями другихфинансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планахпредприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые посмете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной частисоответствующего бюджета[1].
Как юридическиоформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выраженииотражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
В статье 6 Бюджетногокодекса РФ дается следующее определение бюджета:
бюджет – форма образования и расходования фондаденежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления.
Роль бюджета какфинансовой базы деятельности органов власти определяется системойхозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческимии национальными традициями.
Именно с помощью бюджетагосударство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающихучастках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферамиобщественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такогомноговидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе стем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньяхэкономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжениегосударства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает,соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему егопотребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно можетбыть не просто средством государственного экономического регулирования, онможет реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темповнаучно-технического прогресса, обновление и совершенствованиематериально-технической базы общественного производства[2].
2.Основные параметры бюджета 2009-2011 (доходы и расходы)
Формирование доходовфедерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года осуществлялось наоснове сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерациина 2009-2011 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2009-2011года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году.
Минэкономразвития РФ в2008 г. разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до2011 года по двум основным вариантам[3].
Так, в основных вариантахпрогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренноеснижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего,изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностьюреализации правительственных мер по усилению инновационного характерароссийской экономики и ее диверсификации.
Первый вариант —инерционный — отражает развитие российской экономики в условиях замедленияроста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособностиотечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынкеипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционнойактивности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования иотносительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса.Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 проц в 2007 г до 5,4—5,9 проц в 2010—2011годах.
Второй вариант —инновационный — ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособностироссийского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности иосуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитиебанковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в2009—2011 годы прогнозируются на уровне 6,2—6,7 проц.
В инновационном вариантепредусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение иповышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы ростаэкономики, сколько на качество экономического роста и разворот российскойэкономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного дляразработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагаетсявторой вариант прогноза — инновационный.
Всоответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:
Доходы: в 2009 году — 10927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году — 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) ив 2011 году — 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009году — 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб.(5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.
Объем Резервного фонда: в2009 году (на конец года) — 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году — 5 914,6 млрд.руб. и в 2011 году — 6 761,0 млрд. руб.
Объем Фонда национальногоблагосостояния: в 2009 году — 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году — 4 588,1 млрд.руб.; в 2011 году — 6 080,1 млрд. руб.
Объем Инвестиционногофонда: в 2009 году — 252,6 млрд. руб.; в 2010 году — 100,0 млрд. руб.
На обеспечениефункционирования и развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.
Объем ВВП: в 2009 г. — 51475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году — 59 146 млрд. руб.; в 2011году — 67 610 млрд. руб.
Уровень инфляции: в 2009году — 8,5%; в 2010 году — 7,0%; в 2011 году — 6,8%.
Среднегодовой курс рубляк доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 — в 2010 году и 27,3 — в 2011 году.
Структура расходов и ихдинамика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Функциональная структурарасходов[4]Наименование 2008 (закон) 2009 2010 2011 млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. % всего 7 021,9 9 024,70 28,5 10320,3 14,3 11317,7 9,7 общегосударственные вопросы 870,3 1317,4 41,4 1236,8 -6,1 1203,9 -2,7 национальная оборона 1016,7 1277,5 25,7 1390,7 8,9 1480,5 6,5 национальная безопасность 827,2 1085,9 31,3 1198,3 10,4 1266,1 5,7 национальная экономика 771,3 1039,4 34,8 1181,2 13,6 1384,8 17,2 ЖКХ 64 107,7 68,2 118,3 9,8 110,3 -6,4 охрана окружающей среды 9,9 13,8 39,7 17,7 6,3 15,1 2,6 образование 336,1 423,1 25,9 468,8 10,8 484,9 3,4 культура, СМИ 93,7 113,9 21,6 114,4 0,4 114,4 здравоохранение и спорт 230 365,8 59,1 379,4 3,7 382,2 0,8 социальная политика 275,6 297,7 8 338,6 13,7 307,9 -9,1 межбюджетные трансферты 2527,3 2982 18 3621,1 21,4 4001,7 10,5
Продолжится реализацияприоритетных национальных проектов:
- «Образование» — объем расходов в 2009 году — 30,9 млрд. руб., в 2010 году — 7,9 млрд. руб. и в2011 году — 7,9 млрд. руб.;
- «Здоровье» — в2009 году — 111,9 млрд. руб., в 2010 году — 105,9 млрд. руб. и в 2011 году109,3- млрд. руб.;
- «Доступное икомфортное жилье — гражданам России» — в 2009 году — 91,2 млрд. руб., в 2010году — 69,1 млрд. руб., в 2011 году — 10,6 млрд. руб.
- Государственнаяпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов,сырья и продовольствия: на 2009 год — 120 млрд. руб.; на 2010 год — 140 млрд.руб. и 2011 год — 146 млрд. руб.
Как мы видим, по многимключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальнымбюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.
Однако нужно заметить,что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начиналиразрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса. О том какповлиял мировой кризис на формирование бюджета рассмотрено в 3 пункте нашейработы.
3.Проблемы формирования федерального бюджета РФ в условиях мирового кризиса
Инфляция. />/>Прогнозыпо инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будутпересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутатыостановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Она уже сегодня выглядитутопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году.Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но ценыросли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кромекак изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила иэтот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.
Междутем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение насферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения изаметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно можетначать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на ростцен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожаниеимпортных товаров — как инвестиционных, так и потребительских, а также рядауслуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто изэкономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидим[5].
Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджетеПравительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимостидоходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть,газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходовфедерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, апо отношению к ВВП — с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.
Однако, какпоказывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовыхдоходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федеральногобюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объемедоходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец годапрогнозируется на уровне 50 %[6].
Объемрасходов в законе предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годомна 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.
Закономпредусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению спредыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году — на 1 259,7 млрд. рублей, в2011 году — на 923,2 млрд. рублей.
Во второй половине 2008года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мировогофинансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньшеналоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены нанефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться споследствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом.Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходныхпоступлений в бюджет.
Следующей проблемой вобласти доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности.Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходыот импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мироваяэкономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть.Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%[7].
В Бюджетномпослании[8] четко обозначены иосновные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальнаянаправленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. Вчастности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходовдолжны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований иопытно-конструкторских разработок...».
Реализацияэтого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использованияресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однакоструктура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остаетсяинерционной.
Зависимость российскойэкономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет.Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, ужепройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способныеподнять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находитсяв пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$.Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфиномрасчетные цены являются запредельными.
Естественно, возникаетвопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки,экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планыне пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам ЮрийВасильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 — 50 долларов, то конструкциябюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавалсяна случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 годаобъем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонданационального благосостояния — в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечатстабильную устойчивость бюджета[9].
Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценкиисполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие вовнимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.
Первичный дефицитфедерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей,или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксированпрофицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило7,56 триллиона рублей.
Ранее сообщалось, чтодефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогдагосударство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чемполучило.
До осени 2008 года Минфинкаждый месяц отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивыйэкономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чегоэкспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.
Федеральный бюджет Россиина 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров,которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса.Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новыебюджетные проектировки.
Президент России Д.Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных настабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки вбюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственнымгарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей.
Кроме того, ДмитрийМедведев подписал закон о повышении той части ставки налога на прибыль, котораяпойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будетотдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забиратьсебе не 2,5, а 2 процента.
Премьер-министр РФВладимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя измировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внестинеобходимые изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в41доллар за баррель», — заявил Путин 19 января на заседании Президиумаправительства[10].
Кроме того,по словам Кудрина, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам вфеврале рассмотрит параметры федерального бюджета на 2010-2012 годы. Онпояснил, что формировать трехлетний бюджет Минфин будет после того, какопределится окончательный объем бюджета на 2009 год.
При наибольших расходахдефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном — 7 процентовВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы — в размере9,025 триллиона рублей.
По прогнозамМинэкономразвития доходы бюджета в 2009 году составят 6,5 триллиона рублей. Чтокасается расходов, то на совещании у вице-премьера, состоявшемся 26 января 2009года, было представлено два варианта: 9,6 триллиона рублей и 9,4 триллионарублей[11].
По оценке Министерствафинансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель.Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры,предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит станет только в 2010 году исоставит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м — три процента ВВП. В 2009 г.дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 %.
Заключение
В «Основныхнаправлениях бюджетной и налоговой политики на 2009 и на период 2010-2011 годы»главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивостибюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного ростаэкономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развитиястраны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения надлительную перспективу.
Всоответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходыбюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, аих доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетнойсистемы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращениемфедеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).
То есть всреднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующеймодели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения долигосударственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечитьсбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызываетсомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренноймодернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, какстимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения.
Однако разразившийсякризис изменил приоритеты национальной экономики на ближайшие годы. Основнаязадача бюджетной политики в таких условиях это своевременно и оперативносреагировать на изменение приоритетов в экономики, на существенной сокращениедоходов бюджета и рост расходов, при условии продолжения развития курсасоциального развития страны. Такова задача бюджета на ближайшие годы.
Списокиспользованной литературы
1. О федеральномбюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный законРФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
2. Бюджетноепослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
3. Бюджетный кодексРФ
4. Финансы, денежноеобращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
5. Кудрин А.Л.Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. — №4.
6. Расходы бюджетастраны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» — Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.
7. ДокучаевД. Бюджет нездорового оптимизма // NewTimes. – 2008. – № 43.
8. Сайт Министерствафинансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: minfin.ru/
9. Бюджет-2009.Технические параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.polit.ru/dossie/2008/09/19/budget09.html